Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Описание чичикова. Образ, характер, характеристика чиновника Чичикова в поэме Мёртвые души – художественный анализ

С поэмой «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя знакомится каждый школьник. Очень важно понять произведение в литературе, прочувствовать каждого героя, понять его внутренний мир и характер. Именно это и является важным при изучении «Мертвых душ». Главным героем является Павел Иванович, о детстве и юности которого мы узнаем в самом начале. Автор поэмы представил главного героя безликим и без своего голоса, словно хамелеона. Персонаж умеет подстроиться под любого человека, чтобы достичь свою главную цель – собственное благополучие. Наша задача понять, как проявляется характер Николая Чичикова в общении с Маниловым, Коробочкой и помещиками.

Характер Чичикова в общении с Маниловым

Манилов – «весьма обходительный» помещик, о котором уже известно в первой главе поэмы. У него «сладкие, как сахар» глаза. Манилов встретил Чичикова с улыбкой. Тон его был сладок, но сладко фальшив, как и его улыбка, которая хоть немного красила его серые будни. Сладкий голос Манилова – это лишь способ угодить гостю. Чичиков с легкостью ведет разговор с Маниловым об интересующей его цели, но Манилов застал его врасплох вопросом «Для чего это все вам нужно?». Несмотря на сноровку Чичикова по расположению к себе людей, такого хода беседы он не ожидал, поэтому оба и сидели с отрытыми ртами. Чичиков опомнился и уверил своего собеседника, что сделка легальна, и он был прав. Чичиков убедил Манилова, что эта сделка окажется огромной честью, после чего Манилов сразу же согласился. Чичиков произнес свою сладкую речь с благодарностями и ушел, раздумывая над новыми мифами и выгодности продажи мертвых душ.

Характер Чичикова в общении с Коробочкой

Коробочка – старая хозяйственная женщина, но ограничена и закрыта для других людей. Поэтому, чтобы сделка состоялась, Чичиков старается понять своего собеседника. Так он начинает вживаться в образ Коробочки и понимает, что комплименты на нее не действуют, как на Манилова, и говорит с ней только по делу. Чичиков был недоволен ее любопытностью, ведь она даже не знала, что мертвые души можно купить или продать. Коробочка оказалась жадной, и она выбрала деньги.


Характер Чичикова в общении с Ноздревым

Ноздрев – непредсказуемый человек, не контролирует себя. Придя в гости, Чичикова Ноздрев знакомит со своим хозяйством, начиная с конюшни. Чичиков воспринял это как явное хвастовство, и отношение к нему сложилось отрицательное. Помещик не уделил внимание обеду и лишь в 5 часов они сели за стол. Далее следует выпивка, ссора между собеседниками. Затем они начинают играть в шашки на души. Ноздрев проиграл, и не признав этого начинает драку с Чичиковым. Чичиков спасается бегством. Убегая, Чичиков не может понять, зачем доверился этому аферисту. Но одно их объединяло – они оба действуют ради корыстных целей.


Характер Чичикова в общении с Собакевичем

Собакевич – грубый, способен на ругательства, любит деньги. Поэтому уже в начале обеда у них возник спор насчет стола у губернатора. Далее Чичиков заявляет о своей цели, но начал говорить как-то издалека. Он рассказывает о существующем законе, но понимает, что говорить с Собакевичем по-простому не получится. Поэтому он начинает говорить дипломатично, с некой официальностью. Даже слово «мертвые» души Чичиков заменяет на «несуществующие», чтобы придать мягкость и не акцентировать на этом внимание Собакевича.


Характер Чичикова в общении с Плюшкиным

Плюшкин – духовно запущенный человек, достаточно скупой. Чичиков сразу возвращает в действие любезность и начинает угождать помещику, называя его «почтенным, добрым стариком». Однако Плюшкин не любезен к гостю, не приветлив и даже не пригласил его к столу. Чичиков в мыслях радуется, что «перехватил Ватрушку у Собакевича». Интересуясь душами Плюшкина, Чичиков ссылается на своего приятеля, но в мыслях язвительно смеется, потому что покупал их для самого себя. Уходя от Плюшкина, в мыслях он радуется удачной сделке.


Внутренний мир Чичикова так и остался для нас неизвестным. Он нигде не повторился. Он словно профессиональный актер и психолог, который умело располагает к себе людей. Ноздрева он так и не смог расположить к себе, потому что сам не является грубым, для него это чуждо. Чичиков готов притворяться, ради своей выгоды. Этому его научили еще с детства. Поэма «Мертвые души» заслуживает нашего внимания, столько жизненных примеров представлены на ее страницах. Стоит только раздумывать, о чем бы мы узнали во втором томе, если бы он сохранился.

Павел Иванович Чичиков - главный герой поэмы "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя.

Чичиков в поэме среднего возраста. Родился в бедной семье. Родители не хотели такой жизни своему сыну, поэтому воспитывали его, прививая способности к добыче денег. Отправляя сына учиться, отец наказывал Павлу угождать учителям, беречь каждую копейку и во многом себе отказывать. Не заводить друзей, так. как толку от них никакого, а дружить только с богатыми, от которых будет польза.

Павел Иванович так и сделал и закончил учебу с хорошими рекомендациями от преподавателей. С одноклассниками он хитрил: делал так, что они с ним делились, а потом им же эти вещи и продавал. Чичиков был очень способным молодым человеком, умным. Однажды смастерил фигурку из воска и продал ее, завел мышку, занялся ее дрессировкой и тоже продал за хорошие деньги. Умел быстро считать арифметику в голове, имел склонности к математическим наукам.

Внешне Чичиков был привлекательным. Немного полным, но в меру. Ему очень нравилось его лицо, особенно подбородок.

Павел Иванович сильно хотел разбогатеть. Но богатства он хотел не для того, чтобы просто оно было. Он хотел от души пользоваться этими благами и жить шикарной жизнью. Хотел обеспечить своих будущих детей и оставить им наследство. После учебы поступил на службу. Всячески угождал начальству, что располагало их к нему. Освоившись, стал брать взятки, про которые узнали, и Чичикову пришлось оставить службу. Сумел скопить много денег, но и с ними тоже ничего не вышло.

Но и после этого Чичиков не сдавался и решился на новую авантюру: скупить мертвые души, а потом продать за хорошие деньги, как живые. У него были хорошо развиты психологические качества. Из-за способности угождать людям, Павел Иванович выучил психологию людей и умел найти подход к каждому. Он тщательно изучил привычки господ из высшего общества и научился применять их к себе. Также он умел мастерски лицемерить, чтобы добиться своей выгоды, выдавая себя за честного и благородного человека. То что Чичиков из простого народа выдавало только его незнание французского.

Несмотря на его качества, присущие только подлым людям, у Павла Ивановича были и обычные. Он был сострадательным человеком, всегда подавал монету бедным. С женщинами он не водился, так как знал, что до добра это не доведет. У Чичикова полностью отсутствовали романтические наклонности. Мысль, кроме как женщина красива, дальше у него не развивалась.

Если просмотреть внимательно поэму, то можно заметить, что у Чичикова присутствуют те же качества, что и у людей, у которых он покупал души. Этим и объясняется то, что он быстро находил с ними общий язык.

Сочинение про Чичикова

Знаменитая поэма писателя относится к тем незабываемым вещам искусства, которые представляют собой обобщение в виде художественных масштабов, направленное на решение проблем жизни человека. Пустота в духовном мировоззрении людей скрывается не только в условиях общества, но и в особенностях склада личности.

По-особому, ярко показал автор одного из таких представителей - Павла Ивановича Чичикова. Отсутствие интереса к жизни данного персонажа подчеркивается тем, что в его духовных поступках не происходит никаких изменений, он весь находится в какой-то суете. Его бричка долго не сходит с какого-то заколдованного круга. Вся жизнь подчинена одной цели- обогащению ради достижения хороших условий. Эта простая мечта и подпитывает его энергию. Главный герой не забывает совет отца о том, что нужно беречь каждую монету. Чичиков перестает сочувствовать людям. Это видно из его жизни. Он бросает учителя, который совсем спился, совершает предательство в отношении руководителя по службе, предается радости высокой смертности крестьян, однако может всем угождать, в особенности высокопоставленным чиновникам.

Обучаясь в училище, Чичиков, благодаря своей опрятности и усердием, становится одним из любимых учеников. На службе также добивается признания начальства. Прибыв в город NN, он также продолжает говорить лестные слова местным чиновникам. Из каждой беседы Павел Иванович берет для себя какую-то выгоду. Даже Гоголь, изображая его образ, подчеркивает некоторую неопределенность в его виде. Так, разговаривая с Маниловым, он предстает перед нами юношей, бесконечно всем восторгающим, а в беседе с Плюшкиным сидит важный господин, который много повидал в жизни. Прямодушие чуждо Чичикову. Ему радостно только от того, что он совершает выгодную сделку. Чичиков даже напевает после того, как он удачно приобрел мертвые души у Плюшкина. Мы видим, что даже речь наполнена пошлыми словами, особенно это представлено в разговоре с Ноздревым о красивой блондинке. Чичиков вынужден совершить бегство из города, но и на этот раз он достиг своей цели, приблизился еще на один шаг к своим счастливым моментам, а все остальное для него не важно.

Подробный анализ героя

Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям. Такое заявление кажется абсурдным лишь до того момента, пока Павел Иванович не показывает свою истинную натуру.

Изначально Гоголь показывает положительные стороны Чичикова: его умение вести разговор, направлять его в нужное русло, умение вовремя остановиться или, наоборот же, подметить множество деталей лишь одним метким словом. Это все показывает опыт, воспитанность, благородное поведение и ум персонажа. Все, с кем общался герой, отмечают разные положительные качества его характера.Это наталкивает на мысль, что Павел Иванович мастерски умел подбирать ключи к общению с абсолютно разными людьми, как по возрасту, так и по статусу.

Гоголь считает важным показать в образе героя биографию, в ходе повествования которой отмечает, почему персонаж стал таковым, какой есть сейчас. Построение существующего обличия Чичикова началось еще в детстве, когда отец объяснял маленькому мальчику простые истины, вроде того, что любую копейку нужно беречь. В результате это привело к тому, что Павел Иванович научился находить выгоду во многом. Приведены даже слова о том, что Чичиков промышлял созданием и продажей восковых и красиво выкрашенных снегирей.

Став старше, персонаж учится понимать людей. Хорошо выучив своё институтское начальство, он без труда находить способы общения. В результате ему выдали хороший аттестат с отметкой о надлежащем поведении. Думая о том, что будет с ним дальше, Чичикову было проще всего представить себя в роли богатого и состоявшегося человека.

Скверный характер героя особо проявляется в моменты его службы в разных организациях. Путем взяток и мошенничества, персонаж быстро становится богатым. Но неправильное поведение замечают, его разоблачают быстро и итогом всех дел становится полный провал. После нескольких неудач Чичиков решает: ему нужно приобретать мертвые души.

Чичиков знал о том, что ревизия и подати, которые уплачивают помещики во время её проведения, больно бьет владельцев душ по кошельку. Гораздо дешевле выходит, если считать тех, кто умер во время перерыва между ревизиями, живыми.

Именно поэтому герой оказывает в губернском городе. Его цель – мертвые души. Как только он оказался в городе, пришлось действовать. Он усиленно посещал городские мероприятия, наведывался к чиновникам, знакомился с ними и льстил им. Чичиков пытался выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души. Это говорит о том, что в образе есть место хладнокровной расчётливости.

Не составило труда для Чичикова обрести здесь друзей. Он умело выстроил нужные ему связи даже с такими личностями, с причудами которых нелегко смириться и понять их. Показывая свои качества мечтателя, Павел Иванович бесплатно получил от Манилова мертвые души, получил их он так же и от Собакевича, и от Коробочки.
«Подлец» - вот что говорит о Чичикове его автор.

И действительно, насколько бы живого и интересного не было добавлено в образ Павла Ивановича, его отрицательные качества никак не остаются в стороне. Эта его «плохая» сторона полностью перекрывает все хорошее, что только можно было бы наблюдать. Эгоизм, нежелания принимать чужую сторону, стремление получить высокий доход и неучастие в делах общественности – вот что главным образом сочетает в себе герой Гоголя Чичиков Павел Иванович. А имеющиеся проявления снисходительного отношения и понимания в редких случаях, умение веселиться – лишь качества, показывающие живого человека.

Гоголь очень умело подчеркнул неопределённость в образе Чичикова, внешне персонаж у него ни толст ни тонок, не красавец и не урод. Характер персонажа довольно не простой, понять его порой сложно. Гоголь тщательно исследуя поступки и мысли героя, наталкивает читателя на мысль, что в рассуждениях Чичикова есть некая справедливость, но в то же время называет его подлецом.

Главным предметом внимания в «Мертвых душах» стал новый в русской литературе тип «хозяина, приобретателя». Цель изображе­ния этого героя - «вперя в него испытующий взгляд, изведать его до первоначальных причин» и снять налет внешней благопристойности:

Все сказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах…

Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его… Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.

Но не только умением скрыть свои пороки под маской доброде­тели отличается Чичиков от других героев. «Надобно отдать спра­ведливость непреодолимой силе его характера», - пишет Гоголь. Энергия, предприимчивость, деловая сметка как бы приподнимают Чичикова над застывшим миром «мертвых душ». Именно с образом Чичикова были связаны замыслы Гоголя о духовном воскресении и возрождении человека. Отголоски этих идей слышны уже и в пер­вом томе, хотя его Гоголь писал по образцу «Божественной коме­дии» Данте, и Чичиков играет роль Вергилия, проводника в «аду» «мертвых душ».

«Живое » и «мертвое » тесно переплетается в Чичикове. Деньги нуж­ны герою не как цель, а как средство. И хотя Гоголь иронизирует над заботой Чичикова о несуществующих потомках, все же мечты о доме, семье глубоко значимы и для автора. И если Плюшкин своей скаредностью разрушает семью, то Чичиков, как только появляются у него средства, заводит домик и начинает присматривать хозяйку. Стремлением к семейному счастью обусловлено и внимание к губер­наторской дочке. Размышления Чичикова о судьбе девушки перекли­каются с мыслями автора о «первоначальных причинах», об услови­ях формирования характеров:

Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выдет дрянь1.. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать большие, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выдет просто черт знает что!

Чичиков - единственный герой, чья жизнь предстает не отдель- ными эпизодами, а последовательно, шаг за шагом. Правда, в самой поэме Чичиков предстает и действует как уже сложившийся харак­тер, но в экспозиции (11 глава) показано его становление.

Анализируя 11 главу, обратите внимание на то, как осваивал Чичиков «науку жизни », выделите основные этапы развития ха­рактера:

Происхождение («Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает»);

Детство («Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно., ни друга, ни товарища в детстве!»);

Наставления отца («Смотри, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»);

Учеба в училище («Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»);

Служба в казенной палате;

Работа на таможне;

Идея о скупке «мертвых душ» («Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу1»)

Дополните предложенные примеры анализом 11 главы.

В нем типичность психологии Чичикова - «приобретателя»? Сравните его высказывания с рассуждениями чиновников в «Реви­зоре »:

Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы.

Какая сторона характера Чичикова раскрывается в эпизоде с губернаторской дочкой? Обратитесь к тексту 8 главы, рассмот­рите поведение героя на балу. Почему Чичиков отступает от своей роли «угождать всем людям без изъятья», ведь он «очень искусно умел польстить каждому »?

Обратите внимание на детали (речь, формы поведения), кото­рые не только доказывают способность Чичикова «польстить каждому», но показывают перевоплощение героя, умение гово­рить с каждым на его языке:

Прощание с Маниловым:

«Здесь, - тут он положил руку на сердце, - да, здесь пребудет приятность времени, проведенного с вами. И поверьте, не было бы для меня большего блаженства, как жить с вами если не в одном доме, то по крайней мере в ближайшем соседстве… О, это была бы райская жизнь! Прощайте, почтеннейший друг!»

Беседа с Собакевичем:

Пожалуйте только расписку.

Хорошо, дайте же сюда деньги!

На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете.

Да позвольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги!

О разговоре с Коробочкой:

Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта.

К каким эпизодам поэмы отсылает Гоголь читателя в объясне­нии характера героя? Есть ли общее у Чичикова с такими «приоб­ретателями», как Коробочка, Собакевич? Только ли на «среду» возлагает автор вину за героя - «подлеца»? Сопоставьте раз­мышления о страстях человеческих с рассуждениями о пути чело­века, о молодости и старости, вспомните, к чему призывает Гоголь молодых людей. Какие черты Чичикова могут быть зало­гом возможного воскресения? Как в гоголевском мире соотносятся среда, человек, «небеса»} Ответьте на вопросы, опираясь на ана­лиз образа Чичикова:

Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. При­обретение - вина всего; из-за него произвелись на свет дела, которым свет дает название не очень чистых… Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, все вначале покорны человеку, и потом уже становятся страшными властелинами его… И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес.

«Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообраз­ная куча! Вся Русь явится в нем!» - писал Гоголь Жуковскому. Насколько удалось писателю выполнить поставленную задачу} Насколько полно явилась в «Мертвых душах» «вся Русь»} Сопо­ставьте образ Руси в эпическом повествовании и лирических от­ступлениях.

И безыменные страданья..

Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой

  • Значение Слова о полку Игореве в русской литературе сочинение
  • Сочинение по произведению Повесть о настоящем человеке (Полевого)

    В 1946 году в свет выходит повесть советского автора Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке». Она рассказывает потрясающую историю лётчика, который во время Великой Отечественной войны

  • Фигура главного героя «Мертвых душ» Чичикова выделяется среди прочих персонажей своей сложностью и многоплановостью. В образе Чичикова предстает незаурядная личность, стремящаяся достичь успеха в жизни любыми доступными средствами. Потерпев фиаско в своих предыдущих авантюрах, персонаж решает реализовать новый хитроумный план скупки умерших крестьян, формально числящихся живыми. Чичиков намерен заложить их как живых и заработать на этом капитал. С этой целью он отправляется в путешествие, навещая различных помещиков.
    Можно заметить, что при посещении губернского города NN Чичиков в первую очередь наносит визиты чиновникам, облаченным властью:
    «В разговорах с сими властителями...» - общается герой с власть предержащими.
    При этом Чичикову удается добиться расположения представителей власти и людей, обладающих немалыми возможностями:
    «В немного времени он совершенно успел очаровать их».
    Равным образом по ходу всего повествования Чичиков предпочитает общаться с представителями власти, а также людьми, обладающими солидным весом и влиянием в обществе:
    «Он наконец присоединился к толстым, где встретил почти все знакомые лица», присоединяется герой к людям, обладающим весом в обществе.
    Чичиковым движет «вдохновсннсйшая мысль» о скупке умерших крестьян. Смысл всех дальнейших поступков героя заключается в реализации этого плана:
    «Составился в голове нашего героя сей странный сюжет... Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма».
    Чичиков весьма основательно вникает в смысл происходящего вокруг, чтобы успешно претворить свой замысел в жизнь:
    «Он тоже задумался и думал, но положительные, не так безотчетны и даже отчасти очень основательны были его мысли», - трезво размышляет герой над сложившейся ситуацией.
    Общаясь с помещиками, Чичиков стремится к тому, чтобы те осознали, что в заключении выгодной сделки есть свой смысл:
    «А теперь примите в соображение только то...» - убедительны аргументы персонажа, предъявляемые Коробочке.
    Весьма роковую роль в судьбе героя играет вспыхнувшая в нем мимолетная любовь к юной дочери губернатора:
    «Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, - даже сомнительно».
    Также Чичиков подчас отдается порыву дружеской любви:
    «Здесь Ноздрев и Чичиков поцеловались», - отвечает герой взаимностью на душевный порыв своего собеседника.
    Тем самым Чичикову присущи стремления к власти, смыслу и любви. Вместе с тем герой отнюдь не всегда добивается желаемого, вследствие чего ощущает собственное бессилие. Иногда Чичиков совершает неосознанные действия. Подчас он поддается вспышкам злости. Заметим, что схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених».
    Среди прочего, Чичиков хорошо сознает, что он бессилен заставить помещиков пойти на сомнительную сделку, а потому старается добиться их расположения, чем-то заинтересовать:
    «Ничтожный человек, и больше ничего», - подчеркивает герой ограниченность своих возможностей в беседе с Маниловым.
    Несмотря на все усилия, Чичиков оказывается бессилен реализовать свои планы, и он терпит сокрушительное фиаско:
    «Без суда, без следствия, бросить в тюрьму, отобрать все от меня: вещи, шкатулка... там деньги, там все имущество... Спасите, благодетель, спасите!» -- беспомощно взывает о спасении арестованный властями авантюрист.
    В какие-то моменты Чичиков совершает неосознанные действия. К примеру, герой не сознает., что он делает, когда пускается в тяжбу со своим подельником, помогавшим ему в таможенных махинациях:
    «Черт сбил с толку обоих чиновников... Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали», - бездумно разрушили чиновники свою карьеру.
    Чичиков не сознает, что он совершает бездумный поступок, посещая самодура Ноздрева:
    «Просто дурак я», - ругает себя герой за то, что связался с помещиком.
    Подчас Чичикова охватывают приступы злости. Так, он едва не проклинает Коробочку за ее несговорчивость:
    «Пойди ты сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха», - бранит герой помещицу: «Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта».
    Символично, что нечистый на руку Чичиков в какой-то момент возненавидел сам себя:
    «Мать ты моя пресвятая! Какой же я стал гадкий», - сам себе отвратителен персонаж.
    Как и персонажей Пушкина, Чичикова отличает не только определенный набор стремлений, но и способы достижения своих целей.
    Чичиков любыми средствами стремится сколотить капитал, используя все свои возможности. Герой обладает поистине грандиозным потенциалом и способен достичь очень многого:
    «Решился он жарко заняться службой, все победить и преодолеть. ... Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера», отмечается недюжинный потенциал Чичикова.
    Стремясь к достижению своей цели, Чичиков нередко манипулирует людьми:
    «Здесь он прилгнул, хоть и вскользь», - лжет персонаж Коробочке, чтобы добиться нужного результата.
    Персонаж проворачивает незаконные операции, уверяя при этом окружающих, что он всецело подчиняется закону:
    «Обязанность для меня дело священное, закон, -- я немею пред законом», - заверяет Чичиков Манилова в своей законопослушности.
    Пытаясь донести до помещиков суть своего выгодного предложения, Чичиков стремится, во что бы то ни стало, убедить их заключить сделку:
    «После таких сильных убеждений Чичиков почти уже не сомневался, что старуха наконец подастся», - долго убеждает герой Коробочку.
    Между тем многие помещики сомневаются в том, что им стоит принять столь странное предложение гостя:
    «Может быть, вы имеете какие-нибудь сомнения?» - замечает Чичиков неуверенность Манилова.
    Предавшись чувствам, Чичиков настолько поглощен общением с дамами, что забывает о правилах приличия:
    «Чичиков так занялся разговорами с дамами... что он позабыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке».
    Впрочем, более всего Чичиков поглощен самим собой:
    «В приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано», - озабочен герой собственной внешностью.
    Не испытывая искренней любви к людям, Чичиков порой невольно отчуждается от общества:
    «Чичиков вдруг сделался чуждым всему, что ни происходило вокруг него», — чуждо персонажу происходящее вокруг.
    Заметим, что общество в итоге отчуждается от самого Чичикова, так что тот вынужден спешно оставить город:
    «Ну, уж коли пошло на то, - подумал он сам в себе, - так мешкать более нечего, нужно отсюда убираться поскорей».
    Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Начав «ходить в классы», он прилежно, чтобы освоить новые для себя поприща:
    «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай», - учит юного Чичикова отец.
    В этом смысле достаточно показательна такая деталь, что, будучи ребенком, Чичиков обучает различным трюкам мышь:
    «Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, ... и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу».
    Обладая творческими способностями, Чичиков подчас проявляет недюжинную изобретательность:
    «Преследований он не испугался и обратил их в тот же час в свою пользу, показав таким образом прямо русскую изобретательность», предприимчив герой.
    Происходящее вокруг Чичиков порой воспринимает как игру:
    «Казалось, она вся походила на какую-то игрушку», - игрушкой кажется герою юная дочка губернатора.
    Чичиков склонен к самовыражению. Нередко герой не сдерживает порыва нахлынувших на него чувств:
    «Казалось, он был настроен к сердечным излияниям. ... Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу», - расчувствовался Чичиков во время беседы с Маниловым.
    Чичикову не чужды эстетические переживания. Так, он невольно обращает взор на живописный облик дочки губернатора:
    «Свеженькую блондинку с тоненькими и стройными чертами лица, ...с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы за образец».
    Чичиков хорошо ориентируется в самой непростой ситуации. К примеру, он полагается на свое чутье, избирая тех, кто может оказаться ему полезен:
    «Он не обращался наобум ко всякому помещику, но избирал людей более по своему вкусу», - неплохо разбирается герой в людях.
    Тем самым Чичикову присущи творческие потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.
    Заметим, что Чичикову знакомо ощущение творческого подъема. Так, персонаж уже в молодости настраивает себя на достижение своих целей:
    «Решился он жарко заняться службою, все победить и преодолеть. И точно, самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное», - намерен герой добиться успеха в жизни.
    Случайно повстречавшаяся Чичикову прекрасная незнакомка на какое-то время очаровывает его:
    «Все это в ней было так мило, что герой наш глядел на нее несколько минут, не обращая... внимания на происходящую кутерьму», - заворожен герой красотой юной девушки.
    В моменты вдохновения Чичикова посещают многообещающие идеи:
    «Героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову», — вдохновился мыслью персонаж.
    Чичиков пытается создать благоприятные условия для реализации своих замыслов:
    «Деятельность никак не умирала в голове его; там все хотело что-то строиться и ждало только плана», - весьма креативен персонаж.
    Гоголь верит в возможность преображения своего героя:
    «Быстро все превращается в человеке... Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство», - способен измениться к лучшему человек, по мнению автора.
    Между тем ощущение творческого подъема у Чичикова подчас сменяется состоянием творческого упадка:
    Действительно, порой дела у Чичикова идут не так, как ему того бы хотелось, отчего он бывает сильно расстроен:
    «Жаловался и плакал герой наш», - раскис персонаж, переживая неудачу.
    Чичиков возлагал немало надежд на свою предприимчивость, однако в итоге он оказывался глубоко разочарован:
    «Он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей», - разочарован персонаж своей судьбой.
    Подчас Чичиковым овладевают упадочные настроения. К примеру, проворовавшись на службе, персонаж опустился до низменного положения:
    «Вновь из чистоты и приличного положения опустился в грязь и низменную жизнь».
    В какой-то момент Чичиков собственными руками разрушает свою карьеру:
    «Черт сбил с толку обоих чиновников; чиновники, говоря попусту, перебесились и поссорились ни за что. ... Громада бедствий обрушилась ему на голову», - сломана жизнь персонажа.
    Жизнь Чичикова, пускающегося во все новые авантюры, приводит героя к все большей нравственной деградации:
    «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», - способна деградировать человеческая личность.
    Таким образом, Чичиков раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажу присущи как состояния творческого подъемаь так и творческого упадка.
    Проведенный анализ характера Чичикова показывает, что ему присущ определенный набор склонностей, отличающих персонажей пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених». Как и героям Пушкина, гоголевскому Чичикову свойственны характерные способы достижения своих целей, сопряженные с чертами характера.
    Чичиков стремится добиться расположения влиятельных людей, облаченных властью. Добиваясь своих целей, он нередко манипулирует другими. Тем не менее, персонаж стремится всем показать, что он подчиняется закону. В результате герой оказывается бессилен провернуть задуманную авантюру.
    Смысл действий Чичикова заключен в желании сколотить капитал. В какие-то моменты он совершает неосознанные поступки. Герой хочет убедить помещиков заключить с ним сделку, однако практически у каждого из них, так или иначе, возникают сомнения по поводу законности подобной операции.
    Любовь в жизни Чичикова занимает не столь значительное место. Пожалуй, персонажу более знакомы вспышки злости. Вместе с тем, поддавшись чувству влюбленности, Чичиков оказывается настолько поглощен своими переживаниями, что на какое-то время отчуждается от происходящего.
    Следует также отметить, что Чичиков раскрывается как творческая натура. Персонажу знакомо как ощущение творческого подъема, так и переживание творческого упадка.
    Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Однако, направив свою энергию на проведение авантюр, персонаж все более деградирует. Между тем автор не исключает возможность преображения персонажа.
    Чичиков воспринимает жизнь как игру, в которой он должен выиграть. Герой пытается создать условия для воплощения своих замыслов, однако жизнь всякий раз разрушает его планы.
    Чичиков склонен к самовыражению. Порой он вдохновляется многообещающими идеями. Вместе с тем персонажем подчас овладевают и упадочные настроения.
    Чичикову не чужды эстетические переживания. На какое-то время его очаровывает прекрасная незнакомка. В то же время героя нередко постигают горькие разочарования.
    Чичиков неплохо ориентируется в людях. Он с юности настраивает себя на достижение успеха в жизни. В то же время дела у героя складываются не всегда лучшим образом, отчего он бывает сильно расстроен.

    Выводы
    Характерологический анализ персонажей «Мертвых душ» позволяет сделать следующие выводы.
    1. Как и в произведениях Пушкина, в гоголевских «Мертвых душах» описано семь типов персонажей. Каждому из героев присущ определенный набор стремлений, выступающих в качестве мотивирующего их фактора.
    2. Героям «Мертвых душ» и персонажам пушкинских циклов произведений присущи сходные стремления и черты характера.
    3. Каждому из шести персонажей «Мертвых душ» присущи по три вида стремлений, отличающих их от прочих героев. При этом гоголевским героям свойственны сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. Тем самым структура потребностей рассмотренных персонажей Гоголя и Пушкина схожа и соответствует известным систематизациям потребностей личности.
    4. Главному герою «Мертвых душ» Чичикову присущи творческие стремления, что отличает его от прочих персонажей. При этом по ходу действия герой пребывает как в состоянии творческого подъема, так и в состоянии творческого упадка.
    5. Подобно персонажам Пушкина герои Гоголя различаются не только видами стремлений, но и способами достижения своих целей, сопряженными с чертами характера.

    Гоголь постарался нарисовать полную картину распада экономики, которую переживало в те времена натуральное крепостническое хозяйство. Через образы помещиков автор также показывает моральное вырождение господ, правящего класса. А вот в образе Чичикова прослеживаются черты классического хищника, цепкого, беспринципного человека буржуазного склада, который был воспитан новым веянием капитализма.

    Гоголь рассказывает о жизни главного героя уже в первом томе, в одиннадцатой главе.

    Он описывает биографию Чичикова с младенчества до того самого момента, когда он начал скупать мёртвые души. Читатель узнаёт, как формировался характер, нрав персонажа, как влияло на него общество, окружающие, что именно руководило его поведением, мотивировало поступать таким образом.

    В детстве он часто слышал от отца, как следует поступать, чтобы выбиться в люди. Для этого нужно угождать и заискивать перед начальством, учителями, дружить с теми людьми, которые обладают достаточными материальными средствами, чтобы при случае пользоваться этими выгодными связями. Отец внушал сыну, что при помощи денег можно добиться всего, а потому следует быть бережливым, уметь копить.

    Чичиков внимательно слушал своего родителя, и ещё в школе взял эту философию за основу в отношении со всеми людьми. Он понял, что деньги нужно копить не ради них самих, а в качестве средства для достижения цели – достичь материального благополучия, стать значимой фигурой в обществе. Благодаря подобной тактике Чичиков быстро добился благосклонности учителей в училище. Он был практичен во всём и успешно накапливал деньги.

    Главный герой, служа в разных учреждениях, отшлифовал свой характер. Теперь он стал ещё умнее в практическом плане, мог ловко придумать и провернуть любую аферу, отлично лицемерил, умел терпеть, ждать, нащупать ахиллесову пяту в душе человека, чтобы затем воздействовать на это слабое место в личных интересах. Свою энергию, умение добиваться задуманного, полную бессердечность и неразборчивость в средствах он умело использовал для обогащения.

    Должность повытчика сделала Чичикова известным человеком в определённых кругах, заметной фигурой. Герой здесь постарался показать именно те качества, которые требовались: бойкость, энергичность в делах и приятность в общении, поступках. Вот таким он и предстаёт перед читателем в описании автора, когда занимается скупкой мёртвых душ.

    Чичиков так хочет стать богатым, нажиться, что пускает в ход всё: силу своего характера, проницательность, дальновидность, умение обходительно общаться, обворожить человека.

    Используя свой практический ум, природную смекалку, изворотливость и умение обольщать, Чичиков сумел завоевать любовь практически всего губернского городка. Его подход примитивен и прост, но действует безотказно – разгадав душевные помыслы и нрав человека, его слабости, он легко находит к каждому из персонажей индивидуальный подход, тонко просчитывая все ходы. Он меняет даже тон речи, характер обращения к помещику в зависимости от того, кого ему приходится очаровывать. Читателя поражает, с каким умением и даже талантом Чичиков умеет найти идеальный подход к Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу, Плюшкину. С каждым из них он держится по-разному, тонко изменяя голос, манеру держаться, говорить.

    Эта внутренняя многогранность подчёркивается также и внешностью. Когда автор описывает героя, он даёт понять читателю, что это наружность хамелеона, готового в любой миг перевоплотиться. Чичиков выглядит и не молодым, и не старым, не красавцем, но достаточно приятным, среднего телосложения, среднего роста.

    Если присмотреться к Чичикову, то можно заметить, что его лицо, мимика, выражение постоянно меняются. Все эти изменения зависят от того, с каким человеком он разговаривает. Он оттачивает своё мастерство, тренируется перед зеркалом, чтобы применить подходящее выражение лица. Так, например, собираясь на бал, который организовал губернатор, главный герой целый час репетировал различные выражения. Он пытался придать лицу важный вид, степенный, значительный, почтительный. Зеркало увидело также несколько поклонов, сопровождающихся звуками, похожими на французскую речь, хотя этот язык Чичиков не знал вообще.

    Гоголь обращает внимание читателя на опрятность этого персонажа, подчёркивает его страсть к модному, хорошему костюму, внешней чистоте. Он в любое время суток идеально выбрит, надушен, всегда в чистой одежде, которая ещё и отвечает последним тенденциям моды.

    Автор специально проводит параллель внешней опрятности, чистоты с внутренней нечистоплотностью Чичикова, показывая контраст. Такой приём позволяет во всей красе рассмотреть в этом персонаже нечистого на руку дельца, хищника, который готов на всё для обогащения, материальной выгоды.

    Герой Гоголя, которого автор высмеивает в своём произведении, является представителем целого эшелона «хищников», которые появились в 30-е годы. Появление подобных дельцов было обусловлено тем, что буржуазно-капиталистические силы стали развиваться, набирать мощь в рамках феодально-крепостнического строя.

    Белинский высказал мнение, что Чичиков такой же герой нашего времени, как и Печорин, не меньше. Чернышевский также отметил, что Чичиковы типичны для буржуазного мира.

    Белинский писал, что такие Чичиковы встречаются везде. Только в Англии или Франции они занимаются иными делами, например, подкупом людей, живых душ на свободных парламентских выборах. Разница заключается лишь в цивилизации, но сущность остаётся прежней. Чернышевский утверждал, что в Англии Чичиковы проворачивают биржевые фабричные аферы.

    Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

    Главный герой произведения - Чичиков - вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

    Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» - Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

    Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

    И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

    Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

    Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели - богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно - всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

    Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы - единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», - говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

    Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

    Краткое содержание поэмы «Мертвые души»:

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса