Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка. Образ Маши Мироновой в повести Пушкина «Капитанская дочка Капитанская дочка образ маши мироновой краткое содержание

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»

Во многих произведениях А.С. Пушкина женские образы играют главную роль. В Маше Троекуровой («Дубровский»), Татьяне Лариной («Евгений Онегин»), Маше Мироновой («Капитанская дочка») много общего. В этих характерах воплощены лучшие черты русских женщин: умение глубоко и сильно любить, чувство долга, самоотверженность. Маша Миронова – главная героиня романа, что видно из его заглавия. Она дочь небогатых людей, добрых и честных. По сравнению с ней Гринева Василиса Егоровна считает богатым человеком, ведь у Маши нет приданого, одна крепостная девка Палашка. Ее внешность обыкновенна: «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Она скромная, робкая, «трусиха». Когда капитан Миронов стрелял из пушки в именины Василисы Егоровны, она «чуть со страху на тот свет не отправилась». Но по мере знакомства с ней Гринева глубже и по-иному раскрывается ее характер. Она не согласилась выйти замуж за Швабрина, потому что он ей «противен». Полюбив Гринева, она также не соглашается выйти за него замуж без благословения его родителей: «без их благословения не будет счастия». Причем она говорит Гриневу, что он свободен от каких-либо обязательств: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич, а я за вас обоих…» Она заплакала и ушла, но ясно, что девушка готова пожертвовать своим счастьем ради счастья любимого человека. Маше приходится перенести много испытаний: во время взятия Белогорской крепости погибают ее родители. В нервной горячке она не осознает происходящего, ее скрывает у себя попадья, выдавая за свою племянницу. А потом оказалось, что комендантом крепости назначен Швабрин, заставляющий ее стать его женой. Он угрожает выдать Машу пугачевцам, запирает ее на замок, держит на хлебе и воде. И здесь происходит невероятное: робкая трусиха, «бледная, худая», «в крестьянском оборванном платье», Маша проявляет решительность и силу духа. Она говорит Пугачеву: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Так же самоотверженно она заступается за Гринева, когда его арестовали. Одна, только с Палашкой и Савельичем, она едет в Петербург добиться милости Екатерины II. Она не боится возразить государыне, оправдывая великодушие Гринева, то, что он всю вину берет на себя. Получив прощение для Гринева, она «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург», в тот же день поехала обратно в деревню. Итак, мы видим, как раскрываются в Марье Ивановне Мироновой лучшие черты русского национального характера.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» (2 вариант)

Маша Миронова - главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это застенчи­вая, скромная, с непримечательной внешностью де­вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг­лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду­рочкою».

Однако постепенно между Петром Гриневым и ка­питанской дочкой возникает взаимная симпатия, пе­реросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу, ис­кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причинен­ное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжело­го ранения, полученного Гриневым на дуэли. Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус­ских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержа­нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу­жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро­новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли­зость к народу.

Маша - небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери - «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Ива­ныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, ко­нечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под вен­цом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за ка­кие благополучия!».

Дочь коменданта воспитана в строгости, послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине­ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми­ряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель­ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».

Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой, потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров­ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда­ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра­тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре­шается ехать в Петербург и самостоятельно составля­ет план действий, чтобы восстановить справедли­вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак­теру и социальному положению.

Какой смысл заключен в названии повести? Поче­му «Капитанская дочка», ведь главным героем произ­ведения является скорее Петр Гринев? Конечно, со­бытия, происходящие в повести, так или иначе связа­ны с образом Маши Мироновой. Но я считаю, что А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис­пытаниях проявляются человеческие качества, под­час скрытые. Честность, нравственность, чистота - основные качества Маши Мироновой - позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» (3 вариант)

Повесть «Капитанская дочка»- последнее большое произведение А.С.Пушкина, отразившее его дар прозаика. Это повесть не только о таком значительном событии, как история пугачевского бунта, всколыхнувшего Россию. Это еще и повесть о любви, удивительно светлой.
Обращает на себя внимание уже название повести - «Капитанская дочка», предупреждающее читателя о том, что в этой книге большое внимание уделяется любовной, лирической линии. Действительно, казалось бы, в повести речь идет о важнейших событиях русской истории: о знаменитом бунте, о такой легендарной фигуре, как Е. Пугачев, о котором говорила вся огромная Русь. А вот в название романа вынесено упоминание о Маше Мироновой, простой, скромной девушке. Она и есть капитанская дочка.
Любовь Петра Гринева и Маши Мироновой рождается в преддверии страшных исторических событий, унесших жизни многих людей. Любовь молодых людей будет подвержена серьезным испытаниям.
Маша Миронова появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на молодого человека никакого впечатления. Дело в том, что подлый Швабрин постарался «описать» ее «совершенною дурочкой». Причина в том, что было задето мужское самолюбие этого бессовестного человека: Маша наотрез отказывается уступить довольно бесцеремонным ухаживаниям Швабрина.
А между тем, «дурочка» Маша быстро поняла, что представляет собой Алексей Иванович, который так хочет казаться хорошим, добрым. Гордая Маша отказывается от подарков, что сулит ей Швабрин, хотя явно неизбалованна ими («Одна беда: Маша девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег…)
Все дальнейшее повествование строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию.
«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости - даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название - «Капитанская дочка» - Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.

Меню статьи:

Маша Миронова является главной героиней романа Пушкина «Капитанская дочка». Этот персонаж произвел неоднозначное мнение на критиков и читателей. На общем фоне романа, девушка выглядит «бесцветной» и неинтересной. Марина Цветаева, анализируя это произведение Пушкина, утверждала, что вся беда Маши Мироновой заключалась в том, что ее любил Гринев, но Пушкин ее не любил вовсе. Из-за этого образ девушки в романе получился эффектным и в некой мере бесполезным.

Характеристика личности

Маша Миронова не была девушкой, обладающей необычной внешностью. Напротив, ее наружность была вполне типична, хоть и не лишена приятных, симпатичных качеств. В то же время Маша обладала исключительным внутренним миром – она была предельно доброй и милой девушкой.

О внешности девушки известно не много: девушка была круглолицей и румяной. У нее были светло-русые волосы и ангельский голос. Одевалась Маша всегда просто, но в то же время очень мило.

Маша – чувствительная натура. Она готова ради любви на подвиг. Миронова искренне переживает за Гринева после дуэли и лично ухаживает за раненым, однако по мере выздоровления Гринева девушка отдаляется от Петра Андреевича, так как осознает возможные последствия своего дальнейшего поведения и возможные последствия – Маша понимает, что ее поведение находится на границе допустимого и может легко перейти на плоскость неприличного.

В целом, Маша скромная и порядочная девушка. Ее любовь к Гриневу, хоть и является страстным чувством, все же не становится роковым – Маша ведет себя благопристойно и не выходит за рамки допустимого.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в романе А. Пушкина “Капитанская дочка”.

Маша – умная и воспитанная. С ней легко найти тему для разговора и развить ее. Девушка не умеет жеманничать и кокетничать, как большинство девушек дворянского происхождения. Это качество особенно было привлекательно Гриневу.

Семья

Маша родилась в семье коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова и его жены Василисы Егоровны. Родители воспитывали дочку, опираясь на традиционные требования и принципы воспитания. Маша была единственным ребенком в семье. Девушка принадлежала к дворянскому сословию, но ее семья была небогата. Такое финансовое положение существенно усложняло жизнь Маши и сводило ее шансы выйти замуж до уровня чуда. У Маши не было никакого приданого, по словам ее матери, «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить».

Предлагаем вашему вниманию которые написал А. Пушкин.

Отец и мать Мироновой были хорошими людьми. Между супругами до последних дней сохранились нежные, трепетные отношения. Это не могло не сказаться на восприятии семейной жизни девушкой – в некой мере можно говорить, что для Маши ее родители стали примером идеальной семьи. Девушка, хоть и воспитывалась в почтении к старшему поколению и родителям, не была лишена дружеского общения со своими родителями, между ними установились теплые, доверительные отношения.

После захвата Пугачевым крепости Ивана Кузьмича повесили по причине его отказа переходить на сторону повстанцев. Василиса Егоровна, увидев висящее тело мужа, принялась упрекать разбойников в их действиях, за что, по приказу Пугачева, ее убили – тело женщины еще некоторое время валялось посреди двора, затем, впрочем, было оттянуто в сторону и накрыто рогожей.

Отношения Маши и Швабрина

Алексей Иванович Швабрин был военным офицером с пятилетним стажем. Он не был красавцем ни внешне, ни внутренне. Злость и алчность, переполнявшие его, не позволяли ему обрести гармонию с окружающим миром и стать счастливым человеком. Однако Швабрину были не чужды и другие проявления человеческих чувств и эмоций. Параллельно с сарказмом в душе Швабрина зарождается любовь к Маше. К сожалению, ответного чувства Алексею Ивановичу ждать не приходилось. Маше был противен Швабрин. Молодому человеку не удалось скрыть от Мироновой свою настоящую суть.


Осознав всю невозможность «получить» Машу честным путем, к тому же подстегиваемый ревностью, Алексей Иванович решается воспользоваться случаем для обретения своего счастья с Машей. После захвата крепости Пугачевым он тайком держит Машу под стражей, в надежде, что воля девушки будет сломлена и она согласится на брак: «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами.


Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Пугачеву Швабрин говорит, что Маша его жена, а когда обман был раскрыт, просит у «государя» помилования за свой поступок.

Отношения Маши и Гринева

Отношения Маши и Петра Андреевича Гринева складываются совсем по-другому. Петр Андреевич предпочитает делать выводы о людях самостоятельно, поэтому ложь Швабрина, который пытался обрисовать Машу как бесчестную, глупую девушку, скоро была обнаружена. Тонкая душевная организация Гринева и возникшая симпатия позволила выйти отношениям между молодыми людьми на новый уровень и довольно быстро перерасти в настоящую взаимную любовь.

После дуэли молодые люди признаются друг другу в чувствах, Гринев делает Маше предложение. Однако разгоряченный доносом Швабрина, отец Петра Андреевича, отвергает возможность такого брака.

Гринев был очень огорчен таким решением отца. Маша же, спустя некоторое время, смирилась с таким положением вещей, решив, что не судьба было им с Гриневым стать мужем и женой.

Впрочем, чувства девушки по отношению к молодому офицеру не угасли. После смерти родителей Петр Андреевич становится самым близким и дорогим человеком в жизни Маши. Гринев, рискуя своей жизнью, спасает Машу от плена Швабрина, чем наживает себе окончательного врага. На суде Швабрин не пренебрегает возможностью усложнить жизнь своему неприятелю – он клевещет на Гринева и в результате Петр Андреевич попадает на скамью подсудимых. Впрочем, от решения суда его спасает самоотверженная Маша, которая готова совершить даже самые немыслимые поступки ради своего любимого – она отправляется к императрице, в надежде на справедливость.

Таким образом, Машу Миронову можно отождествить с классическим вариантом идеальной русской женщины – скромная, добрая, готова на подвиг и самопожертвование, но Маша Миронова не обладает никакими необычными, уникальными качествами – ее бесхарактерность и бесцветность не позволяют ей стать сильной личностью, такой как, например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин».

Муниципальное образовательное учреждение

Белоярская средняя общеобразовательная школа

Секция литературы

Мария Судакова Владимировна

Руководитель: Лузанова Елена Валентиновна

учитель русского языка и литературы

Белый Яр, 2010

код___________________

Секция литературы

Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

введение

1. Образ капитанской дочки

2. Характер Маши Мироновой

3. Эволюция образа Маши Мироновой

заключение

список используемой литературы

Вступление. О повести Пушкина «Капитанская дочка»

Исторические произведения художественной литературы – один из способов освоения конкретно-исторического содержания той или иной эпохи. Всякое историческое произведение познавательно. Но главным назначением исторической прозы является не столько воссоздание прошлого, сколько попытка связать прошлое и настоящее, «охватить» движение истории, заглянуть в будущее.

Наша работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для создания того или иного литературного образа.

Писатели разных эпох по разным причинам обращались к прошлому. Например, романтики, не находящие идеала в настоящем, искали его в прошлом. Писатели- реалисты в прошлом пытались найти ответы на вопросы современности. И этот способ поиска истины остаётся актуальным и до сих пор. Современного человека по-прежнему волнуют проблемы философского характера: что есть добро и зло?, как прошлое влияет на будущее?, в чём смысл человеческой жизни? Поэтому обращение современного читателя к исторической прозе закономерно.

Произведением, вызывающим не только интерес к определённой исторической эпохе, но и любовь к творчеству А.С. Пушкина вообще, является его роман «Капитанская дочка», где главным историческим событием становится восстание Емельяна Пугачева.

Мысль исторической повести из пугачевского восстания возникла у Пушкина под влиянием общественной ситуации начала 1830-х г.г. Но почему именно так назвал знаменитый писатель свою повесть? Ведь в основе повести лежат исторические факты, и, по мнению многих исследователей, занимает центральное место развитие отношений Гринева и Пугачева, дворянина и мужицкого царя. На протяжении всей повести показан путь развития П.А. Гринева. Мы видим, как меняется главный герой, происходит открытие внутреннего человека в человеке. Но что или кто влияет на эти изменения внутреннего мира героя? Несомненно, это и исторические события и первая искренняя любовь, пробужденная простой девушкой, капитанской дочкой. Кто же она? Кто такая эта капитанская дочка? И вот здесь нам бы хотелось подробнее остановиться на образе Маши Мироновой.

Цель работы : проследить все изменения, произошедшие с Машей Мироновой, объяснить их причину.

Задачи работы : 1. Обратиться к содержанию повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а конкретно, к образу Маши Мироновой.

2. Изучить отзывы критиков о Мише Мироновой как литературной героини.

Данная тема недостаточно изучена в критической литературе, поэтому и возникла идея разработать эту тему.

Материалом исследования послужила повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Мы предполагаем, что образ Маши Мироновой претерпел значительные перемены на протяжении повести.

2. Образ капитанской дочки.

Пушкин использует лаконичность при изображении главной героини. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Если подумать, то она не была красавицей, но и небезобразна. Мы можем отметить, что героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Можно сказать, что Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Но нельзя судить по первому впечатлению, тем более что мнение о Маше вскоре у Гринева меняется. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», – читаем у Пушкина. Что значат выделенные слова? «Благоразумие – рассудительность, обдуманность в поступках. Чувствительный – обладающий повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям», – читаем в словаре Ожегова.

Читатель догадывается, что в душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И только в 5 главе Пушкин называет нам открыто это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и цельность ее чувства, естественность его проявления остаются незамеченными, и для современных молодых людей они не понятны: ведь Машу и Гринева связывает только духовная связь. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а целомудренно дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью ради любимого. Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева – человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья .

2. Характер Маши Мироновой

После военных действий и гибели родителей Маша остается одна в Белогорской крепости. Вот тут-то открывается нам твердость, решительность характера, непреклонность ее воли. Злодей Швабрин сажает девушку в карцер, не впуская никого к пленнице, давая ей только хлеб и воду. Все эти пытки были нужны для получения согласия на замужество, так как добровольно Марья Ивановна не соглашалась. В ее сердце был и есть только один человек – это Гринев. И в дни испытаний, в дни утраты надежд на соединение с Петрушей и перед лицом опасности, а может быть, и самой смерти Марья Ивановна сохраняет присутствие духа и непоколебимую стойкость, она не теряет силы веры. Перед нами уже не застенчивая, всего боящаяся трусиха, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка. Ей грозит смерть, но она ненавидит Швабрина. Кто бы мог подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, могла бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».

Маша – человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. И вот еще одно. Гринева забирают в тюрьму. И эта скромная, застенчивая девушка, оставшаяся без родителей, считает своим нравственным долгом спасти Гринева. Марья Ивановна едет в Петербург. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». По словам Д.Благого, во время встречи Маши с императрицей «по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки, в сущности, без всякого образования, нашедшей, однако, в себе в необходимую минуту достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтоб добиться оправдания своего ни в чем неповинного жениха» .

Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Несмотря на то, что на Маше Мироновой печать другого времени, иной среды, захолустья, где она выросла и сформировалась, она стала у Пушкина носительницей тех черт характера, которые органичны для коренной натуры русской женщины. Подобные ей характеры свободны от восторженного жара, от честолюбивых порывов к самопожертвованию, но всегда служат человеку и торжеству правды и человечности. «Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство», – писал Пушкин. Таким образом, капитанская дочка – Маша Миронова – в творчестве Пушкина достойна занять место рядом с Татьяной Лариной, ставшей воплощением простых, но отличительно – естественных черт национального женского характера.

Пушкин раскрывает сложные противоречия, возникающие между политическими и этическими коллизиями в судьбах его героев. Справедливое с точки зрения законов дворянского государства оказывается бесчеловечным. Но и этика крестьянского восстания XVIII в. раскрылась Пушкину с весьма жестокой стороны. Сложность мысли Пушкина отражена и в построении романа. Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.

4. Эволюция характера Маши Мироновой

В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она “трусиха”. Бесприданница, у которой только и есть, что “частый гребень, да веник, да алтын денег”. Со временем читателям открывается характер Марьи Ивановны-“благоразумной и чувствительной, девушки”. Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей. “Нет, Петр Андреич,- отвечала Маша,- я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией”. Но резко меняется окружающая жизнь, приходят в крепость “мятежники злодея Пугачева”, меняется и положение Маши. Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина. Казалось бы, что слабая и робкая девушка должна подчиниться воле своего мучителя. Но Маша проявляет здесь черты, до сих пор жившие в ней подспудно. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича.

Спасенная Пугачевым и Гриневым, Марья Ивановна постепенно обретает утраченное равновесие. Но вот новое испытание: Гринев попадает под суд как изменник. Доказать его невиновность может лишь она. Марья Ивановна находит в себе силы и решимость ехать ко двору императрицы искать защиту. Теперь в этих хрупких руках судьба любимого, залог будущего счастья. И мы видим, что в этой девушке достало решительности, находчивости и ума, чтобы спасти Гринева, восстановить справедливость.

Таким образом на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.

Выводы

Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.

Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Маша – человек сильной воли. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”. Она истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

Список литературы.

1. Д.Д. Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. – М.: «Художественная литература», 1973

2. А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. – М.: «Просвещение», 1971

3. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: «Просвещение», 1988

4. Н.Н. Петрунина. Проза Пушкина (пути эволюции). – Ленинград: «НАУКА», 1987


А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. – М.: «Просвещение», 1971

Д.Д. Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. – М.: «Художественная литература», 1973

Маша Миронова образ и характеристика героини в повести Капитанская дочка

План

1. “Пушкинская” героиня.

2. Маша Миронова. Характеристика и образ в повести “Капитанская дочка ”

2.1. Маша и родители.

2.2. Первая любовь.

2.3. Твердость духа.

3. Мое отношение к главной героине.

В своих талантливых произведениях Александр Сергеевич Пушкин создал образ идеальной девушки, к которому возвращался неоднократно, из романа в роман, из поэмы в поэму. Эталоном “пушкинской” героини являлась кроткая и миловидная барышня, немного романтичная, немного мечтательная, добрая и простая, но в то же время исполненная внутреннего огня и потаенной силы. Такой была Татьяна Ларина, такой стала и Маша Миронова.

Свое детство и юность девушка провела в уединении Белогородской крепости, в нужде и труде. Ее родители, хоть и мелкие дворяне, жили на одно капитанское жалование. Поэтому они приучили свою дочку к простому образу жизни и постоянной работе. Маша, восемнадцатилетняя барышня, не чуралась помогать матери на кухне, прибираться в комнатах, штопать одежду. Она не получила достойного образования и воспитания, но приобрела более ценное и вечное - нежное сердце, добрый нрав, духовную красоту.

В повести девушка предстает перед нами уважительной и вежливой дочкой. Она не стремится к балам и нарядам, не выпрашивает у родителей лучшей, богатой жизни. Она довольна тем, что имеет, она очень привязана к своему отцу и к своей матери и ценит их. Маша знает, что одевается “просто и мило”, что у нее нет большого приданного, а значит, она вряд ли сможет найти себе хорошую партию. Но это не расстраивает главную героиню. Она не цепляется за первого встречного, который оказывает ей знаки внимания. Для капитанской дочери искренняя любовь и взаимная симпатия - не пустой звук. Девушка отказывает богатому кавалеру, так как замечает в нем негодные черты характера и низкие чувства. Она не готова жить с нелюбимым только потому, что это обеспечит ее безбедное существование. “Как подумаю, что надобно будет… с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!” - в простоте душевной объясняет Маша свой отказ. И в то же время девушка способна на сильные нежные чувства.

Повстречав Гринева , она влюбляется в него искренне и горячо. Это - не мимолетное чувство, вызванное сиюминутной слабостью или эйфорией. Маша любит по-настоящему, самоотверженно. Не сразу развиваются чувства между главными героями, постепенно начинает понимать девушка, что увлечена в серьез и надолго. Незаметно наблюдая за Гриневым, подмечая его положительные качества и привычки, капитанская дочка начинает любить всем сердцем и всей душой. Но и здесь видна ее глубокая нравственная основа. Не кокетничая, не играя чувствами мужчины, Маша “безо всякого жеманства” отвечает взаимностью на предложение молодого Петра. Ее любовь чиста и невинна, как и она сама. И хотя девушка по-настоящему влюблена и “чувствительна”, она дорожит своим добрым именем и незапятнанной честью.

Капитанская дочь также благоразумна и умна. Она не хочет выходить замуж за Гринева без благословения его родителей и готова даже вернуть ему обещанное слово. “Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич, - плача, говорит Маша, а позже добавляет: - Век не забуду вас; до могилы ты одни останешься в моем сердце”. Как видно, девушка согласна пожертвовать своими чувствами ради благополучия избранника. Кроме того, она готова сохранить верность и преданность любимому до самой смерти.

Но самые лучшие качества Марьи Ивановны раскрываются перед нами во время ее страшных испытаний - бунта Пугачева . Именно тогда главная героиня выказывает те чувства и ту силу духа, которую, казалось бы, невозможно от нее ожидать. В одночасье потеряв отца и мать, лишившись свободы и привычного образа жизни, испытав предательство солдат и пройдя через издевательства жестокого офицера, капитанская дочь осталась верна своим принципам и убеждениям, своему понятию о долге и чести. Сколько силы духа и отваги необходимо было ей, чтобы пережить смерть любимых родителей и свое заточение. Сколько мужества и смелости требовалось девушке, чтобы противостоять попыткам Швабрина принудить ее повенчаться с ним. Больная, обездоленная, голодающая, она стойко выдержала проверку ее любви к Отчизне и к Гриневу.

Многое о характере Маши видно и в том, что она пришлась по сердцу родителям Гринева. Девушка не затаила на них злобы за то, что они не сразу приняли ее как невестку, не изводила их причитаниями и нареканиями. Она вела себя уважительно и кротко, так что вскоре будущие свекры “искренне привязались к ней, так как нельзя было ее узнать и не полюбить”. Смелость и моральные силы необходимы были этим полюбившим друг друга людям, когда они узнали об аресте Гринева и страшном приговоре, который ему вынесли.

Особое мужество и стойкость требовались от Маши. Она осталась верна любимому как в своем горе, так и в его беде. Она не бросила его, не усомнилась в его чести, не воспользовалась его отсутствием, чтобы найти себе жениха познатнее и побогаче. Нет, Мария Миронова смело решила взять инициативу в свои руки и обратиться к самой императрице за помилованием осужденного. В этом поступке видны твердая решимость, абсолютная самостоятельность и умелая предприимчивость молодой девушки. Она искренне и понятно объясняет все государыне, и та дарует прощение невиновному.

Пройдя через тяжёлые трудности и испытания, Маша Миронова и Петр Гринев не перестали любить друг друга. Поженившись, они жили долго и счастливо, в мире и согласии. Я поражена твердостью духа и нравственной чистотой главной героини. Ее скромность и здравомыслие, уважительное отношение к старшим и непреклонный стойкий дух является примером и эталоном для подражания. Те, кто обладают такими качествами и чертами характера, не зависимо от того, мужчина это или женщина, обязательно будут вознаграждены судьбой. Ведь истинное счастье и успех необходимо заслужить и завоевать.

Центральным женским образом повести « » является образ Маши Мироновой. (Так как повествование ведется от имени главного героя Петра Гринева, то и девушку мы видим его глазами).

Впервые Гринев видит Машу в образе «совершенной дурочки». Это мнение у главного героя сложилось под влиянием рассказов Швабрина о девушке. Но с развитием событий повести Маша превращается в «благоразумную и чувствительную девушку».

Главная героиня выросла в простой семье. Родители девушки не имели хорошего образования, но это не мешало им быть очень добрыми и простыми людьми, верными своему делу. Маша очень любила и почитала их.

Маша Миронова очень негативно относилась к Швабрину. О молодом офицере главная героиня скажет: «Он очень мне противен». Хотя Швабрин был очень умным и образованным молодым человеком, он добивался своей цели любыми средствами, даже самыми подлыми. В тот момент, когда девушка отвергла его ухаживания, он решает отомстить, распустив неправдивые слухи о Маше.

Наиболее полно характер Маши Мироновой раскрывается во время путешествия в Царское село. Девушка ехала к Екатерине II, чтобы доказать невиновность своего возлюбленного. В этой сцене мы видим всю силу характера хрупкой и ранимой девушки, которая никогда не покидала пределов крепости. Теперь она решается ехать к самой императрице просить помилования для Гринева.

Пушкин заранее подсказывает нам, что все у нее получится, описывая прекрасные русские пейзажи. «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип… Широкое озеро сияло неподвижно…».

С Екатериной II Маша встретилась неожиданно для себя. По своей душевной простоте девушка доверилась незнакомой даме и рассказала ей свою историю. Этот разговор был для главной героини репетицией перед встречей с императрицей. Маша была спокойна, изъяснялась смело, просто и уверенно, ее доводы были убедительными. Это и позволило убедить незнакомку в невиновности ее возлюбленного.

Из этого разговора мы понимаем, почему Александр Сергеевич дал своему произведению такое название. Он показал нам, как «совершенная дурочка» сумела стать победителем в этой непростой жизненной ситуации. Маша была настоящей капитанской дочкой.

Стоит отметить, что любовные отношения между главными героями разгорелись не сразу. Какое-то время Гринев находился под впечатлениями от рассказов Швабрина, но со временем отношение к девушке меняется, и молодые люди влюбляются друг в друга. Их отношения могли закончиться, так и не начавшись. Ведь родители Гринева, получив ложный донос от Швабрина, были против женитьбы, а Маша не хотела выходить замуж за Петра без благословения его родителей.

Кульминационным моментом их отношений стал захват Белогорской крепости мятежниками. , предав императрицу, переходит на сторону мятежников и становится комендантом крепости. Пользуясь своим положение, он насильно хочет женить на себе Машу. Но не может допустить этого, он отправляется к Пугачеву и спасает свою возлюбленную.

Пушкин заканчивает свое произведение на мажорной ноте. Гринев и Маша играют свадьбу. Александр Сергеевич показал нам, как простые люди смогли сохранить свои чувства, не смотря ни на какие жизненные трудности и испытания.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса