Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образ и характеристика морозка в романе разгром фадеева сочинение

Роман А. Фадеева “Разгром” можно назвать новаторским. Это проявляется в достаточной объективности автора в освещении событий и характеров персонажей. Герои Фадеева не делятся на строго положительных и отрицательных, они более жизненные и неоднозначные. Самыми яркими персонажами романа, безусловно, можно назвать Морозку и Мечика.
Мечик и Морозка – два героя романа А. Фадеева “Разгром”. Знакомство их состоялось при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом обстоятельства складываются так, что Мечик “отблагодарил” своего спасителя: занял большое место в сердце жены Морозки, безотказной Вари…
Морозка – рабочий, потомственный шахтер. Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в восемнадцатом году вместе с женой Варей пошел “защищать Советы”.
Морозка неинтеллигентен, груб, рассказывает похабные анекдоты, матерится… На его фоне “чистенький” Мечик выглядит еще более деликатным, воспитанным, интеллигентным…
Если жизненный опыт у Морозки очень богатый, Мечик его почти не имеет, к партизанам он пришел с путевкой эсеров-максималистов. В голове Мечика была романтика, красивой и яркой казалась ему классовая борьба. Если Морозка пришел воевать, чтобы защищать свои трудовые интересы, то Мечик – всего лишь из любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента.
Автор постоянно приводит ситуации, позволяющие сравнить Морозку и Мечика. Морозка любит животных. Конь для него, с человеческим именем Мишка, – близкое и родное существо. Фадеев даже отмечает, что Мишка “походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив”.
Романтическое представление Мечика о классовой борьбе как о чем-то красивом, ярком иллюстрирует его обида на Левинсона за то, что вместо ретивого красавца коня ему выделили хилую лошаденку, тощую, которая когда-то использовали в крестьянском хозяйстве. Мечик обижается, а сам не умеет ухаживать за лошадью, не пытается научиться делать это. И несчастное беспомощное животное, голодное, “бродит по всем конюшням, тычась в чужое сено”.
Морозка же даже беседует со своим конем: “- Мишка-а…у-у… Сатана-а… – любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. – Мишка… у-у… божья скотинка…”
Морозка – далеко не идеальный герой. Он крадет дыни с баштана; сквозь пальцы смотрит на любовные похождения своей безотказной супруги Варюхи, не считает зазорным напиваться, строптив.
Варя увлеклась Мечиком, наверное, потому, что на фоне ее грубого, бесшабашного, не стыдящегося матерных слов мужа он кажется интеллигентным, мягким, деликатным, даже каким-то чистым. Но интеллигентность Мечика не помешала ему грубо обойтись с Варей. Совсем это не мужской поступок: оттолкнуть женщину, бросившуюся к любимому человеку для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, приободрить своей лаской, участием…
Более того, Мечик – трус. Он рвет свои отношения с Варей из страха перед Морозкой, а также боится, что о его с Варей отношениях узнают в отряде. Он делает больно женщине.
А вот Морозка, с виду грубый, невоспитанный, проявляет куда больше благородства по отношению к женщине. Когда Варя предлагает мужу побить ее, Морозка отвечает: “Нет, бить я не стану. Оно и следовало бы, да не привык я бить вашего брата”. Необразованный, грубый Морозка в этой непростой любовной ситуации проявляет деликатность.
Разрыв с женой побудил героя задуматься над своей жизнью: он стал более сознательным, ответственным, его упрощенный взгляд на жизнь стал более сложным. Открыл Морозка для себя и еще одну истину: а ведь он любит Варю, она дорога ему.
Мечику до слез жалко корейца, у которого конфисковали в пользу партизанского отряда свинью (теперь семья корейца умрет от голода), но эта жалость не помешала ему есть свинью вместе со всеми! Он подслушал разговор Левинсона и Сташинского, пришел в ужас от решения командира ускорить уход из жизни Фролова, дав ему вместо лекарства яд. Мечик плакал, страдал, даже высказал Сташинскому свое отношение к этому бессердечному решению. Но… сохранил в секрете услышанное, наверное, из страха.
Морозка – настоящий мужчина, мужественный, смелый. У него есть дело, которому он служит, и он готов ради него отдать жизнь. Его слова о том, что он “кровь отдаст по жилке за рабочее дело” не бравада. Чувство товарищества, чувство долга, ответственности стали определяющими в его характере и побудили Морозку совершить подвиг – ценой собственной жизни предупредить отряд о грозящей опасности.
Мечик ненавидит классовую борьбу с ее жестокостью и бесчеловечностью (мне это импонирует), но все-таки он трусливый, беспринципный, способный только на то, чтобы быть жалостливым, свободу он получает ценой предательства.
Два героя романа “Разгром” – Морозка и Мечик – антагонисты. Они противопоставлены друг другу. Морозка намного ближе автору, тогда как таких людей, как Мечик, Фадеев считает недостойными, незрелыми, неготовыми к революционной борьбе.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Роман Александра Фадеева написан в начале ХХ века, в это время было два взгляда: социал-демократы и эсеры-максималисты. В романе есть два героя Морозка и Мечик, обладающие этими убеждениями. Чтобы лучше разобраться в этих направлениях, мы сравним героев. На их сравнение Read More ......
  2. Мечик – один из главных героев романа А. Фадеева “Разгром”. Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного бесшабашный Морозка спасает его от неминуемой смерти. Первая характеристика, которую дает писатель герою, очень лаконичная и точная: “чистенький”. Фадеев пишет: Read More ......
  3. Роман А. Фадеева “Разгром” повествует об одном из эпизодов партизанского движения во время гражданской войны. В центре его внимания три основных образа. Во главе отряда стоит Левинсон. Образ красного командира Левинсона – своего рода открытие Фадеева: налицо его новаторство в Read More ......
  4. Основную идею романа “Разгром” А. Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происходит переделка людей”. Насколько бы противоречивой ни была оценка событий гражданской войны с позиций сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, Read More ......
  5. Тема романа “Разгром” – изображение гражданской войны на Дальнем Востоке, показ тяжелой борьбы красных партизан против белогвардейцев и японцев. Идею произведения очень удачно сформулировал сам Фадеев в статье “Мой литературный опыт – начинающему автору” (1932): “Какие основные мысли романа? Первая Read More ......
  6. I Идейный смысл романа. II Становление героя в романе: 1) Бывших пастуха и шахтера – Метелицы и Морозки; 2) Интеллигентов Левинсона и Мечика. III Историческая и нравственная ценность романа. Фадеев писал роман “Разгром” в течение трех лет с 1924 по Read More ......
  7. Теме революции и гражданской войны посвящены многие произведения русской литературы. Большинство из них были написаны в 20-ые годы прошлого века, “по горячим следам” событий. Безусловно, огромное количество этих произведений освещало одну, советскую, точку зрения на глобальные перемены, произошедшие в стране. Read More ......
  8. “Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда – таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Read More ......
Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману А. Фадеева “Разгром”)

Роман А. Фадеева «Разгром» можно назвать новаторским. Это проявляется в достаточной объективности автора в освещении событий и характеров персонажей. Герои Фадеева не делятся на строго положительных и отрицательных, они более жизненные и неоднозначные. Самыми яркими персонажами романа, безусловно, можно назвать Морозку и Мечика.

Мечик и Морозка — два героя романа А. Фадеева «Разгром». Знакомство их состоялось при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом обстоятельства складываются так, что Мечик «отблагодарил» своего спасителя: занял большое место в сердце жены Морозки, безотказной Вари…

Морозка — рабочий, потомственный шахтер. Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в восемнадцатом году вместе с женой Варей пошел «защищать Советы».

Морозка неинтеллигентен, груб, рассказывает похабные анекдоты, матерится… На его фоне «чистенький» Мечик выглядит еще более деликатным, воспитанным, интеллигентным…

Если жизненный опыт у Морозки очень богатый, Мечик его почти не имеет, к партизанам он пришел с путевкой эсеров-максималистов. В голове Мечика была романтика, красивой и яркой казалась ему классовая борьба. Если Морозка пришел воевать, чтобы защищать свои трудовые интересы, то Мечик — всего лишь из любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента.

Автор постоянно приводит ситуации, позволяющие сравнить Морозку и Мечика. Морозка любит животных. Конь для него, с человеческим именем Мишка, — близкое и родное существо. Фадеев даже отмечает, что Мишка «походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив».

Романтическое представление Мечика о классовой борьбе как о чем-то красивом, ярком иллюстрирует его обида на Левинсона за то, что вместо ретивого красавца коня ему выделили хилую лошаденку, тощую, которая когда-то использовали в крестьянском хозяйстве. Мечик обижается, а сам не умеет ухаживать за лошадью, не пытается научиться делать это. И несчастное беспомощное животное, голодное, «бродит по всем конюшням, тычась в чужое сено».

Морозка же даже беседует со своим конем: «- Мишка-а…у-у… Сатана-а… — любовно ворчал Морозка, затягивая подпругу. — Мишка… у-у… божья скотинка…»

Морозка — далеко не идеальный герой. Он крадет дыни с баштана; сквозь пальцы смотрит на любовные похождения своей безотказной супруги Варюхи, не считает зазорным напиваться, строптив.

Варя увлеклась Мечиком, наверное, потому, что на фоне ее грубого, бесшабашного, не стыдящегося матерных слов мужа он кажется интеллигентным, мягким, деликатным, даже каким-то чистым. Но интеллигентность Мечика не помешала ему грубо обойтись с Варей. Совсем это не мужской поступок: оттолкнуть женщину, бросившуюся к любимому человеку для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, приободрить своей лаской, участием…

Более того, Мечик — трус. Он рвет свои отношения с Варей из страха перед Морозкой, а также боится, что о его с Варей отношениях узнают в отряде. Он делает больно женщине.

А вот Морозка, с виду грубый, невоспитанный, проявляет куда больше благородства по отношению к женщине. Когда Варя предлагает мужу побить ее, Морозка отвечает: «Нет, бить я не стану. Оно и следовало бы, да не привык я бить вашего брата». Необразованный, грубый Морозка в этой непростой любовной ситуации проявляет деликатность.

Разрыв с женой побудил героя задуматься над своей жизнью: он стал более сознательным, ответственным, его упрощенный взгляд на жизнь стал более сложным. Открыл Морозка для себя и еще одну истину: а ведь он любит Варю, она дорога ему.

Мечику до слез жалко корейца, у которого конфисковали в пользу партизанского отряда свинью (теперь семья корейца умрет от голода), но эта жалость не помешала ему есть свинью вместе со всеми! Он подслушал разговор Левинсона и Сташинского, пришел в ужас от решения командира ускорить уход из жизни Фролова, дав ему вместо лекарства яд. Мечик плакал, страдал, даже высказал Сташинскому свое отношение к этому бессердечному решению. Но… сохранил в секрете услышанное, наверное, из страха.

Морозка — настоящий мужчина, мужественный, смелый. У него есть дело, которому он служит, и он готов ради него отдать жизнь. Его слова о том, что он «кровь отдаст по жилке за рабочее дело» не бравада. Чувство товарищества, чувство долга, ответственности стали определяющими в его характере и побудили Морозку совершить подвиг — ценой собственной жизни предупредить отряд о грозящей опасности.

Мечик ненавидит классовую борьбу с ее жестокостью и бесчеловечностью (мне это импонирует), но все-таки он трусливый, беспринципный, способный только на то, чтобы быть жалостливым, свободу он получает ценой предательства.

Два героя романа «Разгром» — Морозка и Мечик — антагонисты. Они противопоставлены друг другу. Морозка намного ближе автору, тогда как таких людей, как Мечик, Фадеев считает недостойными, незрелыми, неготовыми к революционной борьбе.

Морозка (Морозов Иван) – шахтер 27-ми лет. Внешность его описывается по сходству с конем: “такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив”.
С 12 лет М. работал на шахте, на первой мировой войне был 6 раз ранен, дважды контужен. “Жизнь казалась ему простой, немудрящей…”
В романе образ М. показан в развитии. В начале он капризный ординарец Левинсона, неохотно отправляющийся с письмом в другой партизанский отряд. В конце романа М. – зрелый человек, осознающий смысл жизни и свой долг перед людьми.
Во время боя в отряде Шалдыбы М. спасает раненного Мечика, которого сразу же невзлюбил, характеризуя его как “чистенького”.
Через несколько дней по дороге в отряд М. ворует дыни крестьянина Рябца, который целый месяц “кормил и одевал” его “как сына”. За этот проступок М. хотят выгнать из отряда. Он, потрясенный, дает “шахтерское” слово исправиться.
Узнав, что его жена влюблена в Мечика, М. чувствует себя оскорбленным: “Не надо мне барских объедков”. Однако, остыв, он чувствует себя очень

Одиноким.
По дороге из госпиталя М. увидел людей, поддавшихся панике при известии о приближении японцев. Сначала герой хочет напугать их еще больше. Но вместо этого начинает успокаивать крестьян.
В “Девятнадцати” М. предстает перед нами человеком, полностью осознающим свой человеческий долг. Перед смертью герой совершает подвиг. “Ему жаль было не того, что он умрет сейчас, то есть перестанет чувствовать, страдать и двигаться, … но он ясно понял, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих людей, что ехали позади него. Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности… Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено…”.

  1. Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович – командир партизанского отряда. “Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки,...
  2. Мечик Павел – интеллигентный молодой человек, окончивший гимназию. В его характере очень много незрелых черт. Ища приключений и подвигов, М....
  3. 1. МОРОЗКА Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но...
  4. Мечик – один из главных героев романа А. Фадеева “Разгром”. Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного...
  5. Мечик и Морозка – два героя романа А. Фадеева “Разгром”. Знакомство их происходит при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика...
  6. Щукарь – старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того,...
  7. Органчик (Брудастый Дементий Варламович) – один из градоначальников в Глупове. При первом же своем появлении “пересек уйму ямщиков” и ошеломил...
  8. Автор описывает Федора Долохова так: “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать...
  9. Вощев – главный герой повести. В день 30-летия героя его увольняют с завода за “задумчивость среди общего темпа труда”. В....
  10. Рагин Андрей Ефимович – доктор, живет в провинциальном городе и служит в городской больнице, Р. никогда не чувствовал призвания к...
  11. Башмачкин Акакий Акакиевич – главный герой повести. “Маленький человечек с лысинкой на лбу”, 50-ти лет. Всю жизнь он служит переписчиком...
  12. Под палящим солнцем июля 1942 г. шли по донецкой степи со своими обозами, артиллерией, танками отступающие части Красной Армии, шли...
  13. Чичиков Павел Иванович – главный герой поэмы. Он, по мысли автора, изменил своему истинному предназначению, но еще способен очиститься и...
  14. ВАСКОВ – герой повести Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969). Свобода от тенденциозности и излишней патетики, подлинность и...
  15. Свидригайлов – идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это...
  16. ГЛУМОВ – герой комедии А. Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты” (1868). Г.- единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно...
  17. Несчастливцев – центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес” (1870). Геннадий Демьяныч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся “на...
  18. Феклуша – странница. Странники, юродивые, блаженные – непременная примета купеческих домов – упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические...
  19. Маша Миронова – дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она...
  20. КАТЮША МАСЛОВА – героиня романа Л. Н. Толстого “Воскресение” (1889-1899). “Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне...
  21. Миледи – бывшая графиня де Ла Фер, жена Атоса, которую он повесил, увидев клеймо преступницы на ее плече. Однако М....
  22. ВРОНСКИЙ – центральный персонаж романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” (1873-1877), граф, флигель-адъютант, богач и красавец. До романа Толстого фамилия...
  23. Нимфея – ученик специальной школы, перешедшей на тапочную систему. Сын терпеливой матери и отца-прокурора. Дачник дачной местности у реки. Н....
  24. Д-503 – герой романа Е. И. Замятина “Мы” (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного...

Роман А. А. Фадеева «Разгром» был написан в 1926 году. В основе произведения лежит рассказ-этюд писателя «Метелица», который был затем развернут автором до крупного произведения. В романе «Разгром» Фадеев, сосредоточившись на изображении военной жизни небольшого отряда партизан, описывает события Гражданской войны (1917 – 1923), происходившие в Уссурийском крае. Произведение является ярким примером литературного направления соцреализм.

При подготовке к уроку литературы либо перед проверочной работой советуем прочитать краткое содержание «Разгром» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Левинсон – командир отряда, «маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен», сын торговца подержанной мебелью.

Мечик Павел – молодой парень, который пошел в партизаны, мечтая о подвигах, но оказался слишком слаб духом. Бросил отряд, сбежав в город. Был влюблен в Варю.

Морозка (Иван Морозов) – ординарец, муж Вари, родился в шахтерской семье. Был убит казаками.

Другие персонажи

Варвара (Варя) – сестра милосердия в лесном лазарете, жена Морозко, была влюблена в Мечика.

Сташинский – доктор в лесном лазарете.

Бакланов – помощник Левинсона.

Дубов, Метелица, Кубрак – взводные в отряде Левинсона.

Чиж, Пика, Ефимка – партизаны в отряде Левинсона.

1. Морозка

Левинсон отправляет Морозку отвезти пакет в отряд Шалдыбы. Не желая ехать, ординарец пытается уговорить командира, чтобы тот послал кого-то другого. Однако когда Левинсон сказал, что если Морозка не хочет слушаться, то пусть сдаст орудие и «убирается на все четыре стороны» , ординарец угрюмо соглашается.

«Морозка был шахтер во втором поколении» , четвертый сын в семье. Всю жизнь он «не искал новых дорог» , делая все бездумно. Морозка воевал на фронте, был шесть раз ранен и дважды контужен, и до революции уволился. Вскоре женился на откатчице Варе, а в «восемнадцатом году» ушел «защищать Советы» .

По дороге к Шандыбе Морозка попадает под обстрел – идет бой между партизанами и японцами. Партизаны бегут от неприятеля, оставив на поле раненого парнишку в городском пиджаке. Морозка спасает его.

2. Мечик

«Спасенный не понравился Морозке с первого взгляда» . Раненого звали Павел Мечик. Очнулся он уже в лесном лазарете, куда его привез Морозка. Раньше Мечик жил в городе и шел к партизанам, мечтая о подвигах. Ног вскоре его представления и фантазии были развеяны реальностью.

В лазарете Мечик влюбляется в «милосердную сестру» – Варю, жену Морозка, она тоже испытывает к Павлу благосклонность. Однако старый партизан Пика отзывается о женщине как о «блудливой» – «не может никому отказать – и все тут» .

3. Шестое чувство

Морозка считал, что Мечик «пришел к ним на готовенькое» («хотя на самом деле трудный крестный путь лежал впереди») и не понимал, что в нем нашла его Варя.

Морозка крадет у сельского председателя Рябца дыни, и Левинсон приказывает забрать у ординарца оружие, назначая на вечер собрание для разбора этого вопроса.

Левинсон, допрашивая своих разведчиков, понимает, что что-то надвигается – «чувствовалось что-то неладное» . Командир распорядился насушить сухарей и увеличить порцию овса для лошадей.

4. Один

Мечик переживает из-за того, что все к нему относятся с насмешкой, а не с сочувствием. Павел рассказал Сташинскому, что раньше служил у «максималистов» . Узнав об этом, доктор стал относиться к Мечику более «сухо» и «отчужденно» .

5. Мужики и «угольное племя»

Левинсон пошел на собрание раньше, чтобы разведать слухи, ходившие среди мужиков. В мужицких голосах командир «улавливал тревожные нотки» . На собрании Дубов предложил выгнать Морозку, но ординарец поклялся, что это больше не повторится. Левинсон распорядился о том, чтобы партизаны помогали мужикам в свободное время по хозяйству.

6. Левинсон

Доходившие до Левинсона тревожные вести не давали ему что-то предпринимать, однако о его колебаниях никто не знал. «С той поры как Левинсон был выбран командиром, никто не мог себе представить его на другом месте: каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом» .

Вскоре приходит известие, что японский десант занял город. Левинсону передали приказ о «сохранении боевых единиц» . Командир принимает решение об отступлении.

7. Враги

По указанию Левинсона Сташинский начинает «постепенно разгружать лазарет» . Влюбленная в Мечика Варя, по-матерински советует ему пойти в отряд к Левинсону.

В лазарет приезжает Морозка. Иван, ранее не ревновавший Варю, начинает злиться, заметив симпатию между Павлом и Варей – то, что «любовником его жены может быть такой человек, как Мечик, показалась ему сейчас очень обидной» . Морозка ссорится с Мечиком.

8. Первый ход

Явившись к Левинсону, Морозка попросил «пустить его во взвод» , назначив ординарцем Ефимку. Командир согласился. Морозка был рад, «что снова находился среди ребят» .

Ночью Левинсон, подняв боевую тревогу, объявил, что они уходят отсюда.

9. Мечик в отряде

Сташинскому доложили об отступлении отряда. В этот же день Мечик впервые встал на ноги. Павел и Варя сближаются еще сильнее. Он был первым, кому Варя сказала «желанный, любимый» . Павел же очень робел в ее обществе, еще и чувствуя свою вину перед спасшим его Морозкой. Вместе с Пикой Мечик ушел в отряд к Левинсону. На прощание Варя подарила Павлу вышитый кисет.

Левинсон, расспросив Мечика о его предыдущей службе, направляет парня к Кубраку, дав в распоряжение «неказистую» кобылу Зючиху. Мечика возмутило, что ему дали плохую лошадь, он видел в этом насмешку над ним со стороны Левинсона. Обидевшись, Павел решил не ухаживать за Зючихой, за что «снискал всеобщую нелюбовь, как «лодырь и задавала» » . В отряде Мечик больше всего общается с Чижом, который научил его «отвиливать от дневальства, от кухни» .

10. Начало разгрома

Разведчики Левинсона докладывали о том, японцы заняли большие территории. Командир решил отправить в разведку Бакланова и Мечика. Вопреки сведениям предыдущих разведчиков в деревушке Соломенной были японцы. Застрелив троих неприятелей, Бакланов и Мечик сбежали, узнав все необходимое.

11. Страда

Во время перехода через тайгу партизанам приходилось бороться с голодом и холодом. «Левинсон глубоко верил в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, <…> по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью» . По дороге партизаны встретили даубихинского спиртоноса Стыркшу, который рассказал, что за «поимку живого или мертвого» Левинсона обещана награда.

Партизаны приходят к госпиталю. Сташинский и Левинсон, понимая, что смертельно раненый Фролов будет только обузой, решают дать ему яд. Случайно услышавший их разговор Мечик пытается помешать происходящему, кричит на доктора. Фролов осознает, что ему дали не просто лекарство и перед смертью просит позаботиться о его сыне.

12. Пути-дороги

Вновь увидев Варю, Морозка снова начал думать о жене и о Мечике, стараясь «уверить себя, что ему все безразлично» . Партизаны начали продвигаться дальше. На одном из привалов Варя, все это время скучавшая по Мечику, сама подошла к нему. Однако Павел смутился и женщину потащил в кусты Чиж – «и ей действительно стало все безразлично» .

13. Груз

Стоя часовым, Мечик понимает, что хочет покинуть отряд. Об этом он говорит совершающему обход Левинсону. Мечик объясняет командиру, что считает себя никуда не годным и не нужным партизаном и просит отослать его в город. Раздумывая после об их беседе, Левинсон подумал, что « «до тех пор пока у нас, на нашей земле <…> миллионы людей живут еще в грязи и бедности, <…> до тех пор могут рождаться на ней такие ленивые и безвольные люди, такой никчемный пустоцвет…» .

14. Разведка Метелицы

Левинсон отправляет Метелицу в разведку в деревню. Выбравшись из тайги, взводный знакомится с мальчиком-конюхом, у которого оставляет лошадь. Узнав, что в деревне обосновались казаки, Метелица пытается разведать что-то под окнами дома начальника эскадрона, но его ловят.

Новость о том, что Метелица не вернулся, взволновала Левинсона, но они все равно решили выдвигаться. Командир сильно болел, и с каждым днем ему становилось все хуже.

15. Три смерти

Метелица очнулся в большом темном сарае, думая о том, как он «сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их» . После допроса взводного вывели на площадь. Один из мужиков выводит пастушонка, у которого Метелица оставил лошадь. Казаки хотят допросить мальчика, но взводный бросается в защиту пастушонка и погибает от казачьей пули.

Партизаны заметили приближающийся эскадрон казаков. Отряд Левинсона прогоняет противника, время стычки был убит конь Морозки. По приказу командира расстреляли мужика, который выводил на площадь мальчика-пастушка.

16. Трясина

Не участвовавшая в атаке Варя приехала в село, когда все уже разбрелись по хатам. Узнав, что Морозка жив, она тут же отправилась его искать и нашла пьяным на улице – мужчина напился, горюя о смерти коня. Женщина помогла ему встать и отвела на сеновал. Неожиданно для себя Морозка поцеловал Варю второй раз в жизни. Они помирились.

Утром на село начала наступать вражеская конница. Из-за недостатка людей отряду Левинсона пришлось отступать в лес. Бойцов останавливает трясина. Левинсон приказывает гатить болото. Под пулями противника партизанам удалось перейти трясину.

17. Девятнадцать

Недалеко от места, где переправлялись партизаны, казаки устроили засаду. Мечика отправляют в разведку. Засыпая на лошади, он видит перед собой казаков, но, не предупредив отряд, в испуге сбегает, а после возвращается город. За Мечиком ехал Морозка. Иван успевает выстрелами предупредить свой отряд, после чего его убивают казаки.

Левинсон приказывает идти на прорыв. Ему сообщают, что убили Бакланова. Не скрывая больше своей слабости, командир расплакался. Прорвавшись, «выехали они из леса – все девятнадцать» и оказались в поле.

«Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, - и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности» .

Заключение

В романе «Разгром» Фадеев поднял ряд важных тем, ведущей из которых является тема революции и Гражданской войны. В произведении маленький мир небольшого партизанского отряда становится отражением реальной масштабной картины исторических событий того периода. Центральными фигурами романа являются образы красного командира Левинсона и слабого духом партизана Мечика, через противопоставление которых автор подчеркивает, что ведущей силой революции являлись «простые люди» с огромной волей к победе.

Тест по роману

Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест!:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 1663.

Сопоставление характеров Мечика и Морозки занимает в романе «Разгром» значительное место, позволяя прояснить тему революционного мировоззрения и революционной морали, как понимал их Фадеев. Если попытаться в двух словах охарактеризовать героев, то Морозка — пример истинного революционера, тогда как Мечик — воплощение того чуждого и никчемного что без следа сметается революцией. Однако следует помнить, что Мечик при всем своем ничтожестве сумел причинить немало вреда, а Морозка, в конце концов проявивший себя героем, в начале книги предстает не слишком привлекательной личностью. Оба персонажа меняются, их характеры эволюционируют, с каждой страницей проявляя свою истинную сущность.

Если с самых первых глав задаться целью сравнить Морозку и Мечика, то между ними можно даже найти некоторое сходство, несмотря на то, что сами они считают себя людьми совершенно разными и испытывают взаимную неприязнь. Например, оба они с долей подозрения относятся к Левинсону. Морозка — по той причине, что он вообще подозрителен к людям, а слабохарактерный Мечик — потому, что прислушивается к словам Чижа. Оба героя склонны обвинять в своих несчастьях «кого-то другого». Но после таких неожиданных пересечений Морозка и Мечик начинают расходиться все дальше и дальше, уже не оставляя поводов для сравнений.

Морозка с первых страниц предстает перед нами героем малопривлекательным. Он живет просто и бездумно: «жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец». (Для Мечика жизнь была, напротив, чрезвычайно сложным явлением.) Морозка всегда шел туда же, куда все: в ближайшее село веселиться или бить беляков. Он никогда не забегал вперед, но никогда и не отступал в сторону. Для него всегда святой была верность шахтерскому братству. Таким образом, будучи человеком хоть и беспечным, но твердым в самых важных убеждениях, Морозка являлся благодатным материалом для революционной переделки, которую сам автор определял как основную идею «Разгрома».

Жизнь один за другим преподносила Морозке нравственные уроки, и он исподволь начинал задумываться о своем существовании. В пятой главе мы становимся свидетелями сцены воровства дынь, а затем — схода, на котором решалась судьба Морозки. Именно на этом сходе Морозка показал себя в совершенно неожиданном свете. Он не струсил, не стал оправдываться. Он не умеет подобрать слов, чтобы высказать то, что чувствует, но становится ясно, что в его желании отдать кровь «по жилке за каждого» нет ни капли фальши, неискренности. После этих слов почему-то не остается сомнений в его преданности отряду.

Важный урок преподносит Морозке и Варя. Стоит ему осознать, что жена испытывает искренние чувства к другому, он понимает, что Варя составляет немалую часть его существования, что без нее он одинок. К тому же полюбила она не кого-нибудь, а Мечика, которого Морозка ненавидит. Это осознание рождает все новые размышления.

Все наслаивающиеся друг на друга происшествия заставляют Морозку задумываться, о своей жизни все глубже и серьезней. Первый результат этих раздумий — мелкий, но очень важный эпизод у парома. Морозка, узнав о панике среди мужиков, вместо того, чтобы по привычке попугать их, стал успокаивать. Происшествие неожиданно и приятно даже для него самого, это первый шаг на пути к тем большим переменам, которые произошли в нем. Это путь к ясности и простоте, к революционной сознательности. И самое главное доказательство тому, что Морозка никогда больше не станет прежним, то, что он, наконец, начинает видеть врага в самом себе, а не в «ком-то другом». Морозка, как от шелухи, избавляется от ненужных, пустых мыслей, что в конце концов и приводит его к подвигу, который подтвердил — да, Морозка партизан и революционер в полном смысле этого слова.

Мечик же, в противовес Морозке, погрязает в огромном количестве мыслей. Он вообще с самого начала выступает как антипод Морозки. И их взаимная неприязнь связана не только с Варей. Морозке с самого начала не понравился Мечик по довольно странной с первого взгляда причине — он был какой-то «чистенький». Для читателя это, конечно, не повод, чтобы испытывать отрицательные эмоции в отношении Мечика, но, как мы убеждаемся позже, первоначальная оценка Морозки была верна. Поначалу же Мечик может вызвать даже сочувствие. Он, семнадцатилетний мальчик, является в отряде парией, над ним насмехаются по всякому поводу, даже потому, что он за обедом съедает меньше фунта хлеба. Но жалость к этому герою быстро испаряется. Он оказывается слабовольным, не умеет постоять за себя, дать отпор обидчикам или хотя бы высказать свое недовольство. Вся его решимость после госпиталя «поставить себя на равную ногу» с остальными партизанами тает, когда он попадает во взвод к Кубраку, получает паршивую лошадь и предоставляется самому себе. Был бы человек сильный, как Морозка, — выжил бы даже у самого глупого взводного, заставил себя уважать. Но Мечик слаб, неразвит* боязлив. Все это перерастает в трусливую мысль убежать из отряда. Это, пожалуй, единственный поступок, который он совершил осознанно и расчетливо, хотя бегство и описано, как стечение случайных обстоятельств. Увы, эти обстоятельства сложились так, что Мечик предал отряд. Его вечное бездействие завершилось одним только деянием, которое стоило жизни многим десяткам людей. Предательство Мечик совершил даже не по убеждению, и здесь проявив себя слабой натурой. Его невинные слабости и страх за собственную шкуру стоили жизни почти всему отряду. В этом и состоит существенная разница между Морозкой и Мечиком. Первый, грубый, невежественный шахтер, спас отряд, второй, интеллигент, — предал его. Проявилась со всей отчетливостью одна из идей автора: нарисовать яркими штрихами портреты борца за революцию и ее врага, потому что такие, как Мечик, были именно врагами, и их страх за себя приносил больше вреда, чем откровенные выпады против революции. Морозка лее воплотил в себе лучшие черты большевиков.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса