Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

На какой скрипке играет спиваков. Владимир Спиваков: биография и личная жизнь. Личная жизнь и семья

Заслуженный артист РСФСР (27.10.1978).
Народный артист РСФСР (28.03.1986).
Народный артист Армянской ССР (1989).
Народный артист СССР (28.02.1990).
Народный артист Украины (1999).
Народный артист Республики Северная Осетия-Алания (2005).
Народный артист Республики Дагестан (2013).
Народный артист Республики Башкортостан (2014).
Почётный член РАХ.

Уже в 1957 году юный музыкант получает первую премию ленинградского конкурса «Белые ночи» и дебютирует на сцене Ленинградской консерватории. Через 10 лет, в 1967 году Владимир Спиваков заканчивает Московскую государственную консерваторию по классу профессора Юрия Янкелевича. Впрочем, учителем Владимир Спиваков называет и Давида Ойстраха – во время учёбы в Консерватории он был вольнослушателем в его классе.

К окончанию консерватории талантливый музыкант уже был известен коллегам из других стран.

В 1975 году, после триумфальных сольных выступлений в США, начинается его блестящая международная карьера. Маэстро Спиваков неоднократно выступал и продолжает выступать в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами и самыми знаменитыми дирижерами мира. Профессиональная критика ведущих музыкальных держав мира отмечает в качестве характерных черт исполнительской манеры Владимира Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность. Сам Владимир Спиваков считает, что если кто-то находит в его игре перечисленные выше достоинства, то это, прежде всего, благодаря школе его знаменитого учителя профессора Юрия Янкелевича и творческому влиянию его второго учителя Давида Ойстраха. Впрочем, Юрию Янкелевичу Спиваков может быть благодарен не только за блестящую школу: до 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года играет на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами – поклонниками его большого таланта.

1979 - год дирижёрского дебюта Владимира Спивакова с Чикагским филармоническим оркестром. В этом же году создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и становится его бессменным художественным руководителем, главным дирижёром и солистом. Этому предшествовала серьезная и многолетняя подготовительная работа и обучение дирижерскому мастерству у прославленного профессора Израиля Гусмана в России и знаменитых дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. Бернстайн в конце обучения подарил Спивакову свою дирижерскую палочку, тем самым символически благословив его как начинающего, но многообещающего дирижера. С тех пор с этой дирижерской палочкой Маэстро не расстается никогда.

В 1983 году оркестр получил официальное название «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы"». За 25 лет существования «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Теодоровича побывали с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, в Европе, США и Японии, принимали участие в самых известных международных музыкальных фестивалях, таких как Зальцбургский, Эдинбургский, «Флорентийский май», Нью-Йоркский, Токийский, Помпейский, Люцернский, Кольмарский.

Карьера Спивакова-дирижера развивается ничуть не хуже, чем Спивакова-солиста. Он выступает в лучших концертных залах мира, дирижируя концертами американских симфонических оркестров (чикагского, филадельфийского, кливлендского, Нью Уорлд симфони), европейских оркестров театра «Ла Скала», Академии «Санта-Чечилия» и многих других.

В 1989 году создаёт Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным музыкальным руководителем которого он является до настоящего времени. За это время на фестивале выступило множество выдающихся музыкантов и музыкальных коллективов.

С 1994 года принимает эстафету от Н. Мильштейна по проведению ежегодных и мастер-классов в Цюрихе. Многие музыкальные конкурсы приглашают в жюри Владимира Теодоровича.
Последние несколько лет ежегодно принимает участие в работе Всемирного Экономического Форума в Давосе (Швейцария) в качестве Посла искусства ЮНЕСКО.

Владимир Спиваков уже много лет занимается благотворительностью. Вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» он давал концерты в Армении сразу же после страшного землетрясения 1988 года, на Украине через 3 дня после Чернобыльской катастрофы… В гастрольном архиве «Виртуозов» - многочисленные концерты для бывших узников сталинских лагерей, сотни благотворительных концертов по всему бывшему Советскому Союзу.

В 1994 году создал Международный благотворительный фонд, который помогает молодым талантам и детям-сиротам. Концерты стипендиатов фонда привлекают ничуть не меньше внимания, чем выступления прославленных оркестров под руководством Владимира Теодоровича. Он считает, что национальная идея России – дети, которых надо любить, учить, растить. Маэстро уверен: через любимых и желанных детей Россия будет счастливой.

призы и награды

Государственная премия РФ (2012) - «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности».
Государственная премия СССР (1989) - за концертные программы 1986-1988 годов.
Премия Ленинского комсомола (1982) - за высокое исполнительское мастерство.
Премия Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства» (1981).
Приз «Золотой Остап» (1993).
Премия «Лица года» в номинации «Кумир» (2002).
Национальная премия общественного признания «Россиянин года» в номинации «Россия без границ» - «за выдающиеся достижения в формировании образа единой российской нации с общими историко-культурными корнями и богатыми духовными традициями» (2005).
Премия «Овация» в номинации «Классическая музыка» (2008).
Премия Шок де ля мюзик «Диапазон д’ор» - награда французской прессы за лучшую грамзапись.
1-я премия конкурса фестиваля «Белые ночи» в Ленинграде (1957).
3-я премия Международного конкурса скрипачей имени Лонг и Тибо (Париж, 1965).
2-я премия Международного конкурса скрипачей имени Паганини (Генуя, 1967).
1-я премия Монреальского международного конкурса исполнителей (1969).
2-я премия Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 1970).

Ордена и медали:
Орден Дружбы (17.12.1994).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9.08.1999).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2.09.2009).
Орден «За заслуги» (Украина) II степени (2009).
Орден «Данакер» (Кыргызстан, 2001).
Орден Святого Месропа Маштоца (Армения, 1999).
Орден Искусств и литературы (Офицер, Франция, 1999).
Орден Почётного легиона (Франция, кавалер с 2000 года, офицер с 1 февраля 2011 года).
Медаль «Оливковая ветвь» (Армения, 2001).
Орден «Меценаты столетия» (2005).
Международный общественный орден «Золотой сокол» (2005).
Золотая медаль Моцарта ЮНЕСКО (2009).
«Артист мира ЮНЕСКО» - за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» (2006).
Посол Доброй воли ЮНЕСКО (1998).
«Лучший музыкант Радио-1» (1999).
Почётный доктор МГУ имени М. В. Ломоносова (2002).
Почетный гражданин города Тольятти (2004).
Почетный гражданин города Кольмара (Испания, 1999).
Почетная грамота Московской городской думы (15.09.2004).
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2010) - за создание Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова.
Премия города Москвы в области литературы и искусства (номинация «Просветительская деятельность») (2013) - за создание и проведение Международного Фестиваля «Москва встречает друзей».
Премия в области культуры и искусства «Звёзды Содружества» (Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, 2011).
Премия имени Г. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2012).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2014)
Орден «Знак Почёта» (1980) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
Орден князя Ярослава Мудрого V степени (2004)
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 2014)
Орден «За заслуги перед Республикой Башкортостан» (2013) - за большой вклад в развитие музыкального искусства, активную общественную и благотворительную деятельность
Благодарность Президента Российской Федерации (2004) - за заслуги в развитии музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
Почётная грамота Правительства Москвы (2009) - за большой вклад в развитие музыкального искусства, активную общественную и благотворительную деятельность и в связи с 65-летием со дня рождения.
Орден Даниила Московского I степени (2014) - во внимание к особому вкладу в развитие музыкально-исполнительского искусства, за сотрудничество с Русской Православной Церковью в области эстетического воспитания молодежи и в связи с 70-летием со дня рождения.

Случай, не имеющий отношения к основному тексту. Тем не менее

Механик мне рассказывал: он был зимой во Французских Альпах, куда его пригласил друг, чтобы он покатался на подъемниках. На лыжах умеет только по пологому, поскольку шестьдесят лет назад пробовал съезжать с горок Феофании, что под Киевом, на равнинных дровах, и у него не все получилось. Полужесткие крепления с ремешками без конца раскручивались, и поэтому в нагрудный карман куртки с начесом он положил пассатижи, чтобы подтягивать механизм. Увидев на склоне девушек в лыжных костюмах, начисто скрывавших естественные изгибы тела и потому оставлявших простор для прекрасных домыслов, он поднял бамбуковую палку, призывая их посмотреть, как он сейчас лихо прыгнет с (дай бог, если метрового) трамплина, и поехал. Они стали смотреть.

Он скатился на бугорок, присел для дальности полета, и тут крепление на одной лыже отвалилось. Разляпавшись, как медуза, он рухнул плашмя на грудь, из которой пассатижи выломали ему два ребра. Обретя дыхание, Механик бросил взгляд на девушек. Они уходили по лыжне, мелко семеня палками и некрасиво от неумелости хода отставив попы.

Теперь, лихо спустившись в подвесной кабинке из своей деревни в Куршевель, дурная слава которого сравнима для нас с развратным автомобилем «Лорен Дитрих» (он же «Антилопа Гну»), описанного Ильфом и Петровым в «Золотом теленке», Механик отправился на званый, т.е. бесплатный для него, обед в модный ресторан «Трамплин», расположенный у станции подъемника.

Полдюжины эскарго (виноградных улиток — для тех, кто не всякую зиму обедает в этом славном городке) стоили 17 евро. Зажмурившись и понимая, что это могут быть последние эскарго в его опыте, заказал дюжину и, испытывая неочевидные муки совести, выбирал горячее, глядя исключительно на правую сторону меню. Самое дешевое блюдо — колбаски с требухой тянули на 22 евро. Заказав одну, он обратился к официанту, в котором угадал жителя Закавказья.

— Это похоже на абхазури, Артур?

— На купаты, — сказал армянский официант, пятнадцать лет проживший во Франции.

Вокруг было много соотечественников, приехавших покататься на чудесных склонах. Некоторые были умеренны в еде, и скоро перекусив, уматывали в горы. Не спешили только девушки богатых русских с простецкими, но загримированными, как для Ла Скала, лицами. Они ели руками устриц, размазывая помаду вокруг надутых губ.

— Что они здесь делают, если не едят?

— Покупают, когда не на горе, — сказал Механик. — Я сходил, приценился. Там недалеко.

«Ну, — говорю по-английски бойкому продавцу бутика, — почем босоножки?

— Вам на эту погоду? — он не без юмора кивает на разъезженный снег за стеклом витрины. — Вот. Всего за 1300 евро. Они без платформы. Дама полнее ощутит тонкой подошвой, какой прекрасный снег в Куршевеле.

— Стыдно предлагать клиенту такую дешевую обувь.

— Возьмите сумочку из крокодила.

— Сколько?

— К вашему сожалению, за тридцать тысяч утром продали. Осталась только за двадцать тысяч евро.

— Я похож на человека, который купит своей женщине сумку всего за двадцать?

— Нет! Может, выйдем на улицу покурим? — сказал любезный продавец. — Раньше русские покупали за столько, за сколько мы продавали. Теперь мы им продаем за столько, за сколько они покупают».

Вот, такая картинка. Ну как?

— А послушай-ка, Механик, что я тебе расскажу.

Основная часть

Полет в горы Кавказа без лыж, но со Спиваковым

Спиваков говорит:

— Ты давно не был в Тбилиси. А с «Виртуозами Москвы» мы не были там очень давно. Поехали с нами! Даем один концерт. Когда-то принимали хорошо. Теперь не знаю. И еще: Католикосу-Патриарху Грузии скоро восемьдесят пять. Ты знаешь, что Илия II пишет музыку? Мы придем к нему с оркестром и поиграем в подарок.

— Знаю. Он и стихи пишет, и иконы. Конечно, пойдем.

Концерт был на Плеханова в зале имени Володиного товарища Джансуга Кахидзе. Я его знал, и вы его помните по фильму Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд». Там он играет дирижера, то есть самого себя.

Чудесные лица женщин и мужчин, пришедших слушать музыку. Зал полон, а на улице все еще стоит толпа молодых в основном людей, которым не досталось билетов.

— Вахо, — сказал Спиваков директору зала Вахтангу Кахидзе, дирижеру и сыну дирижера. — Давай поставим стулья на сцене за оркестром и пустим всех.

— Не будут вам мешать?

И пустили всех. Я сидел в этих рядах и снимал Владимира Спивакова с редкой точки, когда во время музыкальной работы было видно его лицо. Это был отдельный спектакль. Отчет о нем я вам частично представляю.

После Триумфального концерта и визита к Илие II, который был истинно растроган, услышав в исполнении оркестра с мировым именем написанную им Ave Maria, мы отправились в Ереван, где история со стульями для безбилетной молодежи повторилась.

По дороге из Тбилиси в Ереван у нас было достаточно времени и можно было поговорить вовсе не о музыке, а о тех тихих делах, которые доставляют Владимиру Спивакову счастливое ощущение участия в коррекции чужих судеб, порой с музыкой не связанных вовсе.

Тема эта, несмотря на наши дружеские отношения, всякий раз повисала в воздухе, едва я в нее углублялся. Володя отмахивался и говорил, что многого не помнит, потому что не считает для себя обязательным запоминать. Тем не менее. Что-то он упомянул в разговоре. Кое-что я знал, а некоторые истории рассказывали люди, которые работают и живут с ним рядом. Описание, пусть не полное и конспективное, этих его — скрытых от публики — дел мне кажется важным.

Слышишь, Механик? Такое теперь время, что компромат нарыть много легче, чем узнать про добрые человеческие поступки. Особенно если человек совершает их не во имя создания образа, а потому что ему нравится быть нравственно чистым пред собой. Ну да, для себя. Хочешь быть хорошим — будь им.

Из того, что удалось собрать, расскажу несколько сюжетов о тайной жизни Владимира Спивакова.

Носильщик и маэстро

Однажды он летел из Америки с попутчиком Вячеславом Фетисовым. Прославленный хоккеист, взявшийся помочь музыканту поднести сумку, справился с весом, но был озадачен:

— У тебя там что, гантели?

— Нет, ноты.

Эту сумку в Шереметьевском аэропорту взялся нести носильщик. Он поднял ее и с трудом потащил к самолету.

— Вы плохо себя чувствуете? — спросил Спиваков.

— Сустав надо менять. Но очередь на три года, если по квоте. А на платную денег нет. Живу с женой в коммуналке, родителей нет.

— Давайте я сам понесу.

— Нет, это моя работа.

У самолета музыкант сказал носильщику:

— Соберите документы для операции и ждите моего звонка.

Вернувшись в Москву, позвонил:

— Идите в Боткинскую. Я все решил.

И правда, решил. Через два года пришлось решать со второй ногой. На этот раз операцию сделали в 31-й больнице.

Теперь в праздники — на Рождество, в Пасху, Благовещенье Алексей Ватолин (фамилию я пишу для Спивакова, который ее не знает) звонит Владимиру Теодоровичу и говорит:

— Спасибо! Я поставил за Вас свечу!

Пусть горит.

Рояль Кисина

Евгению Кисину было пятнадцать с половиной лет, и его родители обратились с просьбой к тогдашнему директору «Виртуозов» Роберту Бушкову помочь заменить Жене прокатное пианино на более новое, потому что на старом он выбил половину клавиш.

Спиваков подумал, что скоро Кисину шестнадцать, и грех не подарить ко дню рождения этому гениально одаренному юноше достойный инструмент.

Он узнал, что один человек, уезжающий навсегда за границу, продает маленький кабинетный «Стейнвей», правда, довольно дорогой.

Спиваков продал картину Коровина из своей коллекции за 60 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Положил их в конверт, конверт в карман брюк, и пошел покупать.

— Сколько стоит ваш рояль?

— Сорок тысяч.

Поскольку торговаться он не умеет, отсчитал из конверта деньги и отдал. И тут увидел на стене старинную икону.

— Вы не хотите расстаться с этой доской?

— Если отдадите мне «сдачу», что осталась от рояля, — забирайте.

Инструмент отвезли Кисину. На клавиатуре лежала записка Спивакова: «Дорогой Женя, на этом рояле ты сможешь добиться еще больших успехов, чтобы радовать свою публику».

Кисин пришел домой, посмотрел на инструмент, закрыл крышку, и с мамой и с учительницей поехал в Дом творчества композиторов, куда по просьбе Спивакова его определил Тихон Хренников, чтобы он мог там спокойно заниматься.

Всю дорогу Женя молчал, но когда доехали до Рузы, он попросил остановить машину, выскочил на снег и стал прыгать и кричать: «У меня есть рояль!»

— А икона? — спрашивает Механик. — Осталась у Спивакова?

— Не распакованная, она действительно лежала в доме Владимира Теодоровича двадцать девять с половиной лет.

Как старинная икона нашла свое место

Во французский Кольмар на первый (из почти тридцати теперь) спиваковский фестиваль приехал из Страсбурга игумен Филипп, настоятель строящегося храма Всех Святых, и попросил войти в попечительский совет. Володя отказался. Быть свадебным генералом ему не хотелось. Но потом с этой же просьбой прислал письмо Патриарх… Строительство тормозилось из-за нехватки денег. Спиваков обратился к богатым компаниям. Они, откликнувшись, помогли избавиться от долга, и стал думать, чем может помочь сам.

С владыкой Илларионом, с которым проводит фестиваль духовной музыки, решили устроить большой благотворительный концерт.

И тут перед выступлением он вспоминает про купленную им давно старинную икону и решает ее подарить Страсбургскому храму.

На концерте (жест был красивый, он совсем не чужд по-настоящему красивому жесту) Спиваков выносит икону Смоленской Божьей Матери (Одигитрии) XVIII века. Оказывается, что Божья Матерь — покровительница Страсбурга, а игумен Филипп был рукоположен в сан в Смоленске. Все сошлось.

Бывали у него и другие чудесные совпадения. Увидел он по телевизору директора музея-усадьбы Рахманинова «Ивановка». И так впечатлил его Александр Иванович Ермаков своим азартом и преданностью делу, что, встретившись, Спиваков подарил ему в музей икону Архангела Михаила XVII века.

— Архистратиг, — сказал пораженный Ермаков. — А Вы знаете, что Архангел Михаил был покровителем семьи Рахманиновых?

Не знал Владимир Теодорович. Просто подарил. А Александр Иванович показал найденную им транскрипцию гениального скрипача Яши Хейфеца романса Рахманинова для скрипки и фортепиано. И мы с вами перенесем это известие более или менее спокойно, а Спиваков «чуть со стула не упал».

История Саши Романовского

Саше было одиннадцать лет, он жил в Харькове, был необыкновенно талантливым юным пианистом, но у него беда с коленями. Он ходил с трудом и не мог нажимать на педали. Спиваков отправил его в ЦИТО к своему другу Михаилу Ивановичу Гришину. Профессор убрал опухоль, и Саша Романовский приехал в Кольмар на спиваковский фестиваль еще на костылях, но Шопена играл изумительно. Люди плакали.

В это время Союз распался, и Володя посоветовал мальчику дальше учиться в Италии, в городе Имола, где хорошая школа.

Мама Саши устроилась в баре мыть посуду, а Спиваков помогал им деньгами, о чем напрочь забыл. Саша ему напомнил, когда записывал со Спиваковым концерты Рахманинова. К этому времени молодой виртуоз выиграл первую премию на конкурсе в Бальзано и играл с гениальным дирижером Карло Марией Джулини, считающим его самым талантливым молодым пианистом Италии.

«Прощальная симфония» в Сан-Лоренцо

Спиваков много помогал больным. Часто давал и теперь дает концерты, гонорары за которые идут то в детские хосписы, то в онкологическую больницу имени Раисы Горбачевой, то пострадавшим от стихийных катастроф.

Спиваков создал оркестр, который его понимает и разделяет его готовность помочь. Все музыканты во имя доброго дела время от времени играют, отказавшись от гонораров.

Они играли в помощь турецким сиротам, неимущим детям Испании, больным Японии… Всякий раз, когда Спиваков бывает в Америке, помогает детям, которым нужна операция по поводу заячьей губы и волчьей пасти… Он покупал за свои деньги за границей медикаменты и шприцы.

Наверное, он держит в голове многие примеры, которые обогатили бы этот текст.

9 декабря 1988 года Спиваков шел по мосту через реку Арно во Флоренции и увидел двух монахинь из католического благотворительного общества Caritas при Ватикане с плакатом: «Собираем средства жертвам землетрясения в Армении». Володя пригласил монахинь на вечерний концерт, а сам отправился на обед к представителям старинного флорентийского рода Дометилле и Стефанио Балдески. Он сказал, что весь гонорар за концерт пойдет пострадавшим в Спитаке и Ленинакане и попросил Стефанио обратиться к пришедшим на концерт в церковь Сан-Лоренцо двум тысячам слушателей с просьбой об участии.

Оркестр играл при свечах «Прощальную симфонию» Гайдна. В этот вечер они собрали шестьдесят тысяч долларов (в переводе с итальянских лир).

После концерта монахини сказали маэстро:

— В нашей копилке тысячная часть от вашего сбора.

— Нет, — сказал Спиваков. — Эти деньги мы собрали вместе.

Приехав в Кольмар на свой фестиваль, он купил тридцать детских инвалидных колясок и отправил их в Армению.

Предыстория свадьбы

Позвонила молодая скрипачка из Казахстана по имени Асель. Почти, как гриновская героиня, запомнил Спиваков. «Владимир Теодорович, у меня рак крови. Предстоит пересадка костного мозга. Стоит недоступных мне денег. Может, Вы чем-нибудь поможете?»

Со своим другом он связался с госпиталем имени Раисы Горбачевой, с которой дружил. И помог добраться до Питера.

Когда-то Володя за границей угодил в больницу и его на время положили в большую палату, разделенную лишь занавесками, вместе с тяжелыми онкологическими больными. Их стоны и напряженная тишина ожидания были для него тяжелым испытанием. Он не хотел, чтобы вовсе не знакомая, но «прирученная» им девушка жила в атмосфере готовности к боли. Они с другом сняли ей и папе квартиру, которую оплачивали больше года. Когда «Виртуозы» гастролировали в Петербурге, она пришла на концерт слушать музыку. Без бровей, без ресниц. С укутанной платком головой.

— Ты поправишься, — сказал ей Спиваков.

Она выкарабкалась. И выходит замуж.

Скрипочка Иоанна Бердюгина


Уже помог или еще поможет? Владимир Спиваков после концерта

В Екатеринбурге после концерта подошла женщина и протянула письмо. Речь шла не о деньгах. Она просила узнать фамилию врача, которому она могла бы доверить сына для операции на сердце.

Спиваков оставил ей деньги на дорогу в Москву. Позвонил директору Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева профессору Лео Бокерии и попросил помочь маленькому ребенку.

Операцию сделали успешно, и год спустя Спиваков снова оказался с концертами в Екатеринбурге. В холле стояла женщина с худеньким мальчиком.

— Я Вам принес подарок, — сказал Иоанн Бердюгин и протянул Молитвослов.

— Ты такие книжки читаешь?

— Мой папа священник, а я хочу быть, как Вы, — скрипачом.

В Париже Спиваков купил детскую скрипку, и мальчика стали учить музыке. Потом он перешел на альт, и Спиваков привез ему альт.

Он любит повторять слова о том, что мы несем ответственность за тех, кого приручили.

Сейчас Бердюгин студент Московской консерватории и стажер национального филармонического оркестра.

Однажды в Екатеринбурге, когда с Национальным филармоническим оркестром играл Саша Романовский, за кулисы пришел Иоанн Бердюгин.

— Обнимитесь! — сказал Владимир Теодорович. — Вы крестные братья.

В это время музыканты разбирали сто двадцать освященных куличей, которые в подарок испек отец Иоанна.

Заключение

Если разговорить Владимира Теодоровича, список негромких добрых дел будет много шире. Но эта часть жизни охраняется им.

Запас историй, которые я насобирал у разных людей, не исчерпан. Да у меня и задачи не было создавать реестр не-обязательных дел одного из крупнейших в мире современных музыкантов.

Я просто хотел сказать тебе, Механик, чтобы ты передал шустрому продавцу:

— Некоторые обходятся без сумки из крокодила.

P.S.

18 декабря на сцене театра «Геликон-опера» вместе с молодыми музыкантами маэстро Владимир Спиваков даст концерт «Час Баха. «Человек, возлюби мир!» в поддержку артистов оперной сцены.

Личная жизнь Владимира Спивакова – прекрасный пример того, как мужчина может сохранить уважение к себе даже тогда, когда от него уходит жена, забирая с собой детей. Житейская мудрость помогла музыканту даже на развалинах брака сохранить отношения с сыном и возродить позже семейное счастье, решившись на риск вновь пережить расставание.

Владимир Спиваков – выдающийся скрипач мирового уровня, личная жизнь которого наполнена счастливыми и трагическими моментами, ведь у него была не одна жена, родные и приемные дети. Первой супругой всемирно известного музыканта стала Светлана Борисовна Безродная. Виртуозная скрипачка и дирижер на тот момент уже была замужем. Когда в жизни Светланы появился Владимир Спивак, который решил увести ее из семьи, Светлана вдруг осознала, что именно так она сумеет изменить свою жизнь к лучшему. Не остановило ее ни то, что в браке с Игорем Безродным ей было комфортно, ни то, что у них был совместный ребенок Сергей.

Увлеченная амбициозным и сильным мужчиной, она подала на развод и окунулась в новую, насыщенную интересными событиями жизнь, перечеркнув 18 лет предыдущего брака. Именно благодаря Спивакову, по мнению Светланы, она стала знаменитой артисткой и сумела достигнуть высот в своей карьере скрипачки.

Известно также, что ее сын от первого брака Сергей Безродный нашел себя в музыке, став известным пианистом, играющим в оркестре своего первого отчима, Владимира Спивакова.

Очередной брак

Со второй супругой виртуозный скрипач познакомился после развода со Светланой, которая ушла к другому мужчине после продолжительного романа за спиной мужа. Талантливая пианистка Виктория Постникова ни разу не была замужем, в отличие от своего избранника Спивакова, получившего первый неприятный жизненный опыт в личной жизни. Творческие личности, встретившиеся на одном из музыкальных вечеров, почувствовали, как между ними пробежала искра, которая привела к бурному роману и официальному бракосочетанию. Спустя некоторое время в счастливом браке музыкантов родился сын, которого назвали Александр.

Когда карьера Постниковой пошла вверх, она познакомилась с Геннадием Рождественским, в которого влюбилась без памяти. В определенный момент Виктория решилась уйти от Спивакова, признавшись ему в том, что у нее есть другой мужчина. Удивленный и сломленный этой новостью Владимир не стал устраивать скандальных сцен и пытаться отговорить Постникову от дальнейших шагов к разводу. Он выдержал удар по своему мужскому самолюбию и помог своей любимой женщине собрать вещи и даже спустил их к машине, ждавшей ее у подъезда.

Сын Спивакова и Постниковой, усыновленный Геннадием Рождественским, перенял дар у своего отца, став виртуозным скрипачом мирового уровня.

Родной отец и отчим приняли решение не останавливаться на достигнутом в развитии гениального ребенка. После того, как Александр окончил Московскую консерваторию, его отправили на обучение в Королевский музыкальный колледж Лондона, а затем в Париж. Там молодой человек обучался у известнейших звезд мирового уровня и выступал в лучших филармониях Франции и по всему миру, включая Китай и Западную Австралию. Но после жизни за границей, получивший мировую славу Александр Рождественский вернулся в родную Россию.

Новый поворот

С третьей супругой Сати Спиваковой, известной тележурналисткой и актрисой Спиваков познакомился «по фотографиям». Отправившись на гастроли в Армению, Владимир попал на вечеринку в доме отца Сати – известного скрипача Зарэ Саакянц. Именно там артист увидел прекрасную музу на фотографиях со съемок фильма «Ануш», в котором снималась юная актриса. А Сати увидела выступление музыканта по телевидению в программе «Голубой огонек». Им довелось встретиться после выступления оркестра, в котором играл Владимир Спиваков, но знакомство было кратким, а приятно удивленный скрипач не сумел привлечь внимание прекрасной девушки, которую он уже видел в образе своей будущей жены.

Через месяц Сати Саакянц появилась на вечеринке, которую организовывал общий знакомый будущей пары. Именно тогда Владимир Спиваков решился на важный шаг в своей жизни. Он предложил девушке подвезти ее домой. Но реализация идеи оказалась не настолько удачной, как хотелось начавшему свои ухаживания мужчине. Он неправильно рассчитал маршрут и сбился с пути, заблудившись среди бесконечных и незнакомых улиц большого мегаполиса. Расстроенные неприятным событиям Сати и Владимир практически не разговаривали, несмотря на то, что провели в машине более четырех часов. Когда девушка наконец-то оказалась у порога своего дома, она попросила Спивакова позвонить ей сразу после того, как он доберется домой.

Вернувшийся Спиваков исполнил данное обещание и набрал ее номер. Сна у измученных долгой дорогой Сати и Владимира не было ни в одном глазу и они долго общались по телефону, рассказывая друг другу о себе. Спиваков поведал ей много интересных моментов из своей жизни и начал читать девушке стихи, желая оставить после разговора только приятные ощущения.

Прощаясь, Владимир пообещал девушке перезвонить как только вернется из заграничных гастролей и вновь исполнил свое обещание. Он не только перезвонил, но и пригласил Сати на свидание. А уже спустя несколько дней девушка переехала жить к нему. На протяжении года известный музыкант и талантливая журналистка и актриса жили в гражданском браке. Владимир, очарованный красотой своей избранницы боялся просить ее руки, ведь два его предыдущих брака закончились печально. Тем более родители Спивакова и его друзья не хотели принимать в свое общество девушку не русской национальности и не воспринимали ее всерьез.

Но когда Сати Саакянц предложили работу в Ереванском театре и возник риск того, что он навсегда потеряет девушку, Владимир Спиваков не стал больше раздумывать и сделал предложение своей прекрасной музе.

Несмотря на всемирную известность и широкие возможности, Владимир и Сати не стали организовывать пышное торжество с огромным количеством приглашенных гостей и журналистов. Они отпраздновали радостное событие в кругу родственников и самых близких друзей.

Спустя год после свадьбы, в 1985 счастливые влюбленные праздновали не только годовщину своей свадьбы, но и рождение первого ребенка – дочери Екатерины. А через некоторое время счастливый отец был вынужден уехать в Париж, где ему предложили длительный контракт. Но, несмотря на расстояние и регулярные перелеты по маршруту Москва-Париж, семейная пара осталась крепкой и не распалась. А в 1989 году Сати Спивакова родила Владимиру дочку Татьяну. Через шесть лет в семье Спиваковых появилась третья очаровательная девочка Анна.

Владимир Теодорович Спиваков. Родился 12 сентября 1944 года в Уфе. Советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1990). Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы».

Отец - Теодор Владимирович Спиваков (1919-1977), инженер-технолог, воевал, получил тяжёлое ранение, после демобилизации работал старшим контрольным мастером термического цеха на Уфимском моторном заводе.

Мать - Екатерина Осиповна Вайнтрауб (1913-2002), пианистка, выпускница Ленинградской консерватории, родилась в Кишинёве, выросла в Одессе, пережила блокаду Ленинграда, откуда эвакуировалась в Башкирию. Работала концертмейстером клуба «Ударник» при Уфимском моторном заводе.

Многие родственники по матери, в т.ч. бабушка и дедушка, погибли в гетто во время гитлеровской оккупации Одессы.

В Уфе семья Спиваковых жила в Сталинском районе города, позже выделенном в отдельный город Черниковск Башкирской АССР (ныне вновь в черте города Уфы). После окончания войны семья вернулась в Ленинград, где мать преподавала в музыкальной школе, а отец работал врачом-диетологом.

С 1955 года учился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, где занимался у Л. М. Сигал и В. И. Шера.

Уже в 1957 году юный музыкант получает первую премию ленинградского конкурса «Белые ночи» и дебютирует на сцене Ленинградской консерватории.

Также в детстве занимался боксом. Как пояснял Спиваков, в секцию бокса записался, чтобы уметь постоять за себя: "когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов". В итоге он научился давать сдачи: "когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало". По словам Владимира, боксерские навыки в дальнейшем не раз помогали ему в жизни.

Но главным занятием, конечно, была музыка. В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963-1968 годах учился в Московской консерватории в классе Юрия Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством. Учителем Владимир Спиваков называет и Давида Ойстраха - во время учёбы в Консерватории он был вольнослушателем в его классе.

С 1965 года начал концертировать.

С 1970 года - солист Московской филармонии.

С 1975 по 1990 год преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, получив учёное звания профессора.

В 1975 году, после триумфальных сольных выступлений в США, начинается его блестящая международная карьера. Он неоднократно выступал и продолжает выступать в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами и самыми знаменитыми дирижерами мира. Профессиональная критика ведущих музыкальных держав мира отмечала в качестве характерных черт исполнительской манеры Владимира Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность.

Сам Владимир Спиваков считает, что если кто-то находит в его игре перечисленные выше достоинства, то это, прежде всего, благодаря школе его знаменитого учителя профессора Юрия Янкелевича и творческому влиянию его второго учителя Давида Ойстраха.

Впрочем, Юрию Янкелевичу Спиваков может быть благодарен не только за блестящую школу: до 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем.

С 1997 года играет на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами - поклонниками его большого таланта.

В качестве солиста Владимир Спиваков выступал со многими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Лондона, Вены, Берлина и Нью-Йорка, оркестр Консертгебау, симфонические оркестры Парижа, Филадельфии, Питтсбурга, Чикаго и Кливленда под управлением таких дирижёров, как Е. Мравинский, Е. Светланов, К. Кондрашин, К. М. Джулини, Ю. Темирканов, М. Ростропович, С. Озава, Л. Маазель, Р. Мути, Л. Бернстайн, К. Аббадо.

В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» , которым руководит по сей день. Дебютировал как симфонический дирижёр в 1979 году с Чикагским симфоническим оркестром. Этому предшествовала серьезная и многолетняя подготовительная работа и обучение дирижерскому мастерству у прославленного профессора Израиля Гусмана в России и знаменитых дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США.

В 1983 году оркестр получил официальное название «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы"».

В 1984 году получил знаменательный подарок от Леонарда Бернстайна - его дирижёрскую палочку. С тех пор с этой дирижерской палочкой маэстро не расстается никогда.

С 1994 по 2005 год вёл мастер-классы в Цюрихе.

В 1999-2003 возглавлял Российский национальный оркестр. В настоящее время руководит Национальным филармоническим оркестром России.

С 1989 года - художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году Спиваков организовал Московский международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», с периодичностью в два года.

С 1989 года Владимир Спиваков - член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на ХII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.

С 1989 года проживает в Москве, Испании и Франции.

В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты. Концерты стипендиатов фонда привлекают ничуть не меньше внимания, чем выступления прославленных оркестров под руководством Владимира Теодоровича. Он считает, что национальная идея России - дети, которых надо любить, учить, растить.

Основатель (2002) и президент (2003) Московского международного Дома музыки.

Общественно-политическая позиция Владимира Спивакова

На президентских выборах 2012 года выступил с видеороликом в поддержку кандидата , призывал «не раскачивать лодку».

В марте 2014 года Спиваков в числе прочих деятелей культуры России, подписал письмо Владимиру Путину в поддержку позиции президента по Украине и Крыму.

Рост Владимира Спивакова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Спивакова:

Трижды был женат.

Первая жена - Светлана Борисовна Безродная (урождённая Левина), скрипачка и дирижёр. Она помогала ему с созданием оркестра. Однако независимость Светланы, не желавшей быть в тени Спивакова, привела к их расставанию.

Светлана позже создала свой женский оркестр. Безродная поясняла: «С ним было непрерывное творчество. Но я жила не своей жизнью, а его. Я исполняла тысячу его поручений. И хотя мне с ним было безумно интересно, я благодарна судьбе за то, что мы расстались. Ему я этого не говорила - он обидится. Но с ним я бы никогда не создала оркестр».

Светланая Безродная - первая жена Владимира Спивакова

Вторая жена - Виктория Валентиновна Постникова, пианистка. В браке родился сын Александр (позже усыновлённый Геннадием Рождественским). Занятость гастролями и частые расставания разрушили семейную жизнь.

Виктория Постникова - вторая жена Владимира Спивакова

Третья жена - (урожденная Саакянц). Она младше его на 18 лет. Познакомились в Москве после его концерта. До этого он выступал в Ереване и был в гостях у родителей Сати, где впервые увидел фотографию из фильма, в котором она снималась.

У пары родились две дочери: Татьяна и Анна. Также они удочерили Екатерину - дочь умершей сестры Спивакова Елизаветы.

Старшая дочь Екатерина живет в Нью-Йорке и работает клипмейкером и музыкальным продюсером, как и ее муж.

Средняя - Татьяна Спивакова - окончила престижную театральную школу во Франции Cours Florent, а затем Парижскую консерваторию драматического искусства. Сати Спивакова говорила в интервью, что Тане достались ее актерские гены. В июне 2017 года дочь Татьяна вышла замуж за Томаса Маталу.

Младшая дочь Анна - известная во Франции джазовая певица. Она выступает под сценическим псевдонимом Anna Kova.

Фильмография Владимира Спивакова:

1988 - Жить, думать, чувствовать, любить... (документальный)
2004 - Да просветится свет ваш перед людьми (документальный)
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - камео
2008 - Евгений Светланов. Воспоминание... (документальный)
2009 - Владимир Спиваков. Без фрака (документальный)
2012 - У меня не ледяное сердце (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Озвучивание Владимира Спивакова:

2010 - Гадкий утенок (Ugly Duckling, The) (анимационный) - Петух

Работы Владимира Спивакова в кино как композитора:

2003 - С тех пор, как Отар ушел (Since Otar Left / Mas shemdeg rac Otari tsavida...)

Дискография Владимира Спивакова:

1974 - Моцарт В. А. Сонаты для двух скрипок, виолончели и органа
1977 - П. Чайковский: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
1979 - Владимир Спиваков играет и дирижирует
1979 - Vladimir Spivakov Plays Schubert, Paganini And Brahms
1979 - Скрипичные миниатюры
1990 - В. А. Моцарт: Три дивертисмента для струнного оркестра

Премии Владимира Спивакова:

1-я премия конкурса фестиваля «Белые ночи» в Ленинграде (1957);
3-я премия Международного конкурса скрипачей имени Лонг и Тибо (Париж, 1965);
2-я премия Международного конкурса скрипачей имени Паганини (Генуя, 1967);
1-я премия Монреальского международного конкурса исполнителей (1969);
2-я премия Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 1970);
Государственная премия РФ (2012) - «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» (за 2011 год);
Государственная премия СССР (1989) - за концертные программы 1986-1988 годов;
Премия Ленинского комсомола (1982) - за высокое исполнительское мастерство;
Премия Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства» (1981);
Приз «Золотой Остап» (1993);
Премия «Лица года» в номинации «Кумир» (2002);
Национальная премия общественного признания «Россиянин года» - «за выдающиеся достижения в формировании образа единой российской нации с общими историко-культурными корнями и богатыми духовными традициями» (2005);
Премия «Овация» в номинации «Классическая музыка» (2008);
Премия Шок де ля мюзик «Диапазон д’ор» - награда французской прессы за лучшую грамзапись;
Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) - за создание Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова;
Премия в области культуры и искусства «Звезды Содружества» (Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, 2011);
Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2012);
Премия города Москвы 2013 года в области литературы и искусства (номинация «Просветительская деятельность») (23 июля 2013 года) - за создание и проведение Международного фестиваля «Москва встречает друзей».

Виктория Постникова – женщина, чья искусная игра на пианино трогает сердца ценителей музыки. Однако не только широкий репертуар и победы на музыкальных конкурсах привлекают внимание публики к пианистке: личная жизнь Виктории Постниковой, которая была замужем за Владимиром Спиваковым, а затем оставила его ради , часто становилась предметом обсуждения.

Краткая биография: начало творческого пути

Впервые девочка коснулась клавиш, едва достигнув 3 лет. И уже тогда музыка заворожила Викторию. Всего через 3 года она поступила в Центральную музыкальную школу. Опыт выступления перед публикой у девочки также произошел весьма рано – спустя всего год.
Закончив музыкальную школу, девушка продолжила образование в Московской консерватории. Учителем Виктории стал Яков Флиер, который сумел разглядеть и раскрыть талант пианистки.
Виктория с ранних лет отличалась трудолюбием и серьезным отношением к работе. Благодаря ее упорству, способностям и постоянному совершенствованию техники с середины 60-х годов Постникову стали выделять среди участников разнообразных музыкальных конкурсов.

Интересный факт! В составе симфонических оркестров Виктория объездила немало стран: она побывала в Японии, некоторых европейских государствах, в Южной Америке, даже Австралии.


Виктория Постникова и Владимир Спиваков

После одной из встреч между талантливой пианисткой и скрипачом вспыхнули чувства, и они поженились. Если для Виктории это был первый брак, то Владимир уже успел развестись – до этого он был женат.



Супруги были очень привязаны друг к другу, по свидетельствам очевидцев их отношений, оба они страстно любили друг друга. В результате их союза родился сын Александр.
Однако несмотря на любовь Владимира, однажды Виктория решила оставить мужа, чтобы уйти от него к дирижеру Геннадию Рождественскому.

Интересный факт. Владимир Спиваков был сломлен уходом жены: его чувства к ней на тот момент были сильны, однако он сделал над собой усилие и принял выбор любимой женщины. Известно, что скрипач помог донести вещи супруги до такси, когда она покидала их совместную квартиру, чтобы уехать к другому.

Впрочем, несмотря на намерение Спивакова после разрыва со второй женой посвятить себя исключительно творчеству, через некоторое время он смог построить длительные и прочные отношения с третьей избранницей.

Личная жизнь и семья

Со своим вторым мужем – Геннадием Рождественским – известная пианистка состоит в браке до сих пор. Они не только партнеры по жизни: нередко они выступают вместе на сцене.
После свадьбы Геннадий усыновил сына Виктории и дал ему свою фамилию. Иногда и он присоединяется к своим родителям на сцене.
О своих отношениях с мужьями женщина предпочитает не распространяться, поэтому личная жизнь Виктории Постниковой остается тайной.

Сын и его призвание

Сын музыкантов с мировой славой пошел по стопам родителей – он избрал для себя профессию родного отца. Александра Рождественского называют одним из ярчайших и талантливейших молодых скрипачей.



Молодой человек получил прекрасное образование: он стал выпускником Московской консерватории, затем продолжил обучение в Королевском музыкальном колледже и консерватории в Париже. Его преподавателями были талантливые педагоги, которые смогли передать ему свои знания.
Некоторое время скрипач жил в столице Франции, но затем вернулся в Москву.
Виктория Постникова – безусловно талантливый музыкант. Ее необычайно тонкий музыкальный вкус, разносторонние интересы, умение уловить суть любого музыкального произведения и безупречное исполнение навсегда вписали ее имя в историю российского и мирового музыкального сообщества.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса