Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мысль «народная. Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир «Мысль народная» как лейтмотив

Пик творческой деятельности Льва Толстого приходится на середину XIX века. Россия содрогалась от возмущения крестьянских масс, поэтому идея народной сознательности в процессе развития общества стала ключевой темой в литературных произведениях многих писателей того времени. «Мысль народная» в романе «Война и мир» раскрывает героический образ русского народа на фоне событий Отечественной войны 1812 года.

Что подразумевал Толстой под словом народ

Писатели девятнадцатого века показывали народ то в образе угнетенного царем крестьянства или всей русской нации, то патриотического дворянства или социальной прослойки купечества. Толстой с любовью говорит «народ» каждый раз, когда речь идет о нравственных людях. Всех, кто ведет себя аморально, отличается ленью, алчностью и жестокостью, автор лишает права быть причастными к указанному сообществу граждан.

Люди, живущие в пределах одного государства, представляют его основу, являются материалом истории, не зависимо от сословия и образования. У нас есть гений, великий человек? Его роль в развитии человечества ничтожна, утверждает Толстой, гений является продуктом своего общества, завернутым в яркую обертку таланта.

Единолично никто не может управлять миллионами людей, создавать историю целого государства, по своему плану провоцировать вектор событий, тем более их последствия. В романе «Война и мир» автор отвел роль творца истории народу, руководят которым рациональные жизненные желания и инстинкты.

Мысль народная в образе Кутузова

Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.

Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.

В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения. Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый. Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.

Мысль народная в образах вельмож

Можно ли графа или князя считать народом? Свойственно ли было представителям русского дворянства отвечать требованиям исторической необходимости? Сюжетная линия романа явственно отображает нравственное развитие положительных персонажей, их слияние с народными массами в период Отечественной войны 1812 года.

Лев Толстой подчеркивает, что воля к победе, к избавлению от присутствия вражеской армии на территории своей земли проверяется мыслю народной. Пьер Безухов в одном потоке с беженцами заканчивает поиски смысла жизни, видя его в самой идее достойного выживания перед лицом опасности.

Наташа Ростова не может оставаться равнодушной и оставить раненых солдат. Молодая графиня бросается на поиски дополнительных подвод, чтобы вывезти раненых из пылающей Москвы. По Смоленской дороге она пытается помогать страждущим и умирающим от ран воинам.

Марья Болконская, сестра князя Андрея, чуть не поплатилась жизнью за желание вырваться из оккупированной врагом территории. Девушка не пристает на уговоры мадам Бурьен подождать французов в своей усадьбе, вступает в открытый конфликт с мужиками за возможность находиться с соотечественниками на русской земле.

Князь Болконский с начала сюжета почитает Наполеона, как передового современника, несущего новые идеи равенства и братства. На поле сражения под Аустерлицем его заблуждение рассеивается, когда он видит нездоровое восхищение Бонапарта, разглядывающего тела множества убитых солдат обеих армий.

Андрей Болконский погибает, оставаясь маленьким человеком, верным присяге, своему народу и императору.

Патриотизм есть русское начало

Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.

Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.

История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.

Меню статьи:

В литературе существует множество произведений, известных лишь тонким ценителям и гурманам, литературным критикам и филологам. Но есть также ряд текстов, которые должен знать каждый человек, считающий себя образованным. К таким произведениям относится и роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Авторская задумка

Не все знают, что Л. Н. Толстой изначально предполагал написать роман, где центральным персонажем будет некий декабрист. Действия должны были разворачиваться, когда он возвращается после амнистии. На улице – 1856 год. Чтобы создать такое произведение, писатель погрузился в изучение архивных документов. В процессе этого исторического исследования, Л. Н. Толстой осознал, что он не сможет полноценно реализовать свою задумку о декабристе, не обратившись к истокам восстания, а потом и еще дальше – к самому 1812 году и, соответственно, к походу Наполеона на Россию.

Война и мир

Как видно из самого названия эпопеи, сюжет можно разделить на две темы: война и мир. Если мир представляет собой описание повседневной жизни дворян, зачастую радости, далекие от настоящего духовного подъема, то война – это демонстрация героизма народа в борьбе с захватчиком, это изображение духовного пути, а также победы и того, каким образом и какими жертвами достигается эта победа.

Эта мысль наиболее ярко раскрывается именно в теме войны, которая выпячивает не только проблемы общества, но и показывает, что побеждает именно тот народ, который оказывается более сплоченным и целостным.

Война ликвидирует деление на аристократов и простолюдинов, она уравнивает людей в борьбе за выживание, за сохранность жизней своих родных, за свои дома и, в конце концов, за свою страну.

Образ народа в романе Л. Н. Толстого

На первый взгляд, читателю может показаться, что народ в романе – это крестьяне, крепостные, солдаты, словом, «простые люди». Но на деле оказывается, что это не совсем так. Народом автор считает всех, кто участвует в жизни страны. С Наполеоном сражаются как обычные солдаты, так и князья (как, например, Андрей Болконский), то есть дворяне идут в бою рука об руку с сыновьями крестьян. Народ в представлении Л. Н. Толстого – целостен.

«Мысль народная» как лейтмотив

Пожалуй, все центральные персонажи романа, а особенно те, кого можно отнести к категории «герои в пути», неотделимы от «мысли народной». Она – обязательная часть развертывания сюжетной линии.

Пьер Безухов

К примеру, этот лейтмотив ясно виден на примере жизни Пьера Безухова. Нас интересует момент, когда Пьер попадает в плен: именно здесь он, наконец, находит истину жизни. Но слышит Безухов эту истину совсем не из уст ученого мужа, но из уст простого крестьянина Платона Каратаева. Все оказалось очень просто: все люди хотят счастья. Конец романа для некоторых читателей предстал как разочарование, но финал согласован именно с этими размышлениями о счастье.


Любопытно, что французы позволяли Пьеру перейти к равным ему по статусу пленникам, но тот пожелал остаться именно с этими простыми людьми, которые оказались мудрее, чем сотня ученых.

Андрей Болконский

Тот же лейтмотив преследует духовные поиски другого героя – Андрея Болконского. Прежде всего, читатель становится свидетелем удивления героя, ведь он, бросившись вперед в стремлении к славе и подвигам, совершенно не ожидал, что станет вдохновляющим примером для остальных солдат. Но те, увидев бесстрашного Андрея, бросились в бой вслед за ним.

Наташа Ростова

На самом деле, дворян воспитывали довольно сурово. Известно много случаев, когда девушки-дворянки выживали в самых сложных условиях. Это было возможно, так как их воспитание готовило их к разным испытаниям.

Что касается Наташи Ростовой, то «мысль народная» в ее жизни ярко прослеживается в ее поступке во время бегства из Москвы.

Когда девушка видит раненых, она не жалеет вещей и выбрасывает их из своей повозки, чтобы предоставить место раненым.

Таким образом, Наташа – аристократка – оказывается в одной карете с простыми ранеными солдатами. Это еще раз демонстрирует нам, что война всех уравнивает. Но еще больше здесь вдруг оголяются те самые противоречия русской души, о которых написано столько книг.

Партизанское движение

Эта часть войны тоже не сумела спрятаться от внимательного глаза писателя. Партизанское движение раскрывается в романе на примере образа Тихона Щербатого. Он тоже воюет с захватчиком, но методы его отличаются от прямолинейности и открытости Андрея Болконского.


Среди методов борьбы с врагом Тихона – хитрость, ловкость, внезапность и непокорность. Здесь образ Щербатого выступает противоположностью образу уже знакомого нам Платона Каратаева. Последний демонстрирует такие черты, как доброта и спокойствие, мудрость и простая философия, которую мы можем назвать житейской.

Кутузов

Пожалуй, Кутузов – это самый яркий пример, а иногда кажется, что и вовсе пример единственный, главнокомандующего, который и вправду никогда не превозносил себя. Он считал себя равным народу, солдатам, с которыми воевал рука об руку.

Предлагаем вниманию читателей описание в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Наибольшей болью для него было отсутствие единства народа, отсутствие целостности армии. Именно это, по его мнению, часто становилось причиной поражений русских.

Взгляд Л. Н. Толстого на историю

«Мысль народная» в романе неотделима от исторической концепции Л. Н. Толстого, которая излагается им здесь же. Особенное значение в связи с этим представляет вторая часть эпилога, где автор размышляет, что история на самом деле состоит не из описания событий, а скорее из историй личностей, оказывающих влияние на ход этих событий.

Первое, о чем мы думаем, когда читаем эти слова: истории личностей равны историям знаменитых людей. Это, как правило, великие правители и полководцы, императоры и короли… Но Л. Н. Толстой сумел показать нам, что историю творят обычные люди своими жизнями. И именно жизни этих людей находятся в основе той совокупности «маленьких» историй, из которых состоит история «большая».

Простота, правда, добро – три столпа, которые поддерживают непобедимость народного духа. Об этом пишет и сам автор, но и читатель может также сделать собственные выводы. Впрочем, побеждают простые радости и консервативные ценности – это семья и дети, которые обеспечивают воспроизводство народа (как сказал бы французский историк Ж. Дюмезиль).

Итак, писатель открыто говорил, что произведение литературы является успешным только тогда, когда его автор живет главной мыслью, выписанной в этом произведении. Л. Н. Толстой демонстрирует на примере этой эпопеи, что кризисная ситуация пробуждает в людях самые искренние качества. Все получают по заслугам и по совести: мы видим, как меняется Наташа Ростова, как вдруг находит истину жизни Пьер Безухов, как к князю Андрею Болконскому приходит, наконец, прозрение о смысле его пути. Но здесь же мы видим, насколько война неумолима к людям, считавшим, что у них есть все и они не могут ничего потерять: красавец Анатоль Курагин лишается ноги, а его сестра Элен переживает нравственный упадок.

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее «Война и мир». Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих. Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе. А можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие "народ" не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи «Война и мир». Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России - Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние - борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого «Война и мир». Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны - зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

«Война и мир»: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому «мысль народная» проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе «Война и мир» имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ - одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века - тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд - это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе «Война и мир». Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство «внутреннего тепла патриотизма». Это ощущение становится национальной чертой русского народа. Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Еще одно отличие русских войск от французов - они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны. Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг - защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет «себя меньше жалеть» - так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому - богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея «Война и мир». Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

и Платон Каратаев

Если разбирать роман «Война и мир» по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев - благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый - умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться - с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Выводы

Таким образом, народ является основной действующей силой в «Войне и мире». Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

По словам самого Толстого, «мысль народную» в романе он любил больше всего. Размышления на эту тему стали для писателя самым важным, что он хотел донести до читателя. Что же он имел в виду?

«Мысль народная» в романе не в изображении русского народа как общности и не в обилии массовых сцен, как может показаться неискушенному читателю. Она в точке зрения писателя, системе нравственных оценок, которые он дает и историческим событиям, и своим героям. Не путайте это!

  1. Массовые сцены в романе связаны с изображением батальных сцен 1805 года, сцен Бородинского сражения, обороны и оставления Смоленска, партизанской войны.

В изображении войны 1805 года особое внимание уделено двум сражениям: при Аустерлице и Шенграбене. Цель Толстого – показать,почему выигрывает или проигрывает армия. Шенграбен – «вынужденное» сражение, 4 тысячи солдат должны прикрыть отход сорокатысячной русской армии. Битву наблюдает порученец Кутузова – князь Андрей Болконский. Он видит, как воины проявляют героизм, но не такой, каким это качество представлялось князю: капитан Тимохин и его отряд умелыми действиями заставляет отступить французов, капитан Тушин, незаметный скромный человек, «делает свою работу», весело и споро, его батарея громит основные позиции французов, поджигает деревню и заставляет отступить, а они и не подозревают, что являются «обыкновенными героями».

Напротив, Ацстерлицкое сражение – это «битва трех императоров», с непонятными целями и непонятным планом. Неслучайно на военном совете Кутузов по-стариковски задремал под мерное бормотание австрийского генерала. Кутузов хочет спасти солдат, которые не понимают, за что борются, недаром символичен пейзаж начала битвы: туман, покрывающий поле брани. Автор приходит к выводу: сражение выигрывают не полководцы, сражение выигрывают солдаты, точнее, дух армии, понимание того, что они делают.

То же самое происходит при Бородино: Кутузов почти не участвует в руководстве сражением, в отличие от Наполеона, полагающего, что от воли императора зависит исход. Нет, исход зависит от солдат, собирающихся на последнюю битву, как на праздник, надевающих чистые рубахи. По словам Кутузова, Бородинскую битву не выиграли и не проиграли с точки зрения последствий, но победили русские, подавившие французов силой духа, небывалым единением всех против единого врага.

Так в массовых сценах проявилась «мысль народная».

  1. О единении русского народа свидетельствует и партизанская война, стихийно развернувшаяся во время нашествия. В разных местах под французами помещики и крестьяне брались за вилы и топоры, чтобы изгнать неприятеля с родной земли. «Дубина народной войны» поднялась и «гвоздила… француза до тех пор, пока не погибло само нашествие». Рисуя картины партизанской войны, Толстой изображает некоторых героев-крестьян. Один из них – Тихон Щербатый, как волк, нападающий на неприятеля, «самый полезный человек в отряде», жестокий и беспощадный. По мнению Толстого, это народный тип, проявляющийся в тяжелые для Родины время. Второй народный тип – это Платон Каратаев, у которого Пьер научился жить просто и гармонично, принимать все, что случается на пути человека, понял, «что балетные туфли жмут точно так, как крестьянские лапти», и потому для счастья человеку надо мало. Так нравственные ценности для Толстого становятся мерилом всего остального: мира, войны, людей, поступков.
  2. В плену Пьер видит сон. В сне земной шар представляется ему шаром из капель, которые дрожат, переливаются, где-то разъединяются, где-то сливаются. И каждая капля отражает Бога. Эта метафора – представление о народной жизни самого Толстого: человек живет своей «роевой жизнью», занят своими проблемами и мыслями, но он должен «сопрягать» (слово писателя) свою жизнь с жизнью других. И если желания и потребности многих людей совпадают в одной точке, там история и совершает движение свое. Это еще один аспект «мысли народной в романе».
  3. И своих героев Толстой «мерит» это меркой. Если они далеки от общих интересов, общих устремлений, если не понимают общего, ставят собственные интересы выше других или пытаются вмешаться в естественный ход жизни, то все ниже опускаются, впадают в духовный кризис. Это происходит и с князем Андреем, когда он поднимает в бессмысленную атаку солдат при Аустерлице, и с Пьером, пытающимся убить Наполеона. Некоторые из героев вообще никогда не осознают собственную жизнь, точнее, существование – такова Элен, Ростопчин со своими «афишками», Наполеон. Пьер, пытающийся хоть как-то помочь России, снаряжает полк на свои деньги, Наташа отдает подводы раненым, не думая о благосостоянии семьи, а Берг пытается «этажерочку купить, которая так Верочке нравится». Кто же из них живет по народным законам?

Итак, «Мысль народная», по Толстому, — это мысль о необходимости сопрягать свою жизнь с общими интересами, жизнь по нравственным законам, веками существующим в мире, жизнь сообща.

Я хотел написать историю народа.

Л. Н. Толстой

Трудно переоценить значение романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он оказал особое влияние на развитие всех последующих поколений, перечитывающих роман множество раз, каждый раз понимая его по-своему. Мировая литература не знала ещё столь масштабного по широте охвата материала литературного произведения.

Сам Толстой называл основной магистральной темой романа «мыль народную». Традиционно считается, что «мысль народную» до него затрагивали такие произведения, как гоголевские «Мёртвые души», пушкинская «Капитанская дочка», «Преступление и наказание» Достоевского и другие. Причём Пушкин и Гоголь ставили интеллигенцию выше народа, а Достоевский и Некрасов наоборот возвышали народ над всеми. Толстой же ввёл понятие «роя». Этот «рой» ясно показан во сне Пьера о шаре, покрытом миллионами маленьких капель, олицетворяющих людей. Во второй части эпилога Толстой, рассуждая о том, что движет историю, приводит читателя к выводу, что ход истории управляется, как общим законом, так и волями отдельных личностей. Значит, жизнь подчиняется не только воле судьбы, но и действиям каких-либо людей, таких, как Наполеон, Александр, Кутузов, Багратион…

И всё-таки, читая роман, убеждаешься, что для автора именно народ, в широком понимании этого слова, является носителем основных духовных ценностей. На странницах романа мы встречаемся с целым рядом персонажей из народа. Например, «чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего народа, породило партизанскую войну. Простые люди сжигали свои собственные дома в городах и деревнях (купец Ферапонтов), простые мужики уходили в партизаны. Война 1812 года предстаёт перед читателями истинно народной. Партизаны уничтожили великую армию по частям. Плохо организованные отряды, состоящие из мужиков и помещиков, были объединены единой целью защиты родины. Автор упоминает о таких героях–партизанах, как старостиха Василиса, побившая сотню французов, как дьячок, пленивший за месяц несколько сот французов.

Но более подробно описан лишь один из мужиков-партизан – Тихон Щербатый. Это был «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. В образ Тихона писатель показал дух народа мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Его переполняет ненависть к непрошеным гостям, и он с топором в руках идёт на врага по велению сердца.

«Олицетворением духа простоты и правды» предстаёт перед нами в глазах Пьера пленный русский солдат Платон Каратаев. Платон – полная противоположность Тихону Щербатому. Он любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев стремится во всём видеть «торжественное благообразие». В Платоне живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства, и извечная любовь к труду. Толстой не говорит нам, какой из двух «русских мужиков» больше ему нравится, так как они оба олицетворяют русский национальный характер.

Проявление народного начала в главных персонажах романа можно найти в эпизоде охоты, где все герои ведут себя естественно просто, как народ. Жизнеспособность каждого из героев проверяется «мыслью народной». Она помогает Пьеру и Андрею обнаружить и проявить их лучшие качества.

Толстой создаёт единство духа из множества народных персонажей. Каждый из них влияет по-своему на ход исторических событий. Вместе же они являются, по мнению Толстого, той единой движущей силой бытия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса