Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музыкальный инструмент жалейка описание. Жалейка — старинный русский народный духовой инструмент. Послушать звучание жалейки

Жалейка относится к простым музыкальным инструментам. Обучение игре на жалейке доступно каждому, достаточно лишь приложить некоторые усилия для овладения техникой звукоизвлечения на инструменте.

Звукоизвлечение на жалейке требует более сильного напора воздуха, чем, например, на блок-флейте, где принцип звукообразования совсем иной. Для того, чтобы понять необходимый напор воздуха для стройного звучания жалейки следует поиграть на инструменте ноты снизу вверх с баяном или фортепиано на «легато» (связно), потом по две ноты на «легато». После того, как Вы добились чистого, стройного звучания необходимо поиграть интервалы, начиная от нижней ноты с секунды и далее (пример: До-Ре, До-Ми, До-Фа и т.д.). Потом можно комбинировать интервалы сверху вниз. Также начинать упражнение на «легато», потом можно переходить к «нон-легато» и «стаккато» (отрывисто).

Ниже приведена аппликатура. Схема поможет Вам разобраться в правильном положении рук и пальцев при игре на инструменте на примере жалейки До Мажор.

Ознакомьтесь, пожалуйста, со схемой расположения нот на инструменте на примере жалейки До Мажор. Обращаем Ваше внимание на то, что отверстия должны быть закрыты плотно.

Колпачок с жалейки желательно без крайней надобности не снимать, чтобы не погнуть трость и не нарушить строй инструмента. При необходимости подстройки инструмента, верхнее кольцо (которое находится на пищике инструмента и удерживает трость) в зависимости от того высит или низит жалейка нужно двигать вверх (если низит) или вниз (если высит) аккуратно на доли миллиметра.

Народный оркестр объединяет в своем составе ударные инструменты (бубен, колокольчики, трещотки, бубенцы, литавры, ложки), балалайки, баяны, домры, гусли и духовые инструменты (гобой, флейта, волынка, свирель, жалейка, рожок). Группа духовых , входящая в оркестр, очень многочисленна, состав ее меняется в зависимости от исполняемого музыкального произведения или зависит от этнической группы или народа, к которым принадлежит оркестр.

Рожок

Рожок изготавливают из , березы или можжевельника. Звучит рожок сильно, но мягко. Ансамблевые рожки имеют шесть отверстий. Верхнее - расположено на оборотной инструмента. Рожки часто вводятся в состав крупных оркестров русских .

Жалейка

Жалейка – это небольшая трубка из ивы или бузины, с одной стороны воткнут пищик с одинарным язычком, на другую - надет раструб из бересты или из коровьего рога. Имеется 3-7 отверстий. Есть и парные жалейки. На парных жалейках исполняют одноголосные и двухголосные наигрыши.

Жалейку использовали в качестве музыкального инструмента пастухи. На ней играют как дуэтом, так и соло, а иногда исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.

Флейта

Флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент. К группе деревянных инструментов флейта относится, поскольку изначально эти инструменты делали из дерева. У флейты звуки образуются рассеканием потока воздуха об грань.

Флейта может петь весело и беззаботно, нежно и сильно, мягко и серебристо. Флейта может подражать человеческому голосу: порой ее сравнивают с колоратурным сопрано. И название инструмента происходит от слова flatus (лат.), обозначающего дуновение.

Свирель

Свирель - разновидность флейты с двумя не скрепленными друг с другом стволами из клена, черемухи или ивы. В стволах вырезано или выжжено по три отверстия: два с одной стороны, одно - с другой.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.

Гобой

Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент регистра "сопрано", представляющий собой коническую трубку с клапанами и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает несколько гнусавым, но певучим (а в верхнем регистре - резким) тембром.

Гобой используется как сольный инструмент в составе оркестра.

Волынка

Волынка - духовой язычковый музыкальный инструмент.

Волынка - это воздушный резервуар, который делается из телячьей или козьей шкуры, снабженный трубкой для наполнения "мешка" воздухом, с прикрепленными 1-3 язычковыми трубками, с помощью которых получается полифоническое звучание.

Духовые инструменты без сомнения можно назвать душой любого оркестра. Потому что они способны передать звучанием те чувства и эмоции человеческой души, которые композитор попытался вложить в написанное им музыкальное произведение.

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.

Жалейка известна также под названием жаломейка. Русскиенародные духовые инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Учёные относят появление первых музыкальных инструментов к XIIIвеку до нашей эры. Раньше всех появились ударные инструменты. Затем появились духовые: дудки, свистки, свистульки. Широкое распространение в среде скоморохов и пастухов получили рожки, жалейки, свирели.

В эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. При правлении Ивана Грозного и патриарха Никона инструменты и исполнители подвергались гонениям. Русская национальная музыкальная культура понесла значительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла от полного забвения и инструменты, и традиции исполнительства на них.

В конце XIXстолетия возросший интерес русского общества к своей национальной истории и культуре способствовал появлению первых исследовательских работ по народному инструментарию А. Фаминцына, Н. Привалова, Е.Линёвой. По времени это совпало с деятельностью В.В.Андреева по возрождению и усовершенствованию русских народных инструментов. Наряду с работами по реконструкции балалаек и домр Андреевым В.В. предпринимались попытки усовершенствования и духовых инструментов, таких как брёлка, свирель.

В начале XXвека русский музыкант-самородок псковский крестьянин

О.У. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же и М.Е. Пятницкий ввёл жалейку в свой хор.

Пастухи - рожечники сами делали рожки различной величины, на которых играли в так называемых «хорах» рожечников. Широкой известностью в начале прошлого века пользовался «хор» рожечников под управлением потомственного пастуха Н.В. Кондратьева.

Из-за сложности овладения игрой на рожках и из-за их диатонического звукоряда применение рожков в оркестрах народных инструментов ограничено.

Народные духовые инструменты отличаются особенностями конструкции и способом звукоизвлечения. По классификации народные духовые инструменты подразделяются на язычковые, флейтовые (свистящие) и мундштучные (амбушюрные).

Происхождение, история жалейки

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента.

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок , называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать, о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке.

Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Устройство и разновидности жалейки

Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая) парная.

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Диапазон инструмента - одна октава; звукоряд диатонический, но бывает и хроматический.

По диапазону жалейки бывают:

а) пикколо - от нот IIоктавы «соль», «ми», «до»;

б) сопрановые - от нот Iоктавы «ля», «соль»;

в) альтовые - от нот Iоктавы «фа», «ми», «ре», «до»;

г) басовые - от нот малой октавы «ля», «соль», «фа», «ми»;

д) парные или двойные сопрановые - от ноты «ля» и ноты «соль» Iоктавы.

Двойная (двухствольчатая) или парная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно. Как правило, на мелодической дудочке игровых отверстий больше, чем на дудочке вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных.

Жалейка -язычковый духовой инструмент, на протяжении столетий бытовавший в основном в пастушьей среде и был хорошо распространён на Руси, в Белоруссии, Украине и Литве. Это небольшая трубка, заканчивающаяся раструбом из коровьего рога. Звук жалейки резкий, гнусавый.

Жалейка - наиболее распространённый музыкальный инструмент, широко используемый в народных оркестрах. Волынка тому виной. Парные жалейки очень напоминают звучание волынки - нижний голос жалейки выполняет функцию бурдона (он звучит на одной высоте). Происхождение жалейки от волынки подтверждает её сходство с конструкцией мелодической трубки волынки и по характеру звучания. У белорусов сама мелодическая трубка от волынки и называлась жалейка. Состоит жалейка из небольшой цилиндрической трубки (деревянной или эбонитовой), мундштука с одинарным язычком - пищиком из тростника или пластмассы. Тростниковый язычок перед игрой размачивают, применение же пластмассового язычка размачивания не требует. Раструб - резонатор жалейки делают из коровьего рога, который надевается на нижний конец трубки.

Известные коллективы и исполнители на жалейке

Оркестр хора имени М. Пятницкого солист В. Воронков (1950-1960-е годы), Оркестр солистов «Русские узоры» солисты М. Вахутинский, С. Бутушин, С. Мишин, К. Буянов, И. Буянова, Е. Красовская. Ансамбли: «Былина» п/у С. Молдованова (1980-е годы), «Скоморохи» п/у А. Соловьёва (г. Кемерово), «Скоморохи» п/у В. Акулович (г. Санкт-Петербург), «Забава» п/у Н. Осипова (г. Улан-Удэ), ансамбль «Жалейка» п/у В. Назарова, ансамбль народных инструментов «Садко» художественный руководитель М. Серый

Мастера по изготовлению жалеек:

Астахов Анатолий (Москва)

Бутушин Сергей Иванович (г. Москва)

Краснобаев Вячеслав (Москва)

Мишин Сергей (Москва)

Соловьёв Александр (г. Кемерово)

Ткаченко Юрий Михайлович (г. Кемерово)

Продажа инструментов: где купить/заказать? !

Жалейку можно заказать мастеру по изготовлению старинных народных духовых инструментов или купить в сети магазинов музыкальных инструментов, а также в Производственном комбинате музыкальных инструментов фонда П.И. Чайковского, в Концерне «Музпром».

Послушать звучание жалейки

Предлагаем Вашему вниманию послушать звучание жалеек в исполнении мастера-профессионала. На фоне жалеек звучат владимирские рожки, свирель, соловей (игрушка водяная).


Жалейка пикколо МИ


Жалейка сопрано ЛЯ мастера Бутушина Сергея Ивановича


Парная жалейка СОЛЬ мастера Бутушина Сергея Ивановича

Является жалейка. Она представляет собой духовой язычковый музыкальный инструмент, который был очень популярен среди населения славянских народностей. Существует мнение, что прародителем такого язычкового духового инструмента с одинарной тростью, как кларнет, была та самая жалейка. Впрочем, это приписывают и венгерскому тарогато, и средневековому шалюмо.

Общее описание

Музыкальный инструмент жалейка представляет собой трубочку, материалом для которой служит тростниковое или камышовое растение, с раструбом на конце, сделанным из верхних слоев коры березы или рога животного. Иногда для основной трубочки использовали иву или бузину.

Различают жалейки (описание представлено в статье) по конфигурации, они бывают раздвоенные или однотрубчатые. Длина инструмента колеблется в пределах 10-20 см, при этом количество отверстий на трубке для извлечения звука может быть от трех до семи. На некоторых южных территориях России местное население крепило к раздвоенной жалейке колокольчик.

Музыкальный инструмент жалейка довольно-таки прост в обращении. С ним может управиться любой желающий, так как он не требует тренированного дыхания или каких-либо других особенных музыкальных навыков.

Данный духовой музыкальный инструмент может использоваться в сольной программе, наигрывать мелодии в дуэте или находиться в составе ансамбля.

Этимология инструмента

Изначально инструмент позиционировался как пастушьи жалейки, так как применялся для привлечения внимания и сбора скота и овец самим пастухом. Широкое распространение жалейка получила в территориальных областях современной России, Украины, Белоруссии и Литвы. На сегодняшний день ее можно заметить только на концертах, проводимых фольклорными народными ансамблями.

Русская жалейка также известна как жаломейка. Писатель и публицист Владимир Михневич обращает внимание общественности на схожесть корня в словах "жалейка" и "жальник". Жальником новгородский народ называл древний языческий могильник курганного типа. Другое значение слова ассоциировалось со старинным кладбищем или погостом. В связи с этим В. Михневич выдвигал предположение, что инструмент применялся во время обрядов, которые проводились в память об умершем после погребения или в определенные сроки поминовения.

Исторический экскурс

Духовые музыкальные инструменты были важнейшей составляющей русской народной музыки и неотъемлемой частью национальной культуры. Первые музыкальные инструменты достоверно замечены учеными еще в тринадцатом веке до нашей эры. Первыми появились ударные инструменты, а затем и духовые, различные дудки и свистки. В Древней Руси широкое распространение среди пастухов и придворных скоморохов получили музыкальные инструменты: жалейки, свирели и рожки.

Также эти музыкальные приспособления нашли применение в военных дружинах Киевской Руси. При княжеских дворах звук жалеек можно было услышать во время различных торжественных собраний и веселий.

Некоторые русские цари пытались уничтожить культуру этих музыкальных инструментов, устраивали гонения музыкантам и устанавливали запреты на использование предметов музыки. В то время национальная русская народная музыка понесла большие потери в музыкальной культуре. Но всенародная любовь к музыкантам и их творениям не дала исчезнуть любимым традициям и инструментам.

Народный инструмент

В конце девятнадцатого столетия в русском обществе поднялся интерес к собственной истории и национальной культуре. Произошло это благодаря некоторым исследователям в области различных народных инструментов. В то же время русский музыкант, композитор и балалаечник-виртуоз В. В. Андреев, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов, проводил успешную работу по возрождению русских инструментов и их модернизации. Одновременно с этими работами были предприняты попытки по усовершенствованию жалейки, свирели и брелки.

Кстати, брелка - это одно из названий жалейки, использовавшееся в Тверской области. Там инструмент делали из ивы, или, как называли местные жители, бредины. Отсюда и пошло название брелка. В отличие от жалейки, которой пользовались пастухи, брелка имеет более нежное и деликатное мелодическое движение. Обусловлено это тем, что музыкальный предмет изготовлен полностью из дерева.

В разных регионах необъятной России жалейка и ее производные известны под различными названиями. Так, в Курской области ее называют рожок, в Горьковской - ладуша, в Белгородской - пищик, в Пензенской - сиповка. Раздвоенная жалейка во Владимирской области называется двойчатки, а в Рязанской - жаланки, в Пензенской области она носит название трости.

Разновидности жалейки

Музыкальный инструмент жалейка подразделяется по конструкции на два вида:

  • Одинарная жалейка.
  • Двухсоставная.

Звук из жалейки разного типа извлекается по одному и тому же принципу. Заключается он в вибрировании язычка пищика. У инструмента семизвуковая система звучания, присутствует воспроизведение нот "ре", "соль", "ля", реже - "до", "фа", "ми". Диапазон звука схож с высоким певческим голосом. На слух звук жалейки кажется печальным и очень жалостливым, мелодии выходят тоскливыми, но при должном умении могут быть и довольно веселыми.

Жалейка широко используется в народных оркестрах и является очень распространенным музыкальным инструментом. Двухствольчатая жалейка по звучанию еще очень схожа с волынкой. Ее нижние тона звучат на одной высоте, выполняя функцию бурдона. Некоторые умы считают, что жалейка произошла от волынки. Заметна схожесть трубки волынки и трубочки самой жалейки в конструктивном плане. Имеется и звуковая похожесть характера звучания.

Одинарная жалейка

Данный музыкальный предмет выглядит как небольшая трубочка длиной до 20 см, сделанная из ивы, бузины или камышового тростника. На одной стороне трубки находится пищик, имеющий в своей конструкции язычок из гусиного пера (или камыша). На другом, нижнем, конце прикреплен раструб, сделанный из бересты. Нередко материалом для такого элемента становится рог крупного животного, например коровы. Бывает, что язычок на самой трубочке надрезают.

Для получения мелодии на трубке жалейки расположены отверстия. Их количество варьируется от 3 до 7 штук. Одинарные жалейки по диапазону могут быть сопрановые, альтовые или басовые.

Двухсоставная или парная жалейка

Представляет собой спаренные трубочки одинакового размера, каждая - со своими игровыми отверстиями, количество которых может резко отличаться друг от друга. Одна трубка может быть ведущей, другая - второстепенной, и у первой, соответственно, отверстий будет больше. Вставлены трубки в один общий раструб.

Извлекать мелодию их двухсоставной жалейки можно как по очереди из каждой дудочки, так и одновременно из двух.

Такой музыкальный инструмент предназначен в основном для двухголосой мелодичной игры.

Музыкальный инструмент: Жалейка ========================= В свое время в нашей стране была очень популярна замечательная комедия Григория Александрова «Веселые ребята» о забавных приключениях талантливого и веселого пастуха Константина Потехина. В фильме есть такие комические эпизоды, которые вызывали у зрителей неудержимый смех. Питомцы Кости: коровы, овцы и поросята услышав знакомые звуки инструмента своего пастуха, которого во время званого ужина попросили немного помузицировать, ворвались в парадный зал и учинили там грандиозный погром. Животные, даже те, которые относятся к домашнему скоту, достаточно умные создания, хорошо различающие и всегда идущие на знакомый звук, поэтому многие пастухи раньше искусно умели играть на народных духовых инструментах, так как это очень помогало им в работе. Особым уважением у пастухов пользовались свирель, рожок и жалейка - старинный русский народный инструмент.

Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. ИСТОРИЯ Историю жалейки с самого начала её возникновения мы сегодня, к большому сожалению, проследить не можем. Духовые инструменты на русской земле существовали с незапамятных времен. В эпоху Киевской Руси они в обязательном порядке применялись в ратных делах: оповещали об опасности, издавая так называемые обережные звуки, а также ублажали князей на пирушках и веселили простой народ на праздничных гуляниях. К сожалению, точного описания инструментов, на которых играли наши предки, нам никто не дает и даже в древних летописных источниках о них почти не упоминается. О жалейке мы тоже знаем очень мало, до нас дошли лишь сведения о том, что она была непременным участником поминальных обрядов, называемых «жалениями». Возможно, из-за этого житейского обычая инструмент имеет такое странное имя. Также жалейка была очень любима пастухами, которые использовали её не только в своей непосредственной работе, но и для увеселения людей на различных праздниках. Кроме этого инструмент был востребован у популярных на Руси в 15-17 веках потешных людей - скоморохов, представления которых очень любил простой народ. Однако выступления этих бродячих артистов нередко содержали в себе едкие нападки на светскую и церковную власть, вызывая их серьезное недовольство. В результате скоморохи в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича Романова подверглись опале и гонениям, а их инструменты безжалостно уничтожались, как порождение бесовских сил. По русской национальной музыкальной культуре тогда был нанесен сильный удар, и она понесла большие потери. Но, тем не менее, пастушья жалейка продолжала звучать и традиционно встречать своим звучанием первые лучи восходящего солнца.

Эпоха возрождения интереса к национальной культуре пришлась на окончание 19-го и начало 20-го веков. Благодаря настоящим патриотам, среди которых В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский, Г. Любимов и другие энтузиасты, многие русские народные инструменты получили вторую жизнь. Они были не только восстановлены, но значительно усовершенствованы, а затем введены в состав первого оркестра русских народных инструментов под руководством В. Андреева. Жалейка, а если быть совсем точным, её разновидность – брёлка тоже претерпела некоторые изменения и также нашла себе достойное место в оркестре. Брёлка, в отличие от жалейки, имела более мягкий звук, так как изготавливалась полностью из бредины - сорта ивового дерева, отсюда и название инструмента. Усовершенствование жалейки продолжались, в мастерских музыкальных инструментов, созданных в Москве Г. П. Любимовым - этнографом, музыкантом - исполнителем и дирижёром, была предпринята попытка создания инструмента с хроматическим строем. В дальнейшем солистом Великорусского оркестра под управлением В.Андреева О.У. Смоленским – гусляром и жалеечником, были сконструированы инструменты различных размеров: пикколо, сопрано, альт и бас, которые впоследствии применялись в квартете жалеечников, а затем и в знаменитых «хорах рожечников». Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. На сегодняшний день жалейка как солирующий инструмент применяется очень редко, в основном её звучание используется в оркестрах русских народных инструментах, а так же ансамблях исполняющих народную музыку.

УСТРОЙСТВО И РАЗНОВИДНОСТИ ЖАЛЕЙКИ Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей. Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных. В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий. В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойноготипа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Интересные факты ➣ Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брёлкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком. ➣ Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров. ➣ На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову. ➣ Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи. ➣ Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо. ➣ Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса