Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музей д орсе париж картины. Музей орсе в париже

Там, откуда раньше отправлялись поезда, сегодня хранятся мировые шедевры живописи, скульптуры и фотографии второй половины 19-го – начала 20-го века. Музей Орсе, также музей д’Орсе (фр. Musée d’Orsay) расположен в Париже на левом берегу Сены и представляет собой три этажа уникальных коллекций, преимущественно импрессионистов и постимпрессионистов. Он как связующее звено между классическим Лувром, «золотой» коллекцией прошлого и модерном — музеем современного искусства. Музей Орсе в Париже ежегодно привлекает миллионы туристов.

История музея

Орсе открылся еще в начале прошлого века. Тогда даже в мыслях никто не мог допустить, что спустя 100 лет в этом здании будут храниться полотна великих мастеров. Сюда прибывали поезда — Орсе открылся в 1900 году как новый железнодорожный вокзал, связывающий Орлеан, Тулузу и другие регионы со столицей Франции. Сквозь дым и копоть поездов прибывающим открывался прекрасный вид на центр Парижа. Здесь, на берегу Сены, находится знаменитый Лувр. А сам новый вокзал просто поражал воображение — купол, выполненный из стекла, фрески на стенах, технические новинки. Так, Орсе еще до своего превращения в музей вошел в историю как первый электрифицированный железнодорожный вокзал в мире. Эскалаторы и лифты для посетителей, почти 400 номеров для размещения с лучшими ресторанами. Расцвет Орсе продолжался недолго — вскоре появились более удобные подъездные пути к Парижу и вокзал сначала ушел на второй план, а в 1939 году и вовсе закрылся. В течение многих лет вокзал Орсе находился сначала в небытие, а потом и вовсе в таком запустении, что стал фоном для депрессивного фильма «Испытание по Кафке». В итоге, в 1971 году было решено снести здание. К счастью, вмешался Жорж Помпиду — в то время президент Франции. Они решил, что здесь будет находиться музей. Сразу после начались работы по подготовке и реконструкции здания, в 1986 году железнодорожный вокзал Орсе наконец открыл двери в качестве музея Орсе. На реконструкцию ушло 6 лет и 270 миллионов долларов.

Описание музея

Музей Орсе сегодня — это три яруса собраний произведений великих мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Здесь все посвящено эпохе второй половины 19-го – начала 20-го века, вплоть до 1915 года. Главный зал общей площадью 140 квадратных метров, высотой 32 метра в обрамлении воздушной металлической конструкции в сочетании со стеклянным сводом, принимает сегодня миллионы посетителей. На первом этаже можно увидеть ранние работы и произведения скульпторов. На втором — коллекции популярного искусства конца 19 века и мебель тех времен. Отдельно в музее представлены работы Дамьера, Руссо, Коро, Просо, Клода Моне. Здесь можно увидеть работы исключительно французских мастеров импрессионизма и постимпрессионизма. Все работы размещены в хронологическом порядке, так что зрители могут своими глазами увидеть и понять, в чем же все-таки суть противостояния классической школы живописи второй половины 19 века и нового течения, так называемого «салона отверженных» — импрессионистов. Ценители восточного искусства оценят по достоинству Восточный зал музея. Музей Орсе сегодня — не только хранитель произведений великих художников и скульпторов. Здесь регулярно проходят выступления театра теней, концерты, спектакли, круглые столы и конференции, в основном посвященные периоду второй половины 19-го – первого десятилетия 20-го века.

Коллекция музея

Музей Орсе собрал под своими сводами, пожалуй, самую крупную коллекцию работ французских импрессионистов и постипрессионистов. 4000 экспонатов, среди которых немало уникальных, предоставленных частными коллекционерами.
Первый уровень музея знакомит гостей с французским творчеством 1850-1870 годов. В большом зале бывшего вокзала выставлены скульптуры. Ценителям искусства стоит присмотреться к одной из работ Жана-Батиста Карпо — скульптуре графа Уголино.

Справка: Жан-Батист Карпо (1827-1875)- известный французский скульптор, автор нескольких скандальных работ. Скульптура графа Уголино создана мастером под впечатлением от прочтения «Божественной комедии» Данте. Один из самых жутких персонажей произведения изображен в томительном ожидании смерти своих детей. Другая скандальная работа Карпо — скульптурная группа «Танец», украшает фасад здания Парижской оперы.

Также в музее Орсе в Париже выставлены картины многих известных художников, часть залов первого этажа — с четвертого по седьмой — отдана под произведения художников – реалистов. Именно они во второй половине 19 века бросили вызов классическому пониманию изобразительного искусства и стали отражать в своих полотнах реальную жизнь в реальном мире. Домье, Коро, Милле, отдельная комната посвящена творчеству Гюстава Курбе.

Справка: Гюстав Курбе (1819-1877)- выдающийся французский портретист и пейзажист, его называют основоположником реализма в живописи. Среди прочих, таких как «Регата в Аржатей», «Женщины в саду», в музее Орсе представлена одна из самых известных работ художника — «Похороны в Орнане». В комнате художника невозможно пройти мимо его произведения «Происхождение мира», которое и сегодня способно шокировать зрителя.

В одном из залов первого уровня представлено также полотно «Олимпия» — одна из ранних работ Эдуарда Мане, одного из родоначальников импрессионизма. Написанная в 1863 году, она вызвала волну негодования критиков, ее признали непристойной и вызывающей.

Справка: Эдуард Мане (1832-1883)- великий французский художник, чей талант получил признание лишь во второй половине его творческой жизни. Полотна Мане неоднократно поднимались на смех богемой Парижа. Одна из его величайших работ – «Завтрак не траве», вызвавшая шок своей фривольностью и по тем временам невероятным бесстыдством, выставлялась в «Салоне отверженных». Так назвали альтернативную выставку художники, чьи работы не были приняты на официальную французскую экспозицию. Самый известный «Салон отверженных» прошел в 1863 году. «Завтрак на траве» сегодня также можно увидеть в музее Орсе.

Скульптуры Родена, Бурделя, Майоля встречают гостей на втором этаже бывшего вокзала. Среди них стоит выделить одну из работ Огюста Родена — статую «Бальзак».

Музей Орсе в Париже входит в десятку самых посещаемых мест столицы Франции. Тысячи туристов ежедневно приходят сюда, чтобы проникнуться атмосферой конца 19-го века и ожидания Первой мировой войны. Здесь рядом можно увидеть полотна признанных мастеров живописи и неизвестных авторов, открыть для себя мир импрессионизма и реализма. Ценители прекрасного советуют провести в музее Орсе в Париже целый день, наслаждаясь шедеврами коллекции, равной которой нет нигде в мире.

Музей Орсе: видео

Открывает для вас свои двери. Для более подробного ознакомления с его картинной галереей читайте нашу статью " ".

Часы работы музея

  • С 9:30 до 18:00
  • Понедельник – единственный выходной
  • В четверг музей открыт до 21:45
  • Музей закрыт 1 мая и 25 декабря.

  • На автобусе: маршруты 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.
  • На метро: ветка 12, станция Сольферино.
  • На пригородном скоростном метро RER: линия C, станция Музей Орсе.

Сколько стоит вход в Орсе?

Полная стоимость – 14 евро; льготный тариф – 11 евро: после 16:30 (кроме четверга); после 18:00 (в четверг). Бесплатно: всем, кто приходит в первое воскресенье месяца, детям, молодежи (до 25 лет, гражданам или долгосрочным жителям Евросоюза), инвалидам.

Обычно в музей Орсе тянутся огромные очереди. А вход здесь всего навсего один. Чтобы попасть в него, минуя толпы людей, рекомендуем вам приобрести билет заранее и скачать наше мобильное приложение, доступное для iPhone и Android , которое не даст заблудиться в пути.

В общем и целом коллекция представляет европейскую живопись 1850-1910 годов.

Основу коллекции составляют работы импрессионистов и постимпрессионистов. В данном заведении представлены знаменитые на весь мир работы Мане, Моне, Ван Гога, Гогена, Дега и многих других. Кроме того здесь числятся произведения декоративного искусства в стиле ар-нуво, фотографии и предметы архитектуры.

Интересный факт – раньше Орсе был Парижа. Позднее он оказался лишним из-за перераспределения потоков поездов и поэтому его хотели снести. Однако так жестоко поступать с жемчужиной архитектуры Парижа не стали и в 1986 году открыли на ее месте музей. И до сегодняшнего дня сохранилось множество элементов из прошлого. Например, вокзальные часы или те, которые расположены на крыше – через них теперь можно посмотреть на город.

Вокруг музея стоит несколько статуй – персонажей басней Ля Фонтена. А так как они во многом схожи с творчеством Ивана Крылова, то здесь вы без труда найдете слона и Моську.

Также существует прекрасная возможность принять участие в , которая введет в курс дела и будет максимально информативной и полезной.

Устали от искусства?

На музейном чердаке располагается кафе Кампана, где все туристы могут отведать блюда французской кухни и полюбоваться на город. На первом этаже работает ресторан.

Приятного визита!


Рубрика: Париж

В истории знаменитого парижского музея Орсе судьбоносную роль сыграли два обстоятельства, и оба они в той или иной степени имеют отношение к развитию в стране… железнодорожного транспорта. В конце XIX века во французской столице, на левобережье Сены, построили вокзал по проекту архитектора Виктора Лалу. По тем временам самый технологически оснащенный и продвинутый, в нем имелись даже пассажирские лифты и эскалаторы для багажа. Его открыли 28 мая 1900 года, но уже в 1939 году закрыли, поскольку с прокладкой новых стальных магистралей утратил свою значимость – это первое обстоятельство (освободилось здание). После этого бывший вокзал использовали в самых разных целях, а в 60-х годах то и дело подумывали о его сносе, но намерение не привели в исполнение – это второе обстоятельство (здание сохранилось). Решение же разместить в помещениях бывшего железнодорожного вокзала Орсе музей с тем же названием приняли во времена президентства Жоржа Помпиду в начале 70-х, однако осуществилось оно не сразу…

Бывший вокзал становится музеем

Музей Орсе (или д’Орсе) получил от своего предшественника богатое наследство. Его здание впечатляет своими красотой, величественностью и просторами. Не меньше завораживает внутреннее убранство, ведь возводившая вокзал компания не поскупилась на создание комфортных условий для пассажиров. Здесь имелись и многочисленные платформы, и ресторан, и даже комфортабельный отель на 370 номеров. Понятно, что вся эта роскошь создавалась не ради благотворительности. Расчет был на то, что с приближением железнодорожных путей к центру столицы возрастет пассажиропоток и, соответственно, доходы перевозчика. Но этим надеждам не суждено было сбыться, поскольку прогресс не стоял на месте. С наступлением эпохи электрификации железнодорожные составы стали длиннее и поэтому платформы старого образца уже не могли их принимать. В результате было приостановлено движение не только дальних, но и пригородных поездов. Хотя с вокзала Орсе, обслуживавшего юго-западные регионы Франции , в направлении Орлеана, Бордо, Тулузы и Нанта ежедневно отправлялись десятки составов.

Что делать с огромным зданием? Сначала сюда переселили театральную студию выдающегося французского актера и режиссера Жан-Луи Барро, а затем здесь проводились аукционные торги Дома Друо. В годы нацистской оккупации часть помещений бывшего вокзала была отдана под центр почтовой связи. После войны, как мы сказали, здание служило самым различным целям, пока не появилась идея сравнять его с землей – идея, которой, слава богу, не суждено было сбыться. Сейчас трудно сказать, кому именно в правительстве страны пришло в голову решение открыть в Орсе художественный музей, но оно оказалось не только своевременным, но и очень удачным. Один только высокий стеклянный купол чего стоит, будто специально сооруженный под музейное помещение. Благодаря ему экспонаты получают естественное освещение, позволяющее посетителям сокровищницы рассмотреть их во всем великолепии.

В 1978 году, уже при президенте Валери Жискар д"Эстене, зданию бывшего вокзала присваивается статус национального исторического памятника Французской Республики. Через два года идея преобразования вокзала в музей, зародившаяся еще в бытность Жоржа Помпиду, наконец-то начала воплощаться в жизнь: стартовали работы по его реконструкции, вернувшие обветшавшему зданию былые блеск и величие. Еще через шесть лет, 1 декабря 1986-го, в Орсе открылся музей по проекту знаменитой Гае Ауленти, известного итальянского архитектора и дизайнера. По этому случаю состоялась торжественная церемония, в которой принял участие тогдашний глава государства Франсуа Миттеран. Он, собственно, и открыл музей Орсе.

Сокровищница мирового значения

С первых же дней существования музей Орсе стал сокровищницей искусства мирового значения. Во многом этому поспособствовало его расположение в самом центре Парижа (VII столичный округ), да еще и на небольшом расстоянии от Лувра. Достаточно пройти по мосту на противоположный берег Сены, спуститься по набережной реки вниз по течению и дойти до сада Тюильри. Напротив него и находится этот музей изобразительных и прикладных искусств. Однако главное его достоинство, конечно же, заключается в его экспонатах. Здесь собрана одна из крупнейших в мире коллекций европейской живописи, а также скульптуры. Правда, она охватывает не самый большой по историческим меркам период (1850-1914 годы). Зато является бесценной, ведь здесь размещены экспонаты из многих известных музеев, того же Лувра. Учитывая гигантские масштабы здания и многообразие экспонатов самой различной направленности, Орсе способен удовлетворить эстетические вкусы самых даже взыскательных ценителей искусства.

Постоянная экспозиция охватывает целых три этажа. На цокольном этаже находятся центральная галерея (здесь можно увидеть скульптуру 1840-1875 годов) и примыкающие к ней боковые залы с образцами картин художников, являющихся предшественниками или современниками импрессионистов. На так называемом промежуточном этаже выставлены скульптурные работы, относящиеся ко второй половине XIX века, а также картины натуралистов и символистов и образцы декоративного искусства того периода. И, наконец, на самом верхнем этаже собраны работы ярчайших представителей импрессионизма и постимпрессионизма.

С середины позапрошлого столетия и до первой мировой войны Франция стала музой для выдающихся мастеров, работавших в разных жанрах и направлениях. Здесь творили Руссо и Гоген, Милле и Сезанн, Дега и Ренуар, Синьяк и Тулуз-Лотрек. Последний известен своими работами, изображающими жизнь знаменитого кабаре «Мулен Руж». В коллекции немало произведений декоративного искусства (стиль ар-нуво), предметов архитектуры, фотографий тех лет. Но настоящая гордость музея заключается в картинах художников-импрессионистов и постимпрессионистов, составляющих основу его коллекции.

Публика поначалу не воспринимала их работы, равно как и оба эти направления в живописи. Оно и понятно, ведь она была воспитана на классике изобразительного искусства, а тут перед глазами предстают полотна с «непонятно чем» – размытыми очертаниями изображенных объектов, какими-то цветовыми пятнами. Было от чего прийти в недоумение. Непонимание проявляли и критики. Но названные выше художники, невзирая на молву, продолжали работать и открывали одну выставку за другой. И публика не устояла перед мастерством художников, выступавших за обновленный подход к изобразительному искусству и отказ в живописи от фотографически точных рисунков (в этом и заключается смысл импрессионизма и постимпрессионизма).

Среди выставленных в Орсе картин можно увидеть «Женщину с кофейником» (автор П. Сезанн), «Наводнение в Пор-Марли» (А. Сислей), «Бал в Мулен де ла Галетт» (О. Ренуар), «Собор в Руане» и «Завтрак на траве» (Э. Мане). В Орсе также демонстрируются работы Жана Беро и Пьера Боннара, Винсента Ван Гога и Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле и Камиля Коро, Люсьена Леви-Дюрмэ и Жоржа Сёра, Эдварда Мунка, Доминика Энгра и Теодора Шассерио.

Кроме живописи и скульптуры в музее Орсе представлены и другие творческие направления – архитектура, музыка, фотография, опера, кино и даже мебельное искусство. Чтобы посетителям было удобнее ориентироваться, все это многообразие располагается в хронологическом порядке. Музейные критики и просто ценители искусства едины во мнении, что Орсе в своем роде уникален, поскольку охватывает исторический период, не представленный в Лувре и Центре Жоржа Помпиду . Тем самым устраняется разрыв в хронологической цепочке между двумя названными музеями.

Больше чем просто музей

  • Главный зал музея Орсе просто огромен, в длину он простирается на целых 140 метров, в высоту – на 32 метра.
  • Когда железнодорожный вокзал был закрыт, то со временем он пришел в такое запустение, что в помещениях будущего музея… хозяйничали крысы.
  • Пришедшее в упадок здание вокзала Орсе сослужило добрую службу кинематографу: режиссер Орсон Веллс использовал его в качестве фона при съемках картины «Испытание по Кафке».
  • На том месте, где сейчас находится музей Орсе, еще до постройки вокзала располагался древний дворец, впоследствии разрушенный. Дворец носил то же название.
  • В музее Орсе находится гипсовый вариант скандально известной статуи Огюста Родена «Бальзак», представившего великого писателя… в халате скульптора. Оригинал пребывает на бульваре Распай в Париже .
  • На первом этаже террасы вдоль Сены можно увидеть преисполненную трагизма скульптурную группу «Зрелый возраст» авторства… любовницы и ученицы Огюста Родена Камиллы Клодель. Она создала ее в непростой период своей жизни, когда Роден вернулся к своей прежней пассии.
  • В окрестностях Орсе находится построенный в 1786 году Дворец де Сальм, ставший музеем ордена Почетного легиона.

Musée d"Orsay
62, rue de Lille
75343 Paris Cedex 07 France
www.musee-orsay.fr

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.

Музей д Орсэ – известный музей, расположен на левом берегу Сены. Он является кладезем художественных коллекций, скандальных скульптур, архитектурных макетов и уникальных предметов мебели.

Сегодня его непременно посещают гости французской столицы, интересующиеся культурой. Он является одним из самых необычных и занимательных музеев в мире. Популярность ему принесли коллекции работ таких мастеров, как Сезанн, Дега, Моне.

История музей Орсе

В 1900 г. был построен железнодорожный вокзал, открытие которого было приурочено к проведению всемирной выставки. Он обслуживал юго-западную область Франции до 1939 года. В будущем именно это здание и стало пристанищем музея.

Когда перроны вокзала стали слишком малы для удлиненных железнодорожных составов, он использовался для обслуживания небольших поездов. Во времена второй мировой войны отдельные комнаты были заняты почтовыми службами.

После этого вокзал служил жилищем для театрального коллектива Renaud-Barrault. На его территории расположились аукционные дома, была восстановлена работа отеля Hotel Drouot, который был открыт вплоть до 1 января 1973 г.

Основной зал музея поражает своими масштабами: его длина – 140 метров, а высота – 32 метра.

В 1977 г. правительством было решено отвести территорию утратившего былой лоск здания вокзала под музей. На реконструкцию ушло около 10 лет, и 1 декабря 1986 прошла торжественная церемония открытия с участием главы Франции Франсуа Миттерана.

Больше чем просто коллекции

Орсэ музей в Париже – уникальное место, в стенах которого собрали коллекции из разных частей Франции и всего мира. На трех этажах расположено более 4 тысяч предметов искусства. Шедевры выдающихся творцов и полотна почти неизвестных авторов создают неповторимую атмосферу.

Первый уровень встречает скульптурами мастеров Анри Руссо, Эдуарда Мане и других. Одно из помещений отведено под работы Клода Моне. Здесь есть его знаменитые произведения «Олимпия», «Регата в Аржатей». Еще одна часть посвящена Гюставу Курбе – основоположнику реализма.

Второй уровень радует картинами представителей символизма и натурализма и шедеврами таких скульпторов, как Роден, Майоль, Бурдель. Здесь стоит остановить свое внимание на отгремевшей работе Огюста Родена «Бальзак» и на статуе танцовщицы Дега.

Живопись музея д Орсэ продолжают творчество Боннара и Вюйяра, скрытые от глаз огромной скульптурой «Белый медведь» работы мастера Помпона. Коллекция заканчивается рядом работ символистов, в том числе Климта и Мунка.

Третий этаж это райское местечко для ценителей искусства и красоты. Здесь можно в полной мере насладиться работами: Клода Моне, Винсента Ван Гога и других.

Жемчужина коллекции, которую хотят увидеть все без исключения, – это «Звездная ночь над Роной» Ван Гога. Эта картина притягивает большое количество посетителей.

На месте музея, еще до появления здания вокзала, располагался старинный дворец с тем же названием. Впоследствии он был разрушен.

Невозможно пройти мимо работы Эдуарда Мане – «Завтрак на траве». Стоит только предположить, как были повергнуты в шок представители бомонда XIX века, увидевшие обнаженную даму в компании одетых джентльменов.

На первом уровне террасы, идущей вдоль Сены, расположилась преисполненная трагизма скульптурная группа «Зрелый возраст», автор которой ученица и любовница Огюста Родена Камилла Клодель. Она была создана в тот период, когда Роден ушел от нее к своей прежней влюбленной.

Как добраться

Если передвигаться по городу на метро, то ближайшая станция – Solférino линии M12. Для тех, кто первый раз посещает Париж, главная подсказка - бульвар Сен-Жермен, в западной области которого находится объект.

Также можно добраться на автобусах: 24, 63, 68, 73, 83, 84, 94.

Стоимость входного билета – 12 EUR. Вход свободный для несовершеннолетних и инвалидов в сопровождении.

Музей работает по следующему графику: понедельник – выходной, воскресение – 9:00-18:00, четверг – 10:00-21:45, остальные дни – 10:00-18:00.

Можно воспользоваться услугами гида и заказать полноценную экскурсию. Обычно тур длится около 2-2,5 часов. Средняя стоимость – 150-170 EUR.

Кстати, для того чтобы узнать о текущих мероприятиях и выставках, а также увидеть имеющиеся коллекции, можно посетить официальный сайт музея д Орсэ в Париже – www.musee-orsay.fr .

Произведения в музее Орсе

Eugène Delacroix, The Lion Hunt, c. 1854

Gustave Courbet, The Artist"s Studio (L"Atelier du peintre): A Real Allegory of a Seven Year Phase in my Artistic and Moral Life, 1855

Jean Auguste Dominique Ingres, The Source, 1856

Jean-François Millet, The Gleaners, 1857

Édouard Manet, Olympia, 1863

Claude Monet, Le déjeuner sur l"herbe, (right section), with Gustave Courbet, 1865-1866

Paul Cézanne, Portrait of Achille Emperaire, 1868

Eugène Boudin, Bathers on the Beach at Trouville, 1869

James McNeill Whistler, Whistler"s Mother, 1871

«Происхождение мира» (фр. l"Origine du monde, 1866) - картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация и более 120 лет не выставлялась напоказ.

Gustave Caillebotte, Les raboteurs de parquet (The Floor Scrapers), 1875

Edgar Degas, L’Absinthe, 1876

Self-portrait (1889) by Vincent van Gogh

Vincent van Gogh, The Church at Auvers, 1890

Paul Gauguin, Tahitian Women on the Beach, 1891

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса