Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Морфологические признаки частей речи

Непостоянный признак глагола - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, какие формы имеет данная часть речи, как она склоняется и пр.

Общие сведения

Прежде чем понять, какие постоянные и непостоянные признаки глагола существуют, следует сказать о том, что вообще представляет собой данная часть речи.

Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или же действие какого-либо предмета и отвечающую на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Формы глагола

Каждый глагол имеет следующие формы:

  • Начальная. Иногда ее называют инфинитивом или неопределенной формой. Такие глаголы оканчиваются на -ти, -ть или -чь, то есть на формообразующие суффиксы (например: стеречь, цвести, купать и пр.). Неопределенная называет только состояние или действие и не указывает на число, время и лицо. Это так называемая неизменяемая форма. Она обладает лишь постоянными признаками.
  • Спрягаемые формы, то есть не являющиеся инфинитивом. Как правило, они имеют постоянные и непостоянные признаки глагола.
  • Деепричастие.
  • Причастие.

Итак, чтобы правильно составить текст письма, следует знать, что представленная часть речи имеет:

  • непостоянные;
  • постоянные признаки глагола.

Рассмотрим их более подробно.

Непостоянные признаки глагола

К непостоянным формам относятся:

  • число;
  • наклонение;
  • лицо;
  • время.

Следует особо отметить, что каждый из этих признаков имеет свои особенности.

Наклонение

Все глаголы имеют 3 формы наклонений. Данный признак показывает, как говорящий человек оценивает действие. Другими словами, при помощи такой формы можно узнать, считает ли он его желательным, возможным или реальным при каком-либо определенном условии.


Время

Термин «непостоянные признаки глагола» говорит сам за себя. То есть данная часть речи изменяется по временам. Однако это относится лишь к глаголам в

Итак, рассмотрим более подробно, как изменяется такая часть речи по временам:

  • Настоящее время. Формально оно выражается такими как -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ете и пр. (Например: гуляю, думаю, делаю, мечтаешь, несете и т. д.). Следует особо отметить, что настоящее время обозначает процесс, который протекает в данный момент. При этом он сам может и не быть в настоящем, а находиться в прошлом или будущем. Приведем пример: Она бежит впереди меня. Она думала, что бежит впереди меня. Она снова убежит вперед .
  • Будущее время. Как известно, оно обозначает процесс, который очень скоро произойдет. Например: я вечером пойду гулять . Следует также отметить, что будущее время имеется и у глаголов вида совершенного и несовершенного. Хотя в данных случаях оно выражается различно (буду читать - прочитаю, буду петь - спою, буду гулять - погуляю и пр.).
  • Прошедшее время. Такое время обозначает уже прошедшее действие (например: гулял, делал, думал ). Данная форма образуется при помощи добавления суффикса -л-.

Число

Непостоянные признаки глагола - это те признаки, которые при необходимости могут изменять слово в нужное время, лицо и пр. Число также является непостоянным признаком. Оно может быть:

  • Единственным: делаю, ожидаю, шел, пошел, пойду и пр.
  • Множественным: делаем, ожидаем, шли, пошли, пойдем и пр.

Лицо

В формах будущего и настоящего времени все глаголы изменяются по следующим лицам:

  • 1-ое лицо указывает на то, что процесс осуществляет говорящий: я пою, мы поем ;
  • 2-ое лицо указывает на то, что действие производит слушающий: ты молчишь, вы молчите ;
  • 3-е лицо указывает на то, что действие осуществляется лицом, не участвующим в диалоге: оно, он, она идет, они идут .

Следует также отметить, что некоторые глаголы называют какое-либо действие или состояние, которое происходит без участия определенного лица, как бы само по себе. Подобные глаголы называют безличными. Приведем пример: Знобит. Светает. Темнеет .

Род

Какие еще непостоянные признаки глагола существуют? Разумеется, к ним относится и род. Однако данная форма присуща лишь глаголам в единственном числе, условном наклонении и :


Теперь вам известно, какие непостоянные морфологические признаки глагола существуют и как изменяется данная часть речи в соответствии с ними. Однако следует отметить, что, помимо непостоянных, имеются и постоянные формы. Рассмотрим их более подробно.

Признаки глагола постоянные

Если к вам обратятся и попросят: «Назовите непостоянные признаки глагола», то наверняка вы сделаете это не колеблясь. Но что же вы скажете, если от вас захотят услышать перечень и различия постоянных признаков глагола?

Итак, к таким формам относят:

  • переходность;
  • возвратность;
  • спряжение.

Вид

Абсолютно все глаголы являются несовершенного или совершенного вида. Данный признак показывает, как именно протекает действие. Как известно, все глаголы вида совершенного отвечают на следующий вопрос: «что сделать?». Кроме того, они указывают на результат действия, его завершенность, начало или конец (например, что сделать? - встать ).

Могут изменяться в прошедшем (что сделали? - встали ) и будущем простом времени (что сделают? - встанут) . Формы настоящего времени у такого признака нет.

Несовершенного отвечают на следующий вопрос: «что делать?». Кроме того, при обозначении какого-либо действия они не указывают на его результат, завершенность, начало или конец: вставать . Такие глаголы имеют прошедшее (что делали? - вставали ), настоящее (что делают? - встают ) и будущее сложное время (что будешь делать? - буду вставать ). Также у несовершенного вида существует и неопределенная форма глагола (что будет делать? - будет вставать, будет танцевать и пр.).

Следует особо отметить, что в русском языке присуствует небольшое количество двувидовых глаголов. Такие слова, в зависимости от контекста, могут становиться то совершенного вида, то несовершенного (велеть, жениться, исследовать, казнить, арестовать, женить, атаковать, обследовать и пр.).

Приведем пример:

  • По городу распространились слухи, что король сам казнит своих врагов. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что делает?» и имеет несовершенный вид.
  • По городу распространились слухи, что король сам казнит нескольких мятежников. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что сделает?» и имеет совершенный вид.

Возвратность

К постоянным признакам относится и такая форма, как возвратность. Таким образом, глаголы, имеющие постфикс -ся или же -сь, именуются возвратными. Например: биться, ругаться и пр. Остальные же являются невозвратными. Например: бить, ругать, думать и пр.

Переходность

Все глаголы делятся на непереходные и переходные. Последние обозначают какой-либо процесс, который переходит на другой предмет. Его название может быть выражено:


Все остальные глаголы считаются непереходными (играть в лесу, верить в справедливость и пр.).

Спряжение

О том, какой непостоянный признак глагола можно использовать для написания красивого стилистического письма, вам известно. Однако для составления грамотного текста этого мало. Ведь очень важно знать, как пишутся глаголы в том или ином спряжении.

Как известно, при такой форме изменяются окончания глаголов. В свою очередь, спряжения зависят от лица и числа того или иного слова.

Итак, для составления грамотного письма необходимо запомнить, что:

  • Глаголы 1-ого спряжения имеют окончания: -ешь (-ёшь), -у (-ю), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём) и -ут (-ют). Приведем пример: работаешь, хочешь, воет, поем, бегут и пр.
  • Глаголы 2-ого спряжения имеют окончания: -ишь, -у (-ю), им, -ит, -ат (-ят) или -ите. Приведем пример: растите, кормит, любишь, проходит, погубим и пр.

Тема

« Имя существительное. Постоянные

и непостоянные

морфологические признаки имён существительных».

Тема : Заседание учёного совета по теме « Имя существительное. Постоянные и непостоянные

морфологические признаки имени существительного».

Цель: формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках имён существительных; систематизировать знания об имени существительном , активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы;

воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, средства обратной связи, листы-заготовки для работы научных отделов, презентация.
Организация урока : парты расставлены таким образом, чтобы учащиеся могли сесть по группам.

Ход урока.

I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем с вами заседание ученого совета. На 60 минут вы превращаетесь в академиков и профессоров. Каждая группа ученых, в которую входят докладчик, содокладчик, оппонент, секретарь и консультанты, будет отстаивать свою точку зрения. Желаю вам успехов на нашем заседании и предлагаю вам взяться за руки и пожелать друг другу успеха. Покажите, с каким настроением вы начинаете наше заседание.

II.Актуализация опорных знаний

Цель:

    всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;

    тренировать в нахождении имен существительных;

    развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение


Вступление.
Итак, заседание начинается.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (имя существительное)

« Имя существительное

это хлеб языка »

( Лев Успенский).

Прочитайте эпиграф к нашему заседанию

1)Вопросы учителя к эпиграфу

Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей.

Объясните значение слова "язык".

Что значит выражение " хлеб языка". Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Пользуясь правом председателя учёного совета, разрешаю начать работу по раскрытию темы данного заседания.

Предлагаю в ходе научного совета проявить все свои знания, умения по данному вопросу, работать активно, в случае необходимости помогать друг другу.
В начале заседания проведём предварительные дебаты данной теме:
-Что такое имя существительное? (я считаю, я думаю)

Ваше мнение?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Каким членом предложения является?

2)Выступление докладчика

Докладчик (Пархоменко Д.)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное.

А теперь предлагаю размять наши пальчики.

III. Гимнастика для пальчиков.

IV.Минутка чистописания.

О какой букве пойдёт сейчас речь? (она спряталась в слове существительное, обозначает согласный, парный, твёрдый, глухой, в этом слове этот звук встречается дважды)

СсСс

Работа со словарём.

Выпишите из словаря все существительные на букву С. (салют, свобода, секрет, солдат)

Докажите что это существительные.

Какие слова вы не выписали? (сегодня, сейчас)

Почему? Докажите.

Вывод:

Что ещё об имени существительном вы можете сказать? (перечисляют морфологические признаки)

Что вы сейчас перечислили?

V. Сообщение темы, постановка цели урока.

Цель:

    Формировать представление о постоянных и непостоянных морфологических признаках существительных.

    формировать навык самоконтроля.

Уважаемые господа учёные как можно назвать всё то, что вы перечислили? (морфологические признаки)

На какие две группы можно разбить все эти морфологические признаки?
Имя существительное

? (постоянные) ?(непостоянные)

1. Собственное- нарицательное Число

2. Одушевленное –неодушевлённые Падеж

3. Род

4. Склонение

Уважаемые господа учёные, какова же основная тема нашего сегодняшнего заседания.

(2 группы признаков имён существительных) (постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Какие мы ставим перед собой цели? (Как называется первая группа признаков и вторая группа признаков) (узнать какие признаки являются постоянными и какие непостоянными)

Изучение нового материала

У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.

Задание №1

(работа в группах), (собственные и нарицательные), (разноуровневые карточки).

1).Запиши предложения соблюдая все правила орфографии.

    ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

    УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

На какие две группы можно разбить слова сходные по форме слова?

(собственные и нарицательные)

2).Найди и исправь ошибки.

Журнал, юпитер, африка, Одуванчик, Бабочка, киев, есенин, польша .

Какое правило не знает Незнайка?

Собственные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

Нарицательные имена существительные постоянно пишутся с заглавной буквы или нет?

3. Составь из букв каждого нарицательного существительного собственное существительное. Запиши в тетрадь.

Игра- Рига; лего– Олег; соло – Осло (столица Нарвегии). (Со́ло ( Solo - один) - исполнение всего произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется .)

Вывод:

Задание №2 (работа по учебнику упр. 3) словарь стр. 141

Одушевлённые неодушевлённые

Трубач тягач

Богач калач

Циркач плач

Ткач кума′ч

Силач меч

Врач кирпич

Лихач луч

Царевич обруч

Москвич ключ

Мяч

Как вы понимаете, что такое кумач ? (работа с толковым словарём)

Кумач – хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Как вы считаете это постоянные или непостоянные признаки? Ваше мнение.

Вывод:

Задание №3(род, склонение)

(Групповая работа с карточкой.) Найди лишнее слово в каждой строчке и подчеркни его. (У каждого ученика карточка обсуждает с группой)

Найди и подчеркни одно лишнее слово в каждой строчке.

Сердце, юноша , желание, горе, олово.

Озеро , поломка, встреча, дружба, ходьба.

Вертолёт, стук, угощение , металлолом, музыкант.

Вывод:

Стрекоза, мужчина, басня, стекло , дядя.

Скорость, нефть, молодёжь, нота , рожь, метель.

Галстук, зерно, сердце, юноша, шум.

Вывод:

Какое слово лишнее в первой строчке? Докажите.

Какое слово лишнее во второй строчке? Докажите.

Какое слово лишнее в третьей строчке? Докажите.

Как определить склонение?

Склонение существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Род имён существительных это постоянный признак или непостоянный? Докажите.

Вывод:

Обобщение

Непостоянные морфологические признаки имён существительных

Какие признаки имён существительных мы ещё не рассмотрели? (число, падеж)

Как вы думаете число имени существительного это постоянный признак или непостоянный?

Докажите свою точку зрения. (3-4 примера устно)

Как вы думает падеж, к каким признакам относится к постоянным или непостоянным? Докажите.

Обобщение.

VI. Физминутка.

Цель:

    избежать перегрузки и переутомления учащихся,

Задание №4

Работа по учебнику стр. 12 упр. 6.

Обобщение

VII. Подведение итогов

Господа учёные, напомните мне тему нашего сегодняшнего заседания.

Какие задачи мы ставили перед собой?

Как вы считаете, мы достигли цели поставленных задач?

VIII. Рефлексия

Домашнее задание

    Сообщить учащимся о домашнем задании,

    разъяснить методику его выполнения

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Отметьте, пожалуйста, на какой ступени после нашего заседания находитесь вы.

Я хочу поблагодарить всех участников нашего учёного совета за активное участие. Кого бы вы из вашей группы хотели поблагодарить за оказанную вам помощь на нашем заседании.

Вложите в конверт тот смайлик с настроением, которым вы покидаете наше заседание.

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Синтаксическая функция: в предложении может быть всеми членами предложения.
Морфологические признаки имени существительного
Постоянные морфологические признаки:
одушевленное или неодушевленное;
склонение;
род.
число;
падеж.
Начальная форма - форма именительного падежа единственного числа.
Имена существительные собственные и нарицательные
Собственные имена существительные - это индивидуальные названия отдельных живых существ и единичных предметов для выделения и отличия их от других, однородных с ними. Пишутся с большой буквы такие собственные имена существительные:
фамилии, имена, отчества, псевдонимы, прозвища людей: Антон Павлович Чехов, Максим Горький, Леся Украинка ;
клички животных: Мухтар, Буренка, Пушок ;
географические названия: Франция, Берлин, улица Космонавтов, Байкал ;
названия праздников, исторических событий: День Победы, Великая Отечественная война;
Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки:
названия газет, журналов, произведений литературы и искусства: «Вечерний Харьков», «За рулем», «Герой нашего времени»;
названия различных товаров: холодильник «Днепр», автомобиль «Жигули», духи «Комплимент»;
названия заводов, фабрик, кинотеатров и т. д.: кинотеатр «Украина».
Нарицательные имена существительные - это общее название всех однородных предметов и явлений (пишутся с маленькой буквы): писатель, страна, город, газета, журнал, собака, кот .
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленные имена существительные (отвечают на вопрос кто ?) являются названиями живых существ (людей, животных): студент, иностранцы, собака .
У одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа:
В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч.

Неодушевленные имена существительные являются названиями неживых предметов, растений, явлений действительности: бумага, дерево, абрикос .
У неодушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа:
В. п. мн. ч. = Им. п. мн. ч.
Род имен существительных
1. Женский (она).
С окончанием -а, -я : земля, линия, комната ;
с нулевым окончанием: мать, радость, роскошь .
2. Мужской (он).
С нулевым окончанием: конь, нож, прибой ;
с окончанием -а, -я : папа, дядя, юноша .
3. Средний (оно).
С окончанием -о, -е : золото, здание, поле ;
10 существительных на -мя : пламя, имя, племя , знамя, бремя, вымя, время, семя, стремя, пламя .
4. Не имеют рода существительные, у которых нет формы единственного числа: каникулы, брюки, ножницы .
5. Общий.
Нарицательные одушевленные существительные на (), которые могут называть лиц и мужского, и женского пола: недотрога, сирота, ябеда .
Определение рода несклоняемых существительных
Род несклоняемых существительных зависит от их значения.
Мужской род :
названия лиц мужского рода (рантье, денди );
название вида занятий (атташе, конферансье );
названия животных, птиц (какаду, шимпанзе, фламинго ).
Женский род: названия лиц женского пола (леди, фрау, мадам ).
Средний род:
названия неодушевленных предметов (пальто, эскимо, кафе );
исключения: пенальти (муж. р.), кофе (муж.р.), авеню (жен. р.), кольраби (жен. р.);
род географических названий, названий газет и журналов определяют по соотносящемуся с ними нарицательному существительному:
Тарту (город) - м. р., Миссисипи (река) - ж. р.
Род сложносокращенных слов определяют так:
у несклоняемых: по основному слову аббревиатуры: КНУ (университет) - муж. р., СБУ (служба) - жен. р., ЦРУ (управление) - сред. р.;
у склоняемых: по характеру основы и окончаниям: вуз (муж. р.), тюз (муж. р.).
Число имен существительных
1. Единственное и множественное число имеют большинство имен существительных: дерево - деревья, аудитория - аудитории, сестра - сёстры .
2. Только единственное число имеют такие существительные:
собственные: Украина, Циолковский, Сатурн ;
вещественные: золото, молоко, кислород ;
отвлеченные: злость, свежесть, голубизна ;
названия действий и состояний: бег, горение, одобрение ;
собирательные: человечество, сырьё, листва .
3. Только множественное число имеют:
названия составных и парных предметов: очки, брюки, ворота ;
названия материалов, некоторые вещественные: духи, чернила, дрожжи ;
названия промежутков времени, игр, явлений природы: сутки, прятки, сумерки ;
названия действий: хлопоты, выборы, переговоры ;
некоторые географические названия: Альпы, Лубны, Сокольники .
Падежи имен существительных
Падеж - это форма имени существительного, которая показывает различное отношение его к другим словам в словосочетании и предложении.
Именительный (кто ? что ?): сын, комната, поле.
Косвенные:
Родительный (кого ? чего ?): сына, комнаты, поля
Дательный (кому ? чему ?): сыну, комнате, полю
Винительный (кого ? что ?): сына, комнату, поле
Творительный (кем ? чем ?): сыном, комнатой, полем
Предложный (о ком ? о чём ?): о сыне, о комнате, о поле
Склонение имен существительных
1-е склонение - существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а, -я .
Единственное число

Множественное число

2-е склонение - существительные мужского рода с нулевым окончанием; существительные среднего рода с окончанием -о, -е.
Мужской и средний род


Существительные на -ий, -ие

3-е склонение - существительные женского рода с нулевым окончанием (последняя буква - -ь ).
Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам (падеж определяется по прилагательному). К несклоняемым существительным относятся:
собственные и нарицательные существительные иноязычного происхождения на -о, -е, -у, ю, -и, -а : Осло, Ай-Петри, амплуа, авеню, марабу, кофе .
славянские фамилии на -о, -ых (-их ), -аго (‑яго ), -ово : Коваленко, Белых, Тонких, Живаго, Дубяго, Хитрово .
славянские фамилии на согласный, относящиеся к лицам женского пола: доклад Галины Давидович, адрес Елены Билык .
сложносокращенные слова: США, ГАИ, районо .
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -и (как существительные 3-го склонения), в творительном - -ем (как существительные 2-го склонения).
10 существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительные путь.
Морфологический разборимени существительного
1. Часть речи. Общее значение (предмет).
Начальная форма (И. п., ед. ч.)
2. Постоянные морфологические признаки:
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
род;
склонение.
Непостоянные морфологические признаки:
падеж;
число.
3. Синтаксическая роль.
В летнюю ночь заря с зарёю сходится.
1. (В) ночь - сущ.
(Что?) ночь (обозн. предмет).
Н. ф. - ночь.
2. Пост. - нариц., неодуш., жен. р., 3-е скл.; непост. - в В. п., в ед. ч.
3. .
1. (С) зарёю - сущ.
(С чем?) зарёю (обозн. предмет).
Н. ф. - заря.
2. Пост. - нариц., неодуш., жен. р., 1-е скл.; непост. - Т. п., ед. ч.
3. . 

Постоянные признаки имен существительного - это...непостоянные признаки - это... .., непостоянные признаки - это...


  1. Непостоянные - число, падеж


  2. 3 род;
    4 склонение;


    2 падеж.

  3. Постоянные признаки - род, склонение, одушевленность/неодушевленность
    Непостоянные - число, падеж
  4. Постоянные признаки имени существительного-это род, склонение
  5. Постоянные признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам ед. /мн) ;
    2 падеж.

  6. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  7. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  8. постоянные признаки это род, склонение, одушевлнные и не одушевлнные! непстояные признаки это число, падеж
  9. Постоянные признаки - род, склонение, одушевленность/неодушевленность
    Непостоянные - число, падеж
  10. собственное или нарицателье одушевлное или неодушевлное склонение род падеж
  11. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  12. Вы лишены прав)
  13. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  14. Постоянные морфологические признаки:
    1 собственное или нарицательное;
    2 одушевлнное или неодушевлнное;
    3 род;
    4 склонение;
    5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа) .

    Непостоянные морфологические признаки:
    1 число (если слово изменяется по числам) ;
    2 падеж.

  15. Постоянные признаки имени существительного-это род, склонение, и одушевлнный или неодушевлнный.
    Непостоянные признаки имени существительного-это число и падеж.
  16. род число одушевлнные или не одуш. соб. или нариц. склонение.
  17. Постоянные признаки им. существительного - собственное или нарицательное; 2 одушевлнное или неодушевлнное; 3род; 4 склонение; 5 число (если слово имеет только одну форму единственного или множественного числа).

    Непостоянные признаки им. существительного - число (если слово изменяется по числам); 2. падеж.

    У прилагательных пост. признак - разряд (качественный, относительный, притяжательный)

    Непост. признаки - степень сравнения (если есть), полная или краткая форма (только к качественным прилагательным), число, род, падеж.

    Пост. признаки глагола - вид (совершенный или несовершенный) , спряжение, переходный или непереходный, возвратный или невозвратный

    Непостоянные: наклонение (изъявительное, повелительное, условное), время (в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени), число.

  18. это род

Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения. Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора. Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.

Глагол и его формы

Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.

Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос “что делать?” или “что сделать?” Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.

Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:

  • инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть ;
  • спрягаемые формы: читаю, поём, украли ;
  • причастие: упавший, спящий, встраиваемый ;
  • деепричастие: мечтая, ответив, завершив .

В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.

Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.

Постоянные морфологические признаки

К постоянным признакам относят следующие:

  • спряжение;
  • возвратность;
  • переходность.

Вид - это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.

К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».

Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.

Он проснулся, когда солнце уже заходило.

Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.

Он (что сделал?) проснулся.

Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся , т. е. уже выполнил действие.

Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:

Солнце уже (что делало?) заходило.

Определяем вид второго слова как несовершенный. Действительно, солнце заходило , но неясно, было ли действие завершено или нет.

Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать :

  • Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
  • Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.

Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе - несовершенный, а во второй - совершенный вид.

По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается. Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить ), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть ), относим глагол к I спряжению.

Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.

Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.

Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) - примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) - примеры непереходных.

Непостоянные признаки глагола

Выделяют пять непостоянных признаков:

  • наклонение;
  • время;
  • число;
  • лицо;

Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.

Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры

  • В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
  • Через несколько дней они купят новый велосипед.

Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б ). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.

Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:

  • Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
  • Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.

Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время - для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:

  • пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку - формы прошедшего времени;
  • учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе - формы настоящего времени;
  • будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм - формы будущего времени.

Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).

  • приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет - единственное число;
  • принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут - множественное число.

Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. 1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем ). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите ). 3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает ).

Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

  • купил, пришёл бы - мужской род;
  • надела, мечтала - женский род;
  • сломалось, сгорело - средний род.

Пример морфологического разбора

Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили , использованного в предложении:

Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.

  1. Освоили обозначает действие, следовательно, определяем часть речи - глагол.
  2. Начальная форма (инфинитив) - освоить.
  3. Определяем постоянные признаки:
    1. Ученики (что сделали?) освоили , вопрос относится к совершенному виду.
    2. Обращаем внимание на форму инфинитива, обращаем внимание, что перед -ть находится и (при этом глагол не находится в списке исключений), это указывает на II спряжение.
    3. Отсутствие суффикса -ся или -сь говорит о том, что глагол невозвратный.
    4. Глагол согласован с существительным в винительном падеже (освоили тему ), следовательно, он относится к переходным.
  4. Разбираем, какие непостоянные признаки можно определить для этой формы:
    1. Действие является выполненным в действительности, поэтому его наклонение - изъявительное.
    2. Время действия - прошедшее (можно добавить в предложение обстоятельства времени вчера, в прошлом году , форма глагола при этом не изменится). Помним о том, что в прошедшем времени не определяется лицо.
    3. Поскольку ученики - это множество действующих лиц, освоили находится в форме множественного числа. Для множественного числа невозможно определить род.
  5. В этом предложении освоили является сказуемым.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса