Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Медуза горгона история происхождения. Горгона Медуза и горгоны из греческих преданий - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Прибытие в Аргос

Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий.

Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.

Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза - женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины - эгидой, на котором была изображена голова Горгоны.

Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.

После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны - Стено и Эвриала - чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей.

В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы - крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.

Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.

Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца - Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель - благотворная, обладающая целительными свойствами, другая - яд из змеиного тела.

Здесь, как и у Пиндара, Медуза - существо двойственное. Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей.

Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.

Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон - Грей - было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы - Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой.

Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение - самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.

В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов. После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды.

И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.

Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым. Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.

Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты горгонейоны.

Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров - предметов с таким изображением - знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным - практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», - писал Гете/ Эту маску иногда называют Медузой Ронданини. Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти.

Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона - одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.

Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза - олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.

Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой. Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.

Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает. Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.

Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, - Лауры Афины - олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).

На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо - копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.

Медуза Челлини - непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.

Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза - существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона - не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.

Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой - Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д"Аннунцио и других.

Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако. В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами.

Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.

На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза - Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.

Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 - 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.

Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище - Медузу. В какой то момент герой понимает, что он - не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше - герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.

Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое кто может предположить, что мифы - отражение заблуждений древности. Скорее они - зеркало человеческой души.

.
.
Горгоны - согласно греческой мифологии «Вместо волос у горгон - шевелящиеся змеи, все тело покрыто блестящей чешуей. У горгон медные руки с острыми стальными когтями, крылья со сверкающим золотым опереньем. От взгляда горгон все живое превращается в камень» - так в своей знаменитой поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывает горгон древнегреческий поэт Гесидор (около 700 года до н. э).

Горгоны - чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта . Горгоны - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Горгоны обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами . Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим всё живое в камень. Персей обезглавил спящую Горгону Медузу, глядя в медный щит на её отражение (Apollod. II 4,2); из крови Медузы появился крылатый Пегас - плод её связи с Посейдоном (Неs. Theog. 270-286). В мифе о Горгонах отразилась тема борьбы олимпийских богов и их героического потомства с хтоническими силами.
Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено, Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь Медуза смертна.
В одном из позднейшем мифе о происхождении горгон сказано следующее.
"В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины . Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею , сыну Зевса . Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи. Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (

Греческая мифология очень богата на разных чудовищ. Горгона Медуза - образ, который и по сей день часто упоминается в рассказах и известных кинофильмах. Легенда о Медузе является одной из самых интересных и популярных.

Медуза Горгона — персонаж греческой мифологии

Образ Медузы

Из всех Горгон самой популярной стала Медуза - младшая дочь и единственная, кто мог погибнуть от рук человека.

Она выглядит как чудовище с женской головой. Тело Медузы покрыто плотными чешуйками. Эта броня настолько сильна, что ни один меч, кроме Гермесового, не смог бы навредить ей. Лицо Горгоны искажено в яростной и ужасной гримасе, а глаза пылают гневом и красным пламенем. Взгляд её настолько страшен, что превращал в камень любого, кто хоть раз решился посмотреть на неё.

Афина и Медуза Горгона

Стало известно, что Медуза не всегда была такой ужасной. В юности её красоте завидовали все, а длинные волосы были предметом зависти среди простого народа. Образ юной красавицы не укрылся и от взгляда богов.

Посейдон преследовал девушку, пока она не спряталась в храме богини Афины. Там он, приняв образ птицы, обесчестил её. После того как это случилось, богиня мудрости разгневалась на девушку за осквернение священного храма, и в порыве ярости превратила её роскошные волосы в ужасных змей, а тело и лицо изуродовала чешуей. С тех пор Горгона вынуждена прятаться в своей пещере, она проклята на всю жизнь быть чудовищем, превращающим всё живое в камень.

По одной из версий, Эвриала и Сфено попросили богов сделать их такими же, как их сестра, добровольно. По другой - Афина превратила их в чудовищ после связи Медузы и Посейдона.

Богиня Афина превратила Медузу в страшное чудовище

Персей и Горгона

Существует легенда, в которой полубогу Персею было дано задание убить Медузу. Помочь в этом ему согласились Афина и Гермес. Богиня подарила герою зеркальный щит из меди, а Гермес - меч, способный пробить прочную чешую.

О логове, где прячется Медуза, знали только грайи - сестры горгон и гесперид. Богини хаоса имели один глаз на троих, пока одна держала его в руках, две остальные были слепы.

В момент передачи глаза старухи были беззащитны, чем и воспользовался Персей, выхватив его. Грайи были так напуганы утратой, что проговорились о месте обитания Горгоны, после этого полубог сжалился и вернул их глаз.

Смерть чудовища

После того как Персей узнал о логове Горгоны, он немедленно отправился туда. Благодаря зеркальному щиту герой мог видеть всё происходящее, не опасаясь, что Медуза превратит его в камень. Уличив момент, Персей смог обезглавить чудовище острым мечом Гермеса. Из обезглавленного тела вышли дети Посейдона - и Хрисаор, а из её крови появились шипящие змеи, уничтожающие всё, что увидят. Кровь, вытекшая из левой части головы чудовища, была способна убивать своим ядом, а из правой - даровала жизнь и выздоровление.

Герой спрятал голову Медузы в мешке, а сам скрылся от Эвриалы и Сфено с помощью шапки-невидимки.

Голова Медузы

Отрубленная голова Медузы даже после смерти сохраняла способность превращать в камень одним лишь взглядом. Когда Посейдон послал Кето, мать горгон, уничтожить Эфиопию, то с помощью головы Персей смог победить её.

Позже герой использовал её против Полидекта и его приспешников, которые преследовали мать Персея.

В современном варианте голову чудовища изображают на броне и доспехах, в центре щита. Есть фрески, где воины используют орудия с головой Горгоны для устрашения врагов. Статуи Афины часто украшают таким образом, рисуя Горгону на плече или груди богини.

Персонаж в кино

Образ Горгоны можно встретить в большом количестве современных фильмов и сериалов.

  1. Оригинальный образ Медузы появляется в фильме «Перси Джексон и похититель молний». Цикл фильмов о Перси Джексоне основан на мифах Греции, поэтому появление чудовища неудивительно.
  2. «Битва титанов». Фильм, рассказывающий о судьбе и приключениях Персея, сына Зевса, на земле. Горгона имеет классическую версию себя из легенд. Герой побеждает её, а затем использует голову в борьбе с морским монстром.
  3. «Доктор Кто». Во второй серии шестого сезона появляется чудовище, из древнегреческих мифов, существующее в Земле Фантастов.
  4. «Путешествие ». Сначала Горгона изображается как антагонист главных героев, но вскоре меняет свое мнение и присоединяется к команде.
  5. В сериале «Атлантида» Медуза показана как красивая девушка, объект внимания Геркулеса, но в одной из серий она предстает в классическом образе из мифов.

Заключение

Образ Медузы, самой известной из всех Горгон, является очень популярным и по сей день. Персонажа можно увидеть не только в фильмах и сериалах, но и на картинах, в произведениях писателей. Голова чудовища изображена на логотипе известной во всём мире компании Versace.

Горгона Медуза – мифологическое чудовище с женским лицом и живыми ядовитыми змеями вместо волос. Взгляд этой жуткой женщины обращал человека в камень. В общем понимании горгона в древнегреческой мифологии означала змееволосую женщину, обладавшую магической силой. Всего горгон было три: Эвриала, Сфено и Медуза. Все они являлись дочерями бога бурного моря Форкия и его жены – богини морской пучины – Кето.

Из трёх горгон Сфено и Эвриала считались бессмертными, а вот младшая сестра Медуза была смертной. Согласно версии древнеримского поэта Овидия, вначале младшая сестра была обыкновенной красивой девушкой. В неё влюбился Посейдон, но предмет его страсти отверг все ухаживания.

Тогда коварный сластолюбец превратился в птицу. В этом образе он начал везде преследовать Медузу. Та, спасаясь от навязчивого влюблённого, попыталась спрятаться в храме Афины. Но Посейдон только этого и ждал. Он настиг бедную девушку и овладел ею прямо возле священного алтаря. Афина никак не помогла бедняжке. Наоборот, она посчитала, что та осквернила божественные стены её храма и превратила волосы обесчещенной девушки в ядовитых змей. С тех пор Медуза стала горгоной и присоединилась к своим старшим сёстрам.

Столь неприглядные факты могут вызвать чувство глубокого возмущения у читателей, но таковы были нравы той далёкой эпохи, и не нам их осуждать. Но вернёмся к горгонам. Тела этих дам покрывала блестящая чешуя. Она была крепче стали, и ни одни меч не мог её разрубить. Руки были из меди, а пальцы венчали острые стальные когти. Во рту находились острые, как кинжалы, клыки. Красные глаза источали ярость и злобу. Имелись также крылья из золотых перьев. С их помощью жуткие женщины стремительно передвигались по воздуху. Встретив человека, они разрывали его своими медными руками и жадно пили тёплую кровь.

Сёстры горгоны, всего их было трое

Не только люди превращались в камень, посмотрев на горгон, но даже вода трансформировалась в лёд. Они периодически появлялись на севере Древней Греции, неся с собой снежные бури и холодные зимы. Но главная функция женщин-чудовищ заключалась в охране Омфала. Представлял он собой монолитную глыбу и считался пупом Земли. Хранился он в Дельфах, в храме, посвящённом Аполлону.

Смерть горгоны Медузы

Мы знаем, что ничто не вечно под Луной. Не вечной оказалась и горгона Медуза. В конце концов, её настигла смерть, но это должно было случиться в любом случае, так как женщина-чудовище относилась к когорте смертных. Виновником же столь печального конца стал Персей. Это сын Зевса и Данаи. Он прославился тем, что убивал монстров, а горгоны как раз относились к этой категории. Его покровителями считались Афина и Гермес. Именно они поручили Персею убить Медузу.

Но сын Зевса и Данаи понимал, что это чрезвычайно сложное задание, и выполнить его без специальной подготовки не представлялось возможным. Поэтому вначале он отравился к сёстрам Грай, которые приходились сёстрами горгонам. Три сестры Дейно, Пемфредо и Энио олицетворяли старость. Они были такими древними, что имели один глаз и один зуб на троих. Пользовались они этими необходимыми биологическими атрибутами по очереди. Персей воспользовался моментом и выкрал глаз и зуб у беспомощных старух.

После этого он пообещал вернуть украденное, но за выкуп. Он попросил крылатые сандалии, шапку-невидимку и волшебный мешок. Что оставалось делать несчастным старушкам, попавшим под безжалостный прессинг вымогателя. Они снабдили Персея всем необходимым и показали путь к горгонам. Тут же появился Гермес, который подарил решительно настроенному герою острый и кривой нож.

Персей, одев крылатые сандалии, помчался указанной дорогой и вскоре увидел горгону Медузу, спящую в пещере. Та, почувствовав чужака, проснулась и бросилась на пришельца, сверля его взглядом. Но отважный воин не смотрел на горгону: он смотрел на свой отполированный до зеркального блеска медный щит. В нём прекрасно отображалась Медуза, но её отражение не могло превратить Персея в камень. Тот взмахнул своим острым кривым ножом и отрубил горгоне голову.

Персей смотрит на щит, в котором отражается горгона Медуза

Женщина-чудовище погибла, но остались две её сестры. Они бросились на убийцу, но тот спрятал отрубленную голову в волшебный мешок, натянул на голову шапку-невидимку, взмыл высоко в воздух с помощью крылатых сандалий и был таков.

Следует заметить, что во время поединка с Персеем у горгоны Медузы в чреве находилась двойня, зачатая от Посейдона. Когда тело оказалось обезглавленным, то из него хлынула кровь. Вместе с кровью вышли и дети: великан Хрисаор и крылатый конь Пегас. А те капли крови, которые упали на землю, превратились в ядовитых змей.

У мёртвой головы осталось свойство превращать людей в камень. И Персей начал использовать голову в своих сражениях с монстрами и великанами. Он превратил в камень могучего Атланта, поддерживающего небесный свод. Атлант трансформировался в гору, которую впоследствии назвали Атлас. После этого греческий герой появился перед морским драконом Кето и тоже превратил его в камень. Он спас свою мать Данаю от преследования царя Полидекта и его слуг. Все они превратились в каменные статуи.

После совершённых подвигов Персей передал голову горгоны Медузы богине Афине. Та закрепила её у себя на доспехах, над правой ключицей. В таком виде Афину часто изображали древние мастера. Впоследствии голову закопали в землю, а циклопы изготовили мраморную копию и установили её в Аргосе. В настоящее время горгона Медуза является символом феминисток, борющихся за равноправие женщин. Она олицетворяет гнев слабого пола, томящегося под властью мужчин .

Если тщательно изучить мифы и сказания древних греков, то становится ясно, что существовало несколько горгон, но, спустя тысячелетия, по памяти мы можем воспроизвести имя только одой из них - Медузы.

Медуза горгона. Миф о происхождении

Самые первые упоминания в литературе о змееголовых существах относятся к восьмому веку до нашей эры. В «Одиссее» Гомер пишет о Медузе - чудовище из подземного царства, а в «Теогонии» Гесиод рассказывает уже о трех горгонах-сестрах. Вообще, существует несколько вариантов того, как появились горгоны и кем они были изначально.

Первая версия появления, которой придерживался Еврипид, - титаническая. В ней говорится о том, что матерью горгон была Гея - богиня земли и прародительница титанов. Если это так, то горгона Медуза и ее сестры могли изначально быть чудищами.

Вторую версию можно назвать «посейдонической». Ее излагает в своих «Метаморфозах» Овидий.

Давным-давно, в незапамятные времена, у Форкиса, который в был богом бурного моря, и его сестры Кето, морского чудовища, похожего на дракона, родились три дочери - прекрасные водные девы. Они получили такие имена: Сфено (переводится с древне-греческого как «могучая»), Эвриала («далеко прыгающая») и Медуза («стражница», «повелительница»).

Самой красивой из сестер была Медуза горгона. Она настолько очаровала своей красотой бога Посейдона, что он насильно овладел Медузой в храме, посвященном рассвирепела, узнав об осквернении своего святилища, и превратила морскую деву в горгону - чудовище, покрытое толстой чешуей, с развевающимися на голове вместо волос гидрами и змеями, с торчащими из пасти Сфено и Эвриала решили разделить судьбу сестры и тоже стали чудовищами. А возможно, дело вовсе и не в храме, просто могущественная Афина завидовала прекрасной внешности Медузы и приревновала к ней морского бога.

Медуза горгона - единственная из сестер была смертной, и только она могла своим взглядом превращать людей в каменные статуи. Согласно некоторым другим мифам все три горгоны обладали жутким даром обращать в камень людей и животных, а также замораживать воду. Когда молодой Персей случайно обронил фразу, что он может убить горгону Медузу, Афина поймала его на слове. Она научила героя, как победить горгону и не превратиться в камень, и вручила юноше свой щит, отполированный как зеркало. Герой выполнил свое обещание и принес богине а также вернул щит, на котором отпечаталось изображение горгоны.

Считали, что Медуза горгона, а точнее ее отрубленная голова - это отличный охранный артефакт, оберегающий от зла и «дурного глаза». Так появились и распространились амулеты-горгонейоны.

Изображения Медузы наносили на оружие, доспехи, медальоны, монеты и не только в Греции, но и в Древнем Риме, Византии и Скифии. Сперва горгону рисовали жутко страшной, как настоящее чудовище, но со временем Медузу стали изображать как красивую, хотя и наводящую ужас женщину с извивающимися змеями на голове.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса