Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Матренин двор характер. Солженицын «Матренин двор» – характеристика и судьба Матрёны-праведницы

Матрена Тимофеевна образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика . Матрена Тимофеевна - главная женская героиня поэмы а " ", которой целиком посвящена часть "Крестьянка".

Возраст Матрены Тимофеевны приближается к сорока годам, но она до сих пор сохраняет следы прежней красоты. Тяжелый крестьянский труд не сломил женщину. Она держится с большим достоинством и степенностью.

Матрена Тимофеевна не боится и любит свою работу, понимая, что в ней лежит залог всей крестьянской жизни.

2. Типичность образа . Судьба Матрены Тимофеевны схожа с тысячами таких же обыкновенных крестьянских женщин. С очень ранних лет девочка стала помогать родителям по хозяйству. Молодость и переизбыток сил позволяли Матрене не только управляться с работой, но и успевать петь и плясать, в чем она стала настоящей мастерицей.

Жизнь в родительском доме в целом была для Матрены очень счастливым временем. Как было принято в то время, жениха для Матрены нашли родители. Веселой и бойкой девушке было очень тяжело расстаться с родным очагом. Жизнь в чужом доме поначалу показалась ей невыносимой. В отсутствии мужа девушку попрекали на каждом шагу. Именно в это время она и полюбила своего Филиппа, ставшего ее защитником.

Трагичное положение женщины той эпохи лучше всего выражено в поговорке: "Бьет - значит любит". Матрена Тимофеевна считает, что ей очень повезло с мужем. Однако ее рассказ о незаслуженном избиении свидетельствует об обратном. Если Филипп несколько раз ударил Матрену всего лишь за то, что она ему вовремя не успела ответить, значит женщина должна была безропотно выполнять любое его приказание. Рассказчица называет такое положение - "всегда у нас лады".

3. Трагедия . Сильнейший стимул к жизни Матрена Тимофеевна получила после рождения сына. Ей было уже не так тяжело среди родни мужа. Теплые, доверительные отношения у нее установились с дедом Савелием. Беда подкралась незаметно. Детская смертность вообще была в то время очень высока, главным образом, по причине недостаточного ухода за детьми.

Для современного человека смерть Демушки, заживо обглоданного свиньями, выглядит просто чудовищно. Очень характерно отношение самой Матрены Тимофеевны. Она готова смириться со смертью сына ("Бог прибрал младенчика"), но чуть не сходит с ума во время вскрытия тела, считая это величайшим грехом и надругательством над безвинным ребенком.

4. Черная полоса . Беда никогда не приходит одна. Матрена только успела немного отойти от смерти первенца, как у нее умерли родители. После этого женщина полностью отдалась работе и воспитанию других детей. Впереди ее ждал еще один удар: мужа незаконно забрали в солдаты. Утрата главы семьи могла привести к голодной смерти. На помощь родни Филиппа и односельчан рассчитывать не приходилось.

5. Женское счастье. Матрене Тимофеевне невероятно повезло. Благодаря жене губернатора она вернула своего мужа. Простые крестьяне очень редко добивались справедливости. Но позволяет ли этот единичный случай считать Матрену "счастливицей"? Вся ее прошлая жизнь была наполнена страданиями, унижениями и тяжелым трудом. В настоящее время к прежним проблемам прибавилась тревога за судьбу повзрослевших детей. Матрена сама отвечает на этот вопрос: "Ключи от счастья женского... заброшены, потеряны".

Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину. Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.

Характеристика героев “Матрёнин двор”

Главные герои

Игнатьич (рассказчик)

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.

Матрёна

Простая женщина из маленькой деревеньки. Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Фаддей

Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат Матрёниного мужа. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.

Второстепенные персонажи

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти. Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова. В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Тест по произведению

Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие чер­ты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?

В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.

Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, боль­ная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не ут­ратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просвет­ленная», «с доброй улыбкой». Складывается впечатление, что Матрена - святой человек, живущий исключительно по за­конам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является так­же речевая характеристика. Автор насыщает реплики герои­ни диалектными словами (например, «летось»), просторечия­ми («теперича», «сколища»). В целом эти лексические сред­ства придают речи Матрены образность, поэтичность, выра­зительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрена - настоящая труженица. Вся ее жизнь наполне­на хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Автор­ская характеристика Матрены включает глаголы со значени­ем движения («шла», «возвращалась», «копала»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние лич­ности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои пра­ва, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека. Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достиже­нии своей «праведной» цели. Особенности речи Матрены так­же передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмо­циональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспом­ним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хо­рошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чис­той крестьянской душой. Это - честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без кото­рой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки уда­ется создать писателю с помощью различных художествен­ных средств.

«Матренин двор». Старая деревенская женщина, которая живет одна и не получает ни от кого поддержки, но сама постоянно и бескорыстно помогает людям.

История создания

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ Александру Твардовскому, главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.


Иллюстрация к рассказу Солженицына "Матренин двор"

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Рассказ «Матренин двор»

Полное имя героини - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина шестидесяти лет, бедная вдова, в доме которой не было даже радио. Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался соседский парень Фаддей, однако свадьба не состоялась, потому что началась Первая мировая война, Фаддея забрали воевать, и тот пропал без вести.


Через три года героиня выходит замуж за Ефима, младшего брата Фаддея. И уже после свадьбы внезапно выясняется, что Фаддей жив - тот возвращается домой из плена. Скандала, однако, не выходит. Фаддей прощает брата и несостоявшуюся жену и женится на другой девушке.

Муж Матрены пропал в начале Второй мировой войны, и с той поры на момент рассказа прошло уже двенадцать лет. При этом Ефим, вероятно, не погиб, а попросту воспользовался ситуацией, чтобы не возвращаться к нелюбимой жене, и после войны жил где-то в другом месте с другой женщиной.

У Фаддея остается младшая дочь Кира, которую одинокая Матрена берет на воспитание. Девочка живет у героини десять лет, и та заботится о Кире, как о родной, а незадолго до появления съемщика выдает замуж в другое село за молодого машиниста.


Героиня живет одна в деревне Тальново где-то в средней полосе СССР. Никто не помогает пожилой женщине, Матрене не с кем поговорить. В свое время у героини было шестеро детей, но те один за другим поумирали еще в младенчестве.

Единственным человеком на всю деревню, с которым Матрена общалась, была подруга Маша. Они близко дружили еще со времен юности. Маша была искренне привязана к Матрене и приходила ухаживать за козой и избой, когда сама героиня недужила. Из родственников у Матрены остались три младшие сестры, которые мало интересовались судьбой героини.

Героиня носит «неопределенное темное тряпье» и «старческие слинявшие платочки», выглядит больной и замученной. У Матрены кругловатое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и мутные блекло-голубые глаза. Время от времени с героиней приключаются приступы неизвестной болезни, когда Матрена двое-трое суток не может встать с постели и даже пошевелиться. В такие периоды героиня не ест и не пьет, никакой медицинской помощи не получает, однако и не жалуется на тяжелое состояние, просто пережидая очередной «приступ».


Героиня до последнего работала в колхозе, и отпустили Матрену оттуда, только когда та совсем разболелась. При этом старушке не платили пенсию, возможности заработать у Матрены не было, а родственники вспоминали о героине редко и практически не помогали. Жизнь героини наладилась, когда у нее появился съемщик - собственно, рассказчик, от лица которого ведется повествование. Рассказчик платит героине за постой, плюс той же зимой Матрене впервые в жизни начинают выплачивать пенсию, и у старушки появляются деньги.

Разжившись деньгами, героиня заказывает новые валенки, покупает телогрейку и из ношеной железнодорожной шинели заказывает пошить пальто у деревенского портного. Тот шьет героине «славное пальто» на ватной подкладке, какого «за шесть десятков лет» героиня ни разу не видела.

Дом у героини старый и небольшой, однако рассказчику в нем вполне хорошо. В доме женщина держит множество фикусов в горшках и кадках, которые «заполняют одиночество» героини.


Иллюстрации по мотивам рассказа "Матренин двор"

При всем своем одиночестве Матрена по характеру общительная женщина, простая и сердечная, тактичная и деликатная. Героиня не досаждает съемщику расспросами и не мешает работать по вечерам. Рассказчик отмечает, что Матрена даже ни разу не спросила, был ли тот женат. Хлопоча по дому, Матрена старается не шуметь, чтобы не побеспокоить постояльца.

Героиня живет скромно и в ладах с собственной совестью. При этом Матрена мало интересуется хозяйством и не стремится обустраивать дом. Не держит скотину, потому что не любит ее выкармливать, не бережет вещи, однако и не стремится их приобретать, равнодушна к одежде и собственному внешнему образу. Из всего хозяйства у Матрены были только грязно-белая коза и кошка, которую героиня приютила из жалости, потому что кошка была старой и колченогой. Козу героиня доит и добывает для той сено.


"Матренин двор" на сцене театра

При том, что героиня не озабочена хозяйством и равнодушна к собственному быту, она никогда не жалеет ни имущества, ни собственного труда и охотно помогает посторонним людям просто так, не требуя за это денег. Вечером к героине могла зайти соседка или дальняя родственница и потребовать, чтобы Матрена шла с утра помогать копать картошку, - и женщина безропотно шла делать, что сказали. При этом героиня не завидует чужому достатку, ничего не хочет для себя и отказывается брать за собственную работу деньги.

Героиня много работает, чтобы не думать о несчастьях. Матрена встает в четыре-пять утра, сама ходит с мешком за торфом и работает на огороде, где выращивает исключительно картошку. При этом земля у героини не плодородная, песчаная, а удобрять и приводить огород в порядок Матрена отчего-то не желает, равно как и выращивать там что-то, кроме картошки. Зато ходит в дальний лес по ягоды и таскает вязанки дров – летом на себе, зимой на салазках. Несмотря на тяжелую и неустроенную жизнь, сама Матрена считала себя счастливым человеком.


Иллюстрация к рассказу "Матренин двор"

Матрена - суеверная и, вероятно, верующая женщина, однако героиню никогда не видели молящейся или крестящейся на публике. Героиня испытывает непонятный страх перед поездами, а также боится пожаров и молний. В речи Матрены звучат редкие и устаревшие слова, это «народная речь», наполненная диалектизмами и экспрессией. При всей своей необразованности, героиня любит музыку и с удовольствием слушает по радио романсы . Непростая биография Матрены заканчивается трагической смертью под колесами поезда.

Цитаты

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
«ЧтÓ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)».
«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника». В этом рассказе писатель также ничего не выдумывает, достоверно воспроизводя жизнь и смерть Матрёны Васильевны Захаровой, жительницы села Мильцево Владимирской области. Под образом учителя Игнатьича, от имени которого ведется повествование, скрывается сам автор.

Герой рассказа, получивший освобождение, ищет тихий уголок, где бы он мог жить и работать. Поиски жилья приводят его к дому Матрёны, который приходится ему по душе, несмотря на запущенность, тараканов и мышей. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрёна не держала радио, а по одиночеству ей не с кем было разговаривать». Невольно Игнатьич оказывается втянутым в жизнь Матрены, знакомится с ее родней, узнает историю ее замужества и проникается глубокой симпатией к этой одинокой, всеми забытой старой женщине.

Жила она трудно: пенсию не получала, в колхозе работала не за деньги, «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Хворала черным недугом, лежа по три дня без помощи и еды, с огромным трудом добывала топливо для обогрева, таская тайком из леса, как все деревенские женщины, тяжелые мешки с торфом. А еще нужно было копать огород, добывать сено для козы. Имя Матрёна вызывает в памяти образ некрасовской Матрены Тимофеевны, тем самым объединяя двух героинь общностью судьбы: тяготами жизни, несправедливостью жизненного устройства, но и неизбывной силой духа, истоки которой в природной нравственности и народных корнях обеих Матрён.

В этом рассказе Солженицын вновь показывает образ человека, который в физически невыносимых условиях не просто выживает, но сохраняет лучшие качеств а души, свое человеческое достоинство. Тема праведничества сближает героев Солженицына с героями Лескова. Солженицын также находит праведников в живой народной среде, это люди далеко не героические, а такие как Иван Денисович и Матрёна. В чем же праведность Матрёны? В том, что героиня сохранила свою лучезарную улыбку, простодушие, безотказность, исключительную доброту. Не состоя в колхозе, она откликалась на требования помочь. Больная, считающая эту работу бессмысленной, она все же идет поутру со своими вилами в назначенное место. Любая дальняя родственница или соседка, которым и в голову не приходило помочь одинокой женщине, тем не менее считали себя вправе требовать, чтобы Матрёна явилась картошку докапывать и Матрёна не могла отказать.

Сам писатель в конце рассказа перечисляет немудреные качества своей героини: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы … Только герой рассказа, Игнатьич смог оценить особую красоту души Матрёны, ее застенчивость, внутренний свет. В рассказе есть темная фигура Фаддея, бывшего жениха Матрёны, который воплощает зло, противостоящее доброму нраву героини. Когда-то он грозился зарубить ее топором за то, что она не дождалась его с первой мировой войны. «Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки … » Образ черного Фаддея с занесенным топором символичен. Матрёна погибает под колесами поезда, которого боялась больше всего на свете (<<поезд вылезет, глаза здоровенные свои вылупит, рельсы гудят — аж в жар меня бросает, коленки трясутся»), помогая Фаддею вывезти бревна ее же собственной избы. Матрёна беззащитна перед такими людьми, как Фаддей или ее родственники, которые на поминках устраивают обвинительный плач, сводят счеты между собой, осуждают покойницу, и все под видом обряда.

В рассказе множество символических деталей, предсказывающих гибель Матрёны и носящих мистическую окраску: потеря Матрёной котелка со святой водой, пропажа колченогой кошки, метель, кружившая двое суток, нахальный писк мышей в роковую ночь. Символичен финал рассказа, перекликающийся с первоначальным вариантом названия. Становится понятным, почему это название не было пропущено в печать. Автор заключает: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Выходит, с гибелью Матрёны должна рухнуть земля. Означает ли это гибель добра и торжество зла? Но ведь сам-то Игнатьич понял Матрёну, Донес до мира весть о ней …Есть в рассказе еще одна важная деталь. Одна из женщин, пришедшая обмыть покойницу, перекрестилась и сказала: ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться. Если ж Матрёна при жизни думала только о других, то и там будет молиться не за себя.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса