Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Маленькая сказка майкапар анализ произведения. А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки. Этапы реализации проекта

18 декабря 1867 - 08 мая 1938

известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Биография

Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог . Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла).

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва . Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).

По окончании консерватории в 1893 году до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством Теодора Лешетицкого, концертировал в Берлине , Лейпциге , Санкт-Петербурге , Москве и других городах.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали . В 1901 основал музыкальную школу в Твери . С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. И. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена (впервые в 1927 году).

Проектное портфолио

Наименование учреждения

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара», 166000, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского,

Руководитель учреждения

Тип и наименование проекта

Творческий проект

«Самуил Моисеевич Майкапар. Детская музыка»

Предметно-содержательная область

Коллективный, творческий

Руководители проекта

Преподаватели фортепианного отделения:

Характер контактов

Количество участников

Преподаватели:

, (координаторы, организаторы проекта).

Участники: учащиеся и преподаватели фортепианного отделения

Основные цели проекта

Основные задачи проекта

обучающие:

· - приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных выступлений, умение исполнять музыкальные

· произведения на достаточном художественном уровне – в соответствии со стилевыми особенностями;

· - углубить знания о творчестве композитора С. Майкапара;

· развивающие:

· - развитие артистизма и музыкальности;

· - расширение музыкального кругозора учащихся путём ознакомления с произведениями композитора;

· - развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

воспитательные:

· - воспитание личностных качеств (трудолюбие, потребность к самостоятельной работе);

· - воспитание потребности в получении разносторонних знаний, в посещении культурных мероприятий, концертов, театров);

практические:

Подбор музыкального, литературного, художественного материала для проведения беседы-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения

Подготовка к проведению бесед.

социально-значимые:

Любви к музыке;

Сроки реализации проекта

Долгосрочный, учебный 2016 - 2017 год

Место реализации проекта

ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»

Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Для участников:

Воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса.

Реализация возможности публичного представления своих музыкальных способностей;

Развитие навыков исполнительской деятельности.

Проведение открытого мероприятия посвященного

150- летию со дня рождения С. М. в апреле 2017 г.

2.Для слушателей:

Получены, расширены знания о композиторе С. Майкапаре, его творчестве

Возросший интерес к классической музыке в целом;

Поддержание интереса к обучению в детской музыкальной школе;

Формирование уважительного отношения к исполнителям – ученикам школы

Рефлексия деятельности

В современных условиях вопрос воспитания художественной культуры детей стоит достаточно остро. Музыка – одна из наиболее доступных сфер, позволяющих расширить кругозор, повысить культурный уровень, воспитать нравственную личность. Музыка сопровождает детей повсюду. Они слышат её в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования детей. Она окружает детей дома и на улице. Однако музыка бывает разная. Широко распространенная современная музыка часто не несет в себе эстетической и смысловой нагрузки, поэтому необходимо приобщать детей к традициям классического музыкального воспитания. Дети должны знакомиться с наиболее яркими образцами классической музыки. Знание биографии выдающихся композиторов, их творчества способствует как развитию мотивации, так и расширению кругозора. В процессе прослушивания классических сочинений, изучения основных музыкальных жанров, музыкально-выразительных средств и ознакомления с жизнью великих музыкантов более чем вероятен рост интереса к последующему обучению

игре на инструментах, к исполнению произведений классической музыки.

Концертная деятельность учащихся даёт им возможность проявить свой темперамент, воображение, развивает навыки владения красками звука, позволяет чувствовать себя настоящим артистом за инструментом.

Актуальность проекта: Активное привлечение учащихся к участию в организации систематической и планомерной музыкально просветительской работы, в освоении ими нового материала, использование их наблюдений и познаний, самостоятельно приобретенных в разностороннем общении с музыкой.

Актуальным представляется и изучение творческого наследия композитора среди фортепианного наследия которого есть немало пьес, изданных впервые сравнительно недавно и не вошедших еще в широкий пианистический обиход.

Цель:

Приобщение детей к творческому наследию композитора.

В связи с этим мы ставили перед собой следующие задачи:

Обучающие :

Приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных выступлений, умение исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне – в соответствии со стилевыми особенностями;

Углубить знания о творчестве композитора С. Майкапара;

Развивающие;

Развитие артистизма и музыкальности;

Расширение музыкального кругозора учащихся путём ознакомления с произведениями композитора;

Развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

Популяризация музыки для детей С. Майкапара;

Воспитывающие :

Воспитание личностных качеств (трудолюбие, потребность к самостоятельной работе);

Воспитание потребности в получении разносторонних знаний, в посещении культурных мероприятий, концертов, театров);

Воспитание у учащихся чувства уважения, интереса к богатому культурному наследию России.

Практические:

Подбор музыкального, литературного, художественного материала для проведения беседы-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения;

Подготовка к проведению беседы-концерта.

Социально-значимые:

Формирование музыкального вкуса;

Любви к музыке;

Желание слушать и исполнять ее.

Этапы реализации проекта

Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателей и учащихся и распределяется поэтапно следующим образом:

Этапы пректа

Деятельность педагогов

Деятельность учеников

(подготови-

1. Формулируют проблему (цель) - при постановке цели определяется и продукт проекта;

2. Вводят в сюжетную ситуацию;

3.Формулируют задачу

1.Вхождение в проблему;

2. Вживание в сюжетную ситуацию;

3.Принятие задачи;

4. Дополнение задач проекта.

(основной)

4. Помогают в решении задач;

5. Помогают спланировать деятельность;

6.Организуют деятельность

7. Оказывают практическую помощь в подборе материала, готовят концертные номера;

5. Работа над концертно-лекционным материалом;

6.Формирование специфических знаний, умений, навыков;

7. Координация работы со всеми участниками проекта.

(итоговый)

Готовят и проводят беседу-концерт, посвященный 150-летию со дня рождения;

Представляют слушателям продукт деятельности.

Освоение проекта.

(подготови-

Сентябрь 2016 г.

1. Задачи преподавателей - создание условий, определение цели и задач проекта;

2.распределение музыкальных номеров между участниками беседы - концерта;

3. определение сроков реализации проекта.

(основной)

1. Работа над концертно-лекционным материалом, формирование специфических знаний, умений, навыков:

а) освоение учащимися музыкального материала,

б) сбор и систематизация информации для лекционной составляющей проекта,

в) побор иллюстраций картин для образного восприятия музыкального образа.

д) работа над презентацией

2. Проведение репетиционных мероприятий.

3 этап (итоговый)

Апрель 2017 г.

Проведение беседы - концерта посвященного 150-летию со дня рождения;

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Оценивание качества результата.

Формы деятельности

1.Индивидуальная работа . Формирование мотивации участников.

2. Самостоятельная работа . Развитие навыков учащихся осмысленно и самостоятельно работать дома, соблюдая последовательность и ход этой работы выстроенной на уроке совместно с преподавателем.

3. Коллективная работа . Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи. Оформление сценария беседы - концерта.

4. Проведение беседы-концерта.

Форма реализации проекта

Тематическая беседа – концерт для учащихся и родителей ДШИ.

Сценарий беседы – концерта

«Самуил Моисеевич Майкапар.

Детская музыка».

Слайд №1

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

Сегодня мы собрались в нашем зале для знакомства с творчеством композитора, у которого в этом году юбилейная дата - 150 лет со дня рождения. (1867-1938).

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять. Имя этого композитора - Самуил Моисеевич Майкапар.

Широкой известностью в России и за рубежом пользуется его имя, композитора, автора многочисленных произведений для детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы С. Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти яркие, образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Самуила Моисеевича Майкапара.

И сегодня мы начнем наш концерт с выступления Бондаревой Насти и с пьесой из сборника «Первые шаги», который адресован, что явствует из его названия, самым маленьким детям, только начинающим свой путь в музыке. С. Майкапар считал, что игра в ансамбле необычайно развивает музыкальные способности детей и написал для детей дошкольного и младшего школьного возраста цикл из 16 пьес-ансамблей.

Несмотря на то, что имя Самуила Моисеевича Майкапара широко известно, мало кто знает о его жизни. Родился он в Херсоне в 1867 году. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у

Г. Молла). В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году). В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался. В 34 года Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу.

Слайд №2

Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети. Так были написаны, впоследствии ставшие классическими, циклы фортепианных пьес, «Маленькие новеллетты» op.8, «Пастушеская сюита» op.15, «Театр марионеток» op.21, «Миниатюры» op.33 и получивший мировое признание цикл «Бирюльки» op.28.

Сейчас прозвучит несколько пьес из этого сборника.(Бирюльки сб)

Слайд №3

Бирюльки - вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы.

Слайд №4

На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинки, половнички и другие кухонные предметы. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные. Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара? Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Слайд №5

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель. Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия больше напоминает танец пастушка.

Сейчас вы услышите «Романс», который также вошёл в сборник «Бирюльки».

Очень выразительная и глубокая по содержанию миниатюра. Здесь выражены разные настроения. Сама песенная мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Она звучит медленнее, чем вступление, и заканчивается в каждой фразе направленными вверх вопросительными интонациями. Аккомпанемент напоминает звучание гитары.

«Романс» исп. ученик 6 класса Одегов Коля

Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающий нас в состояние некоторой эйфории. Слово «вальс» означает «вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся изящные движения. Жанр вальса любят многие композиторы. Не стал исключением и С. Майкапар.

Сегодня мы послушаем два вальса.

Слайд №11

Изящная фразировка, аккомпанемент очень мягкий и легкий. Как будто бы танцуют сказочные герои Золушка и Принц.

Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда и как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе домой я вернусь.

«Вальс» исп. ученица 2 класса Сыропятова Аня

Слайд №12

«Вальс» – нежный, трогательно- грациозный. Представим картину бала, рождественскую елку, праздник.

Вальс снежинок – новогодний вечер…

Месяц в колыбели облаков.

Этот вечер – ожиданье встречи,

Дней счастливых, радостных часов.

исп. ученица 6 класса Корепанова Лиза

Слайд № 13

А сейчас мы перенесемся в другое время года.

Я думаю, что все видели, как весной вода ручьев большим, мощным потоком вливается в реку. Видели? Как вы думаете, можно ли это изобразить в музыке? Какая должна быть музыка? Давайте послушаем, как это изобразил Самуил Майкапар. «Бурный поток»- пьеса этюдного характера. Фактура пьесы, распределённая между двумя руками, позволяет достичь стремительного темпа и яркой динамики, что изображает звуками мощь стремящейся воды.

«Бурный поток» исп. Лодилова Соня

Обратимся к другому циклу пьес «Двадцать педальных прелюдий» .

Прелюдии были сочинены в 1937 году, уже в конце его жизни. Опубликовать их сам автор не успел.
Эти прелюдии посвящены развитию навыка художественной педализации учащихся. В основе этих пьесок лежит не только задача усвоения навыков пользования педалями в различных случаях, но и воспитание у учащегося соответствующего слухового контроля.

«Двадцать педальных прелюдий» представляют собой лёгкие фортепианные пьески.

Слайд №14

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

«Прелюдия» №19, f - moll , исп. ученица 4 класса Полоскова Наташа.

Слайд №15

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Иван Бунин

«Прелюдия» № 2, e - moll , исп. ученица 6 класса Филиппова Яна

В годы основания музыкальной школы в Твери Майкапар пишет милые и изящные «Восемнадцать маленьких новеллетт для фортепиано».

Среди фортепианного наследия Майкапара есть также немало пьес, изданных впервые сравнительно недавно и не вошедших еще в широкий пианистический обиход. К ним, в частности, относятся и его «Маленькие новелетты» (легкие пьесы для фортепиано), увидевшие свет сто лет спустя после их написания. Некоторые сочинения композитора и доныне хранятся в архиве.

Новеллетта (итал. - небольшой рассказ, уменьшительное от novella - рассказ, новелла) - небольшая инструментальная пьеса повествовательного характера. Название «Новелетта» впервые применил Роберт Шуман. Хотя Шуман указывал на черты повествования в своих Новеллеттах, само название «Новеллетта» он производил не от новеллы, а от фамилии знаменитой английской певицы Клары Новелло.

Слайд № 17

Звучит пьеса из цикла «Маленькие новеллетты» «В кузнице»

Я кузнец весёлый,

Отдыха не знаю.

Молотом тяжёлым

Искры высекаю.

Бум-бум-бум!

Бум-бум-бум!

Есть подковы у меня.

Бум-бум-бум!

Бум-бум-бум!

Приводи скорей коня

«В кузнице» исп. Мирошниченко Даша, ученица 4 класса.

Слайд №18

Токката (от ит. слова toccare - трогать, толкать) - в старинной музыке пьеса, назначенная для клавиатурных инструментов (преимущественно органа). Характерная черта токкаты состоит в том, что известная техническая фигура постоянно проводится в пьесе то в левой, то в правой руке.

В переводе с итальянского слово «токката» означает «прикосновение», «удар». Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась

как вступление (прелюдия) к хоровому произведению, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки.

Токаттина - это токатта малых размеров

«Токкатина» исп. Махнёва Марина, ученица 4класса.

Слайд №19

В музыкальном наследии композитора есть произведения разных форм. Это полифонические пьесы и произведения крупной формы. К ним относятся и вариации , которые мы сегодня услышим.

Вариации в музыке (от лат. vanatio - изменение) - музыкальная форма, суть которой в изменяемых повторах темы. В инструментальной музыке темой Вариаций обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса. Вариации - одна из древнейших музыкальных форм, существующая в фольклоре всех народов.

Следуя друг за другом, В. образуют цикл, который может быть самостоятельным произведением или частью многочастного сочинения (сонаты, симфонии и др.).

«Вариации на русскую народную песню» исп. Ладилова Соня

айкапаром написано более 200 пьес для детей и юношества. Большинство из них входит в репертуар начинающих пианистов. Эти произведения написаны на доступном для юных исполнителей и вместе с тем высоком художественно-музыкальном уровне.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. "Да, много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах".

Я думаю, эти прекрасные слова можно отнести к личности и его творчеству.

Закончить сегодняшнюю нашу встречу мы хотим пьесой «Детский танец» в исп, Зобниной Ульяны, ученица 4 класса.

Не постижима красота!
Душа поёт и рвётся.
А звуков дивных широта
С движением сольётся!
На сцене снова торжество:
Танцуют наши дети.
В рисунке танца колдовство!
Забудешь всё на свете!

Спасибо за внимание. До новых встреч.

В программе музыкальных школ не предусмотрено специальное изучение творчества С. Майкапара, но учащиеся фортепианного отделения любого возраста всегда с удовольствием слушают и исполняют его произведения.

Жизнь этого композитора интересна и содержательна, он занимался фортепианным исполнительством, педагогикой, создавал пьесы для детей, уделял много внимания научной деятельности. Уроженец г. Херсона, Майкапар вскоре вместе с семьёй переехал в Таганрог, где стал учиться музыке у итальянца Гаэтано Молла. По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно продолжив осваивать музыкальную науку в петербургской консерватории, занимаясь по двум специальностям - как пианист у В. Демянского, В. Чези, И. Вейса и как композитор у профессора Н. Соловьёва.

После стажировки в Вене у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого, он живёт в Москве, затем в Твери, где преподаёт в организованной им музыкальной школе, много концертирует по Европе, сочиняет фортепианные пьесы для детей, занимается наукой.

Двадцать лет жизни, вдумчивого плодотворного труда С. Майкапара связаны с Петербургской (Петроградской-Ленинградской) консерваторией, куда его пригласил преподавать А. К. Глазунов. Знаменательным событием стало исполнение музыкантом всех фортепианных сонат Л. Бетховена, которое состоялось в течение нескольких вечеров в Малом зале консерватории.

В последние годы жизни С. Майкапар оставил педагогическую деятельность и сосредоточился на композиции, исполнительстве и научной деятельности. Среди трудов Майкапара следует отметить наиболее важные: «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития», книгу «Значение творчества Бетховена для нашей современности», книгу воспоминаний «Годы учения». Майкапар известен как автор многочисленных работ, посвящённых обучению фортепианной игре и общим вопросам музыкальной педагогики.

Пьесы С. Майкапара, неизменно включаются в программы любого начинающего пианиста. Таковы его «Маленькие новеллы», «Театр марионеток», «Шесть колыбельных сказочек», «Соната для юношества», цикл пьес «Бирюльки», сборник «Первые шаги» для фортепиано в четыре руки, «20 педальных прелюдий» и другие сочинения. Его яркие доступные для понимания пьесы с удовольствием играют наши учащиеся. Поэтому мы хотели подробнее познакомить юных пианистов и их родителей с неординарной личностью автора этих пьес.

В концерте приняли участие много детей, звучала музыка С. Майкапара, ученики чувствовали себя настоящими артистами, выступая перед большой аудиторией слушателей.

Ниже приведена презентация и комментарии к слйдам.

_________________________________________________

От редакции:

Для удобства просмотра Пезентация превращена нами в видеоролик с музыкальным соровождением. При этом в качестве музыкального фона выбраны три пьесы С. Майкапара, исполненные учащимися музыкальных школ: «Эхо в горах», «Ариетта», «Осенью». При использовании презентации в практической деятельности в нужные моменты можно ставить плеер на паузу или отключить звук.

Сценарий лекции -концерта «Музыкальной гостинной»,посвящённой 150 летию со Дня рождения композитора С.М.Майкапара

« С. М. Майкапар

и его фортепианный цикл «Бирюльки»».

Место выполнения: МКУ ДОД «Нижнегорская ДШИ»

21.12.2017 в зале школы искусств

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством композитора С.М.Майкапара.

Оборудование: Компьютер,

Мультимедийный проэктор,

Презентация, Фортепиано.

Введение

Самуил Моисеевич Майкапар (1867-1938) - известен широкому кругу музыкантов прежде всего как советский композитор, который всё своё творчество посвятил созданию только детской и юношеской музыки. Это еще и выдающийся советский педагог, пианист, автор учебно-методических работ, внесший огромный вклад в развитие детского и юношеского музыкального образования. Основной принцип всего творчества С.Майкапара, который он воплощал всю свою творческую жизнь, - что «требования маленьких художников те же, что и у взрослых исполнителей» и что «для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше».

С.Майкапар стремился культивировать и развивать в детях высокий художественный вкус и предъявлял к их исполнению предельно доступные требования. Качества, которые характерны для С.Майкапара как детского композитора - это жизненность и образность, простота и лаконизм, законченность формы, органичная связь с инструментом. Он находил музыкальные образы и интонации, близкие ребенку; через образность своих пьес для начинающих он учил любить музыку. Подавляющее большинство пьес С.Майкапара - это программные произведения. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учету особенностей детского игрового аппарата пьесы С.Майкапара прочно вошли в репертуар маленьких пианистов. Методическая ценность его пьес состоит в последовательном знакомстве ребенка с возрастающими техническими трудностями. Ребята, которые учатся играть на фортепиано, с удовольствием исполняют его пьесы, которые отличаются простотой, образностью и красочностью.

Детям нравятся его яркие образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного пианиста, не игравшего или, в крайнем случае, не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьесы С.Майкапара.

1. «Листок из альбома» -исполняет Хмыз Настя -3 класс.

Творческий путь С.М.Майкапара

Самуил Моисеевич Майкапар родился в 1867 года в городе Херсоне. Его детские годы прошли в Таганроге. В семье кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой, унаследовав музыкальные способности от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Музыкой маленький Самуил начал заниматься с 5 лет. А в 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. Но в семье было решено, что Самуил станет юристом.

В 1885 году, по окончании гимназии, Майкапар уехал в Петербург, где поступил на юридический факультет университета и одновременно в консерваторию, в которой начал обучение в классе фортепиано, а в дальнейшем стал посещать также класс теории композиции. Окончив юридический факультет университета, он короткое время пробовал заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что соединить занятия музыкой с юриспруденцией невозможно. После окончания консерватории Майкапар по совету Антона Рубинштейна для усовершенствования уезжает в Вену, где стал заниматься у знаменитого педагога-пианиста Теодора Лешетицкого, занятия с которым он впоследствии подробно описал в своей книге "Годы учения».
В 1901 году Майкапар переехал в Москву, и затем в Твери открыл музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

С этого времени уже определилась многосторонняя деятельность Майкапара как композитора, исполнителя, педагога и научного работника. В этот период им были сочинены н изданы несколько романсов и фортепианных пьес, из числа которых выделяются "Маленькие новелетты", опус 8, получившие впоследствии широкую известность как ценные пьесы педагогического репертуара.

2. «В кузнице» -исполняет Хмыз Лиза - 3 класс.

В Москве успешно проходят концерты Майкапара, выходит его книга "Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития", в которой он первым в русской музыкально-педагогической литературе поставил вопрос о внутреннем слухе как основе обучения игре на музыкальных инструментах.

Но жизнь в Твери и педагогическая работа в этом провинциальном городе не удовлетворяли молодого композитора и пианиста. И Майкапар вновь отправляется в Берлин и в Лейпциг. Музыкальная жизнь в Берлине била ключом, в городе жили крупнейшие музыканты-исполнители,а Лейпциг представлял интерес как центр научной музыкальной мысли. Проживая в этих двух городах, Майкапар посещал концерты, изучал литературу, знакомился с композиторами, музыковедами и исполнителями. Параллельно проходили его собственные концертные выступления и также успешно, хотя и скромно, протекала его педагогическая работа.

3. «Тревожная минутка» - исполняет Кузьмич Вениамин - 2 класс.

В 1910 году С.М.Майкапар получил за подписью А. К. Глазунова телеграмму, в которой тот приглашал его на работу в Петербургскую консерваторию. И с осени Майкапар уже приступил к занятиям. Начав работу в качестве преподавателя, он через два года был утвержден старшим преподавателем, а в 1915 году - профессором по классу специального фортепиано.

Почти двадцать лет С.Майкапар вел педагогическую работу в Петербургской, затем - Ленинградской консерватории, одновременно выступая в концертах, сочиняя музыку и занимаясь научной работой. Наиболее значительным исполнительским достижением С.Майкапара было проведение им в 1925 году Цикла из семи концертов, в которых он исполнил все фортепианные сонаты Бетховена. Исполнительство, которое С.Майкапар всегда любил, оставалось для него основой всех других видов деятельности - композиции, педагогики, научной работы.

Из числа сочинений С.Майкапара, созданных в дореволюционное время, большой интерес представляют фортепианные миниатюры - "Пастушеская сюита" из шести номеров, "12 альбомных листков", "Театр марионеток" из семи номеров. Однако подлинным триумфомС. Майкапара как композитора для детей стали "Бирюльки" - цикл пьес, созданный уже после революции.
За время педагогической работы в Ленинградской консерватории С.Майкапаром было выпущено свыше сорока пианистов, в дальнейшем ведущих преимущественно педагогическую работу в музыкальных учебных заведениях Ленинграда и др.областей. В собственной педагогической работе С.Майкапар был последователем школы выдающегося педагога-пианиста Теодора Лешетицкого. Наиболее характерные черты школы Лешетицкого, которым следовал Майкапар:

    культура певучего звука;

    яркая пластическая динамика;

    принцип фразировки;

    отлично выработанная виртуозная пальцевая техника, получившая новые возможности в связи с введением «рессорных» кистевых приемов.

    ясность, лаконичность, уравновешенная стройность изложения.

Доведя последних студентов до выпуска, С.Майкапар в 1929 году оставил работу в консерватории. Сохранившиеся силы он отдал музыкальному творчеству и литературным трудам.
В 1934 году в Ленинграде был организован конкурс юных дарований, в котором участвовали дети-музыканты в возрасте от семи до шестнадцати лет. С.Майкапар был в составе жюри конкурса и, слушая юных пианистов, мог лично убедиться в популярности своих сочинений. Более половины выступавших детей играли его фортепианные пьесы.

4. «Этюд» -исполняет Сытник Рита - 3класс.

В последние годы жизни С.Майкапар особенно много уделял методической работе. До сих пор представляют ценность его статьи "Творчество и работа музыкального исполнителя по данным опыта и в свете науки»", «Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания», лекции "Как работать на рояле".

Всю жизнь проводя за роялем и за письменным столом, С.Майкапар не уставал трудиться до конца дней и умер 8 мая 1938 года, накануне выхода в свет своей книги «Почему и как я стал музыкантом», названной при издании «Годы учения».

Просмотр видео: Презентация

Цикл фортепианных пьес «Бирюльки»

Одним из циклов фортепианных миниатюр С. М. Майкапара, созданных для детей, причём таких, которые дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять, причем с первых лет обучения, является циклфортепианных пьес «Бирюльки».

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. Один из таких циклов Майкапара называется «Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей Самуила Майкапара «Бирюльки» принадлежат к числу классический произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725г.) И.С.Баха, «Детский альбом» П. Чайковского, «Альбом для юношества» Р. Шумана.

Созданный в 1925 -1926 гг. цикл «Бирюльки» вот уже почти 90 лет пользуется неизменной любовью как юных музыкантов, так и педагогов. Пьесы сборника отличает все то, что отличает истинные шедевры – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей.

Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички – бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, палочки и другие кухонные предметы. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные. Маленькие пьески С.Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры.

А что же можно найти среди С.Майкапара? Это и музыкальные портреты, и зарисовки природы, и сказочные образы, и танцевальные пьесы. Музыке этих пьес присущи яркая образность, проникновенный лиризм, и высокая духовность. Они очень увлекательны, выразительны и красивы. С. Майкапар сумел очень тонко передать настроение ребенка, различные явления природы, разнообразные картинки из детской жизни - игры, забавы, приключения.

По своей форме «Бирюльки» - это сюита, состоящая из 26 разнохарактерных пьес для фортепиано различного содержания, объединённых художественными и методическими целями. Для удобства они поделены на 6 тетрадей по 4 пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес).

Все пьесы цикла имеют названия, они или программны, или жанрово определены. Каждое произведение отличает тематическая завершённость, цельность изображения, ясный характер изложения. Названия пьес подсказывают нам содержание миниатюры, помогая развернуться творческой фантазии. В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ. Темы обычно непротяжённые, но очень яркие и мелодичные. Простыми и лаконичными средствами композитору удаётся достичь почти зрительного эффекта, глубокой образной выразительности.

Несколько слов необходимо сказать о некоторых особенностях авторского текста. С.Майкапар дает подробные указания:

*) по разнообразнейшим штрихам,

*) по аппликатуре,

*) по характеру исполнения, например, ремарка к исполнению «Вальса» из 2 тетради «dolce grazioso», или «Всадник в лесу» (6 тетрадь) – «Allegro con fuoco e marcato»,

*) по темпу (метроном выписан в каждой пьесе),

*) по использованию педали.

Произведения Майкапара отличают легкость, удобство, приспособленность к детской руке. Так плавность мелодической линии соединяется в его пьесах для начинающих с расположения руки в одной позиции, где соседние ноты берутся соседними пальцами. Прекрасные примеры этому – пьесы: «Пастушок», «В садике», где поступенность движения в одной позиции является замечательным приемом развития технических навыков.

Цикл «Бирюльки» С. Майкапара – уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «ХТК» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке.

Майкапар тщательно продумывал названия пьес, стремясь пробудить фантазию детей с помощью ярких названий, наиболее полно отражающих содержание пьес.. Его пьесы можно подразделить условно на:

    картины и зарисовки природы: «Осенью, «Облака плывут», «Мотылек», «Весною»;

    звукоподражательные пьесы: «Эхо в горах», «Музыкальная шкатулочка»;

    образно-изобразительные пьесы: «Колыбельная», «В садике»;

    музыкальные портреты: «Сиротка», «Пастушок», «Маленький командир»;

    пьесы настроения и чувства: «Мимолетное видение», «Тревожная минута»;

    танцевальные пьесы: «Полька», «Вальс», «Менуэт», «Гавот»;

    повествовательная музыка: «Сказочка», «Романс», «Легенда»;

8)полифонические пьесы: «Песня моряков» (канон), «Прелюдия и фугетта».

Разумеется, такая тематическая классификация условна, в одном произведении могут быть смешаны разные направления.

Совершенно разные, не похожие друг на друга портреты - образы представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказывает замечательная музыка. Это «Пастушок», «Маленький командир», «Сиротка».

Вот маленький «Пастушок». Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучать, он играет на маленькой свирели. Светлый, радостный наигрыш звенит над лугами.

Использование регистров в пьесах Майкапара - один из наиболее действенных приемов фортепианной выразительности, никем из других композиторов столь часто не применявшийся. В этой пьесе Майкапар умело использует регистры инструмента. Чтобы мелодия звучала богаче, объемнее, композитор ведет ее октавами, на расстоянии четырех октав. А ученик учится свободному перемещению рук и корпуса на протяжении всего диапазона инструмента. Пьеса исполняется в достаточно подвижном темпе, легко, беззаботно. Ясное и четкое звучание шестнадцатых нот имитирует звучание свирели. Следует обратить внимание на изменение настроения в средней части пьесы. Здесь есть простор для фантазии, с чем связано изменение лада на минор. Возможно, среди ясного неба появились тучки, стал накрапывать дождь, возможно сам пастушок задумался о чем-то, вспомнил грустные моменты своей жизни.

5. «Пастушок»- исполняет Серёдкина Юля -6 класс.

Еще одна портретная зарисовка – пьеса «Маленький командир». Он очень воинственный, мужественный и отважный. Громким голосом он энергично отдаёт чёткие и уверенные приказы, акцентируя каждое своё слово. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или таким же друзьям-ребятишкам, как и он сам. Музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет беспрекословно выполнен, потому что он сам полон твёрдости и решимости. Пьеса имеет размер ¾, тональность До мажор. Дети работают над пьесой с особым удовольствием, т. к. им близок характер пьесы. Первоначальной задачей является точный чеканный ритм, передающий характер «маленького командира».

6. «Маленький командир»- исполняет Калистратов Рома - 5класс.

Одна из зарисовок картины природы – пьеса «Мотылек». Первоначальное ее название «Эльф». Легко представить легких нежных мотыльков, легко порхающих над цветами. Высокий регистр, прозрачность изложения точно передаёт характер перелетающего с цветка на цветок маленького мотылька.

Здесь встречается характерный для Майкапара прием – чередование рук, когда во взятые отдельно каждой рукой звуки или группы звуков объединяются в одно целое. Музыка звучит то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, робкий характер, показывает беззащитность мотылька.

Он становится то незаметным, притаившись на цветке как в окончании средней части, или, быстро вспорхнув, улететь (в конце пьесы).

7. «Мотылёк» - исполняет Союкова Реана -4 класс.

Похожая по настроению – пьеса «Мимолётное видение». Какое образ здесь хотел запечатлеть композитор? Хотел рассказать о красивом нежном мотыльке, легко порхающем над цветами на лесной поляне, о птичке, волшебно светящемся светлячке или сказочном эльфе? Что здесь услышит ученик? Это зависит от его воображения.

Музыка лёгкая, воздушная, нежная и танцевальная, как будто кто-то порхает, летит. Чередуются отрывистые, лёгкие звуки и кружащие, порхающие, плавные мелодии. Музыка звучит нежно, высоко, отрывисто, очень тихо. В ней встречаются одинаковые интонации, похожие на кружение или взмахи лёгких крылышек.

В средней части мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний, более тёмный. Музыка становится настороженной, тревожной, таинственной и загадочной, звучит с остановками, осторожно, неуверенно, вопросительно.

Внезапно движение прекращается, звучит таинственная пауза - видение исчезло. Но вот опять появляется знакомая мерцающая интонация. Мелодия поднимается в высокий регистр и исчезает совсем.

8. «Мимолётное видение» -исполняет Андропова Катя -4 класс.

Танцевальные пьесы, которые композитор С. М. Майкапар включил в свой фортепианный цикл, производят впечатление «игрушечной» музыки и вызывают в воображении бал, но необычный, а кукольный. Представленные в цикле танцы: Полька, Вальс, Менуэт, Гавот - как никакие другие подходят для такого бала.

Вот, например, «Полька» - подвижный танец с подскоками. Слово «полька» означает полшага. Музыка «Польки» Майкапара оживлённая, жизнерадостная, лёгкая. Поскольку она звучит в очень высоком регистре, то производит ощущение «кукольности».

9. «Полька» - исполняет Павлова Софья -6 класс.

В отличие от польки «Вальс» - более плавный и лирический танец. Слово «вальс» означает «вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся изящные движения.

10. «Вальс» -исполняет Шаврова Софья -3 класс.

Все дети любят сказки - весёлые, добрые, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой...

11. «Легенда»- исполняет Болесова Настя-3 класс.

Очень выразительная и глубокая по содержанию миниатюра «Романс ». Здесь выражены разные настроения. Сама песенная мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Она звучит медленнее, чем вступление, и заканчивается в каждой фразе направленными вверх вопросительными интонациями. Аккомпанемент напоминает звучание гитары.

В середине пьесы мелодия звучит с волнением, беспокойством. Появившийся начальный аккордовый фрагмент меняет свою окраску, теперь он звучит в миноре. Начальная мелодия романса становится властной, решительной, но постепенно она смягчается. В заключении снова возвращается светлое настроение, и наступает успокоение, слышатся легкие, просветленные вздохи.

12. «Романс» -исполняет Юсупова Зоре - 6 класс.

Произведения Майкапара - результат многочисленных проб и тщательного отбора интонаций, каждое название пьесы - не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя. Понимая, сколь важна для маленьких музыкантов образность, С.Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес. Не всегда это были первые, приходившие на ум. Так, в первоначальном варианте «Тревожная минута» называлась «Беспокойство», «Мотылек» - «Эльф», «Легенда» - «Грезы», «Весною» - «Малютка». Вместо «Гавота» поначалу была задумана пьеса «Лунный свет».

Необычайно интересно знакомство с черновиками «Бирюлек». Они красноречиво свидетельствуют о том, как рождался и созревал цикл. Предметом заботы композитора было все – от расстановки исполнительских указаний до внешнего вида издания (прижизненные издания «Бирюлек» выходили, как это и было задумано автором, в шести отдельных тетрадях, при едином их художественном оформлении).

Одни пьесы появились, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подверглись доработке и переработке. Так, не сразу появился «Маленький командир»: сначала родилась «Непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «Маленького командира». Миниатюра в фа миноре – теперь это «Семимильные сапоги» - по первоначальному замыслу имела совершенно другую идею.

Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «Бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, т.е. имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются «Инвенции» и «Симфонии» Баха или его «ХТК», но по изначальному замыслу «Бирюльки» задуманы как единое произведение. В этом легко убедиться, если осознать особенности конструкции цикла (тональный план), о чем подробно было сказано выше, и проиграть пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить «Инвенции» и «Симфонии» Баха, в которых каждая пьеса является одновременно как самостоятельным произведением, так и звеном в общей цепи. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес, каковой является цикл «Бирюльки», мог лишь большой мастер, кем и являлся советский композитор С.М.Майкапар.

Просмотр видео: «Презентация»

Музыку изучал в Таганроге у Г. Молла, затем в СПб., где 1891 окончил юридический факультет университета и 1893 - консерваторию по классу фп. (Чези) и композиции (Соловьев).

По окончании консерватории совершенствовался у Лешетицкого в Вене, после чего выступал в концертах в Берлине, Лейпциге, СПб., Москве и др. Живет в Москве.

Изданы его пьесы для фп. (op. 2, 3, 4, 5,), романсы (op. 1) и книга "Музыкальный слух" (Москва, 1900; исследование о природе и значении муз. слуха, критика современных методов его развития и предложение нового метода, придающего одинаковую важность как развитию чистой интонации, так и утончению чувства звуковой краски и нюансировки). {Риман} Майкапар, Самуил Моисеевич род. 18 дек. 1867 в Херсоне, ум. 8 мая 1938 в Ленинграде.

Композитор.

Окончил Петерб. конс. в 1893 по кл. ф-п. И. Вейса (ранее занимался у В. Демьянского и В. Чези), в 1894 по кл. композиции Н. Ф. Соловьева.

В 1894-1898 совершенствовался как пианист у Т. Лешетицкого в Вене. Выступал как пианист.

В 1901-1903 рук. муз. школы в Твери. В 1903-1910 жил и работал в Германии.

В 1910-1930 преподаватель Петрогр. (Ленингр.) конс. (с 1917 проф.). Соч.: Струн. квартет;

Ф-п. трио; для унисона скр. и ф-п. в 4 руки - сюита Трудовые песни народов (по К. Бюхеру); для скр. и ф-п. - Легкая соната, Песня дня и ночи, Багатели; для ф-п. - сонаты (до минор, ля минор), Вариации, Три прелюдии, Восемь миниатюр, Лирические вариации, Маленькая сюита в классическом стиле, Маленькие новеллы, Две пьесы, Мимолетные мысли, Фантастические вариации, Два октавных интермеццо, Двенадцать кистевых прелюдий без растяжения на октаву, Пастушеская сюита, Двенадцать альбомных листков, Поэма в шести строфах, Баркарола, Серенада арлекина, Театр марионеток, Большая сонатина, Колыбельные сказочки, Две нежные записки, Бирюльки, Маленькая сюита, Стаккато-прелюдии, Миниатюры, Вторая сонатина, Баллада, Четыре прелюдии и фугетты, Двадцать педальных прелюдий; для ф-п. в 4 руки - Первые шаги; для голоса и ф-п. - романсы на сл. немецких поэтов, Н. Огарева, Г. Галиной, К. Романова и др.; каденция к Концерту Моцарта для 2 ф-п. с орк. си-бемоль мажор. Лит. соч.: Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития.

М., 1890, 2-е изд. Петроград, 1915; Значение творчества Бетховена для нашей современности.

М., 1927; Годы учения.

М. - Л., 1938; Как работать на рояле. Беседы с детьми.

Л., 1963. Майкапар, Самуил Моисеевич (род. 18.XII.1867 в Херсоне, ум. 8.V. 1938 в Ленинграде) - сов. композитор, пианист, педагог, муз. писатель.

Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла). В 1885 переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где его основными педагогами были И. Вейс (фп.), Н. Соловьев (композиция).

Параллельно занимался на юридич. фак-те университета (оконч. в 1890). По окончании консерватории до 1898 совершенствовался как пианист под рук. Т. Лешетицкого.

С 1898 по 1901 выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали.

В 1901 основал муз. школу в Твери (ныне г. Калинин) и возглавлял ее до 1903. С 1903 по 1910, живя преимущ. в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии.

Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка.

С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской-Петроградской-Ленинградской консерватории.

Был инициатором исполнения в концертах цикла из 32 сонат Бетховена (впервые в 1927). Разносторонне одаренный музыкант, М. был известен как автор фп. пьес для детей и юношества.

В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр "Бирюльки". Соч.: камер.-инструм. анс. - квартет, фп. трио, "Легкая соната" для скр. и фп.; пьесы для фл., в т. ч. Соната, Баллада, Поэма, неск. циклов вариаций, 2 серии "Мимолетных мыслей", 2 октавных интермеццо и др.; св. 150 фп. пьес для детей, в т. ч. "Бирюльки" (26 пьес), 24 миниатюры, 18 маленьких новеллетт, 4 прелюдии и фугетты, 20 педальных прелюдий и др.; пьесы для скр. и фп.; романсы; книги "Музыкальный слух" (1900, 2 изд. 1915), "Значение творчества Бетховена для нашей современности", с предисл.

А. Луначарского (1927), "Годы учения и музыкальной деятельности", "Книга о музыке для старших школьников" (1938) и др.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса