Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Максим богданович биография кратко. Максим Богданович. Почему Ярославль

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

на фото: Сергей Вакар, памятник Максиму Богдановчиу

Михаил Стрельцов в своей «Загадке Богдановича» писал: «Богданович, рядом с Купалой и Коласом, - то третье измерение, без которого невозможна перспектива. С Богдановичем нам стало далеко видно во все концы мира. (...) Если бы прожил он больше, кто знает, чем могли бы мы быть сегодня (...) Где сегодня были бы его взмыленные, вскинутые над родной страной кони? Его нет, но летит его "Погоня"».

К сожалению, Поэт прожил лишь 25 лет, но даже за это время успел на века оставить свой след в истории родной страны.

Толькi ў сэрцы трывожным пачую

За краiну радзiмую жах, -

Ўспомню Вострую Браму сьвятую

I ваякаў на грозных канях.

Ў белай пене праносяцца конi, -

Рвуцца, мкнуцца i цяжка хрыпяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

У бязьмерную даль вы ляцiце,

А за вамi, прад вамi - гады.

Вы за кiм у пагоню сьпяшiце?

Дзе шляхi вашы йдуць i куды?

Мо яны, Беларусь, панясьлiся

За тваiмi дзяцьмi уздагон,

Што забылi цябе, адраклiся,

Прадалi i аддалi ў палон?

Бiйце ў сэрцы iх - бiйце мячамi,

Не давайце чужынцамi быць!

Хай пачуюць, як сэрца начамi

Аб радзiмай старонцы балiць...

Мацi родная, Мацi-Краiна!

Не усьцiшыцца гэтакi боль...

Ты прабач, ты прыймi свайго сына,

За Цябе яму ўмерцi дазволь!

Ўсё лятуць i лятуць тыя конi,

Срэбнай збруяй далёка грымяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

Не разьбiць, не спынiць, не стрымаць.

По случаю 125-летия со дня рождения Поэта 9 декабря в Минске пройдет ряд мероприятий. В частности, в крипте Храма-памятника Всех Святых в белорусской столице состоится церемония "Возвращение" - будет заложена капсула с землей с могилы поэта в Ялте.

Церемония начнется в 11.30 и продлится до 13.00. В Белом зале храма будут звучать стихи Богдановича.

Около памятника Максиму Богдановичу в столице пройдет литературная акция "Растем вместе с Максимом". Стихи поэта прозвучат в исполнении чтецов разного возраста, что "символизирует преемственность поколений и актуальность его поэзии". Начало - в 14.00.

В реконструированном Литературном музее Максима Богдановича состоится торжественное открытие новой экспозиции, начало в 16.00. А в 17.30 возле памятника состоится митинг "Поклонись Максиму".

В связи со 125-летием со дня рождения Поэта радио "Свабода " собрало малоизвестные факты из жизни Максима Богдановича.

1) Мать расстраивалась, когда Максим и его братья говорили по-белорусски

В письме к мужу Адама Богдановича (29-го мая 1895 Г.) Мария Богданович писала о своих детях: «... Вот только плохо, что стали говорить по-белорусски и иногда такое словечко влупят, что хоть под землю провались».

2) Младенцем засыпал только тогда, когда с ним танцевали

Как вспоминал отец («Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича», 1923): «... он иначе не засыпал, как под колыхание на руках, а вскоре стал требовать, чтобы с ним танцевали (...), и бедная мать (как и отец) просто выбивалась из сил от этой его ранней склонности к ритму. Довольно долго продолжались эти скачки с частушками».

3) Его едва не покалечила родная тетка

Адам Богданович рассказывал: «В два месяца он почувствовал сильную боль. Мать, искупав его, хотела посыпать, где надо, детской присыпкой. - Посвети, - сказала она сестре. Та подошла с лампой. Цилиндрическое стекло треснуло (...), раскаленный цилиндр падает прямо Максиму на животик. Ужасный крик ребенка. Мать остолбенела от ужаса. Я бросился на крик, схватил стекло с тельца, которое извивалось от боли. Появился нарыв величиной с ладонь».

4) Любимая игрушка в детстве - Ванька-встанька

Максим Богданович писал: «Помню, в детстве он очень развлекал меня. Сколько раз я опрокидывал его с одной стороны на другую, клал на спину и, отнимая руку, весело выкрикивал: - Ванька! Встань-ка!

(...) Помню и то, как (...), охваченный желанием понять, в чем тут дело, не выдержал и в конце концов разобрал «Ваньку-встаньку».

5) В детстве чуть не откусил себе язык

По воспоминаниям отца: «... в 1897 г. с Максимом случилось маленькая катастрофа: он откусил себе зубами кончик языка. Бегал (...), поскользнулся и упал, ударившись бородой о пол, кончик языка повис. Полный рот крови. (...) Хирург стал пришивать (...) Ни звука, ни стона. (...) Через неделю (...) кончик прирос, а нить Максим съел».

6) С охотой бросался в споры

Максим Богданович спорил с родными, друзьями, учителями (особенно с одним батюшкой, которому сказал, что Бога нет). По воспоминаниям отца: «В патетических местах, чтобы подчеркнуть свою мысль, он [Максим Богданович] бьет кулаком по столу, а если нет аргументов, оба кулака прижимает к груди или плечам, будто оттуда хочет выжать больше силы. Жесты пламенные, неуклюжие, (...) слова недостаточно выражают то, что за ними скрывается. Каждый аргумент он высказывал в коротеньких, отрывочных словах, сопровождал вопросительно: «Да?» И, не дождавшись вашего согласия, вываливает новые аргументы, неизменно сопровождая их теми же: «Да?», «Да?».

7) Был непослушным учеником

В воспоминаниях отца: «Максим редко внимательно слушал преподавателей (...). По натуре живой, подвижный, он так же вел себя и в классе: двигался, разговаривал с соседями, шутил, смеялся (...), играл в шашки (...), опаздывал или уходил с уроков (...), бегал по классу. (...) Спасский [преподаватель], истерически крикнул: - Богданович, идите вон!

Максим заявил протест против такого некорректного отношения и отказался подчиниться».

8) Заводил романы по переписке, а потомчувствовал себя виноватым, когда видел девушку наяву

По воспоминаниям Зоськи Верас, Богданович ей говорил: «Имею только одно неприятное переживание, которое отбирает мой покой. Может, вы слышали, что я уже долгое время переписывался с одним лицом из Минска (назовем ее N). Завязалась дружба, искренность. Вот, приехав и познакомившись лично, вся моя дружбе к ней развеялась. Не могу ей ответить тем самым, не могу... и это так мучит!»

9) В юности был анархистом и подозревался в терроризме

В воспоминаниях отца: «... старший сын Вадим (...) стал одним из организаторов (...) гимназического кружка эсеров, а младший Максим, чтобы показать, что и он не хуже, (...) уже в четвертом классе создает кружок анархистов. (...) Он не только забросил учебу, но и свою любимую белорусистику».

Его друг Дмитрий Крылов взорвал в гимназии лестницу. Адам Богданович вспоминает: «Он [Максим] стремился убрать из квартиры все, что могло компрометировать его товарища, поэтому с класса убежал к нему на квартиру сразу после взрыва. (...) На допросе вел себя (...) смело и нагло, спорил, свое участие в подготовке взрыва отрицал (...) ».

10) Редактор «Нашей нивы» Александр Власов отказывался печатать его первые стихи

По воспоминаниям Ластовского: «В начале мая месяца (...) Максим Богданович (...) прислал в "Нашу ниву" маленькую тетрадку (...) произведений (...). Покойный Ядвигин [Ядвигин Ш.] окрестил эту тетрадку "декаденщиной". (...) Тетрадь вернулась с пересмотра (...), перечеркнутая синим карандашом с надписью рукой А. Власова "В архив". (...) Через несколько недель (...) Максим Богданович прислал (...) новые стихи (...), но стихи были снова "декадентскими" и ради этого попали в ту же папку (...) "В архив". Там они пролежали до конца августа, когда их вытащил на свет С. Полуян, который, прочитав стихи, с чрезвычайным увлечением стал защищать их...».

11) Огорчался, что Россия мало интересуется Украиной

В газете «Голос» (1916, №12) писал: «Ход событий показал, что украинский вопрос имеет очень заметное место среди проблем международной политики (...). Приходится признать, что слабый интерес, который уделяет российское общество украинскому вопросу, вряд ли нормален».

12) Выражал надежду, что российская интеллигенция поддержит белорусов в их стремлении к самостоятельности

В статье «Белорусы» (журнал «Национальные проблемы», 1915, № 2) отмечал: «Думается, что российская интеллигенция может встретить эти надежды и стремления с абсолютным сочувствием. (...) Она может предложить свою руку белорусской интеллигенции. Они не чужие друг другу. Ведь последняя делает именно то, что составляет смысл существования всякой интеллигенции: она развивает народную культуру. Эта культура в крае была национальной белорусского культурой. Отсюда возникло белорусское национальное движение».

БОГДАНОВИЧ Максим Адамович (27.11.1891, Минск — 12.5.1917, Ялта, похоронен на Ауткинском кладбище) — белорусский и русский поэт, переводчик, литературный критик.

Раннее детство прошло в Гродно, в разносторонне одаренном семейном кругу. Прабабушка и бабушка были талантливыми сказительницами, отец Адам Егорович — ученым-этнографом, мать — Александра Павловна, урождённая Волжина, человеком яркого литературного и музыкального дарования. Она умерла, когда Максиму было 5 лет.

Свыше 8 лет из своей недолгой жизни прожил Богданович в Ярославле(сюда перевели по службе отца). В 1911 Богданович окончил гимназию и летом съездил в Белоруссию, в Вильно, центр тогдашнего« белорусского возрождения». 1911−1916 — годы учебы в Демидовском юридическом лицее . Но юриспруденция не увлекала Богдановича. Это было время углубленного самообразования, изучения белорусского языка и литературы, годы активного литературного творчества. Дебютировал стихотворением в прозе« Музыкант»(1907). В 1913 выходит единственный прижизненный сборник стихотворений — «Венок».

Осенью 1916, окончив лицей, осуществляет мечту вернуться на родину и уезжает в Минск, где поступает на службу в губернскую продовольственную комиссию. Наследственная болезнь, туберкулез, заставляет его в феврале 1917 поехать в Ялту. Там он умер на 26 году жизни.

Главная страсть короткой жизни Богдановича — любовь к далекой родине, к истории и культуре белорусского народа. Он посвятил себя формированию национально-культурного самосознания этнической общности, волей судеб оказавшейся на периферии европейского культурного процесса. Выдвинутые им культурные задачи сохранили актуальность.

Как поэт Богданович испытал влияние двух культур — русской и белорусской. «Максим Богданович, чьим родным языком был русский, стал зачинателем и остается ведущим мастером белорусской поэзии, одарив ее своим русским языковым и литературным опытом»(Р. Якобсон). В стремлении к социальному и национальному освобождению белорусского народа Богданович был близок к таким поэтам, как Янка Купала, Якуб Колас и др. Болью за бесправное положение народа проникнуты его стихи« Межи», «Край мой родимый! Как проклятый Богом…» Но, не теряя интереса к социальной и гражданской теме, Богданович сумел сказать и о ценностях, которые, по его мнению, составляют основу бытия, об истоках вымечтанной им душевной жизни народа. Цикл« В заколдованном царстве» из сборника« Венок» был построен на мотивах и образах древней языческой мифологии, являлся попыткой разгадать« древнейший» лик родного народа. Герои цикла« Старая Беларусь» раскрывают разные грани национального самосознания. Стихотворения« Переписчик», «Летописец», «Книга» говорят о традициях белорусской культуры. В некоторых своих стихах Богданович обретает« вселенское видение».

Богданович — поэт высокой культуры стиха, в его лирике гармонически слиты чувства и мысли, пластика и музыка. «Мое творчество, — писал он, — было направлено, главным образом, на расширение круга тем и форм белорусской поэзии». Богданович был и самобытным прозаиком(рассказы« Марина», «Весной», «Мадонна», «Сон-трава», «Безумец»), мастером поэтического перевода(переводил на белорусский язык Пушкина, Шевченко, Франко, Гейне, Верлена), литературным критиком, ученым-исследователем(исследовал и рецензировал литературу многих славянских народов, музыкальные и живописные произведения).

В Ярославле общался с людьми, изучавшими историю Ярославского края, считавшими« родиноведение» задачей государственной важности. Среди его окружения — П.А. Критский , Н. Г. Огурцов, сотрудники «Голоса» , Н. К. Мочульский и А.Д. Титов , оставившие воспоминания о поэте, Д. А. Золотарев, Д. Д. Дебольский. Печатался в «Голосе» , в «Русском экскурсанте», где был объявлен в числе постоянных сотрудников. В издательстве К. Ф. Некрасова в серии« Библиотека войны» были изданы его брошюры о галичанах, угро-руссах.

В настоящее время Богданович считается классиком белорусской поэзии. В Минске и Ярославле открыты музеи поэта, установлены памятники. Столетний юбилей со дня рождения был внесен по решению ЮНЕСКО в календарь знаменательных дат человечества.

2016-08-29

Родился известный поэт в 1891 году (9 декабря) в городе Минске. Его семья была педагогами: отец – преподавал в училище, мать, когда Максиму исполнилось 5 лет умерла. Тогда они проживали на Александровской улице (сейчас эта улица носит имя поэта). Небольшой отрезок времени детства Богдановича прошел в Гродно – именно туда через 8 месяцев после рождения Максима переехала вся семья.

В 1907 году вышло первое произведение поэта на белорусском языке под названием «Муз"ыка». Вскоре он был напечатан в газете «Наша нива».

После окончания гимназии в 1911 году Максим приезжает в Вильно, где знакомится будущими поэтами (В.Ластовским, братьями Луцкевичами и иными деятелями).

После посещения музея древних раритетов Максим создает стихотворение «Слуцкие ткачихи», куда вкладывает все свои впечатления от увиденного в музее.

При поддержке княгини Радзивилл (1914 год) в типографии издается сборник произведений Богдановича под названием «Венок» (тираж 2000 экз.). В благодарность Магдалене Радзивилл на титульном листе книги был поставлен знак лебедя, который являлся отсылкой к гербу Завишей, к которым и принадлежала Магдалена.

В 1916 году поэт возвратился в Минск. Несмотря на то, что он уже был тяжело болен в это время, он много работал, а свободное время отдавал общественной работе. Работал в молодежных кружках. В этот период Богданович создает произведения "Потерянный лебедь" и "Погоня". Последнее стало национальным гимном. У него было множество творческих планов, однако осуществить эти планы он уже не смог.

В феврале 1917 года во время обострения болезни Максим отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 25 мая в возрасте 25 лет поэт умер. Похоронен Максим Богданович в Ялте.

На стихи Богдановича накладывалась музыка. Многие из этих музыкальных произведений стали народными. Популярный белорусский ансамбль "Песняры" также исполнял песни на стихи М.Богдановича.

Произведения великого поэта были переведены на несколько десятков языков мира.

Его именем названы улицы Республики Беларусь и России. Его имя носят библиотеки и школы Беларуси.

О жизни поэта снято 4 фильма, ему посвящена опера «Максим» и оперетта «Зорка венера».

Максим Богданович оставил богатое творческое наследие после себя, вошедшее во многие учебники по белорусской литературе.

…. Хто мы такія?
Толькі падарожныя, — папутнікі сярод нябёс.
Нашто ж на зямлі
Сваркі і звадкі, боль і горыч,
Калі ўсе мы разам ляцім
Да зор?

Максім Багдановіч

Максим Богданович, один из самых любимых поэтов Беларуси, родился 9 декабря 1891 года. Он прожил всего лишь 25 лет. При жизни была издана единственная книга его стихов «Венок». Большую часть времени провел за пределами Беларуси, но, как никто другой, он дарил ей свою любовь, свои сердце и разум, свое творчество.

Первые 8 месяцев своей жизни Максим Богданович провел в Минске на Троицкой горе, в доме № 25 по улице Александровской (в 1991 году, в честь 100-летия со дня рождения белорусского классика, этой улице было дано его имя).

Отец Максима Богдановича, Адам Егорович Богданович (1862-1940), работал преподавателем 1-го городского училища. Человек многогранных знаний, известный этнограф, фольклорист, именно он создал в доме атмосферу высокой духовности и напряженной работы мысли. Его исследование «Пережитки древняго мIросозерцанIя у белоруссовъ» (Гродна, 1895) стало на долгие годы настольной книгой сына.


Маленький Максим с матерью Марией Афанасьевной

Однако отец Максима писал: «Чтобы покончить с вопросом о наследственности, скажу, что, по моему мнению, его (Максима) поэтический талант есть дар его матери, в ней самой дремавший в неразвитом состоянии».

Мать Максима — Мария Афанасьевна Мякота (1869-1896)- тоже была одаренным и талантливым человеком. Мальчику было только пять лет, когда её не стало (об этой удивительной женщине читайте мой следующий рассказ). После этой семейной трагедии Богдановичи покинули Беларусь, жили сначала в Нижнем Новгороде, а потом в Ярославле.

Пройдет время, но и там, на приволжских просторах, останется в глубине сознания эмоциональный образ той земли, где Максим родился, где осталось его детство, нежность материнской ласки, его мечты и надежды. Отсюда такая безукоризненная форма его стихов, которая так легко кладется на музыку.

В 1902 году Максим поступает в Нижегородскую мужскую гимназию. Заканчивает учебу в Ярославле в 1911 году, куда был переведен по службе его отец. Ещё обучаясь в гимназии, Максим Богданович заболел туберкулёзом и это очень повлияло на его становление как человека и творца. К тому же, уход из жизни от этой же болезни его матери и брата отчётливо показали ему насколько тонкая нить связывает больного туберкулёзом с жизнью. Часы могут остановиться в любой момент и поэтому нельзя тратить ни одной минуты. Богданович спешит жить.

Летом 1911 года, будучи взрослым человеком, по приглашению сотрудников редакции газеты «Наша ніва» Ивана и Антона Луцкевичей Максим Богданович посещает родину, где его уже знали как поэта. Еще в 1907 году газета «Наша ніва» напечатала его первое произведение – повесть «Музыка». Проведя несколько дней в Вильно, которая в начале прошлого века считалась центром белорусской культуры, он знакомится с коллекцией раритетов Великого княжества Литовского – белорусские иконы, резьба по дереву, рукописи. Максим впечатлен увиденным, особенно знаменитыми слуцкими поясами.


Братья Луцкевичи предложили ему после Вильно отдохнуть в фольварке Ракутёвщина, принадлежащему родному дяде Антона и Ивана Луцкевичей – Вацлаву Лычковскому (между Минском и Молодечно, станция «Уша»).

Родная земля стала для Максима источником особого творческого вдохновения. Этот период его жизни ряд исследователей творчества Богдановича сравнивают с пушкинским Болдино. Здесь родились его знаменитые два цикла стихов – «Старая Беларусь» и «Место», поэмы «У вёсцы» и «Вераніка».

Именно здесь, в Ракутёвщине, родился один из шедевров белорусской поэзии – стихотворение .

Поэтический талант юноши многогранен: он раскрывается в философской, любовной, пейзажной лирике. Стихи о природе занимают важное место в творчестве Максима. Мир природы, бесконечно разнообразный в своих формах, звуках и красках, любой порой года и в любое время дня и ночи волновал поэта.

Сборник стихов Максима Богдановича «Венок»

Плакала лета, зямлю пакідаючы;
Ціха ліліся слязінкі на поле.

В этих строчках мы чувствуем грустное прощание с чем-то очень дорогим и близким, когда сжимается сердце и хочется плакать, как «Плакала лета, зямлю пакідаючы».

«Ціха па мягкай траве сінявокая ноч прахадзіла» — читаем мы и реально ощущаем ночь и верим, что она действительно тихонько идет по земле.

Помимо своих стихов, Богданович переводил на белорусский язык Горация, Овидия, Гейне, Шиллера.

Особая страница его поэзии — любовная лирика. Юноша влюбляется в Анну Кукуеву.

Анна, – сестра друга Максима, красивая девушка с темными глазами и тонкими чертами лица, гимназистка, участница веселых студенческих вечеринок. Прекрасно играла на пианино, знала несколько иностранных языков. Светлое чувство любви к ней легло в основу поэмы Богдановича «Вероника», где поэт создает полный очарования образ своей возлюбленной.

Максим знал, что Анна будет поступать в Петербургскую консерваторию, и собирался сам поступить в Петербургский университет, чтобы быть рядом с любимой. Но мечтам не суждено было сбыться. Тетушка Анны, опекавшая девушку, узнав о том, что у Максима туберкулез легких, делает все, чтобы помешать их любви, и практически силой, заставляет племянницу выйти замуж за другого. В 1913 году Максим пишет свой знаменитый романс «Зорка Венера».

Разумом Максим понимал реальность такого финала. Разумом, но не душой.

Мне доўгае расстанне з Вамі
Чарней ад Вашых чорных кос
Чаму ж нядобры час прынёс
Мне доўгае расстанне з Вамі?

В 1916 году, окончив Ярославский Демидовский юридический лицей, Максим уезжает в Минск и устраивается на работу секретарем «Губернского продовольственного комитета». Минск был тогда прифронтовым городом: шла первая мировая война. Вместе с Ядвигиным Ш., Зоськой Верас, Всеволодом Фальским Максим Богданович помогал беженцам. По вечерам допоздна засиживался в городской публичной библиотеке имени Пушкина на улице Преображенской (ныне улица Интернациональная,31) — занимался составлением белорусского букваря и хрестоматии для начальных классов.

Жил Богданович в доме №14 на Мало-Георгиевской улице 9 (ныне улица Льва Толстого), где тогда же проживал и писатель Змитрок Бядуля. В 1986 году этот дом хотели снести: не вписывался в план застройки. Однако он был спасен - его демонтировали и перенесли на улицу Рабкоровскую. Сейчас здесь размещается филиал Государственного музея Максима Богдановича «Белорусская хатка».


История дома очень интересна. В начале Первой мировой войны тут находилась бесплатная столовая для беженцев. Позже, когда волна беженцев спала, правую часть дома стал снимать вместе с сестрами Змитрок Бядуля. Так как Максим был болен, то Бядуля поселил его в той части дома, где был отдельный вход. Его гостями были Аркадь Смолич, Ядвигин Ш., Владислав Голубок, Лявон Заяц. Именно здесь поэт написал шедевры белорусской патриотической лирики — поэму «Страцім – лебедзь», знаменитое стихотворение «Пагоня». В ставшем позднее знаменитым доме также жили Зоська Верас, Язеп Лесик, Александр Червяков.

Новый, 1917 год Максим встретил со своими минскими друзьями. Было много планов и надежд: в новом году решили издавать белорусский журнал. Но судьба распорядилась иначе. Давняя тяжелая болезнь постепенно отнимала силы. В конце февраля Максим простился с родным городом и уехал на лечение в Ялту. Больше он сюда не возвратился…

Отцу даже в голову не пришло волноваться за сына. Настолько спокойными были письма от него. «У отца и без меня забот много», — так ответил он хозяйке, решив, очевидно, что ничего не поможет…» (Из воспоминаний Адама Богдановича).

Он так и не отправил отцу свое последнее письмо: «Здравствуй, старый воробей. Молодому воробью плохо…».

Как не раз вспоминал Адам Богданович, у Максима была очень сильная духовная связь с матерью. Она умерла в 27 лет от той же болезни, и также как сын мужественно держалась до последней минуты, умудряясь что-то напевать своим тоненьким голосом в перерывах между приступами кашля.

25 мая 1917 года на 26-м году жизни Максима Богдановича не стало. Он похоронен в Ялте на старом ялтинском кладбище. На скромном деревянном кресте, с согласия отца, была сделана надпись: «Студент М.Богданович». Только единицы из современников понимали тогда, что на небосклоне белорусской поэзии загорелась очень яркая звездочка.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса