Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Леонардо да винчи в гроте. Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах

Янина БЕЛОШАПКИНА

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

1483–1486. Лувр, Париж

К артина была написана на переломном этапе деятельности Леонардо, когда он только что перебрался в Милан. Для нас она важна прежде всего тем, что это первое абсолютно достоверно его произведение и к тому же полностью законченное. Ученые рассматривают «Мадонну в скалах» как связующее звено Раннего и Высокого Возрождения.

Заказчики хотели, чтобы Леонардо написал композицию с большим количеством фигур, но он предпочел ограничиться четырьмя. В мягком полусумраке пещеры с небольшими просветами на далекий, окутанный дымкой пейзаж разворачивается загадочное действо, наполненное сложной жестикуляцией. Леонардо снова использует пирамидальную композицию, так удачно найденную в «Поклонении волхвов». Центром картины, без сомнения, является Мадонна – одну руку она простирает над своим Сыном, как бы стараясь благословить и уберечь его, а второй обнимает маленького Иоанна Крестителя, преклонившего колено перед Христом. Нежный пленительный ангел смотрит с картины на зрителя, указывая пальцем на Иоанна. Благословение, защита, поклонение – такой разнообразной игры рук итальянское искусство еще не знало!

В этой небольшой картине Леонардо удается объединить мир мистический и реальный. Базальтовые глыбы, растущие среди них фиалки, ирисы, анемоны выписаны настолько подробно, как будто бы их зарисовывал самый дотошный геолог и ботаник. Однако многие исследователи замечают, что эта самая обычная пещера напоминает материнскую утробу, символизируя, таким образом, начало новой жизни. Мальчик же Иоанн, которого Мадонна так бережно укрывает полой своего плаща, олицетворяет все человечество.

Все фигуры представляются неразрывно слитыми в пространстве при помощи светотени, знаменитого сфумато. В своих более поздних записях Леонардо замечал: «Моделировка есть душа живописи», и «Мадонна в скалах» блестящим образом демонстрирует этот постулат. Мало того, отныне светотень создает не только форму, но и окружающее пространство. Контуры растворяются в неуловимом мягком сфумато, превращающем реальный мир в мистический. Солнечная живопись Кватроченто сменилась сумерками, наполненными игрой рефлексов.

(Мадонна с младенцем, св. Иоанном и ангелом)
1508. Национальная галерея, Лондон

«Мадонна в скалах» интересна еще и тем, что существует в двух вариантах, хранящихся теперь в Лувре и Лондонской национальной галерее. Долгое время ученые пытались решить, какой из них оригинал, а какой – копия. Луврская картина выглядит более архаичной по манере написания, но в то же время более одухотворенной и глубокой. В лондонском варианте персонажи выглядят старше, рисунок мягче, а колорит менее пестрый, все это несомненные признаки сформировавшегося классического стиля. Однако нельзя не обратить внимание на некоторую вялость форм и отсутствие того духовного единства, которое так поражает в луврской картине. На основании этих наблюдений был сделан вывод, что оба произведения, бесспорно, принадлежат кисти Леонардо, но «Мадонна» из Лувра была написана в самом начале пребывания художника в Милане, тогда как лондонский вариант появился во время его второго приезда. Первую картину выкупил Франциск I, и недовольные заказчики обратились к Леонардо с требованием написать для них новую. Художнику пришлось согласиться, но большую часть работы он все же передоверил своим ученикам.

"Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою - Сына, как будто желая соединить обоих - человека и Бога - в одной любви. Иоанн, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. По тому, как Спаситель-младенец, голый на голой земле, сидит, подогнув одну пухлую с ямочками ножку под другую, опираясь на толстую ручку, с растопыренными пальчиками, видно, что он еще не умеет ходить - только ползает. Но в лице Его - уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Эти скалы, как будто изглоданные, источенные соленой волной, напоминают высохшее дно океана. И в пещере - глубокая тень, как под водой. Глаз едва различает подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется, слышно, как медленные капли сырости падают сверху, с нависшего свода черных слоистых скал доломита, прососавшись между корнями ползучих трав, хвощей и плаунов. Только лицо Мадонны, полудетское, полудевичье, светится во мраке, как тонкий алебастр с огнем внутри. Царица Небесная является людям впервые в сокровенном сумраке, в подземной пещере, быть может, убежище древнего Пана и нимф, у самого сердца природы, как тайна всех тайн, - Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.
Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, - все, что ученый исследовал с "упрямою суровостью", пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, - художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего. С равною любовью и знанием изобразил и тонкие жилки в лепестках ириса, и ямочку в пухлом лобике младенца, и тысячелетнюю морщину в доломитовом утесе, и трепет глубокой воды в подземном источнике, и свет глубокой печали в улыбке ангела. Он знал все и все любил, потому что великая любовь есть дочь великого познания".

Дмитрий Мережковский "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи"

Масло/Доска (1506)

Описание

Самое поразительное в картине - это просвет в скалах в левом верхнем углу. Там видится целая аллея гигантских зубчатых утёсов, а в напряжённых тональных контрастах заключён световой эпицентр полотна. Свет, распространяющийся из грота, - не просто физический свет, - он придаёт образу картины космический масштаб, одухотворяет, возвеличивает героев. Отблески небесного сияния ложатся на лики и фигуры людей. Их окружает та...

Эстетический замысел большого алтарного образа Леонардо "Мадонна в скалах" вмещает в себе и платоновское определение красоты как "сияния божественного света", и ренессансное представление о прекрасном как "сияния божественного лика".

Самое поразительное в картине - это просвет в скалах в левом верхнем углу. Там видится целая аллея гигантских зубчатых утёсов, а в напряжённых тональных контрастах заключён световой эпицентр полотна. Свет, распространяющийся из грота, - не просто физический свет, - он придаёт образу картины космический масштаб, одухотворяет, возвеличивает героев. Отблески небесного сияния ложатся на лики и фигуры людей. Их окружает та же мягкая светящаяся живописная материя, что льётся из Беспредельности.

Смысл картины не только в показе сцены материнства. Он глубже - в понимании предрешённой жертвенности божественного младенца. Эта неотвратимость искупительного подвига как бы изначально заложена в выражении жестов и лиц, где через внешнее спокойствие и улыбку проглядывает скрытая печаль, раздумья о будущем. И если настоящий миг сконцентрирован где-то в центре их группы, тобудущее, как второй светящийся эпицентр, - где-то там, вдали.

Считается, что Леонардо впервые в эпоху Возрождения в "Мадонне в скалах" решил задачу слияния человеческих фигур с пейзажем.

12 октября 2016, 21:52

Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носит два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет.

На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил. Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария.

Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, - это Иоанн Креститель.

Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. С другой стороны от нее - младенец Иисус. Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша.

Над его головой простерла руку Дева Мария и поднял руку с вытянутым вперед пальцем сидящий позади него архангел Уриил.

Поскольку Леонардо сам точно не указал, кто есть кто из двоих младенцев, довольно трудно с абсолютной точностью установить, кто из них Иисус, а кто - Иоанн Креститель. Тем не менее принято считать, что младенец благословляющий - это Иисус, тогда как второй, несомненно, Иоанн. В пользу этого говорит и второй вариант картины, на котором сидящий справа от Девы Марии младенец держит длинный крест из тростника, с каким обычно изображают Иоанна Крестителя.

При объективном взгляде на картину представляется более вероятным, что молящийся младенец - Иисус, а не Иоанн Креститель, поскольку он сидит ближе к Деве Марии и находится под ее материнской защитой. Тогда вполне естественно, что второй ребенок - Иоанн Креститель, поскольку его опекает архангел Уриил. Неудивительно, что эта гипотеза приходится далеко не всем по вкусу, ибо, согласно ей, Иоанн Креститель играет в картине Леонардо более важную роль, чем Иисус. Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Это значит, что он был намного крупней.

Например, поведение двух младенцев вполне может отражать традицию тамплиеров, которые относились к Иоанну Крестителю с большим почтением, нежели к Иисусу. Достаточно любопытным представляется и жест Уриила, так же как и положение левой руки Девы Марии.

Кстати о руках: смотря на картину, трудно отрицать, что ее рука действительно угрожающе зависла над головой Иисуса. Кажется, что рука Уриеля защищает голову Иисуса от когтей Марии. И Уриель, прикрывая голову Иисуса, своим перстом указывает на шею Иоанна Крестителя, показывая, что ему отрубят голову.

Леонардо да Винчи хотел намекнуть, что младенец, находящийся ниже, - Иоанн Креститель, который, как пишется в Библии, был позднее обезглавлен.

Обратите внимание – Иисус сидит ниже Крестителя, и благословляет его снизу вверх. Обычно, тот кто благословляет, должен стоять во весь рост, а благословляемый стоит перед ним на коленях, склонив голову. Благословение должно идти сверху вниз, потому что так принято. Тут все наоборот.

Судя по всему, монашеское братство, заказавшее картину, указало художнику на недостаточно ясно выраженный христианский характер творения Леонардо. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре. Второй вариант картины сейчас хранится в лондонской Национальной галерее. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее, и им подрисованы нимбы.

Архангел Уриил не указывает пальцем на младенца справа от Девы Марии, который на этот раз держит крест Иоанна Крестителя. Возникает ощущение, что художник намеренно убрал все следы символизма, дабы избежать нареканий со стороны заказчиков.

Возможно, их недовольство вызвала когтистая лапа, которую Леонардо зачем-то изобразил в правом нижнем углу "первого варианта". Да и непропорционально большие ноги младенца Иисуса вызывают удивление. Сам Леонардо не считал нужным объяснять, какой смысл он хотел привнести в картину.

И в заключенье – эту картину, как и многие другие, у Леонардо заказывала церковь. И поскольку они хорошо платили, он конечно не мог нарисовать Иисусу рога и копыта. Поэтому он работал на грани фола.

«Сколь ни покажется странным, но на картине художника вопреки привычным канонам именно младенец Иоанн благословлял Иисуса... а Иисус полностью ему подчинялся! Мало того, Мария держала одну руку высоко поднятой над головой младенца Иоанна, и жест этот выглядел угрожающим. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. И наконец, там присутствовал еще один пугающий образ: находившийся прямо под хищно согнутыми пальцами Марии Уриель словно намеревался ребром ладони отсечь эту невидимую голову, попавшую в когти Девы Марии (Дэн Браун, Код Да Винчи)»

Вот так истолковал картину господин Браун. И поскольку эта тема вызывает очень большой интерес, я решил высказать свое мнение. К сожалению, должен вас сразу огорчить – на самом деле все совсем не так, как сказал Браун, и сейчас я вам все объясню. Дело в том, что Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Это значит, что он был намного крупней.

А раз так, то персонажи сразу меняются именами – на самом деле, все-таки Иисус благословляет Иоанна, и Мария занесла когти над головой своего сына. Дэн Браун просто перепутал младенцев, но это не все. Ошибившись в одном, он упустил многое другое, очень интересное. Обратите внимание – Иисус сидит ниже Крестителя, и благословляет его снизу вверх. Обычно, тот кто благословляет, должен стоять во весь рост, а благословляемый стоит перед ним на коленях, склонив голову. Благословение должно идти сверху вниз, потому что так принято. Тут все наоборот.

А теперь посмотрите на Иоанна. Обратите внимание, что преклонив колено, он пытается поклонится Иисусу, но у него это не получается. На картине ясно видно, что если он нормально поклонится, то он просто свалится вниз. Это все равно, что если кто-нибудь разложит на полу иконы, а сам залезет на шкаф, и начнет оттуда сверху им поклоняться. Любому ясно, что стоя на шкафу, нормально кланяться вниз не получится – иначе свалишься. Так и Иоанн на картине не может поклониться Иисусу. И все это по одной простой причине – предмет поклонения должен быть выше. Тут опять все не так.

Теперь о когтях Марии. Смотря на картину, трудно отрицать, что ее рука действительно угрожающе зависла над головой Иисуса, и Браун правильно заметил этот момент. Но вот с Уриелем, который по его словам нацелился на шею Иисуса, он снова ошибся. Ясно видно, что рука Уриеля защищает голову Иисуса от когтей Марии. Впрочем, одна голова на плечах Уриелю действительно не нравится. Только это голова не Иисуса, а Иоанна. И Уриель, прикрывая голову Иисуса, своим перстом указывает на шею Иоанна Крестителя, показывая, что ему отрубят голову.

Теперь посмотрите на Марию. Ее лицо – это полное блаженство. Но ее выдают руки. Да, да, именно руки, а не рука. Заметьте, что в хищно изогнутых пальцах правой руки, просматривается явное желание вцепиться в тело Иоанна Крестителя. Тем более что на его защиту архангела не прислали. Еще нужно отметить, что Иисус благословляет Иоанна двумя или тремя пальцами, сложенными в виде крючьев или рогов. Так же примечательно, что место для благословения они выбрали под землей, во мраке.

И в заключенье – эту картину, как и многие другие, у Леонардо заказывала церковь. И поскольку они хорошо платили, он конечно не мог нарисовать Иисусу рога и копыта. Поэтому он работал на грани фола. И не только тут, но и в других своих шедеврах. Знаменитую Тайную Вечерю каждые сто лет покрывали новой краской. Но сейчас добрались до первого слоя, и там действительно нашли женщину. Очень популярна версия, что сам Леонардо перерисовал ее на мужчину, по требованию заказчика,. Но задумка у него была совсем другая.

К сожалению, есть такие люди, которые и деньги возьмут и троянов заложат. Впрочем, обмануть церковь с «Мадонной в Гроте» Да Винчи не удалось. Попы забраковали картину, и ему пришлось нарисовать им новую – «Мадонна в Скалах». Что же до ошибок Брауна – а что если Да Винчи сумел его обмануть? Ведь все проблемы Брауна начались потому, что он перепутал Иисуса с Иоанном. И я думаю – а что если Браун даже представить себе не мог, что у Леонардо, Иоанн будет сидеть выше Иисуса? Может, он просто определил младенцев по почетности их мест? А когда имеешь дело в Леонардо, то ошибиться очень легко. Вот собственно и все.

Две картины рядом:
http://img.photographer.ru/pictures/315/315574.jpg

Рецензии

Обратите внимание руки Марии они не её, а сзади стоящего в мантии-это видно чётко; руки мужские и властные, ещё у неё кожа одного цвета а руки другого цвета. Мантия соединяется с Марией и сквозь её накидку он пытается остановить процесс происходящего, и в правом углу стоит светлый человек с бородой. Обратите внимание на глаз выше головы Марии за человеком в мантии.Над головой Иоанна под мантией Марии видно голову змея смотрящего прямо, его язык видно на волосах Иоанна. Змей и Уриель смотрят в одно и тоже место. Мантия сзади стоящего человека соединена с Марией и потом переходит в бежевый цвет на Марии, и там проходит рука которая как когти орла. Левая рука, якобы Марии, посмотрите она длинная - примерно ниже колена если она встанет.Верх картины как земной шар. Сверху видно каменные пальцы, там где ногти растут - растения, я так думаю, что обвиси под листьями - это безобразное продолжение ногтей, ногти этой руки закрывали проход, проход только был сбоку,там где стоит человек с бородой, но проход разбили, и видно как кто-то выходит из пещеры в очереди и все в мантиях, за этим проходом всё красиво, цветы,свет,и глаз. Мария, по-моему, не в сознании: её одурманил змей, который под правой рукой. Мне кажется,что это проход в мир, который пробило зло, и Иисус благословляет не Иоанна, а будущего воина который будет бороться со злом, которое наступило в мире.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса