Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лён в русской традиции. Лён. История возделывания

Лён имеет очень богатую и древнюю историю, а льняная ткань считается самой старинной! Ни для кого не секрет, что льняные изделия – самые полезные для здоровья и одновременно самые ноские. В России лён испокон веков был одной из самых любимых культур. В отношении климата он неприхотлив и нуждается только в длинном световом дне, а это наши широты ему вполне обеспечивают.

Еще во времена возникновения Руси лён возделывали в районе Пскова, а позднее – в Новгородской, Суздальской, Вологодской и окрестных землях. Но уже в середине прошлого века его разводили в стране почти повсеместно, а льняной экспорт прочно занимал первое место в перечне вывозимых товаров. И это при том, что половина выращиваемого льна оседала в деревне: крестьяне веками изготовляли из него домотканую одежду.
На Руси лён заслужил к себе благоговейное отношение и считался материалом чистым, целебным и таинственным.
Сохранились и народные приметы, связанные со льном: если льняное зернышко положить в ботинок – обувь будет носиться намного дольше, а если несколько льняных семечек зашить в одежду, они защитят от порчи и сглаза.

На Руси лён стелили новобрачным, в льняное полотно принимали новорожденных и льняными повязками перевязывали раны воинов для скорейшего выздоровления.

Посеву льна даже был посвящен праздник «Семь дев», в народе говори
ли «сеют лен у семи Алён».
В народе говорили:

Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.
Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
Длинные капельки – долгий лён.

Кукушка закуковала – пора сеять лен.
Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печорскими монахами. Лечцы – так славяне называли своих лекарей – активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь – месяц дождей и грязи), но чаще ласково – льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

Года идут, времена и нравы меняются, но уникальные и полезные свойства льна остаются неизменными.
Нам нравится сохранять и развивать льняную культуру в наши дни и использовать все уникальные свойства этого благородного материала.

Краткая история льна

Первым известным текстильным изделием считаются найденные археологами в сентябре 2009 года в горной пещере на территории Грузии фрагменты льняной пряжи и волокон, часть которых была окрашена. Возраст находки 36 000 лет до н. э.

В Древнем Египте, в эпоху фараонов (3 000 лет до Н. Э) лен играл ключевую экономическую роль. Из него делали разнообразные текстильные изделия, в том числе виссон - тончайшую, почти прозрачную, но при этом прочную белую льняную ткань для одежды, которая обеспечивала комфорт в жару и была приятна в носке.

Льняное полотно массово применялось для обертывания тела при погребении и « сопровождении» души умершего в вечность.

Следующий триумф льна - Финикийцы (12-й-8-й век до н. э.) - великие мореплаватели и первые экспортеры льняных тканей и белья. Они покупали лен в Египте и везли его в Грецию, Рим, Бретань, Англию, Ирландию и Испанию. Каналы, прорытые вдоль Нила к Красному морю около 1700 года до н. э., позволили наладить новый транспортный путь виссона: кораблями из Тира - в Индию, а затем в Китай.

Юлий Цезарь, победив и покорив галлов (50 год до Н. Э.), был поражен высококачественными льняными тканями, производимыми во Фландрии (историческая область на территории современной Бельгии и Франции) Население этой страны называло себя «Бел"ch», что на кельтском языке означало «белье». И жрецов - друидов, носивших белое льняное белье, тоже называли «Белек». В связи с чем, Юлий Цезарь жителей Фландрии стал именовать «Белги».

Карл Великий в 789 г. (8-й век н. э.) дал импульс для производства постельного белья, издав специальный декрет. В его Capitulaires (первая книга законов, которые сгруппированы по главам) указывается, что каждая семья во Франции должны иметь оборудование, необходимое для изготовления льняных тканей.

Вильгельм Завоеватель (1027-1087), герцог Нормандии, в 1066 году (11 век н.э.) претендовал на английскую корону. Его жена, Королева Матильда, вышивает эпический рассказ об этом событии на знаменитом гобелене из Байе: 70-метровое полотно, благодаря которому можно судить о том, какой была жизнь в то время.

В начале 13 века н.э. ткачиха по имени Батист, из деревни недалеко от Камбре (Франция), совершенствует технику ткачества льняной ткани. Ткань имеет успех и начинает экспортироваться во Фландрию, Голландии, Италии, Испании и Англии. Льняная ткань батистового плетения, или батист стала « тканью королей » и использовалась для изготовления носовых платков, столового и нижнего белья...

Во времена Людовика ХIV уделяют особое внимание крою и отделке одежды. В это время в моду входит изысканно вышитая и кружевная отделка дневного или ночного нижнего белья, которая видна из под верхнего платья. К этому же времени относится появление слова «линге», или белье, означающее «тонкая льняная нательная рубашка».

К сожалению, 17 век н.э. отмечен печальным событием. Отмена Нантского Эдикта (1685 г.) привела к тому, что 6,000 протестантской ткачих и кружевниц были вынуждены покинуть Францию и уехать в Голландию, Швейцарию, Германию, Англию и Ирландию.

В 18 веке, во время правления Людовика XVI (1754-1793) появился кринолин. Он был необходим, чтобы поднимать юбки и придавать носительнице этого изделия полноту и дородность (эти черты свидетельствовали о здоровье и способности родить наследника). Кринолин делали из конского волоса и льна.

Лен, чтобы усилить прочность ткани, также добавляют при изготовлении бархата. Именно благодаря присутствию льняных нитей, сохранилось в хорошем состоянии до сегодняшнего дня так много одежды, мебели, столового и другого белья из бархата этого периода.

До сих пор одна из самых дорогих тканей - парча делается вручную. Но в 1806 году французский Ткач из Лиона - Жозеф-Мари Жаккард создал машину, которая позволяет автоматически поднять нити во время плетения и производить аналог парчи. Так с началом в 19 веке индустриальной революции появилась жаккардовая ткань.

Наполеон 1-й, чтобы стимулировать развитие французской льняной текстильной промышленности, предложил награду в один миллион франков золотом изобретателю прядильной машины для льна. Указ был опубликован в газете « Газета».

Спустя два месяца, Филипп де Жирар придумал решение, а 12 июня 1810 года подал заявку на патент. Он был настолько уверен, чтобы выиграет награду, что занял деньги и в 1811 году построил две текстильные фабрики в Париже. К сожалению, в результате падения империи и изменения режима, он стал банкротом и за долги попал в тюрьму.

В 20 веке 90% европейских льняных тканей предназначались для текстильного рынка (60% на одежду, 15% на постельное белье, 15% на мебель и дизайн интерьера).

В настоящее время (21 век), благодаря техническим возможностям, 10% льна применяется в ЭКО-строительстве (в виде ДСП, строительных блоков, звуко- и теплоизоляционных материалов) и при производстве композитных материалов, использующихся при изготовлении оконных рам (для сопротивления и изоляции), спортивного оборудования и инвентаря (горные велосипеды, шлемы, лыжи,скетборды, сноуборды, теннисные ракетки, которые поглощают вибрацию), легковых автомобилей (зеркала заднего вида и дверные крепления - для легкости и жесткости), канцтоваров, товаров медицинского назначения.


В древней Руси культивация и обработка льна, а также дальнейшее выработка льняных текстильных изделий позволяли достаточно бедному крестьянству обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными аксессуарами (скатерти, занавески, кружева), дополнительными приспособлениями (веревки, рыболовные снасти), и даже едой - льняное масло, выбиваемое изо льна при обработке, являлось основой многих деревенских блюд, особенно в период христианских постов.
Пряла вся женская половина русского народа, от мала и до велика. А вот выучиться ткать было делом непростым, поэтому тканье доверялось более опытным рукодельницам, постигшим это нелегкое ремесло.
Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных поставщиков народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала исполнителей скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы занимались тканьем.
Культивирование, выращивание льна, а затем его сбор, обработка, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.
Лен и льняные изделия. От древних времен до наших дней

Лен в диком состоянии растет в районе между Персидским заливом, Каспийским и Черным морями. В течение тысячелетий он культивировался народами Месопотамии, Ассирии и Египта. Остатки льняных тканей были найдены при многих раскопках поселений древних людей, причем наиболее старая из них, найденная в Чатал Хюиюк (Турция), датируется около 6500 года до н. э. Отсюда льноткачество распространилось в Европу и на Дальний Восток. Известна одна шумерская мифологическая поэма, в которой рассказывается, как было изготовлено покрывало для брачной постели богини Инанны.
Впервые замачивание льна описал знаменитый римский естествоиспытатель Плиний Старший в своем энциклопедическом сочинении «Естественная история». По его словам, «благодаря льну... Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии» и страна «извлекает из льна огромные прибыли».
Полотняные ткани в древние времена оценивались весьма высоко. Из них делали одежды для царей и жрецов у египтян и евреев, а также у греков, римлян и других народов Европы. О льне, как предмете египетского экспорта, упоминал греческий историк Геродот.
По исследованиям археолога Миджли, в Египте кроме льняного использовали и другие растительные волокна: из травы и тростника, пеньковые из индийской конопли. Он сообщил также о ткани додинастического периода из волокна китайской крапивы рами, однако другой известный ученый Лукас высказал сомнение в правильности этого утверждения, основываясь на том факте, что родиной рами является Китай и проникновение ее в Египет в столь ранний период маловероятно.
В Древней Греции лен импортировали, лишь с IV века производство льняных тканей приобретает широкие масштабы, особенно в Аттике, но тонкие льняные ткани продолжали поступать из Сирии и Египта.
Льноткачество в Римской империи широко распространилось во II - I веках до н. э. и в I веке стало преобладать, причем в Галлии делали парусные полотна, а в Испании - тонкие полотна. Однако импорт тонких роскошных тканей из Египта не прекращался. В начале IV века льноткачество в Римской империи было столь разнообразным, что в «Эдикте о твердых рыночных ценах и заработной плате» указаны цены на 12 сортов волокна и пряжи и 103 вида простых и узорных тканей.
Льняными тканями славилась Колхида, откуда их вывозили в разные страны Востока. Во времена императора Августа (I век) тонкие льняные изделия из Колхиды поступали в Рим.
Лучшие мореходы раннего средневековья - фризы и норманны - использовали полотняные паруса.
В средние века славились льняные ткани из Италии, Испании, Франции и Фландрии. С XVII века лидирующее положение в мировом полотняном производстве перешло к Англии. В Америке льноткачество началось лишь после появления там европейских колонистов, до этого лен, там не был известен. Однако широкого распространения ткачество не получило, выделывались только грубые полотна.
На Руси разведением льна, конопли и изготовлением из них различных изделий занимались с древнейших времен. Много упоминаний о полотняных тканях и ткачестве в славянских сказаниях и былинах.
Ткацкие станы стояли в каждой избе, и женщины работали на них в свободное от хозяйственных работ время. Из ровной льняной нити ткали прочную ровнину. Льняные холсты называли также новинами и кроснами. Из суровых холстов шили женские платья, мужские рубахи, делали подвертки в сапоги. Белье делали из новин, которые отбеливались на снеговых настах. Для нижнего платья использовали пестрядь, ткань из пеньковых нитей. Из тонких полотен шили женскую одежду и только жениху полагалась рубашка из тонкого льняного полотна. На диво прочной была одежда из ровнины и пестряди.
Человек годами носил такую одежду. Кроме домашнего женского «ручного ременства» было и монастырское ткачество, особенно в женских монастырях.
Изделия из льна и пеньки служили не только для домашнего обихода. Известно, что лен занимал важное место в торговле Новгорода и Пскова с другими русскими, а также с ганзейскими городами. В XII веке делались убрусы (узорные полотенца), скатерти, полотенца, сети, неводы. В начале XIII века упоминаются также палатки и шатры. В ХШ веке с русскими льняными тканями познакомились за границей, позднее лен, пенька и полотна из них были одними из основных предметов русского экспорта.
Вначале производством льна на продажу занимались в окрестностях Новгорода и в Пскове, позднее в районах Вологды, Смоленска и Ярославля. В Москве производство полотен было сосредоточено в слободах. Старейшая из них Кадашевская слобода впервые упоминается в 1504 году.
На Дворцовой полотняной мануфактуре ткачихи делились на две группы: для простых тканей (ткалии) и узорных тканей (бралии). Первые вырабатывали полотна двойные, тройные, нитяные, образчатые, тверские, парусные, убрусные и другие, вторые - «столбцы двойные и тройные», задейчатые и скатертные полотна, убрусы, убрусные полочки и утиральники. Среди бралий выделяли «деловиц», изготовлявших специальные узорные ткани (количество узоров доходило до двух десятков) .
Вывоз льна и пеньки увеличился в ХVI веке после открытия торговли с англичанами через Белое море. В Холмогорах англичане даже основали канатное заведение и льнопрядильню с русскими работниками. Однако в дальнейшем они были, вероятно, закрыты, так как об их работы в последующие годы ничего неизвестно.
В Москве широкое развитие льноткачество получает в XVII веке: из Твери переводится Хамовная слобода (от индийского слова «хоман» - тонкое белое полотно) и основывается Введенская (Семеновская) слобода.
Качество вырабатываемого полотна было высоким, особенно полотна, изготовленного в Кадашевской слободе.
По свидетельству современника (1674 год), для царского двора не покупали никакого иностранного полотна.
Создание Петром 1 военного флота вызвало большую потребность в парусных полотнах. Первым петровским льняным предприятием стал Казенный Хамовный двор. В 1696 году началась его постройка, а в 1700 году двор уже выпускал парусину для царского флота.
В 1706 году вышел указ о заведении Полотняного завода «для делания голландских полотен и скатертей и салфеток». Срочно в Амстердаме наняли шесть мастеров, которые приехали в конце года, привезя с собой ll полотняных и один «салфеточный» стан «со всякою потребою». Однако и через год качество полотна было плохим из-за некачественной отделки, так как в России вырабатывали только узкие полотна, не проходившие лощения. Завод был передан торговым людям, во главе которых в 1718 году встал обрусевший голландец Иван Тамес. 15 февраля 1719 года к Полотняному заводу было приписано село Кохма с 269 дворами (в восьми верстах от села Иванова), в котором Тамес выстроил полотняную фабрику, просуществовавшую около 10 лет и давшую толчок к большему распространению полотняного производства в окрестностях села Иванова.
Помимо государственной поддержки открывающимся мануфактурам делались попытки административными мерами заставить крестьян ткать более широкие полотна Так, в указе Петра 1 от 31 октября 1715 года говорилось, что «в Российском государстве от таких неугодных узких полотен не только прибытков, но и своих издержанных вещей не получают и от того во излишние скудости приходят». Согласно указу через год надлежало изготовлять только широкие полотна, а узкие «иметь на его царское величество, а будет кто о том на кого известит, тому отданы будут безденежно, и сверх того имать штрафу за всякий аршин по гривне и отдавать тому доносителю». Однако крестьяне упорно продолжали ткать узкие полотна и через три года указ был отменен. Императрица Елизавета опять пыталась ввести его в действие, но и на этот раз безрезультатно. Очевидно, здесь сыграли свою роль такие обстоятельства, как площадь, занимаемая ткацким станом в избе, малая эффективность использования широкого стана, отсутствие опыта в отделке широких полотен.
Первым русским печатным документом, посвященным производству волокнистых материалов, является именной указ о льняных и пеньковых промыслах, объявленный Сенатом 13 декабря 1715 года. В нем Сенат сообщил о решении Петра I «во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промыслы (например, как обыкновенно промышляют льном во Пскове и в Вязниках, а пенькою во Брянску и в других городах). Приказывая объявить об этом решении народу, Петр 1 подчеркнул, что оно принято «для всенародной пользы».
Льняные ткани по гигиеническим свойствам превосходят ткани из всех известных в настоящее время видов волокон. К сожалению, производство льняного волокна - дело довольно трудоемкое. К началу XIX века лен уступил свое место лидирующего текстильного сырья хлопку.

Льнопрядение и льноткачество в древней Руси

Крестьянская Россия много веков была одета в овчину и холст. Камка, рытый бархат, китайский шелк и аглицкое сукно мужику требовались редко либо совсем не требовались. Тем не менее мужику до самых поздних времен внушали, как неприлично он выглядит в овчинной шубе или в тулупе - в этих самых теплых, легких, долговечных, дешевых и удобных одеждах.
И вот, едва «общественное» мнение отучило народ от шубы, крестьяне почти совсем отреклись от собственной традиции и вся молодежь бросилась покупать холодные, не пропускающие ни воздуха, ни воды, зато яркие синтетические японские куртки, как раз в это-то время и взыграла в цене дубленая русская шуба. За дубленую овчину, которой, бывало, мужик закрывал в непогоду продрогшего мерина, нынче отдадут все, вплоть до того же японского транзистора.
Но оставим овчину - о ней свой разговор. Вернемся к холсту.
Если вся многомиллионная Русь ходила в холщовой одежде, то сколько же перепряла куделей поющая пушкинская девица? Впрочем, дело тут не только в количестве.
Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста - полотенца, платы, скатерти - тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.
Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта - изгреби, пачеси и собственно лен, - дергали, теребили и расшиньгивали («расшиньгать» - значит взбить, распушить). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. На одну куделю уходило полпятка хорошего волокна, изгребий - вдвое больше.
Катая смоченную с боков куделю, ее приводили в прядок, заправляли концы и подсушивали. Готовые кудели стояли рядком. Величина кудели зависела еще и от вкуса хозяйки и возраста пряхи.
Для девочки-подростка делали кудельки поменьше, для ребенка - совсем маленькие, игрушечные.
Прясть принято было только в свободное время. Не случайно о девичьих и женских достоинствах судили по пряже. Чтобы выйти из лентяек, необходимо было к концу филиппова поста напрясть не менее сорока пасм. За один вечер можно напрясть одно пасмо, то есть один простень (или кубышку). Но хорошая пряха пряла и по два. В скупых и слишком суровых семьях был обычай: ходили прясть (по-северному - престь) к соседям, вообще в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других. Так ведь нет худа без добра! Суровость обычая неожиданно оборачивалась другим концом: долгие супрядки сами собой превращались в беседы, веселые и скоротечные. Собравшись вместе, девицы пряли и пели, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки и пересмешничали. На эти беседы приходили и парни с балалайками, устраивались горюны, можно было и поплясать, и сыграть в какую-либо игру.
Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Пряхе требовалось достаточно много места на лавке. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Некоторые пряхи, прерывая пение, поминутно плевали для крепости на скручиваемую нить.
Плохой, с кострикой, лен трещал во время пряжи. Нить получалась толстой, и простень наматывался быстро, вызывая в пряхе самоиронию. Хороший же лен прялся с характерным шелестом. Пряха выпрядала его из кудели равномерно и могла в любую секунду переместить нитку на другой край ровной кудельной «бороды».
Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках сводили на нет утомление во время пряжи и суровую ее обязательность.
На праздниках или в промежутки между постами такие беседы превращались в игрища, но здесь уже девушки и наряжались лучше, и прялки свои оставляли дома.
На игрищах преобладали веселье, песни и пляски, тогда как на беседах труд и веселье тесно переплетались.
по материалам информационно-аналитического и энциклопедического портала

Если вам приходилось видеть поле во время цветения льна, скорее всего, вы не забыли это дивное зрелище. Лён обладает уникальными свойствами, что способствует человечеству обращаться к нему не одно тысячелетие. И сегодня, несмотря на грандиозное развитие химической промышленности по изготовлению различных искусственных волокон и синтетических материалов, выращивание льна и производство из него тканей и нитей не уменьшилось. Лён остаётся популярным, как и многие тысячи лет назад.



О льняных тканях можно прочитать уже в Библии, а образцы этих тканей, которые использовались людьми в VIII–III вв. до н. э., были обнаружены в древних раскопках в Швейцарии. Это подтверждают музеи, в которых хранятся древние находки. Даже о методах получение льна рассказывают нам старинные фрески, рисунки на греческих вазах. Его расстилали, сушили, затем мяли, трепали, чесали, после чего пряли. Под льняными парусами ходили суда, на льняных холстах дошли до нас шедевры живописи. Льняные ткани вытеснили даже одежды из звериных шкур.



Лён дарит людям масло, одежду, нити, из которых изготавливают тончайшую ткань, Брюссельские, Елецкие, Вологодские кружева, постельное бельё, скатерти, бельё. Все изделия из него отличаются прекрасными гигиеническими качествами, прочностью, долговечностью, устойчивостью против гниения.


Но всё же, считается, что по-настоящему серьёзно изготовлением льняных тканей занялись в древней Индии почти 9000 лет назад. Вот с тех пор лён и выращивается как прядильная культура. Затем это дело позаимствовали Ассирия, Вавилон, Египет и другие страны. Особенно по изготовлению льняных тканей прославился Египет, где получали тончайшие, почти прозрачные ткани, – через пять слоёв такой ткани просвечивало тело.


Качество льняной ткани определяется по длине нити, полученной из 1 кг пряжи. Например, если из 1 кг пряжи получено 10 км нити, то номер такой нити – 10. А теперь представьте, что египетские ткачи пряли нити с номером 240. Как же удавалось это египтянам? Ответ на этот вопрос простой – секрет изготовления таких нитей человечеством утерян. Такая ткань ценилась по цене золота. Следовательно, носили одежды из тончайшего льна только царственные особы и жрецы. А еще изо льна изготавливали бинты для пеленания набальзамированных тел умерших.


Из Египта лён перешёл в Грецию, о нём писал древнегреческий историк Геродот. Он донёс до нас сведения о том, что в дар Афине Родосской принесли ткань, нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Такую ткань, ценившуюся на вес золота, вырабатывали и в древней Колхиде, то есть там тоже знали об этом секрете. Историки предполагают, что поход аргонавтов в Колхиду за «золотым руном» был связан именно с целью разгадки секрета изготовления тончайшей льняной ткани. Секрет не дошёл до нас.


Льняные одежды полюбились и , а от римлян лён позаимствовали галлы и кельты, иначе говоря, вся Западная Европа. В Средневековье и в эпоху Возрождения льняные ткани были самые распространённые. Но постепенно древние секреты изготовления тонких тканей терялись, а лён в некоторых странах стали использовать на примитивном уровне. Так или иначе, лён использовали и в Средней Азии, и в Австралии, и в Восточной Европе.







Откуда пришла культура льна к нам на Русь? Историки предполагают – из . Во всяком случае, до образования Киевской Руси льноводством уже давно занимались славянские племена, в Прибалтике в языческие времена были боги-покровители льна. Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о том, как возделывали лён, а также о производстве льняных тканей и масла Печерскими монахами.


На Руси с особым уважением относились ко льну, его ценили за целебную силу, а чистая, белая льняная одежда была символом нравственной чистоты. В XIII веке торговля льном занимала видное место на Руси, центр товарного льноводства находился в Пскове, Новгороде и в Суздале. Русские князья собирали льном подати.


Обработка льна – процесс трудоёмкий, и поэтому, не имея механизации, многие страны сворачивали это трудное дело. Химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар разрешили эту задачу – механический способ обработки льна был изобретён, но во Франции их делом никто не заинтересовался, а вот в России продолжали заниматься обработкой льна, поэтому изобретатель Ф. Жирар вынужден был искать применение своим изобретениям именно в России. По предложению Александра I он основал здесь первую полотняную механическую фабрику, впоследствии знаменитая Жирардовская мануфактура.


В результате производительность прядения утроилась. На русский лён вырос спрос в Великобритании – во второй половине XIX века доля русского льна в этой стране составляла 70%. Вскоре лён стал важной статьёй русского экспорта. Россия поставляла лён не только в Великобританию, но и во многие западноевропейские страны.





Появление новых волокон – , синтетических, казалось бы, ставило под угрозу исчезновения производство льняных тканей, однако натуральные ткани сохранились, так как, сочетая их с разными волокнами, получались всё новые и новые ткани. Производство льняных тканей расширяется благодаря применению котонина (модифицированного льняного волокна).


Для получения костюмно-платьевых тканей используются льнолавсановая (50 – 60 % лавсановых волокон), льнокапроновая, льнонитроновая ткани. Например, льнолавсановые ткани имеют шерстистый красивый внешний вид. При увеличении в их составе лавсановых волокон более 50%, ткани не сминаются, как это происходит у чисто льняных. Они обладают хорошей формоустойчивостью, хорошо укладываются в складки, но их гигроскопичность по сравнению с льняными ниже и гигиенические свойства тоже уже не те, что у льняных тканей.


Льновискозные ткани шелковистые, очень красивы, хорошо драпируются, но сминаются, как и льняные.


Льняные формоустойчивые ткани выпускаются с выразительными рельефными поверхностями, пластичные – с разнообразными рисунками переплетений, которые могут быть и ажурными, и имитирующими мережку, а также с эффектом накладных стежков и с жаккардовыми рисунками.


Есть ткани и с меланжевым эффектом, которые получают благодаря использованию смеси волокон, различно воспринимающих красители. Ткани с эффектом зернистости получают из льняных нитей, скрученных с капроновыми, которые из-за своей упругости стягивают льняные нити. Из таких тканей легко шить костюмы, женские летние пальто.


А за последнее время интерес к чисто льняным тканям вырос и по той причине, что человечество оценило экологичность льна в этом мире, где так много потеряно не только материального, но и духовно-нравственного.



Основные этапы производства ткани изо льна


Сначала лён собирают и получают льняную солому. Это выполняют с помощью машин. Далее его вымачивают, для чего лён расстилают на полях на 2-3 недели (роса вымочит). Наконец, осуществляется первичная обработка: сушка, мятье, трепание. После чего следует прядильное производство: пряжа, которая поочерёдно включает чесание, формирование ленты, а из ленты – ровницы (тонкой подкрученной ленты).



Следующая операция – отделочное производство: отбеливание и окраска.


Для изготовления бельевых полотен: простыней, полотенец, лёгких костюмных тканей используется чёсаный лён. Из него получают более тонкую и лучшую по качеству льняную пряжу. Из очеса (короткое волокно) и луба получают более грубую пряжу, из которой изготавливают грубые ткани: мешочные ткани, холсты и другие полотна.


Отходы из льняного производства тоже используются – они применяются как топливо, и не только как топливо, но ещё, из них изготавливают плиты для стенных перегородок, а также используют в производстве настила под паркет и мебели. Так что лён находит применение во многих сферах производства, и ни одна его часть не пропадает.


Но так как нас интересуют больше льняные ткани, рассмотрим основные их свойства.


Износостойкость и прочность.
Экологичность.
Воздухопроницаемость.
Высокая теплопроводность.
Минимальная электризуемость.



Способность отводить тепло и влагу. Как вы думаете, что лучше надеть в жаркую погоду – синтетическую одежду или изо льна? Каждый из вас уже догадался – конечно изо льна.


Именно льняные ткани, кстати, одни из немногих, производятся из абсолютно натурального сырья. Льняные ткани меньше загрязняются, поэтому их можно реже стирать, а это повышает срок службы изделия. Во время носки и стирки, в отличие от хлопчатобумажной ткани, льняная не желтеет, а сохраняет и белизну, и свежесть.


И хорошо бы знать всем девушкам о том, что льняная одежда предупреждает и некоторые заболевания, ведь лен имеет ещё и бактериологические свойства, поэтому никакие грибки или бактерии на нём не уживаются. Льняная ткань считается природным антисептиком, микробы и разные инфекции на ней погибают, под льняными бинтами раны заживают значительно быстрее. Именно, кремнезем, содержащийся во льне, сдерживает развитие бактерий. Вот теперь и задумайтесь, какое нижнее бельё на себя лучше надеть. Используется лён и в хирургии при наложении швов, которые организм человека не отторгает, а полностью рассасывает.



Уход за вещами из льняных тканей


Белые и натуральные льняные ткани можно спокойно стирать при 90 ?С, и не только, можно и прокипятить.


Цветные изделия стирать лучше при температуре не выше 40?С, ведь вы не знаете, какие красители использовались. Такие вещи лучше стирать в щадящем режиме и с соответствующими стиральными средствами, не используя отбеливающих и хлорсодержащих препаратов, которые могут способствовать быстрому разрушению льняных волокон.


Единственный недостаток льняной ткани – легко мнётся, поэтому во время сушки следует вещи хорошо расправить, и сушить лучше на открытом воздухе. Снимать с просушки вещи надо чуть влажными, и приступать к глажению. Гладить надо через влажную тонкую ткань (марлю), только тогда ваша одежда будет идеальна. Если вы используете утюг с паром, температура не должна превышать 200 ?С.


Если придерживаться всех рекомендаций по уходу за льняной одеждой, она послужит для вас не один год. Кстати, постепенно со временем ваша одежда изо льна делается мягче, и вы заметите, что ухаживать за ней становится всё легче и легче.


Милитта уверена в том, что, прочитав о достоинствах льняной ткани, она убедила вас в её выборе для одежды, в которой вы долго будете радоваться и чувствовать себя превосходно.

Исторические корни изготовления одежды из льна идут из древности и насчитывают более 9000 лет. Предки тогда уже извлекали льняные волокна и скручивали из них нечто, напоминающее ткань.

Археологи раскопали свидетельства этого на территории древней России - волокнистые пряди льна, простенькие приспособления для изготовления тканей, которые относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.

В V тысячелетии до нашей эры в разных древних странах льноводство процветало. Египтянами изготавливались легкие и изящные ткани. Светлая одежда в те временя была символом невинности, ее позволялось надевать только жрицам и девственницам. Египтяне знали, что лен не гниет, поэтому мумий они оборачивали именно льняным полотном.

Лен на Руси

Славянские племена еще до Киевской Руси начали разведение льна. Великий лен на Руси был широко любим с 9-го века по сегодняшний день. У славян лен пользовался уважением, потому что они знали о его благоприятном влиянии на здоровье, кроме того, они, по описаниям восточных авторов той эпохи, одевались только в льняные одежды. Мастера, которые умели делать очень тонкие полотна, были в большом почете. В те времена считалось, что льняная одежда хранит от бед.

Из России лен стал поставляться в Англию и Францию, и к XIII веку промышленность этих стран работала только на российском волокне. Производство по обработке льна получило развитие к концу XIII века и стало лучшим в мире. Лен использовался на Руси для одежды и белья. Причем одежду считали нарядной и праздничной, поэтому Петр Первый утвердил для льна стандарт. Вся Российская империя и двор Романовых в начале XX века снабжались материалами фабрик по льняному изготовлению.

Льняная одежда: сегодняшний день

Лен не потерял своей актуальности до сих пор, интерес к нему только возрастает, хотя промышленность выпускает большое количество других материалов. В России лен доступен, а в европейских странах он считается продукцией высочайшего класса и стоит дорого.

Новую жизнь льняная одежда получила благодаря кутюрье XXI-го века. С современными льняными тканями легко работается - они податливы, красиво мнутся, с ними можно экспериментировать, можно как угодно красить. У льна особая пластика - он мягкий и ломкий одновременно. Можно менять фактуру волокна, добиваясь нужного эффекта благодаря новым способам обработки льна.

Рынок льняных вещей постоянно развивается. Все чаще можно видеть льняную натуральную одежду на подиумах и модных показах. Современные товары разнообразны по расцветкам, дизайну, приятны на ощупь и, конечно же, качественные. Практичная и ноская одежда может служить в качестве предметов гардероба для сна, а стать праздничным нарядом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса