Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Культура древней греции доклассический период кратко. Культура Древней Греции: кратко. Особенности культуры Древней Греции


Введение

1. История культуры Древней Греции

1.1 Периодизация и краткая характеристика этапов древнегреческой культуры

1.2 Мифология как источник и основание античной культуры

1.3 Античный полис и его роль в культуре Древней Греции

1.4 Искусство Древней Греции

2. Теория древнегреческой культуры

2.1 Осознание культуры мыслителями Древней Греции (Платон, Аристотель)

2.2 Учение о «пайдейе»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II-I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Все то, что дошло до нас от Древней Греции, а это обширный материал, заключающий в себе письменные источники, археологические раскопки, труды греческих мыслителей - служило эталоном в развитии мировой науки. История Древней Греции всегда привлекала к себе внимание ученых, видных мыслителей


1. История культуры Древней Греции


1 Периодизация и краткая характеристика этапов древнегреческой культуры


Античное искусство - искусство античной эпохи. Под ним подразумевают искусство Древней Греции и стран (народов) древнего мира, культура которых развивалась под влиянием древнегреческой культурной традиции. Это искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.

Античность - некий идеальный исторический период. Тогда процветали науки и искусства, государства и общественная жизнь.

Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции:

8 вв. до н. э. - гомеровский период;

6 вв. до н. э. -- архаика;

в - первые 3 четверти 4 в до н. э. - классика;

четверть 4 в - 1 в до н. э. - эллинизм.

Область распространения древнегреческого искусства выходила далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, значительную часть Малой Азии, многие острова и прибрежные луниты на Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского греческая художественная культура распространилась по всему Ближнему Востоку.


1.2 Мифология как источник и основание античной культуры


Значение древнегреческой мифологии для развития культуры трудно переоценить. Древнюю Грецию называют колыбелью всей европейской культуры. И потому изучение древнегреческой мифологии приобретает особую значимость - это изучение истоков, в первую очередь истоков европейской культуры, но также очевидно, что она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Древнегреческие мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д.

Для наиболее полного понимания значение древнегреческой мифологии в мировой культуре, необходимо вообще проследить значение мифа в культуре.

Миф - это не сказка, это способ объяснения мира. Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Мифология основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифология как господствующий образ мыслей и поведения исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы. Разрушение мифологии говорит о принципиальной смене позиции человека в мире.

Но именно из мифологии вырастает научное знание, религия и вся культура в целом. Мифология древней Греции стала основой для всей античной культуры, из которой в последствии, как мы уже говорили, выросла вся европейская культура.

Древнегреческой называют мифологию цивилизации, развивавшейся с VI в. до н. э. на территории современной Греции. В основе древнегреческой мифологии лежит политеизм, то есть многобожие. Кроме того, боги древней Греции наделены антропоморфными (т.е. человеческими) чертами. Конкретные представления вообще преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).


3 Античный полис и его роль в культуре Древней Греции


Значение античной культуры. Античная цивилизация, возникшая в начале I тыс. дон. э. сперва на территории Балканской Греции, островов Эгейского моря и побережья Малой Азии, заселенной греками, сыграла выдающуюся роль в истории европейской культуры. Она просуществовала до середины 14 тыс.н.э., то есть свыше 15 веков, и охватывала в период своего наивысшего развития огромную территорию вокруг Средиземноморского бассейна - от Британских островов до Закавказья и Месопотамии и от Рейна и Дуная до Сахары.

Античная культура, розданная в эпоху существования Древней Греции и Древнего Рима, легла в основу духовной жизни современного европейского общества, и мы до сих пор питаемся ее соками и восхищаемся созданными в этот период шедеврами которые ни повторить, ни превзойти в новой исторической ситуации мы не в состоянии. Она превосходила все существовавшие ранее культуры тем, что достигла необычной полноты и завершенности развития. В каждом виде искусства, литературном творчестве и науке были созданы эталонные образцы, которым следовали и подражали во все последующие эпохи.

В античной Греции впервые в истории человечества возникла демократическая республика - высшая форма государственного устройства. Вместе с ней возник институт гражданства с полным набором прав и обязанностей, распространявшихся на античного гражданина, жившего в общине - государстве (полисе).

Другой отличительной чертой античной цивилизации является ориентация культуры не на царствующих особ приближенную к ним знать, как это наблюдается в предшествующих культурах, а на рядового свободного гражданина. Вследствие этого культура прославляет и возвеличивает античного гражданина, равного по правам и положению среди равных и поднимает на щит такие гражданские качества, как героизм, самопожертвования, духовная и физическая красота.

Античная культура пронизана гуманистическим звучанием, и именно в античности сформировалась первая система общечеловеческих ценностей, непосредственно связанная с гражданином и гражданским коллективом. в который тот входил.

В наборе ценностных ориентиров каждого человека центральное место занимает представление о счастье. Именно в этом наиболее ярко проявилось отличие античной гуманистической системы ценностей от древневосточной. Свободный гражданин обретает счастье только в служении родному коллективу, получая в ответ уважение, почесть и славу, которые не может дать никакое богатство.

Эта система ценностей возникла в результате взаимодействия ряда факторов. Здесь и влияние предшествующей тысячелетней крито-микенской цивилизации, и переход в начале I тыс. - до н. э. к использованию железа, что увеличило индивидуальные возможности человека. Уникальным было и государственное устройство - полисы (гражданские общины), которых в греческом мире насчитывалось несколько сотен. Огромную роль сыграла и двуединая античная форма собственности, органично сочетавшая частную собственность, дававшую человеку инициативу - и государственную, обеспечивавшую ему социальную стабильность и защиту. Благодаря этому была заложена основа гармонии между личностью и обществом

Особую роль играло и преобладание политики над экономикой. Почти весь полученный доход тратился гражданским коллективом на проведение досуга и развитие культуры, шел в непроизводственную сферу.

Благодаря воздействию всех этих факторов в античной Греции в эпоху классики (V-IV вв. до н. э.) сложилась уникальная ситуация. Единственный раз за всю историю развития человеческого общества, возникла временная гармония человека с тремя основными сферами его существования: с окружающей природой, с гражданским коллективом и с культурной средой.


4 Искусство Древней Греции


Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана в IX-VIII вв.

Театральные представления в Древней Греции по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке - «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках - котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение - «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность - желтый, хитрость - красный, а гнев - багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой - мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.

Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литература.

древнегреческий культура пайдейя


2. Теория древнегреческой культуры


1 Осознание культуры мыслителями Древней Греции (Платон, Аристотель)


Для образования актуальными становятся учения, включающие в себя онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический аспекты.

Именно эти аспекты актуализируют культурно-образовательное пространство в контексте древнегреческой пайдейи и сближают образовательные идеи софистов с образовательными идеями Платона и Аристотеля, именно эти аспекты являются тем связующим звеном, способствующим процессу самоорганизации образовательного пространства, где находят точки соприкосновения педагогические воззрения софистов и онтологические взгляды Платона.

В этих учениях борются за влияние две ценностные ориентации образования, одна из которых базируется на парадигме инструментально-технической рациональности, где человек - средство достижения рациональных целей, вторая базируется на парадигме гуманизма, в рамках которой личность и ее интересы рассматриваются как высшая ценность.

Две эти ориентации берут начало Древней Греции, развивая и интерпретируя как образовательные идеи софистов, направленные на необходимость воспитания «способного» и «сильного» человека, так и образовательные идеи Сократа, Платона и Аристотеля, основой которых является идеал калокагатии, самопознания и самосовершенствования личности.

Идеал культуры и образованности был выражен как в софистической школе, так и в идеях великого Сократа, Платона, Аристотеля и был обозначен одной главной целью - стремлением построить новое общество, основываясь на духовном развитии граждан. Но если, к примеру, Платон видел достижение этой цели в философском постижении истины, то софисты - в риторическом образовании. Софисты, с одной стороны, Сократ и Платон, с другой, - обозначили два полюса древнегреческой пайдейи - экстравертный и интравертный, Аристотель же указал серединный путь, что не противоречило формированию в Древней Греции двух основных идеалов образования, которые для Платона заключены в идеале мудрости, для софистов - в результате практического успеха.

Древнегреческая пайдейя, развивавшаяся в двух направлениях и положившая основу классическому образованию, является не только определенным моментом всеобщего культурного развития, она, прежде всего, форма, устоявшаяся в своей зрелости, в соответствии с которой развернулась античная педагогическая традиция, трансформировавшаяся в идеал западноевропейской и восточноевропейской образовательной мысли.


2.2 Учение о «пайдейе»


Современный мир считается центрированным вокруг эллинской культуры; многочисленные факты, делающие греческую античность абсолютно уникальной и одновременно знакомой и основополагающей для европейцев, подтверждают то, что именно в Древней Греции возникли как образование, так и культура в высоком смысле этого слова. «Пайдейя» включает в себя оба понятия.

Однако греки не могли выражаться подобным образом. Термины «образование» и «культура» пришли из латыни, а греческое слово «пайдейя» стало употребляться в Греции со времен Перикла, после того, как оно просуществовало в языке в течение долгих столетий и готово было отдать свои наиболее видимые плоды, войдя в жизнь всего населения.

Предлагаемое нововведение заключалось в том, что благодаря интуиции формирование и развитие индивида происходило не случайно и не по воле богов: все было одновременно связано с «природой» индивида, задачей которого было достижение понимания своей природы. В наши дни эти термины могут показаться слишком банальными, однако такое понимание природы можно поистине приравнять к революции Коперника в том мире, в котором во всех важных событиях виделся сверхъестественный смысл. Они явились теми понятиями, которые подготовили почву для появления двух наиболее выдающихся примет западного мира: светского характера его мировоззрения и внимания к индивидуальному.

Греки совершенно непринужденно наделяли ее способностью удовлетворять те потребности в универсальных законах порядка, которые традиционные божества могли воплощать во все меньшей степени. Пиндар - голос которого в поэзии можно считать синтезом греческой культуры в момент ее наивысшего расцвета - утверждает, например, что типичный для поэта огромный объем знаний дарован природой, тогда как человека, получившего свои знания за счет неимоверных усилий, можно сравнить с вороной, представшей перед орлом Зевса (II, «Olympian», 86-88). Он восклицает: «Стань таким, каким природа сотворила тебя!» («Pythian», 72). Он утверждает, что высшим человеком является тот, кто от природы наделен блестящими способностями, кому они достались без приложения усилий с его стороны (III, «Nemean» 40-41). Услышав эти слова, мы понимаем, что они содержат как героическую поэтику и аристократический моральный кодекс, так и архаическую версию природной концепции мира.

«Индивидуация» представляет собой «естественную потребность», а препятствовать ей путем снижения уровня коллективных стандартов - значит наносить вред жизненной активности индивида. Поскольку индивидуальность является первичной психологической и физиологической данностью, она и выражается психологическими средствами.

В греческой вселенной с ее богами, которые, в отличие от библейского Бога, не владели искусством создавать людей по своему образу и подобию, метафизическая природа была готова взять на себя пустующую роль всемогущего творца и создателя. Однако это впервые помещало индивида в пространство, в котором можно было взаимодействовать с судьбой, а не только пассивно ей покоряться.

Уже в VI в. до н.э., когда вера в традиционных богов была все еще вполне устойчива, философ Ксенофан смог сказать: «Боги не открыли смертным изначальный порядок вещей; но смертные в длительном поиске открывают его». Как убеждения Пиндара, по-видимому, предвосхищают юнгианский идеал развития внутреннего потенциала личности, так и растущее увлечение идеей природы (изучение которой давало надежду на установление тех законов порядка, которые располагались вне области уходящей в небытие религии) в некотором роде весьма походило на восторг, с которым первые глубинные психологи приветствовали идею бессознательного. Существование бессознательного, как и существование природы, не может быть доказано прямым наблюдением, поэтому, хотя эти явления и нельзя назвать вымыслом, их существование не может считаться доказанным фактом. Но будучи предложенными в качестве гипотезы, «природа» классической античности (безличная и невидимая сущность, лежащая в основе всего живого) и бессознательное современной психологии (безличная и невидимая сущность, лежащая в основе всей психической жизни) становятся предметами веры, ибо они приводят к более адекватным и понятным объяснениям большого круга явлений, включенных в воспринимаемую нами жизнь.

При соблюдении всех мер предосторожности - а совершенно очевидно, что осторожность необходима при рассмотрении общих характеристик, присущих столь отдаленным друг от друга культурным системам, - представляется, будто идея бессознательного возбуждает подозрение о том, что бессознательное является современным аналогом такого способа осознания и постижения новых гипотез, который сделал возможным появление у греков идеи «природы». Можно предположить, что каждая из перечисленных идей специфическим образом, подходящим для своего времени и общества, формулирует общую архетипическую идею. В таком случае можно предположить, что идеал, нашедший свое выражение в высказываниях Пиндара, а также активация (реализация) этого идеала в практике «пайдейи» представляют продукт древней системы ценностей, крайне похожий на те устремления, целью которых в наши дни становится индивидуация, а не исцеление. В обоих случаях установка определяется верой в силы природы («Индивидуация представляет естественную потребность...»), однако с сопутствующим пониманием того, что ненадлежащим образом культивированная природа - природа без культуры, в первоначальном смысле слова, - остается дикими джунглями. Думать об индивидуации как о культуре - в свете первоначального смысла слова «культура», нашедшего свое выражение в «пайдейе», а затем утраченного в современном мире (воспринимающем культуру во внешнем смысле или в смысле приобретения чего-то, находящегося вне нас, а не в виде открытия того, чем человек «является» внутри себя), - означает, как и было сказано вначале, видеть ее вовлеченной в перекрестное оплодотворение культурной ситуацией и психической жизнью индивида.

В мире архаической Греции индивид определял свое место в таком цикле индивидуации и окультуривания (acculturation) - этом цикле, в котором индивид оказывает личное влияние на культуру, устанавливающую общие параметры его жизни, - главным образом с помощью «славы». Все основные документы, относящиеся к эпохе, лежащей между веком Гомера и V в. до н. э., сообщают нам, что высочайшими достижениями эллинов были слава и известность. Такие устремления не содержали современного смысла, вкладываемого в эти понятия. Для греков слава не являлась чем-то эфемерным, она не была той славой, к которой нас приучили современные средства массовой информации, - она была ее полной противоположностью. Обрести славу означало обеспечить себе место в памяти будущих поколений. А память среди будущих поколений в обществе, не привыкшем к истории, являлась единственной гарантией продолжить свое существование во времени: она позволяла сохранять символы и ценности, благодаря которым прошлое могло обеспечить стабильность институтам настоящего и будущего, а также придать характер индивидам, живущим в них.

Помимо этого, в том мире, в котором религия не имела ничего общего с какой-либо реальной системой этики (этика, связанная с религией древних греков, содержала в лучшем случае ряд запретов, но в нее не включались описания природы добрых, положительных действий), примеры людей, по справедливости заслуживших славу, бросали единственный, но мощный луч света, проникавший во мрак борьбы против судеб, почти неизбежных. Чтобы следовать такому примеру, человек должен был наполнить его новым смыслом с помощью того, что мы назвали бы процессом индивидуации. В качестве примера для подражания человек мог выбрать героя; однако ему было прекрасно известно, что у него и у героя были разные судьбы («мойры»), разные родители и различная природная одаренность. Человек мог пользоваться примером как источником вдохновения, но источаемый им свет следовало использовать для исследования новой, собственной дороги. Итак, до наступления эпохи, когда философия и монотеизм начали предлагать ясные и возвышенные этические критерии (но одновременно абстрактные, общие и неподвижные), а именно в архаической, а отчасти и в классической Греции (примерно от VIII в. до н. э. до V в. до н. э.), к деятельности побуждали исключительно нарративы, повествующие о действиях других людей, и индивидуальные эмоции, которые такие нарративы возбуждали у слушателей. Здесь мы имеем дело с героической этикой, не соблюдавшей абстрактных правил; она следовала за прекрасными образами и руководствовалась стремлением к славе.

Люди Древней Греции обладали крайне малой свободой действия; мы видим, что они жили во власти суеверий, охваченные страхом перед колдовством, с верой в неодолимую судьбу. Этот фатализм мы обнаруживаем у Гомера, в трагедиях и даже у Геродота, которого мы, тем не менее, воспринимаем как родоначальника исторической концепции. Мы придерживаемся мнения, которое странным образом не учитывает возможности того, что отсутствие четких абстрактных правил для идентификации хороших, позитивных действий, а также институтов, уполномоченных пропагандировать такие правила (в особенности, в религиозном направлении), вынуждало древних греков жить в ужасающем состоянии тотальной свободы, теоретически значительно превосходившем в этом смысле наше собственное. Их установка на гордое одиночество и трагическое смирение означала в таком случае точку, в которой они искали пристанище от такой сокрушающей свободы. Нас не должно вводить в заблуждение существование таких религиозных институтов, как авторитетный и общепризнанный Дельфийский оракул. Оракул в Дельфах давал конкретные ответы - в зашифрованной форме - на отдельные вопросы, но не излагал установочные принципы или общие правила поведения (не считая известных высказываний, например, «Познай себя» или «Хорошего понемногу», которые, возможно, отвечали потребностям небольшого числа людей, склонных к интроспекции и самодисциплине, но, несомненно, эти высказывания были слишком абстрактными для широкого круга населения).

Чувство отчаянного одиночества, которое испытывали греки в связи с проблемами морали, приводило к дальнейшему укреплению суеверий и усиливало убежденность в том, что боги не заслуживают доверия, злобны и завистливы. Но этот этический пробел, а также страхи и случайности, свойственные такому состоянию обострившейся свободы, смогли привести к появлению «пайдейи». «Пайдейя» была проблемой воспитания собственной дисциплины и культуры - причем прежде всего культуры внутренней - в самой совершенной психике, которая существовала в античном мире, но в то же время была психикой, не умевшей определять добрые или положительные действия, на которые следовало себя настраивать.

В период поздней античности софисты часто трансформировали «пайдейю» в чрезмерно усложненный вид обучения, однако в предшествовавший период она играла важную роль и была весьма похожа на форму роста, наблюдаемую в современном анализе. В условиях отсутствия универсальных и достоверных правил внутреннему взрослению способствовала глубокая идентификация с образцовыми моделями, как реальными, так и воображаемыми: взросление происходило в процессе поиска индивидом собственного мифа, что так близко сегодня юнгианской школе. Эти модели были объектами психических проекций, или же переноса, который продлевал или совершенствовал функцию отца, или скорее замещал функцию отца, ибо эллинский отец играл довольно незначительную роль в обучении сыновей. Несомненно, что «пайдейя» была наиболее завершенной, когда имела место встреча с идеальной фигурой (примером служит миф о герое), а также с реальной присутствующей моделью (такой, какой является учитель), которые помогали юноше развивать внутренний образ, в противном случае этот образ мог бы казаться слишком недостижимым.


Заключение


Как база древнегреческой культуры рассматривается крито-микенская, или эгейская культура (открытая А. Эвансом и Т. Шлиманом), существовавшая с середины III тысячелетия до н.э. и погибшая в результате природной катастрофы, а главное, нашествия варварских племен греко-дорийцев в XII-X вв. до н.э. После этого исчезли крупные центры крито-микенской культуры (Кносс, Пилос, Троя и др.), дворцы ее царей, и патриархального рода. Нашествие дорийцев было связано с резким культурным упадком, но с VIII в. до н.э. начинается быстрое развитие уже древнегреческой культуры. С примитивных раннеклассовых государств и союзов формируется новая форма государственности - полис. Процесс становления полиса охватывал 300 лет. Это бурный, противоречивый процесс, наполненный войнами, мятежами, изгнаниями, борьбой демоса против аристократии.

Это и время колонизации древними греками районов Причерноморья, Северной Африки, юга нынешней Франции, Малой Азии. Наиболее энергичная часть полиса переселялась в колонии, сохраняя культурные, торговые связи с метрополией, т.е. с городом-матерью. Это способствовало усилению товарно-денежного обращения. Греки широко применяли железные орудия, что позволило создать интенсивное земледелие, садоводство и с помощью труда одной семьи, а не общины, возделывать участки земли. Виноградарство, оливковые деревья и ремесло - три источника богатства Древней Греции.

Начиная с VI в. до н.э., в Греции распространилось покупное рабовладение, и прекратился процесс закабаливания своих сограждан. Долговое рабство отменяется. В Афинах это произошло в результате реформ Солона в VI в. до н.э. Важнейшим следствием этого явилась консолидация граждан полиса, особенно граждан одного дома, т.е. территориальной общины.

Список использованной литературы


1.Античная литература. Греции. Антология. Ч. 1-2. М., 1989 - 544 с.

2.Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб, 2005 - 312 с.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990 - 400 с.

Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970 -388 с.

Радциг С.Н. История древнегреческой литературы. М., 1982 - 576

Культурология:/Сост. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2007. - 304 с.


Приложение


1. Дайте объяснение таким ценностям греческой культуры, как мера, культ тела, состязательность, диалектика


Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она - характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач.

Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры, как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные - поэтические и музыкальные, спортивные, конные.

Диалектика - умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто.


2. Что такое агон? Какова роль агонистики в древнегреческой культуре?


Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины Промахос, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.

В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса. Философия - любовь к мудрости - формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства-мастерства - «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины.


Что такое архитектурный орден? Когда он оформился в древнегреческом искусстве?


Архитектурный орден - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке.

В греческой архитектуре употреблялось первоначально только два ордена - дорический и ионический; впоследствии к ним прибавился еще коринфский орден в эллинистической и римской архитектуре.

Хотя с момента соприкосновения с более древними культурами доряне и утратили врожденную грубость, они все же сохранили свои расовые инстинкты. Дорянам была свойственна большая мужественность, твердость и определенность.

Характерным выражением мировоззрения дорян является их архитектура, в которой главное место принадлежит не декоративным эффектам, а строгой красоте линий. Этому расцвету греческой архитектуры, без сомнения, предшествовал длительный период подготовки. Переселение дорян начинается не ранее X в., а первые проблески искусства появляются только в VII в. до н.э. Период его интенсивного развития начинается с того момента, когда греческое общество, уже вполне сложившееся, начинает развертывать колонизационную деятельность.

Благодаря беспримерному богатству колоний умножаются культурные очаги, и оживление начинается повсюду одновременно. Учреждение общегреческих олимпийских состязаний создает тесную связь между отдельными членами общегреческой семьи и придает единство коллективному созданию эллинов. С этого момента существует единая нация, в которой уживаются рядом, не сливаясь друг с другом, дорийский гений и ионийские традиции. Искусство освящает эту вновь народившуюся нацию, оно становится ее символом. Оно выражается в двух основных типах или ордерах. Один из этих ордеров носит название ионийского. Он воспроизводит, облагораживая их формы, занесенные финикийцами, и ведет свое происхождение по прямой линии от архитектуры лидийской группы.

Второй ордер, названный по имени завоевателей - дорян знаменует собой первую попытку освобождения от восточных влияний


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Современная культура Греции , при всех устремлениях к новизне и оригинальности бережно сохраняет три традиции.

Во-первых, античную. Получают государственную поддержку существующие музеи античной культуры и организуются новые. Так, вблизи Акрополя недавно создан Музей древнего сценического искусства: показывают маски, котурны, костюмы, читают тексты классической драматургии.

В Греции сохранилось довольно много античных театров под открытым небом. В них, и не только в них, ставят древние трагедии и комедии - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. В школах изучаются античная мифология и литература, главным образом в переводе.

Но в гимназиях, гуманитарных лицеях, в университетах изучают древнегреческий язык и классическую культуру весьма основательно.

Классическая филология в Греции находится на достойном уровне. Древнее наследие культуры Греции - греческая литература охватывает поэзию, драму, философские и исторические трактаты, книги с описанием путешествий.

Гомер (9-ое столетие до н.э), автор "Илиады" и "Одиссеи", был самым известным греческим автором древности. Первый в мире автор книги о путешествиях был Pausanias, который во 2-ом столетии до н.э написал "Путеводитель по Греции". Многочисленные издания этой книги теперь уже доступны и на английском языке.

Sappho (который жил на остров Lesvos в 5-ом столетии до н.э) известен своей поэзией о любви, посвященной женщинам.

В эти дни наиболее известен романист Никос Казантзакис - самый читаемый греческий автор. А классики современной Греции даже были награждены Нобелевской премией - это писатели Джордж Сеферис и Одиссеус Элитис.

Культура древней Греции

Когда мы говорим о древней Греции как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции.

Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой они превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше . По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы. Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.

Орудие Диониса - опьянение,не знающее преград,которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине.

На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем.

Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии.

"Неопровержимое предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течении довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис".

Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант.

Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному.

В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться.

Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир.

Искусство Греции .

В период турецкого господства искусство – помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, – практически не развивалось.

После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в.

Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений.

Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис , именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле.

Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Янниса Царухиса и Д.Диамантопулоса.

Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу , успешно работала над возрождением традиций византийского искусства.

Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций.

Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, отметим А.Апартиса и М.Томбаса, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А.Апергиса.

Музыка и театр .

В области музыкального искусства сохранилась старинная традиция, проявляющаяся в народных песнях. Эти песни подразделяются на танцевальные, семейные, траурные и героические, многие из них возникли в византийскую эпоху или еще раньше.

На протяжении 19 и 20 вв. греческие композиторы, как и их соотечественники в литературе и искусстве, опирались на народные предания и античные сюжеты. Попытки создания национальной музыки были предприняты Манолисом Каломирисом (1883–1963), Э.Риадисом (1890–1935) и Георгиосом Пониридисом. Каломирис использовал темы из византийской церковной музыки и положил на музыку поэмы Паламаса и Сикелианоса.

Пониридис создал многочисленные песни, часто на слова лирических стихотворений Кавафиса и других греческих поэтов. Современные тенденции выражены в сочинениях Деметриоса Скалкотаса (1905–1945) и Георгиоса Сикелианоса. Манос Хадзидакис – известный композитор, который часто вдохновлялся народными мелодиями.

Афинская консерватория, с давних пор центр музыкальной культуры Греции, выпустила немало певцов и композиторов международного класса, включая композитора Д.Митропулоса (1896–1960) и оперную звезду Марию Каллас.

После возрождения театрального искусства в начале 20 в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 был открыт Национальный театр , а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой.

Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.

Народное искусство .

В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева – на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.

Кино весьма популярно в Греции .

Несколько греческих фильмов, среди которых Никогда по воскресеньям, получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К.Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как Z и Осадное положение.

Дали миру философию, риторику, астрономию и множество наук? Это все результаты развития греческой культуры.

Культура Древней Греции - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

В Древней Греции существовали «научно-исследовательские центры», очень развитые для своего времени: огромные библиотеки (в Пергаме, Александрии и других городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на острове Фарос).

Античная культура не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры как Древнего Египта, так и народов Востока. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи иногда усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия и искусство.

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Масло оливы - символ Древней Греции, разменная монета и предмет гордости, дар Афины. Его употребляли в пищу, им освещали помещения, умывались и натирали тело как средством для увлажнения кожи в сухом климате. Трепетное отношение к оливе и оливковому маслу сохранилось в Греции и поныне.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля : «Человек - животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Знаменитый «греческий профиль» (нос, плавно переходящий в высокий лоб без обозначения переносицы) почти не встречается в реальной жизни и считается художественной условностью, придуманной древнегреческими мастерами.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути. Культура Греции - древняя культура, но как и любая другая культура, она в свое время претерпела изменения. По мере того как развивалось общество, какие проблемы становились на его пути, приходилось перерабатывать и переосмысливать образы и сюжеты мифов и придавать им новое содержание. Например, во времена расцвета греческих государств-полисов представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Так, образ капризного и злоупотребляющего властью Зевса превратился в мудрого, разумного правителя мира. Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в период развития дионисийского и аполлонического культа. Так, например, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, но полном опасностей мире дикой природы. Греки еще не проводили анализ природы, поэтому мир, в принципе, непонятный человеку, был подвластен богам, и законом в нем являлся произвол богов, символизирующих необъяснимые силы природы.

Одной из популярнейших в Древней Греции игр был «коттаб»: участники пиров выплёскивали остатки вина из своих кубков, стараясь попасть в цель.

Однако этот мир вызывал у греков не только страх, они пытались ощутить счастье от принадлежности к мистическому миру и раствориться в хаосе. Кроме того что Дионис был незаконнорожденным богом, отчего должен был бороться за право пойти в числе олимпийских богов и.за повсеместное установление своего культа, он был ущемлен в правах, подобно человеку, и должен был их отстаивать. Не последней деталью для процветания культа Диониса явилось и то, что орудием этого бога было опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу и открывает ей ту сторону жизни, где нет препон и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магическим миром добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису. На этих празднествах греки погружались в природу дионисийского мира. Они желали оргий, экстаза, безумия, которые унесут душу во дворец Всепоглощающей Любви, воспринимая ее, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII-VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Слово «лауреат», обозначающее победителя конкурса, означает «увенчанный лаврами». Лавровый венок у эллинов был наградой победителю в Пифийских играх, им увенчивали «любимцев Аполлона» - поэтов. Лавру приписывали и пророческий дар: его ели жрецы, чтобы узнать будущее.

Мифология - эта форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги - это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди - актёры, а всё вместе (мир и люди) - порождение Космоса.

На этом уроке вы узнаете о культурной жизни Древней Греции. Многих людей во всем мире притягивает красота Афинского акрополя, храмов Парфенон и Эрехтейон, древнегреческая скульптура. До сих пор в театрах ставятся пьесы, в основе которых лежат сюжеты, ставившиеся еще в древнегреческом театре. До сих пор проводятся Олимпийские игры, а философию древнегреческих мыслителей изучают в университетах. На этом уроке вы погрузитесь в мир прекрасного и познакомитесь с древнегреческой культурой

Рис. 2. Богиня Афина ()

Рис. 3. Богиня Гера ()

Что касается литературы , то это направление в Греции было не слишком развито. Греческую литературу принято начинать с Гомера (рис. 4) , с его поэм «Илиада» и «Одиссея». До настоящего времени не до конца известно, когда и при каких обстоятельствах создавались эти поэмы. Существует много теорий по этому поводу. Некоторые вообще отрицают сам факт существования Гомера как единого лица, которое свело вместе все многочисленные сюжеты и песни. Литература развивалась в основном в поэтическом направлении . Существовали произведения поэта Алкея, поэтессы Сафо, оды писал Пиндар. Большого развития достигло ораторское искусство в речах таких политических деятелей, как Лисий, Демосфен, Исократ . Многие из речей этих авторов дошли до наших дней. Особая часть греческой литературы - это драматургия . Те пьесы, которые писали создатели греческих трагедий и комедий. Отцом греческой трагедии, считался драматург Эсхил из Элевсина (рис. 5). Его произведения считаются первыми драматическими произведениями в истории человечества. Два из них: «Прометей прикованный» и «Персы» являются самыми популярными произведениями древнегреческой драматургии, их продолжают ставить до сегодняшнего дня. Драматургия использовалась не только для развлечения людей, но и для того, чтобы придавать определенные черты характера, определенным образом воспитывать их. Пьесы должны были носить воспитательный, патриотический характер. Преемниками Эсхила стали Софокл и Еврипид . До нас дошла небольшая часть пьес, написанных этими авторами. Например, из произведений Еврипида до нас дошло 18 пьес из 92 им написанных.

Рис. 4. Поэт Гомер ()

Рис. 5. Отец греческой трагедии - Эсхил ()

Существовал в Греции такой жанр драматургии, как комедия . Но комедия считалась жанром низким, недостойным. Однако комедиограф Аристофан оказался настолько популярен, что его произведения дошли до наших дней. 2 с половиной тысячи лет назад греки смеялись над продажными политиками, над глупыми гражданами, над женщинами, которые пытались примерить на себя роли мужчин, над теми вещами, над которыми мы смеемся и по сей день.

Распространение грамотности в Греции было не всеобщим, но большинство свободных греков были грамотными. Это было обосновано тем, что алфавитное письмо было гораздо проще освоить, чем иероглифы. Греческий алфавит стал основой как для кириллицы, которую используем мы сегодня, так и для латиницы.

Именно в это время в Греции появляются первые библиотеки . Например, библиотекой обладал греческий тиран Писистрат , правивший в Афинах во второй половине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. появилась первая публичная библиотека.

Что касается древнегреческой архитектуры , то многое до нас не дошло. Но у греков была традиция изготавливать небольшие глиняные модели храмов. Поэтому мы можем себе представить, как выглядел греческий храм IX или VIII века до н. э. До наших дней, пусть даже и в полуразрушенном виде, дошел храм Геры , находящийся неподалеку от Коринфа, который датируют IX веком до н. э.

Греческая архитектура очень быстро приобрела стилевую направленность. В VII веке до н. э. возникает первый общегреческий стиль, получивший название дорический . Впоследствии возникает еще два архитектурных стиля: ионический и коринфский . Если сравнить эти стили друг с другом, то можно заметить, насколько быстро развивается в Греции архитектурная мысль, как меняется пропорция зданий. Греки очень быстро начинают понимать, что такое золотое сечение и как нужно построить здание, для того чтобы оно казалось выше, даже если на самом деле оно не очень высокое. К сожалению, основные памятники этой эпохи до нас не дошли полностью. На Афинском акрополе в центральной части города можно увидеть только руины Парфенона (рис. 6), Эрехтейона (рис. 7) и других храмов, которые были построены в V веке до н. э. между Греко-Персидской и Пелопонесской войной. Но даже в таком варианте эти храмы производят неизгладимое впечатление.

Рис. 6. Храм Парфенон ()

Рис. 7. Храм Эрехтейон ()

Храмы было необходимо украшать. В Греции возникает такая отрасль культуры, как скульптура . Изначально ставились статуи богов. Было принято изображать людей статичными, без движения, но очень быстро греки благодаря своему хорошему знанию анатомии, стали переходить к изображению человеческих фигур в динамике. До наших дней сохранилось далеко не всё, а только малая часть. Многие скульптуры дошли только в римских копиях. Но даже обломкистатуй до сих пор ценятся искусствоведами, как великая ценность.

Далеко не всех создателей греческих статуй мы знаем по именам. Но многие имена до наших дней все-таки сохранились. Известен скульптор Мирон , самая известная его статуя - Дискобол (рис. 8) . На Акрополе была установлена другая статуя работы Мирона - Афина и Марсий (рис. 9) . Если говорить о других скульпторах того времени, то известен Фидий , автор знаменитой Афины-девы для Парфенона. Огромная 12-метровая статуя, тело которой сделано из слоновой кости, а одежда и вооружение - из чеканных золотых листов на деревянной основе. Ему же принадлежала Статуя Зевса , установленная в Олимпии, высота статуи - 14 метров. Эта статуя до наших дней не сохранилась, по одной из версий она затонула в то время, когда римляне перевозили ее на свою территорию. Из других статуй Фидия можно назвать скульптурный декор Парфенона. Этот скульптурный декор иллюстрирует миф о рождении богини Афины и ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. До наших дней сохранилось около 500 фигур, которые были изначально на этом фронтоне изображены, правда, сохранились они фрагментарно.

Рис. 8. Дискобол, скульптор Мирон ()

Рис. 9. Афина и Марсий, скульптор Мирон ()

Говоря о других скульпторах, можно назвать Поликлета из Аргоса. Образ гражданина полиса воплощает в себе созданная им статуя Дорифора или копьеносца, которая была каноном и образцом для скульпторов более поздних эпох. Также можно выделить скульптора Леохара , которому принадлежит бронзовая статуя Аполлона . Мраморная римская копия этой статуи, найденная в XV веке, хранится в Бельведере Ватиканского дворца. Поэтому статуя получила название Аполлон Бельведерский .

Именно в Древней Греции зародилась наука история. Ее отцом считается Геродот (рис. 10) , но и до него существовали люди, которые составляли небольшие описания жизни их государств. Такие историки - логографы - дали очень много материала для труда Геродота и для работ более поздних историков. Также отцом истории считают Фукидида , он первым стал применять критический метод: отделять то, что соответствовало действительности, от явной выдумки. Труды Геродота и Фукидида продолжил историк Ксенофонт , работа которого «Греческая история» описывает события, происходившие в Греции в самом конце Пелопонесской войны и в начале IV века до н. э.

Рис. 10. Отец истории - Геродот ()

То, чем особенно цена для нас греческая культура, - это греческая философия . Именно в этом регионе родилась философия как особая форма знания, объединяющего в себе все отрасли наук, которые могли быть известны в то время грекам. Именно в Греции впервые появляется такая система, как обучение философии. Людей, которые учили правильно мыслить и говорить, называли софистами . Подобные школы существовали во многих греческих городах. Из школ, которые существовали в V веке до н. э., особое значение имела школа Сократа , которая находилась в Афинах. Из этой школы вышел мудрейший грек своего времени - Платон . Платона самого можно было назвать софистом, он был платным учителем философии. Та школа, которую создал он, получила название Академия (рис. 11) . Именно платоновская академия была первым общим учебным заведением в древности. Оно было создано еще в начале IV века до н. э. и пережило не только Древнюю Грецию, но даже Древний Рим и было закрыто только в VI веке н. э. в эпоху византийских императоров.

Рис. 11. Академия Платона ()

Наследник и ученик Платона - Аристотель (рис. 12) - создал собственную школу, которая получала название ликей, иначе лицей . Он просуществовал недолго, но дал свое название учебным заведениям, которые существуют до настоящего времени во многих странах, в том числе и в России. Аристотель важен и тем, что он стал отделять философию от знания научного, более точного и доказательного. С истории Аристотеля, с тех трудов, которые он писал, начинается историописание многих наук современности. Его можно считать не только основоположником биологии и физики, но и химии, климатологии, политологии, социологии. Он написал труды по самым разным областям знаний, которые впоследствии развились в отдельные науки. Аристотель также известен своим трудом «Афинская полития» , это труд по истории и государственному укладу Афин, но он дошел до нас в неполном виде. Но обобщающий труд Аристотеля, «Политика», до нас дошел. Мысли и теории, который выдвигал Аристотель, были очень актуальны.

Рис. 12. Аристотель ()

Сложно переоценить то значение, которое греческая культура имела в истории человечества. До сегодняшнего дня люди продолжают смотреть на статуи, созданные греческими скульпторами и стоящие во многих музеях мира. Мы можем любоваться архитектурными памятниками, которые дошли до нас через века. До сегодняшнего дня в театрах ставят те произведения, которые были написаны 2 с половиной тысячи лет назад, и изучают научные труды, созданные греческими авторами. До сегодняшнего дня продолжают проводиться и Олимпийские игры, который каждый из вас видел.

Список литературы

  1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. - СПб, «Азбука-классика», 2007.
  2. Бордмэн Дж. Материальная культура архаической Греции, в книге: Кембриджская история древнего мира. Т. III, ч. 3: Расширение греческого мира. - М.: Ладомир, 2007.
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1971.
  4. Волобуев О.В. Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  5. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.:Вентана-Граф, 2013.
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1990.
  7. Ривкин Б.И. Античное искусство. - М., 1972.
  1. Muzei-mira.com ().
  2. Arx.novosibdom.ru ().
  3. Iksinfo.ru ().
  4. Studbirga.info ().
  5. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие особенные черты свойственны греческой культуре эпохи архаики и классики?
  2. Расскажите о религии в Древней Греции.
  3. Какие памятники архитектуры и скульптуры вам больше всего запомнились?
  4. Расскажите про развитие научной мысли в Древней Греции.

Почти все население страны придерживается греко-православного вероисповедания, которое является автокефальным. Религия и греческая православная церковь играет значимую роль в жизни современного общества, на чем, собственно, и базируется культура Греции . И, конечно, это многоликая солнечная культура очень много из огромнейшего пласта мифологического прошлого этого региона.

Религия Греции

В этой стране часто проходят религиозно-культурные фестивали – панигири, в честь святых. Популярны здесь и карнавалы, которые отмечаются в соответствии с датами православного календаря, но несут при этом языческий оттенок. Греция считается одним из центров монастырской жизни, ведь основная религия Греции - православие. Такие культовые места, как Афон и Метеора известны далеко за пределами страны, а сами монастыри представляют не только часть религии, но и архитектурное наследие.

Экономика Греции

После Второй мировой войны Греция пережила настоящий экономический подъем. В 2001 году Греция получила статус самого развитого государства, но после мирового кризиса в 2013 году его потеряла. Экономика Греции складывается из нескольких отраслей: сферы услуг, в частности туризма, текстильной и химической промышленности, машиностроения и приборостроения. В Греции используется единая европейская валюта – евро. Туристам рекомендуется иметь при себе запас монет или мелких купюр. (Хотя бы для оплаты такси или на другой транспорт Греции ) При совершении покупок в магазинах системы Tax-free можно вернуть себе уплаченный НДС.

Наука Греции

После обретения Грецией независимости в стране получили развитие технические и естественные науки. Наука Греции планомерно развиваетсяв известных институтах и университетах страны проводятся многочисленные исследования по математики, физики, электроники, что благоприятно сказывается на уровне развития науки. Большое внимание в стране отдается археологии.

Искусство Греции

Культура в Греции сформировалась еще до нашей эры, но продолжает развиваться и в настоящее время. Искусство Греции , словно губка впитывает в себя все новое, при этом страна сохраняет основные традиции, главная из которых – античная. Греки отдают предпочтение народным формам искусства , активно используют древние музыкальные инструменты, например бузуки, лютры, лиры и мандолины. А национальный костюм обязательный атрибут многих праздников.

Кухня Греции

Национальная кухня Греции – это сочетание средиземноморской и балканской кухни. Главные отличия греческой кухни - большое количество специй и оливкового масла. В Греции производят различные сыры, более 50 видов, самый популярный из них – фета. Из мясных блюд самые популярные – мусака и пастицио.

Обычаи и традиции Греции

Для греков характерна привязанность к своим корням, своей семье и району. Часто все поколения семьи участвуют в жизни друг друга. Огромная семейная привязанность и связанное с этим гостеприимство определяют обычаи и традиции Греции .

Спорт Греции

Как известно, этот регион исторически является родиной Олимпийских игр, поэтому спорт Греции – просто не может быть не популярен. Для проведения в 2004 году Олимпийских игр в Греции построены новые спортивные сооружения. Самые популярные виды спорта – плавание, баскетбол и, конечно же, футбол.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса