Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто приходил в гости к обломову. Знать основную проблематику произведения

Роль второстепенных персонажей в романе И. И. Гончарова «Обломов»

Романом «Обломов» И. А. Гончаров показал, как условия помещичьего быта порождают в главном ге-рое безволие, апатию, бездейственность. Идейную на-правленность своего произведения сам автор опреде-лил так: «Я старался показать в «Обломове», как и от-чего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого об-стоятельства».

В первой части произведения практически нет дви-жения сюжета: читатель видит главного героя лежа-щим на диване в продолжение всего дня. Некоторое разнообразие в сонную атмосферу квартиры Обломо-ва привносят гости Ильи Ильича, в строгом порядке сменяющие друг друга. Автор не случайно ввел в ро-ман таких персонажей, как Волков, Судьбинский и Пенкин. Их деятельность знакома Обломову, и его рассуждения по поводу судьбы каждого из них еще полнее характеризуют главного героя. Мы знаем, что Илья Ильич начинал служить коллежским секрета-рем, выезжал в свет, увлекался поэзией, но государст-венная его деятельность закончилась отставкой, «еще холоднее простился с толпой друзей», чтение книг тоже постепенно надоело. В результате «лениво мах-нул он рукой на все юношеские обманувшие или обма-нутые им надежды...» и погрузился в мысленное со-ставление плана устройства имения, которое он не мог закончить вот уже несколько лет. Появление гос-тей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Петербург светский представлен Волковым. Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здо-ровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами... Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков». Он востребован в светском обществе, поль-зуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ни-чего привлекательного для себя. «"В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Ко-нечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в ка-кую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!" — заключил он, перевер-тываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пус-тых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

Следующий герой, Судьбинский — бывший сослу-живец Ильи Ильича. Он символизирует собой бюро-кратический Петербург — канцелярский и департа-ментский. «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темны-ми, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражени-ем в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Судьбинский уже добился должности на-чальника отделения, собирается выгодно жениться. И все это на фоне Обломова, который малодушно уво-лился из страха, что начальник объявит ему замеча-ние за неправильно отосланные документы. Обломов даже прислал медицинское свидетельство, которое гласило, что «коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного,... а равно хронической болью в пе-чени..., угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больному, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в долж-ность...» По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение. «Увяз, любезный друг, по уши увяз... И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!», — думал он и испытывал «чувство мирной радости, что он с де-вяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, вообра-жению».

Петербург литературный представлен образом Пенкина. Это «очень худощавый, черненький госпо-дин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньол-кой», пишущий «о торговле, об эмансипации жен-щин, о прекрасных апрельских днях,... о вновь изо-бретенном составе против пожаров», сумел при своем посещении затронуть какие-то струны в душе Обло-мова. Илья Ильич так воспламеняется в споре с гос-тем о предмете изображения в литературе, что даже встает с дивана. И читатель видит, что еще жива душа в нем. «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же забудь. Где же человеч-ность-то? Вы одной головой хотите писать!.. Вы ду-маете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодо-творяется любовью. Протяните руку падшему челове-ку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову... Изображают они вора, падшую женщину,... а челове-ка-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию... Человека давайте мне!.. люби-те его...» Но порыв этот быстро проходит, Обломов «вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван». Илья Ильич искренне сочувствует ли-тератору. «Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А поди, пять тысяч в год зарабатывает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и вооб-ражением, насиловать свою натуру, волноваться, ки-петь, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра, праздник придет, лето на-станет — а он все пиши? Когда же остановиться и от-дохнуть? Несчастный!»

Конечно, можно согласиться с Обломовым в том, что работа по ночам, ежедневная суета, продвижение по карьерной лестнице — занятия утомительные. Но все же каждый из героев: и Судьбинский, и Волков, и Пенкин — нашли дело по душе, имеют цель в жизни. Пусть эти цели подчас и сугубо личные и герои не стремятся «пострадать» во благо Отечеству, но они действуют, огорчаются, радуются — словом, живут. А Обломов, «как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду-мывает, не щадя своих сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага». И самое страшное, что Обломов считает нормальной такую жизнь и несчастными тех, кто не может позво-лить себе жить так, как он. Но иногда все же наступают «ясные сознательные минуты», когда ему стано-вится «грустно и больно... за свою неразвитость, оста-новку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Ему становилось страшно, когда в душе возникало «живое и ясное представление о че-ловеческой судьбе и назначении,... когда в голове про-сыпались... разные жизненные вопросы». Но несмот-ря на мучащие иногда вопросы, Обломов не может и не хочет ничего менять.

Трудно переоценить роль второстепенных персона-жей в романе, ведь они являются одним из средств ха-рактеристики главного героя. Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные «двойники» Обломова: каждый из них представляет тот или иной вариант воз-можной судьбы Ильи Ильича.

В конце первой части романа автор ставит вопрос: что же победит в главном герое — жизненные начала или сонная «обломовщина»? Прочитав роман, мы ви-дим, что «обломовщина» в итоге побеждает и Обломов тихо умирает на диване, так и не совершив ничего по-лезного и нужного.

1) Волков: 1. Как только раздался звонок в дверь, Обломова охватило любопытство, и он стал смотреть. 2. Обломов начал удивляться: "В десять мест в один день - несчастный!". Но также подумал, что было бы неплохо тоже влюбиться в какую-нибудь девушку. Но в итоге пришел к выводу, что его жизнь намного лучше и спокойнее и она его устраивает. 3. Илья Обломов хорошо относится к Волкову и вполне гостеприимно принимает его у себя дома. Но при этом Обломов считает жизнь Волкова "несчастной" и "пустой". Обломов не хотел бы вести ту жизнь, которую ведет Волков: 4. Не было попыток приподняться с кровати. 5. По сути Волков такой же лентяй, как и Обломов. Разница лишь в том, что Волков не лежит на диване, а развлекается в свете. 2) Судьбинский: 1. Обломов обрадовался приходу старого сослуживца, весело поздоровался с ним, но также сказал, как и Волкову: "Не подходи, не подходи! Ты с холоду". 2. Обломов считает Судьбинского "несчастным" карьеристом. По мнению Обломова, карьера чиновника не позволяет людям (в частности Судьбинскому) проявлять себя, свой ум, душу и т.д.: После всех размышлений Обломов остановился на том, что был рад, что он мог целый день сидеть дома и не возиться с работой в отличие от Судьбинского, которого называет несчастным. 3. Обломов доброжелательно относится к Судьбинскому и вполне радушно принимает его у себя дома. 4. По приходу Судьбинского Обломов даже не пошевелился, но был один момент во время разговора, когда он вскочил с постели. 5. По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение. «Увяз, любезный друг, по уши увяз.. . И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает.. . У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое.. . А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!» , - думал он и испытывал «чувство мирной радости, что он с де¬вяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, вообра¬жению» . 3) Пенкин: 1. Перед тем как пришел Пенкин, Обломов еще был в раздумьях после ухода Судьбинского, и получилось, что он даже не заметил нового гостя. Но после того, как тот поздоровался, он очнулся, и снова прозвучали слова: "не подходите, не подходите: вы с холода!". 2. Когда Пенкин ушел, Обломов начал недоумевать, как можно все время писать, тем более ночью. Так же он думал: "Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться...". Он не понимал этого, хотя ранее сам рассуждал, что человек - не человек, если он не живет, не чувствует, не использует свой ум и воображение. Он сравнивает Пенкина с машиной: "все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра. Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный". 3. В целом Обломов хорошо относился к Пенкину, но не разделял его взглядом на мировозрение. Так как он считал, что нужно писать не только головой, но и сердцем. Обломов, считает, что жизнь господина Пенкина несчастна, так как все свое время он проводит за работой. 4. На приход Пенкина Обломов особо не отреагировал, но во время разговоров Пенкин смог расшевелить немного Илью Ильича, тот сперва привстал, а после и вовсе вскочил с кровати. Но после снова лег. 5 Стоит выше Обломова, но его можно сравнить с машиной, в которую он сам себя превратил, включившись в бешеный ритм жизни, не преследуя высокой цели, ради которой было бы оправдано самопожертвование. 4) Алексеев: 1. После очередного звонка в дверь Обломов задался вопросом: "Что это сегодня за раут у меня?". После того, как зашел Алексеев, он поздоровался с ним и сразу же предупредил: "Не подходите, не подходите: я вам не дам руки: вы с холода!". 2. Алексев не уходил из квартиры Обломова до тех пор, пока не пришел Тарантьев, и ушел уже после него. Обломов в момент ухода Алексеева не слушал его и, сидя в кресле, "погрузился не то в дремоту, не то в задумчивость". 3. Обломов вполне дружелюбно встретил Алексеева. Илья Обломов терпит посещения Алексеева, потому что тот - "удобный", молчаливый, уступчивый человек, который подстраивается под окружающи 4. Во время разговора Обломов почти не двигался с места, хоть его и упрашивали встать, умыться и начать собираться. 5. Илья Обломов терпит посещения Алексеева, потому что тот - "удобный", молчаливый, уступчивый человек, который подстраивается под окружающих: 5) Тарантьев: 1. Как только Тарантьев пришел, он поздоровался с Обломовым и протянул свою руку, но Илья Ильич, как и всем предыдущим визиторам, сказал: "Не подходи, не подходи: ты с холода!", и прикрылся одеялом. 2. После ухода Тарантьева Обломов начал размышлять о своих проблемах: "Обломов был расстроен и письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотней Тарантьева". 3. Обломов встретил гостя лежа на кровати, но Тарантьев попытался приподнять его с постели, "но тот предупредил его, опустив быстро ноги и сразу попав ими в обе туфли". Тарантьев стал звать Захара, чтобы тот одевал барина. 4. Обломов с помощью Захара поднялся и сел в кресло. 5. Однажды Тарантьев в очередной раз приходит к Обломову, ведет себя грубо и нагло, плохо отзывается о Штольце и Ольге. Обломов не выдерживает и при всех выгоняет Тарантьева из дома: Волков, Судьбинский, Пенкин - своеобразные «двойники» Обломова: каждый из них представляет тот или иной вариант воз-можной судьбы Ильи Ильича. Пространственные и временные образы появляются в тексте то сужаются, то расширяются. Обломов не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване. «Утро» героя растягивается до 5 часов вечера.

В начале романа «Обломов» И. А. Гончаров описывает образы жизни людей, посетивших главного героя. Гости Обломова играют большую роль в произведении, так как автор подчеркивает, что пуста и ничтожна не только жизнь Ильи Ильича, но и жизни его посетителей.

Образы гостей

Волков - первый посетитель. Он рассказывает Обломову о своей жизни, делясь подробностями о том, что она полна различных мероприятий и праздников. Волков - веселый и модный человек, который ведет праздный образ жизни.

Второй посетитель - Судьбинский. Это бывший сослуживец Обломова, который, в отличие от главного героя, ценит свою службу и свое положение в обществе.

Пенкин - третий посетитель Обломова. Это писатель, который пишет обо всем подряд. Пенкин часто работает над произведениями, даже по ночам, что говорит о том, что его творчество пусто и продажно.

Четвертый гость Обломова - Алексеев. Это никем не заметный человек, имя которого даже никто не запоминает. Алексеев привык к тому, что его называют то Васильевым, то Андреевым. Герой является таким человеком, который привык подстраиваться под других людей.

Тарантьев - пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.

Отношение Обломова к посетителям

Илья Ильич Обломов при встрече своих друзей жалеет их, высказывая свое отношение к их жизни. Центральный персонаж не понимает стремлений Волкова, считая, что тихая и размеренная жизнь намного лучше праздной и веселой жизни Волкова. Обломов не поддерживает и образ жизни Судьбинского, так как считает, что погоня за чинами портит человека и делает его жизнь пустой. Илья Ильич дает писателю Пенкину следующую характеристику: в его произведениях нет ни настоящих чувств, ни реальной жизни.

То, как отзывается Обломов о своих гостях, показано в таблице:

О Волкове

«В десять мест в один день - несчастный!»

О Судьбинском

«Увяз, любезный друг, по уши увяз… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!»

О Пенкине

«И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

Об Алексееве

Обломов терпеливо относится к герою, так как их образы жизни чем-то похожи. Обломов «терпел» Алексеева, так как он мог быть самим собой, имея при этом хорошего слушателя.

О Тарантьеве

«Тарантьев делал много шума, выводил Обломова из неподвижности и скуки»

Данные цитаты показывают то, что Обломов называет своих визитеров несчастными людьми, он искренне не понимает их образы жизни.

Несмотря на то что Обломов не поддерживает взгляды своих гостей на жизнь, он искренне радуется приходу Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева. Отношение Обломова к гостям подчеркивает доброту Ильи Ильича, его «голубиную душу».

Значение образов

Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев приходили к Обломову, так как они знали, что владелец дома радушно примет их, накормит, напоит, даст «курить хорошие сигары».

И. А. Гончаров, вводя образы гостей Обломова, подчеркивает неоднозначность образа главного героя. Описание жизни Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева важно в раскрытии авторского замысла. Все посетители Ильи Ильича являются такими же обломовцами, как и сам главный герой. Они делают вид, что их жизнь имеет цену, однако гости Обломова на самом деле ничего не стоят. Это типичные представители светского общества, для которых стремление обрести высокое положение - самое важное в жизни. Обломов мог быть похожим на своих гостей, однако он отрекается от такой жизни, показывая, что она пуста и ничтожна. Так выражается авторская позиция: жизнь Обломова пуста, но и ничтожны жизни его посетителей. И. А. Гончаров показывает царствование обломовщины.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса