Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Краткий пересказ недоросль брифли. Д.И. Фонвизин "Недоросль": описание, герои, анализ произведения

Злая и грубая помещица Простакова рассматривает кафтан, сшитый сельским портным Тришкой для её сына, недоросля Митрофана, крича: «Он, вор, везде его обузил».

Явление II

Приводят Тришку. Простакова ругает его за кафтан, обзывая скотом. Тришка оправдывается: «я портняжному делу нигде не учился, самоучка». Простакова вопит: «Портной учился у другого, другой у третьего, да первый портной у кого же учился? Говори, скот!» «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего», – резонно парирует Тришка.

Денис Иванович Фонвизин

Явление III

Приводят хозяина имения, помещика Терентия Простакова. Нерешительный человек, подкаблучник жены, он робко говорит, что кафтан, по его мнению, не узок, а мешковат. Жена начинает ругать его. Простаков униженно оправдывается: «При твоих глазах мои ничего не видят». Госпожа Простакова требует немедленно наказать Тришку.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление IV

Входит брат госпожи Простаковой, Скотинин. Глядя на кафтан, он находит, что тот не узок и не мешковат, а «сшит преизрядно». Однако мысль наказать Тришку всё равно кажется ему правильной: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Простакова велит стоящей здесь же няне Еремеевне накормить Митрофана завтраком. Выясняется, что недоросль уже и так «пять булочек скушать изволил», а вчерашним вечером перед сном уплёл «солонины ломтика три, да подовых то ли пять, то ли шесть». Митрофан рассказывает, что от такого плотного ужина ему «ночь всю така дрянь в глаза лезла».

Простакова интересуется: «Какая ж дрянь?» – «Да то ты матушка, то батюшка. Видел будто ты, матушка, изволишь бить батюшку – так мне и жаль стало». – «Кого, Митрофанушка?» – «Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Обрадованная такой сыновней сострадательностью мать ласково обнимает Митрофана, и тот убегает на голубятню.

Явление V

В имении Простаковых живёт на положении воспитанницы их дальняя родственница, Софья. Отец и мать этой девушки умерли, оставив ей в наследство имение, а дядя, господин Стародум, уехал в Сибирь. Скотинин собирается посвататься к Софье. Главная причина этого его желания в том, что в принадлежащих Софье деревеньках много свиней, до которых Скотинин «большой охотник». Он с восторгом рассказывает: в околотке водятся даже «такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Кроме того, Скотинин давно разорил собственные имения, ибо нещадно драл с крестьян огромные оброки. Софьино приданое может поправить его положение.

Госпожа Простакова с умилением замечает, что её Митрофанушка весь в дядю. «И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты, – говорит она Скотинину. – Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Господин Простаков замечает, что столь сильно пристрастие к свиньям не может возникнуть у людей просто так: «тут есть же какое-нибудь сходство».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Явление VI

Входит радостная Софья и рассказывает: она получила письмо от своего дяди Стародума. Ходили слухи, что тот умер в Сибири, однако из письма явствует: Стародум жив и недавно приехал в Москву.

Госпожа Простакова очень недовольна этим письмом. «Что ты нас путаешь? Разве ты не знаешь, что Стародума уж несколько лет от меня за упокой поминали? Неужто грешные мои молитвы не доходили!»

Скотинин и Простаковы боятся, что Стародум помешает им завладеть имениями Софьи. Из диалогов пьесы выясняется ещё: Простаковы недавно не позволили Софье выйти замуж по любви за одного офицера. Раздосадованная госпожа Простакова возмущается современным образованием, из-за которого многие девушки научились читать и могут разбирать содержание писем.

Простаковы и Скотинин сами неграмотны и не могут прочесть письма. Простакова отбирает его у Софьи и вспоминает об учителях Митрофанушки. Государственные указы требуют обучать всех дворян-недорослей, и из города приходят преподавать Митрофану «арихметику» и грамоту отставной сержант Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Есть у него и ещё один учитель: немец Адам Адамыч Вральман, знаток «французского и всех прочих наук». Цыфиркину и Кутейкину Простаковы платят скудно, а иностранец Вральман получает большое жалование и живёт прямо в имении, на полном господском содержании.

Явление VII

Появляется остановившийся недавно проездом в имении Простаковых дворянин Правдин. Госпожа Простакова представляет его Скотинину (который первым делом осведомляется, водятся ли в имениях Правдина свинки), а потом просит, чтобы Правдин прочёл полученное Софьей письмо.

Тот читает (спросив у Софьи разрешения на это). Стародум сообщает в письме, что, нажив в Сибири честными трудами состояние, дающее 10 тысяч рублей доходу, он решил вернуться обратно, взять на себя попечение над Софьей и завещать ей всё своё наследство.

Сумма в 10 тысяч рублей дохода столь велика, что Простаковы и Скотинин застывают от изумления. Скотинин уговаривает сестру побыстрее обделать его брачный сговор с Софьей. Однако у госпожи Простаковой теперь возникает другой план: выдать девушку за своего сына Митрофана.

Явление VIII

Прибегает слуга с известием, что в имение Простаковых вошла для постоя солдатская часть. Правдин и Простаков идут переговорить с офицером, командующим солдатами, а Скотинин отправляется в своё любимое место – на скотный двор.

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика. Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

История создания

Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

Описание произведения

Действие 1

Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

Действие 2

Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

Действие 3

Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

Действие 4

Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

Действие 5

Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

Главные герои

Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

Анализ произведения

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами. Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

В имение Простаковых приезжает Стародум . Первым встречать его выходит знакомый с ним Правдин. В диалоге с Правдиным Стародум кратко рассказывает историю своей жизни. Отец, служивший Петру Великому, воспитал его по обычаям петровского века , когда «придворные были воины». Он учил Стародума быть правдивым и честно служить отечеству, иметь прямую душу, без которой «просвещённейшая умница – жалкая тварь».

Денис Иванович Фонвизин

В молодости Стародум поступил в военную службу, участвовал в боевой кампании, был ранен, но вышел в отставку, когда узнал, что один его знакомец, знатный, но трусливый граф, почтён более высоким чином, хотя скрывался от сражений. Оставив армию, Стародум приехал в Петербург и случайно попал ко двору, но не ужился и там, ибо «на этой большой дороге прямо почти никто не ездит, а все выворачивают крюком, а если встретятся на пути, то разойтиться не могут, один другого сваливает». При дворе «о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся». Стародум поспешил «убраться оттуда без хлопот», не то его всё равно бы выжили. «Я рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденно мою душу, мою честь, мои правилы».

Честным трудом нажив богатство в Сибири, Стародум недавно услышал, что грубые родственники притесняют его племянницу Софью, и приехал помочь ей. Но он не торопится действовать сразу и наобум, а хочет сначала всё разузнать, осмотреться. «У меня правило: в первом движении ничего не начинать».

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление II

Появляется Софья и радостно бросается к Стародуму. Тот обнимает племянницу и говорит, что приехал ей на выручку: «Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось из рук вырвать добычь от порока».

Стародум рассказывает Софье о своей жизни в Сибири, земле, «где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Он говорит, что нажил там столько, «чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного». Стародум, впрочем, не раб своего богатства. О деньгах он отзывается с пренебрежением: «Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Явление III

Название произведения: Недоросль
Фонвизин Денис
Год написания: 1782
Жанр произведения: комедия
Главные герои: Митрофан - капризный шестнадцатилетний дворянин, Простакова - мать Митрофана, Простаков - отец Митрофана, Скотинин - брат Простаковой, Софья - дальняя родственница Простаковых, Стародум - дядя Софьи, Милон - офицер, Правдин - постоялец Простаковых.

Фонвизин Денис Иванович заложил основы русской комедийной пьесы, краткое содержание комедии «Недоросль» для читательского дневника позволяет насладиться образцом литературы 18-ого века и задуматься над проблемами, важными и в наши дни.

Сюжет

Митрофан - шестнадцатилетний сын Простаковых, тот самый недоросль. Мать наняла ему учителей, но сама же мешает проводить уроки и часто отпускает сына порезвиться. Она считает, что уметь читать и считать необязательно, достаточно уметь пересчитывать деньги, когда они есть.

С Простаковыми живет Софья - их дальняя родственница и богатая наследница.

На нее претендует Скотинин, который мечтает завладеть деревнями Софьи. А Простакова хочет женить на ней сына-неуча. И на Софье хочет жениться Милон, к нему Софья испытывает симпатию.

В деревню приезжает Стародум.

Когда Простакова узнает, что Стародум собирается увезти Софью в Москву, она приказывает слугам посадить ее в карету и увезти в церковь венчаться с Митрофаном. Софью успевает вызволить Милон. Стародум узнает, что он ее избранник, и радуется.

Стародум и Софья уезжают. Скотинин отправляется в свое имение. Простакова расстроена, но рада, что Митрофан остался с ней. Сын грубит ей, она теряет сознание. Митрофан отправляется на армейскую службу.

Вывод

Тот, кто не хочет познавать науку, знакомиться с достижениями человечества, развивать свой ум, дух и тело, обречен на примитивную и ограниченную жизнь. Такой человек мало чем отличается от животного и будет чувствовать эту нехватку духовности, но даже не поймет, почему несчастлив. Митрофан будет жить так же, как жили его родители, у него не будет интересных друзей, интересных занятий и увлечений, умной и мудрой жены, приятной работы.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса