Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Контраст как основа композиции рассказа Л. Толстого «После бала. Контраст как основа композиции рассказа Л.Н.Толстой «После бала

Цель урока:

  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа "После бала".

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, иллюстрации к рассказу "После бала", музыка, презентация.

Словарная работа: композиция, контраст, антитеза

Контраст - франц. contraste - резко выраженная противоположность.

Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Представим поздний вечер. Лев Николаевич за работой... Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строго судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с мыслью о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания - "прогнания сквозь строй". Но рассказ "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает - это цель нашего урока.

2. Беседа с учащимися.

Что такое композиция произведения?

(Композиция - это построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)

Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)

Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)

В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)

3. Слово учителя.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночью, и включает два эпизода.

Какие это эпизоды?

(Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.)

И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.

Учитель: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: напомните их.

1. Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.

(Чтение бала у губернского предводителя со слов "взял руку дочери..." до слов "подвел ее ко мне...").

Слайд. Иллюстрация, музыкальное сопровождение. Выразительное чтение отрывка (читает Коршунова Лиза)

2. Наказание солдата со слов "я стал смотреть..." заканчивая словами "это было тело человека".

Слайд. Рисунок. Выразительное чтение эпизода (читает Ерёменко Саша)

4. Исследования учащихся.

Мы проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: Слайд.

I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:

бал чудесный,

зала прекрасная,

буфет великолепный,

музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье, в белых перчатках. У нее - "сияющее... лицо, ласковые, милые глаза..."

Отец Вареньки - красивый...

Иван Васильевич - доволен, счастлив...

II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала:

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания:

Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке

Солдаты в черных мундирах

Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Иван Васильевич- стало неловко и неприятно, была на сердце тоска

Индивидуально: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого (внешнее описание, лицо, походка, как двигался) Слайд.

С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.

5. Итоги урока.

Учитель: Вот и наступили последние минуты урока. Что мы рассматривали на уроке? Какие исследования провели?

(Учащиеся: Мы проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.)

Учитель: Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти и уничтожить все зло в людях...

Пусть сегодня горит свеча для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

6. Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки)

7. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику.

Год назад в Москве состоялось заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. На этом заседании один из членов комиссии, известный всей православной России священник протоиерей Артемий Владимиров в своем коротком выступлении зачитал фрагменты рассказов Бунина «Кавказ», Куприна «Куст сирени» и Чехова «О любви», помещенных в учебник литературы для 8 класса. Отец Артемий задал вопрос: формирует ли школа идеал семьи в сердцах и умах школьников? Священник посоветовал Патриаршей комиссии выразить Департаменту образования озабоченность в связи с этим, а также предложить чиновникам пополнить школьную программу теми классическими произведениями, которые будут формировать семейный идеал, а не разрушать его.

Двухминутное выступление отца Артемия Владимирова вызвало шквал негодования в либеральных СМИ и в социальных сетях. Либеральные журналисты и блогеры кипели возмущением: «Церковь хочет запретить в школе рассказы Чехова, Бунина и Куприна!» Накал возмущения был таков, что глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда вполне официально опроверг сообщение о намерении РПЦ изъять из школьной программы произведения Чехова, Бунина и Куприна. Он заявил: «Протоиерей Артемий Владимиров, выступая на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, выразил свое личное негативное отношение к трем произведениям русских классиков. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но точка зрения одного священникам никоим образом не может рассматриваться как намерение Церкви добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов. Таких планов нет».

Таким образом, утверждение о разрушительности для семейного начала трёх вышеупомянутых рассказов из учебника литературы для 8 класса оказалось личным мнением отца Артемия. Однако, это точка зрения не одного-единственного священника. Например, я это мнение полностью разделяю. Наверняка найдутся ещё священники, разделяющее это мнение. Совокупность многих «личных мнений» могло бы стать мнением Церкви. Конечно, в данном случае достигнуть этого будет непросто. Даже из числа священнослужителей далеко не все прочитали на досуге учебник литературы для 8 класса. Не все до принятия священного сана закончили филологический факультет МГУ и работали преподавателем русского языка и литературы, как отец Артемий. Не у всех есть дети-восьмиклассники. У монашествующих своих детей обычно и вовсе нет, а посему нет и насущной необходимости постоянно заглядывать в дневники и школьные учебники. А ведь из числа монахов формируется наиболее авторитетный слой священнослужителей: епископы и настоятели монастырей.

Я филологического образования не имею, и преподавателем литературы в школе не работал, но жизнь заставила ознакомиться со школьными учебниками литературы. Как раз сейчас мой пятый по счету ребенок учится в 8 классе. Пятый раз приходится разбираться с проблемами неприятия более-менее православным ребенком школьного курса литературы. Причем, это неприятие касается не только «Кавказа», «Куста сирени» и «О любви», а более чем половины содержания учебника для 8 класса. Забегая вперед, скажу - не только для 8 класса. Мой четвертый по счету ребенок учится сейчас в 11 классе. Его уже «осчастливили» изучением повести «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Уроков десять было посвящено «Мастеру и Маргарите» (сказалась определенная слабость учительницы к этому роману). Ждет своего часа поэма «Двенадцать» Блока... Но об учебнике для 11 класса придется рассказать отдельно. Сейчас предлагаю взглянуть ещё на одно из произведений русской литературы, изучаемых в 8 классе.

Столкнулся я недавно с учительницей русского языка и литературы моего сына-восьмиклассника, Сорокиной Наталией Михайловной. Та высказала мне претензию. По её мнению, мой сын был невнимателен на уроке, посвященном рассказу Льва Толстого «После бала», неправильно ответил на заданные вопросы и получил заслуженную кару в виде «двойки». «Такой замечательный рассказ великого писателя, а ваш сын демонстрирует нежелание его изучать!» - попрекнула меня учительница. «В чем же замечательность этого рассказа?» - спросил я удивленно. «Он обличает палочную дисциплину в России!» - ответила Сорокина и быстро-быстро ретировалась под предлогом необходимости бежать на урок.

По причине категорического уклонения оппонента от совместного поиска истины придется мне изложить свою точку зрения этот рассказ Толстого из школьного учебника здесь. Напомню сюжет «После бала». Некий «всеми уважаемый» Иван Васильевич рассказал в кругу друзей историю, которая в корне изменила его жизнь. Будучи студентом, «очень веселым и бойким малым, да ещё и богатым», он сильно влюбился в восемнадцатилетнюю красавицу Вареньку, дочь полковника. Основную часть рассказа занимает описание бала, который в последний день масленицы дал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой. Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич, «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила полковника пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к отцу Вареньки восторженно-нежным чувством. Вернувшись после бала домой, Иван Васильевич не смог уснуть, и решил прогуляться по городу. Наступило утро... Дойдя до дома Вареньки он услышал музыку и увидел толпу людей. Оказалось, что там прогоняли сквозь строй беглого солдата-татарина, а отец Вареньки лично командовал расправой. Он шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на окровавленную спину наказываемого.

Вернувшись домой, рассказчик смог успокоиться и уснуть только с помощью большой дозы алкоголя. Иван Васильевич, по его словам, никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на другую службу. А любовь к Вареньке сошла на нет. Каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, её отец-садист и окровавленная спина беглого солдата.

Что сразу не принял в этом рассказе мой сын? Не знаю как его одноклассники, сын мой уже знаком с творчеством Толстого, прочитал повесть «Казаки» и «Севастопольские рассказы», посмотрел телесериал «Война и мир» (британский, 2016 года). Образ полковника-садиста в рассказе «После бала» совершенно не соответствовал его представлению об офицерах русской императорской армии, сформировавшемуся на основе других произведений Льва Толстого. Мой сын знал, что и сам Толстой служил офицером-артиллеристом, воевал на Кавказе с горцами, на Дунае с турками и защищал Севастополь от англичан и французов. В рассказе же «После бала» рассказчик утверждал, что после увиденного не смог поступить на военную службу. Недоумение от явного несоответствия образов автора рассказа (Льва Толстого) и рассказчика в рассказе (Ивана Васильевича) учительница разъяснить не смогла. Проще оказалось поставить «двойку». Разрешать недоумение пришлось дома. Когда объясняешь пятому по счету ребенку, кое-какой материал накапливается.

Лев Толстой написал «После бала» в 1903 году, в возрасте 75 лет. Это произведение основано на конкретном реальном событии, происшедшем с родным братом писателя, Сергеем. Сергей Николаевич, будучи студентом Казанского университета, влюбился в Вареньку, дочь местного военного начальника Андрея Петровича Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться. Случилось это в 1840-е годы. История осела где-то в памяти Льва Николаевича и была не востребована, но спустя пятьдесят пять лет он извлек её из памяти и описал в своем произведении. Рассказ был написан в течение суток, на одном дыхании. Очевидно, что причиной появления на свет «После бала» был сильный эмоциональный взрыв у писателя, вызванный конкретным событием. Да, Толстой написал рассказ конкретно для готовившегося Шолом-Алейхемом сборника произведений в пользу евреев, пострадавших во время Кишинёвского погрома.

Надо отдать должное семидесятипятилетнему старцу. В своем рассказе «После бала» Лев Толстой показал себя замечательным психологом. Прочитав рассказ, мы ясно понимаем, как события одного утра полностью изменили жизнь его героя, «всеми уважаемого Ивана Васильевича». Утром после бала Иван Васильевич увидел страшную сцену наказания беглого солдата. Командовал расправой отец Вареньки. Понятно, что у полковника было много подчиненных офицеров: майоров, капитанов и поручиков. Он мог бы поручить им наказать виновного, а сам остался бы дома отдыхать после бала. Но младшие офицеры на расправе отсутствовали (на это, кажется, никто ещё не обратил внимание), и руководил всем целый полковник. Этим Лев Толстой показывает, что отец Вареньки оказался садистом, получающим удовольствие от мучения беззащитных людей и не желающим пропустить такой возможности.

Увиденное привело Ивана Васильевича в ужас. Он смотрел на то, как полковник командовал расправой, как своей сильной рукой в замшевой перчатке лично бил по лицу «слабосильного солдата», слабо ударившего палкой беглеца. Совсем недавно, на балу, эта рука и эта замшевая перчатка иначе виделись юноше: «Полковник... вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт». На балу Иван Васильевич ощутил внутреннее, душевное единство отца и дочери: «Больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве». Свою любовь к Вареньке юноша перенес и на её отца. А теперь, после увиденной расправы, он перенес с отца на дочь свой бессознательный ужас. Он ощутил, что они едины не только в прекрасном, но и в безнравственном. Нравственная порча любимой девушки, о которой та даже не догадывалась, стала для Ивана Васильевича бесспорной. Это и убило любовь. Внутренняя безнравственность не может быть совместима с любовью. Толстой в своем рассказе показал себя гениальным психологом и художником.

Обратим внимание на подчеркнутую схожесть лица, фигуры, одежды и манер отца Вареньки с императором Николаем Первым. Хозяйка бала в рассказе оказалась похожа на императрицу Елизавету Петровну. Лев Толстой таким образом добивается появления у читателя негативных чувств в отношении российских правителей и российских властей в целом. Они должны быть также двуличны, как и герои рассказа. Подчеркнуто, что сам бал проводился в последний день Масленицы, то есть в Прощенное воскресенье, накануне Великого Поста. По замыслу Толстого, именно в Прощенное воскресенье полковник-садист, потанцевав на балу, производит свою немилосердную расправу с беглым солдатом-татарином. Толстой подводит читателя к мысли о лицемерности христианства, призывающего к прощению и к любви, о двуличности Церкви, о немилосердии христиан к представителям других вер и народов.

Последовавший отказ героя рассказа от военной, государственной и иной службы в этой стране получает полнейшее одобрение слушателей: «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, - сказал один из нас. - Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Как я указал выше, рассказ «После бала» был написан Толстым в качестве реакции на Кишиневский погром 1903 года. История с этим погромом сегодня забыта, но информация для желающих её узнать вполне доступна. Поводом для погрома послужило убийство подростка, в котором местная газета «Бессарабец», возглавляемая молдавским помещиком Крушеваном, обвинила какую-то еврейскую секту. Ряд газетных публикаций и циркулирующие среди народа слухи привели к погрому на последний день еврейской Пасхи и первый день Пасхи православной. Кишиневский губернатор Рудольф фон Раабен вовремя не отреагировал на события, за что был позже уволен. Некое независимое расследование выдвинуло подозрения, что погром был подготовлен и организован непосредственно Охранным отделением в лице ротмистра барона Левендаля в русле политики натравливания одних слоёв населения на другие. Все эти события вызвали сильнейший резонанс и в России, и за границей. Откликнулся на них и Лев Толстой.

Не будь Кишиневского погрома, рассказ «После бала» вообще не появился бы на свет. Кстати, напечатан он был только после смерти автора в 1911 году. Написанный в течение суток, он был положен «под сукно» на несколько лет. Ситуация, конечно, показательная. Обратим внимание на следующие обстоятельства... Молдавский помещик Крушеван развернул агитацию против ритуальных убийств, в которых обвинялась какая-то еврейская секта. Губернатор Рудольф фон Раабен не смог обеспечить порядок в городе. Барон Левендаль подозревался в организации погрома. Участвовали в погроме местные жители, потомки которых через пятнадцать лет отделились от России. Присоединенные в 1940 году, они при первой же возможности образовали независимое государство Молдову. Но революционных демократов, либералов и прочих, в Кишиневском погроме 1903 года оказались виноваты Русская православная Церковь, русское правительство и русская армия.

Не так просто и с полковником Корейша, послужившим прообразом отца Вареньки в рассказе. Фамилия Корейша восходит к названию арабского племени Корейшиты, обосновавшемуся вблизи Мекки. К роду Корейшитов принадлежал Мухаммед. Он объявил корейшитское наречие самым чистым арабским языком, и потому это наречие стало литературным. Скорее всего, предок обладателя фамилии Корейша был родом из этого племени, или просто выходец из Аравии. Как такие Корейши могли оказаться в России? Я нашел упоминание про одного Корейшу, служившего в русской армии в конце XVIII века. По происхождению он был арнаутом, то есть албанцем. Это объясняет ситуацию. Османы активно обращали албанцев в ислам, и селили в Албании выходцев с Аравии. Среди них могли оказаться и корейшиты.

При Екатерине Великой множество переселенцев с Балканского полуострова бежали в Россию от османского ига. Большей частью это были сербы, болгары и греки, но попадались и арнауты. Многие поступали на русскую военную службу. Потомком албанца-переселенца мог быть и Андрей Петрович Корейша, с которым судьба столкнула Сергея Толстого в Казани. Горячий албанский характер мог быть причиной исключительной жестокости, ужаснувшей брата Льва Николаевича. Но это не был характерный пример из жизни русского офицера. А в художественном произведении, в рассказе «После бала», мы видим уже не потомка выходца из Албании, а человека, схожего лицом, фигурой, одеждой и манерами с русским императором Николаем Первым.

«После бала» - фактически политический памфлет, талантливое антихристианское и антиправительственное произведение, воплощенное в форме художественного рассказа. Оно должно было вызвать у читателя отрицательные эмоции в адрес русского правительства, русской армии и русской православной церкви. Оно их и вызывает по сей день у любого непредвзятого читателя, самостоятельно читающего этот рассказ. Школьник же не просто обязан прочитать этот рассказ. Под руководством преподавателя он обязан выполнить ряд заданий, указанных в учебнике. Отрицательные эмоции в адрес русского правительства, русской армии и «лицемерного» Православия умело и старательно вбиваются при помощи преподавателя в беззащитное сознание ребенка-восьмиклассника. Вот эти задания:

«Размышляем о прочитанном.

1.Какие чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа?.. Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом...

3.Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии ?

4.Можно ли сказать, что рассказ Л.Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?

5.Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

6.Чего достигает Л.Н. Толстой композиционным приемом контраста событий? Подготовьте развернутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих утверждений используйте цитаты из текста рассказа».

«Творческое задание.

По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России - Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но, будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?»

Наводящий вопрос? Ответ может быть один: во все времена (и при Николае Первом, и при Николае Втором, и при других правителях России, и сейчас) Россия была, есть и будет страшным бесчеловечным государством. В этой стране стать замечательным человеком можно только, отказавшись от военной и всякой другой государственной службы. Прийти к другому выводу восьмикласснику ни учебник, ни учительница не позволят.

«Литература и другие виды искусства.

Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?»

Педагогически это очень грамотно. Иллюстрации (сцена бала и сцена избиения) помогают запомнить рассказ на всю жизнь. Отрицательные чувства к армии, российскому правительству и Церкви закладываются в память восьмиклассника навсегда. Будем ли удивляться количеству старшеклассников, оказавшихся на митингах, организованных Навальным «против коррупции»?

«Развиваем дар слова.

1.Для подтверждения ваших суждений о том или ином персонаже произведения подготовьте характеристики героев с введением портретов, диалогов, описаний бала, экзекуции.

2.Подготовьте устный отзыв на рассказ «После бала»...»

Для того, чтобы эффект от «После бала» остался на всю жизнь, учебник предлагает поработать с аудиозаписью рассказа.

«Фонохрестоматия...

1.Менялось ли ваше отношение к героям во время чтения рассказа и прослушивания актерского исполнения. Почему?

2.Какие интонации были использованы актером, чтобы показать характеры героев рассказа?

3.Против чего направлен рассказ Л.Н. Толстого и как это показывает в чтении Николай Лазарев?

4.Как настраивает музыка на прослушивание контрастных событий?

5.Почему рассказчик так подробно описывает Вареньку и её отца?

6.Какая музыка звучит во время танца? Какое настроение создается ею? Почему рассказчику казалось, что он любит «всех»?

7.Что случилось после бала? Какая новая музыка послышалась рассказчику? Как он назвал её?

8.Почему любовь рассказчика «пошла на убыль»?

Рассказ «После бала» включен в учебник литературы 8 класса (часть 2) для общеобразовательных организаций (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин). Учебник, в свою очередь, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, имеет положительное заключение по результатам научной (заключение РАН №10106-5215/650 от 14.10.2011 г.), педагогической (заключение РАО №163 от 29.01.2014 г.) и общественной (заключение РКС №182 от 07.02.2014 г.) экспертиз. Утверждается, что учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, «Примерным программам по учебным предметам. Литература, 5-9 классы» и «Рабочим программам. Литература. Предметная линия учебников/ Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы».

Контраст как основа

композиции рассказа


История создания рассказа

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.


Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.


Л.Н.Толстой

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.


Перекличка эпох в рассказе

«После бала»

40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)

1900-е годы, время Николая2

21век

(эпоха, в которой

живёт читатель)


История создания рассказа

Рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала». ПОЧЕМУ?


в композиции рассказа

в системе образов

в языковых средствах

в описаниях


Контраст

как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика


  • В чём наблюдается контраст?
  • в композиции рассказа
  • в системе образов
  • в языковых средствах
  • в описаниях

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,


Экзекуция:

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска


ПОЛКОВНИК “Высокий военный в шинели и фуражке”. “Шел твердой, подрагивающей походкой”. “Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. “Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. НАКАЗЫВАЕМЫЙ Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. “ Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… “Сморщенное от страдания лицо”. “ Спотыкающийся, корчащийся человек “. Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.


Танцы (глаголы) – полковник

Описание наказания (глаголы)

Топнул, выкинул, прошёл, расставив, соединил, упал., поцеловал, подвёл

Толкали, падал, удерживая. Тянули; поворачивал; оскаливая, повторял; не говорил, а всхлипывал; взмахнув, шлёпнул


Полковник на балу

Полковник на плацу

Красивый, статный , высокий , свежий.

С белыми усами , белыми бакенбардами , с блестящими глазами,

радостной улыбкой,

с широкой грудью,

сильными плечами,

длинными стройными ногами,

сложен был прекрасно

Шёл…втягивая в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал через оттопыренную губу;

грозно и злобно нахмурившись,

высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой,

румяное лицо и белые усы и бакенбарды .

Твёрдым шагом двигалась высокая , статная фигура.

Что, полковник двоедушен? Он на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски ?


Однако Толстой использует не только приём контраста, но и сопоставления

Перчатка

33 стр. По законам дворянской чести перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть « ш пагу из портупеи».

Искренен на балу?

С. 38. Почему во 2-й сцене упомянута перчатка ?

И, если придёт случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.

Контраст усиливается.

  • А почему Пётр Владиславович делает вид, что не узнал Ивана Васильевича, поспешно отворачивается?
  • Умаляет ли это его вину?

Контраст в системе образов

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


Вывод

В чём вы видите критическую силу рассказа?

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"


Композиция – способ выражения идеи.

  • В противопоставлении мы увидели противоречия между беззаботной жизнью «верхов» и бесправием «низов»
  • Толстой показывает причудливое сочетание добрых и злых пороков в душе в душе полковника, осуждает жестокость, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.


Хорош

Плох

Ему было стыдно, он испытал ужас

Унижение человеческого достоинства

Не вступился Но почему?

Стыд за своё умиление,

«Что же вы думаете, что я тогда решил…»

за свою любовь,

Обвинил себя только в незнании чего-то, мало этого, всю жизнь старался это понять

за то, что был человеком, не знающим зла



Иван Васильевич

1. Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

2.Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника?

3. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

События после бала - и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.


Вывод

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.


Вывод

Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».


Значение рассказа «После бала»

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_1.jpg" alt=">Контраст как основа композиции рассказа Л.Н.Толстой "> Контраст как основа композиции рассказа Л.Н.Толстой "После бала"

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_2.jpg" alt=">Цель урока: расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого познакомить с его взглядами на"> Цель урока: расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого познакомить с его взглядами на ближайшую историю Задачи: рассмотреть сюжет и композицию рассказа дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_3.jpg" alt=">Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."> Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_4.jpg" alt=">Из дневника Л.Н.Толстого 1903г. 9 августа.Написал в один день «Дочь и отец»."> Из дневника Л.Н.Толстого 1903г. 9 августа.Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно. 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..] 18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника - поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо.)

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_5.jpg" alt=">История создания рассказа Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу"> История создания рассказа Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_6.jpg" alt=">Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся"> Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_7.jpg" alt=">21век (эпоха, в которой живёт читатель) 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в"> 21век (эпоха, в которой живёт читатель) 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха) Перекличка эпох в рассказе «После бала»

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_8.jpg" alt=">Автор подчёркивает контраст в композиции рассказа в системе образов в языковых средствах в"> Автор подчёркивает контраст в композиции рассказа в системе образов в языковых средствах в описаниях

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_9.jpg" alt=">Контраст как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: Рассказ, таким образом,"> Контраст как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика вступление на балу после бала заключение

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_10.jpg" alt=">Наблюдение над языковыми средствами На балу:">

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_11.jpg" alt=">Экзекуция:">

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_12.jpg" alt=">На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к"> На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого? Полковник Контраст в системе образов

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_13.jpg" alt=">Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана"> Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить? Иван Васильевич

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_14.jpg" alt=">Вывод В чём вы видите критическую силу рассказа? В первоначальных редакциях рассказ имел следующие"> Вывод В чём вы видите критическую силу рассказа? В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"

Src="https://present5.com/presentacii-2/20171213%5C37020-tolstoy_posle_bala.ppt%5C37020-tolstoy_posle_bala_15.jpg" alt=">Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только"> Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин) Значение рассказа «После бала»

Тема «Контрастное построение рассказ как способ выражения его идеи (по произведению Толстого «После бала»)

Цель: рассмотреть особенности композиции; познакомиться с понятием контраста, как художественным приемом, на котором строится рассказ; формировать навык исследовательской работы с текстом, выразительное чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся

Оборудование:

Иллюстрации картин В. Кандинского «Чёрная дыра», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация, карточки оценки эмоционального состояния, раздаточный материал.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. «Погружение в тему»

В начале урока мне хотелось бы задать вам необычный вопрос: что влияет на душевное состояние человека?

Прослушайте фрагмент музыкального произведения, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. (карточки цвета)

Какова цель нашего эксперимента?

Мы живём в мире, полном звуков, красок, полутонов, а они, в свою очередь, влияют на наши чувства и эмоции. И не случайно многие из вас выбрали не чёрно-белый вариант, а другие цвета: желтый, синий, красный. В жизни человека бывают случаи, когда он испытывает противоречивые чувства. Сегодня на уроке мы будем рассматривать литературное произведение, в котором главному герою тоже приходится испытывать разные чувства, делать свой выбор.) на доске РАДОСТЬ - ГРУСТЬ

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством гениального русского писателя Л.Н.Толстого. В своих произведениях он раскрыл все самые хорошие, светлые стороны жизни человека и самые плохие, такие, за которые людям стыдно. Мы вспомнили события 40-х и 90-х годов 19 века. К ним обращается Л.Н.Толстой в рассказе «После бала»

Именно над этим небольшим по объёму, но удивительным по глубине переживаний и эмоциональности рассказом мы начнем работать сегодня на уроке.

3. Работа над темой урока

Запись в тетрадь – число, классная работа, тема урока

Работа над темой урока (выяснить… что такое построение произведения – композиция, идея произведения….. познакомиться с понятием контраста, как с художественным приемом, на котором строится рассказ)

4. История создания рассказа (реализация домашнего задания)

Расскажите, что вы знаете об истории создания этого рассказа?

5.Выявление первоначальных впечатлений о прочитанном.

Дома вы прочитали рассказ «После бала»

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

На какие части можно условно разделить рассказ?

(вступление, бал, после бала, заключение) – схема на доске или слайд

Заключение

После бала

Вступление

Вступление в рассказе.

От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Почему именно Иван Васильевич рассказывает обо всем?

В каких еще произведениях используется такой прием? («Ася» Тургенев, «Капитанская дочка» Пушкин, «Мцыри» Лермонтов)

Как называется такой прием композиции? Какой смысл придает он художественному произведению? (самоанализ и самораскрытие, герой комментирует и оценивает свои поступки) запись на доске ЮНОСТЬ – ЗРЕЛОСТЬ

Возвращаемся к схеме. Рассказ Ивана Васильевича поделили на 2 части.

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина)

6. Анализ первой части рассказа (по ходу урока заполняют таблицу, заготовки каждому в начале урока)

О чем вспоминает в своем рассказе Иван Васильевич? (проверим с помощью викторины или фронтальный опрос)

Назовите эпизод и героев, увиденных вами в этой сцене?

Где и когда проходил бал? (рассказ о Масленице, Прощеном Воскресенье, Чистом понедельнике – что знаете об этих праздниках?)

Что за танец «проходит» с Варенькой герой? (вальс)

Какую яркую деталь в одежде Вареньки вспоминает герой и через 50 лет? (розовый пояс)

На экране отрывок из текста.

Вставьте в местах пропуска эпитеты, с помощью которых рассказчик рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, отца Вареньки.

Бал был чудесный : зала прекрасная , музыканты знаменитые , буфет великолепный .

Губернский предводитель – добродушный старичок.

Жена его – тоже добродушная.

Варенька – в белом платье , в белых перчатках, в белых башмачках. У неё – сияющее, разрумянившееся ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой. (какие цвета использует, вывешиваю на доску)

Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании? (зачитать из текста)

О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца? (обратить внимание на такую деталь как «замшевая перчатка» полковника)

Пользуясь опорными словами, которые вы видите на экране, составьте связный ответ на вопрос «Что чувствовал герой рассказа на балу и почему?»

Иван Васильевич не только любовался , но и с восторженным умилением смотрел на Вареньку, умиляясь даже мягким отцовским сапогам. Герой был доволен, счастлив, добр , потому что влюблён, молод, красив, беспечен . Ему казалось, что все любуются Варенькой. Иван Васильевич танцевал легко, не чувствуя тела , как будто неземное существо, способное на одно добро. Он признавался собеседникам, что любовь к Вареньке освободила всю его скрытую способность к любви . Герой обнимал в то время весь мир своей любовью . На балу Иван Васильевич был бесконечно счастлив.

На балу герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой, наполнен ощущением счастья, молодости, красоты. И вот бал окончен. Иван Васильевич не может уснуть, он снова на улице.

7. Анализ второй части рассказа.

Найдите в тексе слова, помогающие понять, что настроение вдруг меняется. (зачитывают)

В какой момент это происходит?

Что теперь слышит герой? (звуки флейты и барабана, другую, жестокую, неприятную, визгливую мелодию, свист палок и их шлепки по спине солдата)

Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина? (стыдно, больно, тоскливо до тошноты) ОБРАЩАЮ ВНИМАНИ НА ДОСКУ, ГДЕ ТОЖЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ)

В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты - сцена бала и экзекуция.

В литературоведении такой композиционный приём называется КОНТРАСТ. (Слайд) Запишите термин, запомните определение.

На доске: контраст - выразительный художественный приём, основанный на резком противопоставлении понятий, образов, картин, композиционных элементов на разных уровнях идейно-художественного содержания произведения.

Я думаю, вы уже обратили, внимание. Что весь рассказ Л.Н.Толстого построен на контрасте: мы видим, что происходит с героем на балу и после бала.

Но все ли противопоставления в рассказе мы рассмотрели? (не все: чувства Ивана Васильевича, полковник и татарин)

Какие средства языка, используемые в тексте, помогают понять состояние героя? (Повторы, прямая речь, неопределённые местоимения).

Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина? (Стыдно, больно, тоскливо до тошноты»).

Каким увидел Иван Васильевич полковника в этой сцене? (Всё тот же: срумяным лицом, белыми усами и бакенбардами).

А наказываемого татарина? (заполняем таблицу)

Полковник.

Наказываемый.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… подвигался ко мне,

то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья,

толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры… тянули его

назад.

8. Итог урока

- Для чего здесь используется прием контраста? (Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о том, что есть другой, страшный мир, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во 2 части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности ). (Он позволяет выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности. Автор подчеркивает контраст в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах и в описаниях.)

Какую роль в искусстве играет контраст? А в жизни? (в начале урока слушали музыку, рассматривали картины)

Можно ли понять добро, не зная зла?

Обратимся к словам Волонда из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?»

Существует ли в жизни белое без черного, добро без зла?

- Таким образом, рассмотрев две части рассказа, мы на следующем уроке перейдем к беседе о главных героях (полковнике и Иване Васильевиче). Поговорим об идейном смысле произведения.

9. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по опорным словам на тему «Мои впечатления от рассказа»

Опорные слова.

Вначале я решил, что…; затем, вчитываясь в рассказ, я понял…; мне поначалу показалось…; но вдруг обнаружилось…; я, как и Иван Васильевич, испытывал симпатию к полковнику Б, даже умилялся им, но, приглядевшись к нему с помощью автора, резко изменил своё отношение: я понял, что…; первоначальное чувство сменилось…; Ивана Васильевича же, напротив, мне было…; в нём я открыл, наконец…

На балу

После бала

Бал (звуки, краски)

Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках

в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи…

Кадрили, вальсы, польки…

Мазурочный мотив…

Нежно, плавно…

Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)

Спина…что-то пёстрое, красное

Жёсткая, нехорошая музыка

Полковник

Высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подражающей походкой.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Наказываемый

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его

что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.

то опрокидываясь назад

Сморщенное от страдания лицо.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Иван

Васильевич

Счастье моё всё росло

Доволен, счастлив, блажен, добр

Вот и наступили последние минуты сегодняшнего урока. изучили жизненные источники рассказа «После бала», проанализировали особенности жанра и композиции рассказа, познакомились с контрастом произведения, как художественным приемом.

Но уже сейчас можно сказать, что значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство.

А эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

Звуки, краски

Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках

в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи…

Кадрили, вальсы, польки…

Мазурочный мотив…

Нежно, плавно…

Звуки, краски

Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)

Спина…что-то пёстрое, красное

Били барабаны, свистела флейта

Жёсткая, нехорошая музыка

Неприятную, визгливую мелодию

Полковник

красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой

Полковник

Высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подражающей походкой.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Наказываемый

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его

что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…

то опрокидываясь назад

Сморщенное от страдания лицо.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Иван Васильевич

Счастье моё всё росло

Доволен, счастлив, блажен, до

Иван Васильевич

Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса