Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Коллекционер, основатель музея личных коллекций илья зильберштейн. Илья самойлович зильберштейн. о рукописной коллекции и. с. зильберштейна, хранящейся в ргали Смотреть что такое "Зильберштейн Илья Самойлович" в других словарях

 Мошенник
Квартирный мошенник не сумел обмануть чекистов
Симоновский суд Москвы приговорил к шести годам заключения гендиректора АОЗТ "Экоресурсы" Илью Зильберштейна. Представляясь помощником Юрия Лужкова, он умудрился присвоить по меньшей мере 5,6 млрд неденоминированных рублей. Эти деньги преступник получал от предпринимателей, обещая помочь "в приобретении комфортабельного жилья по льготным ценам".

Илья Зильберштейн родился в Москве в 1975 году. После окончания школы он поступил в Плехановский институт. В 1995 году его родители эмигрировали в Германию, и Зильберштейн сразу же бросил учебу и занялся коммерцией. Причем его бизнес был весьма необычным.
Основав АОЗТ "Экоресурсы", молодой человек стал целенаправленно знакомиться с чиновниками правительства Москвы и администрации президента России, а потом за вознаграждение сводить с ними предпринимателей. Таким способом Зильберштейн зарабатывал неплохие деньги (со временем он обзавелся телохранителями, которым платил $7 тыс. ежемесячно). Но этого предпринимателю показалось мало, и он решил заняться мошенничеством.
Его первой жертвой стали руководители фирмы "Слэм-М". В начале 1996 года за то, что они вовремя не сдали отчетность в ГНИ, с них было списано свыше 1 млрд рублей, а счет в банке арестован. Бизнесменам удалось отсудить деньги, но счет все равно разморожен не был. Зильберштейн предложил руководителям "Слэм-М" за вознаграждение решить их проблемы. Но, получив $6 тыс., скрылся. Руководство фирмы в милицию не обращалось, поскольку не смогло бы объяснить, на что давало деньги.
Затем мошенник получил у руководителей другой коммерческой структуры еще $8 тыс. — якобы на лечение своей дочери, больной туберкулезом костей. Любопытно, что в суде потерпевшие не смогли объяснить, зачем они дали деньги состоятельному человеку.
Доходы Зильберштейна резко возросли, когда он стал представляться помощником мэра Москвы и предлагать знакомым за взятки оформить покупку квартир. Единственным документом, подтверждающим его должность, были визитки. Клиентами Зильберштейна стали чиновники, сотрудники правоохранительных органов, депутаты Госдумы и предприниматели. Доказано, что 13 человек передали мошеннику в сумме 5,6 млрд рублей, но квартиры так и не получили. При этом, по данным следствия, многие потерпевшие в милицию не обратились, так как не могли объяснить, откуда у них взялись столь крупные суммы.
В июле 1997 года Зильберштейн сделал ошибку, пообещав оформить покупку квартир бывшим сотрудникам КГБ СССР, работавшим в ассоциации охранных услуг "Лига охраны". Когда чекисты поняли, что стали жертвами афериста, они разыскали его и сдали в милицию.
Зильберштейна обвинили в мошенничестве и подделке документов. Следствие было закончено в конце 1997 года, после чего дело направили в суд. На процессе Зильберштейн не признал своей вины. Он говорил, что действительно брал у некоторых потерпевших деньги на коммерческие проекты. Вернуть же долги ему помешал арест. Но суд мошеннику не поверил.

АЛЕКСЕЙ Ъ-ГЕРАСИМОВ

Один из основателей и редактор сборников «Литературное наследство» (98 томов, 1931-1988). Более двадцати тысяч исторических документов по истории русской культуры И. С. Зильберштейном были возвращены из-за границы и частных собраний в государственные фонды и архивы СССР.

Биография

Илья Самойлович Зильберштейн родился 28 марта 1905 года в Одессе. Отец служил бухгалтером на фабрике Абрикосовых, у матери не было даже начального образования. С ранних лет увлёкся русской литературой и искусством, проводил много времени в лавках одесских букинистов.

Учился в Новороссийском университете. В 1923 году переехал в Петроград. В 1926 году окончил Ленинградский государственный университет. Тогда же 21-летний Илья Зильберштейн начал публиковать свои первые статьи и книги, посвящённые жизни и творчеству А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева. Благодаря знакомству с историком Павлом Щёголевым вошел в круг петербургской интеллигенции. Илья Зильберштейн приобрёл множество контактов, вёл переписку с эмигрантами - «русскими парижанами» - искусствоведами и литературоведами.

В 1966-1967 годах он побывал в Париже, где встретился с некоторыми людьми, известными в русской истории.

Был награждён орденом «Знак Почёта», медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член Союза писателей СССР (1968).

Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Произведения

  • Из бумаг Пушкина: (Новые материалы). Москва, 1926
  • История одной вражды. Ленинград. Академия. 1928 г.
  • Репин и Горький. Москва, 1944
  • Репин и Тургенев. Москва, 1945
  • Арест пропагандиста: Картина И. Е. Репина. Москва, 1951 (Массовая библиотека)
  • Николай Бестужев и его живописное наследие: История создания портретной галереи декабристов. Москва, 1956
  • Разыскания о Тургеневе. Москва, 1970
  • Художник-декабрист Николай Бестужев (1791-1855 гг.). Москва, 1977

Зильберштейн Илья Самойлович

Коллекция Ильи Самойловича Зильберштейна

Среди частных коллекций послереволюционной России собрание Ильи Самойловича Зильберштейна занимает особое место — не только и не столько по количеству произведений русских и западноевропейских мастеров (хотя это количество превышает две тысячи), сколько по их высоким художественным достоинствам и исторической ценности. Собиранию коллекции Илья Самойлович посвятил всю свою жизнь. Он родился в Одессе 28 марта 1905 года. По окончании школы учился в Новороссийском, а с 1923 года — в Ленинградском университете на историко-филологическом факультете.

Любимым занятием Зильберштейна в юные годы было рассматривание в букинистических лавках книг и журналов по изобразительному искусству. Особое предпочтение отдавалось журналам «Старые годы» и «Аполлон». Статьи об искусстве Александра Бенуа и Сергея Эрнста, напечатанные в них, произвели огромное впечатление на юношу и стали первой школой искусствоведения. Став студентом философского факультета, он пишет свои первые статьи, позже, живя в Ленинграде, сближается со многими интересными людьми своего времени — с пушкинистом и историком П.Е. Щеголевым, художником, искусствоведом и коллекционером С.П. Яремичем, сестрой знаменитого художника Константина Сомова -- А.А. Сомовой-Михайловой. Круг общения Зильберштейна со знатоками искусства расширился после его переезда в 1930-е годы в Москву. Он с благодарностью вспоминал имена московских коллекционеров: Н.П. Пахомова, Н.В. Власова, искусствоведа и собирателя П.Д. Эттингера. Все они сыграли важную роль в духовном формировании будущего коллекционера и способствовали приумножению его коллекции.

С 1926 года Илья Самойлович начал публиковать свои первые статьи и книги, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева. В Москву Зильберштейн переехал в связи с предложением подготовить к изданию собрание сочинений А.П. Чехова. Уже с марта 1931 года приступил к осуществлению своей заветной мечты — изданию сборников публикаций архивных материалов по истории русской литературы и общественной мысли, назвав эти сборники «Литературное наследство». С этого времени на протяжении 57 лет (до своей кончины 22 мая 1988 года) он был бессменным руководителем этого всемирно известного уникального издания, насчитывающего почти сто томов, половину из которых он подготовил лично. "Мой труд в 45 книгах «Литературного наследства»", писал он в своей автобиографии. Свои исследовательские интересы И.С. Зильберштейн распространил и на область искусствознания. В 1948-1949 годах вышло в свет два тома издания «Художественное наследство», посвященных И.Е. Репину. Вслед за этим появились книги «Александр Бенуа размышляет» (1968), «Константин Коровин вспоминает» (1971), «Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников» (1971), «Сергей Дягилев и русское искусство» (1982), «Валентин Серов в переписке, документах и интервью» (1988).

Блистательная деятельность Зильберштейна как исследователя новых архивных материалов определила и характер его коллекционерских поисков. Начало собрания было заложено еще в юности в Одессе, когда Зильберштейну посчастливилось приобрести два первоклассных рисунка Бориса Григорьева. А спустя 60 лет на основе его собрания можно было издать историю русского рисунка и акварели конца XVIII — начала XX века: почти все значительные имена имелись в нем; количество же работ каждого из мастеров далеко превосходило масштабы частного собирательства. Однако при всем многообразии и широте собрания Зильберштейна в нем (как и в каждой коллекции) есть основное ядро, которое отражает личные пристрастия коллекционера.

Русский раздел собрания составляют более чем 60 работ И.Е. Репина, 22 рисунка П.А. Федотова, произведения группы художников объединения начала XX века «Мир искусства», почти 50 работ Л.С. Бакста и столько же — К.А. Сомова, 72 рисунка А.Н. Бенуа и многих других.

Ведущие мастера этой группы представлены в коллекции своими лучшими работами. Это — известная серия иллюстраций А.Н. Бенуа к поэме А.С. Пушкина Медный всадник , выполненная в 1903-1918 годах, его работа Король прогуливается в любую погоду (1898) или эскизы к балету Петрушка (1911) на музыку Игоря Стравинского. Ни в одном музее России нет полного собрания эскизов Л.С. Бакста к какой-либо театральной постановке, и только коллекция Зильберштейна обладает таким сокровищем — эскизами к постановке балета на музыку Ж.Ж. Роже-Дюкасса Орфей , созданным в 1914-1915 годах. Одновременно с работой в театре Бакст пишет и рисует множество портретов. В коллекции Зильберштейна — портрет знаменитой балерины Анны Павловой (1908) и портрет не менее прославленной танцовщицы Айседоры Дункан (1908).

Первоклассные графические листы З.Е. Серебряковой соседствуют с театральными работами С.В. Чехонина и М.В. Добужинского. Здесь же мы увидим один из лучших рисунков ВА. Серова — портрет бельгийского скрипача Эжена Изаи (1903), семь рисунков М.А. Врубеля, портрет Федора Шаляпина (1920-1921) работы Б.М. Кустодиева, наиболее удачный портрет знаменитого артиста и одновременно один из лучших рисунков художника, и много других не менее достойныхработ.

Основной состав коллекции Зильберштейна — это графика, число живописных произведений, не превышает сотни. В экспозиции представлены первоклассные работы: парадный портрет Генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого (1799) кисти В.Л. Боровиковского, изысканное жанровое полотно По канату (1866) Л.И. Соломаткина, редкостный городской пейзаж А.П.Боголюбова Вид Храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. (1880), особо ценный для нас еще и как вид улицы Волхонки, на которой стоит Музей личных коллекций.

Особенно пристальное внимание уделял И.С. Зильберштейн творчеству Репина. В зале №209 экспонируется — едва ли не самая поэтическая картина мастера Летний пейзаж . Абрамцево (1879) , «На охоте. Портрет дочери Нади». Помимо тринадцати картин маслом коллекционеру удалось собрать более 50 графических работ Репина, и среди них такие известные рисунки, как Портрет писателя Н. Лескова (1889), Л.Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами (1891) или М . Горький читает свою драму « Дети солнца» (1905).

От большинства коллекционеров Зильберштейна отличало стремление к научному осмыслению собранного: он не только радовался своим находкам, но и изучал их самым тщательным образом, публиковал сам и охотно предоставлял такую возможность другим исследователям. Важнейший раздел его коллекции послужил материалом для большой монографии « Художник-декабрист Николай Бестужев», изданной в Москве, в 1977 году. Это 76 портретов декабристов и их жен, выполненных им в Петровской тюрьме и Читинском остроге в 1830-е годы. Невозможно переоценить значение портретной галереи Бестужева: лица многих декабристов, отбывавших каторгу в Сибири, известны нам теперь только по портретам, им исполненным. Поисками этой портретной галереи занимались многие исследователи еще с начала нашего столетия, но лишь Зильберштейну посчастливилось найти ее в 1945 году.

Много работая в архивах и хорошо понимая ценность документального материала, Зильберштейн с большим почтениемотносился к рабочим эскизам и наброскам художников. В свое время он приобрел папку с рабочими рисунками А.И. Иванова, А.А. Иванова и А.Е. Егорова: первые мысли — беглые карандашные зарисовки, композиционные наброски известных картин, штудии натурщиков. Собрание Зильберштейна позволяет проследить, с каким чувством красоты, гармонии, с какой отточенной пластичностью выполнены учебные рисунки Александра Иванова (1806-1858) — как много в этом не только серьезного понимания поставленных задач, но и умения и таланта. Имеется в коллекции Зильберштейна и интереснейший альбом К.П. Брюллова, на его страницах — портреты, жанровые сцены, наброски композиций. Коллекция Зильберштейна во многом обязана собраниям А.И. и К.А. Сомовых, С.П. Яремича, от которых к нему перешли замечательные графические листы как русских, так и западноевропейских мастеров. К ним принадлежат пять редких рисунков художника второй половины XVIII столетия И.А. Ерменева, выполненных в Париже в 1780-е годы. Младшими современниками Ерменева были представленные в коллекции пейзажисты М.М. Иванов и француз, работавший в России — Ж.Б. де ла Траверс. Последний оставил нам виды русских городов, монастырей и усадеб. Первая половина XIX века, время блистательного расцвета русской графики, представлена в коллекции именами О.А. Кипренского, А.О. Орловского, П.А. Федотова, А.П. Брюллова, В.С. Садовникова, А.Г. Венецианова.

Западноевропейский раздел формировался И.С. Зильберштейном не так последовательно, как русский. Большую ценность придают ему несколько первоклассных листов XVI века, среди которых — рисунок фламандского художника Бартоломеуса Спрангера Святой Мартин , датированный 1596 годом, и рисунок генуэзского мастера Луки Камбиазо Снятие с креста. Оба рисунка отличаются свободой, аристократичностью, столь характерной для рисовальщиков этой эпохи. Раздел голландского рисунка невелик. Украшением и гордостью его является рисунок Рембрандта на библейский сюжет Авраам и Исаак на пути к жертвеннику (1643) . Белое поле бумаги было для Рембрандта равнозначно бесконечному пространству, линии его рисунка как бы колеблются в этом пространстве, сталкиваясь друг с другом и растворяясь в свете. Свет для него — это важнейшее средство преображения мира.

Более обширна коллекция французского рисунка. XVII век представлен именем Жана Лепотра и его рисунком Во дворцовых покоях , доносящим до нас дух торжественного и пышного великолепия, царивший во французском искусстве времен Людовика XIV.

О французском рисунке XVIII века дают представление листы Гюбера Робера, Ж.Ф. Жанине, Автопортрет (ок. 1800) знаменитой Виже-Лебрен, исполненный в России, где художница нашла пристанище, бежав из Франции, охваченной революцией. Два замечательных рисунка Молодой человек в цилиндре и Это, это годится только для кладбища! принадлежат художнику конца XIX века Ж. Л. Форену.

Видное место в коллекции занимает группа рисунков и акварелей выдающихся архитекторов и декораторов. Большинство из них работало в России в конце XVIII — начале XIX века. Это — Ф.Г. Бибиена, Дж. Валериани, П. Гонзага, Д. Кваренги, Т. де Томон. Их произведения составляют наиболее целостную группу среди других западноевропейских рисунков.

Илья Самойлович называл коллекционерство болезнью или страстью. В самом деле, каким словом обозначить то неистовое стремление, с каким он разыскивал исчезнувшие портреты декабристов? Или сотни других реликвий русской и мировой культуры, которые должны стать достоянием всех людей? Историю необходимо сделать близкой и понятной — в живых картинах ушедших дней, в портретах лиц, участвовавших в этой истории, в видах городов, оставленных нам художниками.

Коллекция И.С. Зильберштейна — это небольшой музей русского и западноевропейского искусства, очень целостный в своем составе. Таким он и остался после того, как в 1987 году Илья Самойлович передал свою коллекцию в ГМИИ. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы расстаться с такой замечательной коллекцией, и большой мудростью, чтобы понять, что только этот шаг — передача коллекции государству — единственная возможность сохранить ее.

К.БАСИЛАШВИЛИ: 12 часов 09 минут Здравствуйте. У микрофона Ксения Басилашвили.

Сегодня я проведу эту программу без Ксении Лариной. А Ксюше я хочу выразить огромное сочувствие в связи с этой ситуацией, с этой потерей, которая произошла у нее. Ксюшенька, мы с тобой, и тебя очень любим. Я думаю, что Ксения, наверное, появится уже на следующей неделе в этой программе.

Ну, а сегодня мы встречаемся с Аллой Лукановой, старшим научным сотрудником, хотела сказать Третьяковской галереи. Нет, не Третьяковской галереи, Третьяковская галерея завтра, а сегодня музей Изобразительных искусств имени Пушкина у нас гостит, и отдел этого музея Изобразительных искусств - музей Личных коллекций. Здравствуйте, Алла.

А.ЛУКАНОВА: Здравствуйте.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы давно уже собирались с вами провести программу про Илью Зильберштейна, человека, наверное, номер один для музея Личных коллекций.

А.ЛУКАНОВА: Да, безусловно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Про него есть легенды и не одна. Но я одной поделюсь. Вы потом опровергнете, правда это, или нет.

А.ЛУКАНОВА: Может быть, постараюсь.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Что этот человек, Илья Самуилович Зильберштейн, уже, будучи человеком, достаточно взрослым – за 70 лет ему было, чуть ли не на коленях умолял эмигрантов русских, живущих за рубежом, чтобы они поспособствовали выкупу значительных для русской культуры произведений искусства, и рукописей Пушкина. То есть, приходилось действовать различными путями, потому что его направили на аукцион без копейки денег.

А.ЛУКАНОВА: Это правда. Но этот аукцион был связан не с рукописями Пушкина, а с распродажей коллекции Лифаря. Там распродавалась библиотека.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А действительно приходилось умолять?

А.ЛУКАНОВА: Я думаю, что это фигурально, конечно, фигурально. На самом деле, Илья Самуилович обладал такой силой убеждения, и ему ведь было невозможно отказать. И русская эмиграция, которая к нему относилась чрезвычайно доброжелательно, она действительно понимала, о чем он просил, и шла всегда ему навстречу. И передавала в дар, обратно возвращала в страну, откуда вышли эти произведения великой русской культуры. И мы о них можем поговорить, их бесконечное множество. Вообще-то, тема возвращения произведений, созданных в России и возвращенных в Россию, наверное, он – один из первых практиков этой вот темы возвращения. Потому что с ним связано огромное количество.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но время было совсем другим?

А.ЛУКАНОВА: Другим было время, да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Совсем другим. Какие годы?

А.ЛУКАНОВА: С тридцатых годов у него эта идея появилась. Да, да. Именно в тридцатые годы он приступил к изданию «Литературного наследства», такой альманах документов русской общественно-политической мысли. И в поисках новых документов он обращался, прежде всего, во Францию, где скопилось значительное количество русского исторического архива, в силу того, что эмигранты много вывезли с собой. И он связан с Академией наук Франции, с Андре Мазоном. В те времена это был его непосредственный корреспондент. И он его снабжал адресами, собственно говоря, по которым Зильберштейн рассылал свои просьбы. И так началось его знакомство заочное, корреспондентское, письменное с теми представителями русской эмиграции, которые обладали очень интересными документами. Они присылали фотокопии, и он публиковал их в «Литературном наследстве». И уж только в шестидесятые годы, к сожалению, только в шестидесятые годы. Если бы это было раньше, наверное, успехи бы были еще более великими, потому что естественно расходились к тому времени произведения искусства, не все удержались в руках своих прежних владельцев.

А Зильберштейн ведь известно просил о выезде. И, когда ему отказывали, не получалось, то он старался действовать другими путями. Например, когда уже был исход войны Второй Мировой и советские войска подступали к Праге, а в Праге сохранился один из великих русских архивов, он так и назывался «Русский исторический архив», который находился в Тосканском дворце. И Зильберштейн пишет письмо президенту Академии Наук СССР Вавилову с тем, чтобы этот дворец пощадили во время взятия Праги. А ведь вы знаете – цель победы высока, поэтому здесь очень трудно, конечно, соблюсти как бы такую корректность. Но, тем не менее, Вавилов донес это письмо до военного руководства страны, все было в целости и сохранности. Тосканский дворец оказался жив, не пострадал. Архив был спасен и взят тут же под охрану. И уже потом Чехословацкое правительство передало его в дар Академии Наук СССР. Вот такая, например, была история, одна из первых, кстати говоря.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я вижу, вы с большим воодушевлением говорите об Илье Зильберштейне.

А.ЛУКАНОВА: А о нем невозможно говорить по-другому. Он заражает.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А вы были с ним знакомы?

А.ЛУКАНОВА: Нет, к сожалению, нет. Но вы знаете, он заражает, даже как бы флёр его деятельности, да, ведь мы же все живем под именем Зильберштейна, потому что он - основатель и инициатор создания музея Личных коллекций. И фигура эта была невероятная по своей объемности. Я бы сказала, что это стереоскопическая фигура. И какой бы вид деятельности мы бы сейчас ни взяли, которым он занимался, это всегда было очень глубокое, очень серьезное, прежде всего, научное изучение. И очень серьезная, основательная позиция общественная, патриотическая даже, потому что все, что он делал, конечно, это было служение отечественному искусству, отечественной культуре.

Но, может быть, Ксения, давайте представим нашего героя?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Обязательно. Но для начала давайте представим все-таки его коллекцию. Вы сказали, что он – один из основателей, инициатор создания музея Личных коллекций. Так, наверное, основная часть собрания этого музея принадлежит коллекции Зильберштейна?

А.ЛУКАНОВА: Совершенно верно, совершенно верно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Сколько экспонатов и что именно?

А.ЛУКАНОВА: Он первым высказал эту мысль перед Ириной Александровной Антоновой о том, что в музее изобразительных искусств можно создать музей Личных коллекций, отдел на правах отдела. И он сделал вклад, собственно говоря, всю свою коллекцию, которая насчитывает более 2 тысяч 200 экспонатов. Это: русская живопись и графика ХУШ-ХХ века, западноевропейская графика, немного живописи ХУП-Х1Х веков. У нас есть очень немного скульптуры, очень немного икон. Это не было его привилегированным таким предметом собирательства. В основном, это была, конечно, графика, а живопись труднее собиралась.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И все можно увидеть в залах музея?

А.ЛУКАНОВА: Далеко не все, конечно: 2 тысячи мы не можем показать, это заняло бы весь музей. Справедливо сказать, что Зильберштейновская коллекция – это музей в музее. В какой бы музей она ни поступила, это бы было центральной такой жемчужиной собрания. Потому что вещи отменные, отменного качества, с великими историями, очень интересными. Не говоря о том, что их разыскивал Зильберштейн. Это тоже накладывает определенный аромат.

К.БАСИЛАШВИИ: А какой-то характер Зильберштейна, его увлечения чем-либо особенно проявилось в этой коллекции? Как?

А.ЛУКАНОВА: Да, безусловно, и не может не проявиться, потому что в любой коллекции проявляется, прежде всего, вкус и цель собирателя. Конечно.

А если мы поймем, что перед нами ученый, прежде всего коллекционер, и он был изначально ученым. А страсть к коллекции у него зародилась еще в 16 лет, когда, живя в Одессе, в своем родном городе, он ходил по букинистическим лавкам и рассматривал журналы по искусству. И был такой один антиквар, который не препятствовал молодому человеку листать старые книги. И вот на этом воспитывался Зильберштейн. Потом он поехал в Новороссийск и там увидел великолепную коллекцию Бракевича, где представлены Мирискуссники. И он заболел искусством этого объединения «Мир искусства», который создали Бенуа и Дягилев, мы знаем. А именно с этими именами связаны «Русские сезоны» в Париже, которые фактически сделали лицо русского искусства в начале ХХ века и перевернули полностью представление о театральном искусстве.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, давайте мы так не будем быстро забегать. Мне бы хотелось поподробнее, может быть, на каждом из эпизодов остановиться. И для начала вернемся к самому старту. А старт – это рождение. Итак, Одесса. Да?

А.ЛУКАНОВА: Да. Это было 28 марта 1905 года, в Одессе, в семье торговца родился мальчик Илья.

Самое удивительное, что об этом великом человеке, о котором мы столько знаем о его последних годах может быть жизни, о его деятельности, мы очень мало знаем как о человеке. Своей биографии он не писал. Существуют, конечно, автобиографии, но они очень скромные, и они касаются исключительно деловой части его жизни. Поэтому ее еще предстоит создать. А создать, как мне рассказывала Наталья Борисовна Волкова, вдова Ильи Самуиловича Зильберштейна, которая, надеюсь, слушает нас сейчас, создать можно только на основании его переписки. Только.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Он много писал, да?

А.ЛУКАНОВА: Он переписывался очень много. Огромный архив. И сейчас Наталья Борисовна занимается тем, что она его систематизирует. Огромное количество архивных документов – писем и статей и разных других документов она передала в ЦГАЛИ нынешнего, директором которого она пробыла 40 лет. И она по-прежнему продолжает систематизировать. И там,

по-моему, конца нет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Смотрите, простая семья, город не центральный, но Одесса, да?

А.ЛУКАНОВА: Но Одесса, замечательный своим обаянием город, да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И в то же время такое недюжинное образование, эрудиция.

А.ЛУКАНОВА: Недюжинное стремление к образованию, недюжинное стремление, прежде всего. Потому что образование ему так просто никто не давал. Конечно, он стремился. И, когда я говорила о том, что он в букинистических лавках получал свое первое искусствоведческое образование, так оно и было. Он ходил, листал и читал. Это была для него библиотека. Он читал статьи Яремича, Александра Бенуа, а это вершина искусствоведческих статей. Понимаете, искусствоведческих мыслей в те годы. Поэтому он узнал уже очень много благодаря этим журналам, благодаря прочитанным статьям. Он был подготовлен к тому, чтобы встретиться с этим искусством.

И, когда он в Одессе нашел два рисунка Бориса Григорьева.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Тоже в этих букинистических лавках?

А.ЛУКАНОВА: Ну, конечно. Конечно, только в лавках он мог найти. Это «Лист под деревом» и «Девочка на качелях». Очаровательные две графические работы, которые у нас время от времени экспонируются в музее. Почему время от времени? Потому что это графика, и мы обязаны ее держать какое-то время на экспозиции, а потом на более долгое время оставлять в фондах для того, чтобы она отдохнула от света. Так вот, эти две вещи Бориса Григорьева легли в основу его коллекции.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Первые? Вот с этого началась коллекция?

Кстати говоря, ведь именно сегодня Борис Григорьев – один из самых продаваемых художников на аукционах русского искусства Сотби и Кристи. Один из самых дорогих. Смотрите, сколько лет прошло? 100 лет, да, практически? Интересно.

А.ЛУКАНОВА: Совершенно верно. 100 лет прошло. Но это великолепный график.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А систематическое образование, где он получил?

А.ЛУКАНОВА: Он получал в Новороссийске, в университете Новороссийском, а затем он уже перешел в Ленинград, перевелся в Ленинградский университет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но это было искусствоведческое литературоведение?

А.ЛУКАНОВА: Да. Он, прежде всего, был литературовед по образованию, но, как он потом сам писал: «Искусствоведение все больше и больше занимает меня». Но вот эти две науки, которые сами по себе очень близки, конечно, а с другой стороны, это далеко не одно и то же, но, тем не менее, они составляли главное направление его жизни и творчества.

Литературное наследство, конечно, – это, прежде всего литературоведение. Хотя он насыщал свои литературные тома фотографиями разных отраслей искусства, и как можно более неизвестными. Для него было радостью найти что-то. Это была настоящая охота за новым материалом, настоящая погоня, жажда его.

И, когда он собирал, он этой жаждой, извините, в кавычках скажем «приобретательства» такого. Но это была не нажива, это было именно найти, опубликовать, явить миру и, в конце концов, сохранить. Поэтому главный девиз его коллекционерской деятельности – коллекционирование ради сохранения. Именно поэтому все было передано в музей. Это его кредо было.

Когда коллекция перерастает домашние рамки, она должна быть передана в музей.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А интересно, такая тяга к коллекционированию, к изучению она впервые возникла в той семье, в которой появился Илья Зильберштейн?

А.ЛУКАНОВА: Думаю, что да. Там были еще дети, но они не занимались этим видом деятельности, нет, нет. Илья Самуилович был такой удивительный совершенно. Такой кристалл, который сам себя воспитал.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но наши слушатели могут знать еще Илью Зильберштейна не только со стороны его деятельности как коллекционера, а как издателя. Потому что кто не был знаком в советское время с этими сериями «Литературного наследства»?

А.ЛУКАНОВА: Да, конечно. Это правильно. А «Огонек»?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Библиотека «Огонька».

А.ЛУКАНОВА: И в «Огоньке», и в «Библиотеке «Огонька» он печатался. Но в «Огоньке» он публиковал серии своих находок. И вот все, что он в Париже, начиная с 66-го года обнаружил, те самые русские реликвии, которые были возвращены на родину. А мы даже можем их перечислить, потому что это совершенно невероятные вещи. Например, акварель Петра Соколова Портрет Марии Волконской с сыном.

Ведь история трогательная до слез: это тот самый портрет, который Мария взяла с собой, уезжая на каторгу за мужем. Он был с ней все время каторги. В то время, когда они переезжали из одного места на другое. Затем он был с ней на поселении. Затем в Черниговской губернии, где они жили уже после поселения.

После смерти Марии Николаевны портрет достался ее дочери. У дочери были свои дети. И так в конце концов портрет оказался у Сергея Джулиани, правнука Марии Николаевны. Он был сыном русского офицера Джулиани.

И это так надо случиться, что, идя во Флоренции в букинистическую лавку, продать этот портрет (уж не знаю, какие обстоятельства заставили это сделать), ему попадается его троюродный брат Звягинцов…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Кому попадается?

А.ЛУКАНОВА: Джулиани, Сергею Джулиани, который был правнуком Аннет Олениной. А Звягинцов собирал предметы Пушкинского времени, и он уговаривает Сергея Джулиани не отдавать букинисту, а продать этот портрет ему. И, таким образом, вместе с дневником Олениной и с другими произведениями, касающимися именно Аннет Олениной, Мария Николаевна Волконская с сыном, этот знаменитый портрет оказался у Звягинцова, который, благодаря Зильберштейну, благодаря его упорному уговариванию Звягинцова оказался теперь в музее Пушкина на Пречистенке, который, кстати, был образован тоже в значительной степени благодаря Зильберштейну, в 61-м году.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вы сказали, что Илья Зильберштейн просил, чтобы его выпускали для таких приобретений…

А.ЛУКАНОВА: Обращался, конечно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Обращался в Европу, прежде всего.

А.ЛУКАНОВА: Он обращался, прежде всего, здесь, чтобы отпустили в Европу. Чтобы отпустили, прежде всего, во Францию. Ну, конечно, там, в основном, сосредоточились.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Потому что там много эмигрантов. Не пускали? Почему не пускали?

А.ЛУКАНОВА: Ну, разные могли быть причины. Все мы жили в это время. Да, сложные, конечно, разные причины были. В конце концов в 66-м году Андре Мазон, о котором я уже упоминала…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, а что говорили?

А.ЛУКАНОВА: Что говорили? Наталью Борисовну Волкову нужно спросить. Наверное были «Отказать», как всегда, визы сверху на прошениях.

Отправили-то его в 66-м году как раз вот без всякого снабжения, денежного пособия. Поехал так, потому что уже имел адреса, знал к кому обращаться. И поехал работать. Провел он там 3 месяца и привез оттуда 12 тысяч документов.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это эпизод, связанный с коллекцией русского танцовщика Лифаря?

А.ЛУКАНОВА: Нет, нет. Лифарь – это 1975 год. Тогда была распродажа его библиотеки, а его библиотека была унаследована Сергеем Лифарем от Дягилева.

Кстати тема «Лифарь и Зильберштейн» - совершенно особая тема. И сюда можно еще включить Хотсейна, барона Эдуарда Александровича, который ныне здравствует. Ему 96 лет. И вот недавно совсем, будучи в Лихтенштейне, мы с Ириной Александровной Антоновой посетили Эдуарда Александровича. И он вспоминал. Зильберштейна он помнит, вы знаете, каждую минуту, несмотря на то, что прошло уже столько лет со дня его смерти. Но они были очень близкими друзьями. И Зильберштейн много пользовался его советами. Фальсвет очень помогал Зильберштейну в приобретении необходимых редкостных книг или редкостных изданий. Это была очень большая дружба, и очень большая дружба была и с Лифарем в этом триумвирате таком.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А эта история с Сержем Лифарем. Как узнал Зильберштейн о том, что существует…

А.ЛУКАНОВА: Что существует Лифарь?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, что существует Лифарь понятно. Что, он состоял с ним в переписке?

А.ЛУКАНОВА: Да. Совершенно верно. И в этом ему помог Александр Николаевич Бенуа, с которым он состоял в переписке. И, к сожалению, им не удалось свидеться. Они писали письма замечательные друг другу, но так случилось, что Зильберштейн, когда готов был уже приехать, Бенуа уже не стало: он ушел в

60-м году, а Зильберштейн только в 66-м году приехал в первый раз в Париж.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А что было центром коллекции Лифаря, таким притягательным ядром?

А.ЛУКАНОВА: Как мы все знаем, это была коллекция Дягилева.

И там были 11 писем Пушкина жене, те самые знаменитые, за которые столько было борьбы. Лифарь готов был бы их даже передать, он сделал очень много подарков Советскому Союзу, в том числе, начиная с 56-го года.

Он подарил подорожную Пушкина 20 года, когда он уезжал в южную ссылку, и подарил рукопись «Путешествия в Арзрум», и публикации пятой главы «Евгения Онегина» с дарственной Пушкина. Он сделал очень много подарков прижизненных, я имею в виду Пушкинских автографов.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но за эти письма он просил, по-моему, только одно.

А.ЛУКАНОВА: За эти письма он просил одно: поставить в Большом театре «Федру». Дать ему возможность. Да, ведь он в то время был художественным руководителем балетной труппы «Гранд-Опера» и, конечно, ему очень хотелось в своей родной стране поставить спектакль с русскими танцовщиками, которые он знал, конечно, лучшие в мире. Но, к сожалению, это не получилось. Ему отказали. И 11 писем остались у Лифаря. Но, когда он скончался (это было, между прочим, тоже в 88-м году, одновременно с Зильберштейном), то они достались его вдове, графине Лиллан Аппефельд, которая, надо сказать, не питала такого радушия к деятельности Зильберштейна, и не очень была расположена как-то и к стране. Поэтому пришлось вести очень долгие переговоры, исключительно долгие, трудные переговоры о приобретении этих писем. В конце концов, они были приобретены. И в этих переговорах многократно участвовал Зильберштейн. И они сейчас находятся в Пушкинском доме Академии Наук в Петербурге.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но вот, когда Зильберштейн узнает об объявлении Лифарем аукциона…

А.ЛУКАНОВА: Да, он боится, что там письма.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, он боится. И он все-таки убеждает, ему дают право на выезд во Францию. И он едет. И об этом эпизоде вспоминает вдова Зильберштейна Наталья Волкова. Я напомню, что Наталья Борисовна долгие годы возглавляла Центральный Государственный архив литературы и искусства, где и познакомилась с Ильей Самуиловичем.

В НАШЕМ ФОКУСЕ

Н.ВОЛКОВА: Я была в ужасе, потому что ему уже было 70 лет, он был тяжело болен. Уже тогда он должен был пройти контрольный пункт в аэропорту. Я проверила в его кармане карточку с надписью на французском языке: «Я диабетик. В случае обморока прошу заставить меня съесть сладкое, или ввести глюкозу».

Так рисковать жизнью его заставляла только страстная любовь к русскому искусству, стремление, чтобы эти реликвии русской культуры вернулись к нам на родину.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, по сути, это было желание одного Зильберштейна. Вся стана сопротивлялась. (Смеются). Один Илья Зильберштейн был готов отправиться и выкупить.

А.ЛУКАНОВА: Да. Он был запускающим мотором, да. И он готов был отправиться, он знал уже к кому отправляться и как.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И он действительно без копейки денег выкупил?

А.ЛУКАНОВА: Вы знаете, во всяком случае, такое существует мнение. Так мне говорила Наталья Борисовна Волкова, что он без копейки денег поехал туда, и действительно смог убедить. Он был на аукционе, и он убедил Фальдфейна, с которым, кстати, на этом аукционе познакомился в 75-м году, с тем, чтобы Фальдфейн купил эти книги, необходимые.

Лифарь снял некоторые книги с продажи.

Затем там был такой антиквар Гурвич, который помог купить и передал несколько книг Зильберштейну. То есть, таким образом, благодаря находившимся там антикварам, естественно желавшим получить редкостные издания Дягилевской библиотеки себе, будучи убеждены Зильберштейном, передали ему все. И он привез очень большой багаж.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Спасибо. Мы продолжим с Аллой Лукановой уже после выпуска Новостей.

НОВОСТИ

К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы продолжаем с Аллой Лукановой, старшим научным сотрудником Музея личных коллекций в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, меня зовут Ксения Басилашвили. Сегодня тема нашего разговора в центре – личность Ильи Зильберштейна, коллекционера и основателя музея Личных коллекций.

У меня еще один остался невыясненным эпизод с той поездкой во Францию. Скажите, а письма Пушкинские, вот те самые письма неизвестные, в то время не опубликованные, они все-таки к нам попали в Россию, или разошлись? Те письма, за которые Лифарь всего-навсего-то и просил дать ему возможность поставить спектакль на сцене Большого театра?

А.ЛУКАНОВА: Письма эти, 11 писем жене, так называемые, они поступили к Лифарю вместе со всей коллекцией Дягилева, что, собственно, являлось не совсем всей, но значительной частью коллекции Дягилева, потому что Дягилевская коллекция была уже распродана после смерти Сергея Павловича. И эти существовавшие 11 писем, о которых столько говорили и которые так мучительно долго искал и просил Дягилев в свою коллекцию. А просил он у леди Торби, правнучки Пушкина, которая ни за что не хотела расставаться с этими письмами. И, в конце концов, после ее смерти ее муж продал Дягилеву 11 писем. Вот они оказались у Лифаря, и он с ними не хотел расставаться. Он не выставлял их на аукцион, прекрасно понимая, что это жемчужина его коллекции.

И в 37-м году, вот, кстати, мы говорим о том, что они не были опубликованы, а в 37-м году в Париже Лифарь устроил выставку, посвященную 100-летию со дня смерти Пушкина. И там было очень много предметов, и в том числе и письма из коллекции Дягилева, и теперь из его собственности – Дягилев ведь скончался в 29-м году.

Конечно, письма – это особый разговор. И, как мы уже с вами говорили, много прошло, утекло воды, и много было переговоров, и много было сложностей, и может быть, это можно было сделать и как-то по-другому, но случилось так, а не иначе, письма были выкуплены за очень большую сумму, колоссальную сумму денег. Но это письма Пушкина. Они, наверное, стоили того. Но могли быть переданы…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Они были выкуплены позже?

А.ЛУКАНОВА: Советским государством, но позже они были выкуплены.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, они у нас были в архивах?

А.ЛУКАНОВА: Да, они у нас сейчас в Пушкинском доме хранятся, да, да, да. Они опубликованы. Есть такая замечательная книжка «Письма Пушкина», и они опубликованы еще, по-моему, до даже передачи в Пушкинский дом, но существовали фотокопии, конечно, а сейчас у нас оригиналы хранятся в России.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Сейчас до Новостей мы прослушали, что только силой убеждения, поняли, что только силой убеждения Ильи Зильберштейна удавалось заполучить в свою коллекцию, за тем, чтобы потом отдать ее на родине в ценные произведения. Но все-таки интересно – вот как убеждением он пользовался? Ведь время было такое, когда, знаете, ни олигархов, ни меценатов у нас не было.

А.ЛУКАНОВА: Ксения, правильно. Здесь, конечно, мы не можем говорить о том, что существовал, допустим, какой-то полный карман, которым он мог расплачиваться, или он действовал только силой одного убеждения. Во Франции – да, ему приходилось действовать силой убеждения. И это было самое правильное, потому что русская эмиграция, может быть, не требовала себе денег. Уже было довольно того, что их произведения искусства, которые хранятся в их руках и являются их семейными реликвиями, попадая в Россию, становятся реликвиями российскими, общей российской культуры. И они попадают в музеи. Для них это было самое главное, и они сообщали Зильберштейну об этом в письмах. Поэтому это не мой довод, это действительно документально подтвержденная мысль.

А что касается приобретений здесь, в России, которые он делал, ну, конечно, они стоили каких-то денег. Думаю, что, как каждый коллекционер, он не очень разбрасывался деньгами.

Во-первых, это было и не принято, потом их было и не очень много. Даже, когда их появилось и чуть больше, все равно он понимал, что можно на чем-то, может быть, сэкономить с тем, чтобы приобрести еще.

Вы знаете, в свое время Федор Толстой в начале Х1Х века сказал о Павле Свиньине, выдающемся коллекционере Петербургском начала Х1Х века, что у него было умение даром приобретать хорошие вещи. Я не могу это абсолютно приложить эту характеристику на Зильберштейна, но то, что он старался действительно найти хорошую вещь и, если она стоила, допустим, дешево, то он старался именно за низкую цену купить. Но здесь нет ничего такого – это естественно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А где шел поиск тогда, в советское время? Вы называли до революции лавки букинистов Одесские, а потом, где?

А.ЛУКАНОВА: А после революции – естественно, антиквариат. Магазины антиквариата, комиссионные магазины. А потом не будем забывать о том, мы об этом даже еще не поговорили, что у него были учителя великолепные.

Ведь, оказавшись в Ленинграде, он вошел вот в это замечательное общество российской интеллигенции такого переходного периода, которая была воспитана еще в тех традициях, и жила еще старыми представлениями, и обладала высочайшей культурой и знаниями.

Первый человек, в доме которого он оказался, был Петр Щеголев, пушкинист.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Пушкинист. «Дуэль и смерть Пушкина» -его знаменитая книга.

А.ЛУКАНОВА: Да, да, да. Совершенно верно. И он представил Зильберштейна кругу бывших петербургских, или ленинградских коллекционеров старых. И вот они-то и помогали, очень помогали Зильберштейну комплектовать его коллекцию.

Мы говорили о Яремиче Степане Петровиче, который был членом «Мира искусства», и был замечательным критиком. И знал прекрасно и русское, и западноевропейское искусство. У него была собственная великолепная коллекция. И он встретился с Зильберштейном. Вот уж не могу сказать, продавал или нет, или дарил, знаю точно, что дарил. Но были ли продажи или нет, но от Яремича очень много произведений в его коллекции. И это мы знаем по каталогу, что они происходили из коллекции Яремича.

Затем была Анна Андреевна Сомова, сестра Константина Андреевича Сомова, тоже участника кружка «Мира искусства»..

И Хотеев Александр Иванович имел великолепную коллекцию западноевропейской графики. Он был старшим хранителем Эрмитажа и человек исключительно просвещенный и знающий тонкости западного искусства, он собирал. И часть коллекции Александра Ивановича тоже перешла Зильберштейну. Он, вероятно, все-таки выкупал у Анны Андреевны произведения.

У нас есть некоторые вещи, которые имеют надписи на обороте из бывшей коллекции Гиршмана. Того самого, знаменитого Владимира Иосифовича Гиршмана, портрет которого в Третьяковской галерее, его жена знаменитая Генриетта Леопольдовна. Так вот, из коллекции Гиршмана…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Так достает монетку, да? Портрет Серова, лорнет, лорнет!

А.ЛУКАНОВА: Так вот, и в его коллекции тоже есть несколько рисунков Сомова. Он уже не у Гиршмана покупал, это точно совершенно. Это были другие источники. Может быть, даже через Сомовскую семью происходило все. Возможно, ранее они находились в коллекции Гиршмана. Об этом есть пометки на обороте.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но Зильберштейн же не был всеяден?

А.ЛУКАНОВА: Всеяден? Вы знаете, почти всеяден.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Какие предпочтения можно отметить?

А.ЛУКАНОВА: Предпочтения, безусловно, были, но они настолько широкие, что его можно обвинить и во всеядности.

Первая тема, - скажем так, - она, наверное, и первая, и главная – это были Мирискуссники из тех, которых он полюбил с самого начала. И вообще, русский Серебряный век изобразительный.

Там еще был и литературный русский Серебряный век, но это другая история – литературное наследство и вся документация вокруг этого.

А вторая тема – это так же, как у Мирискуссников, это был великим их кумиром Пушкин. Вот все, что было связано с Пушкиным и его окружением, с его друзьями, это составляло необыкновенную, такую притягательную тему для Зильберштейна. Он мог, по-моему, заниматься им ну во всех аспектах. И он в тридцатые годы уже начал писать замечательные книги о Пушкине: «Пушкин и его окружение», «Пушкин и его друзья». И много было таких небольших брошюрок, очень интересно написанных и очень доступных. Они были из «Библиотеки «Огонька». Вот у нас лежат они в витринке мемориальной.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Это так же, как детективная история, связанная с поиском портретов пушкинских.

А.ЛУКАНОВА: Декабристов, может быть? Именно пушкинских?

К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, пушкинских вещей, ну то, что связано с Пушкиным.

А.ЛУКАНОВА: Да, конечно, все, что было связано с Пушкиным, все составляло интерес Зильберштейна.

Но и пушкинское время. Ведь, если мы говорим, вот мы произнесли «декабристы», это же колоссальный такой фрагмент его коллекции. Я даже не могу найти правильного сейчас слова. Мы храним 76 портретов декабристов, написанных в 1833-36 годах в Читинском остроге, и в Петровской тюрьме. Да, Николаем Александровичем Бестужевым.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Давайте, это самая любимая часть моя лично (смеется) в музее Изобразительных искусств имени Пушкина, в музее личных коллекций в этом отделе, потому что ты можешь увидеть лица тех людей, о которых ты читал с детства, тех самых декабристов.

А.ЛУКАНОВА: На которых мы воспитаны были все, конечно.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И эти портреты писал тоже декабрист – Николай Бестужев.

А.ЛУКАНОВА: Который освоил технику акварели, будучи на каторге. Вот какой был замечательный человек! А декабристы оставили свои автографы под этими портретами. То есть, мы к тому же еще имеем и коллекцию автографов.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ах, так там, с другой стороны еще подписано?

А.ЛУКАНОВА: Нет, нет, прямо на лицевой стороне. Иногда паспарту закрывают. Мы стараемся, конечно, максимально открывать, но иногда слишком много пространства от портрета до подписи, иногда приходится закрывать, с тем, чтобы гармонично смотрелся портрет с паспарту. Но все они подписаны.

А на портрете декабриста Черкасова даже замечательная надпись: «С нами Бог».

К.БАСИЛАШВИЛИ: Расскажите, как появилась эта коллекция? Как к ней пришел Зильберштейн?

А.ЛУКАНОВА: Зильберштейн знал о ней. Знал о существовании этих портретов, потому что он знал очень многое. И каков источник его знания, я даже не буду говорить, потому что он это знал. Он достаточно был эрудированным и информированным человеком.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Интересно, как доходит информация? В Сибири Бестужев пишет портреты ссыльных, каторжников?

А.ЛУКАНОВА: Каторжников, да. И об этом известно даже было то, что они находились после смерти Бестужева у его сестры Елены Александровны Бестужевой.

Нет, не на каторге. Они еще были в пределах, так сказать, европейской территории России.

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, их удалось вывезти?

А.ЛУКАНОВА: Ну да, конечно, они вывезены. Но думаю, что после того, как наступила амнистия, это было все вывезено, и они находились, по-моему, в Петербурге, если я не ошибаюсь.

Но после рук Елены Александровны эти портреты перешли к Кузьме Солдатенкову, знаменитому нашему собирателю.

Когда он скончался в 902 году, то эти портреты оказались в руках его доверенного лица. И вот тут-то начались, конечно, поиски этого человека, который обладал портретами декабристов.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Кто это?

А.ЛУКАНОВА: А имя было неизвестно. И, более того, Зильберштейн просил не упоминать его имя.

И, когда он вышел на этого человека, и была достигнута договоренность, что он продает ли, дает ли портреты – уже даже это не важно. Главное, что они были найдены. Это невероятный успех, это просто сенсация научная, и, какая хотите, художественная. Он просит только об одном тот человек: не упоминать его имени.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Почему интересно?

А.ЛУКАНОВА: Вот таково было условие. И Зильберштейн сдержал свое слово. Я сколько ни мучила Наталью Борисовну, чтобы как-то приблизиться к этой фамилии, она говорит…

К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, так и осталось имя неизвестным?

А.ЛУКАНОВА: Ну, во всяком случае, может быть, где-то оно и сквозит. Но это надо слишком хорошо все проанализировать, чтобы понять, кто этот был человек. И было найдено-то эта, вот эта замечательная легенда, что они из Сибири и в Сибири их нашли, нет, они были найдены на даче в Кунцево.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Да что вы?

А.ЛУКАНОВА: На даче Солдатенкова в Кунцево, да. Вот где их хранил этот доверенный персонаж Солдатенкова.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А как и где они там хранились на даче?

А.ЛУКАНОВА: Ну, возможно в папке хранились. Я не думаю, что они варварски хранились, потому что портреты в великолепной сохранности. Даже бумага, которая, как вы знаете, стареет очень быстро, подвергаясь солнечному свету и любому другому освещению. Нет-нет, бумага замечательная – совершенно чистая, не больная, то есть, там нет пятен времени, нет пятен плесени – ничего, все изумительно. И мы эти портреты выставляем. У нас есть зал декабристов и художников их времени, - вот так скажем. Кроме портретов декабристов мы показываем виды Сибири пятидесятых-шестидесятых годов, то есть, когда они жили уже фактически на поселении.

После 55-го года, когда Николай Первый скончался, была проведена амнистия и декабристы многие не уехали обратно в Европейскую часть России, а остались там, в Сибири. И вот они там жили на поселении.

Также мы показываем виды Петербурга, этот город, из которого они все были высланы. Как правило, это годы десятые, двадцатые. Виды Петербурга примерно того самого времени, когда произошло восстание – в 25-м году, да, мы знаем, это было.

И также мы стараемся показать произведения графики русских художников того времени, Пушкинской поры. Они очаровательны, они милы, они очень вписываются хорошо.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А как вышло, что вдруг у Бестужева открылся талант к рисованию? Он как-то сам этому удивился?

А.ЛУКАНОВА: Знал, конечно, о том, что, я думаю, умел, и наверняка всегда рисовал. Но что ж, каторга, оторванность такая полная от культурной жизни. Они же жили полнокровной культурной жизнью, были необыкновенно образованными людьми. И домашнее образование предполагалось всегда, кроме знания нескольких иностранных языков. Для девочек – это вышивание обязательно домашнее, рукоделие. А для молодых людей, кроме чтения и военных наук, может быть, овладение конной ездой. Это были, конечно, еще и уроки рисования для всех. Поэтому, безусловно, Бестужев рос в очень культурной семье. Он думаю, что знал о том, безусловно, что он умел рисовать, и он рисовал. Но там именно он освоил технику акварели. Ведь это же – ну где найти акварель в Сибири? Ну, значит, как-то вот получалось у них это все-таки. Не думаю, что он сам делал краски, конечно. Но удавалось доставать акварель.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Удивительные лица на этих портретах.

А.ЛУКАНОВА: Удивительные совершенно эти лица, да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Был издан, по-моему, альбом, или целое исследование Зильберштейна.

А.ЛУКАНОВА: Была книга, за которую Зильберштейн получил Ленинскую премию – «Николай Бестужев – художник-декабрист».

К.БАСИЛАШВИЛИ: И там воспроизведены репродукции?

А.ЛУКАНОВА: Они все воспроизведены там, да.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Я просто ориентирую наших радиослушателей для тех, кто вне Москвы проживает и не может прийти в музей Личных коллекций посмотреть на портреты декабристов, можно обратиться в библиотеку и там найти эту книгу.

какая-то вещь, то он ее исследовал со всех сторон. Прежде всего, делал великолепные публикации, искал вспомогательные документы. И уж только после этого он действительно публиковал ее, являл миру, и только после этого он отдавал ее в музей, если вещь была предназначена для музея. Вот, как, например, портрет Марии Николаевны Волконской.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, еще меня интересует один эпизод. И связан он с театром и с увлечением Ильи Зильберштейна театром. Я имею в виду Большой Драматический театр и постановку «Ревизор» Георгием Товстоноговым, где артисты, совершенно неожиданно для всех появляются в костюмах, выполненных по задумке Добужинского.

И всему этому виной Илья Зильберштейн. Как это произошло? Расскажите, пожалуйста.

А.ЛУКАНОВА: Да. Виновник наш искал, как мы знаем, в Париже произведения русского изобразительного искусства, наряду с документами, и он был знаком с Леонидом Давидовичем Леонидовым, который в двадцатые годы, в тридцатые был помощником знаменитого немецкого режиссера Макса Реймхарта. И вот тогда у Макса родилась идея – поставить «Ревизора» на немецкой сцене. Был привлечен Добужинский в качестве художника-оформителя и автора костюмов. А в качестве Хлестакова – Михаил Чехов. Это было замечательное содружество великих мастеров. Но, к сожалению, 33-й год: пришел к власти Гитлер. Все не состоялось. Реймхарт вообще покинул Германию, Михаил Чехов тоже уехал из Германии. Ну, в общем, к сожалению, ничего не получилось.

Но это была вторая как бы попытка Добужинского оформить «Ревизора». Первая – была сделана еще в Каунасе. Он же там жил как раз в начале тридцатых годов. Но тоже почему-то не состоялось в Национальном театре в Каунасе. И эти все костюмы, их, по-моему, 44, и эскиз декораций, эскиз занавеса они оказались в руках у Леонида Леонидова, естественно, поскольку он выступал в данном случае заказчиком от лица Макса Рейхмарта перед Добужинским.

Зильберштейн в Париже узнает об этих эскизах декораций и костюмов, просит Леонидова передать ему это все в Россию, в Советский Союз тогдашний. И, получив это, передает, конечно…

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот так именно – по просьбе Леонидов передает?

А.ЛУКАНОВА: Да, да. По просьбе Леонидов передает. И Зильберштейн получает 44 эскиза костюмов и декораций. Делает великолепные публикации, которые видит Георгий Александрович Товстоногов, видит эти костюмы, и понимает, что лучшего художника, конечно, найти трудно. И по этим костюмам, используя эти костюмы, он делает свою постановку в БДТ.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Но все же Добужинский на тот момент эмигрант, представитель искусства неизвестного, и не очень-то поощряемого.

А.ЛУКАНОВА: Добужинский на тот момент- эмигрант. Не очень поощряемого. Да, это был 73-й год.

Знаете, Мирискуссники к тому времени, конечно, уже завоевывали свое легальное положение. И в стенах наших музеев они уже выставлялись. Точно совершенно, они были уже, и в Третьяковской галерее висели. Конечно, может быть, это не были какие-то пространные ретроспективные экспозиции, но, тем не менее, имена эти были известны.

В 66-м году, или в 64-м, боюсь напутать, была издана монография об Александре Бенуа Марком Эткинтом. Потом пошли следом череда публикаций о Мирискуссниках. Так что это было как раз время расцвета Мирискуссников. Да, вот у нас как бы возвращение такое, да, к их искусству. Мы снова приникли к нему. Это великое такое, замечательное искусство. А уж театральное…

К.БАСИЛАШВИЛИ: И именно по этим эскизам был оформлен спектакль?

А.ЛУКАНОВА: Именно по этим эскизам были сшиты костюмы, прежде всего. Прежде всего, костюмы. Эскизов декораций не было среди этих четырех. Был только один, как я говорила, - это эскиз занавеса для первого акта, изображающий уездный город с покосившейся церковкой, с покосившимся забором, тучей галок. А остальные эскизы, соответственно, были эскизы костюмов. Но мне кажется, Товстоногов получил такое подспорье в постановке, потому что каждый персонаж он дан в связи с другим персонажем. Такое ощущение, что они находятся все в диалоге. Потому что, какой бы вы костюм ни взяли, друг напротив друга два костюма положите, вы имеете уже диалог. Это настолько интересно! Вы знаете, когда мы занимались этими вещами, показывая их на выставке, посвященной столетию Зильберштейна в 2005 году, мы наслаждались и смеялись до упада. Это передать невозможно, потому что вообще искусство невозможно передать, а уж тем более все эти интересные сочетания: персонажи Гоголевские, которые вот родились под великим пером Добужинского. Но они все вставали перед глазами. И я себе мог представить, как это в талантливом, великолепном, великом уме режиссера Товстоногова встали эти образы, и как он их трансформировал на сцене. И каким великим актерам была дана возможность это исполнить.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И Зильберштейн, конечно, был на премьере?

А.ЛУКАНОВА: Ну, конечно, он был на премьере. И, конечно, он был бесконечно рад, потому что это было просто в действии! Понимаете? Но не только возвращение великолепных эскизов на родину, но это еще и применение их непосредственно на театральной сцене, собственно, для чего они и были созданы и в ней были воплощены.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А до открытия музея Личных коллекций, (у нас еще остается пара минут, обязательно нужно сказать об этом), где хранил свою грандиозную коллекцию Илья Зильберштейн? Квартира, я так понимаю, не была столь вместительной?

А.ЛУКАНОВА: Ну, квартиры, конечно, наши московские не обладают большими площадями. Но, тем не менее, коллекция хранилась, конечно, дома. Если мы посмотрим архивные фотографии его кабинета, его квартиры, все было увешано сплошь: любимый Репин. Он обожал Репина, и у нас около 60 произведений Репина. Любимый Бенуа, которых у нас тоже порядка 60 единиц хранения. Это все было увешано. Конечно, много вещей лежало в папках, естественно. Особенно русский академический рисунок, ХУШ век, он весь был почти в папках. А картины и станковая графика, та, что исполнена гуашью на картоне, это все висело у него. Но не забывайте о том, что в 73-м году была первая выставка из коллекции Зильберштейна «Западноевропейский рисунок», показанный в музее Пушкина, и она после этого осталась в музее Пушкина на временное хранение.

В 84-м году был «Русский рисунок» показан. И он тоже остался на хранение в музее. Таким образом, была некая разгрузка квартиры Зильберштейна: многое хранилось в музее на временном хранении. А временное хранение предполагает право владельца в любой момент забрать вещи. Зильберштейн этого не делал, потому что у него уже была мысль передать все музею. И вот именно этим благородным делом он был занят. И с Ириной Александровной Антоновой боролись за создание музея, боролись за Постановление правительства, боролись за дом, когда выселяли Автоэкспорт.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Многие коллекционеры наоборот сидят на своей коллекции, и не показывают ее, до самого последнего момента не передают. А это прямо, как Третьяков.

А.ЛУКАНОВА: Это как Третьяков, да. Вот что говорит Зильберштейн. Давайте его послушаем: «Ни один истинный коллекционер не может быть безразличен к дальнейшей судьбе своего собрания. – Это его. И, если коллекция стала значительной и представляет интерес художественный или мемориальный, исторический или познавательный, научный, или общественный, почти неизбежно одно решение: она должна стать собственностью Родины, взрастившей нас». Вот, пожалуйста, это его слова, которые он всегда произносил и которые легли в основу его замечательной статьи «Мысли и воспоминания о собирательстве», на которые мы опираемся в значительной степени, говоря о нем.

К.БАСИЛАШВИЛИ: А в какой момент стало возможным открыть музей Личных коллекций?

А.ЛУКАНОВА: Музей личных коллекций был открыт в 1994 году, 24 декабря. А с 84-го уже вся фактически коллекция, в основном, лежала в музее и хранилась, обрабатывалась сотрудниками музея.

В 93-м году был издан каталог великолепный, который сейчас стал библиографической редкостью абсолютно. И в 94-м, как пишет наш Путеводитель, «Музей открыл двери для посетителей». Так оно и было. Так что, нам 14 лет.

К.БАСИЛАШВИЛИ: И там уже была представлена коллекция Зильберштейна во всем, наверное, многообразии?

А.ЛУКАНОВА: Вы знаете, было, конечно, гораздо больше, чем сейчас у нас на экспозиции. Но это естественно, потому что открывается музей, коллекция Зильберштейна главная, основополагающая, поэтому там было показано очень много, гораздо больше графики, чем мы сейчас можем показать.

Но к тому времени Зильберштейн заразил уже этой идеей – продавать коллекции в дар этому музею.

Были уже коллекции Соловьева, были коллекции Ленкули.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Вот это очень важно. То есть, коллекционеры-современники… Стали передавать в музеи государственные.

А.ЛУКАНОВА: Да, да, Чубанов, они открылись тут же.

Да, да, Лобанов-Ростовский откликнулись. Хотсейн не смог – просто не получалось у него. Хотя он писал ему: «Да, было бы замечательно, чтобы у тебя было два зала моих вещей в музее твоем, который ты создал». Но не получилось.

Но Лобанов-Ростовский отдал очень много наших соотечественников. Попков, например, передал очень красивую (неразборчиво) Александра Бенуа. Очень много коллекционеров передали свои коллекции фактически, не просто произведения из коллекции, а свои коллекции в дар музею.

Петербургский коллекционер (Ленинградский) Александр Наумович Рам, профессор Политехнического университета, он обладал замечательной коллекцией живописи, в основном, живописи Серебряного века и раннего советского периода. Несмотря на то, что он петербуржец, патриот своего города, тем не менее, заслышав о том, что есть такой музей, который сохраняет имя коллекционера. А в чем, собственно, девиз нашего музея? – Сохранить имя коллекционера и коллекции не делить. Потому что любой другой музей изобразительного искусства делит любую коллекцию неминуемо!

К.БАСИЛАШВИЛИ: А там целиком представлено?

А.ЛУКАНОВА: Да. Неминуемо делит по видам, по графике, живописи и скульптурам. А мы показываем все вместе. Это комната. И есть аннотация, где мы рассказываем, хоть кратко, но рассказываем о коллекционерах, о людях, которые нм это передали, которым мы, конечно, очень благодарны. И первым из них был Илья Самуилович Зильберштейн.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Алла, совсем у нас остается меньше минуты до конца передачи. Мне было бы интересно узнать от вас лично: что является вашим любимым произведением в собрании Зильберштейна? Я понимаю, что сложно выделить, но все равно. Пожалуйста! Вы – хранитель…

А.ЛУКАНОВА: Действительно, сложно выделить, тем более что я – хранитель русской части собрания, она превалирует в его коллекции.

Вы знаете, наверное, все-таки, поскольку уж так моя жизнь связна с искусством начала ХХ века, и занимаюсь я русским авангардом, а до этого в университете занималась «Миром искусства», наверное, все-таки блок произведений «Мирискуссников» мне ближе всего. Наверное. Там великолепные эскизы Бакста, совершенно невероятной красоты Анисфельд, ну, вы знаете, здесь можно все эпитеты употреблять, потому что коллекция действительно высочайшего музейного уровня, именно коллекция «Мирискуссников», просто музей в музее. Ну, и, конечно, Пушкинское время. Мы все выросли на этом. Поэтому я люблю две эти части.

К.БАСИЛАШВИЛИ: Спасибо большое. Я благодарю Аллу Луканову, старшего научного сотрудника музея Личных коллекций. И сегодня мы говорили об Илье Зильберштейне. Приглашаем всех в музей!

А.ЛУКАНОВА: Спасибо большое! Ждем вас в музей.

Экспозицию выставки можно разделить на две уникальные по своему масштабу и значению коллекции, которые ученый собирал на протяжении 66 лет: живопись и графика, а также документальная коллекция

ГМИИ им. А.С. Пушкина
30 марта - 28 августа 2016
Отдел личных коллекций
Москва, ул. Волхонка, 10

Сегодня, 28 марта, в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина состоится вернисаж выставки, приуроченной к 110-летию со дня рождения известного ученого и крупного коллекционера, общественного деятеля, инициатора создания Музея личных коллекций Ильи Самойловича Зильберштейна (1905–1988).

Среди частных коллекций послереволюционной России собрание Ильи Самойловича Зильберштейна занимает совершенно особое место - не только и не столько по количеству произведений русских и западноевропейских мастеров (оно превышает две тысячи работ), сколько по их высоким художественным достоинствам и исторической ценности. Собиранию коллекции Илья Самойлович посвятил всю свою жизнь.

Родился И.С. Зильберштейн в Одессе 28 марта 1905 года. По окончании школы учился в 1922 году в Институте народного образования (бывшем филологическом факультете Новороссийского университета), а с 1923 года - в Ленинградском университете на историко-филологическом факультете.

Любимейшим занятием Зильберштейна в юные годы было рассматривание в букинистических лавках книг и журналов по изобразительному искусству. Статьи Александра Бенуа и Сергея Эрнста, напечатанные в журналах «Старые годы» и «Аполлон», произвели огромное впечатление и стали первой школой искусствоведения. Еще студентом, он пишет свои статьи и на заработанные деньги покупает два первоклассных рисунка Бориса Григорьева, которые положили начало его коллекции. Живя в Ленинграде, он сближается со многими интересными людьми того времени - с пушкинистом и историком П. Е. Щеголевым, художником, искусствоведом и коллекционером С. П. Яремичем, сестрой знаменитого художника К. А. Сомова, А.А. Сомовой-Михайловой. Неоценимую пользу ему принесло знакомство с букинистами-антикварами: А.С. Молчановым, Э.Э. Эйдемиллером, И.С. Наумовым. Круг общения Зильберштейна со знатоками искусства расширился после его переезда в Москву. Он с благодарностью вспоминал имена московских коллекционеров Н.П. Пахомова, Н.В. Власова, искусствоведа и собирателя П.Д. Эттингера. Все они сыграли огромную роль в духовном формировании будущего коллекционера и способствовали приумножению его коллекции.

С 1926 года он начал публиковать свои первые статьи и книги, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева. В 1930 году переехал в Москву в связи с предложением Михаила Кольцова, тогда директора Журнально-газетного объединения, подготовить к изданию собрание сочинений А.П. Чехова. И уже с марта 1931 года приступил к осуществлению своей заветной мечты - изданию сборников публикаций неизданных материалов по истории русской литературы и общественной мысли, назвав эти сборники «Литературное наследство». На протяжении 57 лет (до своей кончины 22 мая 1988 года) Зильберштейн был бессменным руководителем этого уникального издания, насчитывающего почти сто томов. Половину из них он подготовил лично («Мой труд в 45 книгах “Литературного наследства”», - написано им в автобиографии). Свои исследовательские интересы И.С. Зильберштейн распространил и на область искусствознания. В 1948–1949 годах вышло в свет два тома «Художественного наследства», посвященных И.Е. Репину. Публикации на эту тему продолжили книги: «Александр Бенуа размышляет» (1968), «Константин Коровин вспоминает» (1971), «Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников» (1971), «Сергей Дягилев и русское искусство» (1982), «Валентин Серов в переписке, документах и интервью» (1988). Особой областью исследований Зильберштейна явилось творчество художника-декабриста Николая Бестужева.

С работой над «Литературным наследством» тесно связана деятельность Зильберштейна по возвращению из-за рубежа реликвий русской культуры, к которой ученый приступил еще в 1930-е годы и достиг наибольших результатов в 1960–70-х годах. В 1964 году в газете «Голос Родины» И.С. Зильберштейн выступил с призывом к русской эмиграции присылать на родину художественные ценности, литературные материалы и архивы для их изучения. Результатом его поездок в Париж в 1966, 1972, 1973 и в Монте-Карло в 1975–1976 годах явилось возвращение десятков тысяч единиц архивных дел, изобразительных материалов, фотодокументов, редких книг, большинство из которых поступило в музеи и архивохранилища страны, о чем он рассказал в книге «Парижские находки. Эпоха Пушкина» (1993).

Блистательная деятельность И.С. Зильберштейна как исследователя и публикатора новых архивных материалов определила и характер его коллекционерских поисков. По результатам его 60-летнего собирательства можно было издать историю русского рисунка и акварели конца XVIII - начала XX века: почти все значительные имена имелись в нем; количество же работ каждого из мастеров далеко превосходило масштабы частной коллекции. Достаточно назвать 22 рисунка П.А. Федотова, более 60 работ И.Е. Репина, 72 рисунка Александра Бенуа, почти 50 работ Л.С. Бакста, К.А. Сомова и многие другие. Наиболее известные из них будут показаны на выставке.

Однако при всем многообразии и широте собрания Зильберштейна в нем (как и в каждой коллекции) есть основное ядро, которое отражает личные пристрастия собирателя. В разделе русского искусства это прежде всего портретная галерея декабристов кисти Н.А. Бестужева, произведения И.Е. Репина, группы художников «Мира искусства», в западноевропейской части собрание - россика (графика художников-иностранцев, работавших в России) и ряд работ голландской, фламандской, итальянской и французской школы XVI - XIX века.

Илья Самойлович называл коллекционерство болезнью или страстью. В самом деле, каким словом обозначить то неистовое стремление, с каким он разыскивал исчезнувшие портреты декабристов? Или сотни других реликвий русской и мировой культуры, которые должны стать достоянием всех людей? Историю необходимо сделать близкой и понятной - в живых картинах ушедших дней, в портретах лиц, участвовавших в этой истории, в видах городов, оставленных нам художниками.

Коллекция И.С. Зильберштейна - это небольшой, целостный по составу музей русского и западноевропейского искусства. Таким он и остался после того, как в 1987 году Илья Самойлович передал свою коллекцию в ГМИИ им. А.С. Пушкина, с тем, чтобы она положила начало новому Отделу - Музею личных коллекций. Нужно было обладать большим мужеством, чтобы расстаться с такой выдающейся коллекцией, и нужна была большая мудрость, чтобы понять, что только этот шаг - передача коллекции государству - единственная возможность сохранить ее.

Экспозицию выставки «Илья Зильберштейн. К 110-летию со дня рождения» можно разделить на две уникальные по своему масштабу и значению коллекции, которые ученый собирал на протяжении 66 лет: живопись и графика, а также документальная коллекция.

В первом разделе зритель увидит работы художников основных европейских школ - Луки Камбьязо («Снятие с креста», XVI век), Джованни Доменико Тьеполо, Рембрандта, Яна ван Бейлерта, Бартоломеуса Спрангера, исключительные по полноте коллекции «россики», работы Пьетро ди Готтардо Гонзага («Морская пристань. Эскиз декорации», конец XVIII - начало XIX века), Джакомо Кваренги («Парковый пейзаж с аркой», 1800-е), Тома де Томона; замечательные произведения русской школы XVIII - XX веков, среди которых уникальные портреты декабристов кисти Н. А. Бестужева , работы В. Л. Боровиковского («Портрет генерала-адъютанта графа П. А. Толстого», 1799), работы К. П. Брюллова , А. А. Иванова , И. Е. Репина , И. И. Шишкина , В. А. Серова , М. А. Врубеля .

Работы художников «Мира искусства» - наиболее значимый и масштабный раздел коллекции. Собрание включает произведения, ставшие классикой отечественной культуры, и воссоздает полную историю этого многоликого художественного явления рубежа XIX - ХХ веков.

А. Н. Бенуа - глава «Мира искусства», художник, критик, театральный декоратор, иллюстратор книги, историк искусства. Побывав в Версале в 1896–1899 годах, художник создает свой первый большой цикл «Последние прогулки Людовика XIV». В 1903–1918 годах Бенуа исполнил иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Помимо живописи и графики, мастер работал и в качестве театрального художника. Одной из лучших постановок мастера стал балет «Петрушка» (1911) на музыку И. Ф. Стравинского.

Л. С. Бакст играл значительную роль в истории «Мира искусства» и как книжный график и оформитель журнала (он был его художественным редактором), и как театральный художник дягилевской антрепризы. В собрании находятся эскизы костюмов к постановке трагедии Еврипида «Ипполит» (1902) и практически полная серия эскизов костюмов и декораций к балету на музыку Ж.-Ж.Роже-Дюкасса «Орфей» (1914–1915), портреты танцовщиц А. Дункан и А. Павловой.

На выставке демонстрируются произведения и других художников «Мира искусства», среди которых «Катя в голубом у елки» З. Е. Серебряковой , «Отдых на прогулке» К. А. Сомова, работы М. В. Добужинского , Е. Е. Лансере , А. П. Остроумовой-Лебедевой .

Важную роль в собрании Зильберштейна занимают произведения Б. И. Анисфельда - в частности, знаменитый эскиз декорации к балету М. А. Балакирева «Исламей» (1911), эскизы костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (1912), а также большая коллекция работ Б. М. Кустодиева , среди которых ее жемчужина, гордость коллекции - «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1920–1921), эскизы костюмов и декораций (1925–1926) для постановки пьесы Е. И. Замятина «Блоха» по рассказу Н. С. Лескова.

Всего на выставке будет представлено около 300 произведений живописи и графики.

В документальный раздел выставки вошли рукописи, письма, рисунки, фотографии, а также книги с дарственными надписями и особо редкие книжные издания - более 80 предметов. Всего же документальная коллекция насчитывает более 1000 наименований.

Самый ранний документ - письма-художника-гравера М. И. Махаева 1766 года, самые поздние вещи относятся к середине ХХ века.

Среди редких рукописных документов - автографы Александра I, Николая I, Наполеона, Дж. Гарибальди, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Глинки, М. Цветаевой, А. Блока, М. Волошина, И. Репина, А. Бенуа, С. Дягилева, В. Брюсова, Ф. Шаляпина, Максима Горького и других.

Больше всех Зильберштейн дорожил двумя книгами с дарственными надписями А. С. Пушкина. Первая - альманах «Северные цветы» за 1832 год - была издана Пушкиным в память его лицейского друга А. А. Дельвига, внезапно скончавшегося 14 января 1831 года. Надпись на книге гласит: «Плетневу от Пушкина в память Дельвига 1832. 15 февр. СПб.».

Вторая книга - «Борис Годунов» (1831) с дарственной надписью «Баратынскому от А. Пушкина. Москва 1831 янв. 12». После смерти Баратынского она попала во Францию, где затем оказалась в руках давнего друга Зильберштейна ученого-слависта Андре Мазона. Последний согласился обменять ее на юбилейное 90-томное собрание сочинений Л. Н. Толстого. Так книга Пушкина с его автографом вернулась в Москву. Первая книга была передана супругой И. С. Зильберштейна Натальей Борисовной Волковой в РГАЛИ, а вторая подарена ГМИИ им. А. С. Пушкина к столетию Музея.

Рукописная часть коллекции Ильи Самойловича Зильберштейна является неоценимым вкладом в собрание РГАЛИ.

Кураторы выставки: Алла Луканова, куратор-хранитель, зам. зав. Отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галина Злобина, приглашенный куратор, зам. директора по научной работе РГАЛИ.

Источник : пресс-релиз ГМИИ имени А.С.Пушкина, artprivatecollections.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса