Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда родился иоганн бах. Иоганн себастьян бах краткая биография. Особенности исполнения баховских произведений

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, капельмейстер, виртуозный органист. Более двух веков прошло после его смерти, а интерес к написанным произведениям не угасает. По версии «Нью-Йорк Таймс» был составлен рейтинг мировых композиторов, которые создали шедевры, стоящие над временем, и Бах занимает в этом списке первое место. Его музыку как лучшее, что смогло сотворить человечество, записали на Золотую пластинку Вояджера, прикрепили к космическому аппарату и запустили с Земли в Космос в 1977 году.

Детство

Иоганн Себастьян родился 31 марта 1685 года в немецком городке Эйзенах. В многодетной семье Бахов он был младшим, восьмым ребёнком (четверо из них умерли в младенческом возрасте). Их род ещё с начала XVI века славился своей музыкальностью, многие из его родственников и предков были профессионалами в музыке (исследователи их насчитали около полусотни). Прапрадед композитора Фейт Бах имел профессию пекаря и отлично играл на цитре (это такой щипковый музыкальный инструмент в виде ящичка).

Отец мальчика, Иоганн Амброзиус Бах, играл в церкви Эйзенаха на скрипке и работал придворным концертмейстером (на этой должности он занимался организацией светских концертов). Старший брат, Иоганн Кристоф Бах, служил в церкви органистом. Из их рода вышло столько трубачей, органистов, скрипачей и флейтистов, что фамилия «Бах» стала нарицательной, так называли любого более или менее стоящего музыканта сначала в Эйзенахе, а потом и во всей Германии.

При такой родне естественно, что маленький Иоганн Себастьян начал обучаться музыке раньше, чем научился говорить. Первые уроки игры на скрипке он получал от отца и очень радовал родителя своею жадностью к музыкальным познаниям, усердностью и способностями. Мальчик обладал превосходным голосом (сопрано) и, будучи ещё совсем маленьким, солировал в хоре городской школы. В его будущей профессии не сомневался никто, из Себастьяна обязательно должен был получиться музыкант.

Когда ему было девять лет, умерла мама Элизабет Леммерхирт. Спустя год скончался и отец, но ребёнок не остался одинок, его забрал к себе старший брат Иоганн Кристоф. Он был степенным и уважаемым в городе Ордруф музыкантом и учителем. Вместе со своими учениками Иоганн Кристоф учил младшего брата играть церковную музыку на клавесине.

Однако юному Себастьяну эти занятия казались однообразными, скучными и мучительными. Он стал заниматься самообразованием, тем более когда прознал, что у старшего брата в закрытом шкафу имеется тетрадка с произведениями известных композиторов. По ночам юный Бах проникал в шкаф, доставал тетрадь и при свете луны переписывал ноты.

От такой утомительной ночной работы у юноши начало портиться зрение. Как же было обидно, когда старший брат обнаружил Себастьяна за таким занятием и отобрал все записи.

Образование

В Ордруфе юный Бах окончил гимназию, где изучил богословие, географию, историю, физику, латынь. Школьный учитель посоветовал ему продолжить учёбу в известной вокальной школе при церкви Святого Михаила в городе Люнебурге.

Когда Себастьяну исполнилось пятнадцать лет, он решил, что уже вполне самостоятелен, и отправился в Люнебург, прошагав пешком из Центральной Германии на север почти 300 километров. Здесь он поступил в школу и в течение трёх лет (с 1700 по 1703 годы) находился на полном пансионе и даже получал небольшую стипендию. За время учёбы побывал в Гамбурге, Целле, Любеке, где познакомился с творчеством современных музыкантов. В это же время он попробовал создавать свои собственные произведения для клавира и органа.

Окончив вокальную школу, Себастьян имел право поступления в университет, но не воспользовался им, так как нужно было добывать средства на жизнь.

Творческий путь

Бах поехал в Тюрингию, где устроился в частную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского придворным музыкантом. В течение полугода он играл на скрипке для господ и приобрёл первую исполнительскую популярность. Но молодому музыканту хотелось развиваться, открывать для себя новые творческие горизонты, а не ублажать слух богатеев. Он уехал в Арнштадт, что в 200 километрах от Веймара, где стал работать придворным органистом в церкви Святого Бонифация. Бах трудился всего три дня в неделю и при этом получал достаточно высокое жалование.

Церковный орган был настроен по новой системе, у молодого композитора появилась масса новых возможностей, которыми он воспользовался и написал около тридцати каприччио, сюит, кантат и других органных произведений. Однако через три года Иоганну пришлось покинуть город Арнштадт, так как у него сложились напряжённые отношения с властями. Церковному начальству не нравился его новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений. При этом слава о талантливом органисте распространялась по Германии быстрее ветра, и Баху во многих немецких городах предлагали выгодные должности.

В 1707 году композитор приехал в Мюльхаузен, где поступил на службу в церковь Святого Власия. Здесь он начал подрабатывать мастером по ремонту органов и написал праздничную кантату «Господь – мой царь».

В 1708 году он с семьёй переехал в Веймар, где задержался надолго в должности придворного композитора и органиста. Считается, что именно здесь и в этот период начался его творческий путь как сочинителя музыки.

В 1717 году Бах уехал из Веймара, чтобы устроиться придворным капельмейстером в Кётене у князя Леопольда Ангальта, ценившего талант композитора. Князь хорошо платил Баху, предоставил ему полную свободу действий, но он исповедовал в религии кальвинизм, что исключало использование в богослужениях утончённой музыки. Поэтому в Кётене Бах в основном занимался написанием мирских произведений:

  • сюиты для оркестра;
  • шесть Бранденбургских концертов;
  • французские и английские сюиты для клавира;
  • 1-й том «Хорошо темперированного клавира»;
  • сюиты для виолончели соло;
  • двухголосные и трёхголосные инвенции;
  • сонаты;
  • три партиты для скрипки соло.

В 1723 году Себастьян переехал в Лейпциг, где устроился в церковь Святого Фомы кантором хора. В скором времени ему предложили занять должность «музыкального директора» всех Лейпцигских церквей. Этот период его творческой деятельности ознаменовался написанием следующих произведений:

  • «Страсти по Матфею»;
  • «Рождественская оратория»;
  • «Страсти по Иоанну»;
  • месса си минор;
  • «Высокая месса»;
  • «Величальная оратория».

За всю жизнь композитор написал более тысячи произведений.

Семья

Осенью 1707 года Иоганн сочетался браком со своей троюродной сестрой Марией Барбарой. В семье родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте.

Двое из тех, кто выжил, стали впоследствии довольно известными в музыкальном мире людьми:

  • Вильгельм Фридеман так же, как и отец, был органистом и композитором, импровизатором и мастером контрапункта.
  • Карл Филипп Эммануил тоже стал музыкантом, композитором, известен как Берлинский или Гамбургский Бах.

В июне 1720 года Мария Барбара скоропостижно умерла, и Бах остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми.

Когда боль от утраты немного стихла, Себастьян вновь задумался о полноценной семье. Он не хотел привести в дом мачеху для своих детей, но и одному было уже невмоготу. Как раз в этот период в Кётене выступала с концертами певица Анна Магдалена Вильке – дочка его старинного друга, придворного музыканта в Вейсенфельде. Молоденькая Анна несколько раз бывала в гостях у Баха и мило играла с его детьми. Себастьян долго не решался, но, в конце концов, сделал ей предложение. Несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, девушка согласилась стать супругой композитора.

В 1721 году Бах и Анна Магдалена обвенчались. Его молодая жена принадлежала музыкальной династии, обладала потрясающим голосом и слухом. Этот брак стал для композитора более счастливым, чем первый. Добрая и покладистая Анна приняла детей, как своих родных, к тому же была отличной хозяйкой. В их доме теперь всегда было чисто и уютно, вкусно, шумно и весело. Для своей любимой Иоганн Себастьян создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

По вечерам в доме зажигали свечи, собирались в гостиной, Бах играл на скрипке, а Анна пела. В такие моменты под их окнами собирались толпы слушателей, которых потом пускали в дом поужинать вместе с хозяевами. Семья Бахов была очень щедрой и гостеприимной.

В этом браке родилось тринадцать детей, выжило из них только шестеро.

К сожалению, после смерти Иоганна начались разногласия между его детьми. Все разъехались, с Анной Магдаленой остались лишь две младшие дочери – Регина Сузанна и Иоганна Каролина. Материальной помощи никто из детей не оказывал, и остаток жизни супруга великого композитора провела в полной нищете. После смерти её даже похоронили в безымянной могиле для нищих. Самая младшая дочь Баха Регина влачила ужасное существование, в конце жизни ей оказал помощь Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни и смерть

Иоганн Себастьян прожил 65 лет. В последние годы у него сильно ухудшилось зрение, подпорченное ещё в юности. Композитор решился на операцию, которую ему сделал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора нельзя было назвать хорошей, но Себастьян цеплялся за последнюю надежду. Однако оперативное вмешательство оказалось неудачным, и Бах полностью ослеп. При этом он не перестал сочинять, теперь свои произведения диктовал жене или зятю.

За десять дней до смерти произошло чудо, и к Баху вернулось зрение, словно для того, чтобы он последний раз смог увидеть лица любимой жены и детей, свет солнца.

28 июля 1750 года сердце великого музыканта остановилось. Похоронили его в Лейпциге на церковном кладбище.

31 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!




Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.



В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.



Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа - Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.



В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.



Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.



Умер Иоганн Себастьян Бах в 1750 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1894 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.

Узнать, как мог выглядеть Иоганн Себастьян Бах , можно из нашего фотообзора.

Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в семье бедного городского музыканта. В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавире.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье. В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.
(

В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность - в Веймаре, где и пробыл около десяти лет. Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера.

Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.

В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента - *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор, которая переносит в область клавира монументальность форм и драмматическую патетику органных композиций. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.

В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.

В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. Бах с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретальности.

В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно – музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля 1750г.

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА:

ТВОРЧЕСТВО ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА

Выполнила: Акимова Анастасия Юрьевна

Руководитель: Хмеленко Инна Дмитриевна

1998 - 1999 уч. год.

Г. Сургут

1. Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 -

2. Семья. Детство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2 -

3. Начало творческого пути. Люнебург. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

4. Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 -

5. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 -

6. Бах-исполнитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 -

7. Кётен. Создание фундаментальных сочинений светской камерной музыки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 -

8. Отъезд из Кётена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 -

9. Лейпцигский период. Школа св. Фомы. Бах-кантор. . . . . . . . . . . . . . .9 -

10. Артистическая и творческая деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 -

11. Дети Иоганна Себастьяна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 -

12. Бах-педагог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 -

13. Последние произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 -

14. Характеристика творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 -

15. Разбор музыкальных произведений. Клавирное творчество. . . . . . .15 -

16. “Хорошо темперированный клавир”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 -

17. Прелюдия и фуга до-минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 -

18. Основные произведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 -

19. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 -

Жизненный путь.

Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования.

Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в одном из красивейших немецких краёв, в местах, издавна связанных с музыкой. Родина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия никогда не была центром наиболее ожесточённых битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошённая и нищая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И всё же отзвуки и воспоминания о давно минувших славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось и много времени и могучий гений, чтобы воскрешённые образы прошлого, так же, как и видения далёкого будущего, обрели художественное воплощение в искусстве Иоганна Себастьяна Баха.

Семья, детство.

Иоганн Себастьян всегда гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Выдающимися музыкантами стали впоследствии его собственные сыновья. В течение 17 – 18 веков по Тюрингии расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само слово «Бах» было едва ли не синонимом слова «музыкант». Никто из этого племени музыкантов не добился ни славы, ни громкой известности, хотя в фамильной хронике Бахов насчитывается больше пятидесяти лиц, оказавших влияние на развитие немецкой музыки.

От поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли творческие силы и, наконец, в великом представителе этой династии музыкантов Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета.

К профессии музыканта, уже традиционной для мужской линии семейства Бахов, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем мальчика был его отец – скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн Себастьян пел в хоре, составлявшемся обычно из беднейших учеников младших классов; за небольшую плату они выступали на различных праздниках, а на похоронах и свадьбах пели духовные песнопения.

Девяти лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и был взят на воспитание старшим братом Иоганном Кристофом. Последний – в своё время ученик крупнейшего немецкого органиста – композитора И. Пахельбеля – занимал должность органиста и школьного учителя в Ордруфе. Под руководством брата проходило дальнейшее музыкальное обучение Иоганна Себастьяна. Но гениально одарённая натура вряд ли могла довольствоваться педантичными, школьно – ремесленными уроками Иоганна Кристофа. Он оказался сухим, нечутким музыкантом. Для пытливого, музыкального мальчика это было мучительно. Поэтому ещё десятилетним ребёнком он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в шкафу храниться тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребёнка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты. Здесь – то и проявились впервые сильные стороны характера Иоганна Себастьяна: настойчивость, целеустремлённость, упорство в труде.

Раннее стремление к личной свободе побудило пятнадцатилетнего юношу оставить дом брата и искать средства для независимого существования.

Начало творческого пути.

Люнебург.

В 1700 году Иоганн Себастьян переселился в город Люнебург.

Здесь же, в Люнебурге, в 1703 году Бах закончил школу; он прекрасно учился и получил диплом, дававший право на поступление в университет. Но воспользоваться этим правом ему не удалось. Поставленный перед необходимостью самому себе обеспечивать свою жизнь, Бах должен был направить всё внимание и силы на совершенствование композиторского и исполнительского мастерства – единственного для него реального источника существования.

На художественное развитие Баха учителя его детства не оказали влияния. Он сам везде находил и отовсюду извлекал лучшее и необходимое для своего музыкального образования. Жизнь музыкального искусства в его прошлом и настоящем служила ему композиторской школой. Изучение богатейшего наследия, творческое постижение современной ему музыки шлифовали и оттачивали музыкальные мысли и письмо Баха, помогали раскрыть самого себя, осознать свою творческую индивидуальность. Даже частые перемены службы имели свои положительные стороны, так как давали возможность узнавать новые художественные явления. В этом отношении Люнебург, как затем Арнштадте или Веймар – значительные этапы большого творческого пути композитора.

В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился а их изучение. Освобождённый от педантичной опёки старшего брата, он неоднократно из Люнебурга отправлялся в Гамбург, чтобы, слушая, учиться у знаменитого органиста Рейнкена. В те годы гамбургская опера, руководимая Кайзером, находилась в расцвете. Надо полагать, что, бывая там, Бах не прошёл мимо нового для него искусства. По мнению Ромена Роллана, Влияние Кайзера отразилось на некоторых сторонах музыкальной речи Баха.

В самом Люнебурге с 1692 года при церкви св. Иоанна работал один из известных немецких композиторов, ученик Рейнкена Георг Бём (1661 – 1733). Общение и близость с большим художником – не менее важный фактор в формировании молодого музыканта.

Так в атмосфере богатых и живых традиций постигал Бах искусство и мастерство.

С Люнебургом кончились годы ученичества и ранней юности; началась новая полоса в многотрудной жизни композитора.

Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен.

В апреле 1703 года Бах в качестве скрипача поступает на службу в небольшую княжескую капеллу в Веймаре. Но там он пробыл недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.

Служба органиста Новой церкви была несложной: требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором культовые произведения и аккомпанировать хору во время богослужения. В эти скромные обязанности, с которыми мог бы справиться любой музыкант – ремесленник, Бах вносил молодое рвение, творческий пыл и фантазию, непривычные для служебных норм протестантской церкви. Смелость музыкальных исканий служили причиной столкновения композитора с начальством.

В Арнштадте Баху впервые пришлось иметь дело с косными церковными чиновниками, с ограниченными немецкими бюргерами. Жизнь его в этом городе сразу осложнилась мелочной, отвратительной войной, поднятой мещанством против дерзкого гения, тревожившего его сонный покой. Росло взаимное недовольство, а с ним и охлаждение Баха к своей официальной работе. Тем более сильна была потребность в освежающих новых художественных впечатлениях. Так возникла мысль о путешествии в город Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде. Осенью 1705 года, воспользовавшись предоставленным отпуском, Бах, за неимением средств на карету, отправился в Любек пешком. Концерты Букстехуде, его творчество, высокое мастерство исполнителя потрясли молодого музыканта. Всем существом он впитывал драматически яркое, виртуозное искусство крупнейшего по тому времени мастера органной музыки. Увлечённый, он забыл о своей официальной службе и вместо положенного двадцати восьмидневного отпуска пробыл в Любеке около четырёх месяцев.

В Арнштадте возвращение Баха было встречено далеко не любезно. Воспользовавшись удобным предлогом, церковное начальство подвергло своего органиста унизительному допросу, учинило над ним форменный суд с предъявлением длинного перечня проступков: Бах вводит в хоралы много странных вариаций, примешивает к хоралу много чуждых звуков и приводит тем в смущение общину; раньше органист Бах во время службы увлекался игрой на органе и играл слишком долго, а теперь после сделанного замечания впал в другую крайность и стал играть слишком коротко и т.п.

Методическая разработка на тему: "МУЗЫКА 18 ВЕКА. ТВОРЧЕСТВО И. С. БАХА".

Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ, учителей музыки СОШ. Матетиал предназначен для детей среднего и старшего школьного возраста.
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством И.С.Баха.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с произведениями И.С. Баха, проследить влияние музыки на внутренний мир учащихся;
Отметить высокую человечность музыки;
Развивающие:
Развивать эмоциональную сферу учащихся, сенсорный слух, музыкальную память;
Формировать умение определять характер музыки, ее эмоциональное содержание;
Воспитательные:

Воспитывать интерес учащихся к творчеству и духовному наследию И.С. Баха;
Воспитывать симпатию к классической музыке и музыкальному искусству;
Воспитывать духовно-нравственные качества личности;
В 17-18 веках меняется представление о церковной музыке.Теперь композиторыстремились не столько к тому,чтобы человек отрешился от земных страстей,сколько к тому,чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний.Появились произведения,написанные на религиозные тексты или сюжеты,но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви.Такие сочинения называют духовными,так как слово «духовный» имеет более широкое значение,чем «церковный».Основные духовные жанры 17-18 веков – кантата и оратория.Это произведения для певцов-солистов,хора и оркестра,имеющие драматический сюжет.
Возросло значение светской музыки:она звучала при дворе,в салонах аристократов,в общедоступных театрах.Сложился новый вид музыкального искусства-опера.
Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров,и в первую очередь инструментального концерта.Скрипка,клавесин,орган постепенно превратились в сольные инструменты.Музыка,написанная для них,давала возможность проявить талант не только композитору,но и исполнителю.Ценилась прежде всего виртуозность –умение справляться с техническими трудностями.
Композиторы 17-18 столетий обычно не только сочиняли музыку,но и виртуозно играли на инструментах,занимались педагогической деятельностью.
Наиболее известным из них был Иоганн Себастьян Бах (1685-1750).При жизни Бах славился как виртуозный органист и прекрасный педагог,но к музыке мастера отношение было слишком сдержанным.Творчество Баха настолько глубоко и многогранно,что современники не смогли оценить его по достоинству.Должно было пройти целое столетие,чтобы Бах получил признание как великий композитор. Музыканты всего мира начали играть музыку Баха,поражаясь её красоте и вдохновению,мастерству и совершенству.«Бах» по-немецки означает «ручей».Великий Бетховен так сказал о Бахе: «Не ручей! – Море должно быть ему имя».
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе в семье потомственных музыкантов.Первые навыки игры на скрипке он получил от отца. Имея превосходный голос, Бах пел в хоре городской школы.В возрасте 10-ти лет он остался сиротой, и заботы о нем взял на себя старший брат – Иоганн Кристофор. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. В 17 лет Бах уже играл на органе,скрипке,альте,пел в хоре. В дальнейшем он служил при дворе и в протестанских храмах: занимал должность органиста, придворного концертмейстера в Веймаре, а затем капельмейстера в Кёттене, был дирижёром хора, органистом и церковным композитором в Лейпциге, давал частные уроки.
Бах никогда не покидал Германию, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах. Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями того времени в музыке. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестанского хорала с традициями европейских музыкальных школ.
Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредоточенностью мысли, отсутствием суетливости.Важнейшая особенность его музыки – удивительное чувство формы. Всё здесь предельно выверенно, уравновешенно и в то же время эмоционально. Различные элементы музыкального языка работают на создание единого образа, в результате достигается гармония целого. За свою жизнь композитор написал более тысячи вокально-драматических и инструментальных произведений.
Любимым инструментом Баха был орган. Композитор написал для него огромное количество произведений. Среди них хоральные прелюдии, хоралы, фантазии, токкаты, прелюдии, фуги, сонаты. Орган – один из самых величественных музыкальных инструментов. Он подобен целому оркестру. Этот духовой клавишный инструмент был известен ещё у древних египтян, греков, римлян. В западноевропейских странах он появился в седьмом веке. Вначале орган сопровождал церковное пение во время богослужения. Постепенно он превратился в сольный инструмент.
Современный орган состоит из набора деревянных и металлических труб, число которых доходит до нескольких тысяч. Органист сидит за так называемым игральным столом. На столе расположено несколько мануалов – клавиатур для ручной игры; внизу находится педальная клавиатура для ног. Все клавиши органа соединены с его трубами. Нажатие на клавишу даёт звук одной и той же высоты,силы. При помощи переключения специальных рычагов звучание органа может приниматьокраску различных инструментов оркестра. Поэтому игра на органе требует большого мастерства.
Для органа Бах создал свыше 150 хоральных обработок.Хорал – это старинное духовное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях. Чаще всего хорал был четырёхголосным. Исполнение народных напевов в церкви постепенно ослабило живость и яркость этих напевов. Баху удалось вернуть хоральным мелодиям первоначальную силу их выразительности.
Хоральная прелюдия фа минор представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Вдохновенная поэтическая мелодия хорала звучит в верхнем голосе. Бах как будто поручает её гобою. Неторопливое, спокойное движение нижних голосов придаёт звучанию мягкость и особенную глубину.
(Звучит хоральная прелюдия фа минор

.
Огромной популярностью пользуется Токката и фуга ре минор для органа. В этом произведении соединились вдохновенность, полифоническое богатство и блестящая виртуозность.
(Звучит Токката и фуга ре минор

.
Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома (по 24 прелюдии и фуги в каждом).Произведение это получило название «Хорошо темперированный клавир». Этим произведением Бах доказал, что все 24 тональности равнопрвны и звучат одинаково хорошо. Довольно известны прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Прелюдия оживлённая и подвижная, её отличает чёткий и энергичный ритм. Энергичная и оживлённая фуга имеет заметное сходство с прелюдией.
(Звучит прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира»

.
Бах писал также и оркестровую музыку. Им написано 6 «Бранденбургских концертов», клавирные, скрипичные концерты, произведения для скрипки, виолончели.В оркестровых сочинениях Бах продолжал традиции Вивальди. Так же как и венецианский композитор, он стремился соединить строгость формы с богатством тембров, оригинальнымисочетаниями инструментов.«Жемчужина» его оркестра –корнет. Это узкая трубка с высоким, пронзительным звучанием. Корнет придаёт музыке праздничный, сочный колорит.
В последние годы жизни композитор почти потерял зрение и последние произведения он вынужден был диктовать. Смерть Баха прошла мало замеченной. О нём скоро забыли.
Большой общественный интерес к музыке Баха возник много лет спустя после его смерти. В 1802 году была издана биография Баха, написанная профессором И. Н. Форкелем. А в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха –«Страсти по Матфею». Впервые – в Германии –осуществляется полное издание баховских сочинений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса