Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Катаев валентин петрович

Дата рождения:

Место рождения:

Одесса, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:


Род деятельности:

Прозаик, драматург

Направление:

Социалистический реализм, мовизм

Повесть, роман, рассказ

Язык произведений:

Награды / Премии:

Первая мировая война

Ученичество у Бунина

Белое движение

Переделкино

Вторая мировая война

Журнал «Юность»

Мировоззрение

Образование

Творчество

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Рассказы

Сценарии

Стихотворения

Внежанровые произведения

Драматический театр

Оперный театр

Фильмография

Награды и премии

Общественная репутация

Интересные факты

(16 января 1897, Одесса, Российская империя - 12 апреля 1986, Москва, СССР) - русский советский писатель, драматург, поэт.

Семья

Отец Валентина Катаева - учитель, преподаватель епархиального училища в Одессе Пётр Васильевич Катаев - происходил из среды духовенства. Мать Евгения Ивановна Бачей - дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею .

Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы.

Младший брат Валентина Катаева - писатель Евгений Петров (1903-1942; назван в честь матери; фамилию-псевдоним взял по имени отца).

Дочь Катаева вспоминала:

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (1913-2009). «Это был изумительный брак», - сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей - Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, р. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (р. 1938).

Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) - еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918-1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) - кинооператор Пётр Катаев (1930-1986) и композитор Илья Катаев (1939-2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) - Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним - Тина Катаева).

Биография

Одесса

Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкино, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Обиходным языком в семье родителей писателя был украинский. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.

«Отрывистую речь с небольшим южным акцентом» в нём ещё в 1918 году замечала Вера Бунина. Бравший у него интервью в 1982 году (в конце жизни) одесский журналист высказался ещё определённее: «…У него был неистребимый одесский акцент».

Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Первая мировая война

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.

Павел Катаев так описывал рану отца:

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени (более известным в российской армии под названием «Анна за храбрость»). С военным чином и наградами получил не передающееся по наследству личное дворянство.

Ученичество у Бунина

Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» - обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.

С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.

В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина:

…Бунина он называл своим учителем с полным правом - Симонов привёз от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, - были у неё в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю… Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, - помнила даже это! И встретила его так ласково… И даже знала, что я - Эста, сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая - ну кто ещё так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева - дети. Как это у Вали, молодого Вали, - может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки - она принесла её и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет её взять. «Ладно, - сказала Вера Николаевна, - тогда её положат со мной в гроб».

Белое движение

Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию А. И. Деникина, автоматически получив чин подпоручика.

Как артиллерист служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки.

Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга. Действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву.

До отступления ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта - против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.

Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. До 7 февраля 1920 года, дня входа в Одессу красных (и окончательного - более чем на 70 лет - установления в Одессе Советской власти), родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой.

Врангелевский заговор на маяке» и тюрьма

К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа и сразу подключился к офицерскому подпольному заговору по встрече возможного врангелевского десанта из Крыма. Аналогичным образом - одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций - Одесса была освобождена от красных в августе 1919 года. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.

С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров - бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из вышестоящей ЧК (из Харькова или Москвы) в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в разговорах с сыном называл Яков Бельский. Бельский хорошо запомнил Катаева в прошлом, 1919 году, на большевистских выступлениях в Одессе - тех, на которые пенял Катаеву Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье:

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.

Харьков

В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей.

Москва

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.

В заявлении секретаря Союза писателей СССР В.Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н.И. Ежова предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. Иосиф Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.

Член КПСС с 1958 года.

Переделкино

Вторая мировая война

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Павел Катаев так описывает эту ситуацию:

Журнал «Юность»

Основатель и в 1955-1961 гг. главный редактор журнала «Юность».

Рак

Смерть

Мировоззрение

Образование

Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.

Творчество

Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизирован в 1965 году). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; одноимённая экранизация - 1937).

Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм - 1956), «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм - 1970), «Зимний ветер» (1960-1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. На какие конкретно неизвестно.

Поэзия

Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его произаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Его вдова Эстер Катаева вспоминала:

В последнее время значение Катаева-поэта пересматривается. Так, поэт и исследователь жизни и творчества Катаева Александр Немировский включает Валентина Катаева во вторую десятку самых главных для себя русских поэтов XX века.

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Романы

  • Время, вперёд!
  • Зимний ветер (1960)
  • Катакомбы (1961)
  • Алмазный мой венец (1978)

Повести

  • Растратчики (1926)
  • Белеет парус одинокий (1936)
  • Я, сын трудового народа (1937)
  • Сын полка
  • Хуторок в степи (1956)
  • Маленькая железная дверь в стене (1964)
  • Святой колодец (1965)
  • Трава забвения (1967)
  • Кубик (1968)
  • Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
  • Кладбище в Скулянах (1975)
  • Уже написан Вертер (1979)
  • Юношеский роман (1982)
  • Спящий (1984)

Рассказы

  • В осаждённом городе (1920, публикация 1922)
  • Сэр Генри и чёрт (1922)
  • Отец (1925)
  • Море (1928)
  • Барабан
  • Сюрприз
  • Отче наш

Пьесы

  • Квадратура круга
  • Универмаг (1928)
  • Миллион терзаний
  • Авангард (1931)
  • День отдыха (1940)
  • Домик (1940)
  • Синий платочек (1943)
  • Отчий дом (1944)
  • Случай с гением (1956)

Сценарии

  • Цирк (1936), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
  • Родина зовёт (1936)
  • Белеет парус одинокий (1937)
  • Шёл солдат с фронта (1938)
  • Страницы жизни (1946), совместно с А. В. Мачеретом
  • Сын полка (1946)
  • Цветик-семицветик (1948)
  • Безумный день (1956)
  • За власть Советов (1956)
  • Поэт (1956)
  • Время, вперёд! (1965), совместно с М. А. Швейцером
  • Цветик-семицветик (1968)
  • Хуторок в степи (1970)
  • Фиалка (1976)
  • Понедельник - день тяжёлый (1983)

Стихотворения

  • Осень (1910)

Внежанровые произведения

  • Сухой Лиман (1986)

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 - «Растратчики» - Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского.
  • 1928 - «Квадратура круга» - Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.
  • 1934 - «Дорога цветов» - Московский Современный театр

1940 - «Домик» - Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским.

  • 1940 - «Шёл солдат с фронта» - Театр Вахтангова.
  • 1942 - «Синий платочек» - театр (?).
  • 1948 - «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») - Московский академический театр Сатиры.
  • 1954 (?) - «Дело было в Конске» («Домик») - Московский академический театр Сатиры.
  • 1958 (?) - «Пора любви» - театр Моссовета.

Оперный театр

  • 1940, 23 июня - «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под упр. М. Жукова.
  • 1970-е - «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Большой театр, режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Ф. Ш. Мансуров

Фильмография

Название

Цветик-семицветик
короткометражный

Волны Чёрного моря

Литературная основа

Фиалка
фильм-спектакль

Последний лепесток

Литературная основа

Сын полка

Понедельник - день тяжёлый
фильм-спектакль

Награды и премии

  • Два Георгиевских креста
  • Орден Святой Анны 4-й степени
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за повесть «Сын полка» (1945)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Три ордена Ленина

Катаев, В. П. против Солженицына, Сахарова

  • Катаев, В. П. подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове

Общественная репутация

  • Иван Бунин (1919):
  • Вера Бунина (1919):
  • Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, назвал главку своей книги «Два Катаева» (2004):
  • Александр Немировский (2005):
  • Сергей Шаргунов (2006):

Вот вы называете, скажем, Катаева среди любимых своих писателей… А для вас имеет значение, каким он был как человек? Как вы решаете для себя вопрос соотношения творчества и личности?

Учебники литературы - всегда учебники истории, их герои, простите канцелярит, «общественно значимы». Конечно, главным делом Катаева была его проза, сверкающая, как леденец, облизанный и выплюнутый в траву летним ребёнком, так что ещё слышен убегающий смех… За мастерский мовизм спасибо Катаеву! Написанное - главное. Но личность, судьба - это то, что создаёт подстрочный таинственный гул или, если угодно, зажигает яркую иллюминацию над строчками. Писателю, как правило, хочется жить широко, вольно, опасно. Писательство - не только кропание строчек, но и «разведка боем», броски в неизведанные области жизни. Двигатель личности, секрет её развития - парадокс. У писателя бывают опыты горькие, мученические, а рядом - сладкие, барские опыты: опыт ледяного хохота, отчаянного спокойствия, ядовитого лоска, во всём последнем и упрекают глупые люди Катаева или Алексея Н. Толстого…

  • Катаев никогда не водил машину - обычно её водила его жена и, в период работы писателя на посту главного редактора журнала «Юность» (1955-1961), специальный водитель. Позже в роли водителя выступал сын.
  • В 2000-е годы, когда вернулся интерес к Катаеву, возникла даже конкуренция за право написания биографии Валентина Катаева в серии ЖЗЛ. По этому поводу Сергей Шаргунов в интервью сказал:

Хотел бы написать ЖЗЛ Катаева. Кажется, по сию пору прелестная и древняя Эстер, его вдова, и бродит переделкинскими тропами… Но мне сказали, что ЖЗЛ его уже пишет жена Дмитрия Быкова.

  • В Перми неподалеку от театра кукол установлена скульптура «Цветик-семицветик».

Память

  • На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска.
  • Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.
  • В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.

Один из наиболее ярких представителей юго-западной школы родился в Одессе 28 января 1897 г. в доме на улице Базарной, 4. Его отец – Петр Васильевич Катаев – сын священника из Вятки, мать Евгения Ивановна – дочь полковника Бачея (по семейной версии, Бачеи были родственниками Н.В. Гоголя). В 1902 г. в семье Катаевых родился второй сын Евгений (будущий Евгений Петров). В 1903 г. мать умерла, и детей помогала воспитывать ее младшая сестра, Елизавета Бачей. Семья неоднократно меняла квартиры, они жили на ул. Канатной, 85; Пироговской, 3; Уютной, 7 (по новой нумерации – 8); Отрадной, 10 (здание не сохранилось); Успенской, 2.

Катаев учился в Пятой мужской гимназии, начал писать стихи с 9 лет, первое стихотворение было опубликовано в 1910 г. В 1911 семья Катаевых побывала за границей – в Италии. Спустя год, в 1912, вышла первая маленькая книга – рассказ о пасхальном поцелуе. В 1915 году Катаев поступил вольноопределяющимся в действующую армию, до лета 1917 служил в 64 артиллерийской бригаде, дважды ранен, награжден орденом Св. Анны IV степени.

В конце 1917 Валентин Катаев вернулся в Одессу и стал одним из самых активных участников литературной жизни. По воспоминаниям совре-мен-ни-ков, именно он организовал один из наиболее известных литературных кружков того времени – “Зеленую лампу”. Во время смен властей в 1919 ему пришлось воевать и в Красной (летом) и в Добровольческой (осенью) армии. Как позднее вспоминал сам Катаев, и сидеть ему пришлось и в контрразведке, и в чрезвычайке. Весной 1920 г. Катаев и его младший брат были арестованы ЧК, и освобождены летом того же года (по воспоминаниям, их спас писатель Андрей Соболь). После освобождения Катаев работал в ЮгРОСТА, а затем вслед за В. Нарбутом , руководившим ЮгРОСТА, Катаев и Олеша в 1921 переезжают в Харьков (в те годы столицу Украины).

С 1922 г. жил в Москве. Катаев работал в газете железнодорожников “Гудок”, его фельетоны выходили под многочисленными псевдонимами (один из них “Старик Саббакин” стал шутливым прозвищем). В комнате Катаева в Мыльниковом переулке находили приют на первых порах все одесситы, перебиравшиеся в Москву.


Э. Багрицкий , В. Катаев, Я. Бельский. Одесса, 1925 г.

Катаев печатался в газетах “Правда”, “Труд”, “Накануне”, “Рабочей газете”, журнале “Крокодил”. Выходят книги его рассказов, повесть “Растратчики” (1926), он становится драматургом – написанные в 1928 году пьесы “Квадратура круга” и “Растратчики” (по мотивам повести) шли на сцене МХАТ и за границей. В 1932 был на строительстве Магнитогорска, описанном в повести “Время, вперед!”. Повесть “Белеет парус одинокий” (первая часть эпопеи-тетралогии “Волны Черного моря”) написана в 1936. Это первая из книг автобиографического “одесского цикла”. Героями ее становятся семья Катаевых, в книге он использует фамилию матери – Бачей. Как писал позднее сам автор, он хотел “скрестить Пинкертона с Буниным ” – развлекательный сюжет с отточенным литературным языком. Катаев был одним из наиболее успешных писателей одесской школы в 1930-е гг. Одно из наиболее известных в те годы его произведений – повесть о Гражданской войне на Украине “Я, сын трудового народа...”, написанная в 1937. По ее мотивам была написана опера С. Прокофьева “Семен Котко”.

Во время Отечественной войны Катаев работал в Радиокомитете и в Совинформбюро, был военным корреспондентом “Правды” и “Красной звезды”. В 1946 получил Сталинскую (Государственную) премию за повесть “Сын полка”. В 1948 он пишет продолжение “Белеет парус одинокий” – повесть “За власть Советов” (“Катакомбы”) (4-я часть тетралогии “Волны Черного моря”) – об оккупации Одессы и борьбе подпольщиков. Повесть подверглась резкой критике, в том числе за недостаточно ярко выраженную роль партии в руководстве подпольем. В 1951 г. Катаев написал второй вариант повести. Вторая часть тетралогии “Хуторок в степи”, где вновь использованы реальные события из жизни семьи Катаевых (поездка в Италию) вышел в 1956 г., третья – “Зимний ветер” – о Гражданской войне, с описанием романа с Ирен Алексинской – вышла в 1961 г.

В 1955-1961 гг. Катаев был главным редактором журнала “Юность”. Оставил пост главного редактора по собственному желанию, чтобы без помех заняться литературной работой. Именно катаевская “Юность” стала стартовой площадкой молодых поэтов и прозаиков – шестидесятников.

Начиная с повести “Маленькая железная дверь в стене” (1964) В. Катаев использует стилистику, названную им “мовизмом” (от французского слова “плохой”).

В основе его следующих книг использованы реальные события биографии писателя и его предков.

Сюрреалистические сдвиги – времени, свобода ассоциаций.

Ирен Алексинская

Так написаны “Святой колодец” (1965), “Трава забвенья” (1967) – о встречах с И. Буниным и В. Маяковским, “Кубик” (1969), “Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона” (1972) – о детстве и Одессе начала века, “Кладбище в Скулянах” (1975). В повести “Алмазный мой венец” (1978) под прозрачными псевдонимами выведены одесские и московские писатели, события литературной жизни Одессы и Москвы 1910–20-х гг. Одно из самых известных произведений – “Уже написан Вертер” (1980). Впервые после 1920-х годов в советской литературе появляются сцены казни в ЧК. При жизни Катаева повесть была опубликована только один раз – в журнале “Новый мир”, и не вошла в собрание сочинений. “Юношеский роман моего друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим” (1982) вновь описывает (уже без политизированности) историю романа с Ирен Алексинской. Последние повести В. Катаева “Спящий” (1984) – об Одессе времен Гражданской войны, “Сухой лиман” (1986).


После бесцветной прозы тридцатых-пятидесятых годов Валентин Катаев вновь, как и в двадцатые годы, доказал, что он блестящий стилист, большой русский писатель.

В.П. Катаев – Герой Социалистического Труда (1974), награжден тремя орденами Ленина, орденами, медалями. С 1973 г. он член-корреспондент Майнцской академии (ФРГ), с 1976 – член Гонкуровской академии (Париж).

Лишь в 2009 году в Москве была издана книга В. Катаева.

Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.

На доме по ул. Базарной, 4, где родился Валентин Петрович, установлена мемориальная доска.



12 апреля 2013 года на фасаде Одесского аграрного университета (ул. Пантелеймоновская, 13) открыта мемориальная доска братьям Катаевым – Валентину и Евгению (он же Евгений Петров) – именно здесь располагалась 5-я мужская гимназия, в которой учились литераторы.

Доска установленна по инициативе учащихся 7-го класса интерната №2.

Алена Яворская,
заместитель директора по научной работе
Одесского литературного музея

"Белеет парус одинокий", отрывок, читает В.П. Катаев

2 сентября 2017 года, к 223-летию со дня основания Одессы, на Аллее Звезд появилась новая звезда – в честь Валентина Петровича Катаева.

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Катаев Валентин Петрович

Кавалер двух Георгиевских крестов
Кавалер ордена Святой Анны 4-й степени
Лауреат Государственной премии (1946, за повесть «Сын полка»)
Герой Социалистического Труда (1974)
Кавалер трех орденов Ленина (1939, 1974)

«Хорошо быть чистой каплей и таить в себе миры!» Валентин Катаев

«За столькое сам виноватый,
стоял он за нас, как валун,
зловатый, и угловатый,
и нежный - великий Валюн».

Евгений Евтушенко

Его отец Петр Васильевич Катаев был очень образованным человеком. Он родился в семье священника из Вятки, учился в духовной семинарии, затем окончил с серебряной медалью историко-филологический факультет Новороссийского университета и многие годы преподавал в юнкерском и епархиальном училищах Одессы. Мать Евгения Ивановна, урожденная Бачей, была дочерью генерала, происходившего из древнего рода запорожских казаков. Много лет спустя Валентин Петрович Катаев дал эту фамилию герою своих автобиографических повестей. Супруги жили счастливо, через шесть лет у них родился еще один сын - Евгений, впоследствии ставший одним из соавторов прославленных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна умерла от воспаления легких и детей помогала воспитывать ее сестра, заменившая осиротевшим детям мать.

Братья Катаевы росли в окружении книг. В семье была необыкновенно обширная библиотека - полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы - «История государства Российского», энциклопедия Брокгауза и Эфрона, атлас Петри. Любовь к русской классической литературе с детства была привита им родителями, любившими чтение вслух. «В своих книгах я часто описывал русские интеллигентные семьи, - вспоминал Валентин Катаев. - Прообразом для меня служила наша семья - папа, мама, тепло семейных отношений, царившее в нашем доме, глубочайшая порядочность, бескорыстие. С детства я слышал имена Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова. В книжном шкафу стоял двенадцатитомный заветный Карамзин».

С девяти лет Валентин Катаев писал стихи. Позднее он вспоминал: «Я уже давно писал стихи и находился, как все молодые поэты, в состоянии вечного душевного смятения: бегал по редакциям местных газет без всякого разбора, читал свои стихи кому попало в гимназии, на переменках, спрашивал мнение товарищей, домашних, папы, тети, мучил своими произведениями младшего братишку Женю - будущего Евгения Петрова, посылал свои стихотворения бабушке в Екатеринослав, даже прослыл у знакомых гимназисток слегка сумасшедшим. И все это лишь потому, что никто не мог мне объяснить какой-то - как я тогда думал - самый главный секрет, открыть какую-то самую сокровенную тайну поэзии, не обладая которой можно было и впрямь свихнуться, не понимая, для чего все это пишется, что означают все эти давным-давно, еще со времен Ломоносова, известные рифмы, размеры, строфы - тысячу раз уже писанные кем-то раньше, тысячу раз читаные-перечитанные и, по сути дела, по внутреннему ощущению, ничего общего не имеющие лично со мной, с моей жизнью, с моей судьбой, с моими интересами, - какие-то бледные «холодом дышит природа немая, бешено волны седые кипят» и прочее».

В редакциях рукописи Катаева брали, но не торопились печатать никому неизвестного гимназиста. Наконец, одно из стихотворений «Осень» было опубликовано в газете «Одесский вестник» в декабре 1910 года. Окрыленный успехом тринадцатилетний поэт продолжал штурмовать редакции, водя за собой младшего братишку. Евгений Петров вспоминал позднее: «Он… водил меня по редакциям. «Женька, идем в редакцию!». Я ревел. Он водил меня потому, что ему одному было идти страшно». Это продолжалось до тех пор, пока один из журналистов не посоветовал Катаеву дать прочесть стихи настоящему писателю. Катаев знал к кому обратиться - его гимназический товарищ не раз хвастался, что его отец - писатель. И Катаев отправился к Александру Митрофановичу Федорову, который уже вскоре стал представлять его своим знакомым как молодого поэта и своего талантливого ученика. Именно от Александра Федорова Валентин впервые услышал стихи Ивана Алексеевича Бунина. Позднее Катаев вспоминал: «Я увидел чудо подлинной поэзии: передо мной открылся новый мир. В тот же вечер я попросил папу купить мне книгу стихотворений Бунина. Отец посмотрел на меня сквозь пенсне глазами, на которые - по-моему - навернулись слезы умиления: наконец, его оболтус взялся за ум. Он просит купить ему не коньки, не футбольный мяч, не духовой пистолет, не теннисную ракетку, а книгу. И не «Шерлока Холмса» Конан-Дойля, не «Тайну желтой комнаты» Гастона Леру, а прекрасную книгу русского поэта. Быть может, это был единственный подлинно счастливый день в его жизни. Отцы это поймут. А дети тоже поймут. Но не теперь, а со временем».

В те годы Бунин ежегодно бывал в Одессе. Прошло время, и Катаев познакомился с ним лично. Бунин с участием отнесся к юному автору и в жизни Катаева начались месяцы ученичества, живых уроков, о которых впоследствии он многократно рассказывал в мемуарной прозе. Бунин привил Катаеву вкус к ежедневному труду, он учил: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всем, что увидите. Бежит собака с высунутым языком - опишите собаку. Одно, два четырех-стишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку. Найдите для них единственно верное определение. Опишите звук гравия под сандалиями девочки, бегущей к морю с полотенцем на плече и плавательными пузырями в руках. Что это за звук? Скрип не скрип. Звон не звон. Шорох не шорох. Что-то другое - галечное, - требующее единственного необходимого, верного слова… Писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать - как ходить на службу… или в гимназию». Бунин видел, как Катаев стремился опубликовать каждое из написанных стихотворений в «Одесском вестнике», «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье», и советовал не торопиться. Он понимал, как хочется молодому поэту увидеть свое имя напечатанным, и предостерегал, объясняя, что сам в свое время торопился и напечатал много слабого, о чем потом сожалел.

Рядом с Катаевыми жила семья полковника Алексинского. Старшая дочь, любимица всей семьи Ирина рисовала, писала стихи, играла на рояле, занималась лепкой. Любимые стихотворения она записывала в особую записную книжку. В доме Алексинских образовалось нечто среднее между литературным клубом и салоном поклонников. И Катаев влюбился в юную талантливую красавицу. Он посвящал ей свои стихи, а позднее, спустя много лет она стала прототипом героинь его прозы. Началась первая мировая война. И в 1915 году, не окончив гимназию, Катаев ушел добровольцем в действующую армию. Он служил в артиллерийской бригаде под началом полковника Алексинского, отца Ирины. Влюбленные писали друг другу письма, в том числе в стихах. Валентин Катаев писал Ирине Алексинской: «Получил Ваше письмо. Спасибо. Оно согрело меня, а это очень кстати: в землянке сыро, холодно, со стен течет, спать можно лишь согнувшись, да, кроме того, единственное стеклышко окна разбилось от звуков стрельбы, и теперь сидим в темноте, так как пришлось заделать дыру доской... В Вашем письме поразительно верно сказано о моей теперешней и прежней жизни. Именно такое сознание и у меня: что-то навеки потеряно. Вспомнил, что еще прошлым летом, в прошлой жизни, нацарапал стишки, которые вдруг вспомнил…Тогда я, каюсь, был немного в Вас влюблен. Помните, мое идиотское объяснение в любви у Вас на балконе осенью? Но почему же «я о ком-то дальнем думал?». А славное все-таки было время. Но его уже никогда не вернешь...».

Находясь в армии, постоянно рискуя жизнью, Катаев оставался верен завету Бунина «писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения». И он писал - рассказы, очерки. Свои стихи он посылал не только любимой, но и в столичные журналы, которые к тому времени уже охотно их печатали. В декабре 1916 года Валентин вернулся в Одессу для обучения в пехотном училище. На несколько месяцев огонь сражений сменился тишиной и уютом родного дома. Он по-прежнему проводил много времени у Алексинских, и записная книжка Ирины пополнялась стихами влюбленного Валентина. В мае 1917 года Катаев вновь оказался на фронте, в июле был тяжело ранен и до ноября пролежал в одесском госпитале. Там он написал «Три сонета», которые были опубликованы в «Первом альманахе литературно-художественного кружка» в начале 1918 года.

Во время первой мировой войны Валентин Катаев был дважды тяжело ранен, отравлен фосгеном, от чего у него на всю жизнь осталась хрипотца в голосе. Он был награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом святой Анны IV степени, больше известным как «Анна за храбрость», произведен в подпоручики и пожалован титулом личного, не передающегося по наследству дворянства. Его сын Павел Катаев вспоминал, что спустя много лет, рассказывая о своем ранении и показывая оставшиеся на всю жизнь шрамы «отец вовсе не драматизировал ситуацию, то есть относился к происшедшему с полным спокойствием, словно бы верил в свою неуязвимость».

Впечатления, связанные с тяготами войны, страданиями, кровью, болью, позднее отразились в его книгах - от ранних и до самых поздних - «Записки о гражданской войне» в 1920 году, «Святой колодец» в 1965 году, «Трава забвенья» в 1967 году, «Кладбище в Скулянах» в 1975 году и других произведениях.

После революции Одессу наводнили беженцы, так как юг страны в то время еще не затронул продовольственный кризис. Позднее Катаев вспоминал: «Между тем жизнь шла своим чередом, и временами даже начинало казаться, что ничего особенного не произошло: просто люди по примеру прошлых годов приехали на юг провести лето на одесском побережье - не беженцы, не эмигранты, а обыкновенные дачники со всеми своими синими эмалированными кастрюльками, керосинками «грэц», купальными чепчиками, велосипедами, сандалиями «скороход», крокетом… Быть может, их, этих дачников, было гораздо больше, чем обычно, но и это не вызывало особой тревоги: просто удачное лето, хорошая погода и, как писалось в «Одесском листке», «большой наплыв дачников, курортный сезон в разгаре», так что одну дачу занимали две или даже три приезжие семьи». В Одессе в те годы действовало объединение поэтов «Зеленая лампа», в литературных встречах принимали участие молодые одесские литераторы, в том числе Эдуард Багрицкий, Леонид Нежданов, Юрий Олеша, Анатолий Фиолетов, Зинаида Шишова. Чуть позднее присоединились к кружку Алексей Толстой и его жена - поэтесса Наталья Крандиевская. Активным участником «Зеленой лампы» стал и Валентин Катаев.

И все-таки обстановка в городе была очень тревожной. Одесса в течение 1917-1919 годов года несколько раз переходила из рук в руки, иногда бои шли прямо на улицах города. Осенью 1918 года в Одессу вошли австрийские войска. От населения потребовали сдать оружие. В прихожей Катаевых отрыто висела его офицерская шашка «за храбрость» с анненским красным темляком - Катаев не боялся. Во время обыска, с которым приходили австрийцы, он показал шашку. «Австрийский офицер, - вспоминал Валентин Петрович, - такой же молодой, как и я, весь темно-серый, выутюженный, в крагах и новеньком кепи, повертел ее в руках в замшевых перчатках, прочитал по складам надпись: «За храбрость» - и вернул мне со щегольской армейской любезностью, сказав, что я могу ее оставить у себя, так как «такое оружие голыми руками не берут».

Невероятный хаос, в котором совершенно немыслимо было хоть как-то упорядочить свою жизнь, политическая неразбериха, крушение надежд - вот чем был этот период для Катаева, «мальчика из интеллигентной семьи, сына преподавателя, серебряного медалиста Новороссийского университета, внука генерал-майора и вятского соборного протоиерея, правнука героя Отечественной войны двенадцатого года, служившего в войсках Кутузова, Багратиона, Ланжерона, атамана Платова». Катаев мучительно искал свой путь. В 1918 году он вступил в вооруженные силы гетмана Скоропадского, а после падения гетмана - в добровольческую армию Деникина. Он служил в самом опасном месте бронепоезда «Новороссия» командиром первой башни, участвовавшего в сражениях на два фронта - против петлюровцев в Виннице и против красных в Бердичеве. В то время Катаев написал стихотворение:

«Что мне Англия, Польша и Франция!
Пули, войте и, ветер, вей.
Надоело мотаться по станциям
В бронированной башне своей.
Что мне белое, синее, алое, -
Если ночью в несметных звездах
Пламена полноты небывалые
Голубеют в спиртовых снегах.
Ни крестом, ни рубахой фланелевой
Вам свободы моей не купить.
Надоело деревни расстреливать
И в упор водокачки громить».

В начале 1920 года Валентин Катаев заболел сыпным тифом и был эвакуирован в одесский госпиталь, откуда его, еще не окончательно выздоровевшего, родные забрали домой. К тому времени в Одессе уже окончательно установилась советская власть. Валентин Катаев в течение нескольких месяцев находился в тюрьме одесской ЧК в ожидании смерти за контрреволюционную деятельность. Сын писателя Павел Катаев вспоминал: «Кем был в то время мой отец? Сын преподавателя епархиального училища, получивший чин дворянина (по наследству не передающийся), бывший гимназист и вольноопределяющийся царской армии, участник войны с Германией, дослужившийся до прапорщика и награжденный тремя боевыми наградами, молодой одесский поэт... Никакого конкретного обвинения в контрреволюционной деятельности ему не было предъявлено, но биография была явно подозрительной, не «нашей», и в любой момент следствие могло прийти к выводу о безусловной виновности и вынесения сурового обвинения. Пока же в ожидании решения своей участи отец оставался в тюрьме, где, что называется, прижился, попривык и даже продолжал писать стихи. Его перестали вызывать на допросы. По его словам, у него создалось впечатление, будто бы о нем забыли, не обращали на него внимания. И такое положение его устраивало - он оставался в живых».

Спасла Катаева чудесная случайность: на очередном допросе его узнал один из чекистов, запомнивший его выступления на литературных встречах одесского общества поэтов. Так в сентябре 1920 года Валентин Катаев оказался на свободе. Об этом страшном эпизоде свой жизни он позднее писал в рассказе «Отец», во многом автобиографическом, а по признанию автора - самом любимом и «пережитом» им произведении. Описал он и страшный звук работающей динамомашины, заглушающей крики расстреливаемых: «Над городом стояла полная тьма. Электрическая станция не работала. В домах не было света. Только один громадный бессонный дом посредине пустого и черного города, вероятно, насквозь светился в этот страшный час всеми своими частыми окнами. Там, в подвалах, трудно, туго и высоко гудело динамо - единственный работающий в городе электромотор». Освободившись, герой рассказа приходил к мысли, что «что-то нужно сделать, как-то немедленно поступить, зацепиться за что-то и быть втянутым в эту чуждую и радостную жизнь, кипевшую в городе…». Рассказ в течение многих лет не удавалось опубликовать, и Катаев читал его в московских литературных гостиных.

После освобождения Валентин Катаев участвовал в гражданской войне в частях красной армии в качестве командира батареи. Впечатления о том периоде жизни отразились в автобиографической повести «Записки о гражданской войне». Из армии он был отозван для работы в одесском отделении бюро украинской печати. В «Записках о гражданской войне» Катаев вспоминал об этом: «Поэты писали для плакатов четверостишия, которые читали все, начиная от попавшего в переделку фабриканта, кончая кухаркой, идущей записываться в профессиональный союз». Эта работа не только стала первым этапом новой биографии Катаева как журналиста и писателя, но и познакомила его ближе с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким. Он возглавил «Окна сатиры» одесского отделения РОСТА, публиковал фельетоны, стихотворные подписи, писал рассказы.

В 1921 году Валентин Катаев работал в одной из харьковских газет. «Живу в Харькове на углу Девичьей и Черноглазовской - такое невозможно ни в одном другом городе мира», - писал он из Харькова. Там он познакомился с Осипом Мандельштамом, жена которого Надежда Мандельштам вспоминала: «О. М. хорошо относился к Катаеву: «В нем есть настоящий бандитский шик», - говорил он. Мы впервые познакомились с Катаевым в Харькове в 1922 году. Это был оборванец с умными живыми глазами, уже успевший «влипнуть» и выкрутиться из очень серьезных неприятностей. Из Харькова он ехал в Москву, чтобы ее завоевать. Он приходил к нам в Москве с кучей шуток - фольклором Мыльникова переулка, ранней богемной квартиры одесситов. Многие из этих шуток мы прочли потом в «Двенадцати стульях» - Валентин подарил их младшему брату… Мальчиком он вырвался из смертельного страха и голода и поэтому пожелал прочности и покоя: денег, девочек, доверия начальства… «Они все такие, - сказал О. М., - только этот умен».

В 1922 году Валентин Катаев переехал в Москву и стал работать в газете «Гудок». Известность к нему пришла после написания злободневной фантасмагорической повести «Растратчики», материалом для которой послужили рабкоровские материалы. Повесть была опубликована в 1926 году в журнале «Красная новь». Константин Станиславский предложил сделать из нее пьесу и поставить во МХАТе. Писатель принял предложение, и уже в 1927 году пьеса была готова и постановка осуществлена. Вторая пьеса Катаева «Квадратура круга» в середине 1930-х годов с успехом шла не только в Москве, но и в Нью-Йорке, на Бродвее.

Свои газетные статьи и фельетоны Валентин Катаев подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица. А для друзей он был Валюн, иногда даже Валюн великий, а иногда попросту - Катаич. Он был первым из когорты одесских литераторов, уехавших в первой половине 1920-х годов на покорение столицы. За ним потянулись Юрий Олеша, Исаак Бабель, Илья Ильф, Лев Славин, Семен Гехт, Эдуард Багрицкий. Багрицкому, который не хотел менять свою устоявшуюся жизнь в Одессе на неустроенность в столице, Катаев просто не оставил выбора - он купил ему билет в Москву и назначил встречу на вокзале за полчаса до отхода поезда. Но первым из этой славной компании все-таки был он - Валентин Катаев. И как первопроходец он помогал друзьям-землякам обустроиться на новом месте, многие жили у него первое время. Он писал позднее: «Следом за мною через мою комнату прошли почти все мои друзья, ринувшиеся с юга, едва только кончилась гражданская война, на завоевание Москвы». Следом за Катаевым они приходили работать в газету «Гудок» и там сложилась неповторимая атмосфера остроумия и иронии, по словам Константина Паустовского в «Гудке» работали «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве». Вслед за старшим братом приехал в Москву и младший. Именно Валентин Катаев стал наставником Евгения на его пути к писательству. В то время как Евгений намеревался работать в московской милиции, Валентин говорил, что «каждый более или менее интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать». И по настоянию старшего брата Евгений Катаев написал свой первый фельетон, в основу которого легли реальные события, а вскоре стал профессиональным журналистом газеты «Гудок». Право пользоваться своей настоящей фамилией он оставил старшему брату, а себе взял псевдоним, происходящий от отчества - Петров.

Идея создания знаменитого романа «Двенадцать стульев» принадлежала Валентину Катаеву. Вот как сам он об этом рассказывал: «Прочитав где-то сплетню, что автор «Трех мушкетеров» писал свои многочисленные романы не один, а нанимал нескольких талантливых литературных подельщиков, воплощавших его замыслы на бумаге, я решил однажды тоже сделаться чем-то вроде Дюма-пеpa и командовать кучкой литературных наемников. Благо в это время мое воображение кипело, и я решительно не знал, куда девать сюжеты, ежеминутно приходившие мне в голову. Среди них появился сюжет о бриллиантах, спрятанных во время революции в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура… Тогда я носился со своей теорией движущегося героя, без которого не может обойтись ни один увлекательный роман: он дает возможность переноситься в пространстве и включать в себя множество происшествий, что так любят читатели». Свои мысли Валентин Катаев изложил Илье Ильфу и своему брату. Работу предполагалось разделить следующим образом: Ильф и Петров должны были написать черновик романа по идее, предложенной Катаевым, а потом уже он сам «прошелся бы по нему рукой мастера». В результате получился бы «забавный плутовской роман», опубликованный под фамилиями всех трех авторов. Предложение звучало вполне убедительно, ведь Катаев был уже очень популярен - пьеса «Растратчики» с успехом шла во МХАТе, были опубликованы авантюрно-утопические романы «Остров Эрендорф», «Повелитель железа», рассказы «Опыт Кранца», «Золотое перо», «Записки о Гражданской войне», сборники рассказов «Бородатый малютка», «Самое смешное». Сомнений не было - в соавторстве с ним роман обязательно был бы опубликован без промедлений. «Они не без любопытства осмотрели друг друга с ног до головы, - вспоминал Катаев. - Между ними проскочила, как говорится в старых романах, электрическая искра. Они приветливо улыбнулись друг другу и согласились на мое предложение».

Но по признанию Валентина Катаева, он сам не представлял, к чему это приведет: «Почему я выбрал своими неграми именно их - моего друга и моего брата? На это трудно ответить. Тут, вероятно, сыграла известную роль моя интуиция, собачий нюх на таланты, даже еще не проявившиеся в полную силу». Когда первая часть романа была готова, Катаев прочитал ее. Содержание стало для него полной неожиданностью. «Уже через десять минут мне стало ясно, - писал он, - что мои рабы выполнили все заданные им бесхитростные сюжетные ходы и отлично изобразили подсказанный мною портрет Воробьянинова, но, кроме того, ввели совершенно новый, ими изобретенный великолепный персонаж - Остапа Бендера, имя которого ныне стало нарицательным». Катаев отказался от участия в написании романа, признав, что «ученики побили учителя, как русские шведов под Полтавой». Но Илья Ильф и Евгений Петров, не забыли, кому именно они обязаны идеей романа: все издания «Двенадцати стульев», начиная с самого первого, издавались и издаются сейчас с посвящением Валентину Петровичу Катаеву.

В 1931 году Валентин Катаев женился на Эстер Бреннер, дочери бундовца Давида Бреннера, приехавшего в Москву вместе с семьей вскоре после октября 1917 года. Она была моложе мужа на 16 лет. «И конечно, я всю жизнь смотрела ему в рот, - вспоминала Эстер Давыдовна. - Но никакого высокомерия - напротив. Он со мной советовался, каждый вечер читал написанное, да что вечер - иногда мог позвать на весь дом, просто если написал удачную фразу. «Э-эста!» - и я бежала слушать. Мне и «Парус» посвящен, я думаю, только потому, что я в тридцать четвертом почти безвыходно сидела дома, беременная Женей, а он рядом - писал». Писал Катаев обычно от руки, не пользуясь пишущей машинкой. Он всю жизнь следовал совету, данному ему Буниным, который учил: «После того, как вещь готова в рукописи, можете перепечатать на машинке. Но само творчество, самый процесс сочинения, по-моему, заключается в неком взаимодействии, в той таинственной связи, которая возникает между головой, рукой, пером и бумагой, что и есть собственно творчество. Когда вы сочиняете непосредственно на пишущей машинке, то каждое выстуканное вами слово теряет индивидуальность, обезличивается, в то время как написанное вами собственноручно на бумаге, оно как бы является матерьяльным, зримым следом вашей мысли - ее рисунком, - оно еще не потеряло сокровенной связи с вашей душой - если хотите, вашим организмом, - так что если это слово фальшиво само по себе, или не туда поставлено, или неуместно, бестактно, то вы это не только сейчас же ощутите внутренним чутьем, то и тотчас заметите глазами по некоторому замедлению, убыстрению и даже изменению почерка». И только повесть «Белеет парус одинокий» вопреки этому правилу была напечатана на пишущей машинке - одним пальцем. Павел Катаев вспоминал: «Можно было бы не заострять на этом факте внимания, но в действительности он говорит обо очень многом, то есть он очень много открывает в отношениях моих будущих родителей. Пишущая машинка «Ремингтон» пришла в квартиру на Тверской вместе с мамой, и отец стремился даже через вещи, ставшие общими, еще теснее соединиться с любимой женщиной».

Героями повести «Белеет парус одинокий» были одесские мальчишки, оказавшиеся в водовороте революционных событий 1905 года. В главном герое - Пете Бачее угадываются черты самого автора. Катаев вспоминал: «Мое детство совпало с революцией 1905 года. Мне было восемь лет. Но я хорошо помню, как встретили восставший броненосец «Потемкин», как он прошел под красным флагом мимо берегов Одессы. Я был свидетелем баррикадных боев, видел опрокинутые конки, упавшие провода, браунинги, ружья, человеческие трупы». Позднее повесть «Белеет парус одинокий» стала первой частью тетралогии «Волны Чёрного моря». В нее вошли «Хуторок в степи» в 1956 году, «Зимний ветер» в 1961 году и «Катакомбы» в 1951 году.

Отказавшись от участия в написании «Двенадцати стульев», Валентин Катаев все-таки стал соавтором Ильи Ильфа и Евгения Петрова - они совместно написали сценарий к фильму «Цирк» на основе пьесы «Под куполом цирка». Сценарий был принят и съемки фильма начались. Однако легкая искрометная лирическая комедия с музыкальными и цирковыми номерами постепенно начала приобретать черты помпезности и мелодраматичности. Режиссер Григорий Александров отступил от авторского замысла и поэтому соавторы перестали считать себя причастными к фильму. Не согласившись с поправками режиссера, они сняли свои фамилии с титров. Впечатленный этими событиями, Катаев написал статью, опубликованную в журнале «Искусство кино», в которой говорилось: «На том уровне, на котором находится сейчас кино, писатель, очевидно, может давать для фильма сюжет и диалоги, которых отнюдь не должен писать ассистент режиссера...».

Во время Отечественной войны Валентин Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда» писал очерки, рассказы, публицистические статьи. Впечатления военного времени отразились и в его повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы. За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию.

Валентин Катаев возглавлял журнал «Юность» с дня его основания в 1955 году и на протяжении шести лет. При нем журнал стал одним из ведущих периодических изданий страны, открывший читателям многих видных литераторов, в том числе Василия Аксенова и Анатолия Гладилина. Вспоминал Станислав Куняев: «Во времена моей литературной молодости самым многотиражным и популярным считался, конечно, журнал «Юность». Его главный редактор Валентин Катаев - блистательный стилист, умный и расчетливый человек, был кумиром левой молодежи. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Аксенов, Гладилин, Амлинский - не без основания считали журнал своим домом, а Катаева отцом родным, называя его уважительно и почти душевно: «Валюн». Главный редактор был снят с должности за публикацию «Звёздного билета» Аксёнова. Но к двадцатилетию журнала, создателем которого он был, Катаев написал статью, опубликованную в № 6 за 1975 год, в которой утверждал, что «ушел со своего высокого поста, ушел совершенно добровольно и без всякого скандала покинул хлопотливую должность, чтобы уже как частное лицо всецело отдаться радостям тихой семейной жизни и свободному литературному творчеству». Однако текст содержал язвительные намеки и на этот раз были уволены сотрудники, допустившие его в печать.

Уже немолодой Катаев перенес тяжелую болезнь - у него была обнаружена раковая опухоль. По словам его сына Павла Катаева: «Также спокойно за свою жизнь, хотя и с нескрываемым восхищением работой хирурга он рассказывал о тяжелой операции…. Раковую опухоль вырезали, но возникла проблема - хватит ли оставшейся здоровой ткани для того, чтобы шов не разошелся. Ткани хватило. Отец в лицах передавал разговор двух хирургов, спорящих по его поводу: расползется шов или не расползется. И восторгался филигранной работой оперирующего хирурга, решительной и умелой женщины, участницы войны, которая осталась его доброй знакомой до конца жизни».

По свидетельствам многих людей, близко знавших Валентина Петровича, он был бесстрашным человеком. И здесь имелась в виду не только храбрость, проявленная им в боях. Речь совсем о другом. Не трусивший в огне первой мировой войны, не пугавшийся жизни в послереволюционной Одессе, Катаев не боялся и во времена репрессий середины 1930-х годов. Он умел оставаться другом при любых жизненных обстоятельствах, пусть самых неблагоприятных и даже опасных. В 1937 году он публично выступал в защиту вернувшегося из ссылки Мандельштама. Он был один из немногих, посмевших это сделать. Секретарь Союза писателей Ставский в заявлении в НКВД писал, что Катаев и еще несколько человек «ставят вопрос о Мандельштаме, ставят остро». Катаев не побоялся пригласить опального поэта к себе домой. Он месяц не мог простить свою жену, посмевшую оборвать Мандельштама, резко высказывавшегося в адрес Сталина в присутствии недоброжелательных гостей. А вдове Мандельштама Катаев помогал и после его смерти. В те годы он хлопотал за многих, что было опасно для него самого, и даже Александр Фадеев предупреждал о том, что это может плохо кончиться: «Тебе впору за себя бояться, столько на тебя доносов, а ты в чужие дела лезешь!». Позднее в 1946 году, приехав в Ленинград, он открыто посещал Михаила Зощенко, который в ту пору был в опале, как антисоветчик.

Задиристый и колючий Катаев часто нарушал общепринятые правила. Художник Борис Ефимов вспоминал, как однажды на встрече с иностранными журналистами после слов ведущего: «Сейчас Иван Семенович Козловский нам что-нибудь споет, потом Сергей Образцов покажет нам новую кукольную пародию…» - раздался ехидный голос Валентина Катаева: «А потом товарищ Волин нам что-нибудь запретит». Катаев имел в виду начальника Главлита, который выступал за запрет «Двенадцати стульев». Борис Ефимов писал: «Странным образом в Валентине Петровиче Катаеве сочетались два совершенно разных человека. Один - тонкий, проницательный, глубоко и интересно мыслящий писатель, великолепный мастер художественной прозы, пишущий на редкость выразительным, доходчивым, прозрачным литературным языком. И с ним совмещалась личность совершенно другого толка - разнузданный, бесцеремонно, а то и довольно цинично пренебрегающий общепринятыми правилами приличия самодур».

Его дочь, Евгения Катаева вспоминала: «Отец любил хорошие вещи. Обожал. Но это была любовь не к пиджаку или галстуку, а к чужому мастерству, к удивительному творению человеческих рук. В нем не было барского снобизма, но хорошо скроенный костюм, хорошей выделки ткань, изобретательно приготовленная еда - всему этому он умел порадоваться. Любил покупать, но опять-таки не для себя: ему нравилось принимать и удивлять гостей… Сам он, особенно в старости, ел очень мало. Ему нравилось угощать, с хорошим гостем он мог выпить бокал красного вина (в котором отлично разбирался). Но вообще людей, которым бы он радовался, с годами становилось все меньше».

В 1978 году Катаев написал книгу воспоминаний «Алмазный мой венец», где вывел многих своих знаменитых современников под зашифрованными прозвищами-масками. Сам автор много раз заявлял, что не считает роман мемуарной литературой и объяснял этот феномен так: «Здесь уместно объяснить читателю, почему я избегаю собственных имен и даже не придумываю вымышленных, как это принято в романах. Ну, во-первых, это не роман. Роман - это компот. Я же предпочитаю есть фрукты свежими, прямо с дерева, разумеется выплевывая косточки. А, во-вторых, сошлюсь на Пушкина: «Те, которые пожурили меня, что никак не назвал моего Финна, не нашел ни одного имени собственного, конечно, почтут это за непростительную дерзость - правда, что большей части моих читателей никакой нужды нет до имен и что я не боюсь никакой запутанности в своём рассказе»… Я тоже не боюсь никаких запутанностей...». Роман был не похож на то, что писал Катаев всю свою жизнь. В молодости он был убежден в правильности своей теории «движущегося героя, без которого не может обойтись ни один увлекательный роман». В книге «Алмазный мой венец» он исходил из противоположной точки зрения: «В хорошем романе… герой должен быть неподвижен, а обращаться вокруг него должен весь физический мир, что и составит если не галактику, то, во всяком случае, солнечную систему художественного произведения». Так он пересказал свою жизнь. Катаев называл свой новый стиль «мовизмом», от французского «mauvais» (мове), что в переводе означает «плохо». Катаев сам считал, что идет против принятых правил и «хорошего тона».

«Для меня, хотя и не признанного, но все же поэта, - писал Катаев, - поэзией прежде всего, было ее словесное выражение, то есть стихи. О, как много чужих стихов накопилось в моей памяти за всю мою долгую жизнь! Как я их любил! Это было похоже на то, что, как бы не имея собственных детей, я лелеял чужих». Но стихи Катаев все-таки продолжал писать всю свою жизнь, хотя ни одного поэтического сборника так и не опубликовал. Несколько последних лет жизни он посвятил собиранию воедино всех сочиненных им стихотворений. Что-то Валентин Петрович восстанавливал по памяти, что-то отыскивал в чудом уцелевших дореволюционных газетах, а некоторые восстанавливал по письмам благодарных почитателей его таланта. Он переписывал их в специально купленные для этой цели блокноты. Катаев завершил эту работу за год до смерти. Всего оказались заполненными семь блокнотов. Павел Валентинович Катаев вспоминал: «Издать отдельного сборника отцу так и не удалось. Может быть, он и не очень-то сильно стремился к этому. Во всяком случае, однажды он высказался в том смысле, что в окружении плеяды сильных поэтов, рожденных в двадцатом веке в России, можно и не заниматься поэзией. Поэтические сборники отец не выпускал, стихотворения не печатал, но поэтом остался».

Однажды поэт Е. Б. Рейн спросил Валентина Петровича Катаева, почему он не выпустил ни одной книги стихов, которые так нравились Бунину, Мандельштаму, Багрицкому. Катаев развел руками и ответил: «Не судьба…».

Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Текст подготовила Елена Побегайло

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Катаева Валентина Петровича

Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель и поэт.

Детство и юность

Валентин Катаев родился в Одессе 16 (по новому стилю – 28) января 1897 году в семье Петра Васильевича, преподавателя Одесского епархиального училища, и Евгении Ивановны, генеральской дочери, наследницы дворянской крови. В 1902 году у супругов родился еще один сын – Евгений (впоследствии – писатель и сценарист Евгений Петров, написавший в соавторстве с Ильей Ильфом такие знаменитые романы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»).

Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна заболевает воспалением легких и умирает. Воспитанием мальчишек занялась ее родная сестра. Тетушка Валентина и Евгения с ранних лет прививала им любовь к хорошей литературе – дома была огромная библиотека, доступная для чтения в любое время дня. Возможно, именно благодаря этому братья Катаевы и избрали сложный и полный перипетий путь литераторов.

В 1910 году на страницах газеты «Одесский вестник» было опубликовано первое стихотворение Валентина под названием «Осень». Затем в течение двух лет появились еще 25 его произведений. С 1912 года Катаев начинает писать юмористические рассказы.

Военное и послевоенное время

Валентин Катаев так и не успел окончить гимназию – началась Первая мировая война. В 1915 году юноша ушел добровольцем на фронт. Это не мешало молодому писателю продолжать творить. Он писал очерки и небольшие рассказы о военной жизни. В 1917 году после тяжелого ранения Катаев попал в госпиталь в родной Одессе. Затем в 1918 году, уже после окончания Мировой войны, Катаев примыкает к «белому движению», попадает на службу в войска гетмана Скоропадского, затем уходит в добровольческую армию. Писатель был артиллеристом, воевал против петлюровцев. В 1920 году Валентин заболевает тифом, попадает в одесский госпиталь, а оттуда – домой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1920 году Валентин Катаев был арестован на полгода за участие в заговоре против Врангеля. Был отпущен благодаря имевшимся связям и удачному стечению обстоятельств.

Вторая мировая война. Литература

В 1921 году Валентин Катаев становится сотрудником харьковского издательства. Спустя год он переезжает в Москву и устраивается в сатирическую газету «Гудок». Долгие годы Катаев жил мирно и спокойно – ровно до тех пор, пока не началась очередная война. На сей раз Валентин Катаев пошел на фронт в качестве военного корреспондента. Параллельно он писал рассказы, очерки и статьи. Незадолго до окончания Второй мировой Катаев опубликовал свою знаменитую повесть «Сын полка».

После войны Валентин Катаев начал выпивать. Писатель уходил в запои на несколько дней, но вовремя смог одуматься и перестать разрушать свою жизнь. Несмотря на алкогольную зависимость, в 20-30-е годы он продолжает активно работать и публиковать свои книги. В 40-е годы Катаев публикует сказки для детей.

В 1955 году Валентин Катаев основал журнал «Юность» и стал его главным редактором. Журнал много раз подвергался жесткой критике со стороны органов власти. На страницах «Юности» печатались произведения молодых писателей и поэтов, резко выступающих против консерватизма и закостенелости.

За годы своей творческой деятельности Валентин Катаев создал более сотни произведений, среди которых и романы, и повести, и рассказы, и очерки, и сказки, и пьесы, и киносценарии, и стихотворения.

Личная жизнь

Валентин Катаев дважды был женат. О первой его супруге ничего неизвестно. Второй спутницей жизни писателя была Эстер Давдовны Бреннер. В 1936 году в семье родилась дочь Евгения, в 1938 году – сын Павел.

Смерть

12 апреля 1986 года Валентин Петрович Катаев ушел из жизни. За несколько лет до этого он перенес тяжелую операцию по удалению раковой опухоли.

Тело писателя похоронено на Новодевичьем кладбище в Москве.

Валенти́н Петро́вич Ката́ев (16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Герой Социалистического Труда (1974).

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.
Становление писателя Катаева

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса