Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Картины известных художников для школьников. Самые известные русские художники

) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Теплая простота Валентина Губарева

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Чувственный реализм Сергея Маршенникова

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника - Наталья.

Близорукий мир Филипа Барлоу

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Солнечные зайчики Лорана Парселье

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) - это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Динамика города в работах Джереми Манна

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен - все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», - говорит художник.

Иллюзорный мир Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг - это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», - говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Любовная драма Жозефа Лорассо

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (Joseph Lorusso) переносит на холст сюжеты, подсмотренные им в повседневной жизни обычных людей. Объятия и поцелуи, страстные порывы, минутки нежности и желания наполняют его эмоциональные картины.

Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Дмитрий Лёвин - признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства - привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает.

Яркий восток Валерия Блохина

На Востоке все иначе: другие краски, другой воздух, другие жизненные ценности и реальность сказочнее вымысла - так считает современный художник

Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
Автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».Родился в семье художника.Учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова в Императорской Академии Художеств.В 1830 году на средства Общества поощрения художников А.А. Иванов едет в Италию в качестве пенсионера, посещает Австрию и Германию. В 1831-1858 годах он постоянно жил в Италии.Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Но в Петербурге художник прожил всего шесть недель. Жизнь А.А. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры 3 (15) июля 1858 года на квартире у С.П. и М.П. Боткиных.


А. Иванов. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.



А. Иванов. Явление Христа народу



А. Иванов. Приам просит Ахиллеса возвратить тело Гектора. 1824


А. Иванов. Беллерофонт, отправляющийся на войну с Химерой.

Иван Николаевич Крамской (1837, Острогожск - 1887, Санкт - Петербург)
Родился в семье писаря.Создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей таких как: Лев Николаевич Толстой, Шишкин Иван Иванович, Павел Михайлович Третьяков, Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович - все находятся Третьяковской галерее, портрет Боткина- частная коллекция. Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» написаная в 1872 году.
Художник умер 24 марта 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.


Христос в пустыне, 1872


Иродиада, 1886


И. Крамской. Лунная ночь. 1880


И. Крамской. Майская ночь. 1871

Поленов Василий Дмитриевич.(1844-1927)
Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863-1871) и параллельно - на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872-1876 Италию, Францию и Германию как "пенсионер" Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881-1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877-1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом "Товарищества передвижников".
Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 - Поленово) 18 июля 1927.

Христос и грешница, 1888


В. Поленов. Семейная сцена. 1876


В. Поленов. Арест гугенотки. 1875


В. Поленов. Право сеньора. 1874

Больная, 1886

Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859)
Родился в городе Бежецк в мещанской семье. А. В. Тыранов - один из наиболее одаренных учеников А. В. Венецианова, портретист и жанрист.
В 1859 году умер от чахотки.

А. Тыранов. Ткачихи.

СВЕДОМСКИЙ Павел Александрович (7 июня 1849 Санкт-Петербург-9 сентября 1904 Швейцария)
Образование получил в дюссельдорфской Академии художеств (1870), занимался в мастерской М. Мункачи в Мюнхене, поселился в Риме, где и прожил всю жизнь. (Заметим, что все указанные действа он совершил вместе со своим старшим лишь на год братом и тоже художником - Александром Сведомским.) Работал над своими картинами художник в Риме, регулярно отправляя их на выставки в Петербург и другие города Европы, где часто получал медали за свои полотна. Все же бывали годы, когда П.А. Сведомский появлялся в Петербурге и даже в своем имении в Пермской губернии. Особое место в его жизни и творчестве занимает участие в росписях Владимирского собора в Киеве, где его вклад в общую работу значителен.
П.А. Сведомский был художником европейского уровня, академистом по образованию и основному творческому направлению.


П. Сведомский. Римлянка у водоёма. 1888


П. Сведомский. Мария Гамильтон перед казнью. 1904

Постников Сергей Петрович (1826 Москва – 9 апреля 1880 Рим)
Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После него он три года (1855-1858) занимался в Академии художеств.
С. Постников едет за свой счет в Рим и, проводит там пять лет в напряженной работе. По возвращении на родину две из многих привезенных с собой из Италии картин - «Прощание Гектора с Андромахой» и «Вакханка с тамбурином» - послужили поводом для присуждения художнику звания академика (1863) исторической живописи.

С. Постников. Прощание Гектора с Андромахой. 1863

Тупылев Иван Филиппович (1758-1821)
исторический живописец и портретист, воспитанник Императорской Академии Художеств с 1764 г.
Совершенствовался в Париже. По возвращении в Санкт-Петербург получил звания: назначенного в академики в 1785 г., академика и адъюнкт-профессора в 1794 г. и, наконец, профессора, в 1800 г. Был директором Императорской шпалерной мануфактуры. Писал исключительно образа и портреты особ царской фамилии и других знатных лиц.


И. Тупылев. Александр Македонский перед Диогеном. 1787

Плутовская игра.

Иван Акимович Акимов (22 мая (2 июня) 1755, Санкт-Петербург - 15 (27) мая 1814, Санкт-Петербург),
российский живописец, представитель классицизма.
Сын наборщика Сенатской типографии, десяти лет от роду написал прошение о приёме в Академию художеств, изложив несчастные обстоятельства и бедность своей жизни и был принят в воспитанники.
Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства. Хорошо известна его статья «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках.


Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. 1773,
Третьяковской галерее, Москва


И. Акимов. Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета. 1782

Сергей Иванович Васильковский (7 октября 1854, Изюм, Харьковская губерния - 8 октября 1917, Харьков)
- российский и украинский живописец-пейзажист.
Первые навыки в изобразительном искусстве Сергей получил в Харьковской гимназии, его учителем был Д. И. Безперчий (1825-1913) - бывший крепостной, соученик Тараса Шевченко по мастерской Карла Брюллова. С 1876 по 1885 год он обучался в Петербургской Императорской Академии Художеств, в пейзажном классе у М. К. Клодта (1832-1902) и В. Д. Орловского (1842-1914). Академию Художеств Васильковский закончил с большой золотой медалью.
Художник Сергей Васильковский оставил почти 3000 работ, в последние дни жизни полторы тысячи из них он передал Харьковскому художественному музею. К сожалению, большая часть из них погибла во время Великой Отечественной войны, и сегодня в музеях и частных собраниях находится около 500 его произведений.

J
Околица


"Казак в степи.Тревожные знаки"



«Запорожец в дозоре»


С. Васильковский. Два всадника.

Ковалевский Павел Осипович (1843-1903)
Имевший склонность к живописи сын профессора Казанского университета Павел Осипович Ковалевский выбрал батальный класс, когда в 1863 году поступил в Академию художеств. К тому времени в Академии уже сложились определенные традиции обучения батальной живописи, мощный толчок для развития которой дала Отечественная война 1812 года. Окончив под руководством Б.П. Виллевальде Академию, художник в своей пенсионерской поездке в Италию за картину "Раскопки в окрестностях Рима" (1867) получил звание академика.
В 1880-е годы эскизы Балканской кампании были использованы П.О. Ковалевским при написании полотен для Военной галереи Зимнего дворца. Хотя художник писал и жанровые сцены (например, "Объезд епархии", 1885), его привязанность была определена еще в детстве. Именно поэтому профессор (1881) Академии художеств П.О. Ковалевский, возглавив в 1897 году батальную мастерскую Академии художеств, руководил ею и будущими художниками-баталистами до своих последних дней.


П. Ковалевский. Объезд епархии.

Николай Алексеевич Касаткин (13 (25) декабря 1859, Москва - 17 декабря 1930, Москва)
- русский живописец-реалист, член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма.
Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1883), где его главным наставником был В. Г. Перов.


Соперницы, 1890


Кто! 1897


В коридоре окружного суда, 1897


Н. Касаткин. В рабочей семье. 1900

Крендовский Евграф Федорович (1810-1854)
В 1830 году приезжает в Петербург, чтобы продолжить обучение в школе А.Г. Венецианова. Выпускной картиной Е. Крендовского в Академии стало полотно "Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце" (1835). В 1836 году Е.Ф. Крендовский уезжает на свою малую родину - в Кременчуг, где живет и творит в имении помещицы В.М. Остроградской. Он обучает рисунку и живописи детей хозяйки усадьбы и пишет картины. До нас дошло совсем немного из выполненного художником - немногим более двадцати его полотен, С 1854 года сведения о художнике отсутствуют.

Е. Крендовский. Приготовления к охоте. 1836

Басин Петр Васильевич (1793-1877)
Творчество П. В. Басина характерно для художника русской академической школы середины XIX в. С Петербургской Академией Художеств Басин был связан почти всю жизнь. Большая золотая медаль, полученная за картину "Христос изгоняет из храма торгующих" (1818), дала ему право на пенсионерскую поездку в Италию.
На родине Басин почти сразу же начал преподавать в АХ и успешно занимался этой деятельностью почти сорок лет (1831- 69), регулярно получая ордена и очередной чин. В отставку он вышел заслуженным профессором I степени по живописи исторической и портретной, действительным статским советником. Ничего яркого, выдающегося в эти годы он не создал. Написал несколько неплохих портретов: рано умершей жены О. В. Басиной (1837-38), Ю. П. Самойловой (1839), шестерых своих детей (середина 1850-х) и др., а также жанровую картину в духе школы Венецианова "Чердак здания Академии художеств" (начало 1830-х).


П. Басин. Чердак здания Академии художеств. 1831


Сусанна, застигнутая старцами в купальне. 1822г.


Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима. 1830г.

Михаил Шибанов (отчество и г. рождения неизвестены - умер после 1789),
русский художник, живописец из крепостных крестьян. С 1783 г. «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.
Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века.


М. Шибанов. Брачный договор. 1777


М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774

Русские художники-портретисты появились в начале 14 века нашей эры. Мастера кисти того времени располагали ограниченными средствами, поэтому зачастую прибегали к стилизованным рисункам. Это нельзя было назвать сюрреализмом, но картины, безусловно, страдали от недостаточной проработки деталей. Позднее русские художники-портретисты и их работы были переориентированы на оформление храмов. Мастера живописи сакрального характера расписывали стены и потолки церквей и соборов.

Раннее портретное искусство

Русские художники-портретисты и их картины имели свои отличительные признаки, они были узнаваемы - у каждого живописца прослеживался собственный стиль в работе, к тому же, он был почитаем как священниками, так и прихожанами.

Самый яркий представитель того времени - Андрей Рублев (1370-1428), который оставил после себя нетленные произведения: "Спас вседержитель", "Архангел Михаил", "Троица", и другие шедевры иконописи.

Современником Рублева был знаменитый иконописец Феофан Грек (1340-1410). Долгое время они работали вместе. В 90-х годах 14 века художники расписали Благовещенский собор Московского кремля. В работе участвовали и другие русские художники-портретисты. Объем работы был достаточно большим. Главные иконы деисусного ряда написал а "пророческий" и часть верхнего "праотеческого" ряда принадлежат кисти Андея Рублева. Достоверных данных, подтверждающих, что им были написаны клейма больших икон нижнего ряда, нет, однако рука талантливого иконописца узнаваема и в этих работах.

Ранние мастера портретной живописи

В начале 14-го века техника рисунка маслом несколько улучшилась за счет появления тонкотертых красок.

Русские художники-портретисты более позднего времени:

  • Дионисий (1440-1502), фаворит царя Ивана III. Монарх имел обыкновение поручать художнику роспись какого-нибудь храма, а потом периодически навещал иконописца и наблюдал за работой.
  • Зубов Алексей (1682-1750) - крупнейший мастер русского граверного искусства эпохи Петра Первого. Работал совместно с отцом, выдающимся иконописцем Федором Зубовым. Вместе они расписывали Оружейную палату Московского Кремля.
  • Никитин Иван (1680-1742) - русский художник, один из первых российских мастеров портретной живописи, получивший образование в Европе. Находился в особом расположении у Петра Первого. Наиболее известные работы художника - польского короля Августа II и герцога Мекленбургского.

Русские художники-портретисты 18 века

Мастера кисти прошлых столетий, как правило, занимались церковной живописью. Однако 18 век стал временем зарождения портретного искусства в чистом виде, когда живописец отражает на холсте образ конкретного человека. Русские художники-портретистытого времени придерживались классической школы изобразительного искусства, предполагающей точное воспроизведение мельчайших деталей. В портретной живописи эта методика как нельзя лучше отвечала задачам, поставленным перед исполнителем - добиться такого изображения, чтобы оно носило все признаки художественного стиля и было максимально достоверным. Работа представлялась достаточно кропотливой и ответственной. Тем не менее известные русские художники-портретистывеликолепно с ней справлялись. Заказов было более чем достаточно, вся придворная знать, а также члены купеческих гильдий наперебой заказывали портреты себе и своим близким.

Состоятельные люди предпочитали приглашать живописцев к себе на дом, поскольку в этом случае вся семья могла наблюдать за процессом, и это считалось хорошим тоном. Русский художник-портретист обычно жил небогато, поэтому старался принять как можно больше заказов. Если по окончании работы изображение главы семьи нравилось всем домочадцам, то живописец получал следующий заказ в том же доме. Таким образом, русский художник-портретистбыл востребован в высшем обществе и не оставался без работы. Наиболее успешные мастера приглашались в царские покои для выполнения особо важных поручений.

Расцвет портретного искусства

Когда в искусстве живописи наступил период Возрождения, на Руси появилось много талантливых мастеров.

Русские художники-портретисты 18 века:

  • Антропов Алексей (1716-1795) - известный русский портретист, участвовал в декоративном оформлении Зимнего дворца в 1744-м и Царскосельского в 1749 году. Под его руководством художники расписывали Андреевскую церковь в Киеве. С 1761 года Антропов был введен в Православный Синод в качестве главного надзирателя иконописных работ. В историю русского искусства художник вошел как талантливый портретист петровского периода.
  • Боровиковский Владимир (1757-1825) родился в Миргороде. Стал знаменитым после встречи с Екатериной II, которая проезжала в Крым в 1787 году. Художник расписал один из дворцов на пути императрицы и был ею замечен. Екатерина выразила свое восхищение и наградила Боровиковского деньгами, на которые он впоследствии отправился в Петербург.
  • Венецианов Алексей (1780-1847) - русский художник, основоположник сюжетного бытового жанра в портретной живописи. Известность ему принесла работа "Портрет матери", написанная в 1801 году. Учился искусству рисования у
  • Кипренский Орест (1782-1836) - выдающийся художник, дебютировал в 1804 году с портретом А. К. Вальбе, который был написан в манере Рембрандта. Известная работа "Е. В. Давыдов", созданная в 1809 году, упрочила реноме художника. Многие полотна Кипренского хранятся в Третьяковской галерее.
  • Тропинин Василий (1776-1857) - русский художник, который прославился после того, как написал портрет А.С. Пушкина по заказу самого поэта. Картина предназначалась для С. А. Соболевского, приятеля Александра Сергеевича. Портрет стал классическим изображением великого поэта на все времена.

Портретное искусство в 19 веке

Русские художники-портретисты 19 века - это целая плеяда талантливых живописцев, обратившихся к жанру изображения человеческого лица. Наиболее известные из них:

  • Нефф Тимофей (1805-1876) - последователь академического стиля в искусстве, исторический портретист. Обучался живописи в Дрезденской художественной высшей школе. В 1826 году переехал в Петербург, где сразу приобрел известность, написав серию портретов известных людей. В 1837-м отправился в длительное путешествие по России для ознакомления с фольклорной глубинкой и бытом простого народа. После возвращения расписывал церковь Зимнего дворца, в число этих работ вошла знаменитая "Тайная Вечеря". Получил профессорское звание за роспись Исаакиевского собора, одновременно стал хранителем галереи живописи Эрмитажа.
  • Захаров Петр (1816-1846) - русский портретист-живописец с непростой судьбой. Трехлетний мальчик был найден в заброшенном чеченском ауле Дади-юрт. Русский генерал Ермолов взял ребенка на воспитание. Заметив способности приемного сына к рисованию, он отдал маленького Петю на обучение к портретисту Льву Волкову. В 1836 году Захаров окончил курс в Академии художеств и получил звание свободного художника.
  • (1822-1897) - русский живописец, за долгую творческую жизнь написал множество картин. Работы художника, и портреты в том числе, созданные им в разное время, находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Академии художеств и выставочных залах по всей России. В 1844 году Макаров переехал в Санкт-Петербург, где завоевал признание столичной публики.

Живописец-портретист Тыранов

Русский портретист (1808-1859), занимался иконописным творчеством. В 1824 году познакомился с художником Венециановым, который определил юношу в свою школу живописи, а когда тот закончил обучение, устроил Тыранова слушателем в Академию художеств. Дальнейшая судьба молодого живописца сложилась удачно, он получил малую золотую медаль от Академии, в 1836 стал учеником у маститого Карла Брюллова. За свою работу "Девушка с тамбурином" был пожалован званием академика. Будучи в Риме написал свои главные полотна: "Девушка, выжимающая воду из волос", "Ангел с масличной ветвью", "Мать Моисея на берегу Нила". Затем, по возвращении художника в Петербург, художника постигла полоса неудач, и он превратился в нищего. Приют нашел в доме брата в городе Кашине. Там Тыранов и умер в возрасте 51 года.

Непревзойденная техника портрета

Зарянко Сергей (1818-1870) - замечательный русский портретист, прославившийся непередаваемой игрой света и тени на своих полотнах. Техника художника настолько выражена, что внутренний мир человека, изображенного на холсте, как бы теряется в богатстве оттенков и полутонов. Всего Зарянко написал около сотни портретов, большинство которых посвящены императору, его семье и высшей придворной знати.

Ученик мэтра

Жодейко Леонид (1827-1879) - русский портретист-живописец, ученик московского художника Зарянко и петербургского мастера Маркова, преподавателя Академии искусств. Писал в основном женские портреты. Получил звание академика за картину "Девушка за умыванием". Был постоянным участником ежегодных выставок, проходящих под эгидой Академии художеств Санкт-Петербурга.

Художник драматического стиля

Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - выдающийся мастер портретной живописи, религиозных настенных росписей, жанрового рисунка. Автор полотен с изображением известных писателей, художников, артистов, в числе которых были: Л. Н. Толстой (год 1883-й), М. Е. Салтыков-Щедрин (год 1879-й), И. И. Шишкин (год 1873-й), С. П. Боткин (год 1880-й), П. М. Третьяков (год 1876-й).

Художник всю жизнь придерживался философско-драматического подтекста в своих работах, особенно это заметно в портретных картинах: "Неизвестная", "Н.А. Некрасов", "Неутешное горе", которые были созданы в период с 1877 по 1884 гг. Эти шедевры находятся в Третьяковской галерее.

Художественные портреты в 20 веке

Двадцатый век был непростым периодом для России. Политические потрясения, две кровопролитные войны наложили свой отпечаток на развитие страны. И тем не менее искусство было живо, в послевоенные годы возрождалась живопись, в том числе и портретная. Художников было немного, но все они прошли хорошую школу.

Русские художники портретисты 20 века:

  • Козлов Энгельс - советский художник-портретист, родился в 1926 году, окончил Ярославское художественное училище, затем поступил на курс живописи Ленинградского института имени Репина. В 1956 году представил выпускной комиссии свою дипломную работу "Будет жить!" Является членом Союза художников с 1957 года. Основная тематика творчества Козлова - портреты современников.
  • Ломакин Олег - портретист-живописец советского периода, родился в 1924 году. Занимался в Ленинградской художественной школе, затем - во Всероссийской Академии искусств. В 1942 году был призван в Красную армию, воевал под Курском, где получил тяжелое ранение и был отчислен из армейских рядов. Портреты, написанные художником, выставлялись на выставках начиная с 1952 года.
  • Невельштейн Самуил (1904-1983) - портретист-живописец, окончил ВХУТЕМАС. На счету художника несколько десятков работ. Основной тематикой творчества Невельштейна были портреты современников. Портретист провел пять персональных выставок, все они прошли в Ленинграде, первый показ состоялся в 1944 году.
  • Орешников Виктор (1904-1987) - советский живописец и портретист. Народный художник Советского Союза, лауреат двух Сталинских премий. В творчестве доминировали сюжеты, посвященные достижениям в народном хозяйстве, и портреты современников.
  • - русский портретист-живописец, родился в 1943 году. Создатель уникальных направленности. Активно участвует в общественной жизни, член Общественного совета при президенте России.

Знаменитые художники портретного жанра

За шестьсот лет, прошедших со времени появления живописного искусства, сменилось не одно поколение художников. Кроме живописцев, уже упомянутых, существовало достаточно много других мастеров.

Кто же они - художники-портретисты русские? Список их представлен далее.

  • Мусикийский Григорий Семенович, придворный художник-портретист.
  • Гзель Георг, швейцарский живописец, долгое время работал в России.
  • Никитин Иван Никитич, придворный художник.
  • Вишняков Иван Яковлевич, портретист для аристократии.
  • Колокольников Мина Лукич, крепостной художник.
  • Матвеевич, придворный портретист.
  • Угрюмов Григорий Иванович, крестьянский художник.
  • дворянский портретист-живописец.
  • Орловский Александр Осипович, художник дворянский.
  • Соколов Петр Федорович, портретист для аристократии.
Главная » Русские художники

Известные русские художники

XIV (14 век) XV (15 век) XVII (17 век) XVIII (18 век) XIX (19 век) XX (20 век)

В пестрой веренице лет далекого детства особенно ярко остался в памяти Владимира Александровича Васильева один чудесный летний день. «Я считаю этот день решающим в моей жизни художника. Я впервые пережил тогда то чувство особого счастья, полноты жизни, которое так часто охватывало меня позднее, когда я стал художником, в те мгновения, когда остаешься один на один с природой и постигаешь ее всегда с каким-то новым и радостным изумлением.

Коровин Константин Алексеевич, известный русский живописец и театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - на архитектурном отделении (1875), а затем (с 1876) на живописном у И. Прянишникова., В, Перова, Л. Саврасова! и В. Поленова. Несколько месяцев (1882-83) учился в петербургской Академии художеств. Заканчивал художественное образование в Училище (1883-1886).

Крамской Иван Николаевич
(1837-1887)

Крамской Иван Николаевич, выдающийся русский живописец и прогрессивный художественный деятель. Родился в Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Первоначальные знания получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самостоятельно. В шестнадцать лет поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу

Куинджи Архип Иванович
(1842-1910)

А.И. Куинджи был сыном бедного сапожника-грека из Мариуполя, рано осиротел, и всего в жизни ему приходилось добиваться самому. В начале 1860-х годов страсть к рисованию привела его в Петербург, где он дважды пытался поступить в Академию художеств, но безуспешно. Не хватало подготовки, ведь весь свой живописный опыт он приобрел, будучи ретушером в фотографической мастерской.

Кустодиев Борис Михайлович
(1878 - 1927)

Кустодиев Борис Михайлович, выдающийся русский советский живописец, график, театральный художник, скульптор. Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен. Родной край дал ему глубокое знание русской жизни и народного быта, любовь к шумным многолюдным ярмаркам гуляньям, балаганам, тем ярким и радостным краскам, которые вошли с ним в русскую живопись.

Лагорио Лев Феликсович
(1827-1905)

Лагорио Лев Феликсович - русский живописец-пейзажист, маринист. Родился в семье неаполитанского консула в Феодосии. Его учителем был И. К. Айвазовский. С 1843 г. Лагорио занимался в Петербурге в Академии художеств у А. И. Зауервейда и М. Н. Воробьева.

Левитан Исаак Ильич
(1861-1900)

Родился в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-74) у А. Саврасова и В, Поленова. С 1884 выступал на выставках Товарищества передвижников; с 1891 - член Товарищества. С 1898 - академик пейзажной живописи. Левитан создал множество замечательных, проникновенных образов русской природы. В его творчестве получило развитие то лирическое начало, которое присуще живописи его учителя и наставника А. Саврасова.

Малевич Казимир Северинович
(1878-1935)

Имя Казимира Малевича стремительно обрело подобающее ему место в истории русского искусства, как только рухнула официальная советская идеология. Произошло это с тем большей легкостью, что великий художник давно завоевал прочную славу за пределами Отечества. Посвященную ему библиографию впору издавать отдельным изданием, и на девять десятых она состоит из книг и статей на иностранных языках: многочисленные исследования на русском стали публиковаться с конца 1980-х годов, когда состоялась первая большая выставка Малевича на родине после десятилетий замалчивания и хулы.

Малютин Сергей Васильевич
(1859-1937)

Родился будущий художник 22 сентября 1859 года в московской купеческой семье. Оставшись трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность: пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

Нестеров Михаил Васильевич
(1862- 1942)

Нестеров Михаил Васильевич, выдающийся русский советский художник. Родился в Уфе в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877- 86) и в Академии художеств у В. Перова, И. Прянишникова и П. Чистякова. Первоначально пробовал себя в бытовом жанре: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884). В 1882 он женился на Марии Мартыновой, которая умерла в 1885 от родов. Эта трагедия сильно повлияла на все дальнейшее творчество художника. Он бросил легковесные жанры и обратился к историко - религиозной тематике.

Перов Василий Григорьевич
(1834-1882)

Одним из зачинателей реалистической живописи 60-х годов был Василий Григорьевич Перов - продолжатель обличительных тенденций Федотова. В волнениях и тревогах российской жизни находит он почву для своего творчества, ту питательную среду, без которой не может существовать художник. Перов смело и открыто бросается в бой, обличая фальшь и лицемерие церковных обрядов ( «Сельский крестный ход на пасхе» , 1861), тунеядство и порочность попов и монахов ( «Чаепитие в Мытищах» , 1862; обе в Третьяковской галерее в Москве).

Поленов Василий Дмитриевич
(1844- 1927)

Родился в Петербурге в художественной семье. Мать - художница, отец - знаменитый археолог и библиограф, член Академии наук, знаток и любитель искусств. В детстве обучался музыке. Окончил гимназию в Петрозаводске и поступил в Академию художеств (1863) в класс исторической живописи и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Однако он не бросил и занятий музыкой и некоторое время пел в Академическом хоре. Еще в годы учебы посетил Германию и Францию, восхищаясь Р. Вагнером и Ж. Оффенбахом.

Репин Илья Ефимович
(1844-1933)

Репин Илья Ефимович, выдающийся русский художник, представитель демократического реализма. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. В тринадцать лет начал учиться живописи в Чугуеве у художника Н. Бунакова. Работал в иконописных артелях. В 1863 приехал в Петербург и поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Встретился с И. Крамским, который стал наставником молодого художника на долгие годы.

Рерих Николай Константинович
(1874- 1947)

Рерих Николай Константинович , выдающийся русский художник, искусствовед, археолог и общественный деятель. Родился в Петербурге. Учился в Петербурге в гимназии Мея (1883-93). Брал уроки рисования у М. Микешина. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1893-96) и живописное отделение Академии художеств (1893-97) по классу А. Куинджи. Последний стремился развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был вынашивать замысел картины.

Савицкий Константин Аполлонович
(1844-1905)

Савицкий Константин Аполлонович, русский живописец и жанрист. Родился в Таганроге в семье военного врача. В 1862 поступил в Академию художеств в Петербурге, но вследствие недостаточной подготовленности был вынужден уйти и после двух лет усиленной самостоятельной работы в 1864 снова поступил в Академию. В 1871 получил малую золотую медаль за картину «Каин и Авель». Уже в академические годы был близок к Художественной артели И. Крамского, а позднее к Товариществу передвижных художественных выставок и экспонировался на 2-й передвижной выставке (1873). Это возбудило недовольство администрации Академии, которая, придравшись к первому попавшемуся поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен), исключила Савицкого из Академии (1873).

Саврасов Алексей Кондратьевич
(1830-1890)

Есть картины, без которых немыслимо представить русское искусство, так же как нельзя представить русскую литературу без «Войны и мира» Толстого, «Евгения Онегина» Пушкина, И это не обязательно должно быть большое и сложное произведение. Такой подлинной жемчужиной русской пейзажной живописи стала маленькая скромная картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели». Она появилась на первой выставке Товарищества передвижников 1871 года.

Серов Валентин Александрович
(1865-1911)

Еще при жизни В. А. Серова, а тем более после его смерти историки искусства и художники спорили - кто же Серов: последний живописец старой школы XIX в. или представитель нового искусства? Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. Серов традиционен; в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут. Серов искал больше, чем другие. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Он был все время в пути. Поэтому он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий.

Суриков Василий Иванович
(1848-1916)

Суриков Василий Иванович, выдающийся русский исторический живописец и жанрист. «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь». Родился в Красноярске в семье казачьего офицера. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска. Мать была прекрасной вышивальщицей.

Федотов Павел Андреевич
(1815-1852)

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года. Отец служил чиновником и каждое утро уходил на службу. Семья Федотовых была большая, жили небогато, но особой нужды не испытывали. Соседи кругом были люди простые - мелкие чиновники, отставные военные, небогатые купцы. Особенно дружен был Павлуша Федотов с сыновьями капитана Головачева, которые жили напротив, а маленькая сестренка, «востроглазая Любочка», как он ее называл, дружила с Катенькой Головачевой, своей ровесницей.

Шишкин Иван Иванович
(1832-1898)

Войдите в зал Третьяковской галереи, где висят картины Ивана Ивановича Шишкина, и вам покажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечнее и светлее. На картинах Шишкина мы видим то раннее утро в лесу после ночной бури, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то таинственный полумрак лесной чащи.

Юон Константин Федорович
(1875-1958)

Судьба всячески благоволила К. Ф. Юону . Он прожил долгую жизнь. У него был на редкость счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришел к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами. Невзгод было меньше - это размолвка в течение нескольких лет с отцом (служащим банка) из-за женитьбы Юона на крестьянке и ранняя смерть одного из сыновей.

Русские художники


Акимов Николай Павлович
(1901-1968)

Н. П. Акимов попал в Петербург совсем юным, и почти вся его жизнь оказалась прочно связанной с этим городом. Обучался он в студии С. М. Зейденберга (1915-18), через несколько лет поступил в АХ, но оставил ее, не доучившись. Занимался книжной графикой и успел создать себе имя, но по-настоящему нашел себя в сценографии. Работа в театре настолько увлекла его, что в конце 1920-х гг. он обратился и к режиссуре, сделав ее второй, если не первой, профессией: в 1933 г. возглавил Ленинградский мюзик-холл, а в 1935-м - знаменитый Ленинградский театр комедии, художественным руководителем которого оставался до самой смерти (кроме 1949-55 гг., когда был вынужден перейти в другой коллектив).

Нисский Георгий Григорьевич
(1903-1987)

Детство художника прошло на маленькой железнодорожной станции близ Гомеля. Местный живописец В. Зорин, увидевший рисунки юноши, посоветовал ему продолжить занятия изобразительным искусством. Вняв совету, Нисский поступил в гомельскую Студию изобразительных искусств имени М. Врубеля. Его способности заметили и в 1921 г. направили в Москву на подготовительные курсы при Высших художественно-технических мастерских В 1923 г. Нисский перешел на живописное отделение, где его учителями были А. Д. Древин и Р. Р. Фальк.

Пахомов Алексей Федорович
(1900-1973)

В Вологодской области возле города Кадникова на берегу реки Кубены раскинулось село Варламове. Там 19 сентября (2 октября) 1900 года у крестьянки Ефимии Петровны Пахомовой родился мальчик, которого назвали Алексеем. Его отец, Федор Дмитриевич, происходил из «удельных» землепашцев, не знавших в прошлом ужасов крепостного права. Это обстоятельство играло не последнюю роль в жизненном укладе и преобладающих особенностях характера, выработало умение держаться просто, спокойно, с достоинством.

Искусство уже на протяжении нескольких веков считается одним из самых ценных достояний человеческой культуры. Картины известных художников становятся государственным сокровищем, за которым следят неусыпно тысячи специалистов, а стоят они сотни миллионов долларов. В нашей стране искусство ценят значительно меньше, но каждому, пожалуй, знакомы следующие самые известные картины русских художников . Именно о них обязательно знает любой образованный человек.

Явление Христа народу Александр Иванов

«Явление Христа народу» достойно открывает топ самых известных картин русских художников. Русский художник Александр Иванов прославился картиной «Явление Христа народу», которую рисовал целых двадцать лет. Размеры картины поражают, как и ее детализация. Вдохновлялся автор, конечно же, сюжетами из Библии, и она стала далеко не первой работой художника на религиозную тематику – Иванов знал, что понравилось всем в первой картине и воплотил еще раз – в последний раз. Картину назвали современники не просто потрясающей, а самым важным событием в их жизни. По иронии судьбы сам Иванов умер в тот же день, а царь купил картину сразу после смерти автора.

Василий Пукирев

Одной из самых известных картин русских художников считается невероятно глубокое по смыслу полотно Василия Пукирева . Пукирев – ничем не примечательный сельский житель, который прославился только одной картиной – все остальные работы автора остались забытыми. Почему именно «Неравный брак»? Картина описывает сюжет из жизни самого Пукирева – он даже изображен на самой картине. Молодой Пукирев стоит на заднем плане со скрещенными руками, не в силах ничего поделать, ведь его невеста выходит замуж за старого генерала. Сам Костомаров, увидев полотно, взял в жены молодую девушку.

Грачи прилетели Алексей Саврасов

«Грачи прилетели» – самая известная картина русского художника Алексея Саврасова. Популярность картина получила еще во время своей первой выставки, где оценили ее реалистичность и душевность. «Такие пейзажи есть только в «Грачах»», – говорили о картине Саврасова. Интересно, но церковь, которая изображена на заднем плане, существует и стоит в таком же виде по сей день. В этом же селе знаменитый Сусанин совершил свой подвиг.

Охотники на привале Василий Перов

Автором картины «Охотники на привале» является знаменитый автор Василий Григорьевич Перов. Сейчас эту одну из самых известных картин русских художников знают все, а в XIX веке многие отзывались как о неудачной. Были и те, кто восхищался работой Перова. Прежде всего, работой восхитился великий классик Достоевский. Некоторые критиковали картину из-за недостоверности, ведь Перов рисовал охотников со своих друзей, которым был незнаком этот вид занятия.

Трех богатырей Виктор Васнецов

Виктор Васнецов создал одну из самых известных картин среди русских авторов – «Трех богатырей» . Васнецов говорил, что вдохновлялся кряжистыми дубами – он был поражен их мощью, а богатыри ему чуть позже просто явились во сне. На картине изображены известные персонажи русских народных сказок. В самом центре нарисован Илья Муромец, в руке которого копье, слева – Добрыня Никитич, вынимающий из ножен меч, а справа – Алеша Попович с луком и стрелами. Известно, что Алешу художник рисовал с сына Мамонтова, в чьем имении и висела картина. А остальные богатыри схожи с членами семейства самого Васнецова.

Девочка с персиками Валентин Серов

Валентин Александрович Серов, в отличие от предыдущих авторов, после написания картины «Девочка с персиками» , стал одним из наиболее значимых художников в империи. Картина настолько поразила общественность и даже царскую семью, что та обратилась к автору с заказом на еще несколько картин, обязанных украсить царские дворцы. «Девочка с персиками» заслужено входит в Топ самых известных картин русских художников благодаря той радости, которую излучает девочка. Критики называют картину «живой». Но представьте себе, как было девочке, которой пришлось позировать для Серова, и он не единственный, кто воплотил эту юную особу на своих полотнах.

Бурлаки на Волге Илья Ефимович

Илья Ефимович – выходец из Украины, в детстве никогда не видел больших кораблей, бурлаков и уж тем более Волги. Впервые Ефимович увидел бурлаков на Неве, где у него и сложился сюжет для будущего шедевра. Сейчас «Бурлаки на Волге» одна из наиболее показательных картин русских художников, которая заслужено входит в топ-10. Картину не однократно описывали великие литературные деятели, в том числе и сам Достоевский. Чтобы написать картину «Бурлаки на Волге» автору потребовалось лишь 200 рублей на путешествие. Затем она была продана всего за 3000 рублей Владимиру Александровичу – великому русском князю. Сейчас же картина – наследие русской культуры и ее стоимость оценить нельзя.

Боярыня Морозова Василий Суриков

«Боярыня Морозова» русского автора Василия Сурикова является одним из наиболее важных экспонатов Третьяковской галереи и по совместительству, одной из самых известных картин русских художников. Картина имеет большие размеры, и посетители поражаются насколько хорошо детализирована жизнь на столь немаленьком полотне. Третьяковская галерея приобрела картину всего лишь за 25 тыс. рублей – деньги, конечно, большие для XIX века, но сейчас ее стоимость невозможно переоценить. Интересно, что покупка картина была риском для галереи, ведь большинство не восприняло полотно.

Незнакомка Иван Крамской

Второй самой известной картиной русских художников по праву является загадочная «Незнакомка» Ивана Крамского. На небольшом полотне изображена молодая женщина, которая одета в дорогие и самые модные одежды конца XIX века. Кто-то утверждает, что на картине изображена Анна Каренина, а некоторые вообще считают, что «Незнакомка» приносит большое несчастье всем, кто посмотрит ей в глаза. «Неизвестная» – самая знаменитая картина из всех работ Крамского, а мир до сих пор не знает, с кого художник рисовал картину. Сам же автор ничего не упомянул.

Утро в сосновом бору Иван Шишкин

«Утро в сосновом бору». Иван Шишкин – художник, который еще в академии ответил, что будет пейзажистом, нарисовал знаменитую картину «Утро в сосновом бору». Даже маленьким детям известно о полотне, правда они называют его «мишками», так как они изображены на шоколадных конфетах с одноименным названием. Среди русских художников картина «Утро в сосновом бору» Шишкина – самая узнаваемая и часто критикуемая в недостатке реализма. Самые приставучие возражают, почему медвежат именно три, ведь у медведицы редко бывает такое потомство. Популярность картина обрела благодаря сказочно красивому лесному пейзажу с добавлением сюжетного анимализма, то есть медвежьего семейства.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса