Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какова роль Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание"? Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание Роль сони в системе художественных образов романа

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«Орловский технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ:

«ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ.

РОЛЬ ЭПИЛОГА».

Подготовила:

преподаватель русского

языка и литературы

Федоричева О.А

Орёл 2016г.


Литература

Тема: Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога.

Цели урока:

1.Методическая: использование современных мультимедийных технологий при закреплении изученного материала;

2. Образовательная: охарактеризовать образ Сони Мармеладовой и рассказать о ее значение в судьбе Раскольникова, показать, как в образе Сони Мармеладовой сконцентрировано видение Ф. М. Достоевского основ народной христианской нравственности.

3.Развивающая: развитие логического мышления, умение сравнивать, обобщать, доказывать, анализировать текст.

4.Воспитательная: воспитывать чувство сострадания, неприятия зла, продолжить формировать гуманизм, социальные компетенции (умение жить в обществе); прививать любовь к русской литературе.

Цели для обучающихся: знать характеристику образа Сони и понимать значение героини для произведения и в частности для Раскольникова; формирование навыков выступления перед аудиторией (развитие речи и ораторских способностей); развитие навыков работы в коллективе.

Оборудование: учебник (Литература под ред. Г.А.Обернихиной., Ю.В.Лебедев Литература 10 класс. В 2 ч. Ч 1.), портрет Ф.М.Достоевского, художественный текст «Преступление и наказание», мультимедийное оборудование, презентация)

Вид урока: комбинированный

«Человек заслуживает свое

счастье, и всегда страданием»
Ф.М.Достоевский

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Мы уже с вами говорили о теории, созданной главным героем произведения – Раскольниковым. Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники. Давайте вспомним их.

Кто является двойником Раскольникова?

Кто же такой Лужин? В чем его сходство с Раскольниковым?

Кто же такой Свидригайлов? В чем его сходство с Раскольниковым?

Для чего вводится в роман система двойничества?

III. Изучение нового материала.
Мы уже говорили о том, что «Преступление и наказание» – роман идеологический. Каждый из героев – носитель какой-то идеи, то есть правды.

Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.

У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.

Работа с эпиграфом:

«Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием»
Ф.М.Достоевский

Как вы понимаете слова Достоевского?

(По Достоевскому, постоянная заполненность сознания материальной пользой и эгоистической выгодой незаметно растворяет высшие свойства личности и вытесняет христианские добродетели из жизни.

Страдание выступает как единственный путь к обретению смысловой полноты и гармонии жизни).

Словесный портрет Сони.
- Какой вы представляете Соню? Опишите ее, пожалуйста.

Когда мы слышим первое упоминание о Соне?

(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)

Как характеризует ее Мармеладов?

«Моя Соня, безответная она, и голосок у неё такой кроткий, белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»
- А как описывает ее Достоевский? (читает один ученик)
Работа с портретом Сони.
Посмотрите на иллюстрацию Д.А. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Художник запечатлел Соню Мармеладову со свечой. Ее портрет воспринимается как символ совести, страдания и глубокого сострадания, как символ того долга, который она пробуждает в Раскольникове, ведя его к нравственному возрождению. Свет становится «постоянным эпитетом» в характеристике Сони и на других рисунках художников.
- Как вы думаете почему?

(Потому что она несет свет людям)
В романе нет случайностей. «В нём слова лишнего нет», - писал Ф.М.Достоевский о романе «Преступление и наказание».

Интересно проследить и причины выбора автором имени Сони Мармеладовой. Что означает имя Соня, Софья? Почему Достоевский назвал ее таким именем?

Сообщение ученика.

« София, Софья, Соня - это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой - это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви. »
- Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?
(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)
- Расскажите о жизни Сони.
(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским).
Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент.

Соня и Раскольников
- Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?
(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)
Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
(Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)
- Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?
(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.
Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)
- Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?
(Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.)
- Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?
(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне мы видим силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.
- Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?
(Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете.)

Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Посмотрите отрывок из фильма «Преступление и наказание»

Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря.
- Почему выбран этот эпизод из Евангелия?
(Раскольников неслучайно заставляет Соню читать "Евангелие", каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене "Воскресение Лазаря" – два основных героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей)

(Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскрешение.)
Работа с текстом.
- Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони.

(У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась. Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания).
Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.
- Почему Евангелие читают убийца и блудница?
(Евангелие показывает путь к возрождению, позволяет почувствовать соединение душ.)
- Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему?
(Пробуждается душа.)
- Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?

(Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит).

Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова?

(Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает всё с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божьи заповеди).

В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит.

Соня снимает «комнату от жильцов» у портного Копернаумова. «Комната от жильцов» – знак крайней бедности.

Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.

Как называет себя Соня? (Я бесчестная, я великая грешница). (IV ч. гл. 4)

Так является ли Сонечка Мармеладова грешницей?

(Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)
(Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна).

(А Раскольников согласился с обыденной моралью, назвав ее грешницей. Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом, совершает невольный грех.)

(У нее есть выход - уйти из жизни, но в ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить).

− Когда Соня говорит о Лизавете, какую нравственную черту в ней подчеркивает ? (Справедливость)

Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности).

− После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему?

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление)

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция)

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

− Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней?

− На ваш взгляд, народная нравственность могла бы допустить нарушение церковных канонов во имя спасения ребенка? (Да)

Итак, является ли Соня грешницей?

(Нет. По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало, народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Соня - воплощенное чистое добро!)


Коллективная работа. Есть две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая - ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.

Давайте заполним с вами таблицу.


Соня


Раскольников


Кроткая, добрая


Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие


Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица


Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане – преступник.

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни


Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа


В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя


У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Итак, мы с вами сравнили Соню и Раскольникова. Какой вы можете сделать вывод?

(Правда Сони истинная. Необразованная, она духовно гораздо выше образованного Раскольникова. Она живет не разумом, а душой, в качестве опоры у нее вера в Бога.

Достоевский не описывает в романе с такой же подробностью, как нравственные мытарства, процесс духовного возрождения Раскольникова. Но контуры такого возрождения очерчены ясно и отчетливо. Осознав скрытый смысл, реальную сущность и неотвратимую гибельность своей идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и готовность к покаянию. В этом ему помогает Соня, последовавшая за ним на каторгу.

Почему каторжане любят Соню?

(По убеждению Ф. М. Достоевского, Соня выражает народные идеалы добра и справедливости. Каторжники видели, что Соня пожертвовала собой и продолжает делать это ради Раскольникова, это достойно уважения. Также она им всячески помогала, писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по их указанию, в руках Сони вещи для них и даже деньги. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись).

Стали ли убеждения Сони убеждениями Раскольникова?

(В эпилоге романа писатель говорит, что страдания, перенесённые героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь».

«Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого». Глубокое и искреннее сопереживание «вечной Сонечки» растопило твердую «наполеоновскую» душу Раскольникова).

IV.Закрепление материала.

Так в чем же сила Сонечки?
(Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа. Достоевский был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.

И главная сила Сони заключается в вере, в умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Рефлексия

Что вы извлечете для себя из образа Сони?
Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.
V. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.


Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

Федор Михайлович Достоевский - величайший писатель, вошедший в историю русской мировой литературы не только как гуманист и демократ, но и как гениальный художник, сумевший показать всю тяжесть судеб "маленьких людей". В трудные для русского народа годы Федор Михайлович настойчиво продолжал искать способы избавления "униженных и оскорбленных" от страданий, бед, вызванных социальной несправедливостью, гнетом и отчаянием.

Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" пронизан этим насквозь. Удивительно, насколько понятно, подробно и точно автор показал жизнь многих людей, описав всю жестокость и безысходность их положения. У героев произведения было два пути, ведущие либо к нравственному перерождению, либо к духовной гибели.

Мне бы хотелось рассказать вам об одном из весьма противоречивых участников столь животрепещущей картины. Соня Мармеладова - центральный женский образ произведения, входящий в число тех персонажей, в которых Достоевский старался вложить нечто совершенное, святое. На страницах романа мы читаем о героине следующее: " Это было худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с остреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней". Она - дочь от первого брака спившегося чиновника Мармеладова, молодая девушка с красивой и чистой душой, страдающая от нищеты и несчастья своей семьи и самоотверженно стремящаяся помочь всему живому.

Тонкий внутренний мир Сони и ее глубоко религиозное мировоззрение противоречат той жизни, которую она ведет. В одном из самых страшных, ужасных и душераздирающих эпизодов романа рассказывается о том, как Соня, спасая от голодной гибели мачеху и ее детей, пошла торговать собственным телом: " И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила…а взяла только… платок…накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да вздрагивают…".

С этого момента Соня стала падшим и презираемым обществом созданием, словно на ней выжгли клеймо раскаленным железом, а кровоточащий шрам напоминал всем окружающим о том, кто она. Девушка получила желтый билет, выдаваемый проституткам вместо паспорта, и была вынуждена жить отдельно от своей семьи по требованию хозяйки.

Но как могло произойти то, что произошло? Как религиозный человек смог добровольно согрешить? И кто такая Соня Мармеладова: падшая или святая? достоевский писатель литература

Да, Соня совершила грех, начав зарабатывать деньги подобным способом, но она выбрала этот путь не от того, что он привлекал ее, а от безысходности. Девушка старается спасти полусумасшедшую мачеху и младших братьев и сестер, сознательно жертвуя собой, в чем сам Ф.М. Достоевский видит высокий подвиг сострадательной любви и сопоставляет судьбу героини с муками Христа.

Сознание Сонечки никогда не покидала искренняя вера в милосердие Бога. В попытках уберечь Родиона от душевной гибели она призывает его к раскаянию, однажды прочитав Раскольникову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря: " Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги". Она спасает заблудшую душу Родиона Раскольникова, который убил старуху-процентщицу и Лизавету, приняв тяжесть его ноши на свои плечи.

Бескорыстно любя все и всех, претерпевая трудности своей жизни и множество невыносимых мучений, переступая через себя ради других и сохраняя веру в своем сердце, Соня останется для меня святым созданием, который на протяжении всего романа несет с собой яркий луч света, освещая каменистую дорогу каждому, кто нуждается в этом.

Федор Михайлович Достоевский написал потрясающее произведение, где-то наполненное страданиями "униженных и оскорбленных", где-то пропитанное дерзостью и пафосом, а где-то - сочувствием, но всегда способное открыть глаза на суровую действительность каждому. Н.Н. Страхов писал: "Достоевский потому так смело выводил на сцену жалкие и страшные фигуры, всякого года душевные язвы, что умел или признавал за собою умение произносить над ними высший суд. Он видел божию искры в самом падшем и извращенном человеке; он следил за малейшею вспышкой искры и прозревал черты душевной красоты в тех явлениях, к которым мы привыкли относиться с презрением, насмешкою или отвращением…Эта нежная и высокая гуманность может быть названа его музою, и она-то давала ему мерило добра и зла, с которым он спускался в самые страшные душевные бездны."

Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет где-то посередине, а Соня в самом центре чаши весов праведных дел. В своей записной книжке Достоевский как-то отметил: «Две великие идеи — бунта и смирения, обе требуют подвига». Бунт или смирение (символически — топор или крест) — основная мировоззренческая проблема писателя и его героев.

В романе «Преступление и наказание» бунт выбрал Раскольников, смирение — Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта, и смирения — тема многочисленных споров, продолжающихся и по настоящее время.

Смирение Сони Мармеладовой – это смирение в чистом виде, как искусство ради искусства. Это смирение не ищет причин и следствий, не задается глобальными вопросами, оно просто есть, это смирение, существует как аксиома, как непреложная истина, как всеобщий мировой закон. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, она не только приобщает его к этому смирению, но и показывает, что именно это путь к очищению.

Не стоит думать, что Соня Мармеладова слаба душой, ибо не смогла сопротивляться внешним обстоятельствам. Она очень сильная личность, и может быть, именно потому, что она так сильна, она смогла «пойти по желтому билету», пожертвовать собой ради других, а не броситься с моста в реку, как предлагает Раскольников: «Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» Смирение не педполагает самоубийства. И это лишний раз показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой. И хоть они и на разных чашах весов с Раскольниковым, все же эти чаши уравновешены, так как по силе характера они равны.

Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Вообще, София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”. И, действительно, в душе Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь, воительниц. Фамилия Мармеладова тоже может нам о много рассказать. Это и ирония, связанная со «сладкой» жизнью семьи Мармеладовых, и сон в котором как бы все время пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Наежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Посмотрим, как развивается это в романе.

Вера – это основная составляющая жизни Сони. Без веры она слаба и беспомощна, вместе с нею – она сильна и мужественна. Именно из уст Сони мы слышим притчу о Лазаре, именно вера Сони Мармеладовой спасает Раскольникова. Ибо в Сонечке так много этой веры, что она распространяется на всех: «- А тебе бог что за это делает? — спросил он, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения. — Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. — вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него». Соня не может защитить себя, а вот свою веру она готова защищать до последнего вздоха, и если надо пойдет за нее на костер. Наверное такими как Соня Мармеладова были первые христианские мученики, умиравшие за веру. И Соня тоже мученица, ибо она приносит себя в жертву на алтарь своей семьи и других людей, но жертва эта не оценена никем из них. Слова Мармеладова, вымаливание прощения на коленях Катериной Ивановной – это внешние проявления принятия этой жертвы. Но всю боль и прелесть ее могли осознать только Раскольников и господин Свидригайлов, который с Раскольниковым «одного поля ягоды». Эту жертву могут оценить люди, которые также переступили через себя, пережили внутренний слом. Соня знает, как это тяжело, поэтому первые ее слова, после признания Раскольникова в убийстве, это: «Что вы, что вы это над собой сделали!» Именно над собой, потому что Раскольников совершил прежде всего духовное самоубийство, а это, по мнению Сони, самый худший из грехов.

Но там где живет вера, там живет и надежда, неразлучная сестра ее. Надежда эта тоже всепоглощающа и величественна, ибо это надежда на грани веры. Соня верит, что Раскольников раскается, Соня верит, что Екатерина Ивановна хорошая, верит, что Полечка не пойдет по тому же самому пути, что и она. И еще Соня надеется и знает, что за муки и страдания на этом свете, обязательно воздаться в следующей жизни, хотя может быть этой будущей жизни вовсе нет, но где-то в глубине души Соня надеется, что и она вместе с Лизаветой «Бога узрит». И ее надежда оправдывается в конце, когда она понимает, что Раскольников любит ее: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…»

Про любовь разговор особый. Соня Мармеладова – это, вообще, синоним любви. Когда мы просто слышим упоминание ее имени, сразу же на ум приходит одно слово – любовь. Автор дает нам пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, которую испытывает Соня Мармеладова. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в виде слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся горемыка Мармеладов преклоняется перед нею, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила. Соня Мармеладова видится нам как высшее существо, сочетающее в себе только эту любовь вкупе с верой и надеждой. Она как праматерь всего человечества, когда люди еще были чистыми и светлыми и были равны Богу. Поэтому святых и называют равноапостольными. И мы все, читатели, испытываем чувство трепета, читая страницы романа, посвященные Соне Мармеладовой, точно также как она испытывала трепет, читая о Лазаре: «Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.» Вот так и мы дрожали от радостного ожидания, когда, наконец, на Соню снизошло величайшее чудо, которое только может случится на этом свете – ее полюбили, и она возродилась к жизни как Лазарь.

    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его "Медном всаднике", в "Пиковой Даме" мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы. Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Мрачный и беспросветный, наполненный бездонными колодцами нужды, вины, стыда и греха - таким предстает читателю-дебютанту роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
  • Тема : Соня Мармеладова − воплощение идей народной христианской нравственности.

    Цель урока: Осознание того, как в образе Сони Мармеладовой сконцентрировано видение Ф. М. Достоевского основ народной христианской нравственности.

    Задачи:

      Развивать мыслительные операции учащихся путем сравнения, обобщения, наблюдения.

      Воспитывать духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

    Метод: проблемно-диалоговый.

    Оборудование: Репродукция картины «Сикстинская мадонна»

    Оформление доски : Соня Мармеладова – воплощение идей народной христианской нравственности.

    О, как в страданье веры много!
    А. А. Фет «Смерти»

    На правой стороне доски – словарная работа

    Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление)

    Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция)

    Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

    На левой стороне доски: «Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, т. е., не приносил любовью жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и называет это состояние грехом» Ф. М. Достоевский (запись в день смерти жены).

    Вера без дела мертва (христианский народный афоризм).

    В центре доски – репродукция картины «Сикстинская мадонна»

    Изображение идеального женского профиля (рисунок Достоевского к повести «Крокодил»)

    Ход урока

    Слово учителя

    Нам свежесть слов и чувства простоту
    Терять не толь, что живописцу – зренье
    Или актеру – голос и движенье,
    А женщине прекрасной – красоту?
    Но не пытайся для себя хранить
    Тебе дарованное небесами:
    Осуждены – и это знаем сами
    Мы расточать, а не копить, –

    обращается к нам А.Ахматова. Ф.М. Достоевский через века ей вторит: «Побольше бы чувства, сердца, да действительного, а не то, что только в литературе». Он считает, что с помощью только разума «мысль разрешить» невозможно, нужно почувствовать мысль, воспринять ее не одним лишь умом, а всем «сердцем».

    Я надеюсь, что и вы тоже сможете всем сердцем раскрыть тему сегодняшнего урока, ведь именно в бедной и убогой жизни героев Достоевского тлел огонек человечности.

    Слово учителя.

    «Дверь – это странный предмет, который что-то закрывает и что-то открывает одновременно. Это граница между пространствами, это граница перехода из одного состояния в другое, между настоящим и будущим. Но все это зависит от входящего в эту дверь, от его выбора.

    Итак, «дверь» как символ – это возможность выбора.

    Перед роковой «дверью» старухи-процентщицы. Он долго стоял перед дверью Алены Ивановны, которая не сразу открыла ему, как будто бы предупреждала: эту «дверь» открывать нельзя. Но Раскольников не внял предупреждению, настойчиво пытался заставить старуху-процентщицу открыть ее. Она открыла – Раскольников прошел в эту дверь. Так он сделал свой первый выбор – убил человека. Он вошел в другое пространство – он стал другим. Но выбор неверный. Он потом осознал, что убил «не старушонку», а себя.

    Если бы роман закончился на этом выборе – преступлении - Раскольникова, значит, можно оправдать убийство человека человеком, простить, забыть и даже разрешить жить убийце так, как будто ничего не произошло, хотя и получил бы он наказание. Но это наказание внешнее. Этого Достоевскому-гуманисту мало.

    «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – думал князь Мышкин, герой романа «Идиот». «Высшее счастье – выше счастья нет, как увериться в милосердии людей в их любви друг к другу», – вторил автор своему герою через несколько лет в рукописях к «Дневнику писателя». «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».

    По многоходовой логике Достоевского, «”осыпанность” счастьем и “зарытость” в материальных благах не только не освобождает сознание человека для духовного совершенствования, не только не делает его прекрасным и праведным, но, напротив, гасят в нем высшую жизнь и устремленность ко всеобщим явлениям, превращает лик человеческий в скотский».

    Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Ф. М. был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.

    По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям есть и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, любовь, дающая, а не берущая, любовь, которая все переносит, способна возвысить и облагородить человека. Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него».

    С Христом связаны в евангельских текстах понятия истины, милосердия, веры, справедливости, кротости и особенно любви.

    Достоевский писал: «Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается – трудно предугадать. Но значки в темной ночи загадок все же можно найти, я и в значки верю».

    Как бы посмотрел Достоевский на сегодняшнюю нашу жизнь, в которой, кажется, не сбылись его прогнозы. Вероятно, все-таки с надеждой. Он знал, что страдания и испытания способны не только калечить, но и возвышать душу, и умел в темной ночи различать «значки» красоты. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Мы привыкли называть героиню Соней, но ее полное имя София – мудрость.

    Какой вы увидели Сонечку через портретное описание? (II ч., гл. 7)

    (III ч., гл. 4). Охарактеризуем состояние Сони во время ее первого посещения Раскольникова, в присутствии Разумихина, Дуни, матери.

    Какой вы увидели Соню в этих главах?

    Что говорят о Соне отец, Полечка, Раскольников, Катерина Ивановна?

    (I ч., гл.2) (II ч., гл.7)

    Какая она, Соня? (Кроткая, прощающая, жертвующая, любящая)

    Материал для учителя

    Кротость у Достоевского связана с идеалами христианства. Что понимают кроткие: бунтовать бесполезно, ничего из этого не получится. Кротостью модно исцелить, это противоядие против ожесточенных, которые превращаются в людей без нравственных критериев.

    Можно переделать мир?

    Нет?

    Потому что ожесточение уничтожает нравственность. Но ведь терпеть тоже невозможно. Вот Достоевский и вертится между двумя началами. Но все-таки считает, что важнее сохранить нравственное начало.

    Помните, что чувствовала Соня, когда ее Лужин обвинил в воровстве?

    (V ч., гл. 5)

    Соня кроткая, но ее смирение – это смирение рабыни или есть у нее свободный выбор?

    Что вы скажете о самом поступке Софьи Семеновны?

    Материал для учителя

    Она не бессильно скользнула по наклонной плоскости. Она идет на улицу, а не попадает туда. Она делает собственный трудный выбор, сознательный шаг.

    В.Я. Кирпотин пишет, что Соня, «как тот святой, который, согревая телом прокаженного, сам не заражается. Соня не становится порочной».

    Христос по Евангелию спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница не ведала безнравственности своего поступка, прозрев, бросила свое ремесло. Соня всегда была зрячей, но она не могла перестать грешить, не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее путь спасения от голодной смерти маленьких Мармеладовых.

    Как называет себя Соня? (Я бесчестная, я великая грешница). (IV ч. гл. 4)

    На ваш взгляд, народная нравственность могла бы допустить нарушение церковных канонов во имя спасения ребенка?

    Каков главный закон христианства?

    Что чувствовала Соня к детям и Катерине Ивановне? («ненасытимое сострадание»)

    Достоевский опирается в романе на свое любимое Евангелие от Иоанна, где даже нет упоминания об аде. Любовь в представлении народной христианской нравственности выше страха божьего.

    Так грешница ли Соня?

    Взгляните на доску .

    Что Достоевский считает грехом?

    А еще она говорит, что жестоко поступила. − В чем ее жестокость?

    (Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна).

    А Раскольников согласился с обыденной моралью, называя ее грешницей. Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом, совершает невольный грех.

    Есть ли выход? (С головой прямо в воду)

    Возможно ли уйти из жизни?

    В ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить.

    Чтение диалога: Так ты молишься богу…

    Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни? (Вера)

    Когда Соня говорит о Лизавете, какую нравственную черту в ней подчеркивает? (Справедливость)

    (Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности).

    После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему?

    Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней?

    Что же Бог для нее делает? − С Полечкой, наверное, то же самое будет.

    (По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало, народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу).

    Что говорит Свидригайлов о своей невесте?

    (У ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой. Он намекает не только на внешнее сходство, но и духовную близость).

    Сообщение ученика

    Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.

    Слово учителя

    Обратите внимание на рисунок Достоевского к повести «Крокодил». Он хранит отпечаток идеального женского типа, который писатель видел в Мадонне Рафаэля. Этот рисунок сделан не для зрителя, лишь одним, двумя штрихами и представляет попытку вспомнить черты лица Мадонны. Детский нежный профиль, поворот головы влево, высокие тонкие брови, расчесанные на прямой пробор волосы. Характерная линия носа, маленький, четко очерченный рот в странной, как будто неуверенной полуулыбке, ямочка на подбородке, тень на левой щеке и правом виске – все это бережно, хотя и не совсем, может быть умело, восстанавливает Достоевский. Рисунок сделан перед написанием «Преступления и наказания».

    Образ Сони Мармеладовой сориентирован на картину Рафаэля, как понимал Достоевский, на идею искупительной жертвы ради своих близких, ради людей. Соня отказалась от самой себя, от бесполезной «ювелирной вещицы – личности» (выражение Достоевского).

    «Отдать свою личность всем до конца и тем самым проявить ее – ведь это идеал, который еще не достигнут на земле. Только в братстве, в настоящем братстве так будет», − мечтал Достоевский. А где настоящее братство? Его проблески Достоевский искал в русском национальном характере, строил из этих задатков своих героев – человеколюбцев.

    Вспомните, на прошлом уроке мы читали с вами притчу о воскресении Лазаря. В этой притче для Сони есть своя тайна, так тяжело было ей выдавать свое.

    В чем суть этой тайны? Ведь она зарождалась подле несчастного отца и сумасшедшей матери.

    Как же достичь царства Божия на земле? То есть той же свободы, равенства, братства? Конечно же, любовью («смотри как он любил его») и смирением. И произойдет чудо. «Надо только служить всем и вере, и через это добровольное состояние слуги мы и достигнем рая на земле» (Ф.М. Достоевский.)

    Что предлагает Соня Раскольникову, который после совершения преступления испытывает «разомкнутость», разъединенность с людьми? (Пойти на перекресток, страдания принять и искупить). (V ч., гл.4)

    Что понимает Соня в Раскольникове не умом, а сердцем?

    (Он глубоко несчастен, поэтому она бросается перед ним на колени, целует, обнимает его, обещает нигде не оставлять: «За тобой пойду, всюду пойду.») Она совершает подвиг любви и самопожертвования

    Слово учителя

    Обратимся к эпиграфу урока: «О, как в страданье веры много!»

    Веры во что? (В Бога, добро, милосердие, справедливость).

    Именно вера воскресила Раскольникова и совершила чудо, сделала наших героев счастливыми после того, как она прошли через великие страдания.

    Согласны ли вы со Стефаном Цвейгом, что «нет красоты более глубокой, чем красота души, преодолевшей скудость бытия»?

    Работа в группах

    I группа. Анализ эпизода «Первая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.4, гл.4)

    1.С какой целью приходит Раскольников к Соне? Что он хочет понять?

    (1.Цель: «Пойдем вместе…Мы вместе прокляты, вместе и пойдем… Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила…Смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь …свою». Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Они оба избрали путь насилия. Она для него союзница. По его мнению, условия, в которых живет Соня, невыносимы, они тоже должны привести ее к бунту. А бунт ее в тех трех дорогах, о которых он говорит: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Ведь она, с его точки зрения, «понапрасну умертвила и предала … себя». Жертва ее была напрасной: никому она не помогла: «…никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Вот это он и хочет увидеть в Соне и понять, что он прав, что должна же и Соня взбунтоваться. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает.

    2.Однако, чем больше он разговаривает с Соней об этом, о ее жизни, то все больше и больше начинает понимать в ней другое. Да, Соня осознает, что она «бесчестная…великая грешница», что она уже думала «разом все покончить». Но она не бунтует. Это для него загадка. «Что же поддерживало ее? – задается вопросом Раскольников. Постепенно он начинает понимать «правду» Сони, которая раскрывается в этом мучительном разговоре с ним:

    Жертвенность; преступление ее нравственное, насилие над собой (а у него – уголовное), жертва ее не напрасна, она спасает свою семью, конкретных людей (а не абстрактное человечество как Раскольников);

    Безмерная любовь и сострадание к ближним – Катерине Ивановне и ее детям, понимание того, что без нее они пропадут («А с ними-то что будет?»), она с ними (а Раскольников отгораживается» от своих родных, до чувства «болезненной ненависти»);

    Редкое умение видеть в людях только хорошее, даже в тех, кто обижал ее (она оправдывает жестокое отношение к ней Катерины Ивановны, хорошо говорит о семье квартирных хозяевах – Капернаумовых);

    Чуткая душа;

    Терпение и способность нести свое страдание и взять на себя страдание за других (за что Раскольников «поцеловал ей ногу»), а не бунт, не протест;

    Вера в Бога как сила, которая дает ей возможность жить и сохранить чистоту духа: «Что ж бы я без бога-то была?» (именно это качество увидел в ней Раскольников)

    Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение. На воскресение своей души, а это - возвращение к людям. Но вернуться к людям можно, лишь уверовав в Бога так, как в него верит Соня.

    Соня ожидала чуда. Как сестры Лазаря, Марфа и Мария, ожидали от Иисуса воскресения своего брата, так и Соня надеялась на воскресение мертвой души Раскольникова. Она хотела, чтобы он уверовал в Христа.

    Скорее всего, пока нет. Это значило бы прощение самого себя самим собой (я простил себя). Это мнимое воскрешение. «Я» человеческое в одиночестве может, как мы видели, разрешить и простить себе многое. Иное дело люди. Но Раскольников бежит от людей и сейчас не готов ни с кем общаться. Сейчас перед нами виден лишь тоненький и слабый лучик света, который забрезжил в душе убийцы.

    Он понял “правду” Сони, ее жертвенную чистоту. Решил, что именно ей он расскажет о своем преступлении

    II группа. Анализ эпизода «Вторая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.5, гл.4)

    1. С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? Почему именно ей признается в преступлении?

    2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?

    1.Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться в преступлении. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Может быть, не все поймет, но выдержит.

    2. Новое, что открывает Раскольников в «правде» Сони:

    Для нее каждый человек – творение Божье, жизнь его во власти Создателя (для Раскольникова люди либо «твари дрожащие», либо «властелины»). Соня: «Да ведь я божьего промысла знать не могу…Как может случиться, чтобы это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

    Отрицание убийства в принципе: «Это человек-то вошь?..Убивать? Убивать-то право имеете?»; это нарушение христианских и нравственных ценностей:

    «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»;

    Сострадание к убийце, не осуждение, не порицание, не отталкивание, не отвращение: «Что вы… над собой сделали!», «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» (и в народе бытовало характерное слово, заменявшее слово «убийца», «каторжник» - «несчастный», «нравственно заблудившийся»);

    Готовность разделить страдание с убийцей: раз он пришел к ней, значит. Ее помощь необходима; одному Раскольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести. «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем».

    Вера в силу всенародного покаяния на перекрестке, через которое можно повиниться перед людьми и Богом, признаться в содеянном и поцеловать ту землю, по которой он ходит и которую презирает; здесь, на перекрестке, соединяются все значения креста: вера, страдание, сострадание. Это все, через что переступил Раскольников, что отдалило его от людей, что сделало его душу мертвой. Покаяние – это путь к обновленной жизни. Он никогда не бывает легким. Тяжкий крест своей судьбы Раскольников должен вынести и пронести сам. («Страдание принять и искупить себя им, вот что надо»).

    Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

    Он отказался идти к людям, отказался от покаяния, т.к. не чувствовал своей вины перед ними. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они…»

    Он еще надеялся, что поборется, что осознает себя «человеком», а «не вошью».

    Символическая деталь – «кипарисный крестик», который ему хотела дать Соня. «Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку». Он внутренне не готов к такому поступку, о чем просит Соня. Он еще не может отказаться от своей идеи.

    III группа . Анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова и Сони. Раскольников на Cенной площади» с приведением необходимых цитат текста (ч.6, гл.8)

    1. С какой целью приходит Раскольников к Соне третий раз? Почему он решает все-таки идти на Сенную площадь и в полицию и, кроме того, «один»? Почему Соня, вопреки его запрету, негласно сопровождает его?

    2. В чем связь между «правдой» Сони и решением Раскольникова о покаянии на Сенной площади?

    1.Он пришел сказать, что решился идти на перекресток, куда Соня его посылала; пришел за крестами-символом веры и страдания. Внутренне он уже решился и на покаяние, и на явку с повинной. Он не выдерживает «мучительного ощущения» разъединенности с людьми. Разомкнутость с людьми невыносима. Самое сильное ощущение Раскольникова после совершения преступления – тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми, самое страшное наказание – ощущение отчужденности от людей, одиночество. Достоевский утверждает, что человек может быть счастлив только с людьми.

    Но он должен это сделать сам: сам признаться, сам осудить себя, сам полюбить тех, кого когда-то презирал и делил на разряды, категории.

    В силу своего отношения к людям Соня не могла оставить его в такой трудный момент. Она должна была оказать ему нравственную поддержку перед решительным самостоятельным поступком Раскольникова. «Я поддержу тебя, я всегда буду рядом, но ты сам должен и осуществить это, признаться в убийстве и осознать всю ничтожность собственной теории и повернуться к людям лицом», - будто говорила Соня. И Раскольников понял это, увидев Соню в толпе. Он понял, что она вместе с ним теперь пойдет «хоть на край света». Это придало ему уверенности.

    2. «Правда» Сони Мармеладовой, ее жизненные принципы. основанные на нравственных и христианских заповедях, на многое открыли глаза Раскольникову. Это прежде всего жить по принципу «возлюби ближнего своего», это вера в спасение души и возвращении к людям через страдание, смирение, любовь, отказавшись от гордыни и желания власти над людьми. Покаяние давало ему возможность вернуться к людям и чувствовать себя человеком – не «тварью дрожащей», не «властелином», а просто человеком, жизнь и судьба которого в Божьих руках. Сонина правда пробуждает в нем ощущение полноты жизни.

    Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

    Слезы Раскольникова говорят о том, что его душа оттаяла, «все разом в нем размягчилось», он ощущал что-то новое в себе, когда стоял перед людьми и целовал землю. Но есть детали, которые заставляют усомниться в его искреннем раскаивании:

    Когда он вышел от Сони, он снова подумал: «Неужели нельзя еще остановиться…и не ходить?»

    Он так и не произнес перед людьми слова «я убил» («они замерли в нем»),

    Да и в участке он вел себя не очень последовательно, все не решался признаться, даже уже почти вышел из участка. И только увидев Соню во дворе, он повернул обратно. И сделал явку с повинной. Все эти детали говорят о том, что решение-то Раскольников принял, но как трудно его выполнить, как труден путь человека к воскрешению своей души. Это мучительный и длительный процесс, и изжить поработившую сознание и душу гордыню будет очень непросто. Путь к вере, к Богу, к людям довольно труден.

    На столах у каждой группы:

    Карточка с заданием;

    - «Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы»;

    - «Правила работы в группе»;

    - «Алгоритм действия при выполнении задания в группе»;

    Памятка «Ролевые функции».

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание. Мини-сочинение: Кто же Соня Мармеладова: святая или грешница?

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса