Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие бывают жанры живописи. Какие бывают виды живописи Виды картин в искусстве

Большинство живописных произведений, которые вы видите - это предметы станковой . Этот термин , что картины были написаны на специальном станке - мольберте. Их можно установить в раму, повесить на стену или преподнести в качестве подарка. Другими словами, станковая - это картина, написанная на плоском фоне: бумаге, доске. В этом виде живописи преобладают работы, написанные маслом, но также картины, в которых применяются другие материалы - гуашь и акварель, пастель, тушь, уголь, акриловые краски, цветные карандаши и т.д.
Одним из прикладных видов станковой живописи является театрально-декорационная живопись - эскизы костюмов героев и мизансцен.

Монументальная живопись - роспись зданий

Монументальная живопись не может существовать отдельно от того места, где ее выполняют. Этот вид живописи был очень популярен в 16-19 веках, когда строились величественные храмы, и лучшие художники расписывали их своды. Самый распространенный вид монументальной живописи - это фреска, роспись водными красками по сырой штукатурке.

Также была распространена живопись на сухой штукатурке - секко, но такие произведения хуже сохранились до наших времен. Наиболее известный образец монументальной живописи - это масштабная роспись Сикстинской капеллы, в которой принял участие Микеланджело. По оценкам критиков, фрески капеллы могут быть приравнены к Восьмому чуду света.

Самые древние произведения монументальной живописи - это наскальные росписи первых людей.

Декоративная живопись - прикладное искусство

Декоративная живопись тесно сближается с декоративно-прикладным искусством. Она играет скорее вспомогательную роль в украшении различных предметов. Декоративная живопись - это разнообразные узоры и орнаменты, украшающие предметы быта, мебель, архитектуру. Авторы этого вида живописи могут быть неизвестны - нехитрые росписи крестьянских домов и мебели также относятся к этому виду.

Миниатюрная живопись - милые мелочи

Изначально миниатюрная живопись представляла собой искусство оформления книг. Старинные книги делались с большой тщательностью и были очень дороги. Для их украшения нанимали специальных мастеров, которые красиво оформляли заглавные буквы, обложки и заставки между главами. Такие издания были настоящим произведением искусства. Существовало несколько школ, придерживающихся строгих канонов миниатюрной живописи.

Позже миниатюрой стали называть любые живописные произведения малого масштаба. Они использовались в качестве сувениров и памятных подарков. Несмотря на малые размеры, этот вид живописи требовал большой точности и мастерства. Самыми популярными материалами для сувенирных миниатюр были дерево, кость, камень и металлические пластинки.

Портрет – жанр изобразит.искусства, отличающийся изображение одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать хар-р чел-ка,его духовный мир.

К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст(в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По хар-ру изображения выделяют две основные группы: парадные(изображение чел-ка в полный рост(на коне, стоящим или сидящим) и камерные портреты(поясное,погрудное,поплечное изображение). В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, в камерном – чаще на нейтральном фоне. По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли – портретные галереи. Портрет, в котором чел-к представлен в виде мифологического, исторического, театрального, литературного или аллегорического персонажа, называют костюмированным. Портреты различают и по размеру, например, миниатюрный. Можно выделить автопортрет-изображение художником самого себя. Портрет не только передаёт индивидуальные черты портретируемого, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый чел-к. В России портретный жанр активно начал развиваться с начала 18 века. Замечательными русскими портретистами были Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Серов и др.

Исторический жанр посвящается значимым историческим событиям и явлениям. В основном он обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если их историческое значение признано современниками.Историч.жанр часто переплетается с др.жанрами:бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно смыкается с батальным жанром при изображении исторических баталий, крупных сражений и военных событий. В 17-18 вв, историч.жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем как о высоком жанре,включающем религиозно-мифологические и исторические сюжеты.Многофигурные композиции представляли античных героев и отражали конфликты противоборствующих сил (Пуссен, Веласкес, Рубенс, Рембрандт). В образе античных полководцев на картинах историч.жанра могли быть изображены властвующие монархи. Скульптурные портреты и памятники, посвящённые событиям Отечеств.войны 1812г,создавались в рамках исторического жанра. Выдающимся мастером русской историч.живописи был В.Суриков,отразивший в своих полотнах яркие историч.события,героические национальные характеры,полну. Внутренних противоречий историю народа: «Утро стрелецкой казни» 1881г., «Боярыня Морозова» 1887г., «Покорение Сибири Ермаком» 1895, «Переход Суворова через Альпы» 1899.

Батальный жанр посвящён темам войн, битв, походов и эпизодам военной жизни. Батальный жанр характерен для живописи, отчасти для графики и скульптуры. Может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота. Млжет включать элементы др.жанров: бытового, портретного, пейзажного, анималистического(при изображении конницы), натюрморта(при изображении оружия или др.атрибутов воинской жизни).

Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения(Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто); его расцвет приходится на 17-18века (Д.Веласкес, Рембрандт, Н.Пуссен, А.Ватто).

Пейзаж – жанр изобразит.искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем также называют произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской(в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую власть составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в 18 в. Его создали голландские живописцы.

Натюрморт- жанр изобразит.искусства или произведение этого жанра. Сама постановка, которая является объектом изображения,тоже называется натюрморт . Он может состоять не только из неодушевлёных предметов,но включать и природные формы. Поэтому более точное название, принятое в англоязычных странах, still life или немецкое Stilleben – «тихая жизнь». Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале 17 в. Знаменитые голландские натюрморты передают радость бытия; рассматривая их, ощущаешь вкус реальных плодов, рыбы, напитков. Основной мотив натюрморта мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых. С начала 20 в к жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством. Натюрморты выполняют и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма. Мир вещей в натюрморте всегда выражает внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.

Бытовой жанр – изображения быта на полотне. Иногда их(картины) называют полотнами жанровой живописи. В основном эти сцены изображаются на живописных полотнах, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в 16-17вв. В историческом и бытовом жанрах важна взаимосвязь персоажей, а образное мышление создаётся во многом с помощью цвета.

Анималистический жанр – изображение зверей и птиц. Живописцы выбирают его редко, а графики и скульпторы любят рисовать и лепить различныз зверей и их детёнышей. Художника называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передаёт его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам. В книжной графике, илюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям животное часто «очеловечивается», то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями, свойственными человеку, животных одеваю в костюмы. Например, рисунки, Рачева и Васнецова. Для скульптуры и мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства(резьба по дереву, кости, камню, глиняная игрушка, вышивка)особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.

Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках.

Мифологический жанр – картины, написанные на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С.Боттичелли, А.Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля. В 17-начале 19 в значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высого художественного идеала (Пуссен, Рубенс), сближает с жизнью (Веласкес, Рембрандт), создают праздничное зрелище (Буше, Тьеполо). Наряду с темами античной мифологии в 19-20 вв в искусстве стали популярны темы индийских мифов.


Похожая информация.


Стили живописи

2.1 Сюрреализм
2.2 Кубизм
2.3 Абстракционизм
2.4 Фовизм
2.5 Футуризм
2.6 Маньеризм
2.7 Ренессанс
2.8 Авангардизм
2.9 Барокко

2.1 Сюрреализм
Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм). Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных. В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В период между двумя мировыми войнами Сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

2.2 Кубизм
Кубизм (Cubism), модернистское течение в живописи 1-й четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо "Авиньонские девицы", на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо и Брака - конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого "сезанновского" (1907-1909 гг.), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо "Три женщины", 1909 г.). Следующий период (1910-1912 гг.) называют "аналитическим": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И.С. Баха", 1912 г.). В последнем, известном как "синтетический" Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913-1914 гг.), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. 1-я мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на футуризм, орфизм, пуризм и вортицизм. Влияние кубизма в изобразительном искусстве продолжалось до 1960-х годов.

2.3 Абстракционизм
Абстракционизм - наиболее крайняя школа модернизма. Абстрактное искусство, называемое также нонфигуративным искусством, сложилось как направление в 10-х годах двадцатого столетия. Поскольку художники этого течения отрицают всякую изобразительность в искусстве, отказываются от изображения предметного мира, абстракционизм называют еще беспредметничеством. Теоретики абстракционизма выводят его от Сезанна через кубизм. Именно такой путь - от изобразительности через "идеальную реальность" так называемого синтетического кубизма к полной неизобразительности - прошел один из основоположников "неопластицизма" нидерландский живописец Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872-1944), который считал, что "чистая пластика создает чистую реальность". В 10-е годы Мондриан был связан с кубизмом, правда, доведя его принципы до простого черчения на плоскости. На родине, в Голландии, у Мондриана появляется группа последователей, объединившихся вокруг журнала "Стиль". Программа журнала провозглашала создание универсального образа мира посредством прямоугольников разного цвета, отделенных друг от друга жирной черной линией. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами. Мондриан был буквально одержим культом равновесия вертикалей и горизонталей и порвал с журналом "Стиль", когда тот ввел в 1924 году как компонент выразительного языка угол в 45 градусов. Положения Мондриана в 40-е годы были подхвачены итальянскими "конкретистами". Опираясь на утверждение Мондриана, что "нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", они стали создавать "новую действительность" из линий и плоскостей открытого желтого, красного, синего цвета. Другой основоположник абстракционизма - Василий Кандинский (1866-1944) создал свои первые "беспредметные" произведения еще раньше кубистов. Москвич родом, Кандинский сначала готовился к юридической карьере, в 1896 году приехал в Мюнхен где учился в школе А. Ажбе (1897-1898) и в Академии художеств (1900) у Ф. фон Штука, прошел увлечение Гогеном и фовистами, народным лубком. В 1911 году совместно с Ф. Марком создал объединение "Синий всадник". В своей работе "О духовном в искусстве" он провозглашает отход от натуры, от природы к "трансцендентальным" сущностям явлений и предметов; его активно занимают проблемы сближения цвета с музыкой. Кандинский испытал также большое влияние символизма. Несомненно, от символизма его понимание черного, например, как символа смерти, белого - как рождения, красного - как мужества. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль - активное начало. Исследователи справедливо считают, что Кандинский - последний представитель литературно-психологического символизма, подобно Моро во Франции и Чюрленису в Литве, и вместе с тем первый абстрактный художник. "Предметность вредна моим картинам", - писал он в работе "Текст художника". Кандинского этого периода представляют собой красочные полотна, в которых бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями, иногда напоминающими иероглифы. Это само по себе было уже великим преступлением, с точки зрения Мондриана, они скорее близки детской непосредственности полотен Клее. Работы Кандинского напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света. В 1914 году Кандинский вернулся в Россию, он был одним из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде и Инхука в Москве. С конца 1921 года жил в Германии. В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым геометрическим абстракционизмом (в противовес живописному абстракционизму предыдущего периода). В 1933 году с приходом в Германию фашизма Кандинский эмигрировал во Францию, где и жил до конца своих дней. Поздние работы Кандинского как бы совмещают принципы живописного и геометрического абстракционизма. Третий основоположник абстрактной живописи - Казимир Малевич (1878-1935). Он соединил импрессионизм Кандинского и сезаннистский геометрический абстракционизм Мондриана в изобретенном им супрематизме (от французского supreme - высший). Ученик Киевской художественной школы, затем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Малевич прошел через увлечение импрессионизмом, затем кубизмом, в 10-е годы испытал влияние футуристов Карра и Боччони. С 1913 года он создал свою собственную систему абстрактной живописи, выставив на обозрение публики картину "Черный квадрат", простой черный квадрат, написанный на белом фоне, и назвав эту систему "динамический супрематизм". В своих теоретических работах он говорит о том, что в супрематизме "о живописи не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник - предрассудок прошлого". В начале 30-х годов он возвращается к фигуративной живописи в реалистических традициях, причем советской тематики ("Девушка с красным древком"). "Черный квадрат" Малевича вошел в историю как наивысшее выражение крайностей модернистского искусства. Особое направление в абстракционизме - лучизм - возглавляли Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей. Задача художника - поиск пересечения сходящихся в определенных точках лучей, т.е. красочных линий, их в живописи представляющих. С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 году - Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй Мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира. В послевоенный период новая волна абстракционизма была поддержана огромным размахом рекламы, организованным успехом. В произведения абстрактной живописи вкладывают капитал. "Звездой" американского абстракционизма послевоенного периода считается Джексон Поллок (1912-1956). Поллок ввел термин "дриппинг" - разбрызгивание красок на холст без применения кисти. Это называется также в Америке абстрактным экспрессионизмом, во Франции - ташизмом (от слова tache - пятно), в Англии - живописью действия, в Италии - ядерной живописью (pittura nucleare). Во Франции в первой половине 40-х годов наблюдается некоторое затишье в сфере абстрактного искусства. Это было вызвано усилением позиций реалистического искусства после войны, после движения Народного фронта и Сопротивления. С конца 40-х годов абстракционисты вновь объединяются в "Salon des realites nouvelles" и издают специальный журнал "Aujourd" hui art et architecture". Его теоретики - Леон Деган и Мишель Сейфор. В 50-е годы во Франции увлечение абстракционизмом повсеместно. Соперником американца Поллока выступает Жорж Матье, сопровождающий свои "сеансы творчества" в присутствии публики маскарадными переодеваниями и музыкой и называющий свои огромные творения вполне сюжетно (например, "Битва при Бувине"), что не делает их, однако, менее абстрактными. Как писал теоретик абстракционизма Л.Вентули, "...искусство называется абстрактным тогда, когда оно абстрагируется не от личности художника, но от предметов внешнего мира...".

2.4 Фовизм
Фовизм - (франц. fauvisme, от fauve - дикий), течение во французской живописи начала ХХ века. Ироническое прозвище "les fauves" (дикие) было дано критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском "Салоне независимых" (Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке и др.). Фовизм заключал в себе эстетический протест против художественных традиций ХIХ века. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг.) сплотили тяготение к образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. Лепка объема, воссоздание пространства, воздушная линейная перспектива оттесняется у фовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочного пятна, декоративными построениями,служащими прежде всего выражением ярких эмоций художника.

2.5 Футуризм
Футуризм - (от лат. futurum - будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х - начала 20-х годов в некоторых европейских странах (прежде всего Италии и России), близких в отдаленных декларациях (прокламирование идей создания "искусства будущего", отрицание художественных традиций и т.д.) и избираемых темах. В Италии футуристы воспринимали будущее с экзальтированным оптимизмом,абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых эстетических ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства, новый тип массового сознания. В футуризме присутствует совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванное стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текстов и т.д. Представители: вождь и теоретик Ф.Т. Маринетти, У. Боччони, К. Карра и др. В России футуризм отчетливее выразился в литературе (Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский и др.) и характеризовался нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистичностью культуры, требованиями демократизации искусства.

2.6 Маньеризм
Маньеризм (Mannerism, итал. maniera - стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.). О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощрённой манере. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета. В ваянии провозвестником Маньеризма был Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульптурам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям. За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. В литературе и музыке термин "Маньеризм" применяется ещё шире, чем в изобразительном искусстве и архитектуре. Так, "маньеристскими" именуют литературные произведения, которым свойственна витиеватость слога, усложнённый синтаксис и использование причудливо-фантастических образов. Наиболее известный пример - двухтомный роман "Эвфуэс" (1578-1580 гг.) Джона Лили, породивший термин "эвфуизм", означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В музыке "маньеристским" считается, например, творчество итальянского композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо ди Веноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и яркой экспрессией.

2.7 Ренессанс
Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи. Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Зрительный зал, как правило, напоминал по форме конскую подкову, перед ним находилось возвышение с авансценой, отделявшейся от основного пространства аркой. Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий. Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности. Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века - Высокое Возрождение - ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Главными меценатами были Медичи и римские папы, особенно Юлий II и Лев Х. Крупнейшими представителями "северного Ренессанса" были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел, сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, - маньеризм. Художники Ренессанса: Альберти, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан, Микеланджело, Рафаэль.

2.8 Авангардизм
Авангардизм (фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. Рождённый духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречия между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания. Выделился главным образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильной (звуковой, цветовой, пластической и другой) экспрессивности. Характеризуется также разрушением объективно обусловленных границ между видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу и "прозаизация" поэзии, перенесение принципов музыкальной композиции на литературу и изобразительное искусство). Противоречивая природа авангардизма обозначилась в тяготении одних его направлений к формализму (победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи, атональность и какофония в музыке), а других, наоборот, - к отрицанию эстетической сути искусства и утилитаризму (слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой). В своих крайних формах смыкается с декадентством, модернизмом, абстрактным искусством. Талантливые представители авангардизма нач. 20 века (футуризма, имажинизма, конструктивизма и др.), которые последовательно придерживались прогрессивного мировоззрения, смогли преодолеть узкие рамки этих направлений и обогатили культуру новыми художественными ценностями

2.9 Барокко
Барокко (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.). Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств. Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Она зародилась еще среди доисторических людей, изображавших на стенах пещер сцены охоты и Со временем, разумеется, в ней появлялись все новые и новые сюжеты. Но различать различные жанры живописи начали сравнительно недавно. Это началось в 17 веке.

Традиционно выделяют следующие жанры в живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой жанр, анималистика, фантастическая живопись, религиозная живопись.

Портрет предполагает, что центральным объектом в картине является человек. Причем, вопреки распространенному мнению, это не обязательно должно быть изображение лица во весь холст. Бывают картины, на которых центральное лицо стоит в стороне, или даже такие, где человек вообще с трудом угадывается. Но основной задачей портрета, в любом случае, остается изображение индивидуальности и передача характера.

Изначально, при включении пейзажа в жанры живописи, предполагалось, что он должен изображать природу. В наше время это понятие стало шире, и теперь различают городской пейзаж, индустриальный пейзаж, морской пейзаж (марина), пейзаж неба и так далее. Но большинство художников все же предпочитают изображать классические просторы полей, лесов, лугов и озер, утверждая красоту и величие окружающего мира.

Натюрморт - это изображение постановочной композиции из элементов Как и пейзаж, натюрморт иногда подразделяют на поджанры в зависимости от тематики, но, как правило, это не принято.

Исторический жанр живописи, как и следует из его названия, изображает знаковые сцены из истории: коронации, битвы (батальный жанр) и т.д. или важных деятелей.

В бытовом жанре центральное место занимают из повседневной жизни людей. Прием пищи, встреча на улице, порванная рубашка - все это может стать объектом для такой картины.

Художники-анималисты создают изображения животных. Причем к последним относят абсолютно всех представителей живой природы от клопов до китов. Они, как правило, изображаются естественно, без каких-либо метаморфоз.

Фантастическая живопись - это изображение каких-либо сверхъестественных существ или событий. К этому жанру также относят фэнтези и сюрреализм. Сцены фантастической живописи могут происходить в космосе, мире будущего, альтернативных вселенных и прочих неестественных местах. А персонажи могут быть как обычными людьми, так и выдуманными существами.

К религиозной живописи относят иконы, фрески и картины, изображающие религиозные сюжеты. Наиболее широкое распространение этот жанр получил в эпоху Возрождения, когда в Европе господствовала христианская идеология, вдохновляя таких мастеров, как Рафаэль, Ботичелли, да Винчи.

Несмотря на свое разнообразие, все жанры живописи служат одной цели - воспеванию красоты, внешней или внутренней, и демонстрации взгляда художника на мир. Ведь раз уж человек берется за кисть, значит, ему есть что рассказать людям. А жанры живописи - лишь различные языки, из которых он может выбрать любой, наиболее подходящий для выражения своих мыслей.

Ни для кого не секрет, что живопись имеет свою типизацию и разделяется на жанры. Зародилось это явление в Европе 15-го века, тогда сформировалось понятие первосортной живописи, туда входили картины мифологической и исторической направленности, к второсортной относили — пейзажи, портреты, натюрморты. Но эта сортировка потеряла свою актуальность примерно в 1900 годах, когда жанров и стилей стало слишком много и было бы слишком старомодно пользоваться четким делением только на эти две группы. Именно поэтому хочу рассказать про актуальные виды живописи на сегодняшний день.

Натюрморт (nature morte — «мёртвая природа») - картины неодушевлённых вещей. Этот жанр зародился в 15-ом веке, обрел самостоятельность в 17-ом, благодаря голландским художникам. Самостоятельным жанр стал в связи с наступлением Золотого века в Голландии, художники были избалованы изобилием еды и других вещей, которые раньше считались предметами роскоши и богатства, именно на этой почве появился такой узкий жанр как Голандский натюрморт. В наши дни натюрморт является широко распространенным видом живописи, и пользуется большим спросом у покупателей картин.

Портрет - человек либо группа людей которые изображены на картине. Рамки этого стиля очень расплывчаты, портрет очень часто пересекается с другими стилями, например с пейзажем или натюрмортом. Портреты еще бывают историческими, посмертными, религиозными. Еще существует автопортрет, это когда художник рисует сам себя.

Пейзаж - очень важный жанр в жиописи. В нем художник рисует либо первозданную, либо преображенную человеком природу, либо местность. Давно вышел за рамки привычных морских или горных видов, и на сегодняшний день является одним из самых популярных видов живописи. Пейзажи бывают городскими, сельскими, морскими, горными и т.п. Раньше пейзажи рисовали только на пленэрах, когда художник рисовал с натуры то, что видел. В наши дни такая практика встречается все реже, и современные художники предпочитают работать с фотографии.

Марина — тот же морской натюрморт, только с правильным названием. В маринах изображаются события которые происходят в море, баталии, большие волны, грузовые судна и т.п. Ярким представителем этого жанра был Иван Айвазовский.

Историческая живопись — возникла по необходимости, в эпоху Ренессанса, художники рисовали важные культурные и исторические события. Исторические картины не всегда основывается на истории, в нее так же входят различные виды живописи, такие как: мифология, евангельские и библейские события.

Батальная живопись — тематика, которая раскрывает тему войны и военной жизни. Художник старается изобразить важный, эпичный, ключевой момент сражения или битвы. При этом, достоверность может плавно отходить на второй план.

Анималистика —изображение животных, самые древние картины были именно в этом жанре, ведь еще первобытные художники рисовали зверей и охоту на них. Практически всегда объеденяется с пейзажом.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса