Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как я стал писателем полное. Как я стал писателем. Шмелев И. С

Все, что написано Иваном Шмелевым, служит глубинному познанию России, ее корневой системы, пробуждению любви к нашим праотцам. До конца своих дней чувствовал он саднящую боль от воспоминаний о Родине, ее природе, ее людях. В последних книгах великого писателя - крепчайший настой первородных русских слов, самый лик России, которая видится ему в своей кротости и поэзии.“Этот весенний плеск остался в моих глазах - с праздничными рубахами, сапогами, лошадиным ржаньем, с запахами весеннего холодка, теплом и солнцем. Остался живым в душе, с тысячами Михаилов и Иванов, со всем мудреным до простоты-красоты душевным миром русского мужика, с его лукаво-веселыми глазами, то ясными как вода, то омрачающимися до черной мути, со смехом и бойким словом, с лаской и дикой грубостью. Знаю, связан я с ним до века. Ничто не выплеснет из меня этот весенний плеск, светлую весну жизни... Вошло - и вместе со мной уйдет” (“Весенний плеск”),О Шмелеве, особенно его позднем творчестве, писали немало и основательно. Только по-немецки вышли две фундаментальные работы, существуют серьезные исследования и на других языках, число статей и рецензий велико. И все же среди этого обширного списка выделяются труды русского философа и публициста И. А. Ильина, которому Шмелев был особенно близок духовно и который нашел собственный ключ к шмелевскому творчеству как творчеству глубоко национальному. О “Лете Господнем” он, в частности, писал:“Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных: вот “тартбнье мартовской капели”; вот в солнечном луче “суетятся золотинки”, “хряпкают топоры”, покупаются “арбузы с подтреском”, видна “черная каша галок в небе”. И так зарисовано все: от разливанного постного рынка до запахов и молитв яблочного Спаса, от “розговин” до крещенского купанья в проруби. Все узрено и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовно, нежным, упоенным и упоительным проникновением; здесь все лучится от сдержанных, не проливаемых слез умиленной и благодарной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви”.И действительно, “Богомолье”, “Лето Господне”, “Родное”, а также рассказы “Небывалый обед”, “Мартын и Кинга” объединены не только биографией ребенка, маленького Вани. Через материальный мир, густо насыщенный бытовыми и психологическими подробностями, читателю открывается нечто более масштабное. Кажется, вся Россия, Русь предстает здесь “в преданьях старины глубокой”, в волшебном сочетании наивной серьезности, строгого добродушия и лукавого юмора. Это воистину “потерянный рай” Шмелева-эмигранта. Поэтому так велика сила пронзительной любви к родной земле, поэтому так ярки и незабываемы сменяющие друг друга картины.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Г. Барнаула

Конспект урока по литературе
в 8 классе

Иван Сергеевич Шмелёв.

Как я стал писателем”

подготовила

учитель русского языка и литературы

Глазина Елена Александровна

Иван Сергеевич Шмелёв . Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем ». Рассказ о пути к творчеству.

Цели урока : кратко ознакомить с личной и творческой биографией Шмелёва; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа; познакомить с лабораторией писателя

Методические приёмы : рассказ учителя; выразительное чтение текста; элементы анализа текста.

Оборудование : Презентация, аудиозапись рассказа

Ход урока

І. Рассказ учителя о Шмелёве. Родился 21.09 (3.10) 1873 г. в Замоскворечье, купеческом районе Москвы.

Дед Ивана Сергеевича - государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда, Московской губернии - поселился в Москве после пожара 1812 года. Отец писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, а также держал банные заведения.

Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни. «Дома я не видал книг, кроме Евангелия », — вспоминал писатель. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образа жизни оказали благодарное влияние на формирование нравственного мира мальчика.

Зато – «во дворе было много ремесленников – бараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неопределённых чувствований и опыта ».

Двор наш для меня явился первой школой жизни – самой важной и мудрой.

Грамоте, как было не только в купеческих, но и в дворянских семьях, Иван Шмелев обучался дома. Его первым учителем была мать. Вместе с ней он «проходил» Крылова, Толстого, Пушкина, Гоголя, Тургенева. В 1884 году Шмелев поступил в шестую Московскую гимназию.

Окончив гимназию, в 1894 г. Шмелёв поступил на юридический факультет Московского университета.

Увлечения Шмелёва были разнообразными. Он интересовался ботаническими открытиями Тимирязева.

Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в журнале «Русское обозрение» в 1895 г. Осенью 1895 г. совершил поездку в Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия явилась его книга - очерки «На скалах Валаама», опубликованная в Москве в 1897 г.

После окончания университета в 1898 г. в течение года проходил военную службу, затем восемь лет служил чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерний помощником присяжного поверенного и налоговым инспектором. Эти годы позволили Шмелёву узнать деревню, по собственному его признанию, «провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство». Вот откуда широчайший тематический диапазон книг Щмелёва, масштабность его видения России. В 1907 г., имея за плечами не одно опубликованное произведение, Шмелёв решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку. До отъезда в эмиграцию он издал 53 книги и 8-томное СС.

Во время Первой мировой войны сборники его рассказов и очерков «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917), в котором появился рассказ «Забавное приключение», заметно выделялись на фоне казённо-патриотической беллетристики своей искренностью.

Февральскую революцию встретил восторженно, Он совершает много поездок по России, выступает на собраниях, митингах.

К Октябрьской проявил полную непримиримость, усугубленную тем, что его единственный сын Сергей , офицер добровольческой армии генерала Деникина, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян.

В конце 1922 г., после недолгого пребывания в Москве, Шмелёв вместе с супругой Ольгой Александровной уехал в Берлин по приглашению И. А. Бунина, затем в Париж, где жил в эмиграции. Приходит тоска по родине. «Доживаем свои дни в стране роскошной, чужой. Всё – чужое », — напишет он позднее.

Создавал рассказы, в которых глазами очевидца описал нравы новой власти - «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925).

Первым произведением Шмелева иммигрантского периода стало «Солнце мертвых» — трагическая эпопея. Впервые «Солнце мертвых» было опубликовано в 1923 году, в эмигрантском сборнике «Окно».

«Солнце мертвых» — это первое в русской литературе глубокое проникновение в суть российской трагедии.

В «Лете Господнем» перед нами в череде православных праздников «является» как бы душа русского народа.

«Богомолье» — это поэтический рассказ о хождении в Троице-Сергиеву Лавру.

Из Франции, чужой и «роскошной» страны, с необыкновенной остротой и отчётливостью видится Шмелёву старая Россия. Из потаённых уголков памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Родное», «Богомолье», «Лето Господне», совершенно удивительные по поэтичности, изобретательности языка.

Жизнь готовила писателю новое испытание. 22 июля 1936 года умирает после недолгой болезни жена писателя — Ольга Александровна, как никто не понимающая его. Чтобы хоть как то отвлечь писателя от мрачных мыслей, друзья организовали ему поездку в Латвию и Эстонию. Он побывал и в Псковско-Печорском монастыре, постоял у советской границы. Дотянувшись рукой через проволоку ограждений он сорвал несколько цветов.

Последние годы проводит в одиночестве, испытывая тяжёлые физические страдания.

ІІ. Выборочный пересказ «Как я стал писателем»

ІІІ. Беседа по вопросам учебника

Дополнительные вопросы:

1) Прокомментируйте начало рассказа. (1-я фраза сразу отвечает ан вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало незамедлительно вводит читателя в творческую лабораторию писателя, приглашает к творчеству.

2) О каком произведении напоминают описания вещей?: «живые доски», «живая метла», «живая половая щётка»? (Ещё в детстве будущий писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы. Описания вещей напоминают рассказ М. А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется приём олицетворения)

3) Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?

4) Как изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев? Какую роль они сыграли в судьбе Шмелёва? Баталин изображён иронически, сатирически

Образ Баталина

Способы создания образа

1. Социальный статус

Инспектор

2. Портретная характеристика

Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку ». Прием иронии и сатиры.

3. Речевая характеристика

«Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! — ужасным, свистящим голосом», «начал пилить со свистом», «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Этот педагог мог навсегда отбить охоту к творчеству ребёнка.

Шмелёву повезло с другим преподавателем.

Образ Цветаева

Способы создания образа

Средства художественной выразительности, приемы

1. Социальный статус

Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович Цветаев».

2. Портретная характеристика

Эпитеты, сравнения: «незабвенный»,» посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал» .

3. Речевая характеристика

Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева?

(Противопоставление .)

(Баталин это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль. Главное, что сделал Цветаев, — предоставил свободу творчества. Он первым заметил в мальчике талант писателя. О нёс Шмелёв плакал, когда хоронили учителя.)

    Как проявляется в рассказе характер самого автора? Какие чувства он испытывает? В его мыслях и действиях. Он наделён незаурядной фантазией, он независим, он увлечён литературой, творчеством. Это благодарный человек – он вспоминает о своём учителе, который навсегда «в сердце»

    Сцена с первым рассказом «У мельницы». Проявляется неуверенность в собственных силах, робость, а потом опьяняющее чувство счастья. Юный писатель чувствовал благоговение перед искусством, понимал, что должен многое «сделать, многое узнать, читать, вглядываться, думать …», чтобы стать писателем.

    Итог: задумались, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего худож. произ –я. Шмелёв показал, как начинался его путь, как подошёл писатель к своему 1-му рассказу, как помогли ему уроки литературы, работа над сочинением.

Мы знаем, как работали другие писатели, как любил сокращать свои произведения Чехов, как переделывал свои тексты множество раз Л. Толстой

    Д. з. Написать рассказ на тему «Как я написал своё первое сочинение»

Использованная литература:

    Н. В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 8 класс», Москва, «ВАКО», 2007стр. 244 – 246

    В. Я. Коровина, И. С. Збарский «Методические советы» Литература. 8 класс «Просвещение», 2003

    festival.1september.ru articles/605479/

Глазина Е. А. Страница 7

«Как я стал писателем» - рассказ Ивана Сергеевича Шмелева, датированный 1895 годом. Произведение носит автобиографический характер, повествование ведется от первого лица. Рассказчик приоткрывает перед читателями дверь в свою творческую лабораторию. Он делится собственным опытом, который может пригодиться тем, кто желает посвятить жизнь литературному творчеству.

Становление рассказчика в качестве писателя разделено на три этапа. Первый – «”дописьменный” век истории» его писательства. С самого раннего детства он проявлял творческие способности и был очень разговорчив, настолько, что получил прозвище «балаболка» от няни и «римский оратор» в классе. Причем нередко рассказчик беседовал с неодушевленными предметами – например, успокаивал стоявшую в углу метлу, представляя, что ее наказали.

Второй этап – «письменный». Будучи в классе третьем, рассказчик увлекся романами Жюля Верна и сочинил длинную «поэму», в ней описывалось путешествие учителей на Луну. При этом отправились они туда на воздушном шаре, изготовленном из огромных штанов преподавателя латинского языка. «Поэма» пользовалась большим успехом у гимназистов, ее читали даже в старших классах. Правда, в качестве гонорара за нее рассказчик получил лишь наказание от инспектора гимназии. В «письменный» этап также вошел период написания сочинений.

Третий этап – «печатный». В 1894 году рассказчик написал первое небольшое произведение, получившее название «У мельницы». Он отнес его в редакцию ежемесячного журнала «Русское обозрение». В 1895 году рассказ напечатали и даже заплатили гонорар в 80 рублей. После первой публикации рассказчик понял, что стал другим. Кроме того, он почувствовал, что «что-то должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать... – готовиться».

Интересны образы преподавателей в рассказе «Как я стал писателем». Первый – инспектор гимназии Баталин. Шмелев описывает его как «сухого, высокого» мужчину с рыжими бакенбардами, с «тонким костлявым пальцем с оточенным остро ногтем». Говорит он «сквозь зубы», голос у него «ужасный, свистящий». Баталин не любит детей, не имеет таланта к преподаванию. Таких учителей вообще лучше не подпускать к ребятишкам. Ему не просто неинтересны творческие поиски гимназистов, он выступает против них. Темы сочинений Баталин задает скучные. Например, «Труд и любовь к ближнему, как основы нравственного совершенствования» и «Чем отличаются союзы от наречий».

Второй преподаватель – учитель словесности Федор Владимирович Цветаев. Он сыграл в судьбе рассказчика важнейшую роль. Цветаев – хороший педагог, задававший писать «сочинения на поэтические темы». Шмелев описывает «незабвенного» Федора Владимировича следующим образом: «Плотный, медлительный, как будто полусонный, говоривший чуть-чуть на «о», посмеивающийся чуть глазом». Пожалуй, главное достоинство Цветаева – он смог разглядеть талант в рассказчике. Федор Владимирович поощрял его, ставя пятерки «с тремя иногда крестами» и тем самым вдохновляя на дальнейшее творчество.

Для создания образов Цветаева и Баталина Шмелев использовал прием противопоставления. Эти преподаватели кардинально отличаются друг от друга. У них разные подходы к работе, к ученикам. Вполне очевидно, чей подход лучше, кого гимназисты любят больше. Рассказчик признается, что плакал на похоронах Цветаева и что по сей день этот преподаватель остается в его сердце.

Ключевая мысль произведения проговаривается в самом его начале: «…кажется мне порой, что я не делался писателем, а будто всегда им был, только - писателем “без печати”». Это действительно так – как говорилось выше, рассказчик с детства проявлял творческие наклонности. Только сначала никто их не ценил по достоинству. Если бы не встреча с Цветаевым, велика вероятность, что рассказчик так и не стал бы писателем, которого печатают.

В творчестве русских писателей-эмигрантов нередко встречаются мотивы отчаяния, ностальгии. Но есть и светлые, оптимистические произведения. Одно из них - рассказ «Как я стал писателем» (Шмелев). Краткое содержание представлено в статье.

Об авторе

Иван Шмелев - один из писателей, покинувших Россию после революции. В его творчестве важное место занимали детские и подростковые воспоминания. Автор, отражавший в своих творениях дореволюционное прошлое, по понятным причинам был малоизвестен в советские времена.

О чем повествует в произведении «Как я стал писателем» Шмелев? Краткое содержание рассказа изложено ниже, однако уже из названия можно понять, что речь идет о первых шагах в литературе.

Писатель не начинает свою историю с воспоминаний о посещении издательства. Он не рассказывает о том, как сложно пробиться в мир литературы. Писательством, по его же собственному утверждению, он занялся «непредумышленно».

План произведения

Не разделил на главы рассказ «Как я стал писателем» Шмелев. Краткое содержание все же можно разделить на несколько частей. В первых двух речь идет о жизни в родительском доме и об отношении с учителями. Затем автор вспоминает важное событие в своей жизни: публикацию первого произведения. План рассказа может быть таким:

  1. Картинки детства.
  2. Жюль Верн.
  3. Критика Баталина.
  4. Федор Владимирович Цветаев.
  5. Дебют в литературе.

С описания впечатлений раннего детства начинает произведение «Как я стал писателем» Шмелев.

В детстве русскому герою автобиографического произведения больше всего нравилось фантазировать. Мальчик наблюдал за явлениями природы, растениями, животными. С ранних лет он не только размышлял обо всем, что происходит вокруг, но и имел обыкновение озвучивать свои мысли. За беспрерывную болтовню прозвали будущего писателя «римским оратором». Впрочем, словоохотливость служила причиной многих бед.

Критика Баталина

О литературной деятельности, еще будучи гимназистом, мечтал Иван Шмелев. «Как я стал писателем», анализ которого входит в школьную программу, представляет собой историю о юном талантливом авторе.

Мальчик читал запоем. Одним из любимых писателей был Жюль Верн. Под впечатлением приключенческой прозы французского писателя гимназист сочинил историю о путешествии учителей на воздушном шаре. Сочинение имело большой успех. Впоследствии любимым школьным заданием мальчика было сочинение.

В пятом классе герой рассказа пострадал из-за любви к литературе. Находясь под впечатлением творчества русского поэта Семена Надсона, гимназист написал поэму. Увлечение автором, произведения которого не включены в ученическую программу, вызвало бурный гнев учителя Баталина. Герой этой истории был оставлен на второй год.

Свобода творчества

На следующий год гимназист попал к другому преподавателю. Цветаев Федор Владимирович, - так звали этого незабвенного педагога, - не ограничивал свободы творчества. И герой произведения Шмелева получил возможность писать так, как ему хочется. В последующие годы он сочинил немало поэтических произведений. А в выпускном классе состоялся литературный дебют.

Стоит сказать, что несмотря на неудачи юного писателя, рассказ отнюдь не печальный. О своих первых литературных сочинениях не без иронии рассказал писатель Иван Шмелев.

«Как я стал писателем»: урок в 8 классе

Как уже было сказано, в школьную программу входит несколько произведений этого писателя. В рассказе, о котором идет речь в этой статье, современные подростки могут увидеть прежде всего критику педагогического метода, который использовался в гимназиях конца прошлого столетия. Однако делая анализ произведения Шмелева, следует обратить внимание на самоотверженное отношение героя к литературному творчеству. Автор рассказа стремился донести до читателя мысль о том, что творческий человек никогда не откажется от своего дела. Даже после того, как учитель в пух и прах раскритиковал эссе, начинающий писатель не отказался от своей мечты.

Класс: 8а, 8б

Тема: «И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству»

Цели: кратко познакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Ход урока

I Оргмомент

Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на краю парты-дневник, тетрадь, учебник и пенал.

Запись числа и темы (Слайд 1).

«Шмелёв теперь - последний и единственный из русских писателей, у которого ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелёв изо всех русских самый распрерусский…» (Слайд 2)

(Александр Иванович Куприн )

II Проверка домашнего задания

Где родился Иван Сергеевич Шмелев и о чем вспоминал впоследствии?

III Работа по теме урока

Шмелев Иван Сергеевич (Слайд 3) - известный русский писатель. В своем творчестве он отразил жизнь различных слоев общества, однако особенно сочувственно он изобразил жизнь "маленького человека".

Иван Сергеевич родился 21 сентября 1873 года. Он был из рода замоскворецких купцов. Тем не менее, торговля отца его мало интересовала. Отец, Сергей Иванович, содержал многочисленные бани и артель плотников. Семья Шмелева была старообрядческой, уклад в ней был своеобразный, демократический. Старообрядцы, как хозяева, так и простые работники, проживали дружной общиной. Они придерживались общих для всех правил, духовных и нравственных принципов. Иван Шмелев рос в атмосфере всеобщего согласия и дружелюбия. Он впитывал все самое лучшее в отношениях между людьми. Спустя годы эти детские впечатления отразились в его произведениях.

Домашним образованием Ивана Сергеевича занималась главным образом мать. Именно она приучила своего сына много читать. Поэтому Иван с детства был знаком с творчеством таких писателей, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев и др. Изучение их продолжалось в течение всей его жизни. Биография его отмечена углублением литературных познаний. Иван Сергеевич с удовольствием читал книги Лескова, Короленко и др. В некотором смысле они стали его литературными кумирами. Конечно, при этом не прекращалось влияние на формирование будущего писателя произведений Александра Сергеевича Пушкина. Об этом свидетельствуют позднейшие произведения Шмелева: "Вечный идеал", "Заветная встреча", "Тайна Пушкина". Далее учится в шестой Московской гимназии (Слайд 4) . После её окончания, поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. А затем, спустя 4 года, окончив его, проходит военную службу в течение 1 года и далее служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях.

Иван Шмелев дебютировал как автор в 1895 году. В журнале "Русское обозрение" был напечатан его рассказ "У мельницы". В этом произведении говорится о формировании личности, о пути человека к творчеству через преодоление жизненных трудностей, постижение судеб и характеров обычных людей .

После женитьбы отправился с молодой супругой (Слайд 5) на остров Валаам (Слайд 6) , где находятся древние монастыри и скиты, Шмелев Иван Сергеевич.

Книга очерков «На скалах Валаама» (1897), описывающая Валаамский монастырь с точки зрения светского туриста, была, по словам Шмелева, наивной, незрелой и не имела успеха у читателя. На 10 лет Шмелев отходит от писательского труда. Окончив в 1898 юридический факультет Московского университета, он служит чиновником в центральных губерниях России. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», - скажет позднее Шмелёв.

Дореволюционные произведения Шмелева вдохновлены верой в земное счастье людей в радостном будущем, упованиями на социальный прогресс и просвещение народа, ожиданиями перемен в общественном строе России. Вопросы веры, религиозного сознания в это время мало занимают писателя: увлекшись в юности идеями дарвинизма, толстовства, социализма, Шмелев на долгие годы отходит от Церкви и становится, по собственному признанию, «никаким по вере». Однако уже в этот период явственно звучат в его произведениях очень важные для Шмелева темы страдания и сострадания человеку, которые станут определяющими во всем последующем творчестве.

Февральскую революцию изначально Шмелёв принимает восторженно и с энтузиазмом, как и многие его современники. Он едет в Сибирь, чтобы встретить политкаторжан, выступает на собраниях и митингах, рассуждает о «чудесной идее социализма». Но в скором времени Шмелёву приходится разочароваться в революции, он открывает для себя её чёрную сторону, видит во всем этом насилие над судьбой России. Октябрьский переворот он сразу не принимает и последующие её события повлекли за собой мировоззренческий перелом в душе писателя.

Во время революции Шмелёв уезжает с семьёй в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 года Крым был занят красными частями. Трагичной оказалась судьба Сергея (Слайд 7) - единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер Русской армии, находясь в госпитале, был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорён к смерти.

Это событие, а также пережитый его семьёй страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-1921, привели Шмелёва к тяжёлой душевной депрессии.

Шмелёв не мог принять, когда гибнет всё живое вокруг, происходит повсеместный красный террор, зло, голод, озверение людей. В связи с этими переживаниями, писатель пишет эпопею «Солнце мёртвых» (1924), где раскрывает свои личные впечатления о революции и Гражданской войне. Шмелев рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами. Эпопея Шмелева, с огромной художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, была переведена на многие языки и принесла автору европейскую известность.

Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, и по приезде в Москву, он всерьёз задумывается над эмиграцией. В принятии этого решения активно участвовал И.А. Бунин, который звал Шмелёва за границу, обещая всячески помочь его семье. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет.

Годы, проведённые в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью. Шмелёв публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и др.
И все эти годы Иван Сергеевич переживал разлуку с родиной. К России он возвращался в своем творчестве.

Самая известная книга Шмелева - «Лето Господне». Обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает в книге не диким «темным царством», но целостным и органичным миром, полным нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Шмелев далек от романтической стилизации или сентиментальности. Он рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних лет, не затушевывая грубых и жестоких сторон этой жизни, ее «скорбей». Однако для чистой детской души бытие открывается прежде всего своей светлой, радостной стороной. Существование героев неразрывно связано с жизнью церковной и богослужением. Впервые в русской художественной литературе столь глубоко и полно воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. В психологических переживаниях, молитвенных состояниях персонажей, среди которых и грешники, и святые, открывается духовная жизнь православного христианина.

Смысл и красота православных праздников, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыты настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского Православия. Удивительный язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России. И. А. Ильин отмечал, что изображенное в книге Шмелева - не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет… Это сама духовная ткань верующей России. Это - дух нашего народа». Шмелев создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее источники нашей национальной духовной силы».

Живое соприкосновение с миром святости происходит и в примыкающей к «Лету Господню» книге «Богомолье» (1931), где в картинах паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое служение «старца-утешителя» Варнавы Гефсиманского воссоздано Шмелевым с признательной любовью.

Шмелев страдал тяжелой болезнью, обострения которой не раз ставили его на грань смерти. Материальное положение Шмелева порой доходило до нищенства. Война 1939-45, пережитая им в оккупированном Париже, клевета в печати, которой недруги пытались очернить имя писателя, усугубляли его душевные и физические страдания.

Престарелого писателя обвиняли чуть ли не в сотрудничестве с нацистами (он публиковался в изданиях, которые потом стали считаться коллаборционистскими, однако вряд ли пожилой писатель мог разбираться в таких вещах). Но ведь Шмелёв всегда был добрым, сострадательным человеком. По воспоминаниям современников, Шмелев был человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и сердечность. О пережитых страданиях говорил облик Шмелева - худого человека с лицом аскета, изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми глазами, полными ласки и грусти.

В 1933 году уходит из жизни жена писателя. Шмелев тяжело пережил уход горячо любимой Ольги. Иван Сергеевич Шмелёв умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы, который ранее благословлял его «на путь», Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает.
Рассказывают, что писатель тихо сидел в трапезной монастыря, тихо заснул... и больше не проснулся. Говорят, такую смерть Господь посылает праведникам, много страдавшим при жизни...

Иван Сергеевич Шмелёв был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году было выполнено заветное желание Шмелёва: прах его и его жены перевезён на родину и погребён рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.

Теперь перейдем непосредственно к работе над рассказом «Как я стал писателем».

Прокомментируйте начало рассказа (Первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало незамедлительно вводит читателя в творческую лабораторию писателя, приглашает к творчеству).

Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления?

Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?

Как изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев? Какую роль они сыграли в судьбе Шмелева? (Баталин изображен иронически, сатирически. Это человек, которого близко нельзя подпускать к детям. Его характеризуют выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой», «тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем», «говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! – ужасным, свистящим голосом»; «начал пилить со свистом», «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Этот «педагог» мог навсегда отбить охоту к творчеству у ребенка.

Шмелеву повезло с другим преподавателем. Его он называет полностью, по имени-отчеству: «Федор Владимирович Цветаев». Главное, что сделал Цветаев, - предоставил свободу творчества. Его характеристика контрастирует с характеристикой Баталина: «незабвенный», «посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал». Он первым заметил и оценил в мальчике талант писателя. Шмелев плакал, когда хоронили учителя).

Как проявляется в рассказе характер самого автора? Какие чувства он испытывает? (Характер автора проявляется его мыслях и действиях. Он наделен незаурядной фантазией, независим, увлечен литературой, творчеством. Это благодарный человек – он вспоминает о своем учителе, который навсегда остался «в сердце». В описании событий, связанных с созданием первого рассказа «У мельницы», проявляется неуверенность в собственных силах, робость, а потом опьяняющее чувство счастья. Юный писатель испытывал благоговение перед искусством, понимал, что должен многое «сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать…», чтобы стать писателем).

IV Закрепление изученного

Рассказ назван «Как я стал писателем». Как вы думаете, к чему он ближе: к воспоминаниям, дневниковым записям, обычному рассказу?

Что открывал главный герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими ему виделись в детстве окружающие предметы?

Как пришло к И.С. Шмелеву умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он «другой»?

В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?

V Подведение итогов

Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда писали свои первые сочинения?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса