Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как учился и а крылов. Иван андреевич крылов- жизнь, факты, басни, фотографии

Биография и эпизоды жизни Ивана Крылова. Когда родился и умер Иван Крылов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты баснописца, изображения и видео.

Годы жизни Ивана Крылова:

родился 13 февраля 1769, умер 21 ноября 1844

Эпитафия

«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел».
Из стихотворения Ивана Майкова, посвященного памяти Крылова

«Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, -
Чин человека; - в нем лишь быть
Я ставил должностью…»
Из стихотворения Ивана Андреевича Крылова

Биография

Когда Емельян Пугачев возглавил штурм городовой крепости Яицка, офицер донского казачества Андрей Прохорович Крылов оказался в числе преданных правительству солдат, которые сумели защитить городок от натиска. Пугачев поклялся расправиться с Крыловым лично, а также со всей его семьей. Жена офицера - Мария Алексеевна - в страхе вывезла из города их малолетнего сына, предварительно спрятав его в глиняном сосуде. Вот таким способом жизнь Ивана Андреевича Крылова - выдающегося русского баснописца - была спасена.

В детстве Ивану Крылову так и не удалось получить приличного образования. Отец его умер довольно рано, а мать, оставшись с двумя малолетними сыновьями на руках, едва ли могла сводить концы с концами. Зато в память об отце у Ивана сохранился целый сундук книг - прекрасный старт для саморазвития. Впоследствии Иван Андреевич войдет в историю как один из самых образованных людей своего времени.

Прежде чем обратиться к литературной деятельности, Иван Крылов служил подканцеляристом в Калязинском суде, а затем и Тверском магистрате. Финансовое положение его оставалось весьма напряженным и особенно ухудшилось после смерти матери, так как опеку над малым братом пришлось взять на себя. Однако с переездом в Петербург творчеству Крылова открылись хорошие перспективы. Крылов с азартом берется за написание пьес, но на поприще драматургии так и не достигает успеха.


Впрочем, талант его в полной мере раскрылся в баснях. Творчество Крылова прекрасно охарактеризовал Иван Тургенев, подметив, что «его писания были истинно русскими». «…Можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинений, трактующих об этом предмете», - писал Тургенев. При жизни Иван Крылов создал и опубликовал несколько сотен басен, собранных в девять сборников. Также на счету автора числится более десятка повестей, комедий и трагедий.

К концу жизни Иван Крылов обрел прекрасную репутацию в литературной среде, а также обзавелся связями в высших кругах. В частности, баснописца высоко почитали в царской семье, а на похоронах Крылова сам Граф Орлов - второй человек в государстве - вызвался нести гроб. Перед смертью Иван Крылов завещал все свое имущество и права на сочинения мужу своей усыновленной дочери Саши, в компании которой писатель проводил последние дни жизни. Умер великий баснописец в возрасте семидесяти пяти лет. Причиной смерти Крылова послужило двухстороннее воспаление легких. Похороны Крылова состоялись на Тихвинском кладбище в Петербурге в присутствии высокопоставленных особ. В память о легендарном таланте во многих городах России установлены величественные монументы.

Линия жизни

13 февраля 1769 г. Дата рождения Ивана Андреевича Крылова.
1774 г. Семья Крыловых переезжает в Тверь.
1777 г. Маленький Крылов устраивается подканцеляристом в Калязинский нижний земской суд.
1783 г. Иван Андреевич пишет первую комическую оперу «Кофейница».
1789 г. Крылов выпускает журнал «Почта духов».
1809 г. Опубликована первая книга басен Крылова.
1812 г. Литератор принят на работу в Публичную библиотеку Петербурга.
1823 г. Крылов переживает два инсульта.
1841 г. Писатель выходит на пенсию и поселяется в семье своей удочеренной крестницы Саши.
21 ноября 1844 г. Дата смерти Крылова.
25 ноября 1844 г. Дата похорон Ивана Крылова.

Памятные места

1. Город Москва, где родился и провел детство Иван Андреевич Крылов.
2. Город Тверь, куда переехала семья Крыловых в связи со сменой места работы отца.
3. Город Санкт-Петербург, куда переехала семья Крыловых после смерти отца.
4. Город Рига, куда переехал Иван Крылов, сопровождая князя Голицына.
5. Город Серпухово, где долгое время гостил Иван Андреевич у своего младшего брата Льва.
6. Тихвинское кладбище в Александро-Невской лавре, где похоронен Крылов.
7. Памятник Крылову в Летнем саду, Санкт-Петербург.
8. Памятник Крылову на Патриарших озерах, Москва.
9. Памятник Крылову в Твери.

Эпизоды жизни

Иван Андреевич Крылов был знатным едоком. Всякий раз, когда к столу подавалось новое блюдо, он накладывал себе в тарелку столько еды, сколько могло в нее вместиться. После трапезы Иван Андреевич вставал, молился на образ и произносил: «Много ли надо человеку?». Очевидцы над этой фразой всегда смеялись, зная, сколько нужно Крылову.

Однажды, перечитывая Лафонтена, Иван Андреевич вдруг почувствовал неудержимое желание воспроизвести некоторые из его басен на русском языке для своего народа. Литератор горячо взялся за работу и в скором времени явился с результатами к знаменитому баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву. Тот, хоть и заприметив в Крылове конкурента, все же высоко оценил его талант: «Это истинный ваш род, наконец вы нашли его».

Завет

«В породе и в чинах высокость хороша,
Но что в ней прибыли, когда низка душа?»

«Как часто говорят в делах: еще успею.
Но надобно признаться в том,
Что это говорят, спросяся не с умом,
А с леностью своею».

Документальный фильм «Иван Крылов: Веселое лукавство ума»

Соболезнования

«…Крылов оставил по ceбе так мало сведений, что каждое его слово приобретает интерес для потомства».
Владислав Кеневич, писатель

«… Он способен был побеждать трудности. Напрасно воображают, что легкие стихи его сами текли с пера».
Петр Плетнев, поэт

«Сожаление наше, что эти последние, торжественные, умилительные дни перехода от жизни к смерти совершились неведомо от нас…»
Петр Вяземский, поэт

«Он превзошел всех нам известных баснописцев».
Александр Пушкин, поэт

Едва ли можно отыскать в русской литературе другую фигуру, столь сильно любимую и народом, и писательской братией. Иван Андреевич Крылов. Каждому из нас с детства знакомо творчество великого русского баснописца, басни Крылова давно уже разошлись на афоризмы и зачастую их воспринимают, как народное творчество.

Крылова уже при жизни стали называть «дедушкой русской литературы», его обожали Пушкин, Гоголь, Белинский. На портретах мы видим успешного вельможу, которым, отчасти, Крылов и являлся. Тем не менее, его жизнь была отнюдь не легка: Иван Андреевич пережил много трудностей, опалу со стороны власть предержащих.

К закату жизни Крылов являлся академиком Петербургской академии наук, статским советником. В начале пути занимался издательским делом, выпускал знаменитый журнал «Почта духов».

Перу Крылова принадлежат многочисленные драматические произведения для театра, но народную любовь и общероссийскую славу Ивану Андреевичу принесли басни. Великий русский писатель Н. Гоголь считал, что творчество Крылова проникнуто народным духом настолько, что стало неотделимо от него. Крылов в своих баснях обличал людские пороки, критиковал общество и власти.

Ранние годы

В суровый зимний день 13 февраля 1769 года в одном из столичных домов в семье офицера Андрея Прохоровича Крылова родился мальчик. Новорожденного назвали Иваном в честь одного из предков. Отец будущего баснописца прошел тяжелый жизненный путь – свою армейскую службу он начинал в солдатских рядах. Детство Андрей Прохорович провел в оренбургской глубинке, в крепости Яик. Впоследствии эта крепость подверглась нападению казацко-крестьянских полчищ Емельяна Пугачева.

С Оренбуржья Крыловы перебрались в Тверское наместничество: здесь Андрей Прохорович получил должность по уголовному ведомству. Семья жила очень скромно, а когда Крылов-старший скончался, и вовсе скатилась в бедность. Глава богатого семейства Львовых, приближенного к губернатору, из милости позволил Ване Крылову учиться языкам и естественным наукам со своими детьми.

Чтобы помочь своим родным, Иван устроился на службу в земской суд Калязина, впоследствии перевелся в магистрат г. Твери. В 1782 году Львовы отправились в Петербург и взяли Крылова с собой. На протяжении года Иван много читал, изучал науки самостоятельно, зарабатывая на хлеб в Петербургской Казенной палате. Не имея постоянных учителей, будущий поэт овладел французским, немецким и итальянским языками, выучился играть на скрипке и стал отличным математиком.

В доме Львовых Крылов познакомился с известным писателем Я. Княжниным, который ввел его в круг литературной богемы. Новым знакомым Крылова стал и великий русский поэт Г. Державин, впоследствии оказывавший молодому человеку протекцию. В целом, жизнь Крылова раннего периода является загадкой и документов об этом периоде сохранилось немного.

Первые литературные и издательские опыты

Свою работу на ниве литературы Крылов начал с драматургических произведений. В этот период им были написаны комедии «Большая семья», «Кофейница» и «Сочинитель в прихожей». Отдал Иван Андреевич свою дань и жанру трагедии, сочинив драмы «Клеопатра» и «Филомена». В те времена было не принято писать комедии на местном материале, и произведения Крылова выбивались из общего ряда.

В комедии «Бешеная семья» автор высмеял неистовство в любви. Если учесть слухи, ходившие про императрицу Екатерину Вторую, тему Крылов выбрал отнюдь не безопасную. В «Сочинителе» рассказывается о литераторе, вынужденном пресмыкаться перед власть имущими для того, чтобы заработать на кусок хлеба.

Пытаясь поставить пьесы на экране, Крылов познакомился и подружился с известными петербургскими актерами. В 80-х годах Иван Андреевич написал комедию «Проказники», которая сильно ему навредила. В комедии Крылов посмеялся над драматургом Я. Княжниным, обвинив его в плагиате. Княжнин подал жалобу губернатору, и Крылову закрыли доступ к театру. В 1788 году Иван Андреевич оставил должность в Горной экспедиции и вплотную занялся журналистикой.

Крылов решил продолжить дело просветителя Новикова на ниве журналистки. Первым журналом Ивана Андреевича стал «Почта духов». Идея издания была весьма нетривиальной – в «Почте духов» публиковалась переписка эльфов, обличающих нравы екатерининского общества.

Правительство, напуганное Французской революцией 1789 года, не могло не обратить внимание на смелый журнал: весной 1790 года из печати вышел номер, которому суждено было стать последним. Крылов с друзьями начал выпускать другой журнал «Зритель», а затем – «Петербургский Меркурий». Сатира в крыловских журналах стала более мягкой, морализаторской, тем не менее, цензура не оставила шанса и этим изданиям.

В опале

Точно не известно, что стало причиной опалы Ивана Крылова. Большинство специалистов считают, что власти не простили ему «Почту духов». Поэт перебрался в Москву в 1794 году. Через год его попросили покинуть вторую столицу империи: в Петербурге Крылову также запретили появляться. Имя поэта полностью исчезло из газет и журналов.

В 1797 году Крылов стал секретарем генерала С. Голицына, который через некоторое время впал в немилость. Генерал добровольно отправился в ссылку, Крылов поехал с ним. Иван Андреевич учил генеральских детей, всячески помогал Голицыным.

После того, как к власти пришел Александр Первый, Голицын был прощен и назначен на должность генерал-губернатора Лифляндии. Крылов стал главой губернаторской канцелярии. В это время писатель переживает сильнейший духовный перелом: он перестает верить в то, что литература способна изменить человека к лучшему. В ссылке Крылов написал лишь несколько стихотворений и небольших рассказов.

Возвращение в Москву

В начале нового века Крылов перебрался в Москву. Духовный кризис преодолен, и Иван Андреевич снова приступает к сочинительству. В это время им написана комедия «Подщипа, или Триумф», пародирующая «штиль» высокой трагедии. Триумф олицетворяет западные ценности, Подщипа – патриархальную Россию. Крылову не близок ни один из этих укладов жизни. Цензура пьесу запретила, но в списках «Подщипа» разошлась по всей стране.

В незаконченной пьесе «Лентяй» Крылов заявил о своем нежелании принимать участие в общественной жизни государства.

В 1802 в Петербурге была поставлена пьеса Крылова «Пирог», в 1807-ом – комедия «Модная лавка». Постановки пользовались большим успехом и долгое время не выходили из театрального репертуара.

Басни

В 1805 году Крылов передал другу-журналисту басни и . Произведения были опубликованы. К этому времени Крылов перебрался из Москвы в Петербург, где познакомился со своим будущим покровителем Олениным. Оленин, трудившийся в должности директора Публичной библиотеки, назначил Крылова библиотекарем: пост подразумевал получение служебного жилья.

1809-ой год стал знаковым для Ивана Андреевича: публике был представлен первый сборник басен.

Образы Крылов часто черпал у своих знаменитых предшественников, но делал их более реалистичными. Специалисты считают Ивана Андреевича реформатором жанра и оригинальным художником. В баснях Крылова читатель не найдет простого морализаторства, автор заставляет его размышлять, находить ответы на поставленные вопросы. Использование баснописцем народного языка сделало возможным переход афоризмов из его произведений в живую речь. Большинство афоризмов Крылова стали неотъемлемой частью русского языка - поговорками.

Иван Андреевич уделял большое внимание общественно-политическим событиям, происходящим в стране. На неудачи Государственного Совета баснописец откликнулся баснями и , вошедшими в золотой фонд мировой литературы. Событиям войны 12-го года Крылов посвятил целую серию басен, в том числе, . В 1815 году была создана басня , посвященная разногласиям в антинаполеоновской коалиции.

Декабрист Бестужев заявил, что идеи Крылова во многом оказались схожими с идеями революционного движения. Пушкин и Жуковский отмечали оригинальность басен Ивана Андреевича и их народную природу. Великий критик Белинский считал Крылова острым сатириком.

В 1809 году журнал "Вестник Европы" разместил на своих страницах большую статью поэта В. Жуковского, в которой он подробно разобрал творчество Крылова. Жуковский посетовал на то, что баснописец использует в своем творчестве грубые народные выражения. Пушкин в ответ заявил, что именно «простецкий» язык делает басни Крылова уникальными. По мнению великого русского поэта, Крылов реформировал отечественную поэзию.

Произведения Ивана Андреевича быстро ушли в народ и стали известны за границей. В Париже был издан двухтомник басен Крылова, затем книги появились и в переводе на итальянский язык. Сейчас басни читают жители всех стран мира.

Дедушка русской словесности

Постепенно Крылова стали воспринимать, как литературного корифея, «дедушку» отечественной поэзии. Писатель не участвовал в общественной жизни страны, рассказывал в прессе о своей лени и увлечении карточной игрой. В 1820-е про Крылова начали рассказывать анекдоты – он стал персонажем сродни Кутузову.

Иван Андреевич неустанно совершенствовал свое образование, на пороге глубокой старости он изучил древнегреческий язык. Именно Крылов стал последним человеком, простившимся с А. С. Пушкиным после роковой дуэли. Для баснописца уход Пушкина стал жестоким ударом.

Царский двор признал Крылова еще в 1812 году. Баснописцу назначили пенсию, наградили правительственным орденом. Чин статского советника поэт получил вопреки действовавшему запрету на присвоение государственных должностей лицам, не закончившим университет.

В 1838 году страна широко отметила 70-летний юбилей великого баснописца. 21 ноября 1844 года в доме своей приемной дочери в Петербурге «дедушка» русской литературы скончался. В 1855 году в Северной Пальмире на собранные народом деньги Крылову поставили памятник работы К. Клода.

Иван Андреевич Крылов. Родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве - умер 9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге. Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.

Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у , и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750-1788) после смерти мужа осталась вдовой.

Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылова на руках никаких дел не имелось».

В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г. По возвращении, несмотря долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступил на службу в петербургскую казённую палату.

В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперное либретто «Кофейница»; сюжет он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнёс свою книгу Брейткопфу, который дал за неё автору книги на 60 рублей (Расина, Мольера и Буало), но не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным. При сличении автографа Крылова с печатным изданием оказывается, однако, что последнее не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издателя и явных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещё не совсем отделал своё либретто, стихи «Кофейницы» едва ли могут назваться неуклюжими, а попытка показать, что новомодность (предмет сатиры Крылова - не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова) и «свободные» воззрения на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в «Бригадире», не исключают жестокости, свойственной Скотининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают либретто 16 летнего поэта, несмотря на невыдержанность характеров, явлением для того времени замечательным. «Кофейница» задумана, вероятно, ещё в провинции, близко к тому быту, который она изображает.

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась) и отнёс её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время либретто комической оперы «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей», о последней Лобанов, друг и биограф Крылова, говорит: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, её нашёл». Действительно, в ней, как и в «Бешеной семье», кроме живости диалога и нескольких народных «словечек», нет никаких достоинств. Любопытна только плодовитость молодого драматурга, который вошёл в близкие сношения с театральным комитетом, получил даровой билет, поручение перевести с либретто французской оперы «L’Infante de Zamora» и надежду, что «Бешеная семья» пойдёт на театре, так как к ней уже была заказана музыка.

В казённой палате Крылов получал тогда 80-90 рублей в год, но положением своим не был доволен и перешёл в Кабинет Её Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери, и на руках его остался малолетний брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 1787-1788 гг. Крылов написал комедию «Проказники», где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П. М. Карабанова. Хотя и в «Проказниках», вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

В 1789 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Сатира «Почты духов» и по идеям, и по степени глубины и рельефности служит прямым продолжением журналов начала 70-х годов (только хлёсткие нападки Крылова на Рифмокрада и Таратору и на дирекцию театров вносят новый личный элемент), но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперёд. По словам Я. К. Грота, «Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником».

«Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей, и императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.

В 1791-96 гг. Крылов жил в доме И. И. Бецкого на Миллионной улице, 1. В 1790 г. он написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но всё же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с очень широкой программой, но всё же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» - «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»).

По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова и как зреет его художественный талант. В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с «Московским журналом» Карамзина. Главным сотрудником Крылова был А. И. Клушин. «Зритель», имея уже 170 подписчиков, в 1793 г. превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий», издаваемый Крыловым и А. И. Клушиным. Так как в это время «Московский журнал» Карамзина прекратил своё существование, редакторы «Меркурия» мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер.

В «Меркурии» помещены всего две сатирические пьесы Крылова - «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей»; последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом, то есть человеком, который несёт ермолафию, или чепуху, подразумевается, как заметил Я. К. Грот, преимущественно Карамзин) служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Этот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом): очевидно, годы его журнальной деятельности были для него учебными годами, и эта поздняя наука внесла разлад в его вкусы, послуживший, вероятно, причиной временного прекращения его литературной деятельности. Чаще всего Крылов фигурирует в «Меркурии», как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина, причём он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновения и чувства (особенно в этом отношении характерно «Письмо о пользе желаний», оставшееся впрочем, не напечатанным). «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха.

В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга; чем он был занят в 1794-1796 гг., известно мало. В 1797 году он встретился в Москве с князем С. Ф. Голицыным и уехал к нему в имение Зубриловка, в качестве учителя детей, секретаря и т. п., во всяком случае не в роли дармоеда-приживальщика. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием (он хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и т. д.), и хотя по-прежнему был слаб в орфографии, оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности (см. «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля). Для домашнего спектакля в доме Голицына он написал шуто-трагедию «Трумф» или «Подщипа» (напечатанную сперва за границей в 1859 году, потом в «Русской старине», 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишённую соли и жизненности пародию на классическую драму, и через неё навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слёзы зрителей. Меланхолия от сельской жизни была такой, что однажды приезжие дамы его застали у пруда совершенно голым, заросшим бородой и с нестриженными ногтями.

В 1801 году князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. В том же или в следующем году он написал пьесу «Пирог» (напеч. в VI т. «Сбор. Акд. Наук»; представлена в 1 раз в Петербурге в 1802 г.), лёгкую комедию интриги, в которой, в лице Ужимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. Несмотря на дружеские отношения со своим начальником, Крылов 26 сентября 1803 г. вновь вышел в отставку. Что делал он следующие 2 года, мы не знаем; рассказывают, что он вёл большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по ярмаркам и пр. За игру в карты ему одно время было запрещено появляться в обеих столицах.

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод (с французского языка) двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Крылов всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и «пословицы» были в то время в моде. Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно склонный к насмешке и пессимизму, Крылов, действительно, был как бы создан для басни, но всё же не сразу остановился он на этой форме творчества: в 1806 г. он напечатал только 3 басни, а в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: это «Модная лавка» (окончательно обработана ещё в 1806 г. и в первый раз представлена в Петербурге 27 июля) и «Урок дочкам» (сюжет последней свободно заимствован из «Précieuses ridicules» Мольера; представлена в первый раз в Петербурге 18 июня 1807 года). Объект сатиры в обеих один и тот же, в 1807 г. вполне современный - страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости; по живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперёд, но характеров нет по-прежнему.

Третья пьеса Крылова: «Илья Богатырь, волшебная опера» написана по заказу А. Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз 31 декабря 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань юному романтизму, принесённая таким крайне неромантическим умом.

Неизвестно, к какому времени относится неоконченная (в ней всего полтора действия, и герой ещё не появлялся на сцену) комедия Крылова в стихах: «Лентяй» (напеч. в VI т. «Сборника Акад. Наук»); но она любопытна, как попытка создать комедию характера и в то же время слить её с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в условиях жизни русского дворянства той и позднейшей эпохи.

Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу изд. 1809 г., ещё сравнивает его с И. И. Дмитриевым, не всегда к его выгоде, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена, как «искусного переводчика» царя баснописцев. Крылов и не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он., действительно, «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ»; на этих переводах Крылова, так сказать, набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с длинным рядом совершенно самостоятельных (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3) и часто поразительно смелых пьес, каковы «Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей» и пр. Вся лучшая часть читающей публики тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант; собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки Каченовского («Вестн. Европы» 1812 г., № 4) гораздо более повредили критику, чем поэту. В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр. «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она имеет в виду не Венский конгресс, за полгода до открытия которого она написана, а выражает недовольство русского общества действиями союзников ). В 1814 году Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Феодоровны. По вычислению Галахова, на последние 25 лет деятельности Крылова падает только 68 басен, тогда как на первые двенадцать - 140.

В 1810 г. он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, под начальство своего прежнего начальника и покровителя А. Н. Оленина; тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии (28 марта 1820 г.), «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а ещё позднее (26 февраля 1834 г.) увеличивается вчетверо, при чём он возвышается в чинах и в должности (с 23 марта 1816 г. он назначен библиотекарем); при выходе в отставку (1 марта 1841 г.) ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке, так что всего он получает 11700 руб. асс. в год.

Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания. 16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 года получил от неё золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком (по преданию, император Николай I согласился на преобразования с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»). 2 февраля 1838 года в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше так называемого Пушкинского праздника в Москве.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Отношение русского народа к великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844) всегда было чрезвычайно тёплым. Именовали его «Дедушкой Крыловым», подчёркивая тем самым уважение и любовь к этому незаурядному человеку. Н. В. Гоголь назвал крыловские басни «Книгой народной мудрости». Но великий баснописец создал не только басни; он проявил свой талант в самых разных литературных жанрах. Смелый сатирик, тонкий лирический поэт, остроумный автор весёлых комедий. Таким был Крылов в конце XVIII века.

Этот период творческой деятельности подготовил писателя к поприщу баснописца, которое принесло ему заслуженную славу. В то же время 80-90 годы XVIII столетия можно рассматривать как самостоятельный этап в творческом формировании Ивана Андреевича. Он, как писатель, занял достойное место в литературной жизни тех лет, а его ранние произведения являются образцом хлёсткой сатиры и по сей день вызывают живой интерес у читателей.

Биография И. А. Крылова

Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля 1769 года в Москве в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов долгое время служил рядовым солдатом, затем ротным писарем и, в конце концов, дослужился до сержанта. Отличился во время подавления восстания Пугачёва и ушёл в отставку в 1774 году в чине капитана.

После отставки получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. Так маленький Крылов оказался в Твери. Воспитывался он матерью. Та была, по словам самого баснописца, простой женщиной без образования, но умной от природы. В 10-летнем возрасте у мальчика умер отец, и семья осталась без всяких средств к существованию.

Мать мальчика, став вдовой, хлопотала о пенсии, обращалась с прошением на высочайшее имя, умоляла снизойти к её бедности, учесть долгую и беспорочную службу мужа. Но в пенсии было отказано, и мать Крылова стала добывать деньги на хлеб насущный услугами в богатых домах и чтением псалтыря по покойникам.

Самого юного Крылова определили подканцеляристом в тот же губернский магистрат, где при жизни служил его отец. Но зимой 1782 года мать с сыном перебрались в Санкт-Петербург. Там Крылова взяли в канцелярию в Петербургскую казённую палату. Этим семья была обязана заслугам почившего отца. Хотя вдове и было отказано в пенсии, но государство проявило участие, и сыну заслуженного капитана дали более-менее достойную работу.

Творчество в молодые годы

В столице Крылов увлёкся театром. Вначале просто ходил на спектакли в качестве зрителя, а затем решил попробовать себя в драматургии. В 14 лет он написал комическую оперу в стихах «Кофейница». Затем написал трагедии из древнегреческой жизни: «Филомела» и «Клеопатра». В 1786-1788 годах юноша написал ряд комедий и познакомился с такими видными актёрами как Дмитриевский, Рыкалов, Плавильщиков. Но творения Крылова не были поставлены на сцене.

Разочаровавшись в возможности увидеть свои пьесы на сцене, Крылов порвал с театром и решил заняться журналистской деятельностью. В 1788 году он начал сотрудничать с журналом «Утренние часы», которым руководил И. Г, Рахманинов. Род деятельности будущего баснописца на новом поприще был самым разнообразным. Он проявил себя и как поэт, и как сатирик, и как журналист. В журнале «Утренние часы» были опубликованы и первые басни: «Стыдливый игрок», «Павлин и соловей» и ряд других.

Рахманинов, под началом которого работал Крылов, был близок к радикально настроенной интеллигенции, группировавшейся вокруг Радищева. И это сказалось на деятельности Ивана Андреевича. В январе 1789 года он начал издавать журнал «Почта духов», главной целью которого стало обличение дворянского общества того времени.

Крылов, таким образом, выступил как продолжатель традиций Радищева, Новикова, Фонвизина. «Почта духов» стала журналом одного автора. В ней отображалась переписка выдуманных «духов» с таким же выдуманным «арабским философом Маликульмульком». Такая сатира позволяла довольно прозрачно говорить о недостатках существующего строя.

Но журнал просуществовал лишь до августа 1789 года. Великая Французская революция привела к усилению реакции в России. Это сделало невозможным дальнейшее издание «Почты духов». Однако Крылов на паях с актёром Дмитриевым, драматургом Плавильщиковым, молодым литератором Клушиным организовал издание нового журнала «Зритель». Он начал печататься в 1782 году.

В «Зрителе» Иван Андреевич напечатал такие свои произведения как «Каиб», «Ночи», «Похвальная речь в память моего дедушки». И эти творения, вышедшие из-под пера будущего баснописца, во многом продолжили и углубили сатирические мотивы «Почты духов».

В 1796 году умерла Екатерина II, но жёсткий курс правительства в отношении литературы не изменился. Новый император Павел I усилил гонения на проявление свободной мысли. Он приказал закрыть частные типографии установил жёсткую цензуру над печатью.

Осенью 1797 года Иван Андреевич Крылов поселился в селе Казацком Киевской губернии. Это было имение князя С. Ф. Голицына, попавшего в немилость к Павлу I. Настроение у будущего баснописца было чрезвычайно оппозиционное. Об этом свидетельствовала шутовская комедия «Подщипа», написанная в Казацком. Представляла она собой злую пародию на существующие в стране порядки. Опубликована была впервые лишь в 1871 году.

Пребывание Ивана Андреевича в Казацком закончилось со смертью императора Павла I. Осенью 1801 года С. Ф. Голицына назначили генерал-губернатором в Ригу. Крылов поехал вместе со своим патроном в качестве секретаря. А в 1802 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание «Почты духов» и была поставлена комедия «Пирог».

Творчество в зрелые годы

Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Ивана Андреевича, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года начинающий баснописец приехал в Санкт-Петербург. В этом городе он прожил все последующие годы.

Его жизнь вошла в однообразное и мирное русло. Он принимает активное участие в столичной литературной жизни, становится членом литературных и научных сообществ. Близко знакомится с известнейшими писателями того времени. Живёт по соседству с переводчиком «Илиады» Н. И. Гнедичем и является сотрудником Публичной библиотеки.

Крылов сближается с президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В доме Олениных в те годы собирались известные учёные, писатели, художники. Бывали Шаховский, Озеров, Гнедич, Батюшков, позже Пушкин и многие другие популярные люди. В дом сразу же попадали все литературные новости, вновь появившиеся стихотворения, информация об интересных книгах, самобытных картинах.

С приходом к власти Александра I в стране набрали силу либеральные веяния. В результате этого Иван Андреевич Крылов вновь вернулся к литературной деятельности. Наряду с баснями, которые стали основным видом его деятельности, в 1806-1807 годах были написаны такие комедии как «Модная лавка», «Урок дочкам», «Илья-Богатырь». Они имели успех у зрителей и были проникнуты любовью и уважением к русской национальной культуре.

В них жизненно правдиво, весело, метко было показано невежественное провинциальное дворянство. Оно благоговело перед всем иноземным, и в результате своего легковерия позволяло иностранным проходимцам себя обирать и дурачить. Но народную славу Крылову принесли не комедии, а басни.

В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича. И с тех пор в течение четверти века всю свою энергию он отдавал написанию басен. В 1811 году его избрали членом «Беседы любителей русского слова», объединившей писателей старшего поколения. В это время Крылов уже не был похож на того дерзкого бунтаря, который осмеливался задевать стрелами сатиры саму императрицу.

Он становится степенным, неторопливым, замыкается в себе, а окружающие начинают считать его чудаковатым. Да и как не считать, если Иван Андреевич Крылов мог теперь часами сидеть у окна в своей комнате с трубкой в зубах, раздумывая о течение человеческой жизни. О его рассеянности и лени стали ходить легенды. Говорили, что он как-то явился во дворец в мундире, пуговицы на котором были замотаны портным в бумажки. А Пушкин, близко знавший Крылова, писал о нём в то время как о ленивом чудаке.

Однако друг Пушкина П. А. Вяземский вовсе не считал Ивана Андреевича чудаком. Он прозорливо написал: «Крылов вовсе не был рассеянным и простосердечным Лафонтеном, каковым все его долго считали. Во всём и всегда он был чрезвычайно умён. Его призванием были басни. В них он мог многое говорить, не притворяясь, и под личиной животных касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых у него не хватало духу прямо доходить».

И. В. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в молодости, так описал его облик: «Крылова я видел всего один раз на вечере у одного петербургского литератора. Он просидел более 3-х часов неподвижно между двумя окнами и за это время ни слова не молвил. Одет он был в просторный поношенный фрак, белый шейный платок, сапоги с кисточками облекали его тучные ноги. Он опирался руками на колени и ни разу не повернул голову. Только глаза двигались под нависшими бровями. Нельзя было понять: слушает ли он или просто так сидит».

Таков был Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. В молодости он зарекомендовал себя бунтарём, дерзко нападавшим на власть придержавших, а в зрелые годы притаился, напустив на себя образ ленивого чудака. Правду об окружающем мире он стал выражать через басни, умело пряча свои подлинные мысли и чувства.

В конце жизненного пути

В 1838 году состоялось торжественное чествование Крылова по случаю 50-летия его литературной деятельности. На этой встрече В. Жуковский охарактеризовал басни Ивана Андреевича как поэтические уроки мудрости, которые дойдут до потомства и никогда не потеряют своей силы и свежести. А причина этого заключается в том, что они обратились в народные пословицы, а те всегда живут с народом.

Великий баснописец около 30 лет проработал в Публичной библиотеке. В отставку он вышел в марте 1841 года на 72-м году жизни. Поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Последней работой писателя стала подготовка к печати в 1843 году полного собрания его басен. Умер Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года в возрасте 75 лет.

Причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких. Похороны прошли чрезвычайно пышно при большом стечении народа. Великий баснописец написал в общей сложности 236 басен, которые вошли в 9 прижизненных сборников. Издавались они с 1809 по 1843 годы. Многие выражения из басен стали крылатыми.

Он был также переводчиком, Статским Советником, членом Российской Академии, издавал многие журналы, писал как комедии, так и трагедии. Во всех его произведениях обличаются не только человеческие, но и общественные пороки, все они отличаются метким и ярким языком, сатирической остротой.

Биография Крылова: детство, образование

13 февраля 1769 года - это день, когда в Москве, в семье армейского офицера, родился будущий баснописец. Во время Пугачевского бунта его отец оборонял где и прошло раннее детство Крылова. Воспитанием сына занималась его мама - Мария Алексеевна. Когда мальчику было 9 лет, отец умер, а семье пришлось очень тяжело. Иван из милости брал уроки у преподавателей семьи Львовых, позже поступил на службу в Калязинский земский суд, потом в Тверской магистрат. В 1782 году Крылов переехал в Петербург, а с 1783 начал служить в Казенной палате. В свободное время он учил иностранные языки, теорию музыки, математику, имел честь познакомиться с некоторыми знатоками искусства и литераторами того времени.

Биография Крылова: первый опыт

Крылов начал свой литературный путь в качестве драматурга (опера «Кофейница», трагедия «Филомена», комедия «Сочинитель в прихожей» и проч., 1786-1788). Иван Андреевич тесно общался с актером Дмитревским, драматургом Плавильщиковым. В конце 1780-х он в своей комедии «Проказники» осмеял известного драматурга и его жену, за что его отлучили от театра и государственной службы. Баснописец Крылов, биография которого полна неожиданных поворотов, начал работать журналистом, издавать журнал «Почта духов». В 1791 году Иван Андреевич основал компанию, которая выпускала журнал «Зритель». Однако вскоре издание журналов запретили из-за неоднозначных сатирических и морализаторских высказываний.

Биография Крылова: опала

В 1794 Крылов уезжает жить в Москву, в 1797 он становится личным секретарем у генерала Голицына, который вскоре попадает в опалу, а Крылов по собственному желанию едет с ним в ссылку и обучает грамоте его детей. В это время (1801-1803) Иван Андреевич занимается стихотворным пересказом псалмов.

Биография Крылова: написание басен

Первая книга с баснями увидела свет в 1809 году. Всего Крылов написал более 200 сатирических произведений, а в 1843 году было выпущено самое полное издание - сборник из девяти книг. Во многих баснях высмеиваются трусость, жестокость, корысть, каждое произведение имеет мораль и заключенный в него нравственный смысл. Некоторые произведения описывают события политической и общественной жизни России («Ворона и курица», «Собачья дружба» и др.) Декабрист Бестужев отмечал пафос Пушкин и Жуковский говорили о и природной оригинальности басен. Однако даже сегодня эти произведения очень популярны, а некоторые цитаты из них и вовсе служат руководством к действию или осмеивают определенные поступки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса