Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как сделать дневник чтения. Ведем читательский дневник

Вот и наступили долгожданные летние каникулы, отложены в сторону портфели и учебники. Но, не смотря на каникулы, все школьники получили список книг, которые необходимо прочитать за лето. Многие учителя так же просят вести читательский дневник.

Предлагаем вашему вниманию нашу версию читательского дневника. Мы постарались оформить его так, чтобы он не только принёс пользу, но и заинтересовал вас. Читательский дневник не просто тетрадь, которую нужно заполнить, а потом забыть. Это не заменимый помощник! Он не только научит определять жанр произведения и главных героев, но и поможет научиться находить главную тему произведения, научиться кратко и чётко выражать свои мысли, пополнит словарный запас. Кроме этого вы уже не забудете свои впечатления от прочтённого произведения, не забудете автора. Ваш заполненный читательский дневник поможет вам и при написании сочинений.

Для ведения дневника вам понадобится папка-скоросшиватель с файлами, формат папки А4. В архиве вы найдёте следующие листы:


Данный материал предназначен исключительно для личного использования. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ публиковать его в других интернет-изданиях.

Подготовила Власова Наталья

Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.

Предыстория

Неудивительно, но я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжёлых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» - все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.

Но время прошло, и содержание книг потихоньку стёрлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остаётся слишком мало: я осознаю это через месяц-два.

Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! Что делать: читать заново?

Что делать

Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли - нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.


Автор фото: Анна. Источник @books.cards

Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла дневник для школьников - «Читательский дневник» Марты Райцес . В нём 4 графы: книга, автор, переводчик, цитаты и мои мысли. Есть странички с фактами из книги. Поля, где можно нарисовать интеллект-карту, написать фанфик или рецензию. Добавить рецепт, который вы прочитали в произведении. И даже составить по мотивам книги кроссворд.


Автор фото: Анна. Источник @annakrolly

Меня даже не беспокоило, что дневник детский. Ведь тех, кто решил читать и разбирать книги по кирпичикам, это не остановит. Но ждать, пока он придёт, не хотелось, и я оставила вариант на заметку.

Мой вариант дневника

Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:

  • название,
  • автор,
  • год издания,
  • главные герои,
  • действие происходит,
  • что случилось,
  • про что книга на самом деле,
  • цитаты.

Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз «Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу» или «Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трёх ночи». Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как


Правила чтения

4. Не ищите всегда «основную мысль».

Этот совет относится к художественной литературе. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга - это мир, в который нас зовёт писатель.

Не забывайте наслаждаться его красками - стилистическими приёмами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.

Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет: «Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно - чаще всего быстро, - и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами - и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».

5. Рисуйте сюжет.

Мой читательский дневник не ограничен текстом. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: я рисую обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи - это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.


Автор фото: Источник @infopres18

В чём польза

Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Пока я делаю это «по старинке» - от руки, в тетрадке, заполняя каждую клеточку своим неидеальным почерком. Подумываю перейти на электронную версию: сделать большой гуглдок. Или адаптировать творческий блокнот: один из них как раз скоро придёт ко мне.

У дневника несколько важных плюсов.

  • Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встаёт на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всём, что тебя волновало.
  • Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле - психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны - руководство для выживания в творческой профессии.
  • Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.

Мой дневник потихоньку пополняется

Представляю вашему вниманию дидактичесие материалы для учителей 1-4 классов, которые включают творческие, увлекательные задания для уроков внеклассного чтения. В данном пособии имеются памятки, анкеты, интересные виды заданий, с которыми удобно и интересно работать детям в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Образец читательского дневника»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

включают творческие, увлекательные задания для внеклассного чтения

Читательский дневник

1 – 4 класс

Составитель:

учитель начальных классов

Мачулина Н.В.

Мой читательский паспорт

Место для твоей фотографии

Анкета «Я – читатель»

Почему я читаю? ______________________________

Как я читаю? __________________________________

Мое любимое место для чтения: ___________________________________________________________

Мое любимое время для чтения: ___________________________________________________________

Я обсуждаю книги с ______

Мои любимые книги: ____________________________________________________________________

Библиотека, в которую я хожу ____________________________________________________________

Как работать с книгой:

    Не берите книги грязными руками.

    Читайте, сидя за удобным столом.

    Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

    Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

    Следите, чтобы освещение было с левой стороны.

    Не читайте на ходу и при движении транспорта.

    Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

    Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

    Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

    Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

Памятка к работе над басней:

    Прочитайте басню.

    Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    Что осуждается в басне?

    Что должен понять из этой басни читатель?

    Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением:

    Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

    Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению

    Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

    Что вам понравилось в стихотворении?

    Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка к работе над статьей:

    О ком или о чем эта статья?

    Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Составьте план.

    Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.

    Что нового вы узнали из прочитанного?

    Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом:

    Как называется рассказ? Кто его написал?

    Когда происходит действие, которое в нем описывается?

    Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

    Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    О чем вы думали, читая рассказ?

    Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

Составление плана:

    Разделите рассказ на части.

    Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

    Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

    Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Памятка пересказа текста:

    Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

    Наметьте его основные смысловые части (картины).

    Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

    Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

    Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Анкета для родителей

Анкета для родителей

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Сколько времени в день он проводит за книгой?

Какие книги он предпочитает?

Какие книги он предпочитает?

Как вы поощряете его читательские устремления?

Дарите ли вы ребенку книги?

Дарите ли вы ребенку книги?

Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанное?

Вы читаете книги вслух вместе с ребенком?

Считаете ли вы себя активным читателем?

Являетесь ли вы для своего ребенка примером для подражания в чтении книг?

___________________________________________

___________________________________________

О чем эта книга ____________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

________________________________________________________________

Чему учит эта книга

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Иллюстрация


Дата начала чтения книги

Название __________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Чему учит эта книга _________________________

___________________________________________

___________________________________________

Главные герои _____________________________

___________________________________________

___________________________________________

________________________________________________________________

Что тебе понравилось больше всего? __________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Иллюстрация


ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

20__ - 20__ учебный год

Количество слов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель


ЗАДАНИЕ «САКВОЯЖ ГЕРОЯ»

Нарисуй предметы, которые могли бы находиться в саквояже одного из героев этого произведения. Не забудь указать имя героя.

Произведение: _______________________________________________

Герой: ______________________________________________________



Во время каникул школьникам приходится много работать с книгами. Заданные произведения необходимо не только прочитать, но и запомнить главные нюансы, героев, события, выписать цитаты, чтобы применить их в сочинениях. Для таких целей целесообразно завести читательский дневник.

Как оформить читательский дневник?

В магазинах продаются уже готовые читательские дневники, где по порядку надо заполнить пункты: название книги, автор, дата чтения, главные герои, краткий сюжет, что понравилось в книге, незнакомые слова и т.д. Чтобы сэкономить, можно из обычной тетради или блокнота сделать читательский дневник. В интернете существуют уже готовые шаблоны читательского дневника для распечатки. Некоторым ученикам нравится вести читательский дневник в электронном виде.

Начало читательского дневника

В самом начале вашей тетради выпишите полный список книг, которые вам следует прочитать за каникулы. После прочтения каждого произведения, поставьте галочку напротив или оценку. Так вы в конце сможете составить собственный рейтинг книг. Учительница наверняка поинтересуется, какая книга вам понравилась больше всего и почему. Так вы не растеряетесь и будете готовы дать четкий и структурированный ответ.


Зарисовки в читательском дневнике

Некоторым детям легче запоминать информацию через рисунки. Не ограничивайте себя только текстом. Сделайте небольшие зарисовки наиболее понравившихся моментов в книге. Можно нарисовать героев книги, какими вы их видите.


Сравнение книг в читательском дневнике

Для “продвинутых” читателей можно в отдельной колонке записать, какую другую книгу вам напомнило прочитанное произведение, и провести свое маленькое расследование. Это расширяет кругозор, развивает логику и способствует лучшему усвоению материала.


Цитаты в читательском дневнике

Особое внимание уделите цитатам из книги. Выпишите их отдельно. Подчеркните или выделите красным цветом те цитаты, которые на ваш взгляд самые “сильные” в произведении. Цитаты также можно украсить рисунками, набросками или вырезками из журналов. Проявите немного фантазии.


Существует ли читательский дневник для взрослых?

В глубине души все мы дети. Поэтому при огромном желании любой взрослый, любящий читать, может завести себе читательский дневник. Невозможно удержать в голове все произведения, прочитанные за год. Поэтому читательский дневник может завести любой взрослый лично для себя.


Читательский дневник – это очень полезная вещь как для детей, так и для взрослых. Он помогает быстро вспомнить сюжет книги. Некоторые школьники, вдохновившись ведением такого дневника, начинают вести свой блог в интернете, где делятся со всем миром своими впечатлениями о различных произведениях. Кто-то использует цитаты из читательского дневника для создания открыток, картин, написания личных писем и пожеланий.

Начиная уже с первого класса, детям задают определённый список книг, который они должны прочитать до начала нового учебного года. Записи в дневнике помогут школьнику вспомнить содержание книги. В читательском дневнике содержится вся информация о заданных для прочтения книгах. Подготовить такой дневник нетрудно, главное приложить немного старания.

Шаг 1. Титульный лист дневника

В самом начале нужно определиться со способом оформления читательского дневника. За основу можно взять обычную тетрадку в клетку. На титульной странице размещаем надпись: «Читательский дневник», указываем имя, фамилию автора и класс. Ребёнок может оформить обложку по своему вкусу.

Шаг 2. Список прочитанных книг

На следующей странице подготавливается содержание читательского дневника. В нём будут перечислены все книги, которые ребёнок прочитал за лето. Для максимального комфорта можно пронумеровать страницы.

Шаг 3. Порядок оформления информации о прочитанных книгах в читательском дневнике

При заполнении информации о прочитанной книге следует придерживаться определённого порядка:

Все пункты заполняем аккуратным и красивым почерком. У вас получится лучший читательский дневник в классе!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса