Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как научить ребенка говорить букву «Л» и причины неудач. Советы, как научиться выговаривать букву «Л» в домашних условиях Ребенок 4 года не выговаривает букву л

Ребенок не выговаривает букву «Л» - что делать? Обратиться к логопеду или исправить дефект самостоятельно? Что предпринять родителям? Давайте вместе это выясним.

Выбор метода, по которому можно обучить ребенка правильно и связно говорить, основывается на его возрасте. Дети дошкольного возраста легче усваивают тот материал, который преподносится в игровой форме. Подобный метод в большинстве случаев эффективен и результативен.

Отработка навыков правильного произношения «Л» похожа на аналогичное действие в случае со звуком «Р». Наша речь основывается на выдохе. Желательно уметь правильно дышать.

Как научиться выговаривать букву л - это вопрос, который актуален как для детей, так и для взрослых, которые в свое время не избавились от дефекта. Сегодня существуют определенные упражнения, направленные на постановку правильной речи. Родители, которые желают помочь своему ребенку, не прибегая к помощи врача, могут попробовать разные варианты. Чтобы научить его правильно дышать, они могут вместе с малышом надувать воздушные шары, перегонять с место на место легкие предметы, например, ватные шары, перья.

В процессе всех вышеперечисленных манипуляций ребенок не должен надувать щеки.

Решив заняться постановкой твердого звука л или мягкого, родителям в первую очередь необходимо выяснить, как именно будут проходить занятия. Дети младшего возраста не всегда могут понять, в чем заключается смысл артикуляционных упражнений. В данном случае атмосфера игры играет важную роль. Начинать нужно с малого, постепенно увеличивая темпы.

Считается, что научить ребенка произносить букву «Л» достаточно просто. Изначально родителям следует познакомить малыша со всеми органами, которые участвуют в артикуляционном процессе. Нужно доступно объяснить, что делают зубы, рот, щеки.

Так как научить ребенка правильно говорить букву л? Существуют определенные упражнения - артикуляционная гимнастика, которые направлены на развитие и улучшение подвижности речевых органов. При их демонстрации лучше, если родители с ребенком сядут напротив зеркала или друг друга. Таким образом, малыш сможет визуально воспринимать и запоминать занятия.

Несложные и эффективные упражнения. Как поставить ребенку твердую л в игровой форме?

  1. «Лошадка». Следует улыбнуться, приоткрыть рот и показать зубы. Как лошадь, цокаем языком, постепенно увеличивая скорость, при этом, нижняя челюсть неподвижна.
  2. «Ветерок». Улыбаемся приоткрытым ртом. Передними зубами прикусываем кончик языка и дуем (ко рту малыша можно поднести перо или кусок ваты - ему будет интереснее повторять).
  3. «Варенье». Языком делаем круговые движения, облизывая губы сверху вниз (выполняем одну минуту).
  4. «Гул парохода». С приоткрытым ртом долго произносим «ы». В этом случае кончик языка опускаем, а его спинку поднимаем к небу.
Родителям желательно часто заниматься с ребенком лепкой, рисованием, создавать аппликации, которые стимулируют нервные окончания на кистях, что поможет в становлении речи.

Даже при добросовестном выполнении всех упражнений иногда родителям не удается самостоятельно научить малыша правильно говорить. Тогда возникает вопрос, как поставить ребенку звук л? Требуется помощь специалиста. Ситуации, которые требуют обращения к логопеду:

  • в семье русский язык не родной, а родители разговаривают с акцентом, что усложняет постановку звуков;
  • кто-то из родителей имеет плохую дикцию;
  • при долгих и упорных занятиях отсутствует эффект.

Научить ребенка произносить звук «Л» несложно, если процесс будет нести положительную атмосферу. Получая удовольствие от уроков, ребенок быстро освоит новую букву. Кроме упражнений родители могут использовать скороговорки, которые позволят ускорить обучение.

Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

Упражнения для губ:

Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


Затем необходимо чередовать упражнения парами:

Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

Постановка звука «Л»

Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

— 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

— 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

— 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

— 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

— 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.

Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду – специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Варианты произношения искаженного звука «л»

Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет – малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву «л» (лопата – опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
  • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко – мойоко, ложка – йошка);
  • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.



Чтобы ребенок мог понять, где он допускает ошибку, необходимо посадить его перед зеркалом и отработать правильную постановку языка и губ

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых “л” соседствует с разными гласными.



Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: ). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Многие родители замечают, что крохе не удается произнести звук «Л», он его «проглатывает» или произносит вместо него иные звуки («У», «Й»). Как научить ребенка выговаривать букву «Л» правильно? Для исправления речи, прежде всего, надо определить причину и источник ошибок.

Основные ошибки в выговаривании буквы «Л» и их причины

  • Вместо «Л» ребенок произносит «Й». Причина данной ошибки заключается в том, что ребенок неверно располагает язык. При правильном выговаривании буквы «Л» язык должен подняться вверх и коснуться неба. Чтобы скорректировать речь, нужно научить малыша прижимать конец языка к небу и верхним резцам, при этом задняя часть языка должна подниматься, а передняя − опускаться.
  • Вместо «Л» ребенок говорит «У». В этом случае проблема заключается в ошибочном положении губ. Предложите ребенку широко улыбнуться, показав зубки, и произнести «ЛА» так, чтобы губы остались неподвижными.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Ы». Это происходит потому, что при выговаривании буквы «Л» конец языка опускается, а задняя часть, наоборот, поднимается. Коррекция проводится так же, как и в случае со звуком «Й».
  • Вместо «Л» ребенок говорит «В». Язык при этом остается совершенно неподвижным, а основную роль в звукообразовании играет нижняя губа. Исправить эту ошибку можно, научив малыша опускать нижнюю губу, касаясь языком верхних резцов, а затем приводить губу в исходное положение.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Г». Причиной этой ошибки является то, что в звукообразовании не участвует кончик языка. Малыша нужно научить касаться языком верхней части резцов.

Логопедические развивающие игры на тренировку звука «Л»

Такие игры способствуют не только формированию правильной артикуляции, но и развитию артистических способностей ребенка, расширяют его кругозор, тренируют память.

«Вкусный мед»

Пусть ребенок представит, что он мишка, который очень любит мед. Когда мишка видит мед, он облизывается от предвкушения полакомиться вкуснятиной. Изображая мишку, ребенок должен не спеша облизать верхнюю и нижнюю губы.

Покажите малышу на картинке, как надувается парус под дуновением ветра. Предложите ему «показать» парус языком. Для этого кончиком языка нужно упереться в верхние резцы и медленно выдохнуть.

«Лошадка»

Ребенок должен широко улыбнуться, открыв зубы, и поцокать языком, имитируя бег лошадки. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Лошадка может бегать быстро или медленно, громко цокая или почти бесшумно.

«Пароход»

Ребенок должен приоткрыть рот, кончик языка опустить, а спинку приподнять. Затем произносим протяжное «ЫЫЫЫЫЫ», имитируя гудок парохода.

Как научить ребенка выговаривать букву «Л» в старшем возрасте?

Неправильное произношение звука «Л» в возрасте старше 6 лет может быть следствием неврологических заболеваний, стрессов, неправильного прикуса или короткой уздечки, поэтому ребенка должен осмотреть педиатр, детский психолог и логопед.

Если специалисты не выявили физиологических нарушений речевого аппарата, то причиной неправильной артикуляции является педагогическая запущенность ребенка. Чем старше ребенок, тем труднее его научить правильному произношению звуков. В этом случае родители и воспитатели должны постоянно контролировать произношение. Особое внимание необходимо уделять тренировке моторики рук, от которой напрямую зависит развитие речи.

Многим деткам трудно научиться произносить отдельные буквы. Наиболее сложным в произношении является звук «Р», поэтому часто дети проглатывают его или пытаются заменить другими, более простыми звуками «Л» и «Г». Пока ребенок только учится разговаривать, родителям не стоит волноваться, если у него не получается правильно выговорить эту букву. Тренировать ребенка в произношении буквы «Р» следует начинать в 4-5 лет. Если ребенок посещает детский сад, то родители могут обратиться за помощью к логопеду, который будет регулярно проводить индивидуальные занятия с малышом. Если ребенок воспитывается дома и у родителей нет возможности получить помощь специалиста, то развивающие упражнения необходимо проводить самостоятельно.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?

Начинать следует с постановки артикуляции: зубы размыкают, язык складывают в виде лодочки, его бока должны прикасаться к зубам, а кончик подниматься и прикасаться к резцам.

  • Язык устанавливается, как для выговаривания буквы «Р», но многократно произносится звук «ЗЗЗЖЖЖ», а затем «Д».
  • Малыш высовывает язык и прижимает его губами, после этого он должен быстро выдохнуть через рот, заставив конец языка слегка вибрировать.
  • Ребенок открывает рот, распластывает язык так, чтобы его кончик коснулся передних резцов, а бока – коренных зубок. В таком положении нужно удержать язык на несколько секунд, а потом полностью расслабить его. Повторить 3-4 раза.
  • Ребенок должен открыть рот, слегка разомкнув губы, и 10 раз легонько прикусить кончик языка.
  • Пусть малыш попробует пощелкать языком, присасывая его к небу. Повторить упражнение нужно минимум 10 раз, меняя темп.
  • Предложите ребенку попробовать имитировать языком цокот копыт лошади.
  • Малыш резко и быстро бьет по верхним зубам кончиком языка и одновременно с этим выговаривает звук «Д».

Игровые методики

Родители, задающиеся вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «Р», зачастую сталкиваются с тем, что малыш не хочет выполнять задания и артикуляционные упражнения, поскольку ему скучно и неинтересно. Как быть в этом случае? Существуют специальные развивающие игры, которые тренируют произношение буквы «Р».

Взрослый предлагает ребенку имитировать языком колебания маятника часов. Для этого малыш широко открывает рот, высовывает язык и тянется им к правому и левому углу рта.

«Прятки»

Взрослый рассказывает малышу, что язычок любит гулять, но при этом очень пугливый. Поэтому надо научиться высовывать его тогда, когда этого никто не видит. После этих разъяснений взрослый закрывает глаза и язычок выходит на прогулку – высовывается изо рта, а когда взрослый открывает глаза, язычок прячется.

«Комарик»

Спросите у ребенка, какие звуки издает комарик, если кроха не знает, как ответить, подскажите: «ззззззззз». Пусть малыш повторит звук с закрытым и открытым ртом.

Главное правило таких игр – доброжелательная обстановка. Если сами родители воспринимают их как докучливую обязанность и постоянно одергивают ребенка и ворчат на него, то ничего хорошего из них не выйдет. В таком случае лучше все же обратиться за помощью к профессиональному логопеду.


Развитие речи ребенка – важная задача, стоящая перед родителями. Многие хотят как можно скорее научить ребенка правильно говорить букву Л. Точнее, звук [л] – один из самых проблемных для многих малышей. Помогут в этом специальные упражнения, разработанные логопедами. Данный звук не относится к числу сложных, и скорректировать ошибки в его произнесении можно, как правило, в домашних условиях, однако важно помнить, что работа должна вестись регулярно. Посещение логопеда поможет родителям определиться с теми основными упражнениями, которые нужно будет выполнять малышу.

Причины ошибок

Прежде всего следует разобраться, почему ребенок может допускать ошибку в произнесении звука [л]. Причин может быть несколько.

  • Нарушение слуха. Ребенок неправильно слышит звук и оттого начинает неправильно его выговаривать.
  • Нередко малыш копирует речевые ошибки старших, поэтому если один из родителей имеет дефект в произношении [л], то и ребенок может столкнуться с подобной проблемой.
  • Часто проблема с артикуляцией возникает в двуязычных семьях: слыша речь на разных языках, ребенок может запутаться и не сразу разобраться, где какой звук ему следует говорить.
  • Причина ошибки может быть и физиологической – если уздечка укорочена, то [л] верно произнести не получится – язык не достает до верхних зубов.

Какой бы ни была причина, ее в любом случае можно устранить – посредством особых упражнений или же с помощью специалиста. Чаще всего научиться верно произносить все звуки, в том числе [л], ребенок должен к 4-5 годам, поэтому если родители наблюдают обратное, следует немедленно посетить логопеда и приступить к корректировке.

Варианты ошибок

Малыш может допускать следующие ошибки при произнесении [л]:

  • пропускать эту букву в словах (вместо «лось» — говорить «ось»);
  • заменять согласный звук гласным [у] (уось);
  • употреблять вместо [л] [j] («колобок» будет звучать как «койобок»).

Также может наблюдаться ситуация, когда ребенок путает твердый и мягкий варианты Л, используя их в неверной форме, смягчает звук или, напротив, использует твердый вариант.

Как произносить букву?

Родителям важно самим понимать верное расположение органов речи, которое позволяет получать звук Л.

  • Кончик языка находится у корней верхних зубов, упираясь в них. Возможное положение – упор в щель между нижними и верхними зубами.
  • Воздух сильным воздушным потоком проходит по бокам языка.
  • Язык не должен упираться в зубы своими боковыми краями.

Чаще всего этот процесс у ребенка особых затруднений не вызовет и через несколько занятий он уже сможет правильно произносить звук. Но если изучать правила произношения вместе с малышом, результат будет лучше.

Верная организация обучения

При работе с ребенком важно учитывать особенности возраста, поэтому лучшая форма подобных тренировок – игровая. Родителям необходимо продумать программу занятий, которая должна постоянно быть разнообразной.

Дети еще не понимают важности упражнений для постановки произношения, поэтому занятие должно быть построена таким образом, чтобы вызывать заинтересованность, увлеченность. Новая игра каждый день – ключевой фактор успеха.

Какие игры можно использовать при выполнении упражнений?

  • В мяч.
  • С игрушками, которые будут «учиться» говорить слова или фразы.
  • Рисование.
  • Лепка из пластилина.
  • Магазин, товары которого — это слова с буквой Л.

Такое занятие станет веселым и полезным времяпровождением, малыш незаметно для себя будет учиться произносить звуки правильно.

Принципы работы

Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно. Однако родителям важно придерживаться ряда правил.

  • Работа перед зеркалом поможет малышу контролировать свою мимику.
  • Тренировки не должны утомлять и надоедать, 1-2 упражнения, повторяемых несколько раз, для одного дня будет достаточно.
  • Похвала – важная часть процесса, рождающая желание заниматься тщательно и оправдать ожидания родителей, поэтому надо вместе с ребенком радоваться его малейшему успеху.

Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.

Основные упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Л, следует выполнять ряд упражнений, которые помогут верно поставить ребенку произношение.

  • «Улыбка». Наиболее простое в исполнении упражнение для детей, которое поможет приступить к занятиям и улучшит настроение малыша. Выполняется оно так: ребенку следует как можно шире улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Далее застыть в таком положении на несколько секунд. Сначала достаточно 3-5 секунд, постепенно время увеличивается до 10. Улыбка делается один раз, но в течение дня желательно повторить (оптимальное число – 8 раз за сутки).
  • «Ветерок». Рот слегка приоткрыть, чуть прикусить язык губами и как можно сильнее подуть. Такое упражнение также повторяется несколько раз за день, общая продолжительность должна быть примерно 3 минуты.

Родителям следует самостоятельно поработать перед зеркалом, наблюдая за собственной мимикой, и только после этого показывать пример ребенку.

  • «Цоканье». Ребенок имитирует цокот лошади. Важно при этом следить, чтобы нижняя челюсть оставалась полностью неподвижной. Темп выполнения следует постепенно ускорять, якобы лошадь начинает бежать быстрее. Далее – вносится еще одно изменение, цокать надо тише, словно лошадь идет очень тихо, крадучись.
  • «Вкусности». Малышу дается установка представить, что он облизывает нечто сладкое, вкусное (например, шоколадную пасту). Для этого необходимо вращать языком по кругу, облизывая губы. Выполняется по 1 минуте в сутки.
  • «Трубочка». Простое и веселое упражнение, которое придется по нраву самым маленьким. Губы складываются в трубочку, для этого следует вытянуть их максимально вперед.
  • «Длинный язык». Ребенок высовывает свой язык на максимальное расстояние. Можно предложить попробовать дотянуться языком до носа, подбородка.
  • «Звук [ы]». Кончик языка находится в глубине рта, спинка поднята к небу. В таком положении следует протянуть звук «ы», стараясь, чтобы он звучал как можно четче.

Подобный комплекс лучше сочетать с развитием мелкой моторики, это станет отличным способом развития речи, а также интеллектуального потенциала ребенка. Эти упражнения нравятся детям, не вызывают особых сложностей и выполняются с удовольствием.

Для наилучшего результата тренировки следует сочетать с артикуляционной гимнастикой, которая укрепит губную и язычную мускулатуру.

Постановка верного произношения

Чтобы научиться говорить твердый [л] правильно, следует работать над произношением каждый день. Занятие лучше всего начинать с разминки.

  1. Широко улыбнуться, показав зубы, далее кончиком языка надавить на передние зубы (можно сказать ребенку, что он словно нажимает на кнопку звонка), далее начать гудеть. Сначала звук будет получаться мягким, со временем малыш научится произносить твердое Л верно.
  2. Следующее упражнение направлено на смягчение звука. Необходимо улыбнуться, стараясь максимально показать зубы. Затем аккуратно прикусить зубами кончик языка. Теперь следует начать дышать ртом (словно пес, которому очень жарко). Чтобы избежать дыхания через нос, его можно на время зажать. Погудев с зажатым зубами языком, словно паровоз, необходимо сделать небольшую паузу, поместив язык на нижнюю губу и проговаривая звук [а]. Когда ребенок выучит этот несложный способ, можно разучить с ним песенку «ла-ла-ла».
  3. Следующий шаг – многократное произнесение слогов: ЛА-ЛО-ЛУ и так далее. Это поможет ребенку закрепить произнесение звука и не делать ошибок в его дальнейшем использовании.

После того, как все слоги малыш научился выговаривать четко, а звук [л] в его воспроизведении звучит верно, необходимо приступать к более сложному заданию – произнесению целых слов. Важно выбрать такие из них, которые содержат букву Л: сало, лампа, ложка, алоэ, пила, лошадь.

Если ребенок испытывает трудности с выговариванием, начать необходимо с межзубного произношения, а затем переходить к воспроизведению звука, держа язык за зубами. Мы учим ребенка тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни, поэтому спешить нельзя.

Профессиональная помощь

Если после ряда занятий улучшение не наблюдается, обязательно необходимо посетить профессионального логопеда, который выявит проблему, вызвавшую затруднение, и предложит рекомендации по ее решению.

Также визит к специалисту обязателен в следующих случаях:

  • если один из членов семьи испытывает проблемы с дикцией и невольно подает ребенку плохой пример;
  • когда русский язык не является родным для семьи или дома разговаривают на разных языках либо с акцентом.

Узнав о проблеме и приступив к ее решению своевременно, можно помочь ребенку обрести правильную четкую речь и избавить его от множества проблем в дальнейшей жизни.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса