Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Качества семьи болконских. Семья болконских

Семья Болконских в романе «Война иМир»

Роман«Война и мир» - крупнейшее произведение мировой литературы. В немодном сочетается прекрасное изображение исторических событий, великолепноизображена диалектика души, с большой точностью показаны исторические личности,и, наконец, отлично описаны несколько совершенно разных семей. Вообще весьроман протекает по нескольким параллельным сюжетным линиям, так или иначепереплетающимся. Значит и главных героев в романе несколько. А именно: ПьерБезухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский.

УПьера семья не совсем большая: сестры, дочери его отца и его жена, которую онникогда не любил. Семья Ростовых гораздо больше, но не она нас интересует, насинтересует семья князя Андрея Болконского. Она поменьше семьи Ростовых, но этоне преуменьшает интерес к ней читателя и автора. Наоборот, быт этой семьиописывается даже больше и лучше, нежели аналогичное описание, касающиесяРостовых.

Первыйраз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой частипервого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидаютприезда князя Андрея с женой. Уже с этого момента становится много, да можносказать, что и почти все, ясно про эту семью, про всех их членов. Начинаястарым князем, и заканчивая m-lle Bourienne. Прежде чем начать описание членовсемьи, следует сказать, что каждый в семье Болконских чем-то по-своемуособенный. Если провести параллель с Ростовыми, то сразу можно сказать: этосовершенно разные люди. Ростовы - простые дворяне, добродушный отец, добраямать, великодушный сын, беззаботные дети. Здесь же все совершенно иначе.Диктатор-отец - покорная дочь, боязливая невестка, и независимый сын.

Этообзор всей семьи, который дает некоторое представление о Болконских. Образноможно представить себе Болконских как треугольник, на вершине которогонаходится отец, князь Николай Андреевич Болконский, на другой вершине Андрей, ане третьей княжна Марья Болконская с Лизой, женой князя Андрея. Это три фронта,три совершенно противоположные группировки (если так можно назвать одного-двухчеловек) в семье. Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то естьтакое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошознаком.

Несмотряна отмену запрета выезда из деревни, которую он получил от нового императораАлександра, он никуда уезжать не собирался, поскольку его Лысые Горы были егонастоящей империей, а он был в них императором, более того самодержавным диктатором.«С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок инеизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх ипочтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек». Нонесмотря на такое отношения князя к остальным был такой человек, архитекторМихайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал, и которого князь уважал,несмотря на простое происхождение. Он «говорил, что все люди равны, и нераз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой.

Застолом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.» Этобесспорно более, чем странно, если взглянуть на его отношение к дочери ислугам. То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится наm-lle Bourienne, в ответ на просьбу князя Андрея на благословение на свадьбу сНаташей Ростовой. Это казалось абсурдом, но князь действительно стал приближатьфранцуженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше. Робкая,тихая, не принесшая никому, даже самому противному таракану зла, умирает, чегоне нужно было никому, даже князь Андрей очень страдает, несмотря на то, что онжену не любил так сильно, как впоследствии полюбит Наташу; «часа через двапосле этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик уже всезнал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молчастарческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, какребенок». Этот отрывок доказывает, что даже он, суровый князь Болконский,успел очень привязаться к маленькой княгине.

Послеее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой я успела стать княгиняБолконская для нее. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lleBourienne и с Жюли Карагиной. Лишь в самом коне приходит долгожданное счастье влице Николая Ростова. Несмотря на попытки женить дочь, старый князь так и несмог при жизни этого сделать. Ведь помним случай, когда в Лысые Горы приехалкнязь Василий с своим сыном, красавцем Анатолем, который разобьет еще многоженских сердец. К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи сталапочти невыносимой, князь стал уже стар, более ворчлив и придирчив к своейдочери. Все чаще на нее сыпался его беспричинный гнев, и он чуть не довел ее допобега из дома и скитаний. К княжне Марье постоянно приходили божьи люди,которых старый князь всегда прогонял, и за что всегда злился на дочь.

Вообщекнязь полностью отрицал в людях праздность и религию, эти две неотъемлемыедетали того времени были запрещены в империи князя Болконского, самому емупраздники заменяла работа за станком, а веру - постижение вершин математики.Такой же он хотел сделать и княжну Марью, но этого у него не получалось, из-зачего и происходили частые ссоры его с ней, хотя это и ссорой назвать сложно,ведь княжна всегда была в роли защищающейся, он никогда не посмела бы самаразвязать с отцом ссору.

Ивот, в 1812 году, когда силы Наполеона были на подступах к Смоленску, а значити к Лысым Горам, князь решил создать свое ополчение, что закончилось для негоударом, который стал причиной его скорой смерти. И именно смерть заставилакнязя Болконского извиниться наконец перед дочерью, при жизни такого никогда небыло. Таким образом и заканчивается история империи, великой лысогорскойимперии князя Николая Андреевича Болконского.

Ачто же Андрей? Ведь именно он является одним из трех главных героевромана-эпопеи. Он, конечно же, тоже сын князя Болконского, но его окружениесильно отличается от его семьи. Он сам по себе великолепная, прекраснопоказанная личность. Человек чести, независимый, ведущий правильный образжизни, патриот, хороший друг и советник - таковым он является на протяжениивсего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге, где мы впервые с нимподробно знакомимся, до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти рядом сНаташей.

Вто же время и у князя Андрея есть что-то противоречивое, как и у его отца: егостремление к славе. Как-то это не сочетается с его основными качествами. Но этоу него продлилось не так долго, хотя он и думал об этом долго. Скоро насталпереломный момент, переломная деталь в его жизни, после которой он говорил, что«не будет воевать даже, если французы будут стоять под ЛысымиГорами». Это деталь - небо Аустерлица, один из красивейших эпизодов всегоромана, незабываемый своей художественной красотой и мощью. Автор здесь показалвсе свое умения проникаться в состояние героев, быть на их месте: «Исовсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я невидал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да!Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроменего. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И славабогу!..» Просто потрясающий эпизод, каких нет нигде. Перед этим князьАндрей, осознавая на что идет, с мыслью «Вот оно!» бросился с флагомна встречу французам, чему последовали убегающие солдаты.

Такимобразом природа изменила жизнь князя Андрея, после этого он стал вести совсемдругой образ жизни: стал жить в имении Богучарово и заниматься чистохозяйственными делами. Все изменила опять красота окружающего мира, а именнодуб, простой старый дуб. И здесь нельзя удержаться от приличной по размерамцитаты: «на краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез,составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы.Это было огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и собломанною корой, только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотелвидеть ни весны, ни солнца. „Весна, и любовь, и счастие! - как будтоговорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый ибессмысленный обман!“. а потом, возвращаясь, князь Андрей увидел новуюжизнь этого дуба, и решил, что и ему пора начать новую жизнь. „Старый дуб,весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чутьколыхаясь в лучах вечернего солнца. “Нет, жизнь не кончена в тридцать одингод». Таким образом, жизнь князя Андрея дважды радикально меняла природа,всей своей красотой.

КнязьАндрей - это уже совсем другая тема, поэтому, наверное на этом стоит изакончить. Про семью Болконских нельзя говорить, как про нечто единое,поскольку там все совершенно разные, в отличие от Ростовых. Здесь дано краткоеописание каждого члена семьи в отдельности и вместе с другими. Ведь семьяБолконских - наиболее интересна в романе, как с художественной точки зрения,так и с чисто читательской, поскольку всегда интересно читать про людей стольсильно различающихся, но тем не менее живущих в одной семье.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/

В романе «Война и мир» изображение ис-торических событий, «диалектики души» со-четается с описаниями нескольких совер-шенно разных семей, их судеб.

В семье Болконских каждый — личность.

Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он по-лучил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лы-сые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того — самодержавным диктатором. «С людьми, ок-ружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы до-биться самый жестокий человек». Но был та-кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и кото-рого князь уважал, несмотря на простое про-исхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обра-тить внимание на его отношение к дочери и слугам.

То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благослове-ние на свадьбу с Наташей Ростовой. Это каза-лось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами во-шел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отво-рилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье — Николая Ростова.

К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и рели-гию. Эти две неотъемлемый детали того вре-мени были запрещены в империи князя Бол-конского, самому ему праздники заменяла ра-бота за станком, а веру — постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княж-ну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью про-сит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Бол-конского.

Князь Андрей — один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патри-от, хороший друг и советчик — таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же вре-мя и князь Андрей проходит через противо-речия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

Перелом наступает после Аустерлица, ког-да он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Го-рами». Небо Аустерлица — первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с нео-бычайным мастерством, тонким психологиз-мом: «...совсем не так ползут облака, поэто-му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пус-тое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, ус-покоения. И слава Богу!..»

Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира — князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и лю-бовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А по-том, возвращаясь, князь Андрей увидел но-вую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь пре-ображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский — герой ищущий, изменяющийся и потому по-ложительный у Л. Н. Толстого. Своей по-следней вершины он достигает на Бородин-ском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и побе-ду всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении.

И старый князь, и Андрей, и Марья Болкон-ские — каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских — отдельный, духовный центр романа «Война и мир».

«Война и мир» посвящена теме дворянства 19-го века. В нем изображаются сразу несколько уважаемых семей, принадлежащих к потомственным аристократам. Это и Болконские, и Ростовы, и Безуховы, и Шерер, и Курагины, и Друбецкие. Особое место среди действующих лиц занимают представители семейства Болконских. Это старейший уважаемый род потомственных военных. Старый князь был лично знаком с императрицей Екатериной II и водил дружбу с великим полководцем Кутузовым. У него прекрасные связи, приличное состояние и высокое положение в московском обществе.

Фактически, вся семья зависела от старого князя и его тяжелого характера. Хуже всех приходится его дочери Марье , которая вынуждена за ним ухаживать. Старик Болконский суровый мужчина с завышенными требованиями к порядку в доме. Своих детей он также воспитал в спартанском духе и с пуританским мышлением. В доме Болконских не принято громко говорить или открыто смеяться, любое общение происходит в сдержанной манере. При этом автор подчеркивает, что Николай Андреевич довольно умный и гордый человек, который, в первую очередь, заботится о сохранении фамильного достоинства. Благодаря его воспитанию, сын Андрей был наделен чувством чести, долга и патриотизма.

Несмотря на уход от общественной жизни, Николай Андреевич постоянно интересуется ситуацией в стране и военно-политическими изменениями. Сын старого князя – красивый, умный, молодой человек с повышенным чувством собственного достоинства и нелегким характером. С ним мы знакомимся в самом начале произведения, когда он появляется в салоне . Он выделяется на фоне окружающих не только внешностью, но и обособленным поведением. Андрею не нравятся великосветские вечера, так как ему неприятно общаться с фальшивыми и лицемерными представителями знати.

В жизни Андрея есть только несколько человек, которых он искренне любит и ценит. Это, в первую очередь, члены его семьи, а во вторую – Пьер и Наташа . К сестре княжне Марье он относится по-дружески тепло. Андрей был женат на племяннице Кутузова – Лизе Мейнен (Болконской), однако рано овдовел. Лиза умерла во время тяжелых родов, оставив ему сына Николеньку. После этого Болконский потерял интерес к жизни и вел довольно замкнутый образ жизни. Единственными людьми, которые могли разбудить в нем чувство радости и желание жить были Пьер Безухов и Наташа Ростова. Умер этот герой от ранения, полученного на поле боя. В последние минуты рядом с ним была Наташа. Маленький Николенька остался на попечении княжны Марьи, которая лично занималась его воспитанием и образованием.

Одним из самых добрых и возвышаемых автором героев романа является княжна Марья. Она молода, внешне не особенно красива, но прекрасна изнутри. Автор в особенности выделяет ее «глубокие, лучистые» глаза. Эта героиня – обладательница редкостной души. Несмотря на то, что отец с ней часто бывает резок и груб, она все равно любит его и терпеливо ухаживает, когда он оказывается прикованным к кровати. Марья Болконская – добрая, открытая и отзывчивая девушка. В периоды военных обострений она всячески помогает раненным. В конце романа она выходит замуж за Николая Ростова и становится прекрасной женой и заботливой матерью.

В семье Болконских есть еще несколько персонажей, в их числе француженка Амели Бурьен, которая притворяется подругой княжны Марьи, а на самом деле поступает с ней подло и неблагодарно. Амели - сирота и живет в семье Болконских в качестве компаньонки-приживалки. Ее, как и архитектора Михаила Иваныча, высоко ценит старый князь Николай Андреевич. Он подобрал Амели на улице и считал очень доброй девушкой за прекрасную манеру читать вслух. В романе-эпопее Толстого более двухсот персонажей, но каждый из них наделен своими предпочтениями, характером, внутренним миром. Членов семьи Болконских объединяет особая духовность, которая дана немногим героям.

Роль семьи Болконских в произведении

Важную роль играет в романе «Война и мир» семья Болконских. С ними неразрывно связаны основные проблемы произведения великого писателя. В тексте прослеживаются истории нескольких семей. Основное внимание уделяется Болконским, Ростовым и Курагиных. Симпатии автора на стороне Ростовых и Болконских. Между ними большая разница Отношения между Ростовыми чувственные и эмоциональные. Болконскими руководит разум и целесообразность. Но именно в этих семьях воспитываются любимые герои Льва Николаевича Толстого. Члены семьи Болконских являются яркими представителями людей «мира и света». Их судьбы тесно переплетаются с жизненными путями остальных персонажей произведения. Они принимают активное участие в развитии сюжетной линии повествования. Психологические проблемы, вопросы нравственности, морали, семейных устоев находят отражение в изображении этих персонажей.

Характеристика отношений

Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Глава семьи

Старый князь Николай Андреевич, его сын Андрей Николаевич и княжна Марья Николаевна – члены семьи Болконских в романе «Война и мир».

Во главе семьи стоит старый князь Болконский. Это человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Успешная карьера военного, почести и уважение остались для него в далёком прошлом. На страницах книги мы видим старого человека, устранившегося от военной службы и государственных дел, уединившегося в своём имении. Несмотря на удары судьбы, он полон сил и энергии. День старого человека расписан по минутам. В его распорядке находится место как умственному, так и физическому труду. Николай Андреевич составляет планы военных кампаний, работает в столярной мастерской, занимается обустройством имения. Он находится в здравом уме и хорошей физической форме, не признаёт праздности для себя и заставляет жить по его правилам всех домочадцев. Особенно тяжело приходится дочери, которая вынуждена изучать естественные науки и терпеть тяжёлый нрав отца.

Гордый и непреклонный характер старого князя доставляет окружающим много неприятностей, а неподкупность, честность и ум вызывают уважение.

Князь Андрей

С Андреем Болконским мы знакомимся в первой главе произведения. Он появляется среди гостей светского салона Анны Павловны Шерер и сразу привлекает всеобщее внимание. Молодой человек выделяется на общем фоне не только внешностью, но и своим поведением. Мы понимаем, что окружающие люди вызывают в нём раздражение и даже злость. Ему неприятны фальшивые маски, ложь, лицемерие и пустые разговоры светского общества. Искренняя добрая улыбка появляется на лице героя только при виде Пьера Безухова. Андрей Болконский молод, красив, образован, но неудовлетворён своим существованием на этой земле. Он не любит свою красивую жену, недоволен карьерой. На протяжении развития сюжетной линии образ героя открывается перед читателем во всей своей глубине.

В начале романа Андрей, человек, мечтающий стать похожим на Наполеона. Поэтому принимает решение оставить беременную жену, наскучивший образ жизни и отправляется на военную службу. Он мечтает о героических поступках, славе и всенародной любви. Высокое небо Аустерлица изменяет его мировоззрение и корректирует планы на жизнь. Он постоянно ищет себя. Подвиги и тяжёлые ранения, любовь и предательства, разочарования и победы наполняют жизнь одного из любимых героев Толстого. В итоге молодой князь находит истинный смысл жизни в служении Отечеству, защите своей Родины. Судьба героя трагична. Он умирает от тяжёлого ранения, так и не воплотив своей мечты в жизнь.

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского, княжна Марья – один из самых ярких и трогательных образов повествования. Живя рядом со своим отцом, она терпелива и покорна. Мысли о муже, своей семье и детях кажутся ей несбыточными мечтами. Марья непривлекательна: «некрасивое слабое тело и худое лицо», неуверенна в себе и одинока. Замечательными в её облике были только «большие, глубокие, лучистые» глаза: «Своё предназначение она видит в служении господу. Глубока вера даёт силы, является отдушиной в её непростой жизненной ситуации. «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю другой жизни», ̶ говорит о себе героиня.

Робкая и мягкая княжна Марья ко всем одинаково добра, искренна и духовно богата. Ради близких людей девушка готова на жертвы и решительные поступки. В финале романа мы видим героиню счастливой женой Николая Ростова и заботливой матерью. Судьба вознаграждает её за преданность, любовь и терпение.

Фамильные черты

В романе «Война и мир» дом Болконских – образец истинно аристократических устоев. В отношениях царит сдержанность, хотя все члены семьи искренне любят друг друга. Спартанский образ существования не позволяет проявлять свои чувства и переживания, хныкать, жаловаться на жизнь. Строгие правила поведения никому не позволено нарушать.

Болконские в романе «Война и мир» олицетворяют лучшие черты уходящего в историю дворянского сословия. Некогда представители этого класса были основой государства, посвящали свою жизнь служению, Отечеству, как и представители этой благородной фамилии.

У каждого из рода Болконских свои неповторимые черты характера. Но есть в них нечто общее, что объединяет этих людей. Их отличает фамильная гордость, честность, патриотизм, благородство, высокий интеллектуальный уровень развития. Предательству, подлости, трусости нет места в душах этих героев. Характеристика семьи Болконских складывается постепенно на протяжении всего повествования.

Замысел классика

Проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей.

По замыслу великого писателя, главы, посвящённые описанию жизни семьи Болконских, играют огромную роль в идейном содержании романа «Война и мир». Они люди «света», достойные глубокого уважения. Изображение семейного уклада любимых героев помогает классику отобразить «мысль семейную», построить своё произведение в жанре семейной хроники.

Тест по произведению

Большая часть романа “Война и мир” Л. Н. Толстого посвящена русскому дворянству начала XIX века. Читателю представлен целый ряд семей, которые, по сути, близки друг другу - в смысле размеренности жизни, спокойствия, подчиненности общим правилам, существовавшим в высших слоях общества того времени. Все их члены ходят на балы, посещают гостиную Анны Павловны Шерер, танцуют, развлекаются, ведут светские беседы.

Однако есть одна семья, чье своеобразие нравов и традиций, домашняя атмосфера сразу же бросаются в глаза. Так представлена семья Болконских. Она живет своей замкнутой жизнью, что отличает ее от других. Почему же так сложилось? По сути, род Болконских - это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость. Князь Николай Андреевич Болконский является таким “чистокровным” военным. Он и определяет дух семьи. Жизненный опыт закалил не только его тело, но и душу, вложил в него жесткие военные правила. Весь распорядок его дня расписан по минутам и выполняется с удивительной точностью: “...главное условие для деятельности есть порядок, но и порядок в его жизни доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один час, но и минуту”. И не дай Бог кому-либо нарушить этот распорядок, который является главным законом бытия Николая Андреевича. Например, во время приезда князя Андрея с женой сын не идет сразу к отцу, а дожидается, когда кончится время его отдыха, потому что уже привык к этому.

Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: “Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались...” Читатель практически не видит Николая Андреевича без дела. Даже когда его сын уезжает на военную службу, продолжает работать, хотя и переживает, что князь Андрей может погибнуть: “Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь, в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал”.

Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим. Можно также сказать, что он вел аскетический образ жизни и своим примером заставлял так же поступать и близких своих. В людях, которые так или иначе общались с ним, князь возбуждал страх и почтительность. Хотя он находился в отставке и уже не имел никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где находилось имение Болконских, считал своим долгом явиться к нему и выразить свое почтение.

Наверное, было бы неверным считать, что старый князь бесчувственный и жестокосердный, нет, просто он не привык показывать свои чувства, слабости даже родным. Во-первых, он сам так воспитан с детства, а во-вторых, служба в армии преподала ему еще один урок: он увидел, как слабохарактерные люди, обладавшие высокой моралью, проигрывали тем, кто был твердым и целенаправленным.

В семье у Николая Андреевича Болконского двое детей - Марья и Андрей. Матери у них рано не стало. Все основное воспитание детей легло на отца. Так как отец всегда был идеалом для детей, то множество его черт перешло от него к детям. Они выросли в обстановке, которая не располагала к смеху, веселью, к шуткам. Отец общался с ними как со взрослыми, держал в ежовых рукавицах, не голубил особо и не лелеял.

Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, нежели следовало, ведь Николай Андреевич не церемонился с ней и воспитывал наравне с сыном. В ней та же жесткость, хотя и выраженная в более слабой форме, наряду с глубокими моральными принципами, Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени и окружения, моды и популярных теорий. Марья Николаевна не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это бредом и глупостью, бесполезной потерей времени.

Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: “...чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу...”.

Она не красива, но и не дурна - это девушка, которую почти не замечают мужчины, и из-за этого ее сватают за взбалмошного Анатоля Курагина. У нее одна-единственная подруга - Жюли, да и та лишь по переписке. Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая.

Почему же эта героиня так одержима верой, почему принимает у себя нищих, странников? Быть может, она просто не находит в жизни такого человека, который способен понять ее, посоветовать что-то дельное... Мне кажется, что именно от одиночества она обращается к Богу. Странники же, в ее представлении, приближаются к образу Христа. Порой кажется, что княжне Марье эти чужие люди ближе, чем отец и брат.

Андрей Николаевич Болконский - сын старого князя, почти идентичен с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях. Более всего, по моему мнению, от всех этих черт страдает жена князя Андрея - маленькая княжна Лиза. Чем она заслужила такое отношение мужа? Лишь тем, что она нормальная женщина, которая бывает на балах и любит развлечения, смех и радость?

Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире. С отцом он немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга. Казалось бы, Наташа - это тот ангел, который спасет князя Андрея, одарив любовью, однако мы не видим, чтобы этот герой открыл душу своей любимой. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим. Живет внутренней жизнью.

Таким образом, старинный дворянский род Болконских хранит свои традиции и передает их новому поколению.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса