История создания отцы и дети презентация. «Отцы и дети». История создания. Павел Петрович Кирсанов
Слайд 1
И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» Автор: Поломошнова Т.А.
Самым «нашумевшим» романом И.С.Тургенева (1818 – 1883г) явился роман «Отцы и дети» (1862г.).
В критике появились отзывы: «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе». Антонович назвал главного героя романа Евгения Базарова «карикатурой на молодое поколение».
Слайд 2
Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких материалистов, которые убеждали, что «не должно прислушиваться к опыту отцов, а должно верить только в круговорот химического вещества и физиологию…». Тургенев создал молодого героя, убежденного, что естественно-научные открытия объясняют в человеке и обществе абсолютно все, и отвергающего опыт поколений, душу, чувства, искусство, авторитеты. Нигилист – разрушитель Базаров верит только в «материю и силу».
Слайд 3
Трагический характер конфликта в романе
Нигилист- материалист Евгений Базаров противопоставлен консерватору и романтической натуре – Николаю Петровичу Кирсанову. Но главным его оппонентом является эстет и аристократ Павел Петрович.
Идейные разногласия поколений усилены разногласиями семейными. Столкновения сына, Аркадия Кирсанова, и его отца Николая Петровича постепенно уступают место жизненным нормам и взаимоуважению.
Слайд 4
Либерал Павел Петрович Кирсанов говорит о необходимости следовать нормам и верить авторитетам, упрекает Базарова в презрении к простому народу. Базаров утверждает, что «народ заслуживает презрения», а «химик полезнее всякого поэта и философа». Но в Базарове есть и привлекательные стороны: привычка к труду и целеустремленность.
Для Кирсанова важны принципы и вера, для Базарова – разрушение авторитетов и принципов. Это крайние позиции, ускользающие от истины.
Слайд 5
В романе представлен мир на грани социальной катастрофы: натянутые отношения между господами и слугами, разухабистые мужички, едущие
в город пьянствовать, крепостническое запустение, бедные деревни.
«Преобразования необходимы», - думает Аркадий Кирсанов, но не знает, как их исполнить. Евгений же убежден, что он знает: все сжечь и построить новое.
Слайд 6
Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний. Виновницей душевных терзаний Базарова становится Анна Сергеевна Одинцова.
Любовь к Одинцовой раскалывает Базарова: одна половина его души не признает романтические чувства, другая – страстно и сильно любит.
Одинцова – красивая и сильная женщина. Её красота своенравна и неуступчива. Страсть Базарова пугает Анну, как пожар или наводнение.
Слайд 7
Параллельно истории Базарова и Анны развертывается в романе история сближения Аркадия с Катей Одинцовой. Это история о дружбе, постепенно перерастающей в чистую и нежную любовь.
Базаров всегда укорял Аркадия в «излишней», по его мнению, доброте: «Ты нежная душа, размазня…».
Но именно Аркадий обретает взаимную любовь, семейное счастье, у него рождается сын. Базаров же глубоко несчастен и одинок.
Слайд 8
Базаров говорит, что любит своих родителей, но редко навещает их, скучает в отчем доме, всем недоволен… Слуга Базаровых Тимофеич упрекает Евгения: «Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи».
Заразившись при вскрытии трупа, Базаров теряет свою уверенность и самообладание, спрашивает себя: «Нужен ли я России?» И сам отвечает:
«Нет, видно, не нужен…»
Слайд 9
В финале романа жизнь входит в будничное русло: Николай Петрович женится на простолюдинке Фенечке. Аркадий Кирсанов – на Кате Одинцовой. Анна Сергеевна тоже выходит замуж «не по любви, а по убеждению».
По мысли Тургенева, никогда человек человек не может смириться с бездуховностью и отрицанием жизненных ценностей, он верит во всесилие преданной любви.
Слайд 10
С уходом Базарова поэтическое напряжение романа спадает. С его смертью словно «осиротела жизнь». Как сироты приходят родители на могилку сына.
Осиротел и Павел Петрович Кирсанов, уехав за границу: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь к стене, он задумывается, горько стиснув губы…»
Тургенев «наказывает» своих героев, но и сочувствует им.
Слайд 11
«Отцы и дети» в русской критике
«Когда Базаров заболевает, жизнь, его окружающая, становится напряженнее… Могила Базарова озарена светом и миром…Базаров отворачивается от природы, не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красе…»
(Н.Н.Страхов)
«Герой – торжествующий нигилист. Он остается верен себе до последней минуты…» (Д. Писарев)
«Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо – а все толкуют:- зачем он так дурен? или – зачем он так хорош?» (И.С.Тургенев)
Слайд 1
Художественное своеобразие
романа И.С.Тургенева
"Отцы и дети"
Слайд 2
Цель урока: рассмотреть художественное своеобразие романа «Отцы и дети» и определить, в чем заключалось новаторство И.С.Тургенева. План урока. 1. История создания романа. 2. Общественно-исторический контекст. 3. Композиция. 4. Речевая характеристика 5. Пейзаж. 6. Жанр. 7. Оценка романа в русской критике.
Слайд 3
Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И.С.Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.
История создания романа.
Слайд 4
В мае 1861 года писатель вернулся домой в Спасское-Лутовиново. К августу 1861 года роман был в основном завершен, а в феврале 1862 года опубликован в очередном номере журнала «Русский вестник».
Слайд 5
В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений. 40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками». В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.
Общественно-исторический контекст
Слайд 6
Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.
КОМПОЗИЦИЯ
Слайд 7
Кольцевая композиция
Марьино (усадьба Кирсановых)
Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян)
Никольское (имение Одинцовой)
Слайд 8
Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).
КОНФЛИКТ
Слайд 9
И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить». Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.
Речевая характеристика
Слайд 10
Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.
Что такое пейзаж в литературе?
Слайд 12
По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).
Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети»
Слайд 13
«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.
Слайд 14
Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева. Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.
Оценка романа в русской критике
Слайд 15
«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.
Роман «Отцы и дети»
Написан в 1862 году.
Можно выделить 3 этапа написания:
1860-1861г.-создание основного текста
1862г. «перепахивание романа»,внесение многочисленных поправок
История на страницах романа.
- У власти Александр Второй.
- Расцвет образованности и культуры.
- Крепостной строй тормозит развитие страны.
- В России развивается капита-листический строй
- На арену политической борьбы выходят разночинцы.
- Прямой
- Переносный
- Противостоя-
Смена поколений, отцы прередают опыт, дети принимают на-следство и переосмысли-вают его
ние двух сил, социальный конфликт либеральных дворян и разночинцев
Композиция романа- кольцевая
Никольское
Деревушка
Базаровых
- Н.П.Кирсанов
- П.П.Кирсанов
- Родители Базарова
- Одинцова
- «ДЕТИ»
- Е.В.Базаров
- По сути «отцы», но подражают «детям»:
- Аркадий
- Ситников
- Кукшина
Идейные споры «отцов» и «детей». Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам
- Павел Петрович
- Аристократия-главная общественная сила
- Аристократия дала свободу Англии
- В А. сильно развито самоуважение и чувство собственного
- Базаров
- От аристократов нет никому пользы, сидят «сложа руки»
- Доводы П.П. о свободе Англии весьма сомнительны.
- Аристократы заботятся только о себе, живут за чужой счет
достоинства
Об отношении к народу
- Павел Петрович
- Русский народ патриархален, не может жить без религии.
- Умиляется отста-лостью народа.
- Употребляет много иностранных слов.
*Темнота и неве-
жество народа вызывают в нем
* Гордится тем, что сам из народа.
*Язык Базарова прост, употребляет много пословиц.
О взглядах на искусство, любовь, природу.
- Павел Петрович
- Признает старое искусство
- Отрицательно относится к новым художникам.
- Сам является жертвой роковой любви.
- Базаров
- Отрицает любовь и искусство.
- Пушкина не знает,
- Но отрицает.
- Природу не отрицает, но видит в ней по-ле человеческой деятельности.
Принципы деятельности нигилистов
- Нигилисты действуют из принципа полезности для общества.
- Отрицают общественный строй, религию.
- Не верят в реформы (в том числе и реформу 1861 года)
- Не считают нужным строить на разрушенном.
- Не имеют программы дальнейших действий.
- Соответству-
ют ли взгляды
Базарова ниги-
стическим воз-
рениям или
Тургенев ошиба-
ся, причисляя
Базарова к ниги-листам?
1. Нигилизм-отрицание
общепринятых ценностей:
идеалов,моральных норм,
форм общественной
жизни. (Б.Э.Словарь)
2. Нигилизм-»безобразное
и безнравственное учение,
отвергающее все, что
нельзя ощупать».(В.И.Даль)
3. Нигилизм-»голое отрицание
всего, логически не оправдан-
ный скептицизм. (Толковый
словарь русского языка)
Нигилизм-это убеждения,жесткие
И непреклонные, основанные на
отрицании всего предшествующего
Опыта человеческой мысли, на
разрушении традиций и государст-
венных институтов. Философия
нигилизма не может быть пози-
тивной, так как отвергает все,
не предлагая ничего взамен…
Происходит это во все времена,
в переломные моменты. Как правило,
Это свойственно молодежи и быстро
проходит. (Британика)
- Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)
Соответствуют ли взгляды Базарова принципам нигилизма?
- Научные и философские взгляды:
1.«Есть науки, как есть ремесла, знания, а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда.Все люди друг на друга похожи как телом так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенки, легкие одинаково устроены;
и так называемые моральные качества одни и те же у всех; небольшие видоизме-
нения ничего не значат. Достаточно одно-
го экземпляра, чтобы судить обо всех.
2.«…мы теперь над медициной вообще
смеемся и ни перед кем не преклоняемся».
3.»…я придерживаюсь отрицательного
направления в силу ошущения. Мне при-
ятно отрицать-мой мозг так устроен- и
баста! Отчего мне нравится химия?
Отчего ты любишь яблоки?-тоже в силу
Ощущения. Это все едино. Глубже этого
Люди никогда не проникнут.
- «Русский человек только тем и хорош,
что сам о себе прескверного мнения».
- «Аристократизм, либерализм, прогрес,подумаешь,
сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны.
- «Мы увидали, что и умники наши,так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимамся вздором и пустяками, толкуем о каком-то искусстве, творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о хлебе насущном,когда грубейшее суеверие нас душит…
Эстетические взгляды Базарова
- «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
- «Природа не храм, а мастерская, и
человек в ней работник».
- «Рафаэль гроша медного не стоит».
- «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».
- «Я нахожу, что говорить красиво-неприлично.
«Третьего дня, я смотрю,он Пушкина читает…
- Растолкуй ты ему, пожалуйста, что это никуда не годится… Дай ему что-нибудь дельное почитать».
Год написания – 1860-1861.
Публикация – 1862, издательство
«Русский вестник».
Действие романа – лето 1859 года
(накануне крестьянской реформы 1861
года).
История создания романа
Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшомприморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе
месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль
«Отцов и детей»... » Это было трудное для писателя время.
Только что произошел его разрыв с журналом «Современник» .
Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе
«Накануне» . И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней
революционных выводов. Причина же разрыва была глубже:
неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма
Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к
топору» . Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить
характер и направление деятельности «новых людей» , тип
которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В
основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая
меня личность молодого провинциального врача. (Он умер
незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке
воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще
бродившее начало, которое потом получило название нигилизма.
Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было
очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах,
сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно
прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало,
как бы желая проверить правдивость собственных ощущений.
Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей
литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось
повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я
гоняюсь? » - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и
детей» .
Работа над романом
Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен
работать изо всех сил. План моей новой повести готов до
малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Чтото выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь.. .
весьма одобряет мысль, которая положена в основание.
Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и
самому привезти ее в Россию» .
В течение зимы написаны первые главы, но работа идет
медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени
постоянно звучат просьбы сообщать о новостях
общественной жизни России, бурлящей накануне
величайшего события в ее истории - отмены крепостного
права. Чтобы получить возможность непосредственно
познакомиться с проблемами современной русской
действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию.
Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает
уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же
П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой
труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное
последнее слово» .
Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает
свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением
он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями,
писатель, по его собственному выражению, «перепахивает»
текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.
«Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и
дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По
поводу «Отцов и детей») .
Издание романа
Итак, через полтора годапосле возникновения
замысла на страницах
февральского номера
журнала «Русский
вестник» роман «Отцы и
дети» увидел свет. И. С.
Тургенев посвятил его В.
Г. Белинскому.
Выводы
Роман «Отцы и дети» – романзлободневный, во многом
объясняющий жизнь русского
общества. Тургенев «уловил и
развернул» в романе основной
конфликт кризисной эпохи –
бескомпромиссную борьбу
либералов с революционерамидемократами. В книге Тургенев
размышляет о смене поколений, о
вечной борьбе старого и нового, о
бережном отношении к
культурному наследию. Эти вечные
проблемы обрели емкую
формулировку в заглавии романа
«Отцы и дети» – это
«универсальный охват
действительности» во всей ее
полноте: от прошлого через
настоящее к будущему.
Cлайд 1
Cлайд 2
Cлайд 3
Детские годы По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Образование В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Москва ПетербургCлайд 7
Начало творчества. В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным). В 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).Cлайд 8
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке).Cлайд 9
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Н. В. Станкевич Т. Н. Грановский ИталияCлайд 10
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближает с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым). В. Г. Белинский Н. А. НекрасовCлайд 11
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно. Полина Виардо П. В. АнненковCлайд 12
Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов. «Записки охотника» написаны во Франции «из прекрасного далека». Книга о России, о ее прошлом, настоящем, будущем. Русские люди талантливы, нравственны, способны понимать и создавать прекрасное. Но они искалечены крепостным правом. Цикл «Записки охотника» отражает живое ощущение России как целого.Cлайд 13
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853Cлайд 14
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием.Cлайд 15
Тургенев- романист. Тургенев после ряда повестей стремится к актуальности, злободневности, ищет современного героя, который бы оказался «накануне» грядущих событий, одной ного в будущем России. Тургенева волнует то, что может сделать дворянин в современных условиях, когда перед обществом стоят конкретные практические вопросы. «Рудин» «Дворянское гнездо» «Накануне» «Отцы и дети» «Дым» «Новь»