Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Интересные факты из жизни константина паустовского. Интересные факты из жизни паустовского

Константин Паустовский родился в 1892 году в мае . Родным городом писателя является Москва. В детстве и юношестве много времени проводил на Украине, но немного позже вместе с семьей переехали в столицу России.

Кроме Константина у его родителей была дочь и два сына. После того, как будущему автору исполнилось 12 лет, его отец покинул семью, и поэтому молодому парню пришлось рано работать. Учебу бросать Паустовский не стал, ему удавалось совмещать учебный процесс с подработкой. Его братьям пришлось пойти на первую мировую войну, там же они и погибли. Поэт был младше всех, поэтому он не был в армии. Военным репортером Константин стал в 1917 году и с тех пор стал увлекаться написанием стихов, рассказов.


Интересные факты из жизни автора:

Хитрый метод

Писатель долго помнил, как ему удалось обхитрить старика, в то время, когда он работал кондуктором в трамвае города Киева. Пожилому мужчине нравилось ездить, не оплачивая проезд, при этом он предлагал купюру в сто рублей и кондуктор не мог дать ему сдачу. Паустовский нашел метод и в очередной раз, когда старик подготовил безденежный вариант, писатель подготовил для бедняги мелочь и дал сдачу, мужчина был в шоке, он не ожидал, что его могут обхитрить таким образом.

Встреча с невестой

Свою будущую супругу автор встретил в Крыму во время очередного путешествия. Тогда за окном была первая мировая война. В 1916 году молодожены решили расписаться, и вскоре на свет появился малыш по имени Вадим. Брак супругов оказался не долгим, спустя 10 лет они решили развестись .

Когда Константину исполнилось чуть больше тридцати, он решил жениться повторно, но и со второй женщиной автор не смог прожить долго. Третья женщина писателя обрадовала его и родила ему сына. Супруги решили назвать мальчика Алексеем. После употребления большого количества наркотиков, парень умер в двадцати пятилетним возрасте, с ним была девушка, но ее удалось спасти. Для писателя это была большая трагедия, о которой он никогда не думал.

Популярный рассказ

Публикация первого произведения автора под названием «На воде» была в 1912 году в журнале «Огни». В 1923 году был написан первый роман, Паустовский его назвал «Романтики», хотя начало произведения было написано в 1916 году. И только в 1935 году рассказ был опубликован и его могли прочитать многие читатели. Автор всегда радовал своими необычными произведениями.

Награда по заслуге

Орденом Ленина и Георгиевским крестом 4 степени Константина наградили за творчество. Затем он получил орден Трудового Красного знамени также за свои труды. Старание автора оправдывало его всегда, он не раз был награжден медалями. По литературе Паустовского должны были наградить Нобелевской премией, но наградили Михаила Шолохова. Конечно, автору было обидно, но он не подавал никого вида, а продолжал работать не покладая рук над следующими произведениями.

Судьбоносная книга

После очередного путешествия к автору пришла хорошая мысль, написать книги. Произведения получились под названием «Кара-Бугаз» и «Колхида». После появления литературы автор получил большую популярность. В 1935 году по первой книге был снят интересный фильм, в котором режиссером был Разумный А. Но фильм в прокат не пустили, так как присутствовали разные политические взгляды.

Лучшее изображение

В доме автора есть фотография, которая висит на стене. Снимок необычный, на нем изображена женщина, сидящая на коленях перед писателем. На девушке одето красивое платье и ее зовут Марлен Дитрих. Когда актриса была на творческом вечере в Центральном доме литераторов, ее там фотографировали. В Москве она дала несколько концертов. На одном из них ей задали вопрос про то, что бы актриса хотела увидеть в столице. Ее мечтой было увидеть Паустовского, и она хотела бы осуществить мечту.

В то время писатель сильно заболел, но все-таки согласился приехать. После поднятия на сцену Марлен Дитрих стояла в брильянтовом колье, и от волнения ей пришлось упасть перед автором на колени. Актриса решила взять руку известного человека и поцеловать его. Все сидящие люди в зале замерли, а потом начали аплодировать. Удивленный Паустовский присел в кресло, в зале стало тихо, и актриса стала рассказывать о своей симпатии к писателю, одним из увлечений Марлен было чтение книг известного автора. Константин написал произведение «Телеграмма», которое повлияло на судьбу актрисы.

Любовь к детям


В качестве известного писателя Паустовский начал путешествие по многим странам с середины 50-х годов. Дети хорошо воспринимали и читали литературу писателя с большим удовольствием. В своих писаниях автор опирался на природу и красоту, он побуждал к ответственности детей. Ребятам нравилось читать рассказы известного писателя и они никогда не отказывались от книг автора.

Жизнь писателя в литературе

За последние годы писателем была написана автобиографическая «Повесть о жизни». Произведение содержит историю жизни автора, а также говорится, как он ищет смысл жизни и самого себя. Константин Георгиевич посвятил много времени новеллам, очеркам и историческим повестям. Некоторые произведения можно было услышать на немецком, английском и французском языках.

Смерть известной личности

Жизнь известного и популярного поэта оборвалась в столице Советского Союза 14 июля 1968 года . Согласно завещанию его похоронили на кладбище Тарусы. Писатель был настоящим творцом русской словесности, ему удавалось с помощью слов «рисовать» пейзажи. Многие дети благодаря произведениям Паустовского полюбили природу родного края и страны, они сумели увидеть прекрасные мгновения в окружающем мире. Константина неоднократно награждали орденами и Георгиевским крестом четвертой степени. Советская проза под его влиянием получила хорошее развитие.

«Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы ее культурного и морального воздействия на человека.»

Константин Паустовский

Уроки чтения

Много ли найдется среди нас любителей читать о природе? Признавайтесь: вы, как и в школьные годы, с раздражением пролистываете страницы с описанием лесов, полей, морей, стараясь скорей добраться до «нормального» текста?

Пусть я буду первой признавшейся. Тихо проклиная русских классиков за их патологическую любовь к родной природе, прошла мимо половины «Записок охотника» с их невыносимо скучными для холерика оттенками небосклона, необозримой степью…

И много что еще прошло мимо меня: ну к чему эти пейзажи, когда бывают такие страсти, как в «Вешних водах».

Я понимаю моего студента (умного, грамотного парня), который, с трудом подбирая выражения, делится бедой: «Да я чуть с ума не сошел! Он полкниги о лесе пишет!» Вот тут я допускаю педагогический промах и ничего не говорю студенту. Не пытаюсь его убедить, что это — красиво, талантливо.

А кто из нас в детстве любил Паустовского, включенного в школьную программу? У кого сейчас под рукой раскрытая книга с его прозой? Мы слышим его имя – и вспоминаем скучное сидение над рассказами о незамысловатой русской природе.

Книги Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) очень несовременны. Они категорически вне трендов. Но сегодня они своевременны – как вовремя назначенное лечение от остросюжетного чтения, чтения не того и не о том.

Неизвестный, нескучный

Где-то слышала, что мышление начинается с некоего конфликта, противоречия. Прошу считать мои скромные размышления о Паустовском результатом напряженных мыслительных процессов. Импульсом для них стали три конфликтных момента, а точнее, три несовпадения моих представлений о писателе с фактами его творческой биографии.

Во-первых , меня чрезвычайно удивило, что «писатель о природе» Паустовский замечательно, живо, искренне писал о людях. О тех, кого знал, — об Эдуарде Багрицком, о Максиме Горьком, Михаиле Пришвине. О тех, кого читал, — об , о Ги де Мопассане, кем любовался, — о Кипренском, Левитане.

В общем-то, и «Кара-Бугаз», и «Северную повесть» он писал о людях.

Несовпадение второе. Оказывается, стопроцентный реалист любил . Паустовский сделал его героем одного из самых лучших своих сочинений – рассказа «Ночной дилижанс». Хотела сказать, «глубоких», но испугалась тяжеловесности этого слова. Рассказ об итальянском путешествии сказочника инкогнито легок, как паутинка. Правдив он?.. Но правдивы ли притчи? История о напрасном отказе от дара любви заканчивается так серьезно, так мудро:

«Умейте же, мой друг, владеть воображением для счастья людей и для своего счастья, а не для печали».

А вот третье несовпадение . Что может быть общего между ценителем тихого осеннего утра — и бурной киноиндустрией? Оказывается, Паустовский в соавторстве с Иваном Поповым написал сценарий к фильму «Кара-Бугаз», снятому на Ялтинской кинофабрике в 1935 году. И это, если не ошибаюсь, не единственный его киноопыт. А еще Константин Георгиевич – автор пьес. Одна из них, «Наш современник», посвященная жизни Пушкина, шла в Малом театре. Другая, «Поручик Лермонтов», — на сценах провинциальных театров России.

Не знаю, как сейчас складывается театральная жизнь сочинений Паустовского, но кинематограф изредка все же вспоминает о нем. Было бы интересно посмотреть, как оживает рассказ «Снег» в сериале «Остров без любви».

Список таких несовпадений будет длинным, как жизнь. Этим можно воспользоваться. Например, восхититься тем, как боролся писатель за Солженицына. Улыбнуться, представив колоритную фигуру «культурного милиционера» Жоры – одесского приятеля Паустовского. Или оценить шутливое прозвище мастера — «Доктор Пауст».

Его университеты

Он так много ездил, так часто менял места работы, службы, что его анкетные данные «взрывают» ограниченное пространство стандартной анкеты. Условно я поделила бы его биографию на два периода: это годы странствий (1914-1932), а далее – годы созерцания. В первом, при всей его динамике, было внутреннее спокойствие. Оно рождалось от того, что

Паустовский знал: чтобы стать писателем, ему нужно было видеть всё, жить везде.

Константин Паустовский на отдыхе в Тарусе / Фото: Александр Лесс

Годы созерцания были богаты открытиями, которые дарил родной язык. Они были трудными, поскольку писатель не избегал мучительных вопросов творчества. Он до последних дней много ездил. Но возмужавший «доктор Пауст» почти всегда уезжал в далекие и близкие края из своего родного местечка – из Мещеры или из Тарусы.

За два года до кончины он скажет о жизни, которая не всегда была гладкой, — «смертельно интересна во всех своих аспектах».

Со стороны можно заметить, что первым предчувствием яркой биографии стала классическая гимназия в Киеве: вместе с Паустовским учились Михаил Булгаков, Александр Вертинский. Паустовский, по его признанию, «без всякого удержу» писал стихи – «очень нарядные и плохие». После двух лет учебы в Киевском университете перевелся в Московский университет.

В годы Первой мировой был санитаром в поездах, перевозивших раненых. Незадолго до событий 1917 года начал работать репортером в разных газетах. Жил в Одессе. Путешествуя по югу страны, добрался до Баку. Вернувшись в Москву, стал репортером в Российском телеграфном агентстве — знаменитом РОСТА. После выхода в свет повести «Кара-Бугаз», написанной после поездки по Каспийскому побережью, Паустовский уходит со службы. Начинается новая страница в его жизни.

Своей родиной он выбирает среднюю полосу России: отдает ей сердце, а она ему – новое понимание творчества.

А журналистика – неважно, называют эту работу в трудовой книжке «репортерской» или «корреспондентской» — осталась с ним навсегда. В годы Великой Отечественной войны он писал для газет с Южного фронта. В послевоенные годы писал о театре, о новых книгах, о важных датах. И это были статьи, создаваемые по высоким правилам литературы.

Самое главное…

«Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья».

Так начинается рассказ «Желтый свет» (1936). Всего два абзаца, а в них есть настроение, аромат, маленькое событие и даже интрига. Главное, здесь есть автор. Паустовский признавался: Мещера открыла ему связь волшебности русского языка с тихой природой России.


Фото: fabulae.ru

Ради благородной цели исследования творческого процесса в 1953 году он пишет очерк-эссе «Поэзия прозы». Это своего рода конспект будущей большой книги. Писатель даст ей название — «Золотая роза». Он напишет первую часть, вторую – не успеет.

Или, может быть, просто не сложится…

Детали, штрихи могут появляться в рукописи бесконечно. Паустовский успел сказать главное:

«не только литература, но и самое писательство является одним из могучих факторов, создающих человеческое счастье».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Дата рождения: 31 мая 1892 года
Дата смерти: 14 июля 1968 года
Место рождения: город Москва

Константин Георгиевич Паустовский , советский писатель, Паустовский К.Г. - знаменитый автор детских рассказов, родился в Москве 31 мая 1892 года. Все свое детство будущий писатель провел на Украине. Киевский мещанин Георгий Максимович, его отец, перевез свою семью на Украину в 1898. В семье было четверо детей, Константин после ухода отца из семьи был вынужден бросить учебу в школе (он был в 6 классе), чтобы помогать матери.

Образование:

Паустовский получил свое образование в классической гимназии, откуда он поступил в Киевский университет, чтобы продолжить обучение на историко-филологическом факультете. Со временем он перевелся в Московский университет, чтобы дополнить образование на юридическом факультете, но в этот момент началась первая мировая.

Творчество:

В 1912 Паустовский написал свой первый рассказ "На воде", который был напечатан в киевском литературном журнале "Огни". Когда началась война Паустовский мог не уходить в армию, так как на фронт были призваны два старших брата. Он работал в тылу. Во время войны он был вожатым на трамвае, а потом и на санитарном поезде. В качестве санитара он побывал в Белоруссии и Польше в 1915 году.

Он долгое время проработал на заводах в Таганроге, Юзовке, Екатеринославле. В первые годы своего труда он пишет первую большую повесть, которая была опубликована лишь в 1930 году. Повесть "Романтики".

После Октябрьской революции в 1917 году он начал карьеру военного репортера. Именно в этот период началась гражданская война и Паустовский попадает в состав петлюровской армии, а затем присоединяется к красной армии. После окончания войны он использует время для путешествий по южной части России. Долгое время он прожил в Одессе, работая в небольшой местной газете "Моряк".

Именно в этот период его жизни судьба сводит его с И. Бабелем, известным писателем. Чуть позже Паустовский переезжает на Кавказ. Длительное южное путешествие окончилось в Москве лишь в 1923 году, где он тут же устроился редактором в "РОСТА" и начал публиковать собственные работы.

В 1928 году свет увидел его сборник рассказов "Встречные корабли", в 30-х он начал активно работать и печататься в газете "Правда", журналах. Он все так же путешествует по стране, стараясь отражать увиденное в своих рассказах. В 1931 году он написал "Кара-Бугаз", повесть, ставшую поворотным моментом в его жизни. С этого момент публика с интересом принимает самые разные его произведения, успешны "Судьба Шарля Лонсевиля", "Черное море", "Колхида", "Северная повесть" и др. Он пишет большое количество рассказов о мещерском крае.

С началом Великой Отечественной Войны он вновь начинает работу военного корреспондента, пишет немало рассказов. После окончания войны Паустовский путешествует между Москвой и Тарусом, живет то там, то тут. После войны он получил орден Трудового Красного Знамени, а также почетный орден Ленина. В 50-х он стал популярен по всему миру и стал много путешествовать по Чехословакии, Болгарии, Греции, Турции, Швеции и другим европейским странам. В 1965 году он осел на Капри.

Личная жизнь:

Он познакомился со своей будущей женой Екатериной Степановной Городцовой в Крыму. Венчание случилось в 1916. Она родила ему сына Вадима, но в 1936 году они решили развестись. Вторая жена Валерия Владимировна Валишевская-Навашина была сестрой популярного на тот момент художника из Польши. В конце 30-х они поженились и прожили довольно долго. Третьей женой Паустовского стала актриса Т. А. Евтеева Арбузова, у них родился сын Алексей.

Паустовский умер 14 июля 1968 года в столице Советсткого Союза, а похоронен согласно завещанию на кладбище Тарусы. Паустовский был известным мастером русской словесности и умел "рисовать" пейзажи словами. Он привил любовь к природе своей страны и края многим детям, научив их видеть прекрасное во все, что их окружает. Он был награжден орденами, а также получил Георгиевский крест IV степени. Оказал огромное влияние на развитие советской прозы.

Важные вехи в биографии Константина Паустовского:

Родился в 1892
- Переехал на Украину в 1898
- Выпустил "На воде" в 1912
- Работал в тылу с 1914 по 1917
- Женился на Городцовой в 1916
- Стал военным репортером в 1917
- Занял пост редактора "РОСТА" в 1923
- Публикация повести "Кара-Бугаз" в 1931
- Развод с Городцовой, публикация "Черного моря" в 1936
- Награждение орденом Трудового Красного Знамени, выпуск повести "Тарас Шевченко" в 1939
- Работа в качестве военного корреспондента на Южном фронте во время В.О.В.
- Публикация повести "Золотая роза".
- Смерть в 1968

Занимательные факты из биографии Константина Паустовского:

На его творчество оказало огромное влияние наследие Александра Грина
- Оба его брата погибли в один день, но на разных фронтах
- Экранизация повести "Кара-Бугаз" не была допущена в прокат по политическим причинам
- Он был третьим мужем Валишевской
- Алексей, сын от третьего брака, умер в 25 лет из-за передозировки наркотиками
- Марлен Дитрих публично целовала руку писателя и со слезами на глазах благодарила за рассказ "Телеграмма"
- В 1965 году был номинирован на получение Нобелевской премии по литературе, но получил ее Шолохов.

Константин Георгиевич Паустовский - известный русско-советский писатель, автор детских рассказов о природе и произведений в жанре романтизма.

Биография

Детство

Большая часть детства и юношество Паустовского прошли на Украине, куда семья переехала в 1898 году. Отец, Георгий Максимович, был отставным унтер-офицером, киевским мещанином. Мать - Мария Григорьевна (в девичестве - Высочанская). У Константина было два брата и сестра. Когда Костя учился в 6 классе, отец оставил семью, и мальчику пришлось совмещать учёбу с работой, чтобы помочь матери.

Образование

Школой для Паустовского стала Киевская классическая гимназия. После неё он учится сначала в Киевском университете на историко-филологическом факультете, а затем переводится в Московский университет, но уже на юридический. Учёбу прервала война.

Творческий путь

Свой первый рассказ Паустовский написал в 1912 году. Он назывался «На воде» и даже был напечатан в киевском журнале «Огни».

По законам того времени, Паустовского в армию не взяли, так как на фронт ушли два старших брата. Поэтому ему пришлось работать в тылу: сначала вожатым на трамвае, потом на санитарном поезде. В 1915 году в составе санитарного отряда был в Белоруссии и Польше. Работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, Азовском море. Именно в эти годы Паустовский пишет первую повесть, которая увидела свет только в 1930 году - «Романтики».

В 1917 году стал свидетелем Октябрьской революции и начал карьеру военного репортёра. Когда началась гражданская война, Паустовский оказывается на Украине в составе петлюровской армии, потом - в Красной Армии. После окончания военных действий он много ездит по югу, почти 2 года живёт в Одессе, где работает в местной газете «Моряк». К этому времени относится его знакомство с писателем И. Бабелем. После Украины Паустовский жил на Кавказе. В Москву Константин Георгиевич возвратился только в 1923 году. Был редактором «РОСТА», начал печатать собственные произведения.

В 1928 году читатели познакомились с первым сборником Паустовского «Встречные корабли».

30-е годы – это период работы в печатных изданиях: газета «Правда», журналы «30 дней» и «Наши достижения». Много путешествует по стране и свои впечатления от поездок раскрывает в своих произведениях. В 1931 году в Ливне пишет повесть, ставшую ключевым произведением его творчества - «Кара-Бугаз». Это произведение принесло известность автору. В эти годы выходят в свет произведения самой разной тематики: повесть «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Чёрное море», «Созвездие гончих псов», «Северная повесть» (по нему был снят одноимённый фильм в 1960 году), «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», а также большое количество рассказов, посвящённых мещёрскому краю.

С наступлением второй войны в жизни писателя, Великой Отечественной, Паустовский работает на Южном фронте военным корреспондентом и продолжает писать рассказы.

После войны Паустовский живёт либо в Москве, либо в Тарусе. Был награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина. В 50-е годы имя Паустовского становится всемирно известным. Он много путешествует: побывал в Чехословакии, Италии, Болгарии, Польше, Греции, Турции, Швеции. В 1965 году останавливается и живёт на Капри.

Личная жизнь

Путешествуя по городам и весям во время Первой мировой войны Паустовский в Крыму познакомился с Екатериной Степановной Городцовой, дочерью рязанского священника. В 1916 году они обвенчались. В браке родился сын Вадим, но отношения в семье не сложились, и в 1936 году они расстаются.

Второй женой Паустовского становится Валерия Владимировна Валишевская-Навашина, сестра известного польского художника. Они поженились во второй половине 30-х годов.

Третья жена Константина Георгиевича - актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая родила ему сына Алексея.

Смерть

Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968 года, а похоронен он, по его же завещанию, на городском кладбище Тарусы.

Основные достижения Паустовского

  • Паустовский в русской литературе – это художник слова, который мастерски умел рисовать картины природы.
  • Паустовский ценится как детский писатель, который развивает в детях чувство ответственности за родную природу, любовь к красотам родного края.
  • Награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина и Георгиевским крестом IV степени.
  • Творчество Константина Георгиевича Паустовского оказало значительное влияние на писателей «школы лирической прозы» - Ю. П. Казакова, В. А. Солоухина, С. Антонова, В. В. Конецкого.

Важные даты биографии Паустовского

  • 1892 год - рождение
  • 1898 год - переезд из Москвы в Киев
  • 1912 год - поступление в Киевский университет, рассказ «На воде»
  • 1914–1917 года - работа в тылу
  • 1916 год - женитьба на Е. С. Городцовой
  • 1917 год - военный репортёр
  • 1918–1922 года - Гражданская война
  • 1923 год - редактор «РОСТА»
  • 1928 год - сборник «Встречные корабли»
  • 1930 год - повесть «Романтики»
  • 1931 год - «Кара-Бугаз»
  • 1933 год - повесть «Судьба Шарля Лонсевиля»
  • 1934 год - «Колхида»
  • 1936 год - «Чёрное море» , развод с первой женой
  • 1937 год - «Созвездие гончих псов» , «Исаак Левитан» , «Орест Кипренский»
  • 1938 год - «Северная повесть»
  • 1939 год - награждён орденом Трудового Красного знамени, «Тарас Шевченко»
  • 1941–1945 года - военный корреспондент на Южном фронте
  • 1950 год - женитьба на Т. А. Евтеевой–Арбузовой
  • 1955 год - повесть «Золотая роза»
  • 1968 год - смерть
  • Романтизм Паустовского берёт истоки в рассказах Грина, которыми в юношестве переболел писатель.
  • У Константина Георгиевича в один день, но на разных фронтах умерли оба брата.
  • Режиссёр А. Разумный снял в 1935 году фильм «Кара-Бугаз» по повести Паустовского, который не был допущен в прокат по политическим соображениям.
  • Для Валишевской Паустовский был третьим мужем.
  • Сын от третьего брака, Алексей, трагически скончался в возрасте 25 лет от передозировки наркотиков. Вместе с ним чуть не погибла по той же причине его девушка, но её успели спасти.
  • В 1964 году Москву посетила блистательная Марлен Дитрих. После своего выступления в Доме литераторов она попросила встречи с К. Г. Паустовским, который на тот период времени очень болел и лежал в больнице. Вопреки запретам врачей и отказу самого Константина Георгиевича, его всё-таки привезли к ней на встречу. Заливаясь слезами, знаменитая красавица упала перед ним на колени и с чувством поцеловала у старика-писателя руку на глазах у всего зала. Успокоившись, она рассказала о том, что уже давно мечтала поблагодарить советского писателя за его рассказ «Телеграмма».
  • В 1965 году Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, но её отдали другому русскому писателю, Михаилу Шолохову.

Родился Паустовский 31 мая 1892 года. Отец был железнодорожным статистиком, мать происходила из интеллигентной польской семьи. Имел еще сестру и двоих братьев, братья погибли во время Первой мировой войны. Завершив учебу в I Киевской гимназии, поступил в университет, но закончить помешала война, служил санитаром в полевых и тыловых санитарных поездах, потом работал на заводах Юзовки, Екатеринослава, Таганрога, рыбачил в артели на Азовском море. С 1918 года - профессиональный журналист. Печататься начал еще в гимназические годы, но литературная известность пришла с публикацией повести «Кара-Бугаз» в середине 1930-х. В числе иных значительных произведений автобиография «Повесть о жизни», книга о писательском труде «Золотая роза» , сборники рассказов «Повесть о лесах», «Мещерская сторона» . Умер в 1968 году .

Паустовский был небольшого роста, с широкими плечами, большими натруженными ладонями и маленькими, почти детскими ступнями, совсем не русским смуглым горбоносым лицом с резкими морщинами возле рта, блестящими, как два каштана, глазами, зорким, несмотря на сильную близорукость и очки, проницательным взглядом. Вообще в том, что касается внешности, был мнителен и уязвим, особенно переживая по поводу роста.

Еще одним редким свойством Паустовского была деликатность. Замкнутому и неразговорчивому с незнакомыми, ему постоянно приходилось терпеть вокруг себя присутствие людей: коллег по литературному труду - маститых и начинающих, журналистов, просто любопытных - знаменитость ведь. И для каждого находилось слово, тема для беседы, каждому уделялось время, и обязательно выходил навстречу гостю, и всегда провожал до ворот, и, если гость не был неприятен, старался на прощание сказать что-то ласковое: «Очень я вас люблю», «А я о вас все знаю - постоянно у всех спрашиваю».

Чуковский говорил, что считает людей, не слышавших устных рассказов Паустовского, обиженными судьбой. Действительно, он был замечательным и очень своеобразным рассказчиком. В его историях правда всегда соседствовала с вымыслом. Читавшие «Повесть о жизни» помнят трогательные и трагические страницы, на которых описывается первая любовь Паустовского - девушка Леля, встреченная им на фронте, ее нелепая смерть, горе автора. И так оно и было: со своей будущей женой Константин Георгиевич познакомился, работая в санитарном поезде, но она не умерла, и они прожили долгие годы, имели двоих сыновей… Или еще одно воспоминание Паустовского. В начале Второй мировой войны он побывал в качестве военного корреспондента в Одессе, жил в пустой полуразрушенной гостинице с выбитыми стеклами, без электричества и водопровода, умываться приходилось в котельной, где из разорванных труб еще капала вода, и каждый раз появлялся там еще один постоялец, пожилой человек в белой рубашке и элегантных брюках от дорогого костюма. Это был норвежский король, покинувший свою родину и неизвестно какими путями попавший в Одессу. Летом 1941 года Паустовский на самом деле приезжал в Одессу, но остановился в редакционном общежитии фронтовой газеты, да и королю в Одессе неоткуда было взяться. «Факт, освященный слабым сиянием вымысла, вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый, точный до мелочей протокол» , - писал Паустовский.

Первую квартиру получил в начале 1930-х, когда российское телеграфное агентство, где работал, начало строить для сотрудников кооператив, до этого семья скиталась по частным. Правда, на первый взнос (10 руб.) денег не хватило и заявление подал с опозданием, а когда написал, оказалось, что все отдельные квартиры распределены, пришлось довольствоваться коммунальной: две комнаты, кухня, остальные удобства в общем коридоре.

Паустовского называли певцом среднерусской природы, но Крым - «землю покоя, размышлений и поэзии» - он любил не меньше. Впервые побывал у нас в детстве, потом часто приезжал. Жил в Ялте, Коктебеле, Севастополе, очень нравилась Балаклава, Феодосию считал самым морским городом. Писал: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение вызывает ощущение счастья. Таков Крым».

В 1965 году Паустовского и Шолохова выдвинули кандидатами на соискание Нобелевской премии. В заочном споре победил Шолохов. Б. Чичибабин по этому поводу писал: «Тихий Дон» - великий эпический роман - представляется мне несколько устарелым, принадлежащим скорее прошлому, чем настоящему и будущему, а поэтическая проза Паустовского, заставляющая читателя думать, воображать, мечтать, освещенная светом вечности, кажется мне более современной… будь я в Нобелевском комитете, я бы проголосовал за Паустовского».

В начале 1960-х был одним из самых читаемых авторов. Даже в США «Повесть о жизни» называли «удивительной и прекрасной книгой, которую нужно прочесть». Однако, когда писатель отправил рукопись 4-й книги «Повести» в «Новый мир» Твардовскому, тот вернул ее с такой рецензией: «По-прежнему нет труда, борьбы и политики, но есть поэтическое одиночество, море, всяческие красоты природы и, главное, во всем пафос безответственного, обывательской, простите, гордыни, коей плевать на мировую историю… И в принципе редактор «Нового мира» был прав. Свидетель самых бурных лет российской истории XX века, Паустовский скупо, без надрыва, не давая оценок, как о совершившемся факте, говорил о революциях, совершенно не упоминал партию, ее вождей, не часты в повести образы гегемона, зато множество интеллигентов.

Книга действительно выделялась из общего ряда, таких в то время было немного. Паустовский вообще был смелым человеком. В 1934 году, отдыхая в с. Тарловка на Каме, наименовал арендованную лодку «Памяти Грина». А ведь Грина тогда не издавали, книг его не было в библиотеках, считалось, что он, как и , Фенимор Купер , Дюма, разлагает советскую молодежь. Тогда у Паустовского неприятностей не случилось, местные решили, что Грин - иностранный революционер, зато в период борьбы с космополитизмом «этнически чистому» Паустовскому любовь к Грину припомнили, и перед ним надолго закрылись двери издательств. Через несколько лет после войны на своем семинаре в Литинституте Паустовский во всеуслышание назвал «великим художником» А. Платонова, тоже персону «нон-грата» в социалистической литературе. Одним из немногих Паустовский продолжал поддерживать отношения с Б.Пастернаком, травимым властями за издание «Доктора Живаго» в Италии. Символом оттепели стал изданный Паустовским в Калуге альманах «Тарусские страницы» с произведениями Б.Окуджавы, Ю.Казакова, Д.Самойлова, Н.Коржавина, Ю.Трифонова, М.Цветаевой, и будто бы о самом Паустовском писал в нем поэт: «Не заслуга быть русым, Не достоинство - белым. Очень просто быть трусом, Очень трудно быть смелым» .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса