Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игнатий мариупольский мощи. Игнатий Мариупольский — покровитель Донбасса. Пол-ное жи-тие свя-ти-те-ля Иг-на-тия Ма-ри-у-поль-ско-го

Родиной будущего святого был остров Фермия в Греции, где он родился в начале XVIII века в знатном роде Гозадини. С юных лет он воспитывался на святой горе Афон, своеобразном «монашеском государстве», где подвизался его близкий родственник. Там же, полюбив иноческую жизнь, он и принимает монашеский постриг. Постепенно он становится священником, а затем и епископом.

В 1769 году владыка возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую епархию. В то время Крым еще не был присоединен к Российской империи и был управляем крымско-татарскими ханами-мусульманами. Православным жителям, преимущественно грекам, приходилось постоянно претерпевать от мусульман притеснения и жить под угрозой расправы.

Владыка Игнатий поселился в скиту возле греческого селения Марианополь, неподалеку от Бахчисарая – резиденции крымских ханов. Много лет продолжалось его полное лишений и опасностей служение по окормлению православных, но, осознав скорую возможность полного духовного порабощения, а возможно и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения. Царица Екатерина II дала согласие, и 23 апреля 1778 владыка Игнатий после литургии в пещерном храме Свято-Успенского скита призвал всех верных христиан готовиться к исходу из многовекового пленения. По всему полуострову были разосланы гонцы, но что самое удивительное – не нашлось ни одного предателя, и подготовку удалось сохранить в тайне от властей.

В июне того же года около тридцати тысяч человек покинули Крым. Татары не посмели им помешать, ибо исход «прикрывал» сам Александр Суворов, хорошо знакомый мусульманам полководец. В нелегком пути на греков обрушились лишения, голод и даже неизвестная страшная эпидемия, но святитель молился священномученику Харалампию, явившемуся ему в видении перед этим, и болезнь удалось перенести.

На русском берегу Азовского моря греки основали город и назвали его Мариуполь, «город Марии», в честь Царицы Небесной, их Покровительницы на нелегком пути. Теперь, став русскими подданными, они могли беспрепятственно исповедовать свою веру, но, как это обычно бывает, жизнь на новом месте всегда связана с трудностями, тяготами, лишениями, и многие малодушные начали упрекать своего епископа в том, что раньше им жилось проще и сытнее. Эти укоры были для сердца святителя как острые раны, ибо он много лет заботился о своей пастве и всегда учил ее прежде всего сохранять свою веру, а не только материальное благополучие. С тяжелой скорбью и христианской кротостью в ответ на эти упреки он ушел из города и поселился в шести верстах от него в каменной келии, где и преставился ко Господу 3 февраля (старого стиля) 1786 года, а тело его было погребено в первом Мариупольском храме во имя святого Харалампия.

Постепенно память святителя начала обретать благодарных исследователей, и на его могиле стали служиться панихиды, а о его жизни – проводиться изыскания. Но после революции, конечно, все это было предано забвению, и в 1936 году Свято-Харалампиевский собор был разрушен, а гроб с телом святого – вскрыт. Тогда и было обнаружено, что мощи его нетленны. К сожалению, они не сохранились до наших дней целиком. Во время освобождения Мариуполя от фашистских захватчиков город горел и святые мощи пострадали в огне. Осталась лишь небольшая частица, которая и хранится сейчас в Свято-Николо-Преображенском храме Мариуполя.

16 февраля ― память святителя Игнатия Мариупольского. 239 лет назад он стал главным участником великих исторических событий: благодаря этому святому мужу более 30 тысяч греков покинуло пределы турецко-татарского Крыма. Об угоднике Божием, которого называют «Моисеем мариупольских греков», ― в проповеди Святогорского наместника.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, братья и сестры, Церковь празднует память святителя Игнатия, митрополита Готфейского, Мариупольского чудотворца.

Сей угодник Божий был родом грек, жил в Крыму, где было очень много православных греков ещё со времён древней Византийской империи. Начиная с XIV века, Крым захватили татары, которые по сегодняшний день проживают на его территории. И по причине заселения их в Крыму, началось уничижение православного населения. Православные греки отстаивали право быть православными христианами на протяжении столетий, находясь во враждебном по вере государстве (Византия была под Турцией, а Крым ― под татарами, соответственно). И в XVIII веке, видно, терпения уже не стало, и митрополит Игнатий, который возглавлял епархию в Крыму, на Пасху собрал в Бахчисарайском монастыре всё православное греческое население, и перед этим договорившись с правительством России, с Екатериной II, он объявил о выходе греков из Крыма. Для охраны православных греков Екатерина II послала Суворова вместе с войсками, чтобы охранять этот исход. И как в древности Моисей выводил народ израильский из Египта в землю обетованную, так святитель Игнатий стал Моисеем для Крымских греков, выводя их уже в пределы теперешней нашей Донецкой области.

Они взяли с собой чудотворную икону Божией Матери, чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца, и во главе с этими святынями приехали и основали город Мариуполь, посвятив его Божией Матери и вручив Её покрову (Мариуполь в переводе с греческого ― город Марии). И как говорит пословица: «Не стоит село без праведника, и город без святого», город во многом обязан молитвенному заступничеству святителя Игнатия Мариупольского. Он много перетерпел, как Моисей в своё время, потому что народ переселившийся роптал на неустроенность, на болезни возникшие, часто роптали и обвиняли владыку, что он их из Крыма вывел, как в своё время народ израильский роптал на Моисея, говоря: «Вернёмся назад, к котлам с египетским мясом», забывая, что в Египте они были в рабстве. Так и здесь точно так же, ему много пришлось перетерпеть, и только смирением, любовью и молитвой за народ он превозмогал все эти скорби.

После кончины его мощи были обретены абсолютно нетленными. Но ещё при жизни святитель Игнатий оставил завещание: «Я сгорю вместе с городом», ― говорил он. Его мощи были нетленны, хранились в Харлампиевском храме, затем после его закрытия сберегались православными. И вот во время Великой Отечественной войны, когда немцы, отступая, подожгли город Мариуполь, то сгорел и дом, где хранились мощи святителя Игнатия. И мощи уже собраны были верующими, то, что осталось ― уже обгоревшие их части. Поэтому они хранятся сейчас в небольшом ковчеге. Часть нетленных мощей святителя Игнатия лежит в иконе его, которая на аналое, и которая привезена была в обитель в день его прославления в Мариуполе.

А насколько угодники Божии участвуют в нашем спасении, молятся за нас, можно ярко проследить хотя бы на сегодняшнем примере (примеч. ред.: 16 февраля 2014 года ). Мы, братья и сестры, сегодня рукополагали отца Герасима. Уже давно он живёт здесь, недалеко семья его живёт в селе, купив дом. И родителям, конечно, благодарность и низкий поклон за то, что воспитали сына в страхе Божии, в стремлении к спасению, к благочестию и монашеству, смогли своим родительским благочестием и молитвами насадить в его душе добрые плоды, которые, дай Бог, ещё произрастут, и будут утешением для вашего родительского сердца. Но как-то уже и забылось, откуда переехала семья, и поэтому я хотел назначить хиротонию на Сретенье Господне. Но по некоторым сложившимся причинам пришлось хиротонию перенести на сегодняшний день, когда празднуется память святителя Игнатия Мариупольского. И вот вчера, приводя к присяге перед хиротонией в алтаре и заполняя соответствующие документы, я спросил: «Место рождения?» ― «Город Мариуполь», был ответ. И мало того, не только город Мариуполь, но он ещё с детства ходил в храм Николая Чудотворца, к отцу Николаю Марковскому, где мощи святителя Игнатия Мариупольского хранятся. И кроме этого, он ещё в семилетнем возрасте с воскресной школой храма этого, с отцом Гавриилом, с архидьяконом, приехал сюда к нам, в святую обитель впервые, и здесь уже и остался сердцем своим. И уже, хотя, казалось бы, вот, молодого постригли в монахи, и молодого рукоположили в дьяконы, но он-то молодой, а стаж у него уже взрослый ― с семи лет любовь к этому святому месту, к нашей святой обители.

И я думаю, что ничего зря не бывает, братья и сестры. И то, что святитель Игнатий Мариупольский, под покровом которого он возрастал, перенёс на сегодняшний день его хиротонию, на день своей памяти, это говорит, что он за него молился, покровительствовал и поныне покровительствует о нём, как о уроженце Мариуполя, прихожанине своего храма, где хранятся его святые мощи. Для людей невнимательных всё ― случайность, а для людей благоговейных и внимательных во всём промысел Божий. И я вижу здесь промысел Божий, молитвенное предстательство угодника Божия. И вот как раз ― яркий пример тому, как угодники Божии участвуют в нашей жизни. Мы даже подчас и не знаем, как они за нас молятся, как они за нас предстательствуют, как они за нас переживают и наставляют на всякое доброе дело. И вот такие моменты, такие случаи как раз показывают об их, угодников Божиих, любви к нам.

Поэтому молитесь и вы, братья и сестры, святителю Игнатию Мариупольскому. Потому что он сегодня был внимателен и любвеобилен к новорукоположенному дьякону, отцу Герасиму, но может с такой же любовью молиться и за каждого из вас, лишь бы вы с любовью тоже почитали сего угодника Божия, и наше почитание не шло бы вразрез с благочестием нашей жизни. Чтобы она была благочестива, а не только по названию носили мы звание христиан, чтобы и образ жизни был соответствующий.

Святитель Игнатий мог бы спокойно и при том турецком правительстве, будучи митрополитом, как-то устроить свою жизнь, не обращая внимания на народ. Он ушёл вместе с народом и терпел скорби, болезни, холод, лишения, нестроения, но народ свой не оставил и остался с народом по сегодняшний день как молитвенник за народ православный, недаром сегодня Евангелие читалось: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы » (Ин. 10:11). Храни всех Господь и Царица Небесная, за молитвы святителя Игнатия Мариупольского, покровителя нашего края, угодника, имеющего такую любовь к своей пастве, аминь.

Пастырское послание высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Хариупольского, экзарха Патриарха Константинопольского

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, Экзархат Константинопольского Патриархата, как и другие церковные юрисдикции Запада, с озабоченностью следит за развитием напряженных отношений между Православными Церквями и в то же время с особой остротой переживает их в своей внутренней жизни.

Будучи укорененными в духовном и культурном наследии русской эмиграции, приходы и общины Архиепископии сталкиваются с множеством вопросов со стороны верующих в связи с напряженностью, которая недавно возникла между Московским Патриархатом и Патриархатом Вселенским, в ведении которого мы состоим. Первый из вопросов, с которыми сталкиваются наши священники и наши миряне, - это, безусловно, самый серьезный вопрос о евхаристическом общении.

Московский Патриархат принял одностороннее решение прервать евхаристическое общение с Вселенским Патриархатом, сделав это решение обязательным для всех верующих, клириков и мирян. Для Архиепископии, привыкшей к сослужению с Московским Патриархатом, этот разрыв общения - великое страдание. Фактически, почти ни в один момент истории Архиепископия не находилась в полном разрыве общения с Московским Патриархатом даже в самые мрачные времена ХХ-го века, поскольку Архиепископия, как и весь Вселенский Патриархат, и Московский Патриархат всегда продолжали исповедовать один и тот же символ веры. Именно исповедание веры является мерилом православия наших церквей, и до сих пор ни одна из них не изменяла символа веры.

В силу своего одностороннего (и, на наш взгляд, чрезмерного) характера решение, принятое Священным Синодом Московского Патриархата, очевидно, неприменимо в церквях Архиепископии. В нынешней ситуации наши священники и дьяконы не допускаются к сослужению в церквях, принадлежащих к Московскому Патриархату, хотя им не запрещается посещать эти церкви в личном порядке, незаметно присоединяясь к молитве всей Церкви. Но согласно православной экклезиологии, этот запрет не может относиться к мирянам, то есть, к крещеным православным верующим, которые не являются рукоположенными дьяконами, священниками или епископами. В отношении таинств мирянин в Западной Европе принадлежит к единому соборному Телу Христову, то есть, ко всем юрисдикциям одновременно, а не к одной иерархической структуре, будь то константинопольской, московской или иной.

Крещеные люди не являются собственностью епископов, они - члены единого церковного тела, собранного в том месте, где они находятся. Так, православный верующий Санкт-Петербурга, переселяясь на Крит, перестает быть членом Российской церкви и становится полноправным членом церкви Критской, которая принадлежит к Вселенскому Патриархату. В отличие от клириков, миряне не нуждаются в каноническом отпуске своего епископа при изменении места жительства.

В силу того, что в западных странах множество православных епископских юрисдикций сосуществуют на одной и той же территории, наши верующие в отношении таинств потенциально являются членами всех церковных юрисдикций, исповедующих один и тот же символ веры. Разумеется, верующие могут нести определенные обязанности в том или ином приходе, но это нисколько не уменьшает их принадлежности ко всему телу церковному. Сосуществование нескольких юрисдикций на одной территории, которая часто подвергается критике, представляется в нынешних условиях фактором, побуждающим к единству в таинствах.

Не следует оскорблять благодать Божию, присутствующую и действующую во всех наших Церквях, поскольку в них сохраняется православная вера, даже при возникновении конфликтов. Напротив, нам следует положиться на действие Святого Духа в первую очередь через евхаристическое общение, к которому мы призваны. Мы заверяем духовенство Московского Патриархата в нашей братской любви и надеемся, что как можно скорее сможем снова участвовать в совместных богослужениях. Что касается мирян, мы повторно уверяем их в общении веры и любви и ожидаем у Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа всех православных верующих, желающих отозваться на призыв Господа: «Примите ядите, сие есть тело мое, за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть кровь моя, Нового Завета, за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

† Архиепископ ИОАНН Хариупольский, патриарший экзарх православных русских церквей в Западной Европе

Иллюстрация: Архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) справа/Фото: stcaterina.com

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Митрополит Игнатий (в миру Иа́ковос Гозади́ноc , греч. Ιάκωβος Γοζαδίνος или Иаков Хазадинов ; (1715 ) , Греция - 16 февраля , Мариуполь) - епископ Русской православной церкви , ранее - Константинопольской православной церкви, митрополит Готфский и Кефайский .

Биография

Святитель Игнатий родился на острове Фермия в Греции в 1715 году и принадлежал знатному роду Гозадинов. С юных лет воспитывался на святой горе Афон , где он и принял монашеский постриг. Позже был рукоположен в священники , затем возведён в епископский сан. Впоследствии был вызван в Константинополь и назначен членом Вселенского патриаршего синклита и возведен в сан архиепископа .

После смерти в 1769 году митрополита Готфского и Кефайского Гедеона поставлен митрополитом на его кафедру.

23 апреля 1771 года Игнатий прибыл в Крым . Игнатий поселился в Успенском скиту возле греческого селения Мариамполь , ставшем в XVIII веке резиденцией Готского митрополита. Приезд святителя на полуостров совпал с разгаром очередной русско-турецкой войны . Опасаясь полного духовного порабощения и физического уничтожения своей паствы, святитель обратился к русскому правительству с прошением принять крымских христиан в русское подданство и дать им землю для поселения.

Митрополит Игнатий умер 16 февраля 1786 года и был похоронен справа перед иконостасом в соборной церкви святого Харлампия (на месте нынешнего ДОСААФа) в Мариуполе по восточному обычаю: в склепе были поставлены кресла, и митрополит в полном архиерейском облачении сидит в этих креслах.

В 1788 году была упразднена Готфская митрополия и присоединена к Славянской епархии .

Канонизация и почитание

11 июня 1997 года решением Священного Синода Украинской православной церкви (Московского Патриархата) был причислен к лику святых. День памяти - 3 (16) февраля .

15 ноября 1998 году, в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя, был совершён чин прославления святителя Игнатия Мариупольского .

Напишите отзыв о статье "Игнатий Мариупольский"

Примечания

Ссылки

  • Иеродиакон Тихон (Васильев) на сайте Православие.Ru , 4 августа 2008 года
  • //Сайт «Греки Украины».
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • на YouTube (укр.)

Отрывок, характеризующий Игнатий Мариупольский

– Ребята! – крикнул громким, самоуверенным и веселым голосом Милорадович, видимо, до такой степени возбужденный звуками стрельбы, ожиданием сражения и видом молодцов апшеронцев, еще своих суворовских товарищей, бойко проходивших мимо императоров, что забыл о присутствии государя. – Ребята, вам не первую деревню брать! – крикнул он.
– Рады стараться! – прокричали солдаты.
Лошадь государя шарахнулась от неожиданного крика. Лошадь эта, носившая государя еще на смотрах в России, здесь, на Аустерлицком поле, несла своего седока, выдерживая его рассеянные удары левой ногой, настораживала уши от звуков выстрелов, точно так же, как она делала это на Марсовом поле, не понимая значения ни этих слышавшихся выстрелов, ни соседства вороного жеребца императора Франца, ни всего того, что говорил, думал, чувствовал в этот день тот, кто ехал на ней.
Государь с улыбкой обратился к одному из своих приближенных, указывая на молодцов апшеронцев, и что то сказал ему.

Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами.
Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска.
Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему.
– Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы!
Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами.
– Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса.
Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов.
«Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать.
Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
– Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
– Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
– Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.
Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат.
Солдаты без команды стали стрелять.
– Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?
Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
– Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно.
«Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.

Более 200 лет назад Игнатий Мариупольский прославился тем, что вывел из Крыма в Приазовье греков, пребывавших под татарским гнетом, поселил их на берегах Азовского моря, основав тем самым город Мариуполь и еще 23 населенных пункта, благополучно существующие и поныне.

В эти дни в память о подвиге святого Игнатия проходит своеобразная акция — автопробег на ретро-автомобилях из Бахчисарая (места исхода крымских греков) до Мариуполя, а затем и Донецка. В автопробеге участвуют священники, они везут с собой икону святителя Игнатия Мариупольского. В храмах по пути следования они будут служить молебны в честь этого святого, а также читать лекции и рассказывать людям об Игнатии Мариупольском, чтобы ширилось его почитание. А ведь при жизни святителя Игнатия, да и первые сто лет после его смерти имя этого человека мало что говорило простому народу… Более того, выведенные из Крыма греки далеко не все были довольны изменениями в своей судьбе, ведь они покинули цветущий Крым и начали осваивать нетронутые земли. Однако масштаб совершенного Игнатием Мариупольским объективно оценили его дальние потомки и прославили его в лике святых.

От Черного моря к Азовскому

О жизни Игнатия Мариупольского сведений сохранилось не так уж и много. Известно, что родился он в 1715 году на греческом острове Фермия (нынешний Китнос) в знатной благочестивой семье Гозадини. Родители назвали его Иаковом. Остров Фермия в то время находился под властью турок. Покоренные иноверцами греки хотя и имели определенные гражданские и религиозные права, но никогда не забывали отом, что их родина была в прошлом центром всего православного мира. Они мечтали о ее возрождении и в этой надежде воспитывали детей.

Образование Иаков получил в Венеции, в созданной там Греческой коллегии.

После школы он взял благословение у родителей и отправился на Святую Гору Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников. Там еще юношей он принял монашеский постриг с именем Игнатий в честь великого святого Игнатия Богоносца. Затем он прошел все иерархические степени священства и получил епископский сан.

Современники характеризовали святителя Игнатия как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел».

В 1769 году по решению священноначалия святитель Игнатий в сане митрополита возглавил в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру. Он поселился в Свято-Успенском монастыре недалеко от Бахчисарая. Здесь и пригодились ему его природные организаторские способности, подмеченные его современниками. За семь лет, проведенные здесь, святитель Игнатий неоднократно становился свидетелем притеснения крымских греков татарским населением. Однако опасность была не только физическая: святитель Игнатий с горечью отмечал, что часть греческого населения — исконного носителя православия — отатаривается… И тогда владыка начал писать императрице Екатерине с просьбой принять греков-христиан в подданство России. Письма святителя Игнатия попали на благодатную почву. Екатерина II видела в современных ей греках наследников Древней Греции, носителей мощной культуры и спасти их от татарского ига посчитала делом государственной важности. Кроме того, она понимала, что массовый исход греков ослабит экономику Крымского полуострова и Россия сможет установить над ним полный контроль (что вскоре и произошло). Так или иначе, но императрица определила грекам места для проживания на берегу Азовского моря, а великий полководец Александр Суворов оказывал военную поддержку этому исходу.

«Моисей мариупольских греков»

Агитация за переселение среди греков проходила в течение нескольких месяцев в глубочайшей тайне от татар. Примечательно, что не нашлось ни одного предателя: исход греков стал для татар неожиданностью, они не смогли ему помешать.

Так, в июне 1778 года, оставив свои дома и могилы предков и взяв с собой великую святыню — Бахчисарайскую икону Бо-жией Матери «Одигитрия»(«Путеводительница»), греки отправились в путь. С собой они забрали также икону святого Георгия Победоносца из обители на Фиоленте. Тогда около 20 тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма.

Путь был нелегким. Как и библейского Моисея, святителя Игнатия, случалось, обвиняли в том, что это по его милости люди терпят лишения похода. Он же терпеливо сносил упреки и постоянно молился. Вскоре среди греков вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Владыка начал молиться священномученику Харлампию, и народ был спасен. И хотя многие роптали, предлагали вернуться назад, сетовали на трудности пути, святитель Игнатий радовался чуду исцеления больных и не впадал в отчаяние от того, что его труды не были оценены по достоинству.

На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, названный в честь Царицы Небесной, Покровительницы христиан в пути и в дальнейшей жизни на новом месте. Владыка перешел под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Херсонской и Славянской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кафайского. За проявленные подвиг и мужество императрица Екатерина II наградила его бриллиантовой панагией.

На новом месте святителя Игнатия ожидали новые заботы. Он основывал поселения, строил и освящал храмы. Жизнь переселенцев не была безоблачной: на берег нередко высаживались турецкие десанты с целью вернуть бежавших, и многие по-прежнему считали владыку виновным в своих бедах. Тот же переносил все со смирением. Примечательно, что, устраивая жизнь своей паствы, сам святитель жил в убогой землянке. Дом ему построили только тогда, когда вспыхнувший в землянке пожар уничтожил все скудное имущество владыки…

В рукописи архиепископа Гавриила рассказывается о месте, где пребывал святитель Игнатий: «Он избрал для духовного отдохновения особое место — в шести верстах от города вверх по речке , где развел хороший фруктовый сад, выстроив в нем каменную келью для молитвословия. Поблизости оттуда сооружен был также каменный, черепицей крытый домик о пяти окнах. Здесь предполагал преосвященный устроить монастырь во имя великомученика и победоносца Георгия, особенно греками почитаемого, но со смертию его пресеклись и все благородные его преднамерения».

В 1786 году после двухнедельной болезни владыка отошел ко Господу. Похоронен он был в первом мариупольском храме — в соборе святого Харлампия. Но неблагодарность соотечественников еще долго не иссякала как по отношению к святителю, так и к его родне. «Загородный приют преосвященного обветшал, сад заглох крапивою, а келья и молитвенный дом разрушаются. Со смертью его прекратилось и существование в России епархии Готфийской и Кафийской, с ним же и возникшей и продолжавшейся без малого семь лет», — рассказывает архиепископ Гавриил.

Спасение мощей святителя

Со временем благодарные потомки стали возрождать память о святителе Игнатии. Однако вскоре наступило новое испытание: революция, война, разруха.

В 1936 году Свято-Харлампиевский собор Мариуполя был разрушен, а гроб святителя Игнатия вскрыт безбожниками. Тогда же обнаружилось, что мощи его нетленны. Как вспоминают очевидцы, было такое ощущение, что владыка просто уснул, сидя в кресле (по греческому обычаю епископов погребают в сидячем положении). Мощи перенесли в подвал Краеведческого музея, а в годы оккупации, когда немцы разрешили открыть собор в одной из пятиэтажек Мариуполя, нетленные мощи святителя были доставлены туда. Их поместили в часовню внутри собора и каждый понедельник служили по святителю панихиду.

Протоиерей Василий Мултых так вспоминал о последующих событиях: «При отступлении немцы подожгли множество зданий, в число которых входила пятиэтажка, где находился кафедральный собор. Я не могу передать состояние моей души при виде горящего храма и находящихся там святых мощей. Ужас охватывал меня при мысли, что там, в кафедральном соборе, в огне погибает последняя святыня нашего многострадального народа — приазовских греков. Я не мог дождаться того дня, когда утихнет пламя. Каждый день я приходил к зданию с одной целью — скорее войти в него, чтобы спасти мощи».

Оказалось, что часть мощей уцелела. Василий Мултых собрал их в деревянный ковчег. После войны мощи пребывали в церкви Преображения Господня, затем в Портовской церкви, откуда в 1997 году были торжественно перенесены в Свято-Никольский кафедральный собор в Новоселовке.

Плоды трудов

Теперь, с расстояния 225 лет, мы можем оценить подвиг святителя Игнатия, потому что видим плоды его трудов. Что же мы имеем на сегодняшний день? По итогам переписи 2001 года современная греческая диаспора Приазовья насчитывает 91,5 тыс. человек. Действуют греческие школы, гуманитарный университет, культурные центры, греки Приазовья издают свою газету и активно сохраняют язык вплоть до диалектов: выпускаются словари, ведется научная работа. А главное — приазовские греки остались православными, так что миссия святителя Игнатия оказалась выполненной в таком объеме, который и не снился тем переселенцам, упрекавшим его в том, что он — причина их бедственного положения…

11 июня 1997 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, заслушав рапорт Преосвященного Илариона, архиепископа Донецкого и Мариупольского, принял решение о причислении святителя Игнатия (Гозадини), митрополита Готфейского и Кафайского к лику святых. Торжественный чин прославления митрополита Игнатия был совершен 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя.

Так окончилось время несправедливых гонений и недолжного отношения к памяти святого, так прославил Господь верного Своего служителя. Теперь к святителю Игнатию как к своему небесному покровителю возносит молитвы православная паства всего Донецкого края. В Мариуполе святителю установлен памятник, а в Донецке на территории в 2003 году был освящен храм в честь святителя Игнатия Мариупольского, где каждый день возносятся молитвы о благополучии трудящегося народа святому покровителю Донбасса.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса