Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Художник Крамской и картина «Неизвестная. Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского

Из русских художников наиболее мистическим считается Илья Репин. Одна картина «Иван Грозный и сын его Иван» чего стоит, не говоря уже о знаменитых портретах, после написания которых, почти все люди, позировавшие великому художнику, вскоре умирали.

Однако сам Илья Репин считал свои первым учителем не менее известного и талантливого русского художника Ивана Крамского, картины которого, особенно «Русалки», тоже, мягко говоря, не лишены мистицизма.

Художник-передвижник Иван Крамской был просто очарован творчеством Николая Гоголя, особенно поразила его повесть «Майская ночь, или Утопленница». Конечно, такое произведение просто не могло не привлекать художников, и многие из них иллюстрировали это произведение, стремясь передать в картинках тот удивительный и таинственный украинский быт, который описал в своей книге величайший русский писатель-мистик.

Однако художник Крамской в своей картине «Русалки» решил посоревноваться с Гоголем в передаче фантастической красоты и таинственности лунной ночи, когда на берег загадочного пруда выходят подводные красавицы. Однако ему долгое время никак не удавалось поймать эту завораживающую, почти мистическую притягательность гоголевской майской ночи. Художник много раз перечитывает произведение, стараясь всем сердцем окунуться в ту атмосферу, однако постоянно сетует, насколько трудная эта штука – таинственный лунный свет. Позднее он напишет в своих дневниках, что чуть не сломал себе шею на этой картине, однако луну все-таки «поймал» — и вышло, в конечном счете, действительно фантастическое полотно.

Картина «Русалки» Крамского оказалась не только фантастически притягательной, но еще и мистически загадочной. Критики оценили ее высоко, однако вскоре даже самые восторженные из них умолкли. Дело в том, что на первой выставке передвижников эту картину повесили рядом с саврасовским пейзажем «Грачи прилетели». Ночью пейзаж грохнулся на пол. Кто-то тогда даже пошутил, что русалки не одобрили такое соседство. Но вскоре и шутки пропали. Картина «Русалки» вызывала какой-то мистический холодок и ужас у посетителей выставки.

После выставки обе картины, то есть и «Грачей» и «Русалок», приобрел для своей галереи Павел Третьяков. И тут он столкнулся с тем, что для картины Крамского трудно подобрать место. Сначала ее повесили в залу, но оттуда, по словам прислуги, по ночам стало веять сыростью и прохладой, да еще и пение слышалось. Уборщицы отказывались заходить по этой причине в комнату, боялись.

Сам Третьяков не страдал мистицизмом, почему вначале не придал этому большого значения. Однако уже вскоре стал замечать, что стоит ему побыть в этой комнате, рядом с «Русалками» Крамского, как из него будто выкачивали все жизненные силы, он чувствовал усталость, вялость, сонливость. Кроме того, на картину стали жаловаться и посетители галереи, говоря, что на «Русалок» нельзя долго смотреть без какого-то внутреннего содрогания, а чувствительные барышни — те и вовсе падали от этой картины в обморок.

И хотя доказательства взаимосвязи таких обмороков с картиной не имелось, Третьяков по совету своей старой няни перевесил «Русалок» в дальний угол, где на нее не падал солнечный свет. С тех пор посетители перестали жаловаться на картину, а сама она (или ее русалки, страдающие от солнечного света) успокоилась и не причиняла больше никому никаких беспокойств.

Картина Крамского «Незнакомка»

Иван Крамской написал еще одну мистическую картину — «Неизвестная», или «Незнакомка». На первый взгляд в этом портрете нет ничего необычного. Разве только современники художника никак не могли определить, с кого же была писана эта красавица. Сам портретист только усмехался, но имя женщины назвать отказывался, отшучиваясь, что таковой, может, и нет вовсе.

Третьяков «Незнакомку» Крамского приобрести отказался, почему – никто не знает. Есть разные версии, но учитывая, что меценат не страдал мистицизмом, трудно поверить, что он прислушался к распространенному в то время мнению, будто портреты красавиц способны губительно влиять на мужчин. Скорее всего, Третьяков просто обладал фантастической интуицией, которая подсказала ему, что для его галереи «Неизвестная» еще «не созрела».

И картина начала свое мистическое путешествие по частным коллекциям, все более обрастая дурной славой. Первого ее владельца тут же бросила жена, у второго – сгорел особняк, третий как-то быстро и странно обанкротился. Уже вскоре стали говорить, что во всех бедах виной «роковая» картина Крамского.

Кстати, сам художник тоже пострадал от нее. После завершения этого мистического портрета, у него как-то странно друг за другом умирают два его сына…

Вскоре «Незнакомка» ушла за границу, однако и здесь продолжала приносить только беды и несчастья своим владельцам. И только в 1925 году она вернулась в Россию и, заняв подобающее ей место в Третьяковской галерее, наконец-то успокоилась. Вот, оказывается, где была ее пристань…

«Неизвестная» - самое известное произведение художника Ивана Крамского. Дав картине название «Неизвестная», Крамской навсегда наделил своё произведение таинственностью и недосказанностью.

Описание картины Ивана Крамского «Неизвестная»

На картине изображена молодая женщина, проезжающая в коляске по Аничкову мосту в Санкт-Петербурге. Дама одета по последнему писку моды: на ней шляпа «Франциск», отделанная изящными лёгкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х годов, претендующие на дорогую элегантность. Однако, это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

Иван Крамской, «Неизвестная», 1883, холст, масло, 75,5 х 99, Третьяковская галерея, Москва

Наиболее вероятно, перед нами - дама полусвета. Критика называла её «кокоткой в коляске», «дорогой камелией» и «одним из исчадий больших городов», так как черты женщины на картине имеют некоторую демоничность: она волевая, но утончённая и чувственная, с глубоким и проницательным взглядом.

Картина «Неизвестная» написана в стиле реализм и стоит на границе портрета и тематической картины. На первой же выставке, в которой участвовала картина, она имела огромный успех, а знакомые пытались выяснить у Ивана Крамского, кто изображён на картине. Крамской от ответа уклонился.

Кто изображён на картине

Тайну личности «Неизвестной» Иван Крамской сохранил до конца: ни в каких записях он не оставил информации о том, кто эта женщина.

Существует несколько версий , кто же это:

Что портрет написан с Марии Ярошенко - жены художника Ярошенко;

Что портрет - это собирательный образ дамы 1880-х годов;

Что это грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая, якобы, была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны;

Что это - портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской.

И самая распространённая версия - что это Матрёна Саввишна Бестужева , бывшая курская крестьянка, вышедшая замуж за Бестужева.

В частности, в Курской энциклопедии (составитель Гойзман Ш.Р., Курск, 2004-2016) указана такая информация:

«В 1870-х К. был дружен с семьёй Бестужевых, в частности, с Матрёной Саввишной Бестужевой , которая происходила из крестьян с. Миленино Фатежского уезда. Однако под давлением родни Бестужев расторг брак, и Матрёна Саввишна решила вернуться на родину. При расставании с ней К. условился о переписке, но, не дождавшись писем, сам поехал в Фатеж и узнал печальную весть: в пути М. С. Бестужева тяжело заболела и умерла в Фатежской земской больнице. По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, поэтому М.С. Бестужеву похоронили на кладбище её родного села. За время пребывания в Фатеже и в с. Миленино К. сделал несколько портретных эскизов фатежан и сельских пейзажных зарисовок, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Полесовщик" (1874, Третьяковская галерея) и "Сельская кузница", "Мужик с уздечкой" (1883, Музей русского искусства, Киев) и др. К. нарисовал также и портрет М. С. Бестужевой , который впоследствии получил широкую известность под названием "Неизвестная" (1883, Третьяковская галерея). Этот портрет (см. иллюстрацию к статье) был написан им под впечатлением рассказа Матрёны Саввишны о случайной встрече со своей свекровью, бывшей фатежской барыней на одной из петербургских улиц».

Этюд

Иван Крамской, «Неизвестная. Этюд»,1883 год, Собрание доктора Душана Фридриха (Прага)

Существует также этюд «Неизвестной», он находится в частном собрании в Праге. В этом варианте в глазах женщины читается надменность, дерзость, пресыщенность, которых нет в окончательном варианте.

Где находится картина «Неизвестная»

Картина «Неизвестная» Ивана Крамского входит в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи и экспонируется в отделении по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 20.

«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, признанного далеко за пределами родины автора. Шедевр, созданный малоизвестным портретистом, стал известен всему миру.

Картина «Неизвестная»

Сомнений, кто написал картину «Неизвестная», нет. Автором произведения является художник Иван Николаевич. Загадкой остается информация относительно девушки, изображенной на полотне. Создатель не оставил комментариев, записей дневника, любой другой информации. Одна из версий гласит, портрет неизвестной Ивана Крамского – прототип горячо любимой дочери художника Софии. Девушка погибла в юном возрасте. Событие стало причиной душевных терзаний талантливого создателя.

История создания картины Крамского «Неизвестная» включает несколько теорий относительно персоны женщины. Матрена Саввишна, работавшая горничной графа Бестужева, возможно, стала натурщицей мастера. Другая версия – мастер создал портрет, вдохновившись трагической судьбой грузинской княжны Варвары Туркестановой.

Мир увидел загадочную леди на холсте 2 марта 1883(открытие 11 выставки Товарищества художественных передвижных выставок). Полотно стало настоящим фурором, вызвав неподдельный восторг широкой публики. Третьяков был несколько другого мнения. Владелец галереи отказался приобретать холст.

Пик популярности приходится на период СССР. Во время демократизации портрет выставляется обозрению посетителей Третьяковской галереи. Автор картины «Неизвестная» впоследствии стал популярным благодаря этому произведению.

Интересные факторы о картине «Неизвестная» Крамского следующие:

  • обладает плохой мистической славой;
  • долгое время находилась в частных коллекциях;
  • временные владельцы обзавелись проблемами личного характера после приобретения (бросила жена, сгорел дом, банкротство, смерть);
  • автор пострадал от полотна(после завершения работы таинственным образом скончались 2 сына художника);
  • до 1925 полотно находилось заграницей (приватные коллекции).

Описание картины

Художественное описание картины Крамского «Неизвестная» лучше начать портретом мистической незнакомки. Взору открывается молодая прекрасная женщина, сидящая в коляске. Дама выглядит изыскано, элегантно.

Голову украшает бархатный берет, именуемый «Франциск». Головные уборы подобного рода можно увидеть на портретах дворян 16-17 века. Под шапкой видим большую копну темных волос. Пальто пошито с дорого сукна, украшено мехом соболя, шелковыми лентами темно-синего цвета. Верхняя одежда ассоциируется с генеральской шинелью, которые носили тогдашние аристократы. Отсюда можно предположить высокое происхождение женщины.

Смуглое лицо красавицы слегка покрыто румянцем. Большие ресницы, пухлые губи, игривая полуулыбка передают женственность героини. Фактически работа является эталоном женственности.


Взор привлекает муфта, которую держит незнакомка. Изделие украшено соболиным мехом, пестрыми синими лентами. Руки покрывают перчатки, дополняя гаму темно-синих цветов одеяний дамы. Левая рука украшена бижутерией. Видим огромный золотой браслет.

Фоном служат очертания Аничкова Дворца, окутанного легким туманом морозным зимним утром. Можно предположить, что коляска находится на мосту, ведущему к дворцу. Изображение (подобно кадру фильма, отснятому крупным планом)довольно необычно для работ той эпохи. Лицо героини выходит на первый план, привлекая внимание зрителя. Отчетливо видны глаза, взгляд далекий, грустный, немного высокомерный.

Критики, опровергающие факт изображения Иваном Николаевичем своей дочери, склонны утверждать, что прекрасная леди имеет свойства «Дамы с камелиями». Предположительно женщина является богатой содержанкой или актрисой, имеющей покровительство влиятельных личностей. Тогдашнее дворянство переживало глубокий упадок. Чистокровные дамы не позволяли себе столь дорогих нарядов в силу экономии. Одеваться по последним модным тенденциям было отличительной чертой женщин, попавших в высший свет благодаря большим деньгам.

Игра теней, падение дневного света, тона одежды, очертания фигуры говорят о том, что произведение создавалось несколькими этапами. Образ главной героини писался с натурщицы в ателье. Экспозиция зимнего Петербурга изображена также с натуры.


Образ таинственной незнакомки имеет мистические свойства. Владельцев, кому принадлежало полотно, ждали горечи, потери. В свое время Третьяков отказался приобретать холст, поскольку счел картину неинтересной для зрителя. С тех пор началась полоса неудач в жизни владельцев произведения искусства. Все закончилось, когда полотно обрело свое постоянное место, попав в Третьяковскую галерею.

Категория

Крамской очень знаменитый художник, у которого известные и необычные произведения искусства. К примеру, одним из самых знаменитых его шедевров является картина под названием « Портрет неизвестной». Это произведение полно таинственности и загадочности, в этом его особенность.

Портрет таит в себе некую интригу. До наших времен сохранилась таинственность этого полотна, и никто не может разгадать до конца идею портрета неизвестной. Очень часто можно услышать, как эту картину Крамского называют – Картина Незнакомка. Все же нельзя считать такое название верным и правильным. Потому что, именно художник может устанавливать правила, связанные со своим произведением. А Крамской назвал эту работу – Портрет Неизвестной. Хоть слова неизвестная и незнакомка довольно близки по своему значению, тем не менее, есть определенная разница.

Во все времена были художники, писавшие портреты женщин, о которых они не хотели открывать всю правду общественности. Героинь произведений они старались скрыть. Но все таки, через время правда становилась явной. Долго не получалось удержать все это в тайне. А вот, что касается портрета Крамского, здесь все иначе. Крамской так и не открыл имя своей героини никому, за всю свою жизнь.

Видимо, он поставил себе такую цель, породить множество вопросов у своих современников. Какими же были догадки, построенные людьми того времени? Некоторые предполагали, что девушка, которую изобразил художник, была не привлекательной внешне, и поэтому Крамской ее скрывал. Кто – то думал, что героиня была дамой из высших чинов, и ожидала от Крамского молчания. А другие узнавали в натуре, знаменитую актрису того времени из богемы театра. Но это только догадки, которые не являются фактами.

Кого бы ни изобразил художник, портрет был так великолепен, что Крамского понесли на руках, от восторга, когда увидели это его произведение. Работа была просто обворожительной и необычайной красоты. Когда Крамского стали засыпать вопросами, он не ответил ни на один из них. Кто эта дама, с натуры ли он ее писал, может быть, героиня выдумана? Нет, писатель не посчитал необходимостью отвечать.

Портрет неизвестной художник сотворил в 1883 году. Изобразил он героиню в открытом экипаже, и на фоне красивого города, Петербурга. Незнакомка имела вид властной, неприступной дамы. Смуглая красавица, кокетливо прищурила глаза, гордо бросая свой взор, на прогулке по Аничкову мосту. Таинственная героиня смотрит на посетителей Третьяковской галереи, величественным и загадочным взором. Она очаровывает собой всех ценителей прекрасного и великого.

Эта картина кисти Ивана Николаевича Крамского , наверное, известна всем, даже тем, кто никогда не бывал в Третьяковской галерее.

Но вот если спросить, как называется этот портрет, большинство остветит: "Незнакомка" . И будут не правы.
На самом деле картина называется "Неизвестная" .

Художник Иван Крамской (1837 - 1887) написал этот портрет красивой женщины, проезжающей в открытом экипаже по Невскому проспекту (справа за ее ее спиной на заднем плане картины можно угадать Александринский театр), незадолго до смерти, в 1883 году.

Портрет И. Н. Крамского,
написанный в 1880 году И. И. Шишкиным:

Влажные большие полуприкрытые глаза, густые ресницы, одежда по последней моде 1880-х годов. Кто же она? Сам автор портрета не оставил нам ответа на этот вопрос. Да и само название картины лишний раз интригует и создает ореол таинственности.

Версия о том, что И. Крамской изобразил на своем знаменитом портрете некую курскую крестьянку Матрену Саввишну, якобы вышедшую замуж за графа Бестужева, плененного ее красотой, вряд ли можно признать достоверной. По крайней мере, никаких исторических подтверждений эта легенда не имеет.

Зато более достоверной представляется другая версия, согласно которой художник в качестве медели для своей картины использовал свою дочь Софью.
Судьба этой женщины трагична. Софья Ивановна Крамская также была художницей, в 1930 году ее арестовали как "врага народа". Несколько лагерей в Сибири: в Красноярске, а потом в Иркутске; два инсульта, возвращение в Ленинград и случайная смерть от заражения крови из-за укола пальца косточкой селедки.

Впрочем, любителям живописи всего этого лучше не знать. Как-то не очень вяжется в одно целое прекрасная молодая женщина, взирающая на зрителей картины с немного грустным, но в то же время царственным взглядом, с узницей лагерей, умершей в нищите. Да и какая же она после этого "неизвестная"?

Наверное именно поэтому мне больше нравится ошибочное с точки зрения истории изобразительного искусства, но гораздо более симпатичное название картины - "Незнакомка". И за это нужно "винить" ни кого-нибудь, а великого русского поэта Александра Блока .

Даже людям, далеким от литературы, но вынужденным ее изучать (с большей или меньшей степенью эффективности) в курсе школьной программы, знакомо одно из самых известных стихотворений самого романтического поэта "Серебряного века" - "Незнакомка" .

Только не говорите мне, что вы не помните хотя бы пару-тройку строф из этих стихов:

"...И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна..."

Александр Блок написал "Незнакомку" через 23 года после "Неизвестной" Ивана Крамского.
Но мне хочется думать, что именно эта картина навеяла поэту его "Незнакомку". Судите сами:

"...И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука..."

"...И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу.
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу..."

Я представляю себе, что "Неизвестная" доехала в своем экипаже, вошла в заведение, "где пьяницы с глазами кроликов in vino veritas кричат..." , и где каждый вечер ждет влюбленный в нее (нет, скорее не в нее, а в образ, созданный волшебной силой искусства и собственным воорбажением) поэт. Она снимает верхнюю одежду, сдает в гардероб муфточку, но остается в модной шляпке с перьями, в одиночестве проходит к столику у окна (при этом, разумаеется, "дыша духами и туманами" )...

И вот только не нужно мне рассказывать, что Александр Блок, воспевавший в своих стихах придуманную им "Прекрасную даму", был в реальности отвратительным мужем женщины, любви которой много лет добивался и которой посвящал свои стихи (я имею в виду Любовь Дмитриевну Менделееву), а после женитьбы на ней, шлялся по проституткам и имел множество любовниц. Да это правда, которую я знаю, пусть иногда думаю, лучше бы не знал. И все-таки, мы ведь ценим Блока не за самые приглядные обстоятельства его личной жизни (как и Сергея Есенина, кстати), а за ту высокую поэзию, которая является его наследием. Не так ли?

Среди множества стихотворений Александра Блока "Незнакомка", даже несмотря на популярность и общеизвестность, была и остается одним из моих любимейших стихов этого поэта.
Поэтому для меня картина Ивана Крамского все-таки не "Неизвестная" , а "Незнакомка" , хотя я и знаю, что это не правильно.

Сергей Воробьев .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса