Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Герои отечества в образах литературных произведений. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Планируемые образовательные результаты

Разделы: Литература

Пояснительная записка

Моя работа, как и деятельность всего педагогического коллектива Тамбовского кадетского корпуса, ориентирована на реализацию методической темы кадетской школы-интерната: “Совершенствование героико-патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и внеклассной работе”.

При оставлении рабочих материалов курса я выстраивала систему лекционных и практических занятий таким образом, чтобы в равной степени реализовать как узко предметные задачи, так и кадетский компонент. Цель реализации кадетского компонента – подготовка патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.

Общеизвестно, что литература может серьезно повлиять на формирование внутреннего мира человека. Вся система воспитательной работы на уроках направлена на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия благочестие и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству. Воспитательный процесс в кадетской школе-интернате решает следующие задачи:

  • воспитать патриота и гражданина России;
  • сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину;
  • подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях;
  • сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками;
  • привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии Отечества;
  • воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга, желание достигнуть поставленных целей, к непрерывному совершенствованию;
  • воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и мире.

Ориентирован на это и предлагаемый курс.

Цели и задачи курса

Ученик будет знать:

  1. О неоднозначном отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях искусства разных жанров;
  2. О нравственных ценностях разных эпох;
  3. Различные способы выражения патриотической идеи.
  4. Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов.
  5. Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных авторов.

Ученик будет уметь:

На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е.

Соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности:

Видеть тему и идею произведения;
- выделять эпизода в тексте;
- видеть закономерность в композиционной структуре;
- характеризовать образ героя;
- уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне оценивать и комментировать художественный текст с точки зрения его содержания и формы;
- пользоваться аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов, справочниками и энциклопедиями;
- характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь героев и событий в произведениях.

Ученик будет иметь опыт:

  1. Публичного выступления и выразительного чтения.
  2. Сопоставления произведений разных видов искусства.
  3. Создания исследовательского проекта.

Темы практических занятий и лекций

Виды деятельности учащихся

Введение. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач.

“Защитники Земли Русской: Александр Невский”

Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в планировании деятельности.
“Слово о полку Игореве” в музыке, живописи, литературе. Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают вопросы, знакомятся с выразительными возможностями разных видов искусства, готовят сообщения
Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории, литературе Слушают, конспектируют, комментируют особенности отношения к героям в исторических документах и литературных произведениях, готовят презентации
Защита границ Отечества в произведениях русской литературы. Знакомятся с историческими аспектами вопроса, изучают литературные, военные и исторические документы, учат стихи, анализируют тексты, готовят презентации и сообщения
“Поэзия подвига”

(поэты и писатели Тамбовщины о Великой Отечественной войне)

Знакомятся с краеведческим материалом, готовят презентации, защищают рефераты и исследовательские работы
Проявление русского национального характера в годы Великой Отечественной войны Отражение идеи произведения “Судьба человека” в трактовке М. Шолохова и С. Бондарчука: выполняют сопоставительный анализ
Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение Слушают, конспектируют, задают вопросы, выступают с сообщениями, готовят презентации, учат стихи, анализируют прозу

Таким образом, курс рассчитан на 12 часов лекционно-семинарских занятий.

Комментарии к содержанию программы

Занятие 1 (1 час).

Образ мужественного князя, защитника Отечества целесообразно разобрать в ходе урока-исследования по древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". С этим материалом учащиеся уже знакомились, но целью этого занятия является процесс интеграции разных видов искусства для постижения учебного материала, попытка научить пользоваться межпредметными и надпредметными компетенциями. Основная цель урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема занятия включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, Основы Православной Культуры, история, живопись, архитектура и музыка. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание группе учащихся. Таким образом, каждый кадет может реализовать свой потенциал в этом уроке и раскрыть свои творческие способности через работу с тем направлением искусства, которое ему ближе.

Занятие 2 (1 час).

Работа ориентирована на интеграцию произведений искусства, в той или иной степени использующих образы жемчужины древнерусской литературы. “Слово о полку Игореве" - яркое и вечно живое явление не только литературы древнерусской, но и новой - XIX–XX веков. В ходе занятия учащиеся знакомятся как образы "Слова" использованы в стихах о России (поэзия А.Блока) и в произведениях И.Бунина. Литературные и исторические образы в живописи (обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского). "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Объединяющей идеей всех представленных произведений является призыв к единению русских людей ради спасения Отечества.

Занятие 3 (2 часа).

На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю России. Им были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва".

Судьбы и гражданский подвиг героев 1812 года вдохновляли М.Лермонтова, Л.Толстого, М.Цветаеву и других русских литераторов. Толстой как величайший гуманист в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. Трагедия “раздвоения” России выражена в стихах М.Цветаевой.

Занятие 4 (1час).

Тема занятия ориентирована на кадет пограничного класса (гуманитарный профиль). В процессе работы учащиеся знакомятся с историческими документами и художественными произведениями. Среди материалов для исследования можно использовать книги Зайцева, Вертелко. Значительно расширить круг произведений позволит использование педагогической технологии “Метод проекта”.

Занятие 5 (3 часа).

Занятия с использованием краеведческого материала и произведений тамбовских писателей и поэтов, посвященных защите Родины в годы Великой Отечественной войны.

Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников, музыкантов предметом ярких художественных обобщений. Они по-особому близки и понятны человеку, выросшему на этой земле.

Занятие 6 (2 часа).

Цель урока – определить, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны (в тылу фронта, в партизанском движении, в плену). Это попытка постичь своеобразие русской ментальности на примере жизни человека, прошедшего испытания войной. Необходимо подвести учащихся к мысли о значимости идейных убеждений русских людей в годы войны 1941–1945 гг. Можно использовать фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука “Судьба человека”.

Оборудование:

  • историческая карта “Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.”;
  • фильм С.Бондарчука “Судьба человека”;
  • отрывки из документальных видеофильмов.

Занятие 7 (2 часа).

Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу.

Интегрированный урок, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью занятия служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо с исторической точностью охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву

Темы зачетных исследовательских работ (примерный перечень):

  1. Батальные сцены в произведениях русской литературы: историческая и военная точность (А.С. Пушкин “Полтава”, М.Ю. Лермонтов “Бородино”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”).
  2. Образы защитников родной земли в русском фольклоре.
  3. Изображение отношения к поверженному противнику в произведениях русской литературы.
  4. Литература блокадного Ленинграда.
  5. Защита Отечества в произведениях писателей и поэтов Тамбовщины.

В центре статьи - литературные произведения, посвященные проблемам русского офицерства. Автор охватывает временной отрезок, начиная от древних житий первых русских святых до ХХI века. В своем исследовании автор останавливается на таких литературных жанрах, как повесть, сатира, басня, ода, военные записки, роман и т.п. Отдельного внимания автора заслуживает и особый вид литературного искусства - акафист. Речь идет об одной из форм церковной поэзии.

Патриотизм , воинство , защитник отечества , русское офицерство , литература , историко-культурный пласт

Короткий адрес: https://сайт/14342256

IDR: 14342256

Список литературы Очерк третий образ защитника отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения

  • Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации//Казачье самообразование. № 3. Краснодар, 2007. С.17-23.
  • Древняя русская литература. М., 1980. С. 118-123.
  • Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV века//ТОДРЛ. Т. VIII. М.; Л., 1951. С. 158-186.
  • Кузьмин А. И. Героическая тема в русской литературе. М., 1974. С.14-15.
  • Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб., 1998.
  • Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Перевод «Домостроя» на современный русский язык В. В. Колесова:URL: http://sscadm.nsu.ru

Исторически сложилось, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире: «он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет».

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека.

В древнерусском искусстве – в первую очередь в иконе — заступников за Русскую землю олицетворяли Святые Георгий и Дмитрий Солунский, князья Борис и Глеб, Александр Невский.

До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, среди которых наиболее известны Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В изобразительное искусство они вошли с творчеством художников конца XIX – начала XX веков – Виктора Васнецова, Николая Рериха и Михаила Врубеля.

В эпоху Российской империи наша страна также не избежала войн – со шведами, турками, французами.

В изобразительном искусстве нашли отражение образы как выдающихся полководцев – Петра Великого, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, В. А. Корнилова, так и менее известных героев. В период наполеоновских войн мастера академической школы Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов и другие писали полотна на сюжеты из героического прошлого России.

Особое место в русском искусстве этой эпохи занимают графические и живописные портреты героев Отечественной войны 1812 года О. А. Кипренского.

Две мировые войны, выпавшие на долю России в XX веке , призвали художников вновь обратиться к теме защиты своего народа. А. А. Дейнека, В. А. Серов, Ю. И. Пименов, И. А. Серебряный, В. И. Мухина, В. В. Исаева, В. В. Лишев, Ю. М. Непринцев, Н. Н. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Г. С. Верейский создавали свои произведения, воодушевленные подвигами соотечественников.

М.Б. Греков — создатель замечательной галереи картин, посвященных Первой Конной армии. На полотнах Грекова запечатлены яркие страницы Гражданской войны. Написанные по живым впечатлениям, они отличаются достоверной конкретностью. Это свидетельства художника-очевидца, изобразительная летопись народной борьбы за землю и волю. В картинах М. Б. Грекова «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934), «Знаменщик и трубач» (1934) созданы обобщенные, романтически-возвышенные образы, проникнутые пафосом победы Красной армии.

Основной задачей графического искусства времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. являлось отражение величия подвига народа и армии в борьбе с фашизмом, создание ярких образов, формирующих в людях патриотические чувства гражданина и воина, воспитывающих ненависть к врагу. Первыми «пошли в бой» такие оперативные жанры, как военно-политическая карикатура и плакат, рисунок. Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» появился на улицах Москвы уже на второй день войны. В названиях «Родина-мать зовет!», «За Родину!», «Стоять насмерть!», «Кровь за кровь!» звучали единственно нужные слова — призывы, которые шли от сердца, выражали мысли и чувства миллионов. Лаконичные, но емкие по содержанию, они призывали, воодушевляли, поднимали народ и вели на поле битвы. За этими листками последовали многочисленные плакаты И. Тоидзе, В. Иванова, Л. Голованова, А. Кокорекина, Н. Жукова, В. Климашина, В. Серова, Кукрыниксов, М. Черемных, В. Лебедева, А. Кокорина и многих других художников. Подкрепленные выразительным рисунком, они расходились огромными тиражами. Часто это был небольшой формат, рассчитанный для кабины танка и самолета, блиндажа или землянки, почтовой открытки. Плакаты «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе, «Воин Красной Армии — спаси!» В. Корецкого и другие приобретали силу боевого приказа, их хранили в карманах гимнастерок, с ними шли в бой. Искусство плаката обрело грозную силу оружия в борьбе с врагом. Плакаты начала войны убеждали в справедливости войны, которую вели россияне, вселяли веру в победу. К примеру, в плакате В. А. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами!» создан образ человека, немало повидавшего в жизни, с открытым и полным решимости лицом, уверенного в победе. В конце войны в плакате перед зрителем предстает уже воин-победитель, которому суждено было не только очистить от врага родную землю, но и освободить от фашизма всю Европу. Таков, например, плакат Л. Ф. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944) — один из самых популярных как в военные годы, так и позднее.

Графические работы художников в годы войны — это изобразительная летопись суровых, страшных и поистине героических лет. Но значение их этим не исчерпывается. В каждом из рисунков создан емкий и глубокий художественный образ, рождающий самые различные переживания: гнева и сожаления, гордости и радости, участия и надежды… В этом сила графического искусства, для которого главным оказалось раскрытие того истинно человеческого, что столь ярко проявилось в моральном облике наших сограждан во время войны. Среди фронтовых рисунков обращают на себя внимание портретные зарисовки командиров, рядовых, танкистов, связистов, медсестер, разведчиков. Этот ряд военных профессий можно было продолжать. Но главное в том, что перед нами предстают лица, в чертах которых нет ничего исключительного, в них — внутренняя сила и стойкость. Рисунки очень убедительные, живые, поскольку часто художники сами были участниками тех событий и создавали портреты фронтовиков непосредственно на передовой, в окопе или в минуты отдыха после боя.

Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом - периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, - высокие моральные качества советских людей. Годы тяжких страданий, пережитых в период Великой Отечественной войны, раскрыли новые, неведомые ранее глубины народного характера. Художники увидели героя в самом обыкновенном, рядовом советском человеке. Ведь в повседневной жизни так причудливо переплетаются обыденные, героические, поэтические моменты!

Советские люди проявили невиданное мужество и стойкость в борьбе. Их питала твердая вера в победу правого дела. Имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, героев-краснодонцев узнал весь мир. Но были еще миллионы безымянных борцов, подвиг которых также увековечен в искусстве.

Многие произведения искусства были связаны с непосредственными впечатлениями их авторов - участников войны. Так, например, возникла картина «Отдых после боя». Ее автор, бывший боец Ленинградского фронта, Ю. М. Непринцев изобразил в ней своих однополчан.

Воинам, грудью прикрывавшим родную землю на тысячеверстных фронтах, помогал весь народ. Фронт и тыл были едины. Эта мысль нашла образное воплощение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта», Б. М. Неменского «Мать», «Сестры наши».

В первые послевоенные годы образ человека, вставшего на защиту Отечества, по-прежнему привлекал мастеров искусства. Отсюда — особый интерес к портрету. Художники стремились показать те черты в духовном облике людей, которые обнаружились в годы войны с особенной силой и отчетливостью: решительность, силу воли, особую собранность мыслей и чувств, продиктованную тяжелыми жизненными испытаниями.

«Портрет маршала Г. К. Жукова» (1945) кисти П. Д. Корина является лучшим произведением среди многих, посвященных этому человеку. Художник представил парадную трактовку образа, изобразив портретируемого в мундире со всеми наградами, в подчеркнуто позирующей горделивой позе. Живописная трактовка голубоватого мундира, отливающего блеском металла, вызывает ассоциации с доспехами былинного богатыря, легендарного рыцаря. Художник создал облик мужественного и сурового человека.

В 1967 году была учреждена Золотая медаль им. М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награждён Пётр Кривоногов. Картина «Победа» этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом.

Цыдыпов Ярослав

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). В данной работе учащийся пытался проследить,как литература и музыка разными путями идут к созданию образа защитника Отечества и его прославлению. Проект был выполнен на республиканский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Новые грани музыкального искусства» и был представлен в номинации: «Синтез литературы и музыки». Учащийся со своей работой занял II место.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43 г.Улан-Удэ»

Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ учащихся

«Новые грани музыкального искусства»

Номинация: «Синтез литературы и музыки»

Тема: «Образ защитника Отечества в музыке и литературе»

Ученик 6 класса СОШ № 43

Руководитель: Цыдыпова Ю.В.

Г. Улан-Удэ

2012

Введение

Основная часть

§ 1 Образ защитника Отечества в былинах.

Глава I I . Образ защитника Отечества в музыке.

§ 1

§ 2. Образ защитника Отечества в музыкальном искусстве в годы Великой Отечественной войны.

§ 3 Образ защитника Отечества в солдатских песнях Афганистана и Чечни.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

У слова «Отечество» тот же корень, что и у слов « отец», «отчий дом», «отчий край», «Отчизна». Значит, Отечество – это наша Родина, страна, в которой мы живём. А тот, кто защищает нашу Родину, есть защитник Отечества.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, кантаты Петровской эпохи, батальные, исторические картины художников XIX-XX веков, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Таким образом, защитник Отечества – один из главных образов в искусстве. Все вышесказанное доказывает актуальность нашей работы.

Какой же он – защитник Отечества? Какой образ защитника создан, запечатлён в искусстве слова и в изобразительном искусстве? Познакомиться с образом защитника Отечества через различные виды искусств стало целью моей работы .

Были поставлены следующие задачи : познакомиться с различными произведениями, в которых герой – защитник отечества; показать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества.

Объектом исследования моей работы стал образ защитника Отечества, а предметом – изучение образа защитника в музыкальных, литературных и изобразительных произведениях.

При написании работы я изучил много литературы: монографии, журнальные статьи, произведения музыки, литературы и живописи, пользовался Интернет-ресурсами.

На мой взгляд, наша работа будет интересна широкому кругу читателей.

Глава I. Образ защитника Отечества в литературе.

§ 1 Образ защитника Отечества в былинах .

Кто своего родства не уважает,

тот сам себя унижает.

А кто предков своих стыдится,

тот через это срамится.

Столетья, сменяя друг друга, идут

Герои в старинных былинах живут.

Не раз от врагов они Русь защищали,

За землю свою не раз кровь проливали.

С тех пор поколений немало сменилось,

Но память о них на Руси сохранилась.

Какой же он, русский богатырь? Как он изображен в словесном народном творчестве (былинах)?

В словаре Ожегова дается следующее определение: «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги»

Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими чудовищами, и с врагами своей страны. Больше всего былин посвящено трём богатырям – Илье Муромцу, Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу.

Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.

Вот что говорит об Илье былина «Илья Муромец и Идолище»: «Надвинулась на Киев-град беда великая: подступило к нему войско басурманское, войско хана татарского Идолища. Услыхал Идолище, что богатыря Ильи Муромца в Киеве нет - и осмелел. Позвал он писца, велел князю Владимиру письмо писать:

«Выбирайся, князь, из своих хором. Иду я на Киев. Город возьму, церкви разрушу, а тебя в кухню сошлю. Будешь мне обеды варить». Как написал, так и сделал. Напал Идолище на Киев, княжеские палаты занял, князя Владимира на кухню работать послал. Плачет Владимир, а бороться, с Идолищем не может: без богатырей у него своей силы нет.

А Илья Муромец в родительском доме живёт. Почуял он издали, что беда стряслась над Киевом. Сел на своего добра коня и поехал проведать, не нужна ли его помощь родной земле…».

Образ русского былинного богатыря запечатлён не только в искусстве слова, но и в изобразительном искусстве. Художник В.М.Васнецов написал картину, которую назвал просто и коротко «Богатыри». Художник не случайно изобразил именно трёх богатырей. Число три, в древности, имело значение множественности. Три богатыря олицетворяют весь народ, который стоит на страже Родины. (см. Приложение) .

§ 2 Образ защитника Отечества в «Слове о полку Игореве».

Весной 1185 года в огромной, бескрайней дикой степи двигалось небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославича и его немногих союзников. «Слово о полку Игореве» называет такую причину причину: князь Игорь «навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». (см.Приложение)

Образ защитника Родины в «Слове…» имеет несколько ипостасей. По существу, все мужчины, выведенные как действующие лица этой героической поэмы (Всеволод, Игорь, Святослав, автор), являются защитниками Руси и патриотами. Но они по-разному понимают свои задачи.

Всеволод , брат князя Игоря, принявший участие в походе, поддержавший брата, не случайно назван в поэме «буйтуром». Он полагает, что защита родины – это его обязанность и долг любого русского князя. Ратные подвиги – его стихия, это реальный защитник своей Родины, физически крепкий, сильный духом и сознанием своей правоты: ведь он всегда готов драться на стороне своей семьи против ненавистных половцев: «Седлай, брат, своих борзых коней, – мои давно у Курска стоят наготове». Под стать ему и его дружина, о которой он заботится и которой очень гордится: «А мои куряне – дружина бывалая… сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы». Он хороший воин, истинный защитник земли русской. Куда в битве ни поскачет, там «лежат поганые головы половецкие». Он и погибает как истинный воин и защитник своей земли – в битве, под натиском половецких полчищ: «Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы…»

Сам инициатор похода на половцев князь Игорь Святославич изображен несколько иначе. Он понимает свой долг защитника не только в прямом физическом смысле – с мечом в руках защищать свои земли от врагов, но и более обобщенно. Обезопасить Русь от набегов можно, не только защищая свой дом и княжество от врагов, но и одержав победу в «диком поле», далеко от дома, чтобы половцы не только ненавидели, но и боялись русичей. Этот образ выведен в поэме уже как защитник всей русской земли.

Ведя свои полки на землю половецкую за землю русскую, Игорь думает уже в отличие от брата не о хорошей драке, а размышляет более обобщенно, когда говорит своей дружине: «Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться». Но именно ему, раненному в руку, и суждено попасть в плен, бежать оттуда, именно его возвращение будет приветствовать вся русская земля: «Страны рады, города веселы». Помимо качеств защитника Родины и храброго воина, он показан в произведении как человек, обладающий сильной волей и национальной гордостью.

Иной взгляд на защиту русской земли у самого автора произведения. Рассказывая о горе, постигшем русскую землю после гибели Всеволода и пленения Игоря, показывая результаты битвы, в которой «кровавого вина недостало; тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую», он скорбит вместе со всеми людьми и природой: «Никнет трава от жалости, деревья в горе к земле склонились». Но реально оценивая события, произошедшие в 1185 году, говоря о благородстве Игоря, который не бросил погибать брата и, по свидетельству летописи, приказал своей дружине спешиться, чтобы пришедшие с ним «черные люди», то есть крестьяне, бились в равных с его дружинниками условиях, автор возлагает вину за произошедшее на князя Игоря и его родственников, считает, что их попытки выделиться и сыскать себе славу дорого обходятся Родине, которую князья должны защищать: «А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на русскую землю, дань беря по белке от двора». Вот он, взгляд истинного патриота, защитника Отечества, незамутненный никакими имущественными и династическими распрями!

Самый старший и самый мудрый защитник русского государства Святослав полагает, что не так страшны для Руси половцы, как своеволие князей и феодальные междоусобицы, разрывавшие русскую землю на слабые и беззащитные кусочки, легкую добычу для всех желающих расширить свои земли и набить свой кошелек за русский счет. Обращаясь поименно ко всем своим детям и родственникам, князь Киевский восклицает, вслед за автором «Слова…»: «Вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобицы ведь стало насилие от земли Половецкой». Он требует от всех этих людей, чтобы они вспомнили прежние деяния предков по защите русских княжеств, были достойны славы отцов, чтобы русские люди действительно чувствовали себя под надежной защитой и могли искренне возглашать «славу» князьям, которая и заканчивает по традиции текст «Слова…»: «Здравии князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя полки».

§ 3 Образ защитника Отечества в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

В годы войны с фашистами образ простого солдата Василия Теркина приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения до образа защитника Отечества.

Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»). Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина.

Глава I I Образ защитника Отечества в музыке.

§ 1 Образ защитника Отчества в русской классической музыке.

О подвигах защитников Отечества рассказывают не только жития святых воинов, летописи, былины, поэзия, иконы, но и произведения русской музыкальной культуры. Так знаменитый русский композитор С.С.Прокофьев написал музыкальное произведение - кантату «Александр Невский». В нём средствами музыки и поэзии рассказывается история сражения русских людей под предводительством великого князя.

Вставайте, люди русские,

На смертный бой, последний бой!

На Руси родной, на Руси большой

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») - опера М.И.Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погибшего вместе с ними, часто использовали литераторы. В 1815 году в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Катерино Кавоса «Иван Сусанин». Автором либретто был Александр Шаховской. Опера была написана в стиле французской «опера комик» - диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. В ней Сусанин оставался жив.

Спустя более двух десятков лет за тот же сюжет берётся Глинка, стремившийся создать русскую национальную оперу. По воспоминаниям друзей композитора, ещё в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Глинка предполагал писать оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему - тему подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина.

Таким образом, в русской классической музыке представлено много патриотических произведений, раскрывающих образ защитника Отечества с разных сторон

§ 2. Образ защитника Отечества в музыкальном искусстве в годы Великой Отечественной войны .

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Эти люди своим примером вдохновляли солдат на подвиги.

Но и сам образ русского солдата – защитника Родины – не остался без внимания. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача , начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война» .

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Всем известна песня «В землянке» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова) , но не все знают, как она появилась.. Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней. “Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков, – "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой". Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет...

Но через педелю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. “Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно...”

И сейчас, спустя четыре с половиной десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

Биографию "Катюши" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера) – песни-ветерана – продолжает сама жизнь, вписав в нее множество памятных страниц. Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне". Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.

Понятно, что на войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. В русской армии одной из таких отдушин всегда была песня. Песня о доме, песня о солдате, песня о любимой, песня о Родине.

§ 3 Образ защитника Отечества в солдатских песнях Афганистана и Чечни .

Во второй половине XX века в истории нашей страны опять появились трагические страницы – военные действия в Афганистане. Наша армия помогала дружественному режиму этой страны своими военными силами, кровью и потом своих солдат поддерживая мир.

Война в Афганистане унесла жизни многих хороших людей. Кто-то из них только начал жить и не успел сделать в своей жизни первый шаг, а кому-то смерть навечно преградила дорогу в карьере. Пускай кто-то из них даже не успел сделать свой первый выстрел, но все равно он останется героем и никогда не умрет в памяти своих друзей и однополчан. Про войну в Афганистане написано немало песен, они несут в себе память трагических дней десятилетней войны. Память о друзьях, братьях, отцах осталась навечно в афганских песнях.

В 90-е годы после распада Советского государства на территории нашей страны начались межнациональные конфликты, в том числе на территории Чеченской республики.

Солдатская песня помогала нашим парням не падать духом, поддерживала их во время военных операций. Образ защитника Родины – молодого солдата – навсегда запечатлен в песнях о Чеченской войне.

Заключение

Повышенный интерес к Родине и проблеме ее защиты возникает у писателей, художников, музыкантов в связи с военными событиями современности или памятными датами героического прошлого. В человеческой истории с различной степенью периодичности войны случались, к сожалению, постоянно: захватнические, освободительные, справедливые и несправедливые. Военные действия непременно сопряжены с проявлениями мужества, героизма, отваги и смелости. Защита Отечества и в мирное время - главный вид деятельности людей военной профессии. При охране покоя своих сограждан нередко возникают ситуации, когда приходится жертвовать собой и совершать героические поступки. Эти черты защитников Отечества и стремится отразить Искусство.

Тема защитника Отечества находит отражение практически во всех видах искусства: в музыке и скульптуре, в литературе и изобразительном искусстве, в театре и кино.

Проанализировав некоторые музыкальные и литературные произведения, картины художников, я пришел к выводу, что произведения, главным героем которых стал солдат – защитник Отечества, прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского солдата.

Литература

  1. Бирюков, Ю. Е. Песни, рождённые в боях / Ю. Е. Бирюков. - М.: Музыка, 1985
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Windows DVD-2006
  3. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.
  4. Пузицкий В. Родная история. Саратов «Детская книга» 1994г.
  5. Сергеева Г., Критская Е. Музыка. Учебник для 5-го класса. М. 2003г.
  6. Слово о музыке. Хрестоматия М. 1990г.
  7. Терехов В. Александр Невский. М. 1990г.
  8. Ткаченко П.И. Когда поют солдаты: Современное самодеятельное песенное творчество советских воинов, выполняющих интернациональный долг в Афганистане / П. И. Ткаченко. - М.: Молодая гвардия, 1987.

Приложение

В.М.Васнецов «Богатыри» (1898)

Натюрморт "Слово о полку Игореве". Арсенюк Юрий. Билибин И.Я. Иллюстрация к "Слово о полку Игореве"

И.И.Голиков Оформление иллюстрации к «Слову…»

Василий Теркин – народный герой.

В центре статьи - литературные произведения, посвященные проблемам русского офицерства. Автор охватывает временной отрезок, начиная от древних житий первых русских святых до ХХI века. В своем исследовании автор останавливается на таких литературных жанрах, как повесть, сатира, басня, ода, военные записки, роман и т.п. Отдельного внимания автора заслуживает и особый вид литературного искусства - акафист. Речь идет об одной из форм церковной поэзии.

Патриотизм , воинство , защитник отечества , русское офицерство , литература , историко-культурный пласт

Короткий адрес: https://readera.ru/14342256

IDR: 14342256

Список литературы Очерк третий образ защитника отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения

  • Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации//Казачье самообразование. № 3. Краснодар, 2007. С.17-23.
  • Древняя русская литература. М., 1980. С. 118-123.
  • Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV века//ТОДРЛ. Т. VIII. М.; Л., 1951. С. 158-186.
  • Кузьмин А. И. Героическая тема в русской литературе. М., 1974. С.14-15.
  • Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб., 1998.
  • Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Перевод «Домостроя» на современный русский язык В. В. Колесова:URL: http://sscadm.nsu.ru
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса