Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Философия фридриха ницше. Философия Ницше – кратко

Философа Фридриха Ницше является одним из самых известных в мире. Его основные идеи проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении. Краткая включает в себя несколько основных пунктов. Начать следует с упоминания источников воззрений мыслителя, а именно с метафизики Шопенгауэра и закона Дарвина о Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Тем не менее идея борьбы сильнейших и слабейших за существование в этом мире привела к тому, что он проникся стремлением создать некий идеал человека - так называемого "сверхчеловека". Философия жизни Ницше, кратко говоря, включает положения, которые описаны далее.

Философия жизни

С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней.

Воля к власти

По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, к командованию. Это сущность жизни. Это творческая, активная, деятельная природа составляющих существование сил. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку все мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется "сверхчеловек".

Сверхчеловек

Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила - это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее.

Истинное бытие

Фридрих Ницше яростно критиковал противопоставление некоего "истинного" эмпирическому. Якобы должен существовать некий лучший мир, противоположный тому, в котором живет человек. Согласно Ницше, отрицание правильности реальности приводит к отрицанию жизни, к декадансу. Сюда же следует отнести понятие абсолютного бытия. Его нет, есть лишь вечный круговорот жизни, бесчисленное повторение всего того, что уже имело место быть.

Философия жизни Ф.Ницше.

В период последней четверти XIX в. возникло и постепенно усиливалось влиятельное течение, получившее название «философия жизни», основы которой были заложены Ф. Ницше и В. Дильтеем в Германии и А. Бергсоном во Франции.
«Философия жизни» отличается от позитивизма, прежде всего воинствующим иррационализмом, выражающимся не только в отрицании познавательного значения разума с его логическими формами и категориями, но и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. Второе отличие «философии жизни» от позитивизма состоит в том, что она сосредоточивает свое внимание преимущественно на вопросах истории, общественной жизни, культуры и пытается создать широкое, всеохватывающее мировоззрение, противопоставив его научному, материалистическому мировоззрению. Если позитивисты отвергали коренные мировоззренческие вопросы как «метафизику», то «философы жизни» выдвинули на первый план именно проблемы мировоззрения, «вечные вопросы» о смысле жизни и истории, о природе всего сущего. Но за выпадами «философов жизни» против позитивизма и одностороннего интеллектуализма скрывалось восстание против разума и науки вообще. Выдвинутая ими ложная дилемма «разум или жизнь» решалась в пользу иррационалистического истолкования «жизни», открыто или замаскировано отвергающего научное познание и прославляющего неразумную волю, инстинкт, бессознательные порывы и иррациональную интуицию.

Философское учение Фридриха Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но, несмотря на свою логическую бессвязность, оно едино по духу, тенденции и цели. Учение Ницше проникнуто страхом перед грядущим социализмом, ненавистью к народу и стремлением любой ценой предотвратить неизбежную гибель буржуазного общества.
Исходный пункт философствования Ницше - признание того, что жизнь современной Европы протекает в «страшной напряженности противоречий» и клонится к упадку. «Вся наша европейская культура… - пишет он, - как бы направляется к катастрофе».
Признаки и симптомы этого упадка Ницше видит во всеобщем ослаблении духовной жизни, в распространении пессимизма, в повальном увлечении декадентскими идеями, в утрате веры в почитавшиеся прежде духовные ценности - одним словом, в нигилизме, сделавшемся знамением века. Ницше хочет преодолеть этот нигилизм и дать своему классу новое, оптимистическое учение.
В основе философского учения Ницше лежат скептицизм и биологический волюнтаризм.

Центральное понятие всей философии Ницше - жизнь. Это понятие в «философии жизни» столь же расплывчато и неопределенно, как понятие «опыт» в махизме. Жизнь понимается то, как биологическое явление, то как общественная жизнь, то как субъективное переживание. «Философия жизни» постоянно смешивает различные значения этого понятия, обеспечивая себе возможность не только переходить с точки зрения откровенного субъективного идеализма на позиции мнимой объективности, но и претендовать на преодоление «односторонности» материализма и идеализма. У Ницше «жизнь» и ее носитель - организм выдвигается как некая нейтральная - нематериальная и неидеальная - «третья реальность».
Основа жизни, по Ницше, - это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли - воли к власти. «Жизнь, - говорит он, - это воля к власти», которая понимается, прежде всего как инстинктивное иррациональное начало, которому подчинены мысли, чувства и поступки человека. Человек изображается Ницше как по природе своей иррациональное существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. «Воле к власти» Ницше придает значение, выходящее за пределы жизни, рассматривает ее как космическое начало, основу и движущую силу мирового процесса.
В противовес научному, материалистическому взгляду на мир Ницше выдвигает мистическую, иррационалистическую фантазию. Весь мир Ницше изображает как бушующее море энергии, как «становление», содержание которого составляет борьба «центров силы», или «пунктуации воли», постоянно увеличивающих или теряющих свою власть. Мир - вечное становление без начала и без конца. Оно не приводит ни к чему ставшему, не подчиняется никаким законам, происходит без направления и цели. Это бессмысленный хаос, игра сил, возникающих из окружающего небытия и погружающихся в него, «процесс, не ведущий никуда».
Ницше утверждает, что становящийся мир непознаваем. Наш аппарат познания, выработанный в ходе эволюции, предназначен не для познания, а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти.
«Жизнь построена на предпосылке веры в нечто устойчивее и регулярно возвращающееся...». Но именно потому, что мир есть абсолютное становление и изменение, любая интерпретация его, предполагающая определенность и устойчивость, оказывается, согласно Ницше, по существу ложной. Доводя до логического конца агностицизм позитивистов и субъективного идеализма вообще, Ницше утверждает, что все научные понятия, которыми мы пользуемся для объяснения мира, - это созданные нами фикции. Нет ни «субстанции», ни «вещи», ни «материи», ни «сознания»; все это выдумки, фикции, не имеющие объективного значения. Весь доступный нам мир построен из подобных фикций. Поэтому тщетно искать «истинный мир», или «вещь в себе», нет никаких объективных фактов, есть только интерпретации.
Не скрывая своей враждебности науке, Ницше утверждает, что то, что в науке называется истиной, есть просто биологически полезный вид заблуждения, т. е. на самом деле вовсе не истина, а ложь. Поэтому и «мир, поскольку он имеет для нас какое-либо значение, ложен», он представляет собой «постоянно изменяющуюся ложь, которая никогда не приближается к истине...». При этом Ницше не только заявляет, что мир ложен, а наука и логика - лишь система «принципиальных фальсификаций», но и утверждает, что ложь необходима и составляет условие жизни. Он «аргументирует» это тем, что жизнь человека на земле, как и существование самой земли, лишена смысла; поэтому, чтобы выдержать «жизнь в бессмысленном мире», нужны иллюзии и самообманы. Для слабых они служат утешением и позволяют переносить тяготы жизни, для сильных они средство утверждения своей воли к власти.
Свой нигилизм Ницше возводит в принцип. ««Я уже ни во что не верю» - таков правильный образ мысли творческого человека...». И, тем не менее в противоречие с этой своей основной философской установкой Ницше пытается создать учение о мировом процессе. Он, правда, признает, что это учение не более как одна из «бесчисленных интерпретаций», преимущество которой состоит лишь в том, что она дает возможность лучше переносить «бессмысленность совершающегося».
Все это означает, что распад буржуазной философской мысли дошел у Ницше до откровенного признания мифотворчества задачей философии. Учение, которое, согласно исходным гносеологическим предпосылкам, должно быть признано ложным и, несмотря на это, выдвигается, есть не что иное, как миф.
В философии Ницше, как признает он сам, мифом оказывается прежде всего учение о воле к власти как основе мирового процесса. Таким же мифом является и идея, которой Ницше придает исключительное значение, идея «вечного возвращения». Бессмысленный хаос становления, по Ницше, порождает большое, но все же конечное число комбинаций, которые через огромные промежутки времени повторяются вновь. Все происходящее ныне происходило уже раньше много раз и будет повторяться впредь. В социально-этическом плане миф о «вечном возвращении» - это последнее прибежище, в котором Ницше пытается спастись от преследующего его пессимизма, от сознания бессмысленности жизни и всеобщей неустойчивости. Это единственный устойчивый момент, который он мог найти в деградирующем мире, ибо если все повторяется, то «в конце концов все должно быть так, как оно есть и как всегда было». Наконец, «вечное возвращение» - это суррогат отвергнутого Ницше божественного провидения, без которого он, несмотря на свое антирелигиозное фрондерство, так и не смог обойтись и которое он должен был заменить не менее мистической, хотя и не чисто религиозной идеей.
Предчувствуя неизбежную гибель капитализма, Ницше мог «запечатлеть печать вечности» на существующем обществе, лишь прибегнув к этому мифу о постоянном возвращении вспять. «Против парализующего ощущения всеобщего разрушения… я выдвинул идею вечного возвращения», - писал Ницше. Учение Ницше содержит и практические рецепты предотвращения катастрофы, ожидающей буржуазное общество. Ницше хорошо чувствует грозящую опасность, он предвидит, что «грядущему столетию предстоит испытать… основательные колики», по сравнению с которыми «Парижская коммуна окажется только легким несварением желудка». Но как идеолог эксплуататорского класса, он не способен увидеть объективные закономерности общественных явлений и пытается объяснить их с идеалистических позиций. Вся беда современного общества, согласно Ницше, состоит в том, что массы людей восприняли учение христианской религии о равенстве перед богом и теперь они требуют равенства на земле. Идее социального равенства Ницше противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей.

Концепция сверхчеловека Ф.Ницше.

Ницше утверждает, что существует раса господ, призванных повелевать, и раса рабов, которые должны повиноваться; общество всегда состояло и будет состоять из господствующей аристократической верхушки и бесправной массы рабов.
Ницше требует «переоценки всех ценностей», он призывает господствующие классы отказаться от либеральных убеждений, демократических традиций, моральных норм, религиозных верований - от всех политических и духовных ценностей, которые либо исходят из признания прав трудящихся, либо могут служить оправданием их борьбы за свои права. Он требует восстановления рабства и иерархического устройства общества, воспитания новой касты господ, укрепления их воли к власти.
Условие их господства - отказ от христианской морали, «морали рабов», и признание «морали господ», не знающей жалости и сострадания, считающей, что сильному все позволено. Огромную роль в осуществлении этого идеала Ницше отводит культу войны, составляющей, по его мнению, призвание каждого представителя высшей расы и одно из условий ее господства. Он возлагает великие надежды на усиление милитаризма и с восторгом предсказывает, что уже «следующее столетие принесет с собой борьбу за господство над землей» что «будут такие войны, каких еще никогда не было на земле».
Ницше воплотил свой идеал касты господ в образе «сверхчеловека» в книге «Так говорил Заратустра». Здесь «сверхчеловек» выступает в ореоле опоэтизированного мифа. Ницше старается наделить его высшими доблестями и совершенствами. Но в последующих его произведениях поэтическая маска этого идеала спадает и «сверхчеловек» предстает в своем действительном обличий. Он оказывается «белокурой бестией», новым варваром, существом, отдавшимся инстинктам дикого зверя. Именно эта «белокурая бестия», согласно Ницше, и должна спасти капитализм.
Изложенные выше идеи составляют ядро всего учения Ницше. Фикционализм и волюнтаризм, убеждение в иллюзорности и ложности всех научных и моральных представлений и необузданная воля к власти - основа основ этой философии. «Все ложно! Все дозволено!» - заявляет Ницше.
Философия Ницше, его этическое учение и политическая концепция образуют нерасторжимое единство. Ницше исходил из тех философских и социологических идей, которые уже носились в воздухе в предимпериалистическую эпоху. Он довел их до крайних логических выводов. Поэтому его современники, сохранявшие формальную верность либеральным и научным традициям, были нередко шокированы взглядами Ницше и отрекались от них, хотя они содержали лишь квинтэссенцию их собственных идей. Слава и полное признание Ницше в буржуазном обществе пришли в период империализма. Философия Ницше стала важнейшим теоретическим источником идеологии фашизма, ее основные идеи вошли в фашистскую доктрину. В настоящее время в Западной Германии, в США и других странах делаются многочисленные попытки «реабилитировать» Ницше, возвеличить его личность, возродить его идеи.
Итак, во второй половине XIX в. представители буржуазной философии, отказываясь от прогрессивных материалистических и диалектических традиций XVII - первой половины XIX в., становятся все более откровенными апологетами капиталистического общества, уже явно обнаруживающего присущие ему антагонистические противоречия. Позитивистское, т. е. агностическое и идеалистическое, истолкование научного познания, иррационалистическое отрицание законов природы и общества, отречение от идей буржуазного просвещения и гуманизма, сведение общественной жизни и процесса познания к биологическим процессам, - все это наглядно свидетельствует о том, что буржуазная философия вступила уже в период своего идейного разложения.

Литература.

«Краткий очерк истории философии» под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.
М., изд-во «Мысль», 1971 г.

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Сегодняшняя статья является последней частью рассказа об .
В заключение я хочу представить Вашему вниманию краткий обзор творчества Ницше в целом , чтобы Вы могли составить для себя подробную картину о том, решением Каких Проблем занимался великий философ.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

Помимо его философских взглядов, описанных в книгах М.Е. Литвака «Принцип Сперматозоида», «Из ада в рай» и «Религия и прикладная философия», я читал лишь одно, зато самое известное его произведение – «Так говорил Заратустра». Но, поскольку всё творчество Ницше Крайне Трудно для восприятия человека, который НЕ является специалистом в области философии, психологии и клинической психиатрии (которые столь необходимы для понимания и психологически грамотной интерпретации его творчества), т.е. для Читателя, НЕ обладающего узкими, сугубо профессиональными специфическими знаниями в данных областях, Глубокий и Подробный анализ его произведений (включая «Заратустру») я решил НЕ делать.

Однако ниже я приведу краткий материал об основных идеях в философии Ницше , скомпонованный из нескольких интернет-источников со своими комментариями. Данный материал предназначен для тех, кто собирается читать Ницше в оригинале. Возможно, Прочтение Краткого Обзора его творчества оттолкнет Вас от его более Глубокого и Детального его изучения. Нет, я ни в коем случае НЕ говорю, что Ницше – плох. Ницше хорош, а местами – даже гениален. Однако я с полной уверенностью заявляю: творчество Ницше ТЯЖЕЛО, СЛОЖНО и ЗАПУТАНО для Восприятия. Но, разумеется, на вопрос о том, стоит ли читать его произведения, каждый должен ответить Самостоятельно. Как говорится, «колхоз – дело добровольное», а моя задача – Вас предупредить.

«Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков.
Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста . Философия Ницше не организована в систему, волю к которой он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы , выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении. Причины подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа , не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма можно назвать следствием осознанного выбора философа, результатом последовательного развития его убеждений. Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда закончиться, адекватнее передавая опыт жизни.

В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности , построенное на метафизике (разделе философии, который занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового) «бытия становления», а не данности и неизменности. В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а становится лишь частной ценностью. (Онтология – это учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности). Выходящие на первый план рассмотрения ценности вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни: здоровые прославляют и укрепляют жизнь, тогда как упадочные представляют болезнь и разложение . Всякий знак уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в своей полноте всегда являющейся событием. Раскрытие смысла, стоящего за симптомом, позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает попытку переоценки ценностей, до сих пор некритично подразумеваемых в качестве самих собой разумеющихся.
Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога . Она знаменует утрату доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, т.е. нигилизм (мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры), проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру, поэтому являющегося нездоровым. (И в этом он, на мой взгляд, абсолютно прав. Подробнее цитату о Боге я прокомментировал в статье о ; Ю.Л.).

Ницше, подобно Марксу, испытал влияние дарвинизма . Весь ход эволюции и борьбы за выживание – не что иное, как проявление воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие - победить . Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему - дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. (В словосочетание «падающего толкни», Ницше, на мой взгляд, вкладывает следующий смысл: в самый последний момент ты просто обязан помочь своему ближнему, протянув ему руку помощи. Но лишь от него будет зависеть, захочет ли он ее взять, ухватиться за нее покрепче и с твоей помощью все-таки вытянуть себя пропасти. Однако стоит ли доводить дело до крайностей? На мой взгляд, НЕТ. Лучше вовремя решить Маленькую проблему, пока она не успела перерасти в Большую; Ю.Л.). В этом проявляется неугасаемая вера Ницше в саму жизнь , в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому и предначертанному нам судьбой. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!» (Ницше абсолютно прав, полагая, что из сформированного в раннем детстве невротического сценария , при наличии желания и методичной работы над собой, вполне можно выйти и начать жить другой, гораздо более счастливой жизнью, что из ошибок и жизненных неудач мы черпаем тот бесценный опыт, который рано или поздно приведет нас к долгожданному успеху. Но, разумеется, самому Ницше сделать это оказалось НЕ под силу, так как страдал он НЕ невротизмом, а таким психическим заболеванием, как шизофрения , причиной возникновения которой стала переданная ему по отцовской линии плохая наследственность; Ю.Л.).
Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека . Разум и все так называемые духовные ценности - это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей . Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек - это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. (Кстати, с поставленной задачей развития в себе «сверхчеловека» Ницше вполне справился. Его имя навеки останется не только в истории философии, но и в умах, сердцах и душах многих миллионов его читателей; Ю.Л.). Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека - это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру - Дракона, или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек - Антихрист . Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. (Как я понимаю, Ницше считал себя не только «Сверхчеловеком», но еще и «Антихристом», который и должен создать «новую мораль» и «новые ценности»; Ю.Л.). Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. (Т.е. Ницше выступает за постоянное развитие и самосовершенствование , которые, в конечно итоге, неизбежно приводят к улучшению жизни любого общества. – В определенный момент какие-то общественные ценности в нем неизбежно устаревают, и тогда их следует заменить новыми, и так до бесконечности. Такая замена старого на новое является необходимым условием для Нормального развития Любого Общества; Ю.Л.).

Ницше не был философом ex professio и рассматривал свое «философское дело» как учение (не как метод, «систему» или теорию). Отсюда его резкое противопоставление собственного стиля философствования философии «специалистов», «ученым философам». Он «проповедовал» свои взгляды, т.е. придавал самому акту учительства решающую роль в преобразовании человеческого понимания смысла и целей жизни. Но в отличие от философов досократовских и тех, кто пришел на место Сократа, он не учил философии как искусству жить. Все главные его персонажи учат не истинной жизни (как Сократ, Шопенгауэр, Заратустра или Дионис-философ), а тому, что есть Сама Жизнь. (И в этом, на мой взгляд, проявляется существенный минус его философии. – Ведь свое учение о том, «что есть сама Жизнь», великий философ, как правило, основывал на Исключительно на СВОЕМ СОБСТВЕННОМ СУБЪЕКТИВНОМ ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ , важную роль в котором сыграли его личность и психическое заболевание. Т.е. для НЕГО Жизнь была ТАКОЙ (полной горестей, стресса, боли и страдания), но ведь для других – она сложится совершенно ИНАЧЕ, и это Вполне Закономерно. На мой взгляда, философ, равно как и любой другой ученый, в своей трудовой деятельности обязан заниматься именно поиском Объективной Истины , но НИКАК НЕ выстраивать теории, фундаментом которых служит лишь собственный субъективизм. И пишу я это НЕ для того, чтобы раскритиковать великого Ницше, которому, по большому счету, вот уже 215 лет, как абсолютно всё равно, что о нем думают другие люди. Я пишу это с целью показать, что Настоящая Объективная Истина НЕ знает ЛИЧНОСТНОГО СУБЪЕКТИВИЗМА, точнее, она от него ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДАЛЕКА . И Фундаментом ей служат Науки, в той или иной степени описывающие Законы Жизни, Законы Природы, Законы Вселенной, Законы Божьи; Ю.Л.).
За учением стоит Учитель, идеал избранного способа понимать жизнь . (Но Учитель, на мой взгляд, лишь Тогда превращается в Учителя, когда Вещает ИСТИНУ . Разумеется, Вещать он ее может По-Разному – любым доступным для него («избранным») способом. Но Истина в устах ЛЮБОГО Учителя , с моей точки зрения, ВСЕГДА должна быть ЕДИНА ; Ю.Л.). Другими словами, мысль всегда проявляет себя через избранный мыслителем способ («перспективу») жизни, драматическая театрализация образов мысли актуализирует возможные способы жизни. Под учением Ницше следует понимать разновидность духовного упражнения, т.е. обновляющее повторение того, что уже много раз было повторено. Жизнь - это полнота обновляющих себя повторений, и в этом смысле она - противоречие . (Ну, в этом смысле, разумеется, ДА. Ведь Сегодня ученые доказали, что Земля – круглая и вращается вокруг Солнца. А какие данные на этот счет появятся, скажем, через 1000 лет, Никто ведь НЕ знает. Поэтому вполне естественно, что информация, Истинная Сейчас, уже через некоторое время благодаря целому ряду научных открытий вполне могут утратить свою Истинность и стать Недостоверной или даже Ложной. Как говорится, всё течет, всё меняется; Ю.Л.).

В философском развитии Ницше обычно выделяются три периода .
На первом этапе Ницше предстает как последователь учения Шопенгауэра, в первую очередь его волюнтаризма (идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой Воле основную роль в Развитии природы и общества), и Р. Вагнера.
Второй период отмечен сближением Ницше с позитивизмом, естествознанием.
Третий период характеризуется усилением метафизического элемента, постепенной разработкой учения о воле к власти.
Учительство Ницше, его воспитательная миссия не требует учеников или тех, кто мог бы принять на себя груз ответственности за мысль учителя; речь Ницше не обращена к разуму Другого . (Интересно, а к чему же она тогда может быть обращена?! 🙂 Лично для меня смысл данного предложения остался загадкой 🙂 ; Ю.Л.). Образ Ницше-философа отчужден и неопределенен в силу его отказа от любой «мертвой маски»: пророка, аскета, мудреца, скептика и т.п. (Хм, а как на счет маски страдальца? По-моему, подходит. А что Вы думаете по этому поводу, Уважаемые Читатели?; Ю.Л.). Философствование есть непрестанная духовная трансфигурация : Ницше переходит из одного состояния мысли в другое, не удерживая их в одном-единственном и неизменном переживании собственного Я, но обретая себя в каждом из них как в законченной форме. Творчество Ницше как «воспитателя человечества» содержит взаимосвязанные, но относительно самостоятельные комплексы: учения о «великом стиле», о методе, о переоценке всех ценностей, о «вечном возвращении», о воле к власти.

УЧЕНИЕ О ВЕЛИКОМ СТИЛЕ
Будучи одним из наиболее выдающихся немецких стилистов, Ницше устанавливает правила чтения для собственных произведений, указывая прежде всего на две наиболее значимые формы своего стиля: афоризм и дифирамб . Аналитическому срезу письма Ницше соответствует афористическая форма , патетическому (исполненному пафоса, страстному, эмоциональному) - дифирамбическая (песнь) . Переход между ними - в интенсивности ритмического изменения общего порядка высказывания. Афоризм образует порядок законченного высказывания, не сводимый к своей логико-грамматической или синтаксической структуре. (Что верно, то верно. С логикой (причинно-следственной взаимосвязью суждений и умозаключений) у великого философа местами действительно было туговато. Причиной тому явился склад его личности и оставившее на ней свой неизгладимый отпечаток, психическое заболевание; Ю.Л.). Цель его - передать читателю не мысль или идею, подкрепляя их доказательством, убеждающей метафорой или удачным риторическим оборотом, а всю специфичность данного мгновения письма и все своеобразие того телесного жеста, которым нечто высказывается и одновременно скрывается. Телесный жест предстает в виде единой непрерывной ритмической кривой, проходящей в одно мгновение через множество точек, сил-мгновений, пульсирующих в тексте, того, что Ницше называл «нюансами». Афоризм - форма вечности, собиратель мгновений-нюансов. На афоризм проецируется форма вечного возвращения того же самого как иного (т.е. несущего уже Совершенно Другую смысловую нагрузку; Ю.Л.), и сам он есть лишь свидетельство идеи «вечного возвращения» на уровне письма.

УЧЕНИЕ О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОМ МЕТОДЕ (СИМПТОМАТОЛОГИЯ)
Суть ницшевского критического метода состоит (см. «Генеалогию морали») в обновлении традиционной техники филологического (этимологического (этимология - раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов)) изыскания на основе следующего метафизического постулата: «природной» неизменности ставшего бытия противостоит бытие становления. Вместо «становления бытия» - «бытие становления» . (Интересная точка зрения, которая вполне имеет право на жизнь. И как здесь не вспомнить изречение великого древнегреческого мудреца Гераклита: «Все течет, все меняется. Нельзя войти в одну реку дважды»; Ю.Л.). Видимый мир - лишь видимость, а то, что могло бы быть высшей причиной, отсутствует. Мало сказать, что Бог умер, надо еще показать, что Его смерть так и не стала событием. Знак приравнивается симптому , философ и должен быть симптоматологом (специалистом, изучающим симптомы различных заболеваний) или дешифровщиком знаков культуры. (Здесь, на мой взгляд, Ницше заблуждается, т.к. НЕ каждый знак культуры является симптомом заболевания , да еще и настолько важным, что на него непременно следует обращать какое-либо, а особенно – пристальное, внимание; Ю.Л.). За любым из знаков, которыми мы пользуемся как чем-то устоявшимся (по привычке, по случаю или по принуждению), всегда скрыт некий процесс, который и был подвергнут переработке. (Ницше весьма категорично выступает против ЛЮБЫХ стереотипов и догм, забывая, однако, о том, что ряд из них может носить вполне разумный и даже полезный характер. Например, чистка зубов 2 раза в день, прогулки, занятия спортом и т.д. Поэтому далеко не всё здесь так однозначно; Ю.Л.). Симптом - знак бессилия жизни, полная и сильная жизнь есть событие (или «счастливый случай»), но не казус, не повод, не случайность и не происшествие. Т.к. всякий знак указывает на некоторое проявление болезненного состояния западной культуры, то, раскрывая смысл того или иного симптома, мы открываем источник болезни культуры. В «Генеалогии морали» Ницше пытается применить симптоматологическую технику анализа к ряду моральных утверждений, характерных для различных дискурсов (социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени) христианизированной культуры (например, по отношению к аскетическому идеалу).

УЧЕНИЕ О ПЕРЕОЦЕНКЕ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
Все ценности, на которых построена культура Запада, должны быть пересмотрены , ибо эта культура сформировала себя в круге платоновско-христианских понятий о подлинном и неподлинном мире, под знаком пренебрежения к миру посюстороннему и обесценивания жизни как лишь преддверия к другой, потусторонней жизни. (Уважаемые Читатели, поверьте, Ницше пишет ЕЩЕ НЕПОНЯТНЕЕ:); Ю.Л.). На самом деле нет никакого иного мира, кроме того, что дан в перспективном его усмотрении: совокупность перспектив и делает мир тем, что он есть (см. Перспективизм (философское воззрение, согласно которому все познание обусловлено личной позицией, точкой зрения познающего и, следовательно, невозможна значимость всеобщности, свободная от влияния этой позиции)). Ницше говорит об эпохе мирового нигилизма - длительном и непрерывном процессе отхода христианизированного человечества от ценностей посюстороннего опыта жизни (поворотный пункт - появление «теоретизирующего человека» по имени Сократ). Критика культуры - это лишь наблюдение философа-симптоматолога за мировым процессом вырождения христианизированного человечества. (Честно говоря, про «появление Сократа» я не очень понял, поэтому Без Комментариев:); Ю.Л.).
«Смерть Бога » - один из ключевых символов, используемых Ницше для обозначения наступления новой всемирной эпохи переоценки всех ценностей, следующей за эпохой нигилизма. «Смерть Бога» как символ мирового События знаменует собой не просто утрату веры в высшие ценности, но то, что мир нуждается в другом порядке ценностей и утверждении их новой иерархии. Для Ницше «Бог, который умер», - лишь тот Бог, который может умереть, т.е. это скорее всего пантеон («храм всех богов» в Риме) прежних богов, предрассудки верований, нежели Бог «как таковой», Высшая инстанция бытия , что не имеет ни лица, ни имени, ни звания, ни церкви, ни «креста и распятия», - это принцип становления. Появление в «Так говорил Заратустра» профетической (прорицательской, пророческой) темы сверхчеловека неотделимо от события смерти Бога и темы преодоления человека.

УЧЕНИЕ О ВОЛИ К ВЛАСТИ
Воля к власти есть основной и всеопределяющий принцип жизни , отрицающий статус «субъекта» и вообще всякую телеологию (философское учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин), причинность, начало, закон, необходимость и т.п. (В общем, по Ницше – «всё в топку» — и логику, и законы жизни, да и всё остальное – туда же:); Ю.Л.). Воля к власти - праформа существования живого (т.е. она Первична и идет До Него; Ю.Л.), она не может быть сведена ни к чему иному, не имеет смысла и цели . (Интересно, если она НЕ имеет смысла, то для чего же тогда она Необходима?! :); Ю.Л.). Принцип воли к власти Ницше переносит не только на области человеческой активности, но и на неживую и органическую Природу: Воля к власти имеет характер расширения и подъема, снижения и падения; она иерархически организует завоеванное пространство жизни, разделяя его на ранги, придавая каждому из них коэффициент ценности. И так продолжается до тех пор, пока воля не найдет для себя последний объект приложения сил - саму себя: тогда начинается процесс дезинтеграции и распада, деления воли к власти и она перестает существовать как один из центров силы. (С моей точки зрения, во время написания данного произведения, на взглядах великого философа всерьез начало сказываться психическое заболевание . Именно Его Следствием, на мой взгляд, и обусловлены столь малопонятные и крайне малоубедительные взгляды относительно устройства нашего бытия . «Воля к власти» (1988) является Последним произведением Фридриха Ницше, над которым он работал незадолго до того, как оказался в психиатрической клинике. И опубликовано оно было даже НЕ самим философом, а, после его смерти, сестрой Элизабет, отредактировавшей черновики брата; Ю.Л.).

УЧЕНИЕ О ВЕЧНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ
Под вечным возвращением Ницше понимает «бытие становления »: нечто становится, вечно возвращаясь, но возвращаясь как иное себе. В ходе этого возвращения особую роль играет повторение того же самого как иного, ибо повторение строится и как забвение, и как воспоминание. Вспоминается «лучшее», забывается «худшее» (это регулирование «возврата» через анамнез явно противостоит платоновскому припоминанию). Надо научиться жизни «Да», т.е. не помнить ее «неудач» и «падений». (Во-первых, это совершенно НЕРЕАЛЬНО (разве что человек будет страдать таким расстройством памяти , как амнезия. Во-вторых – на мой взгляд, просто глупо – т.к. весь наш накопленный жизненный опыт, а в особенности, наши Неудачи, Обязательно Следует Использовать для Продвижения Вперед, к Успеху – успешно проведя их анализ и в следующий раз в аналогичной ситуации уже не допуская или по ходу исправляя прошлые ошибки. Именно благодаря разумной критике и ошибкам мы становимся лучше (самосовершенствуемся, «сверхочеловечиваемся», если можно так выразиться) и рано или поздно Неизбежно Достигнаем Жизненного Успеха; Ю.Л.). Вечное интерпретируется как вечно становящееся, т.е. в своей неизменности становления оно не может не распадаться на себя повторяющие мгновения.

Уважаемые Читатели, а сейчас я представляю Вашему вниманию полный список произведений Фридриха Ницше .

Основные произведения
«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1872);
«Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872-1876):
1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873);
2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874);
3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874);
4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876);
«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878). С двумя дополнениями:
«Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879);
«Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880);
«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte, 1881);
«Весёлая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887);
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883-1887);
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886);
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887);
«Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888);
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung, 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»;
«Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888);
«Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888);
«Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886-1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht - Versuch einer Umwertung aller Werte), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Прочие произведения
«Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie, 1869);
«О будущности наших образовательных учреждений» (Über die Zukunft unserer Bildungsanstalten, 1871-1872);
«Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Fünf Vorreden zu fünf ungeschriebenen Büchern, 1871-1872):
1. «О пафосе истины» (Über das Pathos der Wahrheit);
2. «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken über die Zukunft unserer Bildungsanstalten);
3. «Греческое государство» (Der griechische Staat);
4. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой» (Das Verhältnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen Cultur);
5. «Гомеровское соревнование» (Homers Wettkampf);
«Об истине и лжи во вненравственном смысле» (Über Wahrheit und Lüge im außermoralischen Sinn, 1873);
«Философия в трагическую эпоху Греции» (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen);
«Ницше против Вагнера» (Nietzsche contra Wagner, 1888);

Юношеские произведения
«Из моей жизни» (Aus meinem Leben, 1858);
«О музыке» (Über Musik, 1858);
«Наполеон III как президент» (Napoleon III als Praesident, 1862);
«Фатум и история» (Fatum und Geschichte, 1862);
«Свободная воля и фатум» (Willensfreiheit und Fatum, 1862);
«Может ли завистник быть действительно счастливым?» (Kann der Neidische je wahrhaft glücklich sein?, 1863);
«О настроениях» (Über Stimmungen, 1864);
«Моя жизнь» (Mein Leben, 1864);

Кинематограф
В фильме Лилианы Кавани «По ту сторону добра и зла » (англ.) русск. (итал. «Al di là del bene e del male», 1977) Ницше воплощает Эрланд Юзефсон (Лу Саломе - Доминик Санда, Пауль Реё - Роберт Пауэлл, Элизабет Фёрстер-Ницше - Вирна Лизи, Бернард Фёрстер (нем.) русск. - Умберто Орсини (итал.) русск.).
В биографическом фильме Жулиу Брессане (порт.) русск. «Дни Ницше в Турине » (англ.) русск. (порт. «Dias de Nietzsche em Turim», 2001) философа сыграл бразильский актёр Фернанду Эйрас (порт.) русск.
В фильме Пинхаса Перри (Pinchas Perry) «Когда Ницше плакал » (англ. «When Nietzsche Wept», США-Израиль, 2007, по роману Ялома Ирвина) заглавного персонажа сыграл Арманд Ассанте (Лу Саломе - Кэтрин Винник, Йозеф Брёйер - Бен Кросс, Зигмунд Фрейд - Джейми Элмэн (англ.) русск., Берта Паппенгейм - Михаль Янай (иврит) русск.).
Фильм венгерского режиссёра Белы Тарра «Туринская лошадь» (венг. «A torinói ló», 2011) основан на истории о Ницше, который в Турине 3 января 1889 года стал свидетелем избиения лошади извозчиком. Ницше бросился к лошади, обнял её, а после этого замолчал навсегда, последние одиннадцать лет своей жизни проведя в больнице для душевнобольных».

Уважаемые Читатели, на этом на сегодня всё. Вы читали статью об основных идеях в философии Ницше . В заметке под названием «Болезнь Ницше » Вы можете ознакомиться с его биографией, проводя анализ которой, я наглядно показываю, что великий философ страдал Шизофренией.
Ну а в заметке под названием « », Вы можете ознакомиться с философскими взглядами другого выдающегося немецкого философа.

«Когда [Ницше] убедился, что нет Бога, им овладело такое безумное отчаяние, что, в сущности, несмотря на его исключительное литературное дарование, ему до конца жизни так и не удалось адекватно рассказать, что сделали люди, убивши Бога. Но Ницше не услышали. По-прежнему все думают, что вовсе и не важно, есть ли Бог или нет Его». (Лев Шестов)

Великий немецкий философ Фридрих Ницше (Nietzsche) родился в 1844, умер в 1900. Сын протестантского пастора, Ницше с пяти лет стал сиротой после кончины отца и был заботливо воспитан матерью. Образование он получил в боннском, позднее в лейпцигском университете, где изучал классическую филологию. В 1869, по рекомендации своего учителя Ричля, Ницше был назначен профессором филологии в Базеле и занимал эту должность в течение 10 лет. Единственным внешним фактом, расстроившим мирную жизнь Ницше, было участие его во франко-прусской войне 1870-1871 : он записался тогда санитаром-добровольцем, но ненадолго, так как серьезно заболел. Эта болезнь была, по-видимому, причиной головных болей и спазмов желудка, которыми Ницше стал страдать с этого времени и которые, прогрессивно осложняясь, заставили его в 1879 оставить кафедру. В 1890 философа окончательно сломил душевный недуг, сделавший его недееспособным.

Фридрих Ницше. Фото, сделанное в Базеле ок. 1875 г.

В своих первых сочинениях, особенно в «Рождении трагедии из духа музыки » (1872); «Шопенгауэр как воспитатель» (1874) и «Рихард Вагнер в Байрейте» (1876), Ницше излагает требования, предъявляемые им к новейшей куль­туре, которую он хочет основать на обобщении трех начал: греческой трагедии, музыкальной драмы Вагнера , и философии Шопенгауэра . Метафизика последнего образует исходный пункт философии Ницше. Подобно франкфуртскому отшельнику Шопенгауэру, он видит сущность мира в страдающей «воле», но все-таки этот мир, в его глазах, может быть оправдан, если смотреть на него исключительно как на эстетический феномен . Если мир полон зла, если «истина» заставляет желать пустоты, то постараемся «желать химер», постараемся отыскать достаточно прекрасные, обольстительные иллюзии, чтобы они заставили нас любить жизнь, несмотря на все её страдания, и приложим весь наш ум и всю энергию к познанию этих иллюзий. Существуют две главные иллюзии, которые дают оправдание нашему существованию и которые Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» называет аполлоновской и дионисийской. Взирая на мир с точки зрения красоты его форм , мы можем создать себе прекрасный образ -мечту, заполняющую все наше существование – это есть аполлоновская иллюзия. С другой стороны, несмотря на ужасные страдания, разрушение и смерть, везде замечается проявление вечной мировой воли в постоянной последовательности её феноменов. Отсюда вторая иллюзия: вечности и неразрушимости индивида, неуничтожимости лежащего в основе вещей стихийного порыва – дионисийская. Сочетание этих двух иллюзий создает «трагическую мудрость», до которой возвысились древние греки в своей трагедии . Она должна составлять идеал стремлений и новейшей цивилизации. Эта последняя теперь пол­на рационального «научного оптимизма», полагающего, что мир понятен в целом и в своих частях и что цель, к которой надо стремиться, есть организация личной и общественной жизни на научном осознании вселенной. Новая цивилизация ошибочно воображает, что наука способна дать человеку мотивы деятельности, в которой он нуждается, для того, чтобы обрести смысл жизни. Это заблуждение вызвало в Европе псевдоцивилизацию, презренным представителем которой является Bildungsphilister – филистер культуры, доверяющий науке, которая, по его мнению, обеспечит человечеству все возрастающую сумму благосостояния.

Однако в современной европейской цивилизации можно открыть и признаки, возвещающие великий переворот. Рихард Вагнер в своей музыкальной драме вновь воскрешает трагедию древней Греции. Шопенгауэр своим безжалостным пессимизмом навсегда разрушил научный оптимизм и показал, что история жестока и бессмысленна, что человек роковым образом обречен на страдания. Тем не менее, Ницше, в противовес духу философии Шопенгауэра надеется, что пессимизм вместо того, чтобы толкнуть человека на путь отчаяния, наоборот, возбудит в нем героизм. Человек будет считать «добром» не то, что уменьшает страдание, а то, что делает жизнь более интенсивной, прекрасной, достойной; его высшим назначением будет не помощь слабым, а возвышение гения над массою средних людей. Такова в философии Ницше конечная цель человечества; самые совершенные его произведения заключают в себе весь смысл его существования. И если высшая культура и появление гения должны быть куплены ценою страданий, «свободный дух» современной цивилизации должен научиться сам страдать и дать страдать другим для прогресса человеческого рода.

Ницше находит следы пессимизма во всех идеях и верованиях человечества и доказывает, что вера в истину во что бы то ни стало, на самом деле проистекает из того же пессимистического инстинкта, который заставляет человека жертвовать настоящей жизнью и творить ложные идолы в угоду выдуманной идее верховного существа. Назначение человека не в желании добра и не в стремлении к истине. Согласно философии Ницше, зло и иллюзии так же полезны для развития жизни, как добро и истина. Вселенная не имеет цели. Это чистейшая бессмыслица, которую человек призван осветить и в полной своей власти определить её внутреннюю ценность. Во имя этих соображений Фридрих Ницше резко нападает на христианство и аскетизм, клянет социалистов, демократов и анархистов, отрицает альтруизм и религию сострадания.

Портрет Фридриха Ницше. Художник Э. Мунк, 1906

Отрицание достигает у Ницше апогея в период времени с 1870 по 1882, когда он издает книги «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Странник и его тень» (1880), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883 – 87), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887). Эта энергия отрицания становится еще более экзальтированной и ожесточенной в последний год его жизни как мыслителя (1888). Ницше не писал ни­чего более резкого, чем «Казус Вагнер», «Сумерки идолов», «Антихрист». Лишь в «Заратустре» понятие жизни, как оно составилось у Ницше в период его молодости, когда он видел счастье человечества в возрождении дионисийской иллюзии и трагической мудрости, вновь выдвигается на первый план. Окрашенное в новые краски, в устах Заратустры оно становится теорией сверхчеловека и вечного возвращения. Ницше считает, что мы бесконечное число раз прожили нашу жизнь в её малейших подробностях и будем опять вновь переживать ее. Познать этот высший закон жизни, принять его в руководство не только без возмущения, без ужаса, но с добрым сердцем, и мало этого, с энтузиазмом и радостью – вот цель, которую ницшеанский Заратустра указывает человечеству. Когда оно достигнет её, человек сделается «сверхчеловеком». В философии Ницше сверхчеловек – человек, дошедший до высшего состояния здоровья, физического и умственного, свободный от устарелых воззрений, с сознанием закона вечного возвращения. Придет момент и человек пустит в ход всю свою энергию, чтобы через его собственное самоуничтожение явился сверхчеловек.

Как стилист, Ницше до сих пор не превзойден в Германии; его языку на­до отчасти приписать успех его философских произведений. Ницше сам говорит об «алмазной красе» своего «Заратустры». «Язык Лю­тера и поэтическая форма Библии – основы современной немецкой поэзии – это мое открытие».

Литература о Ницше чрезвычайно обширна как в самой Германии, так и в других странах. Из сочинений о нем наиболее достойны упоминания:

Книга сестры философа Элизабет Фёрстер-Ницше «Жизнь Фридриха Ницше». Она служит главным источником биографических сведений о Ницше, содержит много его писем, набросков, стихотворений, не­изданных отрывков

Георг Брандес «Фридрих Ницше. Трактат об аристократическом радикализме». (Сам Ницше считал выражение «аристократический радикализм» лучшим определением сути своей философии.)

Андреас Саломе «Фридрих Ницше и его труды». Интересный этюд немецкой писательницы, близко знавшей Ницше.

Георг Зиммель «Фридрих Ницше. Нравственно-философский силуэт».

Г. Файгингер «Ницше как философ».

А. Лихтенберже «Философия Ницше».

Л. Шестов «Достоевский и Ницше».

Е. Трубецкой «Философия Ницше».

С. Франк «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему»

Основные идеи Ф. Ницше, основоположника философии жизни, кратко изложенные в этой статье.

Основные идеи Ницше

(1844-1900 годы) – это европейский философ. Имя мыслителя известно каждому. Его мировоззрение развивалось под влиянием трудов Шопенгауэра и теории Дарвина. Фридрих Ницше основал философию о жизни, провозгласив ценностью ту реальность, которую необходимо постичь.

Ницше основные идеи изложил в трудах:

  • Смерть бога
  • Воля к власти
  • Переоценка ценностей
  • Нигилизм
  • Сверхчеловек

Рассмотрим самые распространенные идеи великого мыслителя.

  • Воля к власти

Ницше стремился к господству и власти. Это его главная жизненная цель и смысл существования. Для философа воля представляла основу мира, состоящую из множества случайностей и наполненная беспорядком и хаосом. Воля к власти привела Ницше к идее создания «сверхчеловека».

  • Философия жизни

Жизнь, согласно философу, является уникальной и отдельной реальностью для каждого человека. Она жестко критикует учения и выражения, которые касаются мыслей как показателя человеческого существования. Также жизнь не стоит отождествлять с понятием разума. Ницше считает, что жизнь – это постоянная борьба, главным качеством которой выступает воля.

  • Сверхчеловек

Ницше философия основные идеи коснулись и мыслей касательно идеального человека. Он крушит все правила, идеи и нормы, предписанные людьми. Ницше как бы напоминает, что все это фикция, которую навязало нам христианство. Кстати, философ рассматривал христианство как инструмент, навязающий людям качества, которые создают рабское мышление, из сильных личностей делают слабых. Религия при этом слишком идеализирует слабого человека.

  • Истинное бытие

Проблемы бытия Ницше освещает вкратце. Философ уверен, что противопоставить эмпирическое и истинное не можно. Отрицание реальности способствует отрицанию декадансу и человеческой жизни. Мыслитель уверен, что абсолютного бытия не существует. Есть всего лишь круговорот жизни, в котором постоянно повторяется то, что когда-то уже было.

Кроме того, Фридрих Ницше критикует религию, нравственность, науку, разум. Он уверен, что большая часть людей на планете неразумные, жалкие и неполноценные личности. Единственный способ управления ими – это военные действия.

Мыслитель также агрессивен по отношению к женщинам. Он отождествлял их с коровами, кошками и птицами. Единственная роль женщины – это вдохновлять мужчину, а он, в свою очередь должен ее держать в строгости и применять физические наказания.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Ницше.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса