Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дервиш в евпатории. Этнографический музей Текие Дервиш в Евпатории, это. Посещение Текие дервишей в г. Евпатория

Кружащиеся дервиши в Крыму. Евпатория
Алифе-ханум Яшлавская, известный ученый-суфист, многие и многие годы колесила по миру в научных экспедициях в поисках уцелевших храмов дервишей-суфистов.

А нашла его у себя на родине 12 лет назад в Крыму, в Евпатории, и то по счастливой случайности, когда военные освободили один из своих тщательно охраняемых складов в старинном ветхом строении.

Нынешний статус Евпатории оспаривается между Украиной и Россией. Фактически, он контролируется Россией как весь Крым. Однако легитимность референдума вызывает сомнения. Он не был признан на международном уровне. Это событие широко рассматривается как аннексия Крыма Россией. Украина считает Крым своей территорией, временно оккупированной Россией.

Первый зарегистрированный поселок в нынешнем городе был назван Керкинитисом. С 7 по 10 века это было поселение Хазар. Позже поселение находилось под контролем монголов и Крымского ханства и было названо Кезлевым. Название города было официально изменено на Евпаторию. Город был оккупирован британскими, французскими и турецкими войсками во время Крымской войны.

Сегодня здесь - одна из святынь Крыма, почитаемых верующими-суфистами во всем мире- ансамбль «Текие -дервиш». памятник культуры 15-17 веков. И появился он благодаря усилиям этой мужественной и самоотверженной женщины.Тогда, 12 лет назад, она подняла этот храм из руин и забвения почти в одиночку. Ее рассказ из того времени - в одной из передач «Ветра странствий» за 2004 год.

В конце 19 века город стал популярным курортом. Дачи начали строиться на территории между старым городом и озером Мойнаки. В настоящее время основными отраслями промышленности Евпатории являются туризм, рыболовство, пищевая промышленность, виноделие и производство мебели.

Где находится исторический комплекс в Евпатории?

В городе нет крупных промышленных предприятий, кроме молочных, хлебобулочных, винодельческих и некоторых других небольших заводов, главным образом пищевой и перерабатывающей промышленности. Недалеко от города находится центр контроля и испытания космического оборудования.

Кружащиеся дервиши появились достаточно давно. Они стали приходить в обитель дервишей - ханаку, суфийский монастырь. Который был построен в чудесном городе Евпатория в 15 веке, то есть, примерно 500 лет назад. Ханака, или же «Текие дервиш», обитель дервишей, в Евпатории, стала одним из интересных важных центров паломничества дервишей ордена «Кружащиеся дервиши».

Курортная зона расположена на юго-западе. На востоке есть старый город с сетью небольших кривых улиц, типичных для восточных городов. Озеро Мойнаки расположено на западе и озеро Сасык на востоке. Среди естественных лечебных факторов - уникальная грязевая, морская и минеральная вода, воздух и солнце, песок и травы. В пределах города расположено много песчаных пляжей.

Мягкий климат без резких изменений температуры делает эту область особенно благоприятной для здоровья. Есть 258 солнечных дней в году, как обычно, и может быть до 289 в особенно солнечные годы. Зимы теплые, как правило, дневные температуры выше нуля. Снег выпадает каждую зиму, но через несколько дней он оттаивает.

Де́рвиш (перс. درویش - derviš - бедняк, нищий) то же, что и «каландар» или «календер» - мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма. Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Дервишу не подобало говорить, например, «моя обувь» или «мое то-то и то-то» - у него не должно было быть собственности, поскольку всё принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был все отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи.
Текке дервиш в Евпатории отличается простотой своих монументальных форм, отсутствием украшений на фасадах и внутри. Внутри обители по периметру находятся сводчатые кельи дервишей. Помещения тёмные и тесные, пол земляной. Стрельчатый дверной проём каждой кельи выходит в зал. Помимо места обитания дервишей текке также служила местом тренировок и духовного развития странствующих последователей.

Интересные факты об Евпатории

Осень - лучший сезон для отдыха в Евпатории, в конце так называемого «бархатного» сезона, когда число гостей уменьшается, а также жара, но море еще тепло. В Париже есть Евпаторийская улица, она называлась так, чтобы ознаменовать битву, случившуюся недалеко от города во время Крымской войны.

С помощью этого оборудования время от времени отправляются сообщения в цивилизации за пределами Земли. Николаевский собор возвышается над окружающими зданиями рядом с набережной напротив мечети Джума-Джами. Заложены основы собора. Он был построен в память об освобождении Евпатории от англо-французско-турецких сил.

У каждой обители ордена был свой начальник - шейх, он же смотритель и духовный учитель. Путь от простого послушника к шейху долог. Сначала кандидаты (в том числе и женщины, так как ордена дервишей - практически единственные, кто не препятствовал женщинам развиваться духовно) приходят в храм, где проводится тестирование на их знания Корана и прочих полезных вещей, которые могут пригодиться на духовном пути. Или не проводится - всё зависит от спроса.

Легенды про крымских дервишей

Ханская мечеть Джума-Джами - самая большая и самая величественная мечеть в Крыму. Сегодня мечеть вернулась к верующим, есть доступные экскурсии. Николас был основан в армянском квартале города. Строительство храма продолжалось около 20 лет. В советские времена храм использовался для бытовых нужд. Планируется восстановить церковь и вернуть ее армянской общине. Интернациональная.

Эта синагога была основана сегодня, она отремонтирована, и на ее территории есть еврейский культурно-этнографический центр с кошерным кафе-музеем, вы можете посетить мастер-классы гончаров, охотников, мыльных котлов и т.д. Эта греческая церковь, освященная во имя святого пророка Илии, расположена на набережной, возле яхт-клуба, мечети Джума-Джами и Св.

Крутящиеся дервиши - это один из самых известных и богатых орденов дервишей, его родное название - орден Мевлеви. Отличительной особенностью кружащихся было то, что они старались достичь своих духовных целей с помощью определённого ритуала - кружения. Существует множество техник кружения -

Для новичков,
для двигающихся,
для продвинутых,
для шейхов
и так далее.
Кстати, интересная закономерность: продвинутые и двигающиеся дервиши кружатся достаточно быстро. А шейх кружится очень медленно - вероятно, это означает, что ему, как самому просветлённому человеку, нет необходимости напрягаться, чтобы достичь нужного состояния.

Этот комплекс удивительно красивых храмов является главным духовным центром крымских караимов. Комплекс был построен в начале 19 века, когда большое сообщество караимов поселилось в городе после ухода из пещерного города Чуфут-Кале. Сегодня кенасы открыты для поклонников и туристов. Здесь вы найдете музей караимской культуры и кафе, предлагающее караимскую кухню.

Что входит в Керчйский комплекс текие?

Обитель дервишей суфийского ордена «Мевлеви» является единственным памятником суфийского отделения ислама в Крыму. Рядом вы можете увидеть мечеть Шукулай-Эффенди с минаретом, а также бывшее медресе с культурно-этнографическим центром и музеем крымскотатарской культуры.

Убирают,
стирают,
готовят,
гладят,
ходят за продуктами и водой.
А в промежутках учат Коран и прочие духовно-развивающие тексты, и тренируются кружиться.

Для кружащихся дервишей характерна специальная одежда, и, в частности, плотная шерстяная шапка. У обычных дервишей небольшая, у шейхов - просто огромная. При кружении важно не только направление кружения, но и положение головы, опорная нога, положение рук. Эти нюансы ученики познавали, странствуя между обителями. Что зависит от этих нюансов - неизвестно, так как непосвящённым эти секреты не выдаются. Однако, можно предположить, что от разных способов кружения вызываются различные состояния, необходимые для просветления.

Это самый большой и единственный сохранившийся городской город. На первом этаже вы можете увидеть хорошо сохранившиеся оригинальные кирпичные кладки; есть крымско-татарское кафе-музей «Кезлев-Кавеси» и музей «Кезлевские ворота» с расположением средневекового города. Это хорошее место, чтобы начать экскурсию по старому городу.

Пирамида. Это небольшая стеклянная конструкция, которая стала отличительной чертой нынешнего города. Это управляемый трамвайный маршрут на базе однопутной трамвайной линии, открытой в этом единственной действующей трамвайной линии в Крыму, не считая трамвая курорта в соседней деревне Молочная.

Так, послушники, которые считали, что они достаточно убирали, готовили, гладили, стирали и т.д. (послушничество длилось 2-3 года), а также освоили основы кружения и Корана, шли «в люди» - то есть, в путешествие, в поисках большей мудрости, чем мог дать шейх местной обители. Считалось, что чем больше обителей посетит послушник, тем круче он становится, и тем выше его авторитет. Не все выдерживают такие путешествия, некоторые отступают и сходят с духовного пути. Но те, кто продолжают путешествовать, продолжают работать над собой и кружатся, кружатся, кружатся.

Храм поклонения богу "Текие-дервиш"

Трамвай - это не только общественный транспорт, но и одна из самых популярных достопримечательностей для туристов. Маршрут протяженностью около 20 км. Время экскурсии - 1 час 20 минут. Дельфины поют, танцуют, рисуют, играют в волейбол с аудиторией. Коллекция музея состоит из археологических и нумизматических объектов, старинных книг и произведений искусства, конфискованных у богатых жителей города.

Этот музей открыт в память героев Чернобыльской площади. Он посвящен аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В частности, есть диорама Чернобыля - точное расположение станции в первые дни после взрыва. Среди других экспонатов - костюмы для химической защиты, используемые ликвидаторами аварии, респираторные маски, копии архивных документов, личные вещи и фотографии ликвидаторов и т.д.

Соответственно, евпаторийская Текие дервиш - это один из таких центров, возглавляемых шейхами, куда приходили дервиши из других обителей в поисках мудрости. Считается, что обитель дервишей - это одновременно и гостиница для всех подряд. Возможно, так оно где-то и было. Но обители ордена кружащихся дервишей вообще и Текие дервиш в Евпатории, были не из таких.

Музей Крымской войны. Музей истории крымской войны был открыт в отреставрированном здании недалеко от порта. В экспозиции представлены шесть чугунных и бронзовых орудий Крымской войны, флаги всех комбатантов, оружие, якоря, предметы домашнего обихода, фрагменты солдат 'униформа.

Кружащиеся дервиши в исламской традиции. Дервиш, суфий, ислам, сема, руми, орден Мевлеви. Это религиозный танец, исполняемый для выражения эмоций и достижения мудрости и любви к Богу. Он возник в Турции, в исламской секте суфизма, которая была основана Мевланой Джалалуддином Руми. Суфии поддерживают свои знания из Кора и слова своего хозяина Руми. Дервиш считает себя орудием Бога, поэтому он не может направить или сохранить власть, которая его вводит.

Пришедший странник, назвавшийся дервишем ордена Мевлеви, проходил собеседование с шейхом на предмет принадлежности к ордену и правдивости слов о том, сколько этот названец посетил обителей, какого уровня достиг и т.д. Если собеседование кандидат в дервиши проваливал, то шейх отказывал в гостеприимстве в обители. Если дервиш мог доказать, что он - именно тот, за кого себя выдаёт, то он мог остаться в обители на три дня. Собеседование проходило в специальной келье шейха, отличающейся от остальных келий размерами и благоустроенностью (то есть, на стене висел коврик:))

Сегодня семабы выполняются в частных домах или для развлечения туристов. Область и цель кружащихся дервишей. Это выполняется семазенами, которые принадлежат к секте Мевлеви суфиев. Суфизм - это исламская практика попыток достичь божественного знания и любви, хотя личные отношения с Богом. Мусульманские священники, чтобы освободить свои души и соединиться с Аллахом, выполняют сему. Танец иногда интерпретируется как все, вращающееся вокруг Солнца, но чаще всего рассматривается как воссоздание смерти и воскрешения.

Источники и критерии действительного знания. Сема началась с влияния турецкой культуры и вдохновления Мевлана Джалалуддина Руми. Однако практика кручения, возможно, возникла в Центральной Азии задолго до Руми, где шаманы использовали ее для индуцирования измененных состояний сознания. Выполняя сему, Мевлевис пытается испытать смысл слов из Кора: Бог принадлежит Востоку и Западу, и где бы вы ни оказались, это лицо Бога. Он - Вседержитель, Всезнающий.

Принятый дервиш в течение трёх дней днём спал, отдыхал и набирался сил, а ночью начиналась работа в основном зале, куда выходят входы в кельи.

Евпаторийская Текие дервиш внешне - странное строение, в основе квадратное, а по верху - восьмиугольное, под восьмискатной крышей. Но на самом деле оно относится к скрыто-купольным зданиям. Так, под крышей находится не свод, не балки - а идеальный красивый купол. Сейчас он довольно-таки потрёпанный, но раньше он был покрыт яркими красками и имитировал небо.

Научная основа для сема - это убеждение, что нет существа или объекта, который не вращается, потому что все существа состоят из вращающихся электронов, протонов и нейтронов в атомах. Все вращается, а человек живет посредством революция этих частиц, революция крови в его теле и революция этапов его жизни, его приход с земли и возвращение к ней.

Семабы, практикуемые сегодня, происходят следующим образом: во-первых, дервиши поклоняются шейху. Тогда есть султанская велевая прогулка, где они следят за шейхом вокруг комнаты, а в черных плащах, которые символизируют их могилу. Затем дервиши пускают плащи, когда они протягивают руки, чтобы выявить их размножения. Они начинают поворачивать свою собственную ось, призывая имя Аллаха. Считается, что во время сема сила Неба входит в поднятую правую ладонь дервиша, проходит через тело и выходит через левую ладонь вниз, Земля.

Так вот, кружение дервишей происходило как раз под этим куполом. Дервиш мог оставаться в своей келье и наблюдать - а мог присоединяться и работать над собой. Кружение происходило долго, пока хватало сил. Часто кружение сопровождалось музыкой, декламацией Корана и сочинением собственных стихов.

Участвовал дервиш в кружении или нет, через три дня он должен был покинуть обитель и отправляться в дальнейшее странствие к мудрости. И спустя годы и десятилетия, после сотен посещённых Текие и тысяч часов кружения, дервиш подходил к тому, чтобы стать шейхом - и самому возглавить Текие.

Дервиш считает себя орудием Бога, поэтому он не может направить или сохранить власть, которая входит в него. Институты и профессиональная структура. Если новый инициатор выбрал ретрит, он должен выполнить несколько тестов. Для первого испытания его доставляют на кухню, где он должен сидеть на коленях ради трех дней без сна и речи. Он мог двигаться только 5 раз в день, чтобы молиться, есть и ходить в туалет.

На четвертый день он купается и побрит и получает черное платье для остальной части отступления, а также молитву, чтобы повторить во время работы. Его дни состояли в том, чтобы научиться танцевать сему, молясь 5 раз в день, повторяя свой зикр и выполняя служение. Женщин не разрешали в теке, если они не приходили наблюдать за семами по четвергам, поэтому люди, которые предпочли жить в текке, не могли выйти замуж. Мевлана Джалалуддин Руми, суфийский поэт и мистик, установил дервишский орден Мевлевиса и начал вихревой танец сема.

Соответственно, дервиш возвращался в свой родной город - в нашем случае в Евпаторию - и замещал уже работающего шейха. Соответственно, посетив всевозможные обители и получив мудрость от очень многих учителей, он с лёгкостью мог распознавать самозванцев и истинных дервишей, мог давать им советы и рекомендации на их духовном пути. Соответственно, по желанию, шейх, как почти окончивший духовный путь, мог осесть, завести семью и так далее. Но послушники и простые дервиши таких радостей были лишены.



В музее, который находится рядом с евпаторийской Текие дервиш можно увидеть старинные гравюры дервишей. На них изображены не только дервиши на показательных выступлениях, но и дервиши, так сказать за работой, в процессе тренировок. И, надо сказать, тренировки проходили серьёзные. На одной из гравюр запечатлён интересный момент - человек пять дервишей кружатся, а шестой стоит на коленях. Скорее всего ему очень плохо - поел слишком хорошо перед кружением:) Соответственно, можно предположить, что тренировки проходили достаточно строго - и дервиш мог по надобности остановиться, улучшить своё самочувствие - и снова взяться за работу.

Жизнь Руми изменилась в тот день, когда он встретил блуждающего дервиша по имени Шамс из Тебриза. У Шамса было откровение, чтобы отправиться в Малую Азию, где Руми учился в колледже. Существует несколько разных рассказов об их встрече, но во всех встречах из Шамса глубоко влияет на мысли Руми. После шестнадцати месяцев вместе Шамс отправился в Дамаск, чтобы избежать приступов ревнивых учеников Руми. Руми послал своего сына попросить Шамса вернуться в Конью, но как только вернулся Шамс, он исчез и был убит.

Руми не знал, что Шамс вернулся и был убит, поэтому он обыскал Дамаск за пропавшего друга. После исчезновения Шамса Руми начал духовный концерт под названием сема, который был «не только религиозной церемонией, но и спонтанным проявлением эмоций». Практика оставалась практически непрерывной до тех пор, пока ниспровержение Османской империи в Полиции не заявляло, что «выполнение практики дервишей, проведение встреч в текках, профессия гробницы и служение шейки и другие посвящения дервиша были отменены, а чтение, против закона Республики».

Кружащиеся дервиши в Евпатории - это не только история. Так, орден кружащихся дервишей существует и поныне, в Турции. И глава ордена из Турции несколько лет назад (в 2007 году) посещал евпаторийскую Текие дервиш, обновлял её как потенциальную обитель. Так что если вы хотите, то можете начать свой путь как кружащийся дервиш, и лет через пятьдесят осесть в качестве шейха в Евпатории - очень красивом и очень древнем городе. Не является бесхозной Текие дервиш и сейчас, в данный момент её возглавляет женщина-дервиш Алифе Тейфук-кызы Яшлавская.

Сейчас Текие дервиш в Евпатории можно найти на улице Караева,18. Ворота в обитель закрыты, так что многие подходят - и уходят. Но если позвонить или подёргать ручку двери - то вам откроют, пригласят, проведут экскурсию и вы получите массу интересных впечатлений, прикоснувшись к обители кружащихся дервишей. Кстати, даже жители Турции, страны, где покоится прах основателя суфизма, мистика и поэта Джелалледина Руми, по-доброму завидуют нам, евпаторийцам, владеющим таким сокровищем, как уцелевший средневековый комплекс текие дервишей.

https://www.youtube.com/watch?v=XmlV3cT8wjY
http://veterkrima.ru/?p=913
http://interesko.info/kruzhashhiesya-dervishi-na-ukraine/
См. также:

«Качающиеся» дервиши текие Азиз Гази-Мансура (Крым) (В Бахчисарае было несколько дервишеских обителей, представлявших разные направления суфизма. Тех дервишей, что служили в текие Гази-Мансура, люди называли «качающимися» – из-за их особенной манеры нараспев читать молитвенные тексты.)

Достопримечательность Бахчисарая - вертящиеся дервиши
(Кто же такие вертящиеся дервиши? Как пишет Григорий Москвич в "Путеводителе по Крыму" 1913 год - "дервиши совсем не похожи на подвижников: в повседневной жизни это обыкновенные жизнерадостные, румяные и толстые торговцы и промышленники".)

Чуфут - Кале. Легенды о Золотой колыбели. Один из самых больших кладов в истории Крыма

(Тут-то, в священной тишине храма Аллаха, впервые увидел переодетый принц-дервиш ту, о ком столько бессонных ночей мечтала его душа. Долго не мог он прийти в себя от трепета и изумления, ибо все его мечтания были лишь бледной тенью той красоты, которую он теперь видел перед собою наяву, и не было границ его восторгу. Но и сама принцесса Зехра скоро заметила, слушая дивные гимны, что не только звучным голосом обладает молодой дервиш, но и прекрасным, мужественным, гордым лицом, светящимися, смелыми, пылкими глазами и могучим, гибким, стройным станом, проступающим из-под нищенских дервишских одежд.)

ФЛЕЙТА НЭЙ И КРУЖЕНИЕ ДЕРВИШЕЙ. СУТЬ ТРАДИЦИЙ

(В одном рубаи он говорит: «Слушай нэй и смотри, о чём он говорит. Он раскрывает скрытые тайны Всевышнего. Внутри он пуст и покорен, он пропускает через себя всё, что идёт в него, и в итоге получается мелодия зикра: «Аллах, Аллах!»

Нэй символизирует души, сгоревшие в огне божественной любви. С этой точки зрения нэй - это саз, в груди которого горит огонь высшей любви.)

опубликовал(а)21 июля 2009

Есть в Евпатории интересный архитектурный комплекс - Текие дервишей. Это бывший монастырь странствующих мусульманских монахов - дервишей (”бедный”,”нищий” в переводе с персидского), являющихся членами суфийских братств. Суфизм - одно из самых загадочных и парадоксальных учений Востока (см. ниже).


Расположен Текие дервишей в начале улицы Интернациональной. Со стороны улицы его скрывает отреставрированный фасад двухэтажной кофейни 19 века. Само Текие, или Ханака (обитель) - здание 15 - 16 века. Напоминает по характеру постройки (основной зал и лепящиеся к нему кельи) медресе Зинджирли в Бахчисарае. Текие - шестигранник с купольной крышей, высотой 20 метров, толщина стен - 1 метр, 19 комнат - келий расположены вокруг центрального зала. Сферические паруса купола - элемент османской архитектуры, перенятый турками у византийцев. Говорят, что Текие - единственный, хорошо сохранившийся мусульманский монастырь в Крыму.



Памятник включает в себя ряд разновременных сооружений:
1. Двухэтажное здание, выходящее фасадом на ул. Караева.
2. Мечеть «Шукурулла - эфенди» с последним сохранившимся в г. Евпатории минаретом. Она упоминается в литературе как «соборная».
Это одноэтажная, прямоугольная в плане постройка (17,25 х 9,60 м.) с двухъярусным расположением окон. Помимо сохранившихся, в восточной стене выявлены более ранние оконные проемы на уровне нижнего и верхнего ярусов. В настоящее время они заложены бутом на глине. Крыша разобрана в 1988 году. Вход с северной стороны заложен. В южной стене сооружен михраб. В восточной стене мечети расположен вход в минарет. Минарет выполнен из тесаных блоков известняка. Основание минарета - четырехгранное 2,36х2,36 м. высотой 2,32 м., увенчано карнизом. На южной грани ствола минарета устроены три узких окна в форме бойниц с расходящимися внутрь боковыми стенками. На высоте 10,16 м. ствол плавно переходит в балкон - шерфе. Внутри минарета устроена винтовая лестница из 54 ступеней. Общая высота минарета от подошвы до основания алема - 20,07 м.
3. Купольное сооружение.
Здание расположено в 2,35 - 2,6 м. к востоку от мечети. В плане оно представляет собой квадрат со сторонами 11,85 х 11,8 м., который путем двойного среза углов переходит в восьмигранник, на котором лежит купол. Последний снаружи закрыт шатровым перекрытием, по которому уложена желобчатая черепица. Высота от современного пола до верха перекрытия -10,5м. В каждой из четырех стен основного квадрата здания пробито по два окна размерами 1,30 х 0,8 м. со стрельчатыми арками. По периметру зала расположено 19 дверных проемов в кельи, соответственно в северной, восточной и южной стене по 5 и в западной - 4. Один из входов ведет в так называемую «келью шейха».


Во дворе с южной стороны было кладбище, где хоронили правоверные мусульмане только служителей этих сооружений: шейхов, имамов, хатипов, мазинов, мюридов, мудересов, послушников текие дервиш. Старожилы Евпатории, которые жили здесь до 1944 года, видели своими глазами остатки надгробных камней на территории ансамбля, этому доказательство, обнаруженные на территории надгробные камни с иероглифами рунической письменности и надписями арабской вязью, также это подтверждают архивные материалы.




Первоначальной постройкой памятника была мечеть с минаретом. Затем было построено купольное задние. На основании археологических работ 1991-1992 гг. можно предварительно говорить о том, что Даная постройка возведена не ранее 60-х гг. 18 века.
Первое письменное упоминание о дервишеских обителях в Гезлеве (так до 1783 года называлась Евпатория) мы находим у путешественника 16 века Эвлия Челеби.
Вероятно, Текие Дервишей действовало и в первой четверти 19 века, о чем свидетельствует посещавший Евпаторию Минас Бжишкян. Летом 1925 г. Евпаторию посетила этнографическая экспедиция, организованная Крымским Наркоматом просвещения, в состав которой был У. Боданинский, сделавший карандашный эскиз юго-западного угла молитвенного зала Текие. В том же году Текие обследовали Н.Л. Эрнст и Б.Н. Засыпкин.


В 1925 г. был начат ремонт наиболее разрушаемых памятников в Евпатории, в том числе и Текие.


С 1985 г. проектом реставрации данного памятника занимаются сотрудники института Укрпроектреставрация. Ими были выполнены обмеры сооружений, и искусствоведом Л.И. Толочко была составлена историческая записка.

Экспозиция: быт дервишей в старинных экспонатах. Что носили, из чего ели, на чем играли. Почти все экспонаты - из личной коллекции директора музея этнографии Алифе Яшлавской. Женские головные уборы - их называют марама - ручной работы, им около ста лет. Медные кружки для воды хозяйка привозила из разных уголков Азии. Еще один ценный экспонат - символ Ислама, снятый с минарета. В Вторую Мировую его обстреляли с самолета. А самый дорогой экспонат коллекции - женский пояс из золота и серебра.



Рядом с Текие - мечеть Шукурлаэфенди с 1 минаретом, о котором, кстати, одним евпаторийским поэтом написаны такие строки: "Забирался минарет Текие, головою уходили в небеса. И сидели дервиши во дворе, им показывал Аллах чудеса…". О суфийских монахах (дервишах) в средние века ходило много легенд. Главным смыслом жизни этих людей был поиск мистического единения с Богом, путь Любви к Богу (Тарикат), личный опыт общения со Всевышним. "В воскресенье вечером и в четверг, когда дервиши кружиться начнут, в том собраньи Свет достигнет небес. Ради Бога, с Богом, в Боге живут".


Суфизм (на арабском "тасаввуф" - буквально "одетый в шерсть", от арабского "суф" - грубая шерстянная ткань и одежда из нее - отличительный знак аскета) религиозно-философское учение, сложившееся в рамках ислама. Это учение оказало огромное влияние на всю восточную культуру (поэзию, архитектуру, живопись и т.д.), т.к. в основе суфийского опыта - слияние со Всевышним в интуитивных экстатических озарениях. Члены суфийских орденов на своих собраниях устраивали радения с песнопениями и плясками, во время которых впадали в мистический экстаз. Эта практика получила очень широкое распространение от Гибралтара до Ганга. Дервиши странствовали из города в город, лечили, распространяли чудодейственные амулеты, но главное - учили мудрости, давали духовные советы всем, кто обращался за помощью, искореняя суеверия и заблуждения в народе. Во главе суфийской общины всегда стоял шейх, человек необычайной святости, имевший личный опыт Сэма - единения с Возлюбленным Богом. Шейх руководил жизнью братства и способствовал духовному просветлению членов ордена. "Чтобы ты от трудных дел не спешил, к нищите духовной (факр) был склонен. Иглой преданности рубище сшил. Помня Бога (зэкр), самоотречен". Суфии живут по принципу: "В миру, но не от мира сего". Они выполняют предписанные законы и правила общества, стараются как можно лучше сделать свою мирскую работу, но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости, посвящая ее Богу. Суфиям не свойственны честолюбие, алчность, интеллектуальная спесь, желание выделиться внешним, а также у них отсутствует слепая вера и рабское повиновение. "На базаре одинок ты в толпе - стало внешним поведенье внутри. Безмятежный, о любви всюду пел, от себя идешь ты к Богу, смотри! От религий уходи и себя, Бог - отчизна у влюбленных всегда. К океану лишь ведут следы ног, Дальше - и не остается следа". "Быть суфи - означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире", - сказал знаменитый багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли. А поэт Руми сказал: "Прежде чем в этом мире появился сад, виноградная лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия". Ал-Худжвири писал: "Иная Вселенная скрыта за завесой людской суеты, она даст необходимые в наше время спокойствие и уверенность, и ты начнешь распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего, ты будешь учиться понимать их логику, которая отличается от человеческой. Есть путеводная звезда на Пути к Истине и имя ей - Любовь". Великие суфийские учителя прошлого - поэты Руми, Саади, Хайям, Аттар, Хафиз, Ансари, Джами оставили свои знаки на этом Пути. Помните у русского поэта Сергея Есенина: "В Хоросане есть такие двери, где осыпан розами порог, Там живет задумчивая пери, но открыть те двери я не мог". Кстати, именно суфизм дал толчок европейским христианским рыцарским орденам, традиции трубадуров, прославлению прекрасной Дамы, рыцарского служения образу Возлюбленной. Священные цвета в суфизме - золотой и голубой. Существовали такие основные разновидности этого учения как: орден мевлеви ("крутящиеся дервиши"), рифаи ("воюющие"), каландари ("бритые»), чисити ("музыканты"), накшбанди ("молчальники"). Не малое место в суфизме занимают и женщины-дервиши: например великая поэтесса Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом Али (Фатима) и другие. Комплекс Текие, сохранившийся в нашем городе - место святое, требующее бережного к себе отношения, заботы государства, возраждающаяся духовная традиция Востока и Запада.

Оставил(а)Алекс 25 июля 2010 - 14:34

Да, достопримечательность интересная, даже по виду из-за забора. Жаль, что работают до 19.00, так и не получилось попасть.

Оставил(а)Aлифе -Ханум Яшлавская 16 июня 2010 - 08:25

Прошу Вас не надо врать. У мусульман никогда не было монахов. Безбрачие в исламе считается большим грехом. Монах у нас не было, а были, если перевести на русский, то это - волхва. Этот храм не монастырь, а храм поклонения Богу. Растворение во Всевышней силе при помощи СЭМы кружения. - Алифе.
P.S. Эта информация для тех, кто не правильно пускает в эфир толкование слова текие-текие-это храм такой же как церьковь, мечеть, синагога,кенасы, только бех михраба и алтаря. При кружении дервиши находят Бога во всем.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса