Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Cочинение «Образ Петра I (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»). Образ петра i в русской культуре

Образ Петра I в романе «Петр Первый»

В начале романа автор дает картину состояния государства в конце семнадцатого века. Необходимость перемен в России стала очевидной для всех слоев общества. Но пути решения назревших экономических и социальных проблем были понятны немногим. Князь Василий Васильевич Голицын в беседе с де Невиллем рассказал о своей программе преобразований: землю у помещиков отобрать; посадить на ней крестьян вольных; бывшие крепостные кабалы разрушить; помещикам взамен дать жалованье; обложить всех единым умеренным налогом; дворянских детей посылать на учебу в Польшу, Францию, Швецию для изучения военного дела, завести академии; силой заставить дворянство следовать начинаниям, если будет сопротивление. Этот проект не нашел поддержки у бояр и у правительницы Софьи. В юности и молодости Петру пришлось бороться за власть. Петра пытались отравить, зарезать.

На протяжении романа автор показывает колоссальное развитие личности Петра от пятнадцатилетнего юноши до тридцатилетнего опытного государя. Юность Петра заполнена организацией Семеновского и Преображенского батальонов, учебой: военной науке, математике, фортификации, строительству судов. Немецкий и голландский языки Петр выучил самостоятельно.

Очень ценил Петр Лефорта, правильно объяснявшего необходимость выхода России к Балтийскому, Черному и Азовскому морям в интересах расширения выгодной торговли и развития экономики.

Реформатором Петр становится постепенно, решая одну за другой первоочередные задачи. Сначала он подавляет сопротивление сторонников Софьи. Ему приходится участвовать и в пытках. Он едет с Лефортом в Архангельск посмотреть настоящие суда. Начинает строительство судов на Двине, и это вызывает радость у русских купцов. Англичанин Сидней подсказывает, что на эллингах Англии заложены корабли по пять сот тонн. В Грановитой палате Петр объявляет боярам, что необходимы выход к морям и развитие морской торговли.

С февраля 1695 года он начинает подготовку к первому военному походу в Крым. «Что за крепость Азов? И как ее воевать? Про то хорошо не знали: на месте будет виднее». Отсутствие военного опыта не позволило взять Азов. «От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали- другой человек: зол, упрям, деловит». По приказу Петра был построен флот, войска пополнены, в Паншине и Черкасске поставлены большие запасы продовольствия, из Голландии выписаны инженеры и командиры полков. Азов был взят. Заложен Таганрог. Начато строительство сорока судов. Решено строить канал Волго-Дон. Пятьдесят московских дворян послано на учебу за границу.

В итоге реформ Петра основные устои феодально-крепостнической системы сохранились. Петр использует крепостнические приемы для реализации своих целей. Что касается ситуации в Европе, Петр вполне оценил благоприятное для России соотношение сил и начал активно осуществлять русскую политику по отношению к Швеции, Турции, Польше, Германии.

Пониманию конкретных задач по развитию экономики и армии в России в немалой степени способствовало то, что Петр сам освоил четырнадцать ремесел. От главного артиллерийского инженера Штейт-нера фон Штернфельда он получил аттестат бомбардира. Всю зиму работал плотником в Саардаме. В Англии освоил геометрическую пропорцию судов, черчение корабельных планов. Двухпалубный пяти-десятипушечный корабль «Предестинация» построен по чертежам Петра. За границей он набирал для службы в России специалистов: командиров, штурманов, боцманов, лекарей, матросов, коков, математиков, шлюзных мастеров и других.

После первого неудачного штурма Нарвы Петр преобразовал армию, потому что дворянская иррегулярная конница не была надежна. В драгуны стали набирать «по вольной охоте за одиннадцать рублей в год кормами».

Петр поощрял инициативных людей в любой области деятельности. Борис Петрович Шереметев отметил, что Петр «...ставил в вину не столько то, что ты сделал, но то, что мог бы сделать доброго, а не сделал...» За победу над Шлиппенбахом под Дерптом Петр присвоил Б. П. Шереметеву «...еще небывалое звание генерал-фельдмаршала, вручил портрет, усы-панный алмазами, а солдатам было выдано по серебряному рублю». Кузнецу Кондратию Воробьеву он сказал, что кто «...всем доволен, да не хочет хорошее на лучшее менять, тому - все потерять». Петр одобрил замысел Меншикова переодеть войско в шведскую форму, что позволило разбить отряд Маркварта, составлявший треть гарнизона Горна в Нарве. Под Юрьевом Петр поверил в свой воинский талант. За десять дней он сделал то, что Шереметеву и иноземцам казалось невозможным. В результате успешных действий русскими войсками были взяты Нарва, Юрьев. По чертежам Петра начали строить Крон-шлот.

Развернуто строительство Питербурха. Россия вышла к Балтийскому морю.

Для преобразования страны нужны были образованные люди. В доме Бровкиных Петр пообещал, что скоро за ум графами будет жаловать. Петр побудил к активной деятельности массу людей, используя принцип «знатность по годности считать». К таким людям относятся Бровкины, Скляев, Меншиков, Буда, Тараканов и другие.

В России образовался значительный контингент промышленников, представителями которых в романе представлены Иван Бровкин, Демидов и другие. На заводах использовался труд крепостных, арестантов. Считая развитие промышленности крайне необходимым, Петр разрешил старообрядцам в Выгорецкой Даниловой обители беспрепятственно жить по своим обычаям с условием, чтобы они развивали добычу руды, выплавку железа, строительство судов.

Петр не был скупым. Так, он отдал пригоршню червонных для больной Анны Монс. Но в государственном масштабе Петр научился следить за расходованием средств. Он упрекнул Шереметева за неудачный обстрел Юрьева двумя тысячами «бомбов».

Личная жизнь Петра с Евдокией Федоровной Лопухиной и Анной Монс не сложилась. В обоих случаях Петр решительно обрывал отношения.

В детстве Петр не получил светского воспитания. Например, разговаривая с курфюрстинами в Коппенбурге, Петр для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту, ввертывал матросские словечки, вытирал руки о скатерть. Но уже через несколько лет мы видим другое поведение. После взятия Нарвы Петр ведет себя, «как прилично государю». «Дело было европейское: шутка ли - штурмом взять одну из непристойнейших крепостей в свете»,

Роман А. Н. Толстого дает яркое и обширное представление о личности Петра, о России первой половины его царствования.

Центральным лицом, к которому сходятся нити исторического движения эпохи в романе, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Силу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им свою деятельность. Преобразование России, осуществление широких политических замыслов - дело всей жизни Петра. В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.
В основу композиции произведения наряду с движением “большой истории” положено развитие характера Петра, его мужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, “волчонка”, по словам царевны Софьи, угловатого подростка, длинного беспокойного “вьюноши” в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля.
А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, “диким, жадным, встревоженным умом”, острой любознательностью, жестким, крутым нравом.
Юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. В нем рано, с детских лет, заговорила непримиримая ненависть к консервативной, душной старине, к неподвижному укладу старой Москвы, к медлительной и утомительной скуке пышных дворцовых церемоний, к спесивым и чванливым боярам, способным только лениво дремать на своих лавках. Из личного чувства этой ненависти выросли со временем его принципы, давшие толчок его страстной деятельности, превратившиеся в неиссякаемый источник энергии, побуждающий уничтожать старое, неугодное, искать и круто проводить в жизнь новое.
Жадный и пытливый ум Петра, свойственная ему практическая хватка, дальновидность дают ему возможность раньше многих уловить и почувствовать задачи, стоящие перед Российским государством. Со всей силой своего характера и темперамента принимается Петр за ломку и искоренение отсталых порядков, за создание армии, флота. Он бреет боярские бороды, одевает боярских дочерей в платья “со шлепами” и учит их “политесу”, а сыновей их посылает за границу обучаться разным наукам и одновременно с этим ведет упорную борьбу за выход России к морям, способствует развитию русской торговли с Западом, строит заводы, основывает новый город Петербург. Мысли Петра постоянно обращены к родине, к своей стране. Петр испытывает острую обиду и боль за нищету и скудость, которые он видит у себя на Руси: “Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?”
Он бросает боярам гневные слова: “Во всех христианских странах,- а есть и такие, что и уезда нашего не стоят,- жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей... Лишь мы одни дремлем непробудно. Скоро пустыней назовут русскую землю”. С горечью он восклицает: “Черт привел родиться царем в такой стране!” Как современно звучат сегодня все эти слова!
Петр становится самодержавным правителем и, преодолевая сопротивление боярства, решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую. Многозначительными словами заканчивается первая книга романа: “Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.
Петр у А. Толстого - очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра А. Толстой часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей “подлого звания”. Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в “холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть”, либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и “мужицкие” манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. В гостях у немецких курфюрстин, дам и воспитанных, и образованных, он “вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту”.
Проявляется и свойственная Петру насмешливость, лукавый юмор. Автор рисует своего героя-царя подчас в далеко не героические минуты: в состоянии панического страха и растерянности или неудержимого гнева, в моменты его внутреннего смятения, подавленности и горя, в смешных семейных ссорах с женой, в любовных сценах с Анной Монс. Но все это, однако, не заслоняет основного и главного в Петре - его государственной деятельности. Писатель стремится показать Петра в обстановке его дел, принимаемых решений, в гуще совершающихся событий.
.

Министерство образования и науки Украины

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Факультет иностранных языков

Кафедра всемирной литературы

Образ Петра Первого в романах

Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей» и

«Петр 1» Алексея Толстого

Выполнила: студентка 4 курса,

Специальности «русский язык и литература»

Федюк А.И.

Научный руководитель:

О.А.Верник

Введение……………………………………………………………………..3-4

1.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»………....5-10

1.1.Роман Д.Мережковского «Пётр и Алексей»………………………….5-8

1.2.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»……….9-10

2.Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"………………….….….11-17

2.1. «Пётр Первый» роман А.Толстого………………………………..…..11-12

2.2. Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"……………..………13-17

Выводы………………………………………………………………………18-20

Список использованной литературы……………………………………....21-22

Введение

Для русской литературы всегда было характерно стремление оглянуться на историю страны, найти там ответы на «вечные» вопросы общественной жизни, объяснить современность через факты и явления прошлого. С этой целью литераторы обращались, как правило, к изображению отдельных наиболее значимых эпох, теснее всего связанных с современностью причинноследственными связями или близких по принципу сходства и подобия. Как правило, это переломные периоды истории, определяющие судьбу России.

Одной из таких ключевых эпох в историческом самосознании общества традиционно рассматривается эпоха Петра I. Почти три века отделяют нас от этого времени и все эти годы поэты и писатели постоянно возвращались к личности и деятельности первого русского императора. В литературе XX века тема Петра не потеряла своей актуальности. Она представлена романом Д. Мережковского (Антихрист: Петр и Алексей), романом А. Н. Толстого (Петр Первый).

Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.

В литературоведческих исследованиях 3. Г. Минц, Н. В. Барковской, Л. А. Колобаевой, А. В. Алпатова, В. Р. Щербины, М. А. Чарного,А. И. Пауткина изучены историко-философские концепции Д. Мережковского и А. П. Толстого и их обусловленность социокультурным контекстом.

Кондаков И. В. История как феномен культуры // Культурология XX века. Энциклопедия. Т. 1; /С. Я. Левит/,СПб: Университетская книга, 1998. - 283. !7- концептуальной основой понимания личности Петра I Д. Мережковским, А. Толстым является представление о творческом, демиургическом и благотворном для России характере деятельности Петра I;- основное внимание писателей в художественном исследовании личности Петра I авторами уделяется воссозданию противоречивой личности Петра;- художественная трактовка личности Петра I определяется особенностями мировосприятия и творческой индивидуальностью писателя (Д. Мережковского, А. Толстого,) и не всегда совпадает с оценкой, доминирующей в общественном сознании эпохи, а порой опережает ее.

Работа состоит из введения, двух глав, вывода и библиографии.

Общий объем курсовой составляет 21 страницы. Библиографический список содержит 19 наименования.

1.Образ Петра 1 в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»

1.1.Роман Д.Мережковского «Пётр и Алексей»

Антихрист. Петр и АлексейисториософскийД. С. Мережковского, написанный в1903-1904 годы, впервые напечатанный в журнале «Новый путь», а отдельным изданием вышедший в1905 году. Роман «Антихрист. Петр и Алексей», ставший третьей частью трилоги Мережковского «Христос и Антихрист», был (вместе с двумя первыми частями, «Смерть богов. Юлиан Отступник» и «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»), переиздан вБерлине1922 году. Все три романа имели большой успех в странах Западной Европы и обеспечили Мережковскому общеевропейскую известность.

Предыстория Готовясь к началу работы над третьей частью трилогии, Д. С. Мережковский ездил для изучения быта сектантов и староверов заВолгу , в Керженские леса, в город Семенов; в 1902 году он побывал на озереСветлояр , где находится, согласно преданию, невидимыйКитеж-град . Здесь провел он ночь на Ивана Купала в лесу, на берегу озера, в беседе со странниками разных вер, которые сходились туда в эту ночь со всей России.Зинаида Гиппиус рассказала об этой поездке в очерке «Светлое озеро» («Новый путь». 1904. № 1-2).

Идеи романа Так же как второй роман трилогии словно бы «подхватывал эстафету» у окончания первого, так и «Петр и Алексей» развивает темы и проблемы, намеченные в заключительных главах «Леонардо да Винчи». Теперь воплощением борьбы двух мировых начал («Христа» и «Антихриста») в истории стала эпохапетровских реформ в России. В «Петре и Алексее» сходятся несколько ранних нитей трилогии: воскресает разбитая в «Леонардо да Винчи»Афродита Праксителя , в русских переводах звучат сочинения Леонардо, священники-старообрядцы спорят о чистоте веры, как спорили приглашенные Юлианом на собор христианские монахи. Россия в третьем романе оказывается своего рода «наследницей» общемирового конфликта. Как отмечал о.Александр Мень , в своём богословско-философском романе оПетре I , автор рисует последнего «воплощённым антихристом», во многом - под влиянием соответствующего представления, бытовавшего враскольнической среде. Носителем веры изображен здесьцаревич Алексей , который, беседуя сЛейбницем , на вопрос: «Почему у вас в России все так неблагополучно?» - отвечает: «Ну да, мы голые, пьяные, нищие, но в нас - Христос». Уже после завершения работы над трилогией Мережковский так объяснял эволюцию своих взглядов: Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христианство - правда о небе, и язычество - правда о земле, и в будущем соединении этих двух правд - полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом - кощунственная ложь; я знал, что обе правды - о небе и о земле - уже соединены во Христе Иисусе <...> Но я теперь также знаю, что надо было мне пройти эту ложь до конца, чтобы увидеть истину. От раздвоения к соединению - таков мой путь,- и спутник-читатель, если он мне равен в главном - в свободе исканий,- придет к той же истине. Народ и церковь Мировоззренческая позиция автора, как отмечали исследователи, в заключительной части трилогии претерпела (в сравнении с первмыи двумя романа) некоторое смещение. Мир здесь по-прежнему есть царство непримиримых «бездн», но рассматривается этот конфликт с этической, христианской точки зрения. Иначе изображен в романе народ: если в двух первых романах «чернь» (склонная к предательству) противостояла «людям природы» (солдатам Юлиана), то в «Антихристе» народной «черни» как таковой нет; крестьяне становятся здесь самостоятельной доминантой; городской мелкий люд неоднороден и неоднозначен; изображен - временами с сочувствием. Народ несёт здесь как светлые идеи жертвенности (Докукин), как и идею вселенского разрушения («Запалим <…> огоньки!… Россия и вся погорит, а за Россией - вселенная!» - Старец Корнилий). Народ здесь (согласно З.Минц) оказывается носителем и «правды о небе», и «правды о земле»; в нем - обетование грядущего «синтеза» . Церковь в романе служит государству-«антихристу». Здесь ярко выписаны образы корыстных церковников (Федоска Яновский, Феофан Прокопович), добровольно разрушающих допетровское православие. Кульминация этой линии романа - предписание священникам доносить в Тайную канцелярию о государственных преступлениях, раскрытых на исповеди. Жертва этого указа - обвиненный в измене царевич Алексей, - умирая от пыток, кричит священнику: «Хамы, хамы все до единого! <…> Церковь антихристу продали!» Отзывы критиков В отличие от большинства критиков начала XX века (в частности,И.Ильина ), считавших Мережковского исключительно «европейским» писателем, а его первую трилогию - схоластическим, тенденциозным исследованием, посвящённым развитию заранее намеченной идейной канвы, исследователи более позднего времени отмечали, что вся трилогия «Христос и Антихрист», особенно её третий роман, была обращена в первую очередь к русскому читателю, хоть и была с восторгом принята на Западе и очень сдержанно - в России. «Мучительное переживание разрыва со старым, вхождение в мир новых принципов и представлений и, наконец, поиски надежной духовной опоры в период непрерывно совершающихся катастрофических перемен - все это в значительной степени было частью наличного внутреннего опыта русского человека. Но масштабов, в которых этой ситуации суждено было вновь повториться в русском историческом бытии, очевидно, не мог предчувствовать в то время ни автор трилогии „Христос и Антихрист“, ни ее читатель» , - отмечала Д.Магомедова. Примечания Феномен Мережковского . russianway.rchgi.spb.ru. Проверено 2 января 2010. 1 2 Д. М. Магомедова Предисловие к изданию 1993 году. Москва, Художественная литература . az.lib.ru. Проверено 22 февраля 2010. Александр Мень Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Лекция. . www.svetlana-and.narod.ru. Проверено 15 февраля 2010. Олег Михайлов . Д. С. Мережковский. Собрание сочинений в четырех томах. Пленник культуры (О Д. С. Мережковском и его романах), вступительная статья. - Правда, 1990 г. - 2010-02-141 2 3 З. Г. Минц О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» . Поэтика русского символизма. СПб.: «Искусство-СПб», 223-241. novruslit.ru Кафедральная библиотека (2004). Проверено 2 марта 2010.

Сочинение

А. Н. Толстой шел к роману “Петр Первый” постепенно и издалека. Сначала, еще в 20-е годы, он пишет рассказы “Первые террористы”, “Наваждение”, “День Петра”, а затем “Повесть смутного времени” и пьесу “На дыбе”. И лишь в завершение всего этого принимается за работу над романом “Петр Первый”. Сам писатель отмечал: “Работа над „Петром" для меня прежде всего - вхождение в историю через современность... Результат тот, что история стала раскрывать мне нетронутые богатства”.
В своем романе А. Толстой создал целостную картину России - от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Но история выступает у писателя не как фон. Подлинные события русской истории в ее движении, борьбе образуют основу сюжета в романе. И это одно из больших завоеваний автора.
Центральным лицом, к которому сходятся нити исторического движения эпохи в романе, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Силу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им свою деятельность. Преобразование России, осуществление широких политических замыслов - дело всей жизни Петра. В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.
В основу композиции произведения наряду с движением “большой истории” положено развитие характера Петра, его мужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, “волчонка”, по словам царевны Софьи, угловатого подростка, длинного беспокойного “вьюноши” в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля.
А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, “диким, жадным, встревоженным умом”, острой любознательностью, жестким, крутым нравом.
Юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. В нем рано, с детских лет, заговорила непримиримая ненависть к консервативной, душной старине, к неподвижному укладу старой Москвы, к медлительной и утомительной скуке пышных дворцовых церемоний, к спесивым и чванливым боярам, способным только лениво дремать на своих лавках. Из личного чувства этой ненависти выросли со временем его принципы, давшие толчок его страстной деятельности, превратившиеся в неиссякаемый источник энергии, побуждающий уничтожать старое, неугодное, искать и круто проводить в жизнь новое.
Жадный и пытливый ум Петра, свойственная ему практическая хватка, дальновидность дают ему возможность раньше многих уловить и почувствовать задачи, стоящие перед Российским государством. Со всей силой своего характера и темперамента принимается Петр за ломку и искоренение отсталых порядков, за создание армии, флота. Он бреет боярские бороды, одевает боярских дочерей в платья “со шлепами” и учит их “политесу”, а сыновей их посылает за границу обучаться разным наукам и одновременно с этим ведет упорную борьбу за выход России к морям, способствует развитию русской торговли с Западом, строит заводы, основывает новый город Петербург. Мысли Петра постоянно обращены к родине, к своей стране. Петр испытывает острую обиду и боль за нищету и скудость, которые он видит у себя на Руси: “Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?”
Он бросает боярам гневные слова: “Во всех христианских странах,- а есть и такие, что и уезда нашего не стоят,- жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей... Лишь мы одни дремлем непробудно. Скоро пустыней назовут русскую землю”. С горечью он восклицает: “Черт привел родиться царем в такой стране!” Как современно звучат сегодня все эти слова!
Петр становится самодержавным правителем и, преодолевая сопротивление боярства, решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую. Многозначительными словами заканчивается первая книга романа: “Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.
Петр у А. Толстого - очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра А. Толстой часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей “подлого звания”. Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в “холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть”, либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и “мужицкие” манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. В гостях у немецких курфюрстин, дам и воспитанных, и образованных, он “вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту”.
Проявляется и свойственная Петру насмешливость, лукавый юмор. Автор рисует своего героя-царя подчас в далеко не героические минуты: в состоянии панического страха и растерянности или неудержимого гнева, в моменты его внутреннего смятения, подавленности и горя, в смешных семейных ссорах с женой, в любовных сценах с Анной Монс. Но все это, однако, не заслоняет основного и главного в Петре - его государственной деятельности. Писатель стремится показать Петра в обстановке его дел, принимаемых решений, в гуще совершающихся событий.
В третьем томе романа перед нами Петр уже окончательно сформировавшийся: и как человек, ставший сдержанным и рассудительным, и как государственный муж, глубоко осознавший огромную ответственность за судьбу России. И не случайно автор называет его теперь не просто Петром, а Петром Алексеевичем.
Однако А. Толстой нигде не стремится представить Петра фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. Создавая образ Петра, писатель в то же время не забывал, что был он самодержец, крепостник. Петровские реформы часто носили характер крутой, решительной и жестокой ломки. Петр в романе задает себе нетерпеливый вопрос: “Какими силами растолкать людей, продрать им глаза?.. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать? Перепороть?” Он насильно отрезает боярам бороды, участвует в жестоких пытках своих врагов, “дубиной” гонит в науку дворянских недорослей, устраивает поругание княжеских и старых боярских фамилий на святках. Это при нем, царе-крепостнике, стонет народная, крестьянская Русь от непосильных поборов и оброков. Это при нем неимущих засекают насмерть батогами, загоняют крепостных на верфи, учат палками солдат, обманом заманивают вольных людей на суконные, полотняные, шелковые заводы и бумажные фабрики, воздвигаемые по приказу царя.
“Петр Первый” - это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого - идея мощи великого русского народа. Это делает книгу заметным явлением национального самосознания.

Другие сочинения по этому произведению

"...я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа" (А. Н. Толстой роман "Петр первый") "Петр I" А. Н. Толстого - исторический роман "Петр I"- исторический роман «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман Птенцы гнезда Петрова(по роману "Петр первый") «Государство и народ в романе «Петр первый»» Государство и народ в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Женские образы в романе "Петр первый" Женские образы в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Историческая память в русской литературе (по роману "Петр Первый") Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Исторический роман "Петр первый" Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого "Петр I" Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Мастерство в построении композиции и Народ в романе А. Н. Толстого "Петр Первый" Народ в романе А.Толстого "Петр первый" Образ Александра Меньшикова в романе А. Н. Толстого «Петр I» Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр I» Отношения народа и государства в романе А. Н. Толстого “Петр I” Петр I и его эпоха в романе, А Толстого «Петр I» Петр первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр I» Развитие исторического романа ("Петр первый") Роман "Петр первый" как произведение социалистического реализма Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» Становление личности в эпохе (образ боярыни Волковой по роману «Петр Первый») Становление личности в эпохе (образ Петра Первого по роману "Петр Первый") Сюжет и композиция романа А. Н. Толстого «Петр I» Царь Петр I в изображении А.Н.Толстого (по роману \"Петр Первый\") Семья Бровкиных в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Петр 1 и его эпоха в романе А Толстого “Петр 1” КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА "ПЕТР I" Особенности художественного воплощения образа Петра I в романе А. Н. Толстого История создания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Характер царя Петра в одноименном романе Толстого Пересказ романа Толстого «Петр Первый» "Птенцы гнезда Петрова" (по роману "Петр первый") Описание образа Петра Первого в русской литературе Панорама эпохи в романе А. Толстого "Петр Первый" История создания и анализ романа "Петр Первый" Толстого А.Н. Теория изображения психологии персонажей в романе «Петр Первый» А.Н. ТОЛСТОЙ "ПЕТР 1 - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН"

/ / / Образ Петра I в романе Толстого «Петр Первый»

Личность русского царя Петра I и время его правления привлекали внимание многих литераторов.

Одним из лучших произведений на эту тему является роман Алексея Толстого « ». Образ царя несколько идеализирован, но не лишен правдивости. Главная цель автора – показать преображение жизни прогрессивным деятелем. Такая личность должна стать активным творцом судьбы .

Алексей Толстой называет роман в честь главного героя. Все события связаны с личностью Петра Первого. Автор сосредотачивает внимание читателя на роли этого царя в становлении новой России.

Образ героя раскрывается постепенно в течение времени. В первой части романа показаны детские годы Петра. Его становление на трон после Федора Алексеевича было скорее счастливой случайностью. Выбор был между двумя младшими братьями предыдущего царя.

Люди видят Петра впервые в образе мальчика в пестром кафтане. Даже одним нарядом наследник контрастировал с общей нищетой населения. Петр приходит ко власти во времена неразберихи и бедности.

Герой в первой части – еще несформированная личность. Один из первых эпизодов – смотрины наследника на требование стрельцов-бунтарей. Петр здесь еще всего лишь напуганный ребенок. Смешно смотрится на нем съехавшая набок мономаховая шапка.

На протяжении романа наблюдаем динамику образа Петра Первого. После описания раннего детства следуют эпизоды, где уже Петр - отрок лет двенадцати. Его голос глуховат, а немигающие глаза похожи на совиные. В этих эпизодах появляется важный герой – , который в будущем станет фаворитом царя.

А пока что Алексашка обучает подростка Петра ловкости и хитрости.

Еще будучи юношей с еле-еле пробивающимися усиками над верхней губой, Петр дает отпор родственникам, которые тоже претендуют на престол. Он прерывает церковный обряд для того, чтобы вступить в пререкания со старшей сестрой. Уже сейчас в нем начинает формироваться сильная личность, которая не станет подстраиваться под привычные устои общества, а будет преобразовывать жизнь.

В произведении Алексей Толстой подчеркивает, что юные годы царя были довольно драматичными. Это связано с его постоянной борьбой за власть. В романе есть антагонист Петра – Голицын, который является фаворитом . В отличие от него, Петр обладает сильным деятельным характером. Он хочет как можно быстрее проявить свои качества. Первым новшеством царя стали потешные полки. Таким образом Петр продемонстрировал свою безграничную власть. И хотя вначале это казалось всего лишь потехой, после эти полки стали надежной опорой для царя.

В романе показана борьба Петра со старым устоем жизни в России, хранительницей которого была его сестра. Прогрессивные идеи нового царя поддерживают стрельцы и бояре.

Личность Петра Первого раскрыта разнопланово. Он одновременно прогрессивный политик и неограниченный во власти демонический монарх.

Произведение не было закончено писателем, но в нем образ Петра показан хорошо.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса