Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что ты можешь сделать для своей страны

«Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, а сначала спроси, что ты сделал для Родины?»

Джон Кеннеди

Что такое Родина? Страна? А что такое страна? «Страна - это географическая территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства. Под словом «страна» может пониматься не только территория, но и население этой территории».

Географическая территория для нас, понятно, все, что могла, уже сделала. Теперь мы для нее или из нее делаем. А вот население, население – это интересно. Население – это я, вы, сосед дядя Ваня, бухгалтер Шурочка, инспектор Петренко и прочая. Все, что Родина может для вас сделать, делается руками… точно таких же граждан. Если вы им – ничего, то с какой стати они вам что-то?

Конечно, можно кивать на правительство, мол, вот оно нам все должно, а мы – люди маленькие. Слишком уж приятно думать, что рядовой гражданин ничего сделать не может. Только депутаты, правительство, президент. А остальные могут сложить ручки и ждать чуда. Но есть ведь проблемы, которые порождаем мы сами, каждый маленький человечек, и которые можем исправить только мы сами.

1. Окружающая среда

Легче всего завидовать странам Запада, мол, там у них чистенько и красиво. Но что мешает сделать чистенько и красиво у нас? Самое элементарное, что вы можете сделать, – это не сорить, никогда не оставлять мусор после себя и детей своих приучить к этому, сажать цветы и деревья в палисаднике или у подъезда и беречь их в природе. Если кто-то где-то сделал «чисто и красиво», не губить его усилия и удерживать от этого других.

Все это знают. Но выполняют только единицы. Даже снеговика зимой нельзя слепить, чтоб его через 15 минут никто не сломал. Сердце кровью обливается, когда видишь граффити на исторических памятниках или только что покрашенных стенках, свалки в посадках, парках, на обочинах, затоптанные газоны, мусор под ногами и тотальное равнодушие.

Очень явно это видно на следующем примере. В последнее время стали проводить акции под названиями «Сделаем город чистым» и тому подобные при поддержке компаний по переработке мусора. Участвует в акциях в основном активная молодежь, старшее поколение отзывается об этом скептически, мол, субботник, бесплатная работа, зачем оно тебе надо. Но за два-три часа такой работы свалка превращается в парк. Смотрю, а это самое скептичное старшее поколение уже ведет туда своих внуков. Их совместными стараниями за пару месяцев парк превращается обратно в мусорник. И опять сидят на лавочках старушки и кивают, мол, вот видите, все было напрасно.

Чтобы каждый мог жить в чистоте и наслаждаться красотой, действовать надо сообща. Каждый должен внести свой вклад или хотя бы не мешать, уважать чужой труд.

2. Экономическое процветание

Экономическое процветание, как ни странно, тоже должно быть делом наших рук. Складывается такое впечатление, что кредо всей страны – «Если бы с зарплатой как у них ничего не делать как у нас». Люди кичатся тем, что сдают экзамены по принципу «на халяву» и «содрал, прокатило», покупают дипломы, могут на работе часами сидеть «вконтактике», играть в игры, и ничего им за это не будет.

А потом получается, что куда ни кинься, вокруг тебя плохие врачи, инженеры, парикмахеры, бухгалтеры, продавцы. И вообще в стране «все плохо». Козырный аргумент – «Как платят, так и работаем», ну так и остальные так, что же вы на них тогда жалуетесь? Можно ли силами армии бездельников и халявщиков построить развивающийся бизнес, прибыльные предприятия, качественное производство? Ведь нет, а без этого какое может быть экономическое процветание?

Начните с себя. Сделайте из себя специалиста, занимайтесь на работе работой, совершенствуйтесь, работайте качественно. Прививайте детям и подчиненным такое же отношение. Пока мы не сменим кредо, пока трудолюбие снова не станет ценностью, никакого экономического процветания нам не светит.

3. Коррупция

У нас распространено мнение, что коррупцию в нашей стране побороть нельзя. Такое чувство, будто она инкорпорирована в нас. Да, я согласна, бывают ситуации, когда взятку требуют такие люди, от которых зависит наша судьба, и «никуда не денешься».

Но сколько случаев, когда можно обратиться по тому же телефону доверия и наказать вымогателя без ущерба для себя. Сколько случаев, когда люди «несут» по инерции, без просьбы врачам, налоговым инспекторам, преподавателям, чтобы «отблагодарить». Сколько случаев, когда люди сами суют взятку, чтобы получить желаемое. А ведь так недолго привыкнуть и тому, кто изначально не собирался ничего брать. Молодой специалист поначалу обычно боится брать взятки, хотя бы из-за того, что это уголовно наказуемо. Но добрые люди быстро приучают к мысли, что ему все сойдет с рук.

Мы творим коррупцию сами. Мы настолько привыкли, что даже не пытаемся обойтись без нее. Когда я говорю, что отучилась в школе и университете на все пятерки, устроилась на работу, получила водительские права и даже вышла замуж, не дав ни одной взятки, мне не верят. Тем не менее это возможно. Не кормите этого зверя, он ослабнет и растеряет свое влияние.

Все это так просто и банально. Все это вы можете сделать, если возьмете на себя ответственность, осознаете свою роль и перейдете от пустых жалоб к полезным действиям. Не кивайте на пассивных сограждан, отвечайте за себя, заражайте других своим примером, делайте все возможное со своей стороны, на своей улице, на своем рабочем месте, в своей семье.

Только тогда у нас наконец-то получится создать чистую и красивую, процветающую страну, которая, в свою очередь, сможет что-то сделать для нас и наших детей. Это в наших руках!

Классный час « Что я могу сделать для своего Отечества»

(разработка классного часа взята из ресурсов сети Интернет)

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”.

Форма: классный час – размышление.

Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.

Н.С. Тургенев.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово : Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия “ Что я могу сделать для своего Отечества !” Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

2.Обмен мнениями:

Что означает слова Отечество?

Вы нашли определение этого слова в нескольких словарях, давайте рассмотрим все эти определения:

Исторический словарь Отечество - слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «все Его».

Словарь Ожегова Отечество - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Толковый словарь Ушакова Отечество - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Оте́чество - территории, зе́мли, родная сторона и всё определяемое и связанное с линией отца (отцовства) . Слово отечество первоначально обозначало именно место (землю) отца в свя́зи и отношении к его потомству, а уже затем - страну, в которой человек родился. Слово «отечество» имеет и эмоциональный подтекст, подразумевающий, что к отечеству испытывают особое, святостное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга к родному отцу, создавшему и, развивая, защищавшему, а возможно и погибшему за будущее своих потомков.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Отечество , отчизна - родная страна, родина. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Родина - синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

Мы рассмотрели несколько толкований слова Отечества, а как вы сами понимаете «Что такое Отечество?»


Во всех этих определениях звучит что человек испытывает особое чувство к своему Отечеству здесь мы можем сказать что такой человек является гражданином своего Отечества.

В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?

Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

3. Ребята, понятие “ гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.

На уроках обществознания вы рассматривали что означает гражданин именно с юридической точки зрения. Кто такой гражданин?

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать?

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

Что относится к основным обязанностям гражданина России?

 соблюдать Конституцию и законы России.

 Уважать права и свободы других людей.

 Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

 В полном объеме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.

4. Знакомство с законом о гражданстве.

В законе говориться: (ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)

5. А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

Давайте вспомним примеры из Великой Отечественной войны. Вы знаете, что среди наших земляков есть герои Советского союза? Они жили не в Ново – Александрове, а в соседних деревнях: Петраково, Пустой Ярославль – Николай Васильевич Харитонов, Василий Андреевич Митрофанов, Иван Никитович Посадский.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здании, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе - надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, – говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. И что это так показала жизнь.

Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.

“Я вообще ничего не боюсь”,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика”.

“Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”.-“ как чеченских?”-“ Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас”

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль считает настоящими героями. А о себе профессор, доктор медициских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.

После “Норд – Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс. операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали с зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

В зале стоял детский плач. “ Заткните их, или я их сам успокою”- сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.

Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. “Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место и заткнись”- ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: “Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть в каком состоянии дети. Я приду с лекарствами, чтобы помочь! Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. “ Горцы так не поступают!”- сказал террористам детский врач. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

6.Размышление.

Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать?

Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?

7.Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

8.Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? .

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

9.Размышление о Родине.

Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? О Родине о любви к роде сложено много поговорок. Посмотрите на некоторые из них и выберите для себя три. Многие выбрали пословицы о своей стороне, а что это значит для вас?

А знаете ли вы историю своего села?

Как видите и в вашем селе не мало людей которых можно назвать гражданами своего Отечества.

Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей? Оказывается много!

10. Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края - он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины.

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

11.Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

(Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным. Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Вывод.

Таким образом, гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!

При воспитании ребенка важно, чтобы он научился ценить и любить свою родину. Хоть сегодня патриотизм не так популярен у молодого поколения, родители подрастающих дошкольников и детей, которые уже учатся в образовательном учреждении, должны обращать внимание на этот аспект. Не менее важно, чтобы и педагоги уделяли достаточно времени вопросам, связанным с историей своей страны.

Целью патриотического воспитания является создание цивилизованного общества, в котором граждане будут уважительно относиться друг к другу. Важно, чтобы дети понимали, что собой представляет историческое наследие и сколько Отчизна сделала для того, чтобы современное поколение могло жить хорошо.

Цели патриотического воспитания - это прежде всего то, что маленькие граждане учатся не ненавидеть другие страны, а любить и ценить свою. Это великое чувство формируется с самых ранних лет. Поэтому рассмотрим подробнее эту важную тему.

Что собой представляет патриотическое воспитание

Любовь к родине подразумевает уважение своих сограждан, народа. Цели патриотического воспитания молодежи заключаются в том, что родители и педагоги формируют в сознании мальчиков и девочек сопереживание к тому, что будет с Отечеством. Также важно, чтобы молодые люди понимали свою ответственность и то, что они должны прилагать все возможные силы к тому, чтобы страна гордилась ими.

Для того чтобы этого добиться, в первую очередь нужно ознакомить юношей и девушек с яркими историческими примерами героизма и того, насколько патриоты во все времена готовы были отдаваться полностью ради того, чтобы последующие поколения жили счастливо и ни в чем не нуждались.

Что такое патриотизм

Говоря про цели не менее важно понять само определение этого слова. В первую очередь это означает, что гражданин привязан душой и сердцем к родным местам, он счастлив в той стране, в которой живет. Примечательно, что, начиная с восемнадцатого века, патриотизм считался важнейшей частью формирования личности граждан страны. Благодаря тому, что детей учили патриотизму с ранних лет, у них появлялось самосознание, в котором родина занимала огромное место.

Если говорить об этимологии данного слова, то с древнегреческого его можно перевести как «отечество». Патриотизм всегда являлся символом любви к родине. Если человек испытывает это великое чувство, то он будет готов пожертвовать даже своими интересами и желаниями ради процветания своей любимой страны и всех будущих поколений.

Если обратиться к официальной документации, то федеральное образование включает в себя стандарты, относящиеся к формированию правильных гражданских взаимоотношений. В этих же стандартах, которые работают уже десятки лет, говориться о том, что патриотическое воспитание должно начинаться не в школе, а намного раньше. Основные принципы гражданской позиции прививаются ребенку в его семье.

Среди целей гражданско-патриотического воспитания стоит также выделить и то, что молодой житель страны должен уважительно относиться к пожилым людям, ветеранам войны, природе, животным и т. д. Все это является составляющей его Отчизны.

Что входит в задачи

Разумеется, это довольно обширная тематика. Однако стоит осветить основные цели и задачи патриотического воспитания. Помимо любви к Родине, ребенок должен понимать, что собой представляют общепринятые нормы и правила. Также стоит рассказать ему о самых значимых в истории личностях и событиях. Он должен быть знаком с героями своей страны. Уважительное отношение к прошлому Отчизны также немаловажно.

Юный гражданин должен быть толерантным и терпимым к вероисповеданию представителей других национальностей. Уважительное отношение к любому человеку является важным этапом становления личности. Не стоит забывать и о том, что маленький гражданин должен осознавать и хорошо знать свои собственные права.

Структура воспитания

Определившись с основными целями патриотического воспитания детей, будет справедливо рассмотреть и процесс формирования личности гражданина. Если обратиться к официальным документам, то можно выстроить определенный алгоритм. Прежде всего родители и учителя применяют так называемое патриотическое убеждение. Оно подразумевает под собой основные знания о Родине. Ребенок должен ознакомиться с основными этапами истории. Эти знания он может получить как в семье, так и в школе.

После этого происходит патриотическое осознание. Ребенок обрабатывает полученные данные и выражает свое собственное отношение к патриотизму. Очень важно, чтобы на этом этапе он правильно оценил ситуацию и сделал нужные выводы. Когда он научится идентифицировать себя, как гражданина своей страны, он будет готов к следующему шагу, который подразумевает под собой патриотическую деятельность. Это значит, что ребенок начинает принимать свою ответственность перед Родиной и делает первые шаги к тому, чтобы помочь ей.

Цели военно-патриотического воспитания

В этом случае речь идет о том, что подрастающее поколение должно ставить перед собой довольно серьезные задачи. Как и столетия назад, государство нуждается в сильных, инициативных и высокоразвитых людях, которые способны трудиться во благо своей Отчизны и при необходимости встать на ее защиту. Во все времена военно-патриотическое воспитание было крайне важно. Мало кто знает, что и сегодня в городах есть государственные клубы, в которых молодые люди могут пообщаться с ветеранами и узнать об их роли в становлении Родины.

Также сегодня продолжают развиваться военно-спортивные лагери и поисковые отряды, где молодые люди могут научиться очень важным и нужным вещам. Большая ответственность за то, чтобы подрастающие мальчики и девочки понимали свою значимость для Родины, ложится на плечи педагогов и на образовательные учреждения в целом. Хоть на данный момент в городах не хватает необходимого количество специалистов по военной истории, это не означает, что родители сами не могут ознакомиться с целями и задачами патриотического воспитания, а в дальнейшем передать полученные знания своим чадам. Нужно понимать, что ребенок должен быть готов к любым ситуациям не только в мирное время.

Немалое значение уделяется и школьному образованию.

Цели патриотического воспитания в школе: роль педагога

Каждый учитель должен понимать, какая колоссальная ответственность на него ложится. Преподаватели должны подготовить будущих защитников Отчизны. Но в современном мире сделать это не так просто. Только человек, отличающийся высокой квалификацией, способен не только правильно понять цели нравственно-патриотического воспитания, но и должным образом преподнести их подрастающему поколению. Поэтому преподавателям и воспитателям рекомендуется периодически посещать профильные семинары и общаться с более опытными коллегами.

При воспитании патриотов большое внимание уделяется организации в образовательных учреждениях музеев, экспозиций, кружков и прочих мероприятий, которые помогут детям четче понять свое предназначение, а также цели патриотического воспитания. Рекомендуется задействовать школьников в мероприятиях по сбору информации, посещении или создании тематических экспозиций и т. д. Со временем все полученные данные начнут перерастать в любовь к родине.

Формы патриотического воспитания

Если говорить о том, как добиться озвученных ранее целей, то в этом случае есть несколько полезных рекомендаций. Например, стоит проводить большее количество познавательных занятий. Ребенку будет интересна символика государства. Каждый маленький патриот должен знать, как выглядит флаг его страны и какие аббревиатуры чаще всего встречаются на самых важных документах. Важно, чтобы дети знали особенности своего края, какой климат в нем преобладает, рельеф и т. д.

Желательно ознакомить чадо с обычаями и культурным наследием именно его родного города. Он должен знать, кто жил тут ранее. Для этого нелишним будет посетить краеведческий музей и другие полезные экспозиции.

Стоит чаще выезжать с ребенком на природу и рассказывать ему, как он должен вести себя в лесу, что он не имеет права загрязнять окружающую среду. Ребенок должен любить свой край и делать все для его благоустройства.

Отношения с родителями

Любовь к Отчизне начинается с привития уважения к семье. Поэтому можно сказать, что также цель патриотического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы они умели ценить своих родных. Например, можно организовать выставку, на которой дети должны представить свои рисунки семьи. Тематика должна быть соответствующей. Например, можно назвать экспозицию «Моя мама самая добрая» или «Мой папа самый лучший». Это все позволит привить уважение к родителям.

Особенности приобщения ребенка к патриотическому воспитанию

Очевидно, что детство является тем периодом, когда меньше всего хочется задумываться о глобальных вещах. Беззаботное существование чада, безусловно, не должно быть омрачено грузными и серьезными темами патриотического воспитания, цели которого так важны для нашего будущего. Однако нельзя забывать, что именно в этот момент происходит формирование личности, поэтому нужно заложить в нем правильные мысли и желания.

Именно поэтому родитель не должен сильно разрушать счастливое время ребенка. Действовать нужно ненавязчиво.

Бережное отношение

Чтобы выработать у чада это чувство, нужно с самого раннего возраста научить его следить за своими вещами. Он должен понимать, что разбросанные игрушки с большей вероятностью сломаются, а если жестоко обращаться с животными, то они никогда не станут ему доверять.

Ребенок должен ценить книги. Хоть сегодня все дети предпочитают планшеты и игры, необходимо найти способ и заинтересовать чадо в чтении. Можно посетить вместе с ним библиотеку и объяснить, что некоторые из произведений просто невозможно найти на просторах интернета.

Создание своих проектов

Даже простые кубики и конструктор помогут заложить в ребенке чувство того, что если он что-то создает своими руками, то это вызывает намного больше гордости, чем готовая продукция. Нужно попросить ребенка построить дом. После того как он воссоздаст постройку, в нее стоит «заселить» игрушки и рассказать чаду, как они благодарны.

Это поможет заложить в голове ребенка правильные нормы и мораль. Он не должен во всем полагаться на других. Ребенок поймет, что от его труда зависит многое. И пусть сейчас в его доме живут игрушки, рано или поздно он сможет сделать что-то хорошее для своих сограждан.

Уважение к продуктам питания

Стоит рассказать дошкольнику, как сложно выращивать пшеницу, обрабатывать ее и заниматься выпечкой. В следующий раз, когда он захочет выкинуть хлеб, он несколько раз подумает о том, как неуважительно это по отношению к тем, кто старался его приготовить. А если какая-то часть зачерствела, то ее не обязательно отправлять в помойку. Можно сделать вместе с ребенком кормушку для птиц и предложить ему покормить голодных пернатых.

Стоит чаще покупать свежую горячую выпечку и наслаждаться вместе с чадом ее ароматом. Это запах его Родины, той пшеницы, которая растет на его родной земле. Все это постепенно учит ребенка любить и уважать людей и свою страну.

Чем больше мать и отец взаимодействуют с дошкольником, тем проще вырастить из него настоящего патриота, которому будет не стыдно так себя называть. Это важнейшие цели, которые нужно достигнуть матери и отцу, а также школьным учителям и другим специалистам.

Сочинение-рассуждение - это ваши мысли, ваше отношение к вопросу, ваша точка зрения. Давайте порассуждаем о процветании Родины, о том, как сделать ее прекраснее, тем более, что тема эта даётся к написанию уже в четвертом классе (программа "Перспективная начальная школа, развитие речи). Для начала определите свою основную мысль, которую будете раскрывать. Затем нужно определиться с планом. Стандартный план: вступление, заключение, основная часть.

Пример сочинения, уровень 4 класса.

Что я могу сделать для процветания Родины

Чтобы наша Родина процветала, каждый человек должен хорошо работать, а в свободное время заниматься любимыми или полезными делами.
Для учеников работой является школа, поэтому я стараюсь учиться. Моё любимое занятие - танцевать. Я посещаю школу искусств, хореографический кружок. Во время праздников мы выступаем на сцене. Своими танцами я вместе с другими девочками дарю радость зрителям. В свободное время я рисую.
Я думаю, что если каждый человек будет заниматься нужными и полезными делами, то наша Родина будет процветать всегда!

Основные понятия: конституционная обязанность, гражданский долг.

Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны...

Дж. Кеннеди

1-й этап. Мотивация

Мы неоднократно на занятиях обсуждали вопрос о том, кого мы можем назвать настоящим гражданином. Давайте сравним мнения российских и американских школьников по этому вопросу.

Поработайте в группах с «Рабочим листом №1» и выполните задание.

Рабочий лист №1

Познакомьтесь с материалами Форума российских и американских школьников (Камчатка) и обсудите ответы на вопросы:

1. При определении, кто такой хороший гражданин, на что (права или обязанности) делают упор молодые люди двух стран? Что общего вы могли бы выделить в представленных материалах?

2. У кого более активная жизненная позиция?

3. Кто (американские или российские школьники) лучше знают свои гражданские обязанности? Кто называет их больше? Почему, как вы думаете?

Российские школьники

о «хорошем гражданине»

Хороший гражданин - законопослушный гражданин. Если ты отзывчив к окружающим тебя людям, уважаешь их права так же, как и свои, если ты осознаешь, что законом тебе предоставлены не только права, но и обязанности, которые ты должен соблюдать, то тебя можно назвать хорошим гражданином.

Алатырева

Хороший гражданин - человек, который соблюдает все законы и конституцию, не нарушает свободы другого человека. Это тот, кто готов защищать свою страну. Но в нашей стране очень мало таких хороших граждан. Многие уклоняются от налогов, что приводит к плохим последствиям. Также он должен обеспечивать своих детей хорошим образованием и материально.

Таня Шильдлевс

Хороший гражданин обязан хорошо и честно работать, от этого зависит развитие страны, быть законопослушным и выполнять свои гражданские обязанности.

Хороший гражданин - это человек, любящий свою страну, соблюдающий ее законы и порядки. Хороший гражданин - это патриот, знающий историю своей страны и стремящийся сделать что-нибудь полезное для своих соотечественников и, конечно же, для самой страны.

Ксения Иващенко

Хороший гражданин в наше время - это человек, который не нарушает законов, живет и зарабатывает честным трудом. Сейчас в мире мало таких добрых и честных людей. Если бы хороших граждан в нашей стране было бы больше, то и жизнь людей была намного лучше.

Анна Горбанева

Хорошим гражданином можно назвать человека, который не только не нарушает конституцию своей страны, но и человека с высоким моральным уровнем, который помогает другим людям. Хороший гражданин - это не тот, кто заплатил все налоги своей стране, а тот, кто заплатил налоги своей совести.

Роман Соколов

Американские школьники

Хороший гражданин активно участвует в жизни общества. Он ходит на выборы, соблюдает законы, осуществляет волонтерскую работу, служит высоким интересам общества.

Джулия Гилберт

Хороший гражданин живет, работает, делает что-либо на благо общества: выражает протест, служит в армии, голосует, работает чиновником и т.п. Те, кто ничего не предпринимает, а только пользуется плодами работы других людей, являются плохими гражданами.

Дирк Карн

Главное качество хорошего гражданина - участие. Здесь важно понимание механизма работы правительства, кто они - выбранные нами должностные лица, за что ты лично выступаешь, поддерживаешь или хочешь изменить политику государства. Участие - это не только голосовать на выборах, оно включает в себя работу присяжным, службу в армии добровольно и во время национального кризиса, работу в благотворительных организациях, даже выступление против государства, если тебя не устраивает его нынешняя политика.

Райан Гарднер

Я считаю, быть хорошим гражданином - значит быть патриотом. Любить свою страну и гордиться ею, понимая при этом, что кроме хороших, есть также и плохие стороны. Если в стране не так хорошо, как хотелось бы, необходимо стараться сделать все, чтобы жилось лучше.

Мишель Ким

Хороший гражданин делает все на благо общества, в котором живет, заботится о нем, не нарушает законы. Он/она ходит голосовать и выбирает того кандидата, который, по его/ее мнению, будет лучше управлять городом, штатом, страной. Они не обманывают, например, платят все налоги. Они просто работают, чтобы жизнь в их обществе была лучше.

Джессика Библер

Итоги обсуждения подводит учитель

Ситуация сравнения особенно интересна еще и потому, что обязанности американских граждан в конституции не зафиксированы. И многое из того, что назвали молодые люди, их никто не обязывает делать (например, волонтерская работа - дело абсолютно добровольное!).

В отличие от американцев наши обязанности записаны в Конституции РФ.

Что же такое конституционная обязанность?

Конституционная «основная» обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее их исполнение.

Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон и общество возлагают на нее.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о гражданском долге каждого из нас, о наших гражданских обязанностях.

Предложите учащимся выполнить следующие задания:

1. Россияне по Конституции имеют широкий спектр прав и свобод и весьма ограниченный круг обязанностей. Постарайтесь вспомнить и записать в тетрадях все известные вам обязанности российских граждан.

2. Поработайте с «Рабочим листом №2» и сравните ваши записи со статьями Конституции РФ. Проанализируйте, насколько хорошо вы информированы о конституционных обязанностях российских граждан.

Проведите самостоятельное их ранжирование с точки зрения важности каждой. Обсудите в группе расхождения в оценке той или иной обязанности. Узнайте, почему ваши партнеры так считают.

3. Обдумайте в группе и предложите возможные варианты дополнений в список наших с вами гражданских обязанностей.

Группы выступают поочередно, называют по одному тезису.

Рабочий лист №2

Из Конституции РФ, ч. 2

Ст. 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 59, ч. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Ст. 43, ч. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст. 44, ч. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Возможно, в работе вам помогут данные сайта «Государство и власть», страница «Основы конституционного строя» (см. приложение).

3-й этап. Итоговое задание

Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Кроме того, вы хорошо знакомы с содержанием прав и свобод россиян. Для нас очень важно показать их взаимосвязь. Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. Попытайтесь создать свой вариант плаката, в котором была бы отражена взаимосвязь прав и обязанностей граждан. Например: право на социальное обеспечение по старости и обязанность платить налоги; право на экологически чистую среду обитания и обязанность охранять природу и т.д. Плакаты обычно имеют и текстовую часть (призывы к чему-либо в прозе или в стихах). Предложите и вы свои варианты подписей к плакатам.

Общий вывод

Обязанности, как и права, должны быть предусмотрены законом. И тогда наша единственная обязанность - это соблюдать требования закона, т.е. нести предписываемые законом обязанности. Имеется концепция (которую я разделяю), что природа закона - это быть ограничителем абсолютной свободы. При этом обязанности, которые налагает на нас закон, должны быть достаточными, но в то же время минимальными и абсолютно необходимыми для того, чтобы общество могло функционировать как нормальный, здоровый организм, чтобы не было хаоса и того, что называется новым русским словом «беспредел».

Нам предстоит огромная и неустанная работа на протяжении многих поколений, прежде чем постепенно, шаг за шагом, мы сможем выйти на такой уровень, при котором экономические, социальные и иные обязанности будут исполняться всеми настолько четко, настолько ответственно, что станет возможным удовлетворение всех прав.

Домашнее задание

Используя данные веб-сайта Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, покажите взаимосвязь между выполнением обязанностей по уплате налогов и возможностью реализации прав граждан на социальную защиту.

Ресурсы к уроку

Конституционные обязанности человека и гражданина

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок - это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу). Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции

и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц, не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав

и свобод других лиц

Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных.

Забота о детях

и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности, материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории

и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налог или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы

и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федераций военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

О конституционных правах граждан

Конституционные права, свободы и обязанности прежде всего опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать, руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер - от убеждения до принуждения - с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18, являются непосредственно действующими». Если закрепленные Конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип - «платить установленные законом налог и сборы». Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъекты налогообложения, размер и виды налога и пр. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства.

Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждан трудиться. Это в известной степени символизирует теоретический и практический разрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой поддержки посыл немецкого ученого Ф.Фабрициуса: «Право на труд признается в качестве примера прав человека. Вывод об обязанности трудиться представляется допустимым, ибо ценности, не обеспечиваемые природой, должны создаваться трудом».

Вопрос о правах, свободах и обязанностях, порядок их размещения решается конституциями по-разному. Наиболее распространенным является такой порядок, когда в Основном законе фиксируются только права и свободы, а обязанности отсутствуют. Как уже отмечалось, это прежде всего относится к старым конституциям (Конституция США, например). Другое размещение - это когда обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такая форма конституционного закрепления характерна для современных конституций.

Во многих конституциях права, свободы и обязанности записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные главы. В качестве примера можно привести конституцию Республики Узбекистан (гл. 11).

В современной Конституции Российской Федерации права и свободы, обязанности, а также их гарантии представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этого документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина.

Практическое значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь также и разработчикам законов, развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно такие правила: во-первых, в любом законе должны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены между собой; а во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения между обществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага - права и обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не все законы отвечают этим требованиям.

Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, ибо они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Провозглашенное в ст. 34 Конституции РФ право граждан на предпринимательскую деятельность содержит исходное, принципиальное положение для регулирования сферы хозяйственной жизни. Чтобы установить исходные положения, конституционные права, свободы и обязанности должны формулироваться в самом общем виде, однако должны быть определенными по содержанию. Только при этом условии они будут иметь прямое действие и обеспечивать необходимый простор для текущего законодательства, призванного развивать записанные в Конституции права, свободы и обязанности.

Однако записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая самостоятельное значение конституционных прав, свобод и обязанностей, в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи. Обеспечение конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.

Наталья МАТЮХИНА, заместитель директора Малокуликовской школы, Орловская область

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса