Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое хоббит. Описание расы хоббиты

  • Основой для фильма послужила изрядно переработанная и дополненная огромным количеством дополнительных материалов и сюжетных арок повесть Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (The Hobbit, or There and Back Again, 1937).
  • Первоначально фильм должен был быть снят значительно раньше, приблизительно в 2009-м, но процесс застопорился по причине многочисленных судебных разбирательств относительно авторских прав, с последующей дележкой прибыли от проката и мерчендайза, в которых участвовали наследники Толкина, несколько телестудий и режиссер Питер Джексон.
  • Как продюсер, Питер Джексон желал видеть на посту режиссера Гильермо дель Торо, однако тот, как и ранее с фильмом «Хэло», отказался в пользу самостоятельного проекта. В 2008-м им стало продолжение культового «Хеллбоя», а три года спустя – «Тихоокеанский рубеж». Считается, что на решение Дель Торо повлияли долгие судебные тяжбы вокруг экранизации «Хоббита» и подвешенное состояние постановки.
  • После окончательного отказа Гильермо дель Торо от режиссуры и уговоров студий Warner Bros и MGM в 2010-м Питер Джексон согласился быть постановщиком, а уже в октябре на съемки кинотрилогии было получено разрешение.
  • Рон Пёрлман планировался для участия в одной из второстепенных ролей, но только при условии, что картину будет ставить Дель Торо. Когда мексиканец вышел из проекта, Пёрлман последовал за ним.
  • Фильм был снят с использованием 48 камер класса Red Epic – последней модели этой серии, которая была доступна на время производства.
  • Перед началом съемок фильм прошел несколько этапов препродакшена и урегулирование правовых споров между наследниками Толкина, Питером Джексоном и студией New Line Cinema. После этого компания MGM сдвинула проект с мертвой точки в 2008-м, но праздновать было еще рано. Эта студия обанкротилась, фильм вновь «лег на полку», что и послужило причиной ухода Гильермо дель Торо после трех лет ожидания. Также продюсерам пришлось столкнуться с организационными неурядицами в Новой Зеландии, съемки вновь были отложены – теперь уже по причине медицинских обстоятельств: Питер Джексон проходил курс восстановления после операции язвы.
  • На главную роль Бильбо Бэггинса рассматривались Джеймс МакЭвой, Шайа ЛаБаф, Адам Браун, Дэниэл Рэдклифф, Эррик Аркин и Тоби Магуайр. Но практических шансов никто из них не имел, поскольку Джексон видел в этом образе только Мартина Фримана. Дело осложнялось тем, что актер был занят на съемках в сериале «Шерлок» (2010), и состыковать два рабочих графика долгое время не удавалось. Джексону пришлось поменять весь ранее составленный план съемочного процесса, чтобы заполучить-таки Фримана.
  • В 2009-м по интернету поползли слухи, будто бы исполнителем роли Бильбо Бэггинса должен стать Дэвид Теннант, известный по участию в культовом сериале «Доктор Кто». Основанием для такой информации послужило совместное участие Теннанта и Джексона на фестивале Comic-Con. Оба опровергли эти слухи, но Теннант действительно мог сняться в картине, только в роли Трандуила, и отказался от нее по причине беременности своей девушки.
  • На роль Бильбо Бэггинса также пробовался Сильвестр МакКой – для первого фильма «Властелин колец».
  • Билл Бэйли рассматривался на роль Глоина. Не сложилось, однако в сериале «Долбанутые» (1991-2001) он воплотил персонажа по имени Бильбо, названного в честь главного героя «Хоббита».
  • Роберт Казински должен был играть Фили, успел сняться в нескольких сценах, но вскоре по личным обстоятельствам покинул проект и вернулся в Англию спустя месяц после начала съемок. Роль в итоге отошла Дину О’Горману.
  • Мартину Фриману доводилось сниматься в фильме «Зомби по имени Шон» (2004), где также участвовали Билл Найи и Пенелопа Уилтон – супруга предыдущего исполнителя роли Бильбо из трилогии «Властелин колец» – Иэна Холма.
  • Джон Коллен изначально рассматривался на роль Радагаста и для озвучки Смауга, но не сложилось.
  • Голлум отметился в фильме лишь как эпизодический персонаж. Энди Серкис закончил работы над этой сценой за первую неделю продакшена, и далее участвовал уже в качестве режиссера второго плана.
  • Все сцены с Иэном Холмом и Кристофером Ли были сняты в Англии, на студии Pinewood, поскольку в силу возраста и проблем со здоровьем актеры не смогли отправиться в Новую Зеландию.
  • Сирша Ронан могла поучаствовать в фильме как одна из эльфиек, но не смогла подладить производственный график под съемки в другой картине.
  • Имя Beorn переводится со староанглийского как «медведь» и тесно связано со скандинавским Bjorn, также означающим «медведь». Английский, скандинавские (шведский и норвежский) языки принадлежат к одной и той же германской языковой группе. Старый английский с древнескандинавским языком были схожими в еще большей степени.
  • Трандуил, отец Леголаса, впервые появляется в повести Толкина как безымянный эльфийский король. Лишь много позже, в книге «Властелин колец» писатель присвоил ему имя, а сам Леголас представляется, как сын Трандуила из Лихолесья.
  • Брэт МакКензи, отыгравший в фильме роль Линдира, прежде исполнял роль другого эльфа в фильмах «Властелиц колец: Братство кольца» (2001) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). Его персонаж из трилогии «Властелин колец» изначально не имел имени, но был неофициально наречен фанатами Фигвитом (имя Figwit пошло от фразы «Frodo is great… Who is THAT?», произнесенной одним из фанатов во время просмотра момента, где появляется МакКензи в «Братстве кольца»).
  • Кристофер Ли признавался в интервью, что хотел бы озвучивать дракона Смауга в этом фильме. Не сложилось, однако актеру достался для работы другой дракон – Бармаглот из картины «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона (2010).
  • Некоторые названия глав из книги упоминаются в диалогах, например, «Радушный прием», «Из огня да в полымя» и «Баранье жаркое».
  • Персонажи Фродо (Элайджа Вуд), Леголас (Орландо Блум), Саруман (Кристофер Ли) и Галадриэль (Кейт Бланшетт), присутствовали в книге «Властелин колец» и ее экранизации, но никого из них нет в повести «Хоббит, или Туда и обратно». Радагаст (Сильвестр МакКой) лишь мимоходом упоминается в книге, а полноценно участвует во «Властелине колец». Впрочем, в первую кинотрилогию этот персонаж не вошел.
  • Во втором трейлере к фильму Гэндальф произносит фразу: «Дом уже позади, а дорога впереди». Эта цитата из «Властелина колец» и фрагмент песни, которую Пиппин поет Денетора в книге «Властелин колец: Возвращение короля».
  • На вопрос «Сколько всего в Средиземье волшебников?» Гэндальф отвечает, что их пятеро, перечисляя себя, Сарумана и Радагаста. После чего добавляет, что имена двух других не может вспомнить - Алатара и Палландо. Они появляются в книге «Неоконченные сказания», но не появились в фильме, поскольку продюсеры не имели права использовать материал из этой книги.
  • Персонаж Азог в книге отсутствует. Его сын Болг является лидером сил орков в битве пяти армий. Азог появляется только в приложении к «Властелину колец», где повествуется, как он убил Трора, и в конце концов был убит Даином Железностопом.
  • Ричард Армитэдж говорил, что его первым опытом игры на сцене была партия эльфа в театральной постановке толкиновского «Хоббита».
  • Съемки этого фильма и сиквела «Хоббит: Пустошь Смауга» (2013) были завершены 6 июля 2012 года, продлившись 266 дней.
  • Метод создания ног хоббита претерпел изменения относительно трилогии «Властелин колец». Ранее использовались специальные протезы, которые надевались на ступни актеров, но спустя некоторое время их приходилось менять. В этом фильме были усовершенствованные протезы, которые доходили по длине актерам до колен.
  • Характерный возглас, названный «Криком Вильгельма», можно услышать в сцене беготни гномов по горам гоблинов. Его издает один гоблин, падающий с дорожки.
  • Эта картина стала первой, которая была снята с частотой 48 кадров в секунду. Усовершенствование должно было проявиться в сглаживании картинки, повышенной реалистичности движений и уменьшении эффекта стробирования. Ярче всего изменения заметны при просмотре фильма в 3D, поскольку высокая частота кадров дает возможность лучше синхронизировать изображения для каждого глаза.
  • Использование в этом фильме повышенной частоты кадра (48 кадра в секунду) взбудоражило общественность, при этом несправедливо в стороне остались многие другие достижения в области создания визуальных эффектов. Действующий директор компании Weta Digital и супервайзер визуальных эффектов Джо Леттери рассказывал в интервью об огромной проделанной работе и креативности, приложенных для создания фильма. В основном это коснулось анимирования персонажей.
  • Первой сценой, вошедшей в фильм, стала совместная с Энди Серкисом и Мартином Фриманом, названная «Загадки в темноте». Несмотря на то, что положение головы и жестикуляция актера совмещались с виртуальным Голлум, пропорции их тел сильно разнились, и после захвата движения потребовалась дополнительная коррекция. В этой сцене Голлум является полноценной 3D-моделью, созданной без участия игры актеры на зеленом фоне.
  • Для этого фильма Голлум создавался с чистого листа. Количество отдельных деталей на лице Голлума в «Хоббите» больше, чем на всем его теле в трилогии «Властелин колец».
  • Использование повышенной частоты кадров в секунду позволяло переработать микродвижения в мимике, но стало большой проблемой для художников, которым на этот раз потребовалось рисовать и ротоскопировать гораздо большее количество кадров, чем было прежде.
  • Процесс создания виртуальных биологических существ с полноценным скелетом и мускулатурой в компании Weta Digital настолько продвинутый, что дает возможность делать их еще более реалистичным, чем аниматронные куклы.
  • Аналогичные методы, как и при «оживлении» Голлума, также использовались для сцен с троллями. Кадры с виртуальными персонажами накладывались на кадры с реальными актерами, после чего в процессе пост-предакшена сцена доводилась по графической безупречности.
  • Сцена званого обеда в Бэг Энде сделана по тому же принципу, что и сцена приезда Гэндальфа к Бильбо во «Властелине колец», в которой Гэндальф ударился головой о люстру (неумышленно – этого момента не было в сценарии).
  • Вместо того чтобы использовать фиксированную перспективу, Питер Джексон планировал перемещение камеры вокруг актеров, чтобы дать тем самым большую свободу передвижения. Для достижения этого эффекта, были построены два различных интерьера: один соразмерный Бильбо и гномам, и другой, чтобы показать Гэндальфа в тесном и замкнутом пространстве. Старая съемочная площадка, оставшаяся после съемок трилогии «Властелина колец», была переоборудована под домашний интерьер, показываемый в фильме, а новая площадка была полностью обтянута зеленым фоном. Основная камера, двигаясь по заранее определенной траектории, снимала на первой площадке, а вторая камера синхронно с ней повторяла движения на второй площадке с зеленым фоном. После этого, чтобы сопоставить необходимые пропорции, кадры с первой камеры были урезаны на одну треть.
  • Вся сцена в доме Бильбо была отснята за 4 дубля.
  • На ведомой камере была задержка в 4 кадра.
  • Для совмещения отснятого материала с двух камер потребовалось 18 месяцев.
  • Первоначально в костюмах гоблинов были живые люди, которые сопровождали Бильбо и гномов по веревочному мосту. Использовались лишь аниматронные головы, но после этой попытки было принято решение заменить гоблинов полноценными компьютерными моделями, с помощью ротоскопирования живой игры актеров. Движения гоблинов были воссозданы при помощи технологии захвата движения. Невероятно, но факт: Двалин был полностью заменен цифровой моделью в этой сцене, так же как и все остальные персонажи, потому что было проще заменить всех, чем выстраивать всю сцену вокруг одного живого персонажа.
  • Технология захвата движения также использовалась во время создания сцены сражения Бильбо и гоблина на мечах. Позже во время пост-продакшна гоблин был уменьшен в размерах. А лицо Бильбо было заменено цифровой копией, поскольку вместо Мартина Фримана в этой сцене играл дублер.
  • Сцена с раскачивающимся веревочным мостом была полностью цифровой, за исключением самой веревки. Аниматоры надели костюмы для захвата движения для имитации героев фильма, когда они прыгают с раскачивающегося моста. Чтобы снять эту сцену им потребовалось буквально пара попыток.
  • Кадры пещеры гоблинов были практически полностью анимированы, но было построено и несколько реальных декораций. Они были сделаны специально для того, чтобы актерам было легче ориентироваться во время съемок, но позже все декорации были также заменены на цифровые.
  • Перед созданием короля гоблинов Питер Джексон попросил специалистов по эффектам сделать этого персонажа, «настолько отвратительного, насколько вы только можете его представить». Актер Бэрри Хамфриз, сыгравший эту роль, участвовал как при захвате движения, так и во время повторной записи диалогов с использованием специального оборудования для захвата анимации лица.
  • Первоначально Азог был сыгран живым актером в костюме. Но результат очень напоминал сильно полинявшего дикобраза человеческих габаритов, поэтому было принято решение пересоздать его, сделав полностью цифровую версию. «Полинявший дикобраз» стал другим персонажем в фильме, а на создание нового Азога ушло около шести недель.
  • Сцена погони за Радагастом была изначально снята вручную с использованием небольшой машины, которая волокла за собой сани сквозь декорации леса. Единственное, что осталось от этих кадров - сам Радагаст, все остальное было заменено компьютерной графикой. Для создания пейзажа в этой сцене, программисты написали совершенно новое программное обеспечение и назвали его «Дровосек» (LumberJack). Оно позволяло не только «выращивать» анимационные деревья с нуля, но и позволяло аниматорам динамический контроль вплоть до каждой хвойной иголки. На разработку этого обеспечения ушло около года.
  • Единственной проблемой при съемках сцены, в которой Бильбо и гномы входят по мосту в Ривенделл, было то, что потолок не был частью зеленого фона. В итоге аниматоры прибегли к другому программному обеспечению под названием «Парикмахерская» (BarberShop). Изначально его задействовали для создания «цифровых» волос для каждого актера, но оно так же подошло для сглаживания переходных областей, которые появлялись при совмещении кадров съемок живого актерского действа и кадров с зеленым фоном.
  • Миниатюры в «Хоббите» уже не использовались из-за жесткого графика, а уже существующие были слишком низкого разрешения. Почти все было сделано при помощи компьютерной графики: от водопадов до птиц (каждая из которых имела свой уникальный скелет и форму туловища). Когда Джексон желал более детально снять какую-то сцену, соответствующие места отстраивались вручную и уже впоследствии на них накладывали компьютерную графику.
  • Джо Леттери также отмечал, что кадр фильма с частотой 48 кадров в секунду ничем не отличается от фильма с частотой в 24 кадра, просто в первом их в два раза больше. Эффект 3D не зависит от частоты кадров, и был выбран вариант именно с частотой в 48 кадров в секунду, а не 60, потому что разница между 24 и 48 значительна, а между 48 и 60 незаметна глазу. Кроме этого прокатчикам так стало проще приспособиться к формату с 48 кадрами в секунду. Некоторые сцены фильма конвертировали из 2D в 3D на стадии пост-продакшна. Одна из них - это крупный план Бильбо в начале фильма. Это пришлось делать из-за сбоя одной из камер.
  • D-фильм с частотой 48 к/сек был отправлен в некоторые кинотеатры на стандартном SATA-жестком диске с кодом безопасности, который защищал содержимое от просмотра или копирования. Сам код предоставлялся дистрибьюторами за сутки до выхода фильма. 3D-версия фильма с частотой 48 к/сек занимает 639 Гб на жестком диске. Кинотеатры могли бы скачать весь фильм через защищенный канал спутниковой связи, но закачка заняла бы больше суток. Учитывая, что для 3D изображения необходима частота 96 к/сек (по 48 к/сек для каждого глаза), объем данных одного кадра для каждого глаза составляет 0,66 Мб.

Больше фактов (+50)

Ошибки в фильме

  • Первый заметный киноляп встречает зрителя в одной из открывающих сцен. Гэндальф Серый приходит в гости к хоббиту Бильбо Бэггинсу. Во время разговора можно заметить, что волшебник держит свой посох, складывая руки тремя возможными способами.
  • Еще один ляп из начальной сцены. Пока Гэндальф увлеченно общается с Бильбо, размахивая руками, на заднем плане можно заметить женщину-хоббита, развешивающую постиранное белье. В следующем кадре веревка наполовину опустевшая, а на момент окончания разговора все вещи возвращаются на положенное место.
  • И третий ляп из самого начала фильма: эпизод, где нахмуренный Бильбо наблюдает за тем, как первый гость из гномов Двалин сидит обеденным столом, поглощая трапезу хоббита. В первом кадре, когда показывают, как Бильбо смотрит на Двалина - стол чист. Когда камера возвращается на это место во второй раз - на столе появляются лишняя посуда и крошки.
  • В доме у Бильбо Бэггинса встречается еще один «кулинарный» ляп. Когда Торин Дубощит поднимается со своего места, чтобы сказать свою речь, то на столе перед ним тарелка с печеньями почти пуста – там лежит несколько штук. В кадре, когда предводитель гномов уже опустился на свое место и камера снова снимает тот же ракурс стола, можно заметить, что тарелка волшебным образом полна печеньями.
  • Среди гномов оказывается немало пожилых, но на скорости их движения возраст явно не сказывается. Скорее наоборот! Вот гномы поют и перекидывают посуду, Балина мы видим спиной сидящего. Ракурс меняется, и Балин вдруг оказывается с метлой где-то у дальней стенки, а его стул пустует. Но в следующем кадре он снова сидит на своём месте и помогает кидать посуду... Да и все гномы то тут, то там... Питер Джексон решил, что раз гномов так много, то зритель не заметит их мельтешение?
  • Фили нёс меч за спиной, но собираясь отдать меч Бильбо, он по непонятной причине вдруг вытаскивает его откуда-то из-за пазухи.
  • Весьма любопытный ляп поджидает зрителя в кульминационной сцене знакомства Бильбо с Голлумом и нахождения кольца. Дело в том, что в фильме «Властелин колец. Братство Кольца» этот момент показан совершенно по-другому - помимо того, что Бильбо находит кольцо совсем иначе, чем в «Хоббите», так он выглядит значительно моложе и одет в совершенно другую одежду.
  • Весьма досадный киноляп встречается в эпизоде кражи троицей троллей пони гномов, с целью последующего поедания. Тролли привязали пони в загоне, где лошади то становятся высокими жеребцами с хорошо заметной уздечкой на их мордах, то вновь превращаются в маленьких пони без всяких уздечек. Да и сами обстоятельства похищения рождают вопросы. Гномы расположились на ночлег на опушке леса, и принялись стряпать себе ужин, оставив Фили и Кили сторожить пони. Эти двое оказались никудышными сторожами, потому что парочку-другую пони тролли умыкнули прямо у них из-под носа.
  • И еще о троллях. Эти здоровенные, премерзко пахнущие туши весом в несколько тонн, вызывают ужасный шум, даже если крадутся на цыпочках. Они настолько неуклюжи и могучи, что буквально каждым шагом выдергивают деревья с корнями. Там, где паслись украденные пони, хорошо заметна парочка вывороченных здоровенных стволов. Логично предположить, что треск, с которым они были повалены, был слышен за многие мили. Этот шум моментально должны были услышать в лагере, и тем более непосредственные стороны Фили и Кили.
  • Довольно милый ляп встречается в Ривенделле, обители эльфов, когда Гендальф находит одиноко стоящую под луной эльфийскую королеву Галадриэль. В первом кадре, когда показывают лицо Кейт Бланшетт, видно, что её диадема немного криво закреплена на лбу. В следующем кадре можно увидеть, что диадема сидит абсолютно прямо и красиво, без каких-либо недочетов.
  • Интересные метаморфозы случаются с ногой и мечом Торина Дубощита. Орел схватил вожака гномов так, что одна нога осталась болтаться в воздухе. Судя по всему, в полете орел сцапал когтями и вторую ногу, но по прилету, смилостивившись, отпустил вторую ногу, заодно и меч прицепил к поясу.
  • Великий волшебник Гэндальф Серый, способный в одиночку переламывать ход битвы, не раз бросает своих подопечных на произвол судьбы, отбывая в неизвестном направлении. Потом он, правда, появляется вновь, но, как правило – за мгновение до неминуемой смерти Бильбо и гномов. Так и хочется спросить: куда отлучается Гэндальф? Что у него за неотложные дела, которые важнее, чем миссия, выполняемые друзьями на протяжении всего фильма? Лишая своих друзей поддержки, Гэндальф не только деморализует их – нередко он вообще ставит план под угрозу срыва! Разве не логично было бы не отлучаться никуда во время всего похода, чтобы уберечь путников от бесчисленных опасностей? А если уж так надо по делам – почему бы не объяснить, по каким именно?
  • И вот противоположный пример безрассудности Гэндальфа. Когда гномы были на краю гибели в логове Подгорного Короля, окруженные тысячами уродливых гоблинов, волшебник пришел на помощь в последний момент – видимо для пущей драматичности. Ослепительная вспышка – и вот уже гоблины летят во все стороны, ошарашенные, как шведы под Полтавой. Но откуда взялся Гэндальф? Во время вспышки он стоял посередине центральной платформы, окруженный гоблинами, в самом центре кишащей врагами пещеры. Для того чтобы добраться туда, Гэндальфу нужно было как минимум войти в пещеру и пройти по ней сотни метров до трона гоблинского короля. Можно себе представить, какой визг поднялся бы вокруг, сделай Гэндальф хотя бы пару шагов на глазах бесчисленных уродливых тварей! Единственное объяснение тому, что Гэндальфа никто не заметил – что он умеет становиться невидимым в нужный момент… только он не умеет этого делать ни в книге, ни в фильмах.

Больше ошибок (+10)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Хоббит Бильбо Беггинс вовсю готовится к вечеринке по случаю своего 111-летия. Он решает написать мемуары и предается воспоминаниям, описывая события, произошедшие более полувека назад. В те времена дракон по имени Смауг напал на гномье королевство и крошечное государство людей, разрушил их и забрал все сокровища. Затем он унес их в пещеру и стал сторожить.

После этих ужасных событий к Бильбо приходит Гендальф вместе с Торином, правителем павшего королевства гномов, и тринадцатью спутниками. Они просят его присоединиться к походу в пещеру Смауга, чтобы вернуть сокровища. У них есть карта и ключ от секретного входа. Бильбо не соглашается. Однако наутро он догоняет Торина и присоединяется к небольшой армии гномов.

Через некоторое время на путников нападают тролли и уводят их в свою пещеру. Благодаря Бильбо всей команде удается избежать участи быть съеденными. Неожиданно появляется Гендальф и уничтожает чудищ с помощью солнечного света. В пещере путники находят оружие.

Гендальф встречает могущественного мага Рагастра. Тот говорит ему, что видел в руинах Дол Гулдура дух Некроманта. Через некоторое время путники приходят в Ривенделл. Правитель Элронд помогает им расшифровать карту. Гендальф встречает Сарумана Белого и делится с ним рассказом Рагадаста. Тот говорит, что это пустая болтовня, и пытается остановить поход гномов. Гендальф помогает им уйти.

По пути из Ривенделла в Мглистые горы герои попадают в ловушку гоблинов. Бильбо, сражаясь с одним из них, падает в большую яму. Там он встречает Голлума, подбирает кольцо, упавшее из кармана бывшего хоббита, и убегает. Главный герой присоединяется к команде, которая выбралась из плена, и приходит к Одинокой горе, где скрывается Смауг.

21 сентября исполнилось 80 лет одной из самых удивительных сказок, ставшей неотъемлемой частью английского культурного наследия. Дж. Р. Р. Толкина – любимая история миллионов детей и взрослых по всему миру. Эти удивительные существа стали достоянием английского фольклора, такой же, как гномы в Германии или тролли в Скандинавии. Огромное количество людей даже не подозревают, что хоббиты были попросту придуманы Толкином, предполагая, что они ворвались в его произведения прямо со страниц древних легенд. Не важно, читали ли они книги Толкина, смотрели или нет фильмы Питера Джексона, любой может воссоздать в своем воображении типичный облик хоббита.

В мире, созданном писателем, они были человекоподобными существами, размером от двух до четырех футов (1 фут -30,48 см) в высоту, живущими в вырытых ими уютных норах. Обладатели длинных пальцев, сытых и жизнерадостных лиц, кудрявых каштановых волос и необычных, несоразмерных с ростом, больших, огрубелых волосатых ступней. Простые, бесхитростные и консервативные люди, как подчеркивал Толкин. К излишествам, которые они себе позволяли, можно отнести любовь к ярким одеждам и обязательному шестикратному питанию в день. Особой страстью хоббитов считается мастерство курения трубочного табака, которое они считают своим вкладом в культуру мира. Но откуда взялись хоббиты, и были ли они исключительно творением Толкина?

История о том, как писатель придумал Хоббитов – общеизвестна. Толкин вспоминал, как в 1930-х годах проверял экзаменационные работы студентов, и, перевернув страницу одной из них, обнаружил, что тот «милостиво оставил следующую незаполненной (что более приятное может случиться с экзаменатором?), а я написал на ней: «В норе в земле жил хоббит». Имена и названия всегда рождают историю в моем воображении. В конце концов, я решил, что следует лучше узнать, что такое хоббиты». Однако, тщательные исследования, проведенные после смерти профессора, выявило, что обозначение «хоббиты» предваряло его творческое развитие, хотя и с несколько другим смыслом. Это обозначение встречается лишь однажды в публикации под названием «Денхемские трактаты», серии работ по фольклору, датируемой 1840-ми годами. Хоббиты появляются во втором томе, в списке сверхъестественных существ и описываются как разновидность духов. Можно с уверенностью говорить о том, что Толкин читал «Денхемские трактаты», но это мимолетное упоминание хоббитов вряд ли стало источником вдохновения для профессора, тем более что хоббиты Толкина – отнюдь не духи. Напротив, они трепетно привязаны к своей земле, и к собственному дому. Они настолько материальны, что магии в них или очень мало, или нет вовсе.

Современники писателя выдвинули предположение о близости хоббитов к кроликам, во всяком случае, их названия звучат так похоже (Hobbit и rabbit) , но Толкин добродушно отверг это предположение. Однако оно имело под собой веские основания. Так, тролли, захватившие Бильбо, называют его кроликом. Орел, несущий Бильбо, тоже прибегает к этому сравнению: «Вам не следует пугаться, как кролику, даже если похожи на оного». Да и Торин трясет его, как кролика. Кролик – необычное слово для английского языка. В отличие от большинства других млекопитающих, таких как зайцы, ласки, барсуки, выдры или мыши, они не имеют древнеанглийского или древнескандинавского аналога названия. Причиной тому стал тот факт, что кролики появились в Англии лишь в 13-ом веке. Их завезли сюда для разведения ради меха, и, позже они просочились в дикую природу, став сначала привычными представителями английской фауны, а затем и английского фольклора.

С другой стороны, хоббиты чрезвычайно анахроничный народец Средиземья. Толкин подчеркивает, что хоббит больше всего ценит тишь и благодать, чтобы шума было поменьше, а зелени побольше. Тем не менее, в Бильбо легко угадывается англичанин, причем, с большой вероятностью, викторианской эпохи. Его дом вполне соответствует дому зажиточного англичанина той поры, учитывая содержимое комнат, сундуков, шкафов и подвалов. В придачу, Бильбо курит трубку, читает утренние письма за чашкой чая, принимает характерную пищу в одно и то же заведенное время каждый день. На первый взгляд, он, как и другие хоббиты, никак не вписывается в мир гномов, эльфов, драконов, троллей, волшебников и прочих обитателей Средиземья. Однако, именно его анахронизм и приверженность традициям позволяют Бильбо, а позже и Фродо, решать сложные проблемы, делая хоббитов универсальными героями. Именно с хоббитами рядовому читателю легче всего себя ассоциировать. Благодаря своей универсальности, они остаются бесконечно современными для любого поколения читателей. Споры вокруг хоббитов не утихают, исследования их происхождения продолжаются и в наши дни. Выдвигаются все новые гипотезы, и каждая имеет право на существование, что, впрочем, никак не влияет на нашу любовь к этим удивительным существам.

August 15th, 2014

Человек флоресский (Homo floresiensis) - возможно, карликовый ископаемый вид людей. Именуются также «хоббитами» по аналогии с существами, придуманными Дж. Р. Р. Толкином.

Впервые останки данного вида были обнаружены в 2003 г. на острове Флорес в Индонезии объединенной австрало-индонезийской группой археологов, разыскивавших свидетельства миграции современного человека из Азии в Австралию. Руководили группой Майк Морвуд и Питер Браун. Исследователи совершенно не ожидали открытия нового вида и были удивлены находкой хорошо сохранившегося скелета, который был обозначен LB1 (от названия пещеры Liang Bua, в которой он был найден) и стал типовым экземпляром (голотипом). Предполагается, что это скелет женщины в возрасте около 30 лет. Он получил прозвище «Маленькая леди с Флореса» или «Фло».

В ходе последующих раскопок было обнаружено еще 7 скелетов возрастом от 38 до 13 тыс. лет. Одна из обнаруженных костей рук, приписываемых человеку флоресскому, имеет возраст около 74 тыс. лет. Останки не подверглись окаменению (фоссилизации) и имели консистенцию «влажной промокательной бумаги», их приходилось тщательно просушивать перед извлечением из земли. Они стали предметом интенсивного изучения с целью определения их видовой принадлежности.

Так к какому же все таки выводу пришли ученые?

Также в пещере было найдено множество сложных каменных инструментов, расположенных в археологических горизонтах возрастом от 13 до 95 тыс. лет, подходящих по своему размеру людям ростом около 1 м.

Новый вид был объявлен 28 октября 2004 г. и вскоре был прозван «хоббит» (по имени выдуманного народца в одноименной книге Дж. Толкиена). Было даже предложено научное наименование Homo hobbitus. Первоначально вид был помещен в свой собственный род и назван Sundanthropus floresianus. Однако после того как стало ясно, что череп имеет человеческие черты, существо было отнесено к роду Homo.
Человек флоресский выделяется среди всех прочих вымерших видов людей своими карликовыми размерами. Рост взрослых особей лишь немногим превышал 1 м. Так, примерный рост LB1 106 см, LB8 (на основе измерений большеберцовой кости) - 109 см. Такой рост лежит за пределами нормального диапазона для современного человека и заметно меньше, чем средний рост взрослых представителей самых низкорослых ныне живущих народов.

Вес тела составлял около 25 кг. Это заметно меньше не только по сравнению с современным человеком, но и по сравнению с человеком прямоходящим, которого некоторые ученые считают его непосредственным предком. Более того, H. floresiensis даже легче австралопитеков, живших за несколько миллионов лет до него. Т. о. это самый мелкий и легкий вид гоминид, открытый к настоящему времени.

Объем головного мозга был также невелик - у LB1 около 426 см3, что близко к объему мозга шимпанзе и австралопитеков. Отношение массы мозга к массе тела лежит в диапазоне между H. erectus и большими обезьянами. Однако, несмотря на общий объем мозга, практически вчетверо уступающий современному человеку, отдельные области префронтальной коры отвечающие за высшие функции имеют размер, сопоставимый с таковым у современного человека.

Скелет H. floresiensis имел особенности, которые подтверждают его самостоятельный видовой статус. Исследование костей запястья показало, что их строение сходно со строением костей шимпанзе или австралопитеков, но отличается от строения костей современного человека. Аналогичные результаты показали исследования костей и суставов рук и ног. В частности, у современного человека верхняя головка плечевой кости повернута относительно плоскости локтевого сустава на угол 145-165 градусов. У человека флоресского этот угол составлял примерно 120 градусов. В сочетании с относительно более короткой ключицей и формой лопатки это приводило к тому, что его плечи были слегка подвинуты вперед, как если бы он «пожимал плечами». Ступни его были необычайно плоскими и длинными по сравнению с размерами тела. Подобное строение заставляло их при ходьбе гораздо сильнее сгибать ногу в коленном суставе и делало H. floresiensis весьма неважным ходоком. Пальцы ног имели необычную форму, причем большие пальцы были очень короткими.

Вскоре после объявления об открытии H. floresiensis индонезийский антрополог Теуку Джейкоб выразил сомнение в том, что останки принадлежат новому виду. Он предположил, что это современный человек с микроцефалией. Однако исследования, проведенные палеонейрологом Дин Фальк, отвергли такую возможность. Компьютерная томография черепа, результаты которого были опубликованы в 2005 г., не обнаружила каких-либо свидетельств дефектов формирования черепа и мозга. Выводы исследования 2007 г. дают дополнительные доказательства отсутствия микроцефалии. Было проведено сравнительное исследование виртуального эндокаста черепа LB1, мозга девяти микроцефалов и десяти нормальных людей. В результате было установлено, что по своей форме череп LB1 схож с черепом здорового человека, однако имеет дополнительные уникальные особенности, которые можно ожидать от нового вида. В отличие от микроцефалов хорошо развиты лобная и височная доли, однако их строение отличается от строения соответствующих долей у современного человека.

Результаты сравнительных исследований других авторов, опубликованные в 2008-2009 гг., также доказывают несостоятельность гипотезы микроцефалии.

В июне 2006 г. анатом Гэри Ричардс представил новую гипотезу, суть которой заключается в том, что карликовый рост человека флоресского объясняется синдромом Ларона - наследственным заболеванием, при котором ткани становятся нечувствительны к гормону роста. На следующий год группа ученых, в которую входил и Г. Ричардс, опубликовала документ, в котором утверждается, что морфологические особенности H. floresiensis существенно не отличаются от людей с синдромом Ларона.

Однако в документе отмечается, что достоверно установить наличие или отсутствие синдрома Ларона можно только путем исследования ДНК, если оно вообще будет возможно. Критики гипотезы указывают на то, что за исключением малого роста люди с синдромом Ларона выглядят иначе, чем человек флоресский.
Эндемический кретинизм

В 2008 г. австралийские исследователи Питер Обендорф, Чарльз Окснард и Бен Кеффорд предположили, что LB1 и LB6 страдали от микседемного эндемического кретинизма, вызванного врожденным гипотиреозом, и являлись частью пораженного этим заболеванием населения острова. Это заболевание вызывается различными факторами, в т.ч. дефицитом йода, и до сих пор встречается среди местного индонезийского населения.

Пораженные данной болезнью люди рождаются с нефункционирующей щитовидной железой, следствием чего является малый рост и объем мозга. Однако их умственная отсталость и двигательные нарушения менее выражены, чем у кретинов неврологического происхождения. Согласно авторам исследования критические условия окружающей среды сложились на острове Флорес около 18 тыс. лет назад – в период времени, которым датированы останки. По мнению авторов, многочисленные особенности останков (такие как увеличенное «турецкое седло», необычно прямые и слабо скрученные плечевые кости, относительно толстые конечности, нижние премоляры с двумя корнями и примитивная морфология запястья) могут быть объяснены с помощью их гипотезы.

Однако Д. Фальк возразила, что по результатам компьютерной томографии размеры «турецкого седла» не больше обычных. Питер Браун заметил на это, что «турецкое седло» сохранилось очень плохо и каких-либо значимых выводов из его измерений сделать нельзя.

В 2009 г. Колин Гроувс и Катарин Фитцджеральд направили в Австралийское общество биологии человека документ, в котором содержались результаты сравнения флоресских костей и костей десяти больных эндемическим кретинизмом. Исследование было сконцентрировано на анатомических особенностях, характерных для данного заболевания. Сходства в результате изучения обнаружено не было.
В 2012 г. Браун сравнил морфологию скелета и зубов человека флоресского и больных кретинизмом. Он заключил что H. floresiensis не является современным человеком, страдающим от указанного заболевания.

Существующие свидетельства подтверждают гипотезу о том, что человек флоресский – последний потомок ранних африканских видов человека, с которыми его объединяют многие черты морфологии. Эта гипотеза дает более приемлемое объяснение особенностей H. floresiensis по сравнению с ранее выдвинутыми гипотезами генетических мутаций и заболеваний.

Тем не менее, ни одна из существующих гипотез не может объяснить ни весь диапазон особенностей, присущих данному виду, ни того, почему эти особенности столь похожи на признаки заболеваний.

В 2006 г. одновременно 2 группы ученых пытались извлечь ДНК из зуба, найденного в 2003 г., но обе потерпели неудачу. Среди возможных причин неудачи – извлечение ДНК из дентина (в то время как в зубном цементе содержание ДНК выше) и слишком высокая скорость сверления, которая могла привести к разрушению ДНК вследствие нагрева.

В начале декабря 2004 г. Т. Джейкоб извлек большинство останков из хранилища в национальном исследовательском центре археологии в Джакарте с разрешения только одного из руководителей проекта, и скрывал их в течение 3 месяцев. Некоторые ученые выражали обеспокоенность по поводу того, что важные научные свидетельства будут присвоены небольшой группой исследователей, которые не будут ни допускать к ним других ученых, ни публиковать результаты собственных исследований. Джейкоб возвратил останки 23 февраля 2005 г., однако к ужасу своих коллег, часть из них была серьезно повреждена, а 2 кости ног вообще отсутствовали.

Джейкоб отрицал свою вину, утверждая, что повреждения были причинены во время транспортировки из Джокьякарты в Джакарту. Однако по отчетам других ученых характер повреждений совершенно иной - физические свидетельства говорят о разрушении образцов во время изготовления отливок. Например, одна из челюстей была сломана, а затем склеена, причем части были собраны под неправильным углом.

В 2005 г. индонезийские власти закрыли доступ в пещеру. Некоторые СМИ (например, BBC) распространили мнение, что причиной этого запрета стала попытка защитить Джейкоба, который был провозглашен «индонезийским королем палеоантропологии», от доказательств его неправоты. Доступ в пещеру вновь был разрешен в 2007 г., вскоре после смерти Джейкоба.

Уже в 2013 году американские ученые, создавшие модель тела Homo floresiensis, опровергли гипотезу о том, что останки человека флоресского соответствуют останкам современного человека, страдавшего микроцефалией.

«Мне сложно поверить в то, что результатом эволюционных изменений мог стать менее экономичный способ передвижения, - отвечает оппонентам участник исследования Уильям Джангерс (William Jungers).

Как известно, животному, которое перемещается на двух конечностях, выгодно иметь длинные ноги. Мы считаем, что короткие кости человека флоресского - это примитивные черты, сохранившиеся с давних времен». Полная версия отчета ученых опубликована в журнале Significance.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Рассказ о хоббите Д.Р.Р. Толкин, как видно из биографии, написал для своих детей. Он не просто сочинил историю как «вечернюю сказку», а использовал все свои способности великолепного литератора, учёного, профессораоксфордского университета. Повесть, в которой главным героем выступает хоббит Бильбо Бэггинс, содержит в себе, как мы видели ранее, часть англо-скандинавской мифологии и щепотку фантазии автора. Так на свет появился Хоббит, маленький человечек с густым волосяным покровом на ступнях, заострёнными ушами и, Толкин отдаёт персонажу частичку себя, с трубкой во рту.

Что же означает «хоббит»? Откуда появилось само слово? Кто является прототипом хоббита Бильбо Бэггинса? Как формируется характер этого персонажа? Какую функцию выполняет в повести образ Бильбо? На эти вопросы мы постараемся ответить в следующей части нашей работы.

Слово «Хоббит», по версии самого Толкина, есть сокращенная форма слова «Holbytlan», то есть «Hole-dwellers» - жители нор; по другим версиям, в нем соединяются слово «rabbit» («кролик») со среднеанглийским словом «hob», которым именовали маленьких волшебных существ, добрых проказников и безобидных воришек, позаимствованных английским фольклором из кельтской традиции. Хоббиты - народ, населяющий север Средиземья (континент, являющийся в мифологическом мире Толкина чем-то вроде прообраза Европы).

Изначальные свойства и привычки хоббитов напоминают о фольклорных маленьких человечках (мохнатые ножки, обостренные зрение и слух, умение бесшумно передвигаться и быстро исчезать), или о комических образах (приземленность, узкий кругозор, консерватизм, здравый смысл). Хоббиты являются как бы «меньшими братьями» человека.

Вот, что пишет автор о хоббитах в начале повести: «Кто такой хоббит? Пожалуй, стоит рассказать о хоббитах подробнее, так как в наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа, как они называют нас, людей» . В этом отрывке мы видим, что мир хоббитов противопоставлен миру людей: «В наше время они стали редкостью и сторонятся Высокого Народа…» Таким образом, мы наблюдаем разделение на 2 мира: мир реальный, наш, мир Высокого Народа, и мир Средиземья, мир фантастических существ, где благополучно обитает хоббит Бэггинс.

Мир хоббитов наследует многие черты мира людей, как внешние (описание норы, еда…), так и внутренние (взаимоотношения между хоббитами). Отличие хоббита от человека состоит, прежде всего, в его внешности: «Сами они низкорослый народец, примерно в половину нашего роста и пониже бородатых гномов. Бороды у хоббитов нет. Волшебного в них тоже, в общем-то, ничего нет, если не считать волшебным умение быстро и бесшумно исчезать в тех случаях, когда всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, шумом и треском ломятся, как слоны. У хоббитов толстенькое брюшко; одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое; башмаков не носят, потому что на ногах у них от природы жесткие кожаные подошвы и густой теплый бурый мех, как и на голове. Только на голове он курчавится. У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица; смеются они густым утробным смехом (особенно после обеда, а обедают они, как правило, дважды в день, если получится)» .

Первое, на что стоит обратить внимание: хоббит - это существо, которое «состоит» из человека и кролика. Толкин использовал прием, хорошо известный в мифологии, где часто встречаются существа, соединяющие в себе человека и животное, например, кентавр.

Как видим, и в описании внешности героя также представлено авторское двоемирие. Хоббит сравнивается с «бородатыми гномами» - представителями ирреального мира - и с «неуклюжими верзилами» - людьми. Чувствуется, что автор более благоволит миру хоббитов и гномов, чем миру, в котором живет сам. Сравним: «всякие бестолковые, неуклюжие верзилы, вроде нас с вами, с шумом и треском ломятся, как слоны» и «У хоббитов длинные ловкие темные пальцы на руках, добродушные лица»; «У хоббитов толстенькое брюшко» - использование уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит о добром авторском отношении к персонажу.

По ходу действия эпопеи раскрывается аллегорический смысл «невеликости» хоббитов: в обыкновенном и дюжинном содержатся начатки великих дел; почва большой истории - повседневность и быт. «Почвенность» хоббитов - ключ к их характеру, будничные качества которого способны к удивительным превращениям: скромность - в самопожертвование, здравый смысл - в героическую находчивость, оптимизм и жизнелюбие - в стойкость и мужество.

В слабости хоббитов (приземленности и бытовой ограниченности) - их сила («Хоббиты цепко держатся за этот мир»; «обеими ногами стоят на земле»; «То они мягче масла, то вдруг жестче старых древесных корней»; «Доля отваги, доля мудрости, сочетающиеся в меру» - так о них говорят маг Гэндальф, хозяин леса Том Бомбадил и гном Торин) .

Толкин, умышленно, создал хоббитов маленькими, чтобы «выявить в существах физически более чем слабых поразительный и неожиданный героизм обыкновенного человека в крайних обстоятельствах» .

ВНИМАНИЕ! ИНФОРМАЦИЯ ЧАСТИЧНО УСТАРЕЛА. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!

Хоббиты относятся к Маленьким народцам. Их рост примерно такой же как у гномов - от 90 до 120 сантиметров. Настоящие хоббиты являют собой пример спокойной и размеренной жизни. Они в меру упитаны, розовощеки, и всегда опрятно одеты. Волосы у них обычно курчавые и чаще всего каштановых оттенков, а вот бород у хоббитов не бывает практически никогда. Примечательной особенностью являются ноги. От колена и ниже ноги хоббитов обрастают густым покровом волос, за которыми хоббиты тщательно ухаживают. Хоббиты предпочитают ходить босиком, и шерсть защищает их ноги от холода надежней любых штанов.

Характер

Хоббиты, или как их иногда называют, полурослики самый, казалось бы, незначительный народец, однако без них мир был бы не таким как сейчас. Они спокойны, добродушны, и любят комфорт. Они редко проявляют интерес к великим делам, зато свои маленькие дела делают очень аккуратно. Трудно найти более миролюбивый народ, чем хоббиты, однако, они все же способны постоять за себя. Самой характерной чертой хоббитов многие считают любознательность. Настоящий хоббит категорически опровергнет это утверждение, мол, хоббиты в чужие дела носа не суют и всякими тайнами не интересуются, от них хлопот полон рот. Легенды о хоббитской любознательности, вероятно, пошли от тех хоббитов, которые вдруг почувствовали зов приключений и покинули свой уютный семейный домик. Именно таких хоббитов чаще всего встречают другие народы, а потому мнение о них сложилось порой весьма обманчивое. Тут нужно заметить, что уже с давних пор народ хоббитов разделился на две ветви. Основная из них, так и называющая себя хоббитами, предпочитает спокойную жизнь вдали от других народов и суеты большого мира. Они избегают приключений любого рода и редко становятся героями сказаний или реальной истории. Совсем другими кажутся скиминки (ед. ч. Скиминок, уд. на посл. слог), или хоббиты-непоседы, как зовут их "настоящие" хоббиты. Они явно хоббиты, в этом ни у кого не возникает сомнений, но их культура очень сильно отличается от традиционной хоббитской культуры. Скиминки любят странствовать, веселиться и даже колдовать -- неслыханное дело для других хоббитов. Именно благодаря скиминкам о хоббитах еще не все позабыли, и как раз скиминки обычно становятся героями.

Описание внешности

Хоббиты относятся к Маленьким народцам. Их рост примерно такой же как у гномов - от 0.9 до 1.2 метра. Настоящие хоббиты являют собой пример спокойной и размеренной жизни. Они в меру упитаны, розовощеки, и всегда опрятно одеты. Волосы у них обычно курчавые и чаще всего каштановых оттенков, а вот бород у хоббитов не бывает практически никогда. Примечательной особенностью являются ноги. От колена и ниже ноги хоббитов обрастают густым покровом волос, за которыми хоббиты тщательно ухаживают. Хоббиты предпочитают ходить босиком, и шерсть защищает их ноги от холода надежней любых штанов. Вопреки распространенному мнению, их ступни вовсе не больше, чем пропорционально полагается по их росту, но из-за постоянной ходьбы босиком они обладают жесткой подошвой. Хоббиты много улыбаются, и у них рано появляются на лиц морщинки от улыбок. Живут хоббиты в среднем около ста лет, но согласно традициям их размеренной жизни, зрелость хоббитская молодежь достигает лишь к годам тридцати. Хоббита-непоседу легко можно определить по внешнему виду. Типичный скиминок совсем не похож на своих оседлых собратьев. Он более худощав и, если можно так выразится, мускулист. Как раз скиминки в полной мере обладают легендарной хоббитской ловкостью. Кожа этих хоббитов более смуглая, чем у их собратьев. Одежда скиминка обычно сшита так, чтобы в ней было легко и удобно передвигаться (желательно незаметно) и танцевать. В ней множество карманов в которых напихан целый арсенал всякой всячины на все случаи жизни. Скиминки часто любят носить яркие, даже броские цвета. У потомственных скиминков более прямые и темные волосы, чем у обычных хоббитов, и у некоторых даже бывает борода (ходит молва, будто это от гномов, чья кровь по слухам течет в жилах скиминков в немалых количествах), которую они обычно сбривают оставляя лишь густые бакенбарды и иногда усы. Нужно отметить, что иногда скиминки бреют ноги, что нормальному хоббиту кажется почти кощунством, но для скиминка иногда удобство оказывается важнее национальной гордости - бывают случаи, когда без сапог не обойтись.

Отношения с другими расами

Хоббиты на редкость добродушны. Если придти к ним с миром, они встретят даже чужака, как лучшего друга. Однако к "большим" народам, особенно к людям, ассазам и оркам, они относятся с некоторым подозрением и неодобрением (это, впрочем, не относится к скиминкам - им все равно с кем иметь дело). Ближе всего хоббиты дружат с другим Маленьким народцем - гномами, с которыми у них много общего. Хоббиты совершенно лишены воинственности, по этому у них нет исторических счетов ни с кем, и они заинтересованы, чтобы так оно было и впредь. Хоббиты не лезут в чужие дела, и предпочитают, чтобы их оставили в покое. Скиминки более открыты. Они с удовольствием общаются со всеми, даже более того, они порой настолько общительны, что многим кажутся назойливыми. Эти хоббиты редко остаются на одном месте надолго и вовсе не сторонятся чужих дел, в этом отношении они являются полной противоположностью своих сородичей.

Мировоззрение

В хоббитах нет зла. Совсем. Может какой-нибудь скиминок и является исключением, но тогда он считается изгоем даже среди других скиминков. Оседлые хоббиты склонны к порядку и закону, им нравится когда все идет по плану, все можно предусмотреть и в жизни нет никаких неожиданностей. Скиминки наоборот любят перемены и часто полагаются на волю случая, так что их мировоззрение чаще всего хаотичное.

Места обитания

Простые хоббиты любят умеренный климат и холмистую местность, с плодородной почвой и небольшими лесами. Селятся они предпочтительно в аккуратно вырытых и хорошо обставленных норах, иногда в приземистых деревянных домишках с дерновой крышей. Городов они не любят, и живущих в городах хоббитов можно пересчитать по пальцам. Хоббиты обычно стараются придерживаться друг друга и для заселения выбирают местность, в которой как можно меньше живут другие народы, поэтому часто оказывается, что довольно обширный район земли заселен практически только хоббитами, живущими небольшими поселениями и отдельными фермами, а в других областях они практически отсутствуют. Местность. Обживамая хоббитами, отличается ухоженностью и спокойствием. Что касается скиминков, то говорить о каких-либо определенных местах обитания не приходится. Большая часть скиминков объединяются в сареты, которые всегда в пути, лишь не надолго, максимум на пару месяцев, останавливающихся то тут, то там. Скиминки, отделившиеся от своих саретов часто находят свое место среди других народов. Они любят города и густо населенные местности. Возможно скиминок по прошествии бурной молодости решит осесть на одном месте, но таким местом может оказаться весьма необычная для хоббита местность, например, большой город, горы или даже пустыня.

Религия

Хоббиты традиционно к религии проявляют довольно малый интерес. Большинство главных и младших богов они просто игнорируют, и не ощущают от этого каких-либо неудобств (может прост потому, что боги тоже не обращают на них внимания). В хоббитском пантеоне царит полный матриархат. Самой сильной богиней считается Эллана, или, попросту говоря, Мать природа. В ее честь проводятся многие праздники, в основном связанные с сельским хозяйством и плодородием. Любимой богиней и своей покровительницей хоббиты считают Лотэмелию. Для них она богиня счастья, радости и любви к ближнему. Об Лотэмелии не забывают ни на одном празднике, будь то праздник урожая, свадьба, день рождения, или просто дружное застолье. Место «плохой тети» в мифологии хоббитов занимает Арельна, скверная и завистливая сестра Лотэмелии. Хоббиты не столько боятся ее, сколько просто недолюбливают (это самое сильное негативное чувство, на которое способны добродушные хоббиты). Арельна обычно является в образе королевы-мачехи или вредной сестры в хоббичьих сказках. Они никогда не забывают о ней, отдавая и ей должное во время своих праздников. Обычно это небольшие подношения, призванные уговорить Арельну не насылать на них болезни или неурожай. Тут нужно отметить, что хоббиты почти не строят храмов, и среди них очень мало жрецов. Всяческие обряды они тоже не признают. Обычно они устраивают где-нибудь священное место, вроде уставленной валунами полянки в роще, где они собираются по праздникам, поют песни, танцуют и пируют, чествуя богинь, а после оставляют им дары в виде разной еды на больших подносах. Среди скиминков наблюдается большее разнообразие религиозных предпочтений. Хоббиты-непоседы обожают мифы и сказания, в большинстве которых боги играют далеко не последнюю роль. Скиминки признают всех главных и велико множество младших богов, причем относятся к ним весьма демократично, хотя и со свойственной им легкостью. Религиозной жизнью саретов заправляют шаманы (обычно старые женщины), которые в равной степени стараются угодить всем богам, в зависимости от нужд сарета. Обычные скиминки не утруждают себя особым служением богам, в случае нужды обращаясь к своему шаману. Для них главное интересные сказания и веселые праздники, в чью бы честь они не устраивались.

Язык

Давным-давно, в эпоху Арканидов хоббиты усвоили Всеобщий язык и с тех пор свой собственный почти позабыли, хотя некоторые слова и многие имена и названия все еще напоминают о нем. Скиминки добавили к этому кое-что от себя, с течением времени образовав свой особый диалект. Диалект этот впрочем проявляется лишь в определенных случаях, связанных в основном с внутренней культурой саретов и известен лишь самим скиминкам, что позволяет им в случае необходимости общаться так, чтобы посторонний не смог их понять. Словарный запас этого диалекта весьма ограничен.

Приключенцы

Если вы встретите хоббита приключенца, почти наверняка это скиминок. "Нормальные" хоббиты приключений не любят и считают их совершенно недостойным делом для приличного человека (не обязательно хоббита). В тех редких случаях. Когда хоббит таки встает на приключенческую стезю, он обрекает себя на репутацию чудака среди своих мирных сородичей, а это уже пол дорожки до звания скиминка, что среди оседлых хоббитов считается совсем не престижным, а вовсе даже наоборот. Скиминки же так не считают. Они считают, что они смогли преодолеть врожденную ограниченность своих сородичей и живут настоящей жизнью. А настоящая жизнь для них это сплошные приключения. Можно сказать, что скиминок - приключенец просто по определению. Не зря их называют непоседами. Скиминки жутко любопытны, обожают совать свой нос в самые неподходящие места, искать интересные штуковины, знакомиться с новыми людьми, и потом сочинять об этом немыслимые истории.

Краткая история хоббитов на Мин Акроне

В большой истории Мин Акрона хоббиты почти не оставили следов (хотя на страницах книг временами появляются хоббитские имена, скиминки разумеется), а их собственная история большинству других народов показалась бы слишком скучной. Впрочем, хоббиты и не утруждают себя отслеживанием истории, так что они даже точно не знают даты великих событий, если они произошли более, чем 100 лет назад. Скиминки в этом отношении ни в чем не уступают своим родичам. К истории они относятся с явным пренебрежением и к всемирной славе не стремятся. Для скиминка гораздо интереснее слушать рассказы, из которых по меньшей мере половина - полная выдумка. Таким рассказам скиминок верит безоговорочно, для него это все - чистая правда, а заветной мечтой является самому стать героем такого рассказа (для чего вовсе необязательно делать что-то выдающееся, проще это придумать, главное потом рассказать правдоподобно).

Хоббиты в разных странах

Хоббитов в Лаоме довольно много и заселяют они в основном юго-западные районы с менее суровым климатом. Обширная область между озерами Сладким и Соленым, а также к югу от них, почти можно назвать страной в стране. Там живут почти только хоббиты, которые отлично самоуправляются, в королевской власти не нуждаясь, но исправно платят налоги и поставляют Лаому весомую долю всей сельскохозяйственной продукции. Много хоббитов расселились по баронству Балтазара, подальше от больших дорог и городов. От политических интриг барона они стараются держаться подальше, и общаются в основном только в своей среде. Немало в Лаоме и скиминков. Множество больших и малых саретов кочуют по стране, предпочитая в основном более цивилизованные и обжитые западные земли. В Лаоме любят селится скиминки из других земель, решившие наконец оставить странствия. Они обычно выбирают местность в округе Ардоны, Сора или где-то в баронстве Джуса.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса