Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что смотреть на Уральской биеннале: Самый полный гид. Выставка «Территория авангарда: Большой Урал». Keynote-лекция Льва Мановича «Искусственный интеллект и визуальная культура»

В старый приборостроительный завод, расположенный по адресу Горького, 17 вдохнули новую жизнь. Вместо рабочих станков, налаженного производства и трудящихся там теперь огромное арт-пространство. На территории завода сейчас развернулась 4-я Уральская индустриальная биеннале (выставка современного искусства).

Четвертая биеннале носит название «Новая грамотность». Прошлые её версии были посвящены переходу от индустриального общества к информационному. «Новая грамотность» же затрагивает тему недалекого будущего и изменения всех сфер жизни общества.

Сама биеннале состоит из нескольких частей - это основной проект, куратором которого является португалец Жоан Риббос, итоговая выставка программы «Арт-резиденция» под покровительством Жени Чайки. Также существует программа специальных проектов, связанных с индустриальной тематикой. Одним из этих проектов является работа Тимофия Ради «Кто мы, откуда, куда мы идем». Кроме того, структура биеннале включает в себя перфоманс-проекты, параллельную программу, университет биеннале, интеллектуальную платформу и образовательную программу.

Четвертую индустриальную биеннале открывает работа братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики». Этот исторически первый фильм встречает гостей не случайно: биеннале располагается на бывшем заводе, гости выставки в него заходят, а рабочие из немого кинофильма его покидают. Таким образом, рождается некий символизм действий. Что-то наподобие «вечного двигателя».

Прямо напротив люмьеровского фильма расположена работа Алексея Каллима «Спартаковская площадь». Здесь автор фантазирует на тему возможного будущего реально существующей московской площади, добавляя ей красок и яркости.

Проект арт-группы ЖКП необычен тем, что художники воссоздали здесь копию своего гаража, который находится в Нижнем Тагиле. Именно в этом небольшом, но творческом пространстве и рождались их художественные идеи. Интересно, что аббревиатура ЖКП не имеет точной расшифровки, она каждый раз находит новое значение. Из последней версии, ЖКП означает «Жизнь Как Перфоманс».

«Доска почета» - работа художника Павла Отдельнова. На стене представлены фотографии, сделанные в 30-х годах прошлого века рабочими производственных газет. Художник с точностью отразил на доске фотокарточки из газет того времени. Можно заметить, что есть фотографии и без лиц. Выглядят жутковато, но именно так фотографии этих люди были напечатаны в газете.

С «Доски почета» на нас смотрят рабочие завода Дзержинска, который позднее был закрыт, а всех рабочих с него распустили. К слову, среди этих изображений присутствует и фотография бабушки художника.

Также Павел Отдельнов выставил на биеннале свои картины, выполненные красками. «Слава труду и науке» изображает тот же Дзержинский завод, работников которого мы увидели на «Доске почета». Здесь важно то, как художник демонстрирует процесс захватывания природой оставленного людьми пространства. Мы видим, как на крыше уже не действующего завода проросли березы, ржавчина прокрыла железные трубы, а площадка у завода заросла так, что подобраться к нему теперь не так-то просто.

Художница Александра Паперно родилась в Москве, но в 13 лет вместе с родителями переехала в США, где получила образование в Академии современного искусства. На четвертой Уральской биеннале Александра представляет интереснейшую работу под названием «Об устройстве сна шестой пятилетки».

Проект Паперно имеет прямую историческую отсылку: в 1955 году была принята шестая пятилетка, в рамках которой разрабатывались проекты, позволяющие удешевить жилье. Рациональный план регулировал площади квартир с точностью до сантиметра. Высчитывалось, сколько свободного пространства понадобится человеку, чтобы он мог развязать шнурки, раздеться или умыться.

Сейчас современным людям такой подход к проектированию жилья может показаться странным и немного диковатым. Поэтому Александра создает проект хрущевской квартиры, изображая на стенах расчеты архитекторов того времени и показывая, что жить «по сантиметрам» вполне реально.

Арт-проект «Испарение конституции Российской Федерации» от творческого объединения «Куда бегут собаки» располагается в части с отметкой «18+".

Здесь посетитель наблюдает за тем, как на большом экране стирается текст российской Конституции. Через сложную инженерную конструкцию исчезнувшие буквы преобразуются в воду, а затем капли падают на утюги, отстукивая на азбуке Морзе текст Конституции.

Цель данного процесса - передать информацию через пар. А вот какова основная идея - каждый должен понять для себя сам. Это может быть расценено как буквальное испарение, обесценивание текста Конституции. А может быть понято иначе: вместе с паром, исходящем от утюга, мы буквально вдыхаем и впитываем в себя слова главного документа Российской Федерации.

Крайне интересная и занимательная работа Четвертой уральской биеннале - «Универсальные желания» Людмилы Калиниченко. Художница собрала «карты желаний», которые люди выкладывают в интернет в качестве визуализации и создала комнату с универсальными желаниями. По всему периметру маленькой комнаты отражены самые «популярные» мечты людей: здесь и богатство, и красота, и сексуальные желания, и желание самореализации.

Посреди комнаты художница установила пирамиду (отсылка к пирамиде потребностей Маслоу). Таким образом, базовые потребности и желания человека расположены внизу, чем выше становится пирамида, тем возвышеннее становятся человеческие желания, отраженные на стенах комнаты.

Федор Телков, представивший свой проект «Простые признания», является не только художником, но и преподавателем в ВУЗе. Собственно, его работа как раз связана с университетом. Федор в одной из комнат бывшего завода воссоздал обычную университетскую аудиторию. Но главный смысл его идеи кроется не в обстановке, в которой оказываются посетители выставки, а в реальных рисунках студентов, оставленных на партах.

Как рассказывал сам художник, на этих партах отражено «бессознательное» молодых людей. То, с чем они сталкиваются, обдумывают, переживают, перерабатывают в своей голове и после передают это через рисунки.

Арт-резиденция, куратором которой является Женя Чайка - результат проекта, который она разбила на полгода. Вообще, арт-резиденция - это место, куда привозят художника из другой страны, он в ней начинает жить и воспроизводить ту реальность, в которую попал через свои работы. В данном проекте художников привозили на завод, где они общались с рабочими, наблюдали за производственными процессами и позже отражали увиденное в своих работах.

В итоговой арт-резиденции представлена работа швейцарского художника Руди Десельера. Особенность его художественных проектов заключается в том, что он исследует звуки через инсталяции. На биеннале он представляет необычную работу, позволяющую «услышать голос меди».

Ханналеена Хейска - художница из Финляндии. Её работа, выставленная в арт-резиденции, была придумана и сделана под влиянием сказок уральского писателя П. Бажова. Материалы, с которыми Ханналеена работала - уголь и фарфор.

Нина Бисярина сотворила настоящее болото с плавучим островом в пространстве арт-резиденции. На дальней стене проецируется мультфильм, который погружает нас в то место, которое воссоздает Нина. Арт-объект сопровождается звуками и запахами, что создает у посетителей чувство, будто они действительно находятся в настоящем болоте.

Это лишь малая часть того, что можно увидеть на бывшем приборостроительном заводе. Биеннале «захватит» вас на несколько часов. Но это время, несомненно, будет крайне интересным и познавательным!

Стоимость полного билета на единоразовое посещение в течение 1 дня - 400 рублей. Стоимость льготного билета на посещение в течение 1 дня (студенты, пенсионеры) - 200 рублей. Стоимость абонемента на безлимитное посещение Площадки Приборостроительного завода - 2 000 рублей.

За предоставленную информацию благодарим экскурсовода Четвертой уральской индустриальной биеннале Асю Максимеченко.

Фото: Елена Елисеева, Алена Скользина.

— один из крупнейших в России международных проектов в области современного искусства, который организует и проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе "РОСИЗО" в Екатеринбурге и Уральском регионе с 2010 года. Биеннале предлагает новый вектор развития территории, использует искусство как актуальный ресурс и делает индустриальную специфику Урала постоянной темой этого культурного проекта, что позволило ему занять уникальное место в международном биеннальном движении.

Учредитель: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе Государственного музейно-выставочный центра "РОСИЗО"
Соучредители: Правительство Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга
Организатор: Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе "РОСИЗО"
Соорганизатор: Центр поддержки и развития современного искусства "ЗА АРТ"
Генеральный партнер: компания PRINZIP
Стратегический партнер: Государственная корпорация Ростех

Комиссар биеннале: Алиса Прудникова
Куратор основного проекта 4-й Уральской индустриальной биеннале: Жоан Рибас (Португалия)
Место проведения: Екатеринбург и города Уральского региона

Экспозиция основного проекта 4-й Уральской индустриальной биеннале будет представлена на площади более 6 500 квадратных метров в бывшем здании Уральского приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга. География масштабного проекта включает в себя 27 городов, привлекает свыше 70 художников из 23 стран, задействует 20 площадок по всему Уралу в параллельной программе. Протяженность маршрутов программы арт-резиденций составит 19 000 километров. Запланировано более 100 часов образовательной и интеллектуальной программы.

Тема этого года — "Новая грамотность" — посвящена труду и досугу недалекого будущего и предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической и культурной сферах.

В основном проекте представлены работы авторов разных поколений и направлений, от ранних киноэкспериментаторов до актуальных медиа-арт художников. Так, Баби Бадалов представит свою работу RainCarNation. Уго Канойлас в своей монументальной росписи "Кошка играет с серпом" предложит считать время идущим от будущего к прошлому. Саша Паперно выступит в необычной для себя роли автора большого site-specific проекта. Инсталляция Паперно представит пространства и образы, связанные с телесной, идеологической, эстетической и архитектурной историей — она построит лирическую инсталляцию трехкомнатной хрущевской квартиры. Среди художников основного проекта: арт-группа ЖКП (Россия), Кристина Кубиш (Германия), Роберт Моррис (США), Мелвин Моти (Нидерланды), Петра Кортрайт (США), Кирилл Преображенский (Россия), и другие художники из России, Португалии, Анголы, Кипра, Германии, Франции, Великобритании и Аргентины.

Впервые Алисой Прудниковой, комиссаром биеннале и по совместительству одним из идеологов проекта, была представлена концепция творческого индустриального кластера "Октава" и Музея Станкостроения, которые будут открыты в этом году в Туле. Кластер "Октава" включает в себя не только музей, но и Высшую техническую школу, комфортное городское пространство для досуга и отдыха, арт и образовательное направления. Проект реализуется при поддержке Госкорпорации Ростех — стратегического партнера биеннале, а также частного инвестора Михаила Шелкова и губернатора Тульской области Алексея Дюмина и правительства региона.

В программе арт-резиденций примут участие художники из Финляндии, Мексики, Швейцарии и России. Их работы можно будет увидеть на Сысертском фарфоровом заводе, Белоярской атомной станции и других индустриальных центрах, многие из которых впервые открывают двери для посетителей. Швейцарский художник Руди Дессельер уже 15 лет исследует металл как источник звука. Специально для биеннале он создаст пространственную инсталляцию совместно с Кыштымским медеэлектролитным заводом в усадьбе Демидовых. Знаменитый мексиканец Гектор Самора совместно со Свердловской железной дорогой и заводом "Уральские локомотивы" представит саунд-перформанс с участием работников РЖД. Ханналеена Хейска из Финляндии покажет объектно-графическую инсталляцию с использованием древесного угля и предметов, найденных в помещениях Приборостроительного и Сысертского заводов. Нина Бисярина построит тотальную инсталляцию с плавающими островами, основанную на её детских воспоминаниях, дополненную анимационным фильмом. Художница Женя Мачнева с помощью техники шпалерного ткачества, создаст текстильную копию Каслинского павильона — единственного в мире архитектурного сооружения из чугуна.

На сцене Центра культуры и искусства "Верх-Исетский" состоится один самых ярких проектов перформанс-платформы биеннале — оратория "Огни Урала". В основе произведения лежит либретто писателя Николая Харитонова, созданное в 1932 году к годовщине Октябрьской революции. Либретто рассказывает историю становления заводов уральского региона. Оригинальный текст был переработан драматургом Ириной Васьковской, музыка написана композиторами Карло Чичери (Швейцария) и Дмитрием Ремезовым (Россия). В site-specific проекте участвуют танцовщики театра "Провинциальные танцы" под руководством Татьяны Багановой, режиссер Андрей Смирнов (Москва, Liquid Theatre), художница Елизавета Дзуцева (Москва, Liquid Theatre, мастерская Дмитрия Крымова), хор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, ансамбль современной академической музыки InterText.

Программа специальных проектов , связанная с индустриальной тематикой, позволит раскрыть смысловые доминанты биеннале. Так, например, проект Кати Сиверс и арт-центра GRAD — ShadowMemory app — представляет собой мультидисциплинарную платформу для художественных высказываний в контексте городской среды. Авторизовавшись через это приложение, выбрав город и сценарий, пользователь узнает начальную и конечную локации, длительность и общие границы маршрута. Следующие точки открываются по ходу движения, отслеживаемого через геолокацию.

12 сентября состоится презентация новой масштабной работы Тимофея Ради на крыше Приборостроительного завода.

Параллельная программа объединяет культурные институции Екатеринбурга и Уральского региона. 23 независимых проекта развивают тему "Новая Грамотность" и разрабатывают проблематику развития городской среды в индустриальный и постиндустриальный периоды, ее преломления в художественных практиках и судьбах как местных, так и зарубежных авторов. Одна из самых заметных экспозиций "Приручая пустоту. Современное искусство Урала" после Индустриальной биеннале будет представлена в ГЦСИ в Москве.

В этом году важной частью проекта станет Университет Биеннале . Университет начинает работу с Симпозиума, проходящего в лекционном зале Приборостроительного завода в дни открытия, 13−16 сентября. Цель — познакомить аудиторию с новинками технологического мира и тем, как они трансформируют повседневность; в фокусе будут новые технологии, промышленный дизайн, цифровое гуманитарное знание, спекулятивная архитектура и философия техники. Среди спикеров: Герт Ловинк (Амстердам) — профессор медиа-теории Европейской высшей школы, создатель концепции "тактических медиа", Ирина Аристархова (Мичиган) — старший преподаватель школы Искусства и Дизайна STAMPS, специалист по гендерным исследованиям, Лев Манович (Нью-Йорк) — профессор Городского университета Нью-Йорка, директор Cultural Analytics Lab, один из ведущих мировых теоретиков цифровой культуры, включенный в список "50 людей, создающих будущее" по версии журнала The Verge. Записи лекций и архивы с презентациями участников будут доступны для широкой публики — на сайте Симпозиума .

Акцент мероприятий образовательной программы принципиально сделан на практике со-участия — зритель из пассивно воспринимающего информацию слушателя превращается в создателя новых смыслов и интерпретаций.

23−24 октября состоится международный форум "Культура как предприятие" при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. Форум соберет вместе кураторов, создателей культурных центров, топ-менеджеров сферы культуры и учёных, занимающихся полевыми исследованиями в области культурной экономики. Зарубежные и российские спикеры, от архитекторов до экономистов, поделятся полезными кейсами и методами, удобными для использования в региональном культурном управлении. Выступит Николя Буррио, легендарный французский куратор, создатель "эстетики взаимодействия" и со-основатель Palais de Tokyo, сейчас занимающийся созданием Центра современного искусства в городе Монпелье. С Keynote-докладом выступит Энди Прэтт, со-автор первого аудита культурных инициатив Лондона, создавший методологию оценки "культурной экономики", которой пользуется Комиссия ООН по торговле и развитию. Опытом создания музея поделится Ксавье Декто, хранитель Искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии, запускавший филиал Лувра в городе Ланс и руководивший им в течение 5 лет. О неформальных культурных экономиках российских регионов расскажет Виталий Куренной, основатель и руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ, Москва. Цель каждого доклада — представить методы и кейсы, применимые в локальном контексте; цель форума — обсудить режимы взаимодействия бизнесов с формальными и неформальными культурными агентами.

За семь лет работы Индустриальной биеннале выросла сильная творческая команда молодых профессионалов — сотрудников Уральского филиала Государственного центра современного искусства в составе "РОСИЗО". В 2017-м году они создали масштабные проекты, которые стали важными составляющими программы биеннале, помогающими наиболее полно и разнообразно раскрыть тему "Новая грамотность".
Владимир Селезнёв. Специальный проект биеннале в Нижнем Тагиле — "МИРОСТРОЕНИЕ".
Светлана Усольцева . Специальный проект в Тюмени — "Работа никогда не завершается".
Дмитрий Москвин. Специальный исследовательский проект — "ТАБУ. Территория авангарда Большого Урала".
Анна Литовских. Художественное исследование Приборостроительного завода.
Женя Чайка. Программа Арт-резиденций.
Ольга Комлева. Оратория "Огни Урала".

В Екатеринбурге стартовала Уральская индустриальная биеннале современного искусства

В Екатеринбурге сегодня начала работу Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Почти два месяца – с 14 сентября по 12 ноября – заброшенное здание Уральского приборостроительного завода превратится в огромный арт-объект.

Основная тема выставки в этом году – "Новая грамотность", она посвящена труду и досугу недалёкого будущего. Художники в своих работах постарались изобразить изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической, культурной сферах.

Как выглядел завод до того, как его отдали на растерзание художникам, можно посмотреть . Планировалось, что инсталляции и перформансы будут организованы на нескольких этажах, причём на каждом будет придумана своя драматургия. Часть стен в здании хотели снести, а часть объектов (например, буфет в советском стиле) оставить. Во дворе завода , где всё лето проводили мастер-классы, лекции и концерты для молодёжи.

Сегодня кураторы проекта проводят первую экскурсию по выставке. Мы записали её на видео.

Напомним, сегодня на перформанс-платформе Уральской индустриальной биеннале начнутся показы необычного перформанса-спектакля "Огни Урала". Это история про тоталитаризм, рассказанная в танце. Танцорам аккомпанирует оркестр, свои партии исполняют вокалисты, а зрители могут спокойно перемещаться по периметру зала, из которого вынесли все кресла. Фоторепортаж с генеральной репетиции .

14 сентября открылась 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В этот раз проект был осуществлен с особым размахом: помимо основной выставки, исследовательского и специальных проектов, были также подготовлены маршруты арт-резиденций, знакомившие гостей биеннале с уральским индустриальным наследием, был запущен Университет биеннале, включавший в себя обширную программу лекций, ридинг-групп и дискуссий с участием известных российских и западных теоретиков. Не говоря уже о внушительной параллельной программе. Куратором основного проекта стал Жоан Рибас, а тема выставки была обозначена как «Новая грамотность» и посвящена визуальному и дискурсивному исследованию четвертой индустриальной революции в сфере информации и коммуникационных технологий.

Лейли Асланова : Прежде всего меня, влюбленную в Урал, индустриальная биеннале современного искусства привлекала своей географией. С особым удовольствием я мониторю художественную сцену Екатеринбурга: меня впечатляет профессионализм и кругозор местных акторов, в том числе и художников. Хотя последние, возможно, в силу своей осведомленности нередко грешат использованием общих мест и демонстрацией прописных истин, но чаще всего они героические, этичные, заразительные в своем чувстве свободы.

В отличие от большинства жителей регионов, екатеринбуржцы, кажется, лишены комплекса провинциальности. Локальное арт-сообщество не воспринимает город как транзитную зону, стараясь мыслить стратегически, чтобы качественно трансформировать среду. Вспомним инициативы кураторов Наили Аллахвердиевой и , которые ещё в начале нулевых годов первыми стали выводить современных художников из «гетто мастерских и галерей» на улицу в рамках паблик-арт фестивалей «Длинные истории Екатеринбурга», между делом воспитав целое поколение молодых художников, например, таких как .

Уральская индустриальная биеннале Алисы Прудниковой также находится в логике изменения и развития города, региона.

Состряпанной основную экспозицию 4й уральской индустриальной биеннале не назовешь. Собрана «Новая грамотность» убедительно и смысловые параллели куратора Рибаса найдены. Начиная с классического фильма Братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики «Люмьер» (1895) и текстовой инсталляции «Работа» группы « » из Нижнего Тагила, в которой манифестируется новая судьба бывших производственных территорий, таких как приборостроительный завод, ставший местом проведения выставки. Продолжая линиями интуиции и адаптации телесного поведения в условиях современности, а также визуальной поэзией. Только внутренний двор с работами уличных художников и этаж с итоговой выставкой программы арт-резиденций вносят сумбур, так как «влипают» в основной проект и делают необъятной экспозицию на заводе для однократного посещения. Но разве это претензия, когда с самого начала речь идёт о выставке на 6 тыс. кв метров?! И я закрываю на это глаза из-за нежнейшей звуковой инсталляцией, которая представлена среди проектов резидентов. Ее название About The Heaviest Wave (2017), а автор - Руди Десельер из Швейцарии.

Ярый отклик в экспозиции основной площадки у меня вызвали проекты «Испарение Конституции Российской Федерации» (2017) творческого объединения « », который работает на фатальном и медитативном эффекте, какой бывает разве что у неисправного сантехнического смесителя, и экстремальная иммерсивная практика для объемных легких под названием «Аэробика протеста» от краснодарской группировки « ». Отмечу, что питательной почвой для постижения этих двух высказываний случилось либеральное перевозбуждение от посещения Музея Бориса Ельцина. Сценография музея и представленная хроника событий, происходивших на пути к утверждению демократических основ, вызвали во мне смешанные чувства - чувства бессилия и необходимости мобилизоваться для сопротивления посягательству на свободу в обстановке, когда у правящей верхушки своя «новая грамотность», которая позволяет пренебречь основными законами государства.

И, черт возьми, на контрасте с лощеным Ельцин Центром бывшее здание приборостроительного завода сразу вызвало у меня депрессивный приступ. Кинематографичная обшарпанность лофта в 2017 году кажется уже аллергеном. Целесообразность и экологичность ревитализации подобных территорий мне известны. Но не в этом случае: для бывшего Приборостроительного завода биеннале - это последний хайп приговоренного к сносу. В этой связи приобретает глубину работа Тимофея Ради на крыше здания, которая представляет собой конструкцию из неоновых букв, складывающихся в вопрос: «Кто мы, откуда, куда мы идём?». Текст, сначала прочитанный мной как ловкая кураторская рифма к постерам «Трюизмы» (1978-87) Дженни Хольцер, вдруг стал созвучен ощущению дезориентации в сумраке наших дней, когда согласно недавнему завету ещё одного отечественного гения, режиссёра Бориса Юхананова, необходимо совершать действия «по выработке автономного света».

4-я Уральская индустриальная биеннале. Работа Евгении Мачневой в программе арт-резиденций. // Анна Марченкова

Сергей Гуськов: Мне всегда казалось, что Уральская индустриальная биеннале - это случайность. Ну не может что-то масштабное и при этом не стыдное так долго существовать и не испортиться в тех условиях, в которых мы живем уже лет 15, а то и больше. Но несмотря на все трудности, обусловленные экономическими реалиями и решениями больших начальников, биеннале выстояла. И что самое важное, была признана как важное событие теми самыми большими начальниками. Закрывать они ее явно не собираются, хотя еще в 2012 году, когда проходило второе издание выставки, не сомневались в необходимости проведения биеннале разве что сами сотрудники Уральского филиала ГЦСИ, то есть, те, кто непосредственно занимался ее организацией. И, может быть, пара сотен фанатов этой инициативы из художественной тусовки. Тогда же следующая биеннале была отодвинута еще на один лишний год, поскольку внимание и бюджеты были сосредоточены на Московской международной биеннале молодого искусства, которая на тот момент совпадала по годам с Уральской. С тех пор много воды утекло, ГЦСИ стало частью РОСИЗО, начальники поменялись, жители Екатеринбурга, а также руководство города и региона обратили внимание на событие, проходящее раз в два года в центре России.

29.09.12

И наконец, фокус на «индустриальность» стал медленно, но верно трансформироваться во что-то другое. Все-таки невозможно все время говорить именно о прошлом, наследии и о том, как с ним работать. По большому счету, тема была закрыта во время первого издания, которое делали , и Давид Рифф. Но она все еще нависала заметной тенью над второй и третьей Уральской биеннале. Однако тогда кураторы - и Яра Бубнова, и Ли Чжэньхуа, и Бильяна Чирич - старательно уводили весь этот городской и исторический фон в какие-то иные истории - как мне кажется, к неудовольствию организаторов. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Нынешняя, четвертая биеннале, конечно имела некоторые отсылки к слову «индустриальный». Например, куратор основного проекта Жуан Рибас, отвечая на вопрос, что означает тема «Новая грамотность», сообщал, что это «язык четвертой индустриальной революции». Но на мой взгляд, это была всего лишь дань вежливости по отношению к биеннале и дипломатичный жест, рассчитанный на руководителей ГЦСИ-РОСИЗО и Свердловской области. Уход в другие темы - это хорошо. Вот у кураторов должна быть своя линия, которую они гнут из проекта в проект, а у биеннале должна быть стройная организация и гибкость по отношению к тем, кто приходит делать основную программу.

Подбор художников у Рибаса был довольно смелый. В списке участников были совсем разнородные персонажи, многие не то что друг с другом за один стол не сядут, но просто даже друг на друга не посмотрят. Тем не менее этот рискованный союз заработал, так как куратор, как мне показалось, предложил несколько экспозиционно-тематических лейтмотивов. Причем он не стал делать как кураторы «Гаража» на триеннале - каждой теме по закутку. Нет, история про сегодняшние языки, сюжет о побочных эффектах и свойствах сегодняшней коммуникации, меланхоличные рассказы о прошлом, застрявшем в настоящем, и глава о предыстории «новой грамотности» - все это проходило через выставку, переплетаясь и пересекаясь, сталкиваясь и даже враждуя, но не отделяясь друг от друга в раздельных залах. Что особенно ценно в стране, где экспозицию мыслят больше дискурсивно, то есть как рассказ, как литературу, а не как пространственное выстраивание связей. Надеюсь, посетившим нынешнюю Уральскую биеннале деятелям, ответственным за выставки, что-нибудь да запишется на подкорку.

19.09.12

Конечно, на 4-й Уральской биеннале имеется несколько работ, которые не то чтобы главные, но в некотором роде ключевые для понимания, о чем вообще эта выставка. Это крайне минималистичное, уже классическое видео американской художницы Ивонн Райнер «Ручное кино » (1966) - по-настоящему визионерское произведение, которое сегодня видится совсем в ином свете, нежели 50 лет назад, когда оно было создано. Танец руки, который предвосхищает наше гаджетное настоящее. Кроме того, это группировка « » с проектом 2015 года, который за прошедшее с тех пор время назывался и «Протестной аэробикой», и «Аэробикой протеста», а теперь просто «Аэробикой». Неважно. Главное, как они разыграли этот перформанс с виртуальным подниманием транспарантов и заламыванием рук на открытии биеннале вместе с тренером Светой Исаевой, без которой такого драйва они бы не достигли (видео этого действа обещали повесить в углу, записанном за «ЗИПами»). Ну и последняя работа из ключевых - сногсшибательный фильм «Музей закрыт» (2004, по-английски даже круче название - «No Show ») голландца Мелвина Моти про Эрмитаж, откуда во время блокады эвакуировали произведения искусства. Но вообще там много чего хорошего можно увидеть, огромное число качественных работ. Кураторских непопаданий всего пара штук, типа газеты Aperto , которая при всем уважении к ее создателям смотрелась там как-то чужеродно. В остальном - успех!

Ирина Кудрявцева: Уральская индустриальная биеннале силами ее создателей стала крупнейшим международным проектом в области современного искусства в уральском регионе. Эта выставка нужна всем: ее ждут зрители, к ней готовятся художники и кураторы, на нее делают ставку местные чиновники. Пристальное внимание к Уральской биеннале проявляют и скептики, которых, по моему ощущению, с каждым годом становится меньше. Главным очевидным завоеванием проекта на протяжении семи лет его существования оставались способность и готовность представлять местный специфический контекст в рамках многосоставной международной выставки. Для первой биеннале (2010) этим козырным акцентом стали специальные проекты, реализованные на действующих предприятиях Екатеринбурга, зрителей зачастую привлекала сама уникальная возможность посетить реальные заводы и, в качестве приятного бонуса, увидеть искусство более или менее удачно взаимодействующее с производственной средой. Из этого опыта в 2012 году в структуре биеннале появилась целая программа арт-резиденций, последовательно развивающая коммуникацию художника-завода-зрителя. В рамках третьей биеннале (2015) наиболее удачными и успешными оказались исследовательский проект, посвященный месту проведения выставки - гостинице «Исеть» (часть конструктивистского комплекса «Городок чекистов»), а также спектакль-променад «Пролом», рассказывающий историю скитаний чекиста в загробном мире. Таким образом, основные проекты первых трех биеннале, собранные приглашенными кураторами, часто оставались лишь в поле внимания и оценки профессионального зрителя. Что в случае «Ударников мобильных образов » (кураторы Екатерина Деготь, Давид Рифф, Космин Костинас) и «Самое себя глаз никогда не видит » (куратор Яра Бубнова) было досадно. Четвертое издание уральской индустриальной биеннале во многом изменило эту логику. Выставка Жоана Рибаса «Новая грамотность » максимально обращена к зрителю, прислушивается к его потребностям и оберегает внимание. Этот обволакивающий каждого посетителя эффект создается строгой логикой экспозиции, заявленной уже во вступительном стейтменте куратора, удачной компоновкой произведений, вызывающей естественную последовательность общего рассказа о революции информации, вещей и, в конечном итоге, людей.

Несмотря на заявленный в этом году небывалый масштаб проекта (к биеннале подключились не только города Свердловской области, но и соседние регионы - Челябинская, Тюменская области и Пермский край), а также уникальную практику 59 экскурсионных маршрутов , биеннале, набрав значимый вес и статус, начинает проявлять тенденцию к централизации. Площадка Уральского Приборостроительного завода, вместившая в себя Основной проект, итоговую выставку программы Арт-резиденций, исследовательские проекты, Симпозиум и Образовательную программу приобрела негласный статус «уральского ВДНХ», где все достижения современного искусства собраны под крылом биеннале.

Как успешный и амбициозный проект индустриальная биеннале инструментализируется политикой и бизнесом. В чем заинтересованы и сами организаторы международного проекта, инициировавшие в этом году в партнерстве с Благотворительным фондом В. Потанина форум «Культура как предприятие ». Вдобавок к этому официальные и неформальные визиты губернатора на площадку выставки, ставшие доброй традицией и совпавшие с предвыборной кампанией.

Уральская индустриальная биеннале год от года удивляет и поражает тем, насколько проект каждый раз становится более зрелым, мощным и пугающе всеобъемлющим. В этой красоте и масштабе обязательно предательски наступает ностальгия по андеграунду первых фестивалей Арт-завод (2008-2009), из опыта которых «выросла» в свое время биеннале. Но обратного пути нет.







4-я Уральская индустриальная биеннале. Основная экспозиция и проект арт-резиденций. // Анна Марченкова

Мария Сарычева: Во время первой уральской индустриальной биеннале я жила в Уфе. И мне, и моим друзьям всегда казалось, что в Екатеринбурге происходит что-то потрясающее: мы ездили туда на вечеринки и концерты, мы ездили туда за событиями. Когда мы узнали о том, что в Екатеринбурге проходит «биеннале», мы поняли, что культурный разрыв между нами и Екатеринбургом никогда не будет преодолен. Появление этого слова в лексиконе локальной художественной сцены казалось абсолютно недостижимым. Зависть к развитой художественной инфраструктуре Урала по сравнению с Башкирией так меня никогда и не оставила.

Четвертая биеннале стала для меня первой биеннале из всех индустриальных, и сразу же - постиндустриальной. Я пропустила все размышления по поводу заводского наследия Урала и оказалась в контексте уже сформировавшейся биеннале. Поэтому выход за пределы Екатеринбурга и экспансивная модель развития кажутся мне совершенно логичными. Биеннальный комплекс - точно такой же индустриальный комплекс, который со временем расширяется: филиалы создают филиалы. Учитывая потенциал тиражирования практик уральской биеннале, работникам выставочной индустрии есть смысл сконцентрировать свое внимание на новых моделях коммуникации со зрителем, продемонстрированных в этом издании выставки: будь то возможность зрителя позвонить на мобильный телефон уральским художникам и услышать описание работы, проговоренное самим художником, или же программа медиации, успешно осуществляемая вот уже в четвертый раз. Помимо этого, биеннале становится катализатором большого количества новых для уральского контекста опытов: будь то масштабная программа резиденций под кураторством Жени Чайки или же создание архива зинов, собиравшихся на основе опен колла по всей России.

Да, выбор художников был безупречен. Да, Жоан Рибас проделал «грамотную» кураторскую работу. Да, все то, что нужно проговорить, было проговорено. Я рискую превратиться в персонажа, который всегда и везде говорит «это недоступно», но для меня «новая грамотность» уральской биеннале, к сожалению, не состоялась: посещение выставки вместе с глухим другом было осложнено отсутствием субтитров. Нет, это случается не только на индустриальной биеннале - это случается практически на всех выставках современного искусства, но почему-то в связи с этой выставкой было особенно обидно, наверное, потому что речь шла о «ликвидации безграмотности», а пора бы уже говорить о «ликвидации механизмов, создающих безграмотность».

4-я Уральская индустриальная биеннале. Проект арт-резиденций // Анна Марченкова

Александр Буренков: Размышляя о кураторском подходе, общем художественном решении биеннале как главного культурного события не только Екатеринбурга, но всего Уральского региона, а также послевкусия, которое от нее остается, на язык приходит слово «глыба» – невозможно не впечатлиться ее амбициозностью и масштабами (спецпроекты в городах Свердловской, Челябинской и Тюменской области, а также Пермского края, 19 000 километров общей длины всех 59 маршрутов программы «арт-резиденции»), грубостью и прямолинейностью поставленных вопросов, а также методов их решения – чего стоит одна лишь работа Тимофея Ради «Кто мы, откуда, куда мы идем?», написанная неоновыми трубками фраза, установленная на крыше Приборостроительного завода прямо над основным проектом биеннале. Кажется, как можно в центре довольно отсталой в технологическом плане страны с ресурсной экономикой на голубом глазу говорить о пост-индустриальном обществе и осмыслять проблемы предстоящей 4-ой индустриальной революции? В другой ситуации это могло бы выглядеть пошло или наивно, но в случае с Уральской биеннале это звучит по-уральски «четко», с умением смотреть в суть вещей и артикулированно делать убедительные высказывания, не теряясь в провинциализме и звуча по-настоящему глокально, в унисон с мировым художественным и биеннальным дискусром. Кажется, никто больше в российском современном искусстве не способен так грамотно и по делу рубить с плеча, что не может не вызывать уважения.


Текст:

ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 сен — РИА Новости. Четвертая Уральская индустриальная биеннале, развернувшись в старом здании бывшего секретного Приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга, исследует "новую грамотность" и смешение индустриальных революций. Посетителям предстоит узнать, можно ли обогреть теплицу с помощью биткоинов, рассказать о сталинской пятилетке с помощью знаков и как создать звуковую карту Урала.

Уральская индустриальная биеннале — это один из крупнейших региональных международных художественных проектов в России. Раз в два года она разворачивается в крупных невыставочных пространствах Екатеринбурга и городах Свердловской области. Так, первая и вторая биеннале проходили на территории типографии "Уральский рабочий", а третья впервые рассказала о гостинице "Исеть" — уникальном памятнике конструктивизма. Биеннале исследует промышленную историю региона не только как наследие, но и как актуальную практику Урала, интегрируя ее при помощи современного искусства в мировой художественный контекст.

Экспозиция основного проекта четвёртой Уральской индустриальной биеннале представлена на площади более 6,5 тысячи квадратных метров в бывшем здании Уральского приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга. География масштабного проекта включает в себя 27 городов, привлекает свыше 70 художников из 23 стран, задействует 20 площадок по всему Уралу в параллельной программе. Протяженность маршрутов программы арт-резиденций составляет 19 тысяч километров.

Секретный завод

Как рассказала куратор Анна Литовских, здание Приборостроительного завода, где разместился основной проект биеннале, несмотря на то, что находится в самом центре города, никогда не привлекало местных жителей. Изначально старое здание завода строили под библиотеку, однако в начале 1940-х сюда перевезли приборостроительный завод, и уже к началу 60-х завод построил еще одно здание, где и расположилась выставка.

"Здесь было засекреченное производство, и никто из работников до конца не знал, что здесь происходит. Допустим, токари выпиливали одну деталь, и не понимали, частью какой большой машины она является. Здесь производилось военное оборудование, детали для ракет и все измерительные приборы для советских и российских самолетов", — уточнила она.

По словам куратора, позже в 90-е годы на заводе стали производить аппараты для искусственной вентиляции легких, но в двухтысячные все производство было перевезено в другой город.

Четыре революции

Куратор биеннале Жуан Рибас отметил, что в пространстве Приборостроительного завода, который был построен во время второй индустриальной революции, встречаются люди, которые пережили третью революцию и переходят в четвертую. "Именно поэтому выставка начинается фильмом Братьев Люмьер — это самый первый фильм, начало движущегося кино, в котором изображен завод, из которого выходят женщины. Идея того, что мы заходим на этот завод, делая что-то другое, свидетельствует, что способы работы изменились", — пояснил он.

Темой биеннале этого года стала "Новая грамотность". Она раскрывается в трёх ключевых метафорах, на которые опирались художники при создании экспозиции: "Изображение как свидетель/Капиталистическая хореография/Сопротивляющееся слово".

Так, следуя метафоре "Капиталистическая хореография", основной проект смешивает эти революции, демонстрируя разные виды физического и интеллектуального труда через работы художников. Например, фильмы про уральских рабочих или горняков золотоносной шахты на самой высокой точке в Перу соседствуют с инсталляцией художницы Пилвы Такала, которая один месяц работала в большой консалтинговой фирме, ничего не делая, без компьютера, телефона и ручки, и засняла это на видео.

Также прямо в здании завода построили теплицу, в которой растут растения, однако тепло в ней производится за счет транзакций по биткоинам. "То есть этот виртуальный процесс делается видимым, его можно ощущать, он помогает природе расти. Это очень важно, потому что информация важна для нашей жизни, но ты не можешь ее понюхать, потрогать, только приблизиться. Например, мы называем ее облаком", — подчеркнул Рибас.

Цифра против реальности

Материальное и виртуальное постоянно конфликтуют друг с другом, что отражается в метафоре "Изображение как свидетель". В пространстве завода транслируются видео с танцем рук и людей, которые воспроизводят движения обитателей нового цифрового века — стук пальцев по клавиатуре, их движение по тачскрину. Но одновременно инсталляция Федора Телкова воспроизводит хорошо знакомую всем классную комнату с партами, на которых ученики намертво вырезали похабные слова, картинки и нелицеприятные комментарии в сторону учителя.

Как пояснил Рибас, этот проект отражает мысль, что, несмотря на цифровую революцию, слово и изображение все еще существуют рядом с нами и стереть их не так просто, как фотографию с телефона. Также несколько проектов биеннале посвящены тому, как изображения могут стать свидетелями того или иного события и стать легальным доказательством того или иного факта.

В то же время, раскрывая метафору "Сопротивляющееся слово", биеннале демонстрирует, как наш язык постепенно адаптировался под новые требования времени. Причем это началось гораздо раньше цифровой революции. Это ярко демонстрирует проект Отто Нейрата, который еще в первой половине 20-го века озадачился проблемой того, как донести какую-то важную информацию для тех, кто не умеет читать, с помощью знаков. Его работы можно назвать предтечей эмодзи. "Очень интересно, что его приглашали приехать в Советский Союз в 30-е годы, чтобы объяснить пятилетку в картинке для безграмотных людей. Именно это мы здесь и демонстрируем", — отметил куратор.

Соль, графит и уголь

Одновременно в проекте "Арт-резиденции", который открывает художникам и посетителям двери в закрытые производства и заводы региона, можно в полной мере ощутить всю суть Урала. Так, в одной из комнат можно собрать свой звуковой ландшафт региона, включая те или иные звуки — от щебета птиц до работы заводских машин — на специальном приборе. Другое помещение наподобие песочницы засыпано розовой солью.

"С соли начинался Урал, и она стоит у наших истоков. Эта калийная соль сейчас достается из шахты, которая раньше была Пермским морем, так что там до сих пор можно увидеть ископаемые и ракушки. Я это видела своими глазами", — рассказала куратор Евгения Чайка.

Другим источником вдохновения для художников стала медь и детали, похожие на волны, которые производились на одном из уральских заводов. Как рассказал создатель инсталляции "About the heaviest wave" Руди Десельер, когда он увидел эти детали, ему пришла в голову идея повесить их на длинные медные проволоки, которые бы резонировали и создавали бы необычную мелодию.

Еще одно наследие Урала — древесный уголь, которым топили заводы и на производство которого ушли уральские леса. С помощью него созданы граффити в одном из помещений, а художница Татьяна Ахметгалиева для своих рисунков использовала другой важный для региона материал — графит.

"На Урале находится крупнейшее в России месторождение графита. И в этой инсталляции сюжеты взяты из посещения художницей предприятия по переработке графита, а рисунки выполнены карандашом, сделанного уральского графита", — пояснила куратор.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса