Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что оскорбительного в фильме матильда. Как поссорились депутат поклонская и режиссер учитель. Без оскорбления чувств

Фильма нет, а чувства уже оскорблены

Наталья Поклонская просит прокуратуру проверить фильм Алексея Учителя «Матильда», посвященный отношениям балерины Кшесинской и Николая II. Дьякон Андрей Кураев и Минкультуры призывают подождать до выхода картины, прокат которой начнется только в марте 2017-го.

Прокуратура России проверит фильм Алексея Учителя «Матильда» по запросу Натальи Поклонской, сообщал . Запрос направлен на имя генпрокурора Юрия Чайки после обращения к депутату Госдумы общественных движений «Царский крест» и «Родительский отпор РФ», которые заявили, что картина оскорбляет религиозные чувства. Поклонская подтвердила факт отправки документа и сказала, что надеется, что режиссер прислушается к мнению граждан.

Проверку, по словам Поклонской, прокуратура обязана провести в соответствии со статьями 144 («Порядок рассмотрения сообщения о преступлении») и 146 («Возбуждение уголовного дела публичного обвинения») Уголовно-процессуального кодекса.

Это не первое обращение граждан по поводу фильма «Матильда».

В июле 2016 года была создана петиция на сайте Change.org, авторы которой призвали отменить картину, поскольку, по их мнению, «содержание фильма является сознательной ложью».

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. - Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

Две недели назад петиция собрала 10 тыс. подписей (сейчас целью является 15 тыс.), а в конце октября активисты-общественники из «Царского креста» собирались провести пикет, рассчитанный на 130 человек, но префектура ЦАО города Москвы отказала им в этом.

Исторический фильм «Матильда» - это своеобразный байопик знаменитой балерины российских Императорских театров Матильды Кшесинской. В 18 лет, в 1890 году, она была принята в труппу Мариинского театра, танцевала многие значимые роли, у нее были ученики, но в истории она осталась не только достижениями на сцене, но и сложными взаимоотношениями с членами семьи Романовых. Кшесинская прожила почти сто лет (с 1919 года она находилась в эмиграции и скончалась в 1971-м), оставила воспоминания о своей жизни. В ее мемуарах указано, например, что в начале 1890-х она была близко знакома с цесаревичем Николаем Александровичем (позже он стал императором Николаем II);

их отношения завершились после помолвки Николая в 1894 году.

Позже она была любовницей двух великих князей - Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, в 1901 году родила сына Владимира, которому через 10 лет личным указом царя были пожалованы потомственное дворянство и фамилия Красинский.

Уже после революции сына Кшесинской усыновил князь Андрей Владимирович, который дал ему свое отчество, а в 1940-х Владимир получил и фамилию Романов.

Кроме того, именно в особняке Кшесинской в Петербурге после Февральской революции расположились ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», а приехавший из эмиграции Ленин часто бывал здесь и выступал с балкона здания. Балерина пыталась вернуть свой особняк через суд, но в послереволюционной неразберихе сделать этого не удалось. Сейчас здесь располагается Музей политической истории России.

Съемки «Матильды» начались еще в 2014 году, проходили с большим размахом - например, для сцены коронации последнего русского императора в Петербурге были выстроены декорации Успенского собора Кремля, в фильме должны быть показаны Московский Кремль, Ходынское поле, сцены Мариинского и Большого театров и царские дворцы. В 2015 году Фонд кино выделил ТПО «Рок» Алексея Учителя государственную поддержку для «Матильды»; во время защиты было заявлено, что бюджет картины составит около 700 млн рублей. В фильме заняты Данила Козловский (он играет графа Воронцова), Ингеборга Дапкунайте (императрица Мария Федоровна), Сергей Гармаш (император Александр III).

Главные роли достались 24-летней польской актрисе Михалине Ольшанской (Кшесинская) и немецкому актеру Ларсу Айдингеру (Николай II) из берлинского театра «Шаубюне».

Руководитель этого театра знаменитый режиссер Томас Остермайер исполняет в фильме роль врача семьи Романовых.

Выход картины несколько раз откладывался; сейчас ее премьера намечена на 30 марта 2017 года. В апреле этого года был выпущен первый и пока единственный трейлер, по которому, судя по всему, и составляют мнение о фильме все, кто протестует против «Матильды».

Алексей Учитель рассказал, что это уже не первый запрос в прокуратуру в отношении фильма, и первая проверка показала, что в «Матильде» все находится в рамках закона. Режиссер добавил, что о результатах той проверки, видимо, никто не знает.

Дурацкой идеей, которая не имеет к искусству никакого отношения, назвал проверку киноленты первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре режиссер Владимир Бортко. Он добавил, что подобные инициативы в комитете по культуре не пройдут.

За «Матильду» вступился и дьякон Андрей Кураев. В комментарии он напомнил про поговорку «дуракам наполовину сделанную работу не показывают».

«Фильма еще нет, премьера только в марте, а нежные чувства уже оскорблены», - сказал Кураев. Он добавил, что установка на постоянный поиск того, на что обидеться, является разрушительной и что несложно представить себе ситуацию, которая может действительно оскорбить чувства верующего человека, однако важна именно реакция на подобные ситуации.

«Вопрос в реакции на ощущение моей оскорбленности, - пояснил дьякон. - Должен ли я бежать сразу в суд или, может быть, в молитвенную комнату и помолиться? При более высоком уровне духовной жизни можно помолиться еще и за тех, кто оскорбил эти самые чувства. Наконец, при наличии христиански-апостольского интереса можно подумать, как использовать эту ситуацию для разговора о моей вере».

В Министерстве культуры также не считают возможным комментировать фильм, пока он не закончен.

В ответ на запрос «Газеты.Ru» в ведомстве отметили, что Минкультуры не оказывало финансовой поддержки картине Учителя, а вопрос выдачи прокатного удостоверения (или отказа в нем) рассматривается только после завершения производства картины.

«Киностудия «Рок» не обращалась в Минкультуры России по вопросу о выдаче на фильм прокатного удостоверения», - сказали в Минкульте, уточнив, что трейлер не является основанием для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче прокатного удостоверения.

Мнения представителей дома Романовых, в который входит большинство персонажей «Матильды», разделились.

Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио Балтика» назвал «Матильду» «низкопробной подделкой», которая не имеет ничего общего с реальными событиями. «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо», - сказал Закатов.

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного.

«Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально», - рассказал Арцишевский ТАСС. Он добавил, что это его личная позиция. «Позиции Романовых нет и не будет, они не будут вмешиваться. Я им даже не смогу объяснить суть этой проблемы», - заявил Арцишевский.

Глава комитета Госдумы по культуре, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), режиссер Станислав Говорухин раскритиковал факт обращение в Генпрокуратуру депутата нижней палаты, экс-прокурора Крыма Натальи Поклонской с просьбой проверить фильм «Матильда» Алексея Учителя.

«Сейчас в стенах Госдумы возникла идея проверить фильм «Матильда» Алексея Учителя, который, к слову, еще только снимается. Возникает вопрос: как проверить то, чего еще нет», — сказал Говорухин.

«Сюжет фильма построен на истории взаимоотношений балерины Кшесинской и последнего из русских царей Николая Романова. Непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки. Такие инициативы необходимо прерывать на корню», — добавил он.

Ранее Наталья Поклонская подтвердила ТАСС, что направила запрос генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить фильм «Матильда» Алексея Учителя, и выразила надежду, что режиссер услышит мнение обратившихся к ней по этому поводу людей. Она пояснила, что к ней как к депутату обратились десятки граждан («свыше сотни подписей собрали»). Речь идет как о коллективном обращении от общественного объединения «Царский крест», так и об индивидуальных письмах, сказала политик. В них граждане, в частности, жалуются, что данный фильм оскорбляет их религиозные чувства, уточнила она.
Кремль не комментирует сообщения о фильме Алексея Учителя «Матильда», заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков .

«Мы не в состоянии озвучить позицию Кремля, потому что фильма нет. Он не готов. Поэтому мы, к сожалению, не располагаем такой возможностью — сформировать позицию», — сказал Песков, отвечая на вопрос журналистов.

Видео youtube.com

Наталья Поклонская: Публичный ответ заявителям на обращения по фильму «Матильда»

Уважаемые заявители!

В связи с большим количеством поступивших ко мне обращений граждан (всего около 30 тысяч, список адресатов можно посмотреть по ссылке по вопросу сознательного оскорбления религиозных чувств верующих, а также разжигания вражды и унижения достоинства по отношению к религии, предположительно, допущенных должностными лицами министерства культуры РФ и создателями художественного фильма «Матильда», и учитывая пожелание заявителей (и иных заинтересованных лиц) получить публичный ответ, сообщаю.

С учетом общественного резонанса, а также уже наступивших негативных последствий, спровоцированных фильмом (исторической драмой) «Матильда», в виде экстремистских проявлений (по данному факту в настоящее время проводится доследственная проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ), мной было получено комплексное психолого-культуролого-юридико-лингвисти ческое, а также историческое исследование материалов фильма.

Экспертизу провели доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет. Среди них научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», ФГБУ ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, профессор ФГБОУ «Московский государственный лингвистический университет», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве.

В частности, экспертами указано, что для восприятия и оценки фильма главное значение имеет общеизвестный факт, что Николай II и его супруга Александра Фёдоровна (злодейски убитые со всей семьей большевиками в июле 1918 года) причислены Русской Православной Церковью к лику святых мучеников как святые Царственные страстотерпцы. Данный факт не мог быть неизвестен создателям фильма, от которых «требовалась не только доскональная историческая достоверность, но и особая деликатность». В соответствии с российским законодательством этот факт уважается светским государством:

<…> Общественные отношения в части публичного выражения мнений и распространения информации о лицах, которые особо религиозно почитаемы верующими Русской Православной Церкви, характеризуются наличием правового регулирования, включающего требование правовой защиты религиозных чувств верующих от оскорбления <…> предусмотренная статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации гарантия защиты государством религиозных чувств верующих от оскорблений в форме публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу, является обеспечивающим механизмом реализации вышеуказанного уважения государством <…>

Исследователи подчеркивают, что религиозное почитание верующими особо ценных для них объектов является формой реализации свободы вероисповедания и попадает под правовую охрану, гарантированную статьями 148 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации:

<…> объектами противоправных посягательств, могут признаваться не только материальные объекты религиозного назначения, но также и лица, в отношении которых верующие выражают религиозное почитание <…>

<…> комиссия заключает, что созданный в фильме «Матильда» образ канонизированного Русской Православной Церковью Российского Императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан - верующих Русской Православной Церкви, поскольку названный фильм направлен на формирование вполне определенного - ложного образа Российского Императора Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека <…>

В своем заключении эксперты отмечают, что авторы фильма неоднократно используют манипулятивные приемы «подмены факта мнением, являющимся «художественным» вымыслом, ложного атрибутирования (наклеивания ярлыков), совмещения религиозного высокоценного с вульгарно-сексуальным». Тем самым создавая у зрителя ложное впечатление реальности образа, на самом деле не соответствующего исторической действительности.

<…> Конкретное выражение применения указанного приема заключается в задействовании в роли святого и религиозно почитаемого верующими Николая II - актера с порно-амплуа, а именно - германского актера Ларса Айдингера, исполнившего ранее вульгарную порнографическую роль печатника Амоса Кводфри (Amos Quadfrey) в порнографическом фильме П. Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Этим приемом создатели фильма «Матильда» избавляют себя от необходимости включать полностью порнографические сцены непосредственно в фильм «Матильда», фактически используя в этом фильме метонимическую отсылку к образам, содержащимся в вышеназванном порнографическом фильме с участием актера Ларса Айдингера <…>

<…> Указанное выше негативное воздействие сцен и образов фильма «Матильда» и использованных в этом фильме приемов (описанных выше) направлено не только на дискредитацию одного указанного лица (Николая II), но распространяется и на находящуюся с указанным лицом в неразрывной связи (через религиозное почитание) социальную группу православных христиан - верующих Русской Православной Церкви <…>

Порочащий прием, по мнению экспертов, авторы фильма использовали и в отношении Императрицы Александры Фёдоровны. К ней был применен «ярлык приверженца оккультно-религиозных вероучений и практик, сопряженных с религиозным сатанизмом, которые крайне негативно воспринимаются в православном христианстве, православными верующими».

<…> Поскольку такой образ Александры Фёдоровны, формируемый и транслируемый фильмом «Матильда», не соответствует исторической действительности, о чем не могли не знать создатели фильма, то есть все основания утверждать, что указанные выше приемы были применены намеренно <…>

В заключение эксперты указывают на недопустимость публичной демонстрации фильма «Матильда» в связи с высокой степенью провокативности и уничижения:

<…> Эти приемы выходят за моральные пределы публично демонстрируемого художественного творчества. Художественное творчество <…> не существует в отрыве от общества <…> и не может быть абсолютно свободным <…>

Создатели фильма «Матильда» перешли далеко за черту, отделяющую собственно сатиру от изощренных, циничных и жестоких издевательств, крайне болезненных оскорблений, грубого унижения человеческого достоинства <…>

Таким образом, выводы экспертов в комплексном психолого-культуролого-юридико-лингвисти ческом и историческом заключениях являются достаточными и необходимыми для объявления компетентными органами предостережения о недопустимости выдачи прокатного удостоверения фильму «Матильда», созданному по сценарию, получившему субсидии из государственного бюджета, при этом оскорбляющему религиозные чувства верующих и провоцирующему на совершение экстремистских действий.

В связи с этим, указанные экспертизы направлены Генеральному прокурору Российской Федерации. О принятых мерах по депутатскому запросу будет сообщено дополнительно.

Депутат Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Поклонская Наталья Владимировна

***

Ксати, по заключениям таких экспертов людям реальные сроки дают...

Тошнит от этой мутной и дурнопахнущей холуйской толпы, которая по щелчку пальцев "барина" готова на что угодно. На такие "экспертизы" тоже. А потом будут, лощенные, при галстуках - рассказывать, как "их заставили", и что надо было "сохранить институт" и всякую подобную херню.

: автор картины сообщил, что экспертиза, которую провели в Петербургском государственном университете, не нашла в ней элементов, оскорбляющих чьи-либо чувства (на этом настаивает депутат Госдумы Наталья Поклонская, добиваясь запрета фильма).

Фильм "Матильда" — теперь точно самый обсуждаемый в России. С такими словами создатели картины вошли в зал для пресс-конференций. "Никогда бы в жизни не подумал, что вот такую пресс-конференцию соберу по поводу фильма, который вы не видели", — отметил режиссер Алексей Учитель.

Очередной повод поговорить не о процессе съемок, а о правовом статусе ленты, теперь уж точно последний. Сегодня адвокаты режиссера впервые обнародовали результаты тщательной экспертизы всей, еще не вышедшей картины.

"Если резюмировать, что же сказали эксперты: фильм не оскорбляет ничьих чувств, не уничижает группу лиц ни по какому признаку, не пропагандирует порнографию, насилие, жестокость и не содержит в себе признаков и составов преступлений", — констатировал адвокат Константин Добрынин.

Развернутое заключение заняло несколько страниц. Эксперты дали ответы на девять вопросов, суть которых сводилась лишь к одному: может ли художественный фильм оскорбить чувства верующих. А ведь именно с откровенных кадров все и началось: первый трейлер фильма возмутил так называемых православных общественников — мол, излишняя эротика опошлила историю, да и переврали все создатели фильма.

Затем было обращение к депутату Наталье Поклонской, а уже после - запрос на проверку по всей строгости. Чем больше проверяли, тем больше активисты верили: еще не вышедший фильм - это прямое оскорбление. "Накал страстей был спровоцирован тем количеством писем, которые попадали в кинотеатры с угрозами о сожжении этих кинотеатров, если они выпустят эту картину в прокат", — говорит генеральный директор компании "Каропрокат" Алексей Рязанцев.

Сам же Алексей Учитель рассказывает: несколько раз встречался с Поклонской, и все разговоры сводились к одному - мол, "нехорошо снимать фильм про человека, который причислен к лику святых", тем более, приукрасить сюжет художественными отступлениями от реальной истории. "Они будут проверять каждую строчку сценария, соответствует ли она фильму. А если нет, то что? - рассуждает Алексей Учитель. — Тогда это неправильно потраченные государственные деньги, это преступление и так далее… Я не буду объяснять: государственные деньги есть, но их там всего лишь 25 процентов".

Изначально картину задумывали, как историю про знаменитую балерину Матильду Кшесинскую, но впоследствии сценарий переработали. Главным героем стал будущий император Николай II. Все события, рассказанные в ленте, - это его путь восхождения на престол, с присущим человеческим трагизмом, самопожертвованием и любовными похождениями. Начиная работу над фильмом, Алексей Учитель не подозревал, что резонанс будет таким, и теперь не устает напоминать: "Матильда" — это не историческая, а художественная лента, с возрастным ограничением "16+".

Эта история началась в ноябре 2016-го, а скандалы вокруг нее не утихают и по сей день. Хоть по этой теме не высказался разве что ленивый, Caspart не отстает от тенденций и, собрав воедино главные факты и мнения о кинокартине, посвященной роману последнего царя Российской империи Николая II и балерины Матильдой Кшесинской , вместе с читателями пытается понять, есть ли здесь правые и виноватые.

Ноябрь 2016-го. Экс-прокурор республики Крым , а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская направляет запрос на проверку тогда еще не завершенного фильма «Матильда» генпрокурору России Юрию Чайке . Наталья объясняет природу своего обращения как некий сформировавшийся протест со стороны нескольких общественных организаций (в т.ч. «Царский крест») против проекта, являющегося «угрозой нац. безопасности». На самом деле Алексей Учитель , режиссер картины и один из самых уважаемых деятелей культуры нашего времени, всего лишь снял фильм о любви между балериной и наследником престола, ставшим последним императором Российской империи и причисленным к лику святых. По мнению Поклонской, кинокартина порочит имя Николая, искажая его образ, а история, взятая за основу фильма, не более чем миф. Режиссер от этой проверки только отмахнулся, назвав ее «маразмом», ведь фильм тогда даже не был доснят. После Учитель выступал с заявлением, что прокуратура проводила проверку, но никаких нарушений не выявила.

30 января этого года Наталья Поклонская подает запрос на вторую проверку, продолжая настаивать на своем. РИА новости цитирует ее: «Нельзя допустить, чтобы в прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, клевету и глумление над одним из самых почитаемых святых нашей Церкви - царя Страстотерпца Николая II и его семьи». В новом запросе Поклонская запрашивает дополнительную проверку сценария с привлечением историков и богословов, а также источников бюджетного финансирования.

В ответ на повторное обращение Поклонской, наконец, последовала ответная реакция от Алексея Учителя, который в свою очередь подал заявление в прокуратуру (прокуратура в данном деле, видимо, выступает в роли родителей повздорившей малышни). Он просил оградить съемочную группу от клеветнических нападок, и, что не маловажно, «угроз и противоправных действий лиц экстремистской направленности». Под эгидой Поклонской против кинокартины выступает множество религиозных общественных организаций, неоднократно угрожавших как съемочной команде, так и потенциальным зрителям.

Если вы подумали, что знаете, какой ответный шаг предприняла Наталья Поклонская, спешу обрадовать: заявление было отправлено (нет, не в прокуратуру) в управление МВД по борьбе с экстремизмом с просьбой проверить высказывания Алексея Учителя и его адвоката, Константина Добрынина , которые обвинили депутата Госдумы Поклонскую в провокации псевдорелигиозных организаций на экстремистскую деятельность. Подобные высказывания со стороны режиссера побудили члены движения «Христианское государство - святая Русь», рассылавшие письма с угрозами кинотеатрам, которые будут прокатывать «Матильду». Так что же здесь происходит?

О чем фильм Алексея Учителя?

Матильда Кшесинская - молодая балерина, познакомившаяся с царской семьей на своем выпускном балу Императорского театрального училища. Практически сразу после первой встречи между молодыми людьми, Кшесинской и наследником Николаем, возникло чувство. Однако романтические отношения начались лишь спустя некоторое время. Кшесинская отчетливо понимала, что брака между ними быть не может, и после помолвки Николая с Алисой Гессенской они больше не встречались. Об этом говорит история. Судя по трейлерам, фильм несколько разворачивает фокус на любовный треугольник самой Кшесинской (между ней, наследником Николаем и графом Воронцовым) и вынужденное смирение Николая с разбитым сердцем - посредством чрезмерно пафосных выражений: «Ты - царь. Ты имеешь право на все, кроме любви».

Почему Поклонской не все равно?

С ней все понятно. Поклонская - глубоко верующий человек, и о последнем русском императоре Николае II, причисленном вместе со своей семьей к лику святых, говорит всегда и везде. Окончательную ясность в картину внесло выступление депутата в эфире «Царьград ТВ», где Поклонская с благоговением в голосе рассказывала о «мироточащем» бюсте последнего императора.

После многочисленных запросов Поклонская сама заказывает экспертизу фильма. Итоги ее достаточно предсказуемы по своему содержанию, но невероятно впечатляющи по своей формулировке. Медуза коротко пересказывает содержание экспертизы, а мы лишь выведем заключение: фильм «Матильда» показывать нельзя, так как он совершенно точно, намеренно и предумышленно оскорбляет чувства верующих. В ответ на экспертизу совсем ошарашенный Учитель обращается в комитет по этике Госдумы, явно сомневаясь в правомочности действий Поклонской. Занавес.

Во время нешуточной борьбы между заявлениями в органы власти известные кинематографисты подписывают открытое письмо, в котором призывают к запрету цензуры не только на страницах Конституции.

Как реагирует правительство?

Первый замминистр культуры Владимир Аристархов заверил, что минкульт не будет учитывать экспертизу фильма «Матильда» при решении вопроса о выдаче прокатного удостоверения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил мнение большинства: «пытаться оценивать фильм, который еще не готов, ну по меньшей мере странно», выявляя озадаченность существованием экспертов, способных определять соответствие тому или иному каноническому образу. Председатель правительства Дмитрий Медведев также выразил непринятие преследований авторов, произведений искусства которых еще никто не видел.

Митрополит Волоколамский Иларион уже посмотрел фильм (не совсем готовый, но целиковый) и назвал его «апофеозом пошлости». РБК цитирует: «Это человек, который церковью канонизирован. У церкви особое отношение к этому человеку. В день его кончины, в день убийства царской семьи, в Екатеринбург съезжаются десятки тысяч людей и проходят крестным ходом. Они идут от места расстрела до места его предполагаемого захоронения. Пять часов идет этот крестный ход из 60, 70, 80 тыс. человек. Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет вот этот фильм?», - сказал митрополит.

Казнить нельзя помиловать

Осилив эту историю (которая, несомненно, окончится еще не скоро), можно выдохнуть - большинство понимает, что скандал, у истоков которого стоит депутат Поклонская, фактически высосан из пальца. Она называет образ Николая, начертанный в «Матильде», мифом, но Ларс Айдингер (исполнитель роли наследника) раскрывает перед нами истинное символистское звучание персонажа: «Для тех, кто видит Николая святым, это не реальный, а мифологический персонаж. Если как художник ты имеешь дело с реальным человеком, надо показать драматизм его жизни, его соблазны и его ошибки. Я показал любовь Николая к двум женщинам - Матильде и Александре. Это история конфликта двух чувств: одно символизирует незыблемую традицию монархии, другое - стремление быть свободным человеком. Матильда - метафора анархии и свободы.»

Когда зарождалось искусство, вместе с ним появилось непреложное правило: искусство - вне политики и религии. Я не говорю о его абсолютной изоляции, или об отсутствии неразрывной связи между автором и временем, эпохой, политическими режимами и настроением общества. Полотно искусства создается именно благодаря таким связям. Однако искусство не может, не должно ущемляться столь дерзновенно, кощунственно, попросту глупо.

Тем не менее, онлайн-петицию о запрете проката «Матильды» подписали 13 тысяч человек. Не принимающих искусство в его первозданной чистоте, не осознающих, что мы постепенно и неотвратимо возвращаемся во времена цензуры, испытывая при этом мнимое чувство свободы. А ведь так еще опаснее.

Одно известно точно - общественный резонанс, созданный скандалом, выяснение отношений на государственном уровне для многих дадут пищу для размышлений, к сожалению - не самых радостных.

А в заключении - такие важные слова от Марины Разбежкиной, режиссера-документалиста. Цитирует «Медуза»: «Никто не имеет права указывать художнику, как ему снимать кино, писать музыку и создавать картину. Ни прокурор, ни главы государства, ни христианское сообщество, ни зрители или слушатели. Независимость художника - это его абсолютное право, которое имеет конституционные основания».

Маргарита Агаджанян

26 октября на большой экран выйдет нашумевший фильм Алексея Учителя «Матильда». Хотя зрители еще не видели картину, многие уже ополчились против нее: бытует мнение, что фильм порочит образ императора Николая II. Накануне общероссийской премьеры «Матильду» показали журналистам. Корреспондент сайт посмотрел картину и попытался разобраться в том, чем она могла оскорбить чувства верующих.

Массовые протесты

На протяжении нескольких месяцев православные активисты во главе с депутатом Госдумы РФ Натальей Поклонской регулярно выступают против фильма Алексея Учителя «Матильда». В последнее время стало модно снимать фильмы и сериалы на историческую тему: о правлении Екатерины II, об искусстве эпохи «оттепели», о революции. Учитель же решил отойти от политики и снял кино о любви.

Картина рассказывает о любви последнего русского императора Николая II и известной балерины Матильды Кшесинской. Посмотрев трейлер, многие сочли, что это кино порочит память канонизированного императора: тем, что в фильме много постельных сцен, русского царя играет немецкий актер, да и вообще - не было у Николая никакого романа с балериной.

Тем не менее, факт остается фактом: у Николая II все-таки были отношения с Кшесинской. Это подтверждают многочисленные мемуары и архивные записи. Другое дело, что в прежние времена этого не стыдились: связь будущего царя и балерины длилась еще до женитьбы на Александре Федоровне, да и сам Николай своей симпатии не скрывал. Несмотря на это, православные активисты выходят на пикеты, молебны и молитвенные шествия против показа фильма. На деле же выяснилось, что все их усилия не стоят того: «Матильда» оказалась просто красивой сказкой про любовь - правда, с персонажами из реальной жизни.

Фильм «Матильда» - просто красивая сказка о любви. Фото: Кадр из фильма

Красивая сказка

Прежде всего, кино поражает своей красотой. Он напоминает волшебный диснеевский мультфильм: влюбленный будущий царь и балерина летают на воздушном шаре на фоне блистательных фонтанов Петергофа во время заката, встречаются в помещениях Мариинки и проводят свидания в залах Екатерининского дворца в Царском Селе. В перерывах между романтическими сценами - выступления балерин в Мариинском театре. Никакой политики - только любовь и балет.

Не стоит судить фильм строго: следует отнестись к нему как к волшебной сказке. Из реальной жизни взяты только сами персонажи, причем не все, и ключевые события - свадьба наследника престола и его коронация. Все остальное в большинстве своем - художественно приукрашенный вымысел. Если судить фильм строго, можно найти в нем множество исторических нестыковок и даже грубейших ошибок.

Так, например, в реальности Кшесинская не была вхожа в Екатерининский дворец, и если бы Николай появился с балериной на публике - вышел бы скандал. Данила Козловский играет и вовсе несуществующего персонажа - полубезумного поручика Воронцова, который с маниакальной страстью преследует Кшесинскую и даже бьет по лицу своего главного соперника - наследника престола. В картине важно совсем не это. Учитель не пытался пересказать историю: он показал красивую историю, лишь основанную на реальных событиях.

Без оскорбления чувств

Фильм длится 2 часа 10 минут, но это время пролетает незаметно. Происходящее на экране увлекает зрителя, хотя все и так знают, чем все закончится - Николай женится на Александре Федоровне и станет царем, а Кшесинская утешится, выйдя замуж за его двоюродного брата, Великого князя Андрея Владимировича.

"Матильду" снимали в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Фото: Кадр из фильма

«Матильда» едва ли может оскорбить чьи-то чувства, точно так же, как детские сказки не могут обидеть взрослого здравомыслящего человека. Все постельные сцены, которых в фильме не так много, сняты максимально корректно, без демонстрации бурной страсти и обнаженных тел. Актеры смотрятся на своих ролях гармонично.

По «Матильде» нельзя выучить историю, зато, посмотрев фильм, можно прикоснуться к романтичной тайне, которая удивит своим теплом и красотой.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса