Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чтение художественной литературы в старшей группе. Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада Чтение летом литературы в доу старшая группа

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "

краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....

Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область: «чтение художественной литературы»

Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

Елена Нестеренко
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Сентябрь

1 неделя

1. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун».

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

3. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

2 неделя

1. Чтение сказки «Ховрошечка» (в обр. АТолстого)

2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок».

3. Заучивание стихотворения А. Плищеева «Осень наступила…»

З неделя

1. Чтение народной ненецкой сказки «Кукушка».

2. Чтение сказки Т. Александровой «Домовенок Кузька» (главы).

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Сентябрь» (из цикла «Круглый год»).

4 неделя

1. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем».

2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Октябрь

1 неделя

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».

2. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

3. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

2 неделя

1. Чтение рассказа М. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце».

2. Чтение сказки И. С. Соколова – Микитова «Листопадничек».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Октябрь».

3 неделя

1. Чтение русской народно сказки «У страха глаза велики».

2. Чтение рассказа В. Дмитриева «Малыш и Жучка».

3. Заучивание голландской песенки «Счастливого пути» (обр. И. Токмаковой).

4 неделя

1. Чтение произведения Л. А. Кассиля «Приятного аппетита».

2. Чтение произведения И. Гириной «Почему нужно кушать».

3. Повторение изученных стихотворений.

Ноябрь

1 неделя

1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

3. Повторение выученных стихотворений об осени.

2 неделя

1. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».

2. Чтение эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Ноябрь».

3 неделя

1. Чтение сказки Б. Заходера «Серая звездочка».

2. Чтение сказки М. Грунштейна «Волшебный суп».

3. Заучивание стихотворения Э. Мошкосвкой «Вежливое слово».

4 неделя

1. Чтение рассказа В. Бианки «Сова».

2. Чтение белорусской народной сказки «Пых».

3. Повторение изученных стихотворений

Декабрь

1 неделя

1. Чтение сказки «Петух да собака».

2. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой…»

2 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «Сестра моя, Ксения».

2. Чтение рассказа А. Митяева «Земляника».

3. Заучивание русской народной песенки «Ты мороз,мороз,мороз…»

3 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».

2. Чтение глав из книги Д. Родари «Приключение Чиполлино».

3. Заучивание стихотворения К. Чуйковского «Елка».

4 неделя

1. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

2. Чтение русской народной сказки «Сивка- Бурка».

3. Повторение изученных стихотворений.

Январь

1 неделя

1. Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

2 неделя

1. Чтение глав из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».

2. Чтение сказки Д. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»

3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».

3 неделя

1. Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…»

2. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

3. Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

4 неделя

1. Чтение глав из книги Х. Мякхеля «Господин Ау».(пер с финн. Э. Успенксий)

2. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».

3. Повторение изученных стихотворений.

Февраль

1 неделя

1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята».

2. Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

3. Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».

2 неделя

1. Чтение сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

3. Заучивание стихотворения А. Майкова «Колыбельная».

3 неделя

1. Чтение рассказа Л. Петрушевской «Кот, который умел петь».

2. Чтение сказки «Три поросенка».

3. Заучивание стихотворения С. Маршака «Февраль».

4 неделя

1. Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев».

2. Чтение русской народной сказки «Морозко».

3. Повторение изученных стихотворений.

Март

1 неделя

1. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

2. Чтение рассказа А. Н. Толстого «Еж».

3. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».

2 неделя

1. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка оцаре Салтане».

2. Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса».

3. Заучивание стихотворения С. Капутикяна «Моя бабушка».

3 неделя

1. Чтение рассказа О. Н. Пахомова «История с конфетами».

2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

3. Заучивание русской народной песенки «Ранним-рано по утру».

4 неделя

1. чтение сказки «Василиса Прекрасная».

2. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

3. Повторение изученных стихотворений.

Апрель

1 неделя

1. Чтение былины «На заставе боготырской».

2. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

3. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

2 неделя

1. Чтение рассказа Э. Шима «Медведь и собака».

2. Чтение сказки-повести Т. Янсона «Волшебная зима».

3. Заучивание литовской песенки «Гречку мыли…»

3 неделя

1. Чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица».

2. Чтение сказки «Никита Кожемяка»

3. Заучивание английской народной песенки «Не опаздывай».

4 неделя

1. Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

2. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

3. Повторение изученных стихотворений.

1 неделя

1. Чтение рассказа Н. Калнина «Разве так играют?»

2. Чтение русской народной сказки «Финист-Ясный Сокол».

3. Повторение программных стихотворений.

2 неделя

1. Чтение сказки «Лиса и кувшин».

2. Чтение рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».

3. Заучивание русской народной песенки «Ласточка,ласточка…»

3 неделя

1 .Чтение сказки «Лиса и рак».

2. Чтение былины «Как Илья Муромец богатырем стал».

3. Заучивание стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

4 неделя

1. Чтение русск5ой народной сказки «Каша из топора».

2. Чтение волшебной сказки «Семь Сименов- семь работников»

3. Повторение изученных стихотворений.

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе Стихотворение А. Гаврюшкин «Десять правил маленького россиянина».

Конспект интегрированной ООД по чтению художественной литературы в средней группе «Сказки домовёнка» Интеграция областей. Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в первой младшей группе «В лесу родилась ёлочка» с показом презентации Конспект НОД по чтению художественной литературы в 1 младшей группе «В лесу родилась ёлочка» с показом презентации. Цели: - познакомить.

Материалы и оборудование: ширма домик,макет р. н. печи,мельница,корзинка, игрушки котик,курочка и яйцо из киндера (большое, лошадка,шапочки.

Составление описательного рассказа «Защитники Отечества». Занятие в средней группе по чтению художественной литературы Конспект занятия в средней группе по чтению художественной литературы. Тема: Составление описательного рассказа «Защитники Отечества». Цель:.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе Сентябрь 1 Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» С помощью детской литературы раскрывать детям образы их сверстников, вызвать желание.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе Сентябрь №1. Рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик» Развивать интерес к чтению и рассказыванию взрослыми художественных произведений; привлекать.

Перспективный план образовательного процесса по чтению художественной литературы и развитию речи Месяц № п/п неделя Тема, предметное содержание Литература Сентябрь 1(1) Ч. Х. Л ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ САШИ ЧЁРНОГО «ПРИСТАВАЛКА». 1. Развитие.

Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского сада Проект «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе детского сада Название проекта: «Книга – источник знаний о жизни». Вид.

«В гости к нам пришёл медведь». НОД по чтению художественной литературы в младшей группе Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельностиВид образовательной деятельности: чтение художественной литературы.

Библиотека изображений:

Интегрированная НОД "Чтение художественной литературы".

Автор: Зайцева Любовь Григорьевна, воспитатель МБОУ "Идрицкая СОШ", дошкольное отделение детский сад "Улыбка" Псковской области Себежского района.

Описание: Данное занятие было проведено для обмена опытом образовательной работы с детьми старшего возраста в коллективе педагогов детского сада.
В нем мы попытались соединить разные виды детской деятельности, тем более, что была проведена большая предварительная работа.
Назначение : Конспект может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада.

Интегрирование образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Тема: Виталий Бианки «Чей нос лучше?» Художники – иллюстраторы русских народных сказок: Евгений Михайлович Рачев и Юрий Алексеевич Васнецов.
Цель: Знакомство с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, буквицей.
Задачи:
-учить сравнивать иллюстрации художников, расписывать буквицу;
-формировать позитивное отношение к книге;
-воспитывать любовь к чтению книг.
Предварительная работа:
-экскурсия в библиотеку;
-организация выставки книг в группе;
-изготовление закладок для книг;
-сравнивание книг для взрослых и для детей.
Материалы и пособия:
-книга В.Бианки «Чей нос лучше?» с иллюстрациями Е.Рачева, портрет писателя;
-книги русских народных сказок с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, портреты художников, отдельные иллюстрации;
-листы с контуром букв;
-восковые мелки;
-карандаши, фломастеры;
-магнитофон, аудиозапись.

Словарная работа: иллюстрации, художник – иллюстратор, буквица.

Дети заняты играми и уже предупреждены, что игры должны заканчиваться.
-Дили-дон, бом – бом,
Все игрушки соберем,
Кто не будет собирать –
С нами не пойдет читать!
Дети собираются к столу воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вы знаете много загадок. Сейчас я вам загадаю еще одну.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает!
Дети: Книга!
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, сегодня мы прочитаем книгу В.Бианки «Чей нос лучше?» (Демонстрирует детям портрет писателя).
Чтение книги, по ходу текста – рассматривание иллюстраций.
(В рамках данного занятия чтение книги было осуществлено до слов: «Чудеса! – сказал мухолов – Сколько носов я видел!»)
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка? Давайте, еще раз рассмотрим иллюстрации.
Ребенок: Птицы разговаривают друг с другом.
Воспитатель: Да, они общаются. Ясно выражен их характер, особенности клюва (носа). Как вы считаете, какой по характеру Мухолов - тонконос?
Ребенок: Любопытный, все спрашивает.
Воспитатель: Действительно, он любопытный!

Дети, рисунки к этой книге нарисовал знакомый вам художник Е. Рачев (Портрет художника).
Прежде, мы рассматривали его иллюстрации к русским народным сказкам.
Помните, он раскрывает характеры героев с помощью одежды (обращает внимание на книгу русских народных сказок).
Воспитатель: Продолжим рассматривать нашу книгу.


Вот клест, он показывает лапкой на свой нос. Нос у него кривой.
Ребенок: А как называют эту птицу?
Воспитатель: Бекас – долгонос! Нос у него длинный, «как карандаш»!
Вот еще две птицы – у них носы тонкие как шило!
Ребенок: А это – уточка!
Воспитатель: Не просто уточка, а широконос, так ее назвал автор.
Ребенок: Нос широкий?
Воспитатель: Да!


У всех птиц разные носы, и каждой из них нужен именно такой! Пеликану, чтобы рыбу ловить и в « мешок» откладывать, а дятлу…
Ребенок: Чтобы деревья лечить!
Воспитатель: Верно, и дупло выдалбливать – жилье делать «для себя и для других птиц».
Воспитатель: Иллюстрируя эту книгу о птицах, художник решил показать нам их беседы – видно, что птицы общаются.
(Размышления детей).
Воспитатель предлагает двоим детям разобрать иллюстрации, лежащие на столе. (Все дети встают со своих мест, продолжают заниматься стоя).



Это иллюстрации Е. М. Рачева.
Рисунок крупный, животные одеты в одежду людей. Это помогает раскрыть образ -
Лиса – барыня,
Волк – боярин,
Заяц - мужичок,
Колобок – озорной мальчишка!
Дети, приобщившись к разговору, высказывают свои впечатления.


Воспитатель: Рассматривая книги, иллюстрированные художником Ю.А.Васнецовым (Портрет художника), отмечаем, что в них животные нарисованы мельче, и хоть на зайке, на петушке тоже надеты предметы одежды. Чаще всего, одежда не полностью покрывает всего персонажа - на козе - только юбка, на зайке - курточка.



Деревья, трава, кустики украшены художником мелкими цветами, белыми точками – «оживкой».
И одного и другого художника называют художниками – иллюстраторами.
Иллюстрация – рисунок в книге(дети повторяют слова).
Воспитатель: Дети, книга – это всегда интересно, загадочно. Она открывает нам много нового.
Пока мы еще не умеем читать.
Ребенок: Только рассматриваем книги.
Воспитатель: И по размеру букв, и по иллюстрациям понимаем, что в них – сказка, или рассказ, о чем эта книга.
Физкультминутка:
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте)
Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеим руками)
Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте)
Прямо в теплую кровать. (руки складываем под щеку)
Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза)
Пусть красивым будет он! (встаем прямо, руки в стороны, вверх).

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с еще одним интересным явлением.


Посмотрите, первая буква в тексте очень большая и красивая!
Она выделяется среди остальных. Называется она – буквица. Звучит как «царица».
Она первая буква в сказке, хочется всегда сразу начать читать.
Что-то новое, загадочное ждет нас в этой сказке! (Читаем отрывок).
Воспитатель : Поиграем в игру: «Сказки начинаются…»
Кто вспомнит, как начинаются сказки, - получит лист с контуром большой буквы.
Дети: Один за другим:
-В некотором царстве…
-Однажды,
-Давным – давно…
-Было это, когда…
-За высокими горами…
-Пошел как-то старик…
-Это сейчас так…
Раздаем детям листы с контуром буквы.
Детям предлагается сделать красивую буквицу, используя карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Музыкальный фон.


В заключении, изготовленные детьми буквицы размешаем на доске.
Воспитатель: Дети, многие люди могут читать по - очереди одну и ту же книгу. Чтобы она не растрепалась, чтобы листочки ее оставались как можно дольше ровными, книгу надо беречь.
Читая, и останавливаясь в середине, надо пользоваться…
Дети: Закладкой!
Дети дарят гостям закладки, изготовленные своими руками.
Звучит мелодия, все рассматривают книги в книжном уголке.

ПЕРСПЕКТИВНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательная область

«Я и мои друзья»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ главы второй «Как Незнайка был музыкантом» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; учить понимать мораль и идею произведения; учить оценивать поступки героев; развивать познавательный интерес, интерес к книгам.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

«Чтение художественной литературы»

«Мой город»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение отрывка из книги А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный» - учить отвечать на вопросы по содержанию текста; учить сочинять загадки; закреплять знания детей о правилах дорожного вижения и светофоре, о дорожных знаках;

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

Творческий центр СФЕРА, 2013

«Впечатления о лете. Летние дни рождения»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворений Е. Благинина «Одуванчик». Развивать поэтический слух: формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» М.

Творческий центр СФЕРА, 2013

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н.Носова «Фантазёры» Учить детей пересказывать текст; совершенствовать интонационную выразительность речи: добиваться последовательности в изложении содержания; обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» М.

Творческий центр СФЕРА, 2013

«День пожилого человека»

29.09-3.10

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа В. Овсеева «Печенье» закреплять представление о жанровых особенностях рассказа; учить самостоятельному пересказу;

учить выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение

закрепить знания о птицах, их окраске

Воронеж, 2014.

Занятие 2, стр. 88

«Осень. Осенние настроения»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворений об осени Е. Плещеева Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтич. произведений; развивать творческое начало, выразительность речи

О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с литературой».

М., издательский центр «Вентана-Граф». стр. 142

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ татарской народной сказки «Три дочери» - учить понимать характеры персонажей; учить воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и я зыка сказки и рассказа;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

Москва, 2014. Занятие 10, стр. 19

«Страна, в которой я живу»

20.10-24.10

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия…», разбор содержания пословиц «Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша» учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 4, стр. 12

«Моя малая Родина»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц и поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени; расширять знания детей о других народах и национальностях РФ и учить межнациональной толерантности.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 14, стр. 26

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и беседа по сказке Дж. Родари «Дудочник и автомобили». Пересказ сказки. Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; учить понимать характеры сказочных героев; развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики,

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014. Занятие 17, стр. 30

«Мир игры»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и заучивание наизусть самых известных стихотворений А. Барто и С. Михалкова. Беседа по прочитанным стихотворениям. Систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто и С. Михалкова;

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 20, стр. 34

«День матери»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей. Воспитывать любовь к семье.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2014.

Занятие 2, стр. 63

Тема «Мой мир»

1.12-5.12

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» учить понимать характеры и поступки героев; учить придумывать другое окончание сказки; учить замечать и понимать образные выражения; ознакомить с новыми фразеологизмами; закрепить знания детей о народных праздниках и традициях.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2010. Занятие 8, стр. 17

«Начало зимы»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ отрывка сказки В. Бианки «Синичкин календарь». Учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; подбирать по смыслу глаголы; учить пересказывать текст рассказа; прививать любовь к животным и заботу о них.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Мир вокруг нас»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и заучивание стихотворения К. Чуковского «Елка» - продолжать учить выразительно рассказывать стихотворения наизусть; формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками; развивать поэтический слух; закреплять знания детей о традициях празднования Нового Года.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«К нам приходит Новый год»

22.12-31.12

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Рождественское чудо»

12.01-16.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение обрядовой песни «Коляда, коляда, а бывает коляда…»- познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

«Я и мои друзья»

19.01-23.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н. Носова «На горке». Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений; закрепить знания детей о зимних играх и забавах.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Добрые слова друг другу»

26.01-30.01

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ рассказа Н. Дуровой «Две подружки». Чтение, обсуждение стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились» учить анализировать поступки героев и оценивать характеры персонажей; учить отвечать на вопросы по содержанию текста; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким;

Закреплять правила этикета.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 15, стр. 27

«Мир профессий»

2.02-6.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа».

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2004.

Занятие 3, стр. 11

«Мир технических чудес»

9.02-13.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение стихотворения В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею;

развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить к пониманию значения фразеологизмов, пословиц; закреплять правила безопасного поведения в ежедневной жизни.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 1, стр.7

«Зима»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…». Беседа по содержанию стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть; учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Защитники Отечества»

23.02-27.02

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ былины «Три богатыря»
Обсуждение пословиц: « Первое в жизни – честно служить Отчизне», «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим», «Умелый боец везде молодец», «От военной науки крепнут разум и руки». - познакомить детей с жанром былины, ее языковыми и композиционными особенностями; расширять знания детей о защитниках отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус;

воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим нашу Родину.

    В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада» - Воронеж, 2014.

Занятие 3, стр. 76

«Поздравляем мам»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка» учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; замечать и понимать образные выражения; познакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь); воспитывать любовь к устному народному творчеству, народной культуре и традициям.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва – 2014. Занятие 8, стр. 17

«Масленица»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение. Обсуждение и заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна». развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания;

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениям, активизировать глаголы, синонимы.

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Воронеж, 2014.

Занятие 4, стр. 81

«Книжная неделя»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Рассказы Л. Толстого «Лев и собачка» развивать у детей фонематический слух; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; продолжать учить отгадывать загадки

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Весна пришла»

23.03-27.03

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Отгадывание загадок о прочитанных сказках и рассказах. Соотнесение пословиц к прочитанным сказкам и рассказам. - закрепить знания о прочитанных литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 29, стр. 47

«Юмор в нашей жизни»

30.03-3.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома». Учить детей видеть смешное в прочитанном произведении, прививать любовь к поэзии.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Тайна третьей планеты»

6.04-10.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ отрывка из книги В.П. Бороздина «Первый в космосе» - познакомить детей с биографической литературой; воспитывать у детей уважение к труду людей, связанных с космосом; сформировать у детей понятия « космическое пространство», «космос»; познакомить с биографией Ю.А. Гагарина

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Скворцы прилетели»

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ «Что за птица?». В. Сутеев. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; учить воспринимать образное содержание произведения.

О. С Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет»

Москва, 2014.

Занятие 1, стр. 52

«Мир вокруг нас»

20.04-24.04

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение, обсуждение и пересказ словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» - формировать умение воспринимать наиболее яркие выразительные средства в тексте и соотносить их с содержанием; учить подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические и антонимические ряды к заданному определению.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«День Победы»

4.05-8.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение и обсуждение стихотворений С. Маршака «Быль для детей» и С. Смирнова «Солдат». Заучивание стихотворения «Солдат» наизусть. Воспитывать патриотизм, уважение к защитникам Родины и чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне; учить внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы; учить подбирать определения к слову солдат; развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь; - закреплять знания о военной технике.

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш

«Знакомим с литературой детей 5-7 лет».

Москва, 2014.

Занятие 28, стр. 46

«Наш Пушкин»

11.05-15.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Продолжать знакомство с творчеством поэта; учить делать выводы о жадности; кратко пересказывать содержание сказки с помощью картинок; воспитывать любовь поэзии; активировать словарь.

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы»

М. Творческий центр СФЕРА, 2013

«Права детей в Росси»

18.05-22.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Чтение стихотворений о Родине. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к взрослым; познакомить с правами и обязанностями детей;

О.В. Акулова, Л.М. Гурович.

Методический комплект программы «Детство»,

«Чтение художественной литературы» , 2013

«Мир вокруг нас. Весна».

25.05-29.05

Соц.-коммуникат.

Речевое развитие

Худож.-эстетическое

Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна». Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

О.С. Ушакова. «Ознакомление детей с литературой». М., издательский центр «Вентана-Граф». стр. 169

Тема:

“В гостях у писателя С. Я. Маршака”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи, артистические способности дошкольников.

Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Оборудование: книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя, атрибуты костюмов для чтения-драматизации стихов, схематические рисунки для заучивания наизусть, поделки оригами, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений С.Я. Маршака. Словесные игры и упражнения на развитие темпа, тембра, мелодики речи и логического ударения. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений “Усаты – полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Багаж”, “Урок вежливости” и их инсценировка. Изготовление с детьми поделок оригами “кошка”

Ход занятия

Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки.

Сейчас дети нашей группы выступят перед вами. А вы посмотрите, послушаете и вспомните названия этих произведений.

1) Стала девочка учить котенка говорить:
– Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– Скажи: лошадь.
А он говорит: мяу!
– Скажи э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все “мяу” да “мяу”!
Вот какой глупый котенок!

2) Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

3) Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

4) Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.

А теперь взгляните на эти иллюстрации. Узнаете, к каким сказкам или стихотворениям они нарисованы?

Ребята, вы знаете, оказывается, Маршак учился в Англии в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок он узнавал разные английские стихи, потешки и перевел их для нас на русский язык.

Сегодня мы выучим наизусть небольшое стихотворение, которое называется “Разговор”

Тетя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком
Поболтать немножко.
Трот спросила: Кис-кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?
– Мурр, – сказала кошка,
Помолчав немножко.

Разбор текста. Примерные вопросы детям.

1) Назовите главных героев стихотворения.
2) Как вы думаете тетя Трот какая хозяйка для своей кошки? Опишите ее характер.
3) Как тетя Трот разговаривает с кошкой?
4) Какая интонация слышится в ее голосе?
5) А какой вам представляется кошка? Расскажите про нее.
6) Как вы считаете, что хотела сказать кошка своим “мурр”?

Рассмотрим схематические рисунки, которые помогут выучить это стихотворение.

Дети рассказывают по желанию стихотворение по схеме с помощью воспитателя, а потом самостоятельно.

В конце нашего занятия, я предлагаю разрисовать “кошек” оригами, которых мы сделали с вами заранее. Пусть у вашей кошки будет своя особенная окраска и свой характер.

Тема:

“На сказочном дворе”.

Цели и задачи: Вспомнить с детьми значение слова “сказка”. Обобщить знания детей о знакомых сказках.Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания. Развивать речевое творчество дошкольников.Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Оборудование: набор плоскостных фигурок сказочных героев, мультимедийное оборудование (проектор, экран).

Ход занятия

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Что такое сказка? Как вы думаете?

(Ответы детей)

Кто придумывает сказки?

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.

Предлагаю вам поиграть со сказками.

Давайте соберём букет из знакомых и любимых вами сказок. Называйте сказки и внимательно смотрите на экран.

Интерактивная игра “Букет из сказок”

– А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.

Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

Интерактивная игра “Угадай сказку”

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся … (Колобок )

Только за козой закрылась дверь,
Тут как тут уже голодный зверь…
Знает сказку каждый из ребят:
Это … (Семеро козлят )

На печи лежал Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё … (По щучьему веленью )

Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле … (Теремок )

Где и когда приключилось такое?!
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба…
Только кудахтала … (Курочка Ряба )

Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко…
Догадался? Это … (Репка )

Сказочная физминутка “Буратино”

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Ребята, вы любите сочинять сказки? Попробуйте сейчас сами это сделать. Я думаю у вас получится.

Предлагаю вам разделиться на три группы по цвету ваших бейджиков. Каждая группа подходит к своему столу. Герои из каких сказок пришли к вам в гости? (Курочка Ряба, Колобок, Три медведя). Но обратите внимание, среди знакомых вам сказочных героев есть и новые персонажи. Постарайтесь сейчас сочинить сказку на новый лад, при этом, чтобы сохранился сюжет, но поменялся конец. Что произошло бы в вашей сказке, если в ней оказались новые герои?

Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. Помните, в сказке всегда добро побеждает зло.

(Работа в малых группах со сказками)

А теперь давайте послушаем ваши сказки. (Прослушивание сказок)

Ребята, какие вы молодцы! У вас получились интересные, необычные, не похожие друг на друга сказки. Чуть позже, в свободное время вы можете нарисовать рисунки к своим новым сказкам.

Подготовительная группа

Тема:

“Путешествие по сказкам К. И. Чуковского”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Развивать воображение, речетворческие способности у детей. Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.

Оборудование: Книги К. И. Чуковского, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, атрибуты костюмов для чтения – драматизации стихов, рисунки по сказкам К. И. Чуковского.

Предварительная работа: Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений Чуковского. Экскурсия в городскую библиотеку. Выставка рисунков детей и родителей “Мои друзья из книг Чуковского.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие. А куда – догадайтесь сами. Из какого стихотворения эти строки, и кто автор?

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
Чудо-чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Ни листочки на нём,
Ни цветочки на нём.
А чулки и башмачки,
Словно яблоки!
Маша по саду пойдёт,
Маша с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки,
И с помпончиками,
Вот такое дерево!

Дети: “Чудо-дерево” К.И. Чуковского.

Воспитатель: Правильно. (Звенит телефон, воспитатель берёт трубку.) У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Воспитатель. Откуда?

Дети. От верблюда.

Воспитатель. Что Вам надо?

Дети. Шоколада.

Воспитатель. А вы откуда всё это знаете?

Дети. Из книги К.И. Чуковского “Телефон”

Воспитатель. Правильно, эти стихи написал К.И. Чуковский.

Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилось несчастье. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснуть, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и на конец уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки. И придумал их очень много.

– А вы любите сказки?

Наши дети приготовили вам сюрприз. Они расскажут вам отрывки из произведений Корнея Чуковского, а вы попробуйте отгадать название.

1 ребенок:

Прыг, да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету Великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося. (“Тараканище”)

2 ребенок:

Ой Вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою Вас умою ключевой,
Я почищу Вас песочком,
Окачу Вас кипяточком,
И Вы будете опять,
Солнышко сиять. (“Федорино горе”)

4 ребенок:

Я злодея зарубил!
Я тебя освободил!
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться! (“Муха-Цокотуха”)

5 ребенок:

Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди – поймаю,
Пополам переломаю.
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать! (“Краденое солнце”)

– Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – (доктор)
Бармалей – (разбойник)
Федора – (бабушка)
Каракула – (акула)
Мойдодыр – (умывальник)
Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
Цокотуха – (муха)

Расшифруйте имена сказочных героев. Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, чтобы получились имена сказочных сказочных героев.

К Р К Д Л Ф Д Р А Б РМ Л Й

Понравилось вам, ребята, путешествовать по сказкам Корнея Ивановича Чуковского? Почему вы любите эти сказки? Чему они вас учат?

А сейчас давайте пройдем к нашей книжной выставке и еще раз перелистаем эти удивительные книги.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса