Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Честь и бесчестие в капитанской дочке. Как написать сочинение Честь и Бесчестие в произведении Капитанская дочка? Что такое честь и бесчестие капитанская дочка

Одна из основных тем исторического романа Пушкина «Капитанская дочка» - тема чести. Это задается еще в самом эпиграфе к произведению и подхватывается на его первых же страницах. Ведь именно такое напутствие дает своему юному сыну Андрей Петрович Гринев, отправляя того на военную службу. Это подчеркивается еще и тем, что Петрушу, продолжателя старинного дворянского рода Гриневых, отец отправляет служить в «сторону глухую и отдаленную». Никаких поблажек для сына он не ищет, наоборот, желает, чтоб тот стал настоящим офицером, человеком чести и долга. Перед глазами Петруши всю жизнь был достойный пример. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Понятие чести и долга в повести многозначно. Тема дворянской чести отчетливо звучит в истории знакомства Петруши с Зуриным. Тогда молодой человек проиграл крупную сумму денег. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому дворянину пришлось поссориться со своим дядькой, чтобы получить эту сумму. Савельич, придя в ужас от количества проигранных денег, умолял Гринева отказаться от уплаты долга, сказать, что у него таких денег нет. Но Петруша был неумолим. Он не может не уплатить бильярдный долг, ведь это дело дворянской чести.

В истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой тоже возникает тема чести. Девушка была страшно оклеветана Швабриным. Петруше такое потерпеть было просто невозможно. Защищая честь любимой девушки, он вызывает подлеца на дуэль, которой помешало вмешательство коменданта. Тем не менее, она возобновилась, ведь истинно честный и порядочный человек не мог стерпеть такого обращения с девушкой. Здесь идет речь о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив юную девушку, он чувствует себя ответственным за ее судьбу. Защищать и оберегать возлюбленную – его прямой долг. Поэтому когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы спасти ее. Очень интересен тот факт, что Петруша не нашел никакой поддержки у официальной власти. В этот момент он готов обратиться за помощью даже к Пугачеву. И так получается, что именно этот разбойник, бунтарь и убийца помогает ему. Пугачев освобождает Машу, не смотря на то, что она является дочерью коменданта Белогорской крепости, офицера войск противника. С образом Петруши здесь связана тема не только рыцарской чести, но и мужской. Ведь главный герой вряд ли мог бы считать себя настоящим мужчиной, если бы не смог вызволить возлюбленную из столь унизительного положения.

Примечательно здесь еще и то, что после ареста над Гриневым состоялся суд. Но, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей. Он боялся впутать в это дело Машу Миронову: «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее саму, привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и смутился». Герою проще понести незаслуженное наказание, чем оскорбить сколько-нибудь доброе имя Маши. Можно сказать, что это истинно рыцарский поступок, ведь Петруша готов ценой своей жизни защищать покой Марьи Ивановны.

Также в повести можно отметить тему воинской чести, долга перед отечеством, верности присяге. Особенно ярко это заметно благодаря истории отношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев признает в Петруше своего прежнего попутчика и спасает его от неминуемой казни. Но разбойник требует Гринева признать в нем государя. Молодой человек не может этого сделать, понимая, что перед ним самозванец, виновный в гибели не только коменданта крепости и его жены, но и многих других невинных людей. Гринев отказывается целовать руку Пугачева, понимая, что за этим может последовать страшная расправа. Но Пугачев не трогает Петрушу, он лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости». Гринев отказывается видеть в разбойнике своего государя и служить ему, хотя жизнь молодого человека висит на волоске. Петруша говорит Пугачеву, что он дворянин, присягавший императрице, и не нарушит своей присяги. Кроме того, Гринев даже не может пообещать Пугачеву, что не будет выступать против мятежников. Ведь он обязан подчиняться темам воинского долга, повиноваться приказу. Думаю, Пугачев смог оценить благородство натуры Петруши, поэтому отпустил его.

Также тема чести воплощается и с помощью других персонажей. Например, Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца своим государем и предпочитает погибнуть, до конца выполняя долг коменданта крепости. Для него лучше смерть, чем измена своему долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьевич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, всем положительным героям повести тема чести близка и понятна, каждый из них готов пожертвовать своей жизнью ради своего долга, считая это несказанно лучше, чем предать собственные идеалы.

В процессе прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на первый план среди прочих выдвигается тема чести и бесчестия. В произведении противопоставляются два героя, придерживающиеся различных позиций относительно понятия чести – Швабрин и Гринев.

Оба героя принадлежат к дворянству, примерно одного возраста. Судьба свела их в Белогорской крепости против их воли. Гринева отправил на службу отец, а Швабрин был сослан сюда из-за участия в запрещенной в то время дуэли.

Дуэль во все времена ассоциировалась с доблестью и честью. Поэтому в начале повествования Швабрин представляется читателю человеком с высокими нравственными принципами. Однако в сознании простого народа, представительницей которого выступает Василиса Егоровна, дуэль – это обыкновенное убийство. Такое определение дуэли положительной героини повести ставит под сомнение благородство героя.

Проверка героев сложными обстоятельствами

Истинная суть человека раскрывается в самые сложные жизненные моменты. Для персонажей «Капитанской дочки» таким испытанием становится захват крепости пугачевскими мятежниками. Для Швабрина главным становится сохранение собственной жизни. Ради этого он переходит на сторону бунтовщиков, становится правой рукой Емельяна в процессе расправы над обитателями Белогорской крепости.

Петя Гринев же не унижается до раболепства. Он настроен на то, чтобы разделить судьбу капитана Миронова. Чувство собственного достоинства для него превыше страха смерти. Это очевидно в сцене отказа целовать руку самозванца.

Отношение героев к Маше Мироновой

Различно отношение Швабрина и Гринева к Маше Мироновой. Петр восторгается девушкой, выказывает ей свое восхищение в виде посвященных ей стихов. Швабрин, напротив, втаптывает в грязь репутацию девушки и ее родных. Он не любит Машу. Это доказывает отношение к Маше после захвата крепости разбойниками – Швабрин мучал ее, угрожал передать мятежникам, пытал голодом, шантажировал.

Заключение

Следовательно, приверженцем истинной чести в повести становится Петр Гринев, отстоявший свои принципы и достоинство, верность своему слову и любовь. Швабрин же даже в конце повести продолжает клеветать на Гринева, пытаясь потопить его вместе с собой на суде.

В эпиграфе к повести: «Береги честь смолоду», — мы можем предположить авторское отношение к проблеме чести и бесчестия. Соглашаясь с А.С. Пушкиным, я считаю, что, предав единожды, человек навсегда становится предателем.

Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.

В. Высоцкий

В крепости Белогорской, куда был направлен для службы молодой офицер , он познакомился со . Это был более опытный офицер, некогда служивший в гвардии, но за участие в дуэли сосланный на окраину Российской империи. Тема чести и бесчестия в «Капитанской дочке» наиболее остро выражена в поступках этого литературного героя.

Молодые люди подружились. Служба их не обременяла, не было ни учений, ни смотров. Швабрин и Гринев часто встречались, проводили время в беседах и играх. Гринев брал у Швабрина читать французские романы и даже попробовал свои силы в поэтическом творчестве. В первом своем любовном стихотворении он упомянул Машу. Швабрин критично отнесся к поэзии начинающего литератора, и не упустил случая оскорбить . Он всегда отзывался о девушке нелицеприятно и даже сумел на первых порах создать плохое мнение о ней в глазах Гринева.

Правда, Петр Андреевич очень быстро понял, что Швабрин напрасно оговаривает девушку, которая была смышленой и впечатлительной барышней. Но он, не зная, что Швабрин не равнодушен к Маше, не понимал, почему Швабрин вел себя так по отношению к дочке коменданта крепости. И когда Швабрин в очередной раз оговорил девушку, Гринев в резкой форме обвинил своего товарища во лжи и оговоре. Швабрин вызвал Гринева на дуэль.

Люди особенно ярко проявляют себя в критической ситуации. Опытный дуэлянт Швабрин настаивал на поединке. Первая дуэль была сорвана, потому что простодушный Гринев попросил Ивана Игнатьича быть его секундантом. На что Иван Игнатьич не просто отказался, но расстроил сатисфакцию. Швабрин по-прежнему добивался поединка, хотя прекрасно понимал, что Гринев обвинил его справедливо, но он хотел использовать в своих целях. Во второй раз дуэлянты спустились к реке.

Гринев неплохо владел шпагой, и Швабрину пришлось обороняться. Тут, на удачу Швабрина, Гринева окликнул . Тот обернулся, и Швабрин, воспользовавшись моментом, проткнул молодому человеку плечо. Это был бесчестный поступок Швабрина, поскольку он должен был дождаться, когда Гринев встанет в боевую позу.

Пока Гринев несколько дней лежал в беспамятстве, Швабрин написал донос на Петра Андреевича его отцу. Он рассчитывал, что отец добьется перевода в другую крепость, или вовсе отзовет сына со службы. Гринев получил от отца строгую отповедь и отказ в благословении на брак с Машей, но остался в крепости.

Дворянское сословие в России выделялось среди иных сословий. Первейшим принципом дворянского мировоззрения была уверенность в том, что высокое положение дворянина обязывает его быть эталоном высоких нравственных качеств. «Кому много дано, с того много и спросится». Воспитание дворянского отпрыска было направлено на совершенствование моральных качеств: быть смелым, честным, просвещенным ему следовало не для того, чтобы достичь каких-либо высот (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему уже много дано, и он должен быть именно таким.

Таковы были понятия о чести у Гринева, и он ожидал, что Швабрин такой же, потому что он тоже дворянин. Он не мог поверить в бесчестные поступки своего товарища, но факты говорили о другом. Швабрин бессовестным образом переступил через понятия о дворянской чести.

В этом Гринев снова убедится через некоторое время, когда на крепость нападет . Швабрин забудет о присяге императорскому двору и одним из первых присягнет самозванцу, станет служить у него, в то время как Гринев под страхом смерти откажется служить атаману, какие бы аргументы не приводил Савельич. Особенно омерзительно в глазах Гринева выглядела сцена, когда Швабрин валялся в ногах у Пугачева, вымаливая пощаду.

Петр Андреевич держится перед разбойником с достоинством, отвечает ему честно, как думает. И Пугачев испытывает к молодому человеку неподдельное уважение. Общаясь с ним, Гринев ни на минуту не забывает о присяге, и даже попытается уговорить Пугачева сдаться на милость Императрицы. Но атаман отказывается.

Когда оказавшийся под следствием Швабрин рассказал на допросе о дружеских , он умолчал о дочери капитана Миронова. Но сделал это не из любви к Маше, и не из желания оградить девушку от допросов, а потому что понимал, что Маша была единственной свидетельницей способной дать показания в защиту Гринева. Сам Гринев не хотел впутывать Машу в процесс, стремясь защитить ее от следствия, и был готов ради ее спокойствия пойти на каторгу. Казалось бы, поступок один, а помыслы оказались разными. Честь и бесчестие Гринева и Швабрина проходят контрастом через все произведение.

Таким образом, Гринев, несмотря на свой юный возраст, при любых, самых сложных и критических обстоятельствах вел себя достойно, своими поступками доказывая, свою принадлежность к дворянскому сословию. Бесчестный человек Швабрин, напротив, давно забыл о дворянской морали. Он демонстрировал свою гордость, и вспоминал о принадлежности к сословию, когда нужен был лишний повод для дуэли.

Хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь - это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, позволяющих ему достичь поставленной цели, заслужить уважение других людей и не потерять уважение к самому себе. Под совестью же можно понять неспособность переступить через вечные моральные принципы. Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Недаром слово «честь» перекликается с таким человеческим качеством, как «честность», а также можно назвать слово «почесть» - по чести. Проблема чести и совести волновала писателей, поэтов во все времена.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Человек, лишенный этого чувства, неспособен жить в кругу себе подобных, не на-редив окружающим. Он может уничтожить весь мир, если его не остановить. Такие люди сдерживаются не внутренними, а внешними оковами - страхом наказания, тюрьмы, одиночества и т. д. Но это еще не самое плохое. Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - падение моральных устоев - это одно из сложнейших состояний человека, всегда волновавших писателей. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как это происходит в жизни и к каким результатам может привести. Главный герой повести Петр Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя не слишком адекватно.

Один из главных героев повести «Капитанская дочка», Петр Гринев, понимает честь как действие всегда по совести. Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней - это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть честь у Гринева - это долг.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя с какой-то стороны отрицательного, Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Субъективное восприятие чести Пугачева и делает его отрицательным персонажем. Как человек он может быть и неплохим: платит добром за . Но в качестве захватчика он жесток.

Одна из основных идей повести была задана автором с самого начала словами: «Береги честь смолоду». Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь к месту службы в далекую и глухую крепость, а не в столичный полк, как надеялся поначалу.

В Белогорской крепости Гринев свято помнит наказ отца. Он защищает Машу от клеветы Швабрина. Гринев неплохо владеет шпагой, умеет постоять за честь оскорбленной и обиженной девушки. И только вмешательство Савельича дает премущество Швабрину, в очередной раз поступающему подло, нанося предательский удар отвлекшемуся противнику.

Гринев же от поступка к поступку восходит «к вершинам нравственного воспитания». И когда перед Петром Андреевичем встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает нашего героя от виселицы. Пугачев в этой ситуации, как мы уже говорили выше, также поступает по чести.

В любой ситуации Петр Андреевич ведет себя достойно, будь то с бунтовщиком Пугачевым во время беседы с ним в кибитке или на суде среди равных себе. Для него нет разницы, перед кем держать слово. Он дворянин, и, однажды присягнув, соблюдает верность государыне и Отечеству.

Ни одно противостояние Гринева героям или судьбе, раскрывшееся на страницах повести, не сумело отнять у него честь и достоинство. Честь и впрямь нельзя отнять. Человек, поступающий по чести, неспособен расстаться с этим чувством под влиянием окружающих. На мой взгляд, человек может потерять честь, но происхо-дит это не только и не столько под влиянием обстоятельств. Они служат лишь своего рода катализатором. В сложной ситуации раскрываются все самые темные стороны души человеческой. И здесь в самом герое заключены силы справиться с ними.

Один из героев повести «Капитанская дочка», Швабрин своим примером подтверждает вынесенное в название данной работы высказывание А. П. Чехова. Он теряет честь. Обозленный, потерявший любимую девушку, Швабрин примыкает к Пугачеву, и впоследствии его осудят как нарушившего присягу офицера. То есть Пушкин продемонстрировал, что человек, потерявший честь, будет наказан - судьбой или людьми. На примере Швабрина автор хочет показать, что образованность, наносная культура и воспитанность мало влияют на становление характера человека. Ведь Швабрина можно считать умным собеседником, нельзя его назвать и абсолютно отрицательным персонажем.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовали по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, его могли оправдать. Гринев же не раскрыл имени любимой девушки, предпочтя смерть бесчестию. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша обратилась к императрице с просьбой защитить Гринева. И добро победило.

Честь и совесть можно назвать важнейшими характеристиками души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях большинства писателей. Понимание чести, что вполне естественно, различно у каждого человека. Но ис-тинность или ложность этого понимания доказывается самой жизнью.

На примере повести Пушкина «Капитанская дочка» мы постарались рассмотреть понятие чести и его значение в жизни человека. Хотелось бы подвести итоги: честь и в самом деле нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасности и жизненные сложности. Человек может лишиться чести только в том случае, если сам откажется от нее, предпочтет ей что-либо другое: жизнь, власть, богатство... Но при этом не все осознают, сколь многое теряют. Сила и человечность человека заключается именно в его чести.

В произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка" честь показывается как одна из главных ценностей человека. Мне кажется, у всех главных героев есть свое мнение об этом.
Для начала следует разобраться в том, что это такое. Честь - достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости. Бесчестие же - это поругание, оскорбление, позор.
Петр Гринев - протагонист романа - представляется читателю благородным человеком. Он остается верен Маше во время войны и суда, на котором мог бы оправдаться, если б сам рассказал правду о своей любви, даже когда его родители запретили жениться на такой девушке, Гринев все равно готов это сделать, наперекор всем. Ему могли помешать разные испытания, было множество возможностей бросить девушку, но главный герой, руководствуясь своими понятиями о чести, совершает практически невозможное - договорившись с Пугачевым, выхватывает добычу у злодеев, при этом оставшись незапятнанным. Этот персонаж изображается как идеал - пример благородного человека. На этом можно было бы и остановиться, но автор вводит в повествование Емельяна Пугачева - антагониста, который олицетворяет вершину порока. Но так ли это на самом деле? Вероятно ли, что писатель показал совсем не то, что собирался? Кто же он - ужасный злодей или самый обычный человек, имеющий право на ошибку?
Я считаю, что ответ на последний вопрос стоит искать не только в тексте, но и в определенных исторических источниках, ведь очень многое из прототипа переносится в персонажа.
Емельян Иванович Пугачев, как историческая личность - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773 - 1775 гг. Его семья принадлежала к православной вере. Большое влияние на Пугачева и его последующую деятельность оказало его временное проживание со старообрядцами, известными своей мятежной натурой. Он был хорошим предводителем, но слишком сильно доверял людям. Это стало роковой ошибкой.
Емельяна предали подчиненные. Но, даже стоя на эшафоте, этот человек отличался мужеством. Он крестился на соборы и просил прощения у всего православного народа, в основном, у крестьян.
Герой Пушкина очень похож на настоящего человека. Он также хитер, умен, лукав, но умеет быть благородным. У него живой характер, это совершенно самостоятельный, не зависящий от автора персонаж, но даже сам писатель проявляет к нему сочувствие в виде мыслей Гринева:"Но между тем, странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле... Мысль о нем неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук Швабрина".
Я, прочитав данный роман, была поражена пренебрежением к Емельяну Пугачеву, хоть и с некоторыми нотками сочувствия. Мне кажется, что каждый, совершивший ошибку, должен иметь возможность ее исправить. К сожалению, чаще всего, на практике это не применимо. Мне известны минимум три примера из книг и из реальной жизни, доказывающих это утверждение. Порой нам не дают "второго шанса", и это прискорбно. Будучи верующим человеком, я могу иметь смелость, чтобы утверждать, что если бы Емельян Пугачев смог усмирить свою гордыню и покаяться, по-настоящему, всем сердцем, то возможно его ошибка была бы забыта, вероятно он мог бы спастись.
Как я уже утверждала ранее, Пугачев оступился лишь раз. Он назвал себя Петром III. Именно это было его просчетом, а вовсе не то, о чем утверждал Гринев. Мне кажется, что те поступки, которые Пушкин считает "бесчестными", на самом деле, нельзя так охарактеризовать. В условиях войны убийство серьезным грехом не считается, по моему мнение, так как оно совершено в защиту своих Родины, мнения, жизни и т.д. Поэтому Емельян Пугачев в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" вполне может считаться благородным и честным человеком во всем, кроме обмана - принятия другого имени. Если же это не так, как могут посчитать те, к кому я обращаюсь, то, осмелюсь напомнить о ветеранах ВОВ. Коль следовать принципу "убийство - страшный грех, за которым следует тюрьма", то все, без исключения, герои II Мировой войны после смерти должны попасть в ад, а сейчас обязаны быть изолированы от общества, то есть находиться в тюрьме. На основе этого вполне можно назвать Пугачева благородным. И вероятно этого человека следует считать примером для подражания, почему нет? Ведь решимость, с которой он отстаивает свое мнение, пытается помочь своему народу, похвальна.
Значит ли это, что в "Капитанской дочке" нет совершенно бесчестных героев?
К сожалению, я полагаю, стоит обратить внимание на Швабрина. Это тот самый герой, который заслужил "тридцать сребряников", притом не раз. Он способен на убийство, как мы можем догадаться из истории с дуэлью, также этот человек не умеет любить. Он ведь только смешивает Машу с грязью, рассказывая о ней Гриневу, он написал донос, тогда как должен был лишь порадоваться за влюбленных, пусть ему и могло быть больно. Когда Гринев прибыл, чтобы освободить девушку, он увидел ее "бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье". Не это ли показатель "любви" Швабрина? Единственное преступление этого персонажа, не считающееся таковым - это его переход на сторону Пугачева. Страх толкает на мноное, в том числе и на предательство. Вот только, даже стоя на собственном эшафоте, Швабрин клевещет на других. Воистину говорят:"Предавший один раз, предаст и дважды"...
Конечно, в тексте есть и другие герои, раскрывающие тему чести и бесчестия. Но в данном сочинении представлены три самых важных представителя благородства по степени градации порока. На их примере Пушкин медленно, но верно поясняет свой выбор эпиграфа:"Береги честь смолоду..." Это поговорка, продолжение которой звучит так:"...а кафтан с нову". Эта мудрость перемещается от строчки к строчке, от слова к слову, приобретая свои особые качества. И вот, мы видим уже не кафтан, а заячий тулупчик, который становится не просто подарком бродяге, а вещью, спасшей жизни более четырех человек. А честь незаметно вливается в разум читателя как одна из главных ценностей человека. Не это ли вершина мастерства писателя - влиять на людей так, чтобы они думали уже совершенно о другом? Раскрывать смысл одной маленькой фразы с помощью великолепного романа и удивлять людей символизмом?
Таково мое мнение, но есть ли в нем "белые пятна", решать вам. У главных героев романа "Капитанская дочка" имеется честь, как и у немногих личностей в современном мире. Входите ли вы в их число?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса