Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Черты семейного портретного сходства и различия курагиных. Семья курагиных в романе льва толстого "война и мир". Младший сын Анатоль

«Война и мир» - одно из самых монументальных произведений русской литературы и, без сомнения, лучшее творение Л.Н. Толстого. Роман охватывает промежуток времени почти в десятилетие, показывает судьбы целых поколений, и особое внимание в нём уделяется портретам семей. Крайне интересным представляется сравнение Болконских и Курагиных .

Несмотря на то, что оба семейства выходцы из дворянского рода, понятия о том, что есть семья и истинные ценности у Болконских и Курагиных сильно разнятся. Однако сначала о сходствах - помимо очевидного благородного происхождения их объединяет тот факт, что главы семейства остались без своих жён. И Василий Курагин, и Николай Болконский были вынуждены заботиться о детях самостоятельно. Всё бремя родительской опеки легло на их плечи, и они изо всех сил старались сделать так, чтобы их отпрыски были счастливы. Правда, представления о благах у них абсолютно разные.

Семья Болконских в романе представлена Николаем Болконским, его сыном Андреем и дочерью Марьей. Николай - человек военный, строгих нравов и жёсткой дисциплины, что проявляется во всём. Он искренне любит своих детей, но часто просто не умеет показывать эту любовь. Потому хоть его слова порой глубоко ранят их, и Марья, и Андрей знают, что на самом деле отец готов жизнь за них отдать, так же как отдал бы и за Родину.

Отношение к России занимает особое место. Несмотря на то, что Николай Болконский давно отошёл от военной службы, он не перестаёт переживать за судьбу государства и народа. Для него истинные ценности - это долг Родине, отвага, честь, следование традициям и сохранение чувства собственного достоинства.

Очень похож на отца князь Андрей. Он не искал лёгкой славы и денег, поэтому хоть у него и была возможность пойти в армию в более высоком звании, чем адъютант, он ею не воспользовался. Привык, как и отец, всего добиваться своим трудом. Чувство патриотизма Болконского было так велико, что он попросил Кутузова направить его в отряд, получивший смертельно опасно задание. Не мог князь Андрей находиться в стороне, хотел быть на передовой и вершить судьбу своей страны самостоятельно.

Всего себя отдавая России, Болконский был несколько скуп в проявлении чувств с родными. Перед «маленькой княгиней», как часто называл в романе Л.Н. Толстой Лизу Болконскую - жену князя, Андрей чувствует вину. Она подарила жизнь его сыну и умерла при этом. Однако встреча с Наташей Ростовой будто возродила в князе погасший огонь жизнелюбия, правда, именно в отношениях с ней ещё больше подчёркивалась натура Болконского. Они были совершенно разными.

Марья Болконская всегда видела смысл жизни в том, чтобы устроить чужое счастье. На протяжении романа она совершает много поступков во благо других, в чём-то жертвуя собственными интересами. Однако в конце её чрезвычайная доброта, кротость и добрый нрав были вознаграждены, и она обрела истинное женское счастье с Николаем - братом Наташи Ростовой. Ещё Марья очень религиозна, она верит в Бога и живёт по его заповедям.

Если в семье Болконских сосредоточены лучшие человеческие качества, то Курагины совсем другие. Василий - чиновник, а потому высокомерное отношение для него является поведенческой нормой. Он любит интриги, искусно их плетёт, чему обучил и всех детей. Пороки сопровождают Василия Курагина и всю его семью.

Поучая детей, он делает их себе подобными - завистливыми, алчными и готовыми на всё ради достижения своей цели. Лишь один из его детей, а именно Ипполит не слишком сведущ в светском обществе. Он, так же как и другие родственники горд и самоуверен, но это сочетается с глупостью, поэтому Ипполит часто становится предметом насмешек.

Другие дети Василия - Элен и Анатоль имели гораздо больший успех в свете. Элен - настоящая красавица, но душа её крайне уродлива. Обманом она завлекает Пьера Безухова в сети брака, а после изменяет ему с его же товарищем. Единственное, что интересует её - это деньги и любование собственной персоной.

Элен - настоящая распутница и хотя об этом знает весь свет, её охотно принимали на раутах. Анатоль под стать сестре производил настоящий фурор своим появлением. Дамский угодник, нарцисс, видящий жизнь лишь как череду сплошных удовольствий - вот те слова, которые точно характеризуют его. Для него нет понятия чести, оно просто пустой звук.

Сначала он разбивает сердце княжне Марье, когда обещав жениться, заводит интрижку с её же горничной, а после увлекает Наташу Ростову, прекрасно зная о том, что она обещана другому. В той ситуации, где Андрей Болконский проявил бы уважение и сохранил не только свои честь и достоинство, но других причастных к ней, Анатоль поступает иначе. Он идёт на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.

В романе «Война и мир» не существует двух более разных семей, чем Курагины и Болконские. Одни ратуют за честь, справедливость, помощь ближнему, олицетворяя всё самое лучшее, что есть в России и русских людях, другие же есть воплощение порока, всего самого дурного. Л.Н. Толстой чётко даёт понять, что есть истинные ценности и как он относится к ним.

Это прослеживает по судьбам героев. Ни один из семьи Курагиных никогда не был счастлив по-настоящему, и Элен, и Анатоль постигла весьма трагичная участь, в то время как семья Болконских обрела счастье. Некоторые познали его уже на пороге смерти, но даже это великая честь.

Писатель не зря так ярко обозначил черты самого доброго и светлого и противопоставил их всему плохому, Л.Н. Толстой будто хотел показать, что и представил семьи Курагиных, и представитель семьи Болконских есть в каждом из нас. Однако кем быть решать только самому человеку. Стоит только помнить о том, что всякое зло наказуемо, а добро - вознаграждено.

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Во всех больших произведениях Л. Н. Толстого семейная тема проходит красной нитью, но, пожалуй, только семья Курагиных в романе «Война и мир» вызывает столько отрицательных эмоций у читателя.

Характеристика и описание семейства Курагиных в романе «Война и мир»

Рассмотрим по пунктам, что представляет собой эта семья, какие у них цели, занятия, интересы, отношения между собой и к окружающим.

Где живут Курагины

Князь Василий, отец семейства, появляется в первых строчках романа в салоне Анны Шерер. Это кружок высшего света, место, где встречаются аристократы, приближенные к императору сановники. Все они имеют огромное влияние на судьбы страны.

Немыслимо представить, чтобы они жили где-либо еще, как не в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Кроме Анатоля Курагина, который «отослан» отцом в Москву за то, что тот стоил ему слишком многих денег — сорок тысяч рублей в год. В Москве Анатоль жил скромнее, в конно-гвардейских казармах.

Отношения в семье Курагиных между детьми

Младшее поколение князей Курагиных представляет собой тип светских, испорченных богатством и знатностью молодых людей. Они веселы и легки в общении, ими можно увлечься, но даже между собой они не способны на высокие чувства.

Анатоля и Элен связывает притяжение двух красивых, здоровых животных. Они симпатизируют друг другу и порой помогают «по-братски» в достижении своих страстей, связанных с похотью и деньгами. Каждый из них по-своему успешен: Анатоль – знаменитый в высшем обществе повеса, Элен – красавица и светская львица.

Они любуются друг другом и чувствуют практическую пользу – роль одного усиливает роль другого. Их взаимная симпатия даже вызвала нелицеприятные толки в свете (возможно, не без оснований, как намекает автор), отчасти из-за этого Анатоля и отправили в Москву.

Старшему сыну Ипполиту в романе уделено меньше внимания. Он изображен дегенератом, не способным на какие-либо искренние чувства. Все в нем напоказ, с самым уверенным видом он произносит совершенные глупости. Впрочем, это не мешает ему занимать дипломатический пост.

Его брат и сестра вполне довольны Ипполитом просто потому, что он Курагин, один из них. Они готовы были бы и посодействовать ему в карьере, если бы это потребовалось, потому что все Курагины должны жить хорошо и иметь приличное положение в обществе, иначе просто не мыслимо. К тому же брат и сестра ценят его за то, что он безвредный дурак, он им не опасен, как конкурент.

Проблема отцов и детей Курагиных

Отношение князя Василия к своим детям подкупает своей открытой, беззлобной циничностью. Анатоля он хочет выгодно женить, потому что тот слишком дорого ему обходится. Элен выдает замуж за Пьера, так как надеется и сам поживиться миллионами Безуховых.

Дети считают практицизм и бездуховность родителей нормой , они с полуслова понимают отца и способствуют всем его начинаниям.

Как это ни парадоксально, проблемы отцов и детей в семействе Курагиных нет. Здесь царит почти полная гармония. Почти — потому что, хотя нет идеологических противоречий между ними, но есть противоречия интересов на уровне богатства, знатности, удовольствий.

Княгиня Курагина (редко появляющийся в романе персонаж) мучается завистью к дочери, когда Элен вступает в «блестящий» брак с Пьером Безуховым. Анатоль злится на отца, когда тот не дает ему денег.

Отношение к слугам Курагиных

Для князей Курагиных слуги – это просто слуги, почти неодушевленные существа, призванные обеспечивать их комфорт. Князья не вступают с ними в человеческое общение, это «не комильфо».

Тон отношений с ними барски-презрительный. Это утвержденная форма общения, переступать за которую – табу.

Отношение к войне и Наполеону у Курагиных

Любые политические или религиозные взгляды во вселенной Курагиных не столь важны в сравнении с их личными интересами. Князь Василий в силу своего общественного положения высказывает некоторые политические воззрения, всегда близкие к общему направлению мыслей его окружения. Даже во время войны он ищет только собственную выгоду.

Ипполит способен рассказать патриотический анекдот, возвышающий его Государя над другими европейскими владыками. Перед войной он презрительно отзывался о Бонопарте, считая его недостойным выскочкой. Анатоль и Элен, младшие дети Курагиных, совершенно не интересовались политикой.

Когда началась война 12-го года, это коснулось всех русских людей. Но Курагины в ней хотели только выжить, что не всем удалось. Анатоль был ранен в битве при Бородино, ему ампутировали ногу, после чего он скончался. Элен сбегает за границу и впоследствии умирает от постыдной болезни.

Авторское отношение к Курагиным

Лев Николаевич, как антитезу другим героям, вывел в образах Курагиных беспринципных индивидуалистов. В дни тяжелых испытаний они оказались бесполезным и даже вредным грузом для Отечества. Народ победил Наполеона вопреки таким людям.

По глубокому убеждению Толстого, в семье должно быть теплое, человеческое начало, основанное на взаимной любви, терпении, бескорыстной помощи ближнему. Только такой союз можно называть истинной семьей.

Анализируя судьбы своих героев, Толстой приходит к выводу, что жизненная философия Курагиных ведет к гибели их самих и несет вред окружающим.

Анатоль соблазняет юную наивную Наташу, будучи сам женат, тем самым разрушив ее будущий брак с Андреем Болконским. Распутное поведение Элен приводит Пьера на грань жизни и смерти, а затем — к глубокому духовному кризису.

Сравнительная характеристика семей Болконских, Ростовых, Курагиных

Драматично и трогательно описаны семейные отношения Болконских. Старый грозный князь, которого и боятся, и искренно любят его дети. Трепетная Мари, обожающая своего брата. Когда Андрей Болконский осознает, что желает славы, людского почитания, он, пройдя суровые испытания, раскаивается в этом, меняет свою жизнь. Анатолю рефлексия вообще не свойственна. Он не только о других людях, но и о себе не задумывается.

Семейство Ростовых Толстой описал с особенным вниманием. Здесь царит любовь. Пылкая, обаятельная Наташа – душа этой семьи. Ее обожают даже слуги, несмотря на ее капризы.

Когда Николай, старший из детей Ростовых, проигравшись в карты, небрежно просит отца оплатить его долг, тот, смутившись, быстро соглашается. Через минуты, устыдившись своего поступка, Николай со слезами просит прощения. Такая сцена немыслима в семействе Курагиных.

Цитатная характеристика семьи Курагиных

Об Элен он говорит: «Где вы - там разврат, зло».

Глава семьи, князь Василий, так говорит о своих отпрысках: «Мои дети - обуза моего существования. Это мой крест». Ипполита он характеризует «покойным дураком» , а Анатоля, младшего сына, - «беспокойным» .

Цитата Элен из романа говорит сама за себя: «Я не такая дура, чтобы иметь детей».

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

В своем творчестве Лев Толстой часто обращается к теме семейных ценностей. Взаимоотношения родителей становятся моделью поведения для детей в будущем.

Образ и характеристика семьи Курагиных в романе «Война и мир» отражает неприемлемые нормы морали аристократического общества России начала XIX века.

Князь Василий

Старший Курагин занимал важное место при дворе Александра I. Отцу семейства было за 50 лет уже в начале повествования, он был дальним родственником Пьера Безухова, которого потом благополучно женил на своей дочери. Князь имел некоторое влияние при дворе, но тщательно экономил свои связи, старался подавать прошения в личных целях, часто отказывая просящим родственникам.

Чувствуя себя значительным человеком в высшем обществе, он всегда выражался изысканно покровительственным тоном. Василий Сергеевич был отличным чтецом, ему приходилось читать самой царице, поэтому везде князь держался уверенно, посещал вечера исключительно знатных особ, где мог встретить нужных ему людей.

Вельможа носил мундир со звездами и был всегда вымыт до блеска облысевшего лба. Походка была грациозной, движения свободные, даже фамильярные. Василий Сергеевич говорил басом, способным разрешить все проблемы, которые возникали у него на жизненном пути. Монотонная ленивая речь давала собеседнику понять, что князь говорит о том, о чем прекрасно осведомлен.

Опыт придворной жизни сделал Курагина самоуверенным, равнодушным к чужому горю, насмешливым ко всем, кто ниже его был по чину. Отеческие чувства мало волновали князя, он считал детей обузой жизни, обоих сыновей называл откровенно глупыми.

Князь Василий тщательно выбирает круг общения, стараясь проводить время в кругах, где много людей, выше его рангом. Как только выгодное знакомство появлялось на горизонте, Васили без промедления вступал в контакт, без подготовки и раздумий, стараясь не упустить представившейся случай. Каждую ситуацию, возникшую случайным образом, где можно было повернуть дела на свою пользу, герой использовал в полную силу.

Целью его жизни были новые более выгодные места по службе и нагрудные звезды, подчеркивающие статус и государственную важность.

Младший сын Анатоль

Парень обладал высоким ростом и красивой внешностью. Большие лучезарные глаза придавали лицу победоносное выражение, добродушное и веселое. Румянцы на щеках подчеркивали отменное здоровье кавалергарда. Черные брови указывали на молодецкую удаль. Копна русых волос соблазнительно спадала на белый, правильный лоб.

Сын учился за пределами России. Армейская карьера развивалась удачно при поддержке отца. Имея успех у женщин, Анатоль гордиться своей репутацией ловеласа. В женском обществе щеголь ведет себя свободно, может поддержать разговор на любую тему.

Петербург вскружил голову начинающему офицеру, он не пропускал ни одного кутежа у Долохова, был заводилой всех скандалов и приключений. Алкоголь будоражил кровь молодому человеку, в пьяном виде он был способный на любой поступок.

Младший Курагин мог позволить себе многое, не экономил на развлечениях, отец гневался на него за расточительство. Когда денег не хватало, Анатоль тот час одалживал большую сумму, полагаясь, что отец отдаст долги. Этого человека не волновало, что чувствуют люди вокруг него.

Сватаясь к Марье Болконской Курагин, не задумываясь о последствиях, флиртует с мадамузель Бурьен. Высокомерное отношение к женщинам не уменьшает их интерес к нему, как к знатному жениху. Он свел всех девиц с ума, сам был не против жениться с целью обогащения, высматривал партию с приданным.

В поле зрения попадает юная Наташа Ростова, которая, будучи помолвлена, ждала Андрея Болконского из Турции. Анатоль употребил все свое умение соблазнения девиц, чтобы завоевать расположение девушки. Влюбившись в подлого обманщика, Наташа решается с ним бежать. Побег сорвала Соня, Ростова узнала возмутительные подробности личной жизни несостоявшегося жениха. В результате алчного замысла помолвку с князем Болконским пришлось расторгнуть.

Оказалось, что два года назад Курагин женился в Польше под натиском родителей обесчещенной девушки. Сбежав от жены, Анатоль заплатил отцу за то, чтобы в России мало кто знал об этой оплошности.

Дочь Элен

Черноглазая красавица обладала античными формами и могла покорить любого мужчину. Девушка была модницей, знала толк в драгоценностях, пользовалась шикарным парфюмом. Княжна без труда обворожила молодого Пьера, наследника огромного состояния. Она разожгла в сердце юноши такую страсть, что он болезненно хотел обладать ею. С помощью отца княжна быстро стала графиней Безуховой, чтобы не упустить добычу.

Светскую львицу Элен знает весь Петербург, у нее огромное количество друзей. Графиню Безухову посещают послы других государств. Поклонники высшей аристократических кругов России прикладываются к ее руке. Но Толстой считает героиню глупой, может быть, потому что она не сумела прилично распорядиться своим положением, принести пользу обществу с высоты своего статуса.

Чувственная натура, она любит свое тело, ценит в жизни плотские удовольствия, шампанское и балы. Звезда приемов, украшение праздничного вечера, женщина смогла влюбить в себя даже принца. Это повод считать героиню умной, сам Румянцев посетил ее дом.

Любовникам Элен нет числа, через постель она устраивает карьеру мужа. Страсть заставляет женщину требовать у Пьера развод. Чтобы добиться своей цели, Курагина принимает католическую веру и ждет от Папы Римского разрешение расторгнуть брачные узы с графом Безуховым.

Внезапная болезнь приводит к скоропостижной кончине несчастной. Официально женщина ушла из жизни по причине воспаления легких, но ходили упорные слухи, что истинный диагноз относился к венерической теме и скрывался родственниками по причине стыда.

Сын Ипполит

Во времена Льва Толстого внешний вид старшего из сыновей князя выделялся из аристократической толпы. Парень тщательно следил за собой, придерживался модных тенденций, но носил вычурные вещи. Герой свои панталоны называл цвета испуганной нимфы.

Ипполит не знал, куда пристроить тонкие длинные конечности, которые, казалось, двигались самостоятельно. Стараясь придать умное выражение лицу, князь выглядел весьма глупо и смешно. Отец говорит о нем, как о спокойном дураке, по сравнению с буйным Анатолем.

Одно время Андрей Болконский ревновал героя к своей жене Лизе, хотя считал, что тот ведет себя в высшем обществе, как шут. Его речь выделяется французским акцентом, что часто встречалось в те времена в аристократических семьях. Представители знати говорили лучше на французском языке, чем на родном.

Ипполит хорошо владеет английским языком. Под протекцией отца князь строит карьеру посла.

Автор не распространяется о княгине матери, упоминая о ней только как о старой толстой женщине. Курагины лишены моральных ценностей, их жизненным приоритетом является личная выгода, обогащение и праздность.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса