Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Балетное творчество А. Хачатуряна как классический образец современной музыки. Виртуальный музей великого армянского композитора арама хачатуряна Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

БАЛЕТЫ

«ГАЯНЭ»

История этой партитуры восходит к сочиненному еще в 1939 г. балету «Счастье»…
«Приступая к сочинению своей первой балетной партитуры, я ровно ничего не знал о специфике балета как музыкального жанра. Уже в процессе работы я довольно быстро стал схватывать и осознавать его характерные особенности. В известной степени мне помогло, вероятно, то обстоятельство, что, как говорил еще Мясковский, в музыке Хачатуряна живет стихия танца…» Таково признание самого автора.
В дружеской беседе с композитором виднейший в то время политический деятель Анастас Микоян высказал пожелание создать к предстоящей Декаде армянского искусства балетный спектакль (он стал одним из первых в армянском музыкальном театре и первым из национальных балетов, показанных на предвоенных декадах). Идея эта вполне соответствовала собственным творческим устремлениям композитора. Тема балета родилась тогда же в беседе с Микояном, посоветовавшим Араму Хачатуряну встретиться с известным армянским режиссером Геворком Ованесяном, написавшим недавно балетное либретто «Счастье» о жизни и труде советских пограничников и колхозников.
Сроки были предельно сжатыми. Весну и лето 1939 г. Хачатурян провел в Армении, собирая фольклорный материал – здесь-то и началось глубочайшее изучение мелодий родного края. Это ему посоветовал писатель Максим Горький. При сугубой танцевальности музыки Хачатурян поставил перед собой задачу «симфонизировать» балет. Он хотел, чтобы песни, танцевальные мелодии, созданные народом органически вошли в балет, чтобы они были неотделимы от всей музыки балета. Таким образом, Хачатурян достаточно быстро осознал и сформулировал основные положения своей музыкально-хореографической эстетики.
Работа над партитурой «Счастье» продолжалась всего полгода. За репетиции взялся известный дирижер Константин Сараджев – ученик Артура Никиша.
Было сделано все, чтобы гастроли армянского театра оперы и балета имени Спендиарова – самого молодого в стране (ему было тогда еще 6 лет) – прошли в рамках армянской декады максимально успешно. К.Сараджев собрал великолепный оркестр. 24 октября 1939 г. балет «Счастье» был поставлен в Москве в Большом театре и буквально заворожил зрителей. Многие участники получили правительственные награды, а восторженные рецензии не переставали заполнять полосы газет.
Однако это не мешало композитору трезво осознавать некоторые слабые стороны своего сочинения. Либретто также страдало недостатками. И, тем не менее, «Счастье» оказалось хорошим трамплином для подлинного расцвета хачатуряновского балетного мастерства. Вскоре руководство Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова предложило поставить на своей сцене спектакль «Счастье» с новым либретто…
В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена»…
Завершилось все созданием балета «Гаянэ», но было это уже в годы Второй мировой войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор:
«Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве – пище духовной, нуждались все – и фронт, и тыл. И мы – артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» – единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»
«Танец с саблями», по признанию самого автора, родился случайно. После завершения партитуры «Гаянэ» начались репетиции. Хачатуряна вызвал директор театра и сказал, что в последнем акте надо бы добавить танец. Композитор взялся за это неохотно – он считал балет оконченным. Но раздумывать над этой мыслью все-таки начал. «Танец должен быть быстрым, – воинственным. – вспоминает Хачатурян. – Руки словно в нетерпении взяли аккорд и я начал в разбивку играть его как остинатную, повторяющуюся фигуру. Нужен был резкий сдвиг – я взял вводный тон наверху. Что-то меня «зацепило» – ага, повторим в другой тональности! Начало положено! Теперь нужен контраст… В третьей картине балета у меня есть напевная тема, лирический танец. Я соединил воинственное начало с этой темой – ее играет саксофон – а потом вернулся к началу, но уже в новом качестве. Сел за работу в 3 часа дня, а к 2-м часам ночи все было готово. В 11 часов утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день уже была генеральная…»
Балет «Гаянэ» на либретто К.Державина, был поставлен Н.Анисимовой в декабре 1942 года – когда разворачивалась грандиозная эпопея под Сталинградом. Постановка состоялась в Молотове, куда был эвакуирован Ленинградский театр имени Кирова. Дирижировавший на премьере балетом П.Фельдт превзошел, как писали рецензенты, самого себя. «Фельдт особенно порадовал той вдохновенной горячностью, – отмечал композитор Дмитрий Кабалевский, – которой ему, как талантливому балетному дирижеру, подчас недоставало»…
Смотрите ли вы «Гаянэ» в театре, слушаете ли эту музыку в концерте или грамзаписи, впечатление от нее рождается как-то сразу и надолго остается в памяти. Имеющая мало аналогов в истории музыки щедрость Арама Хачатуряна – щедрость мелодическая и оркестровая, ладовая и гармоническая, щедрость, связанная с широчайшей гаммой мыслей и чувств, которые воплощены в партитуре.
Мировой известности музыки «Гаянэ» способствовали три симфонические сюиты, скомпонованные Хачатуряном из партитуры балета.
«В мои воспоминания прочно врезался вечер первого исполнения Первой сюиты из «Гаянэ», – рассказывает певица Н.Шпиллер, – оркестром Всесоюзного радио дирижировал Голованов. Ни до, ни после этого дня – было это 3 октября 1943 года – мне не приходилось слышать такого шквала аплодисментов, такого безоговорочного всеобщего успеха нового произведения, как тогда в Колонном Зале Дома союзов.»
Через 6 лет столь же единодушный успех музыки «Гаянэ» на другом конце земли рад был констатировать великий композитор ХХ столетия Дмитрий Шостакович – в Нью-Йорке, на Всеамериканском конгрессе деятелей науки и культуры в защиту мира, где партитура «Гаянэ» прозвучала под управлением выдающегося дирижера Стоковского.
За музыку к балету «Гаяне» Арам Хачатурян был удостоен сталинской премии I степени.

А. И. Хачатурян «Гаянэ»

Балет в четырёх действиях

Осенью 1941 года А. Хачатурян приступает к работе над партитурой нового балета. Работа протекала в тесном содружестве с Ленинградским театром оперы и балета, находившимся в то время в Перми. Премьера состоялась 3 декабря 1942 года и имела большой успех.

В 1957 году в Большом театре в Москве была осуществлена новая постановка балета. Было изменено либретто, и Хачатурян переписал более половины прежней музыки. Балет вошел в историю балетного искусства нашей страны. Музыка к нему легла в основу трёх больших симфонических сюит, а отдельные номера сюит, например «Танец с саблями», приобрели мировую известность.

Балет «Гаянэ» - произведение глубоко народное по духу, цельное по музыкальному языку, отмеченное необыкновенной красочностью инструментовки.

Сюжет:

Гаянэ, дочь председателя колхоза Ованеса, помогает поймать и обезвредить Неизвестного, тайно проникшего на территорию Армении с целью выкрасть секреты геологов. В этом ей помогают друзья и любящий Гаянэ Армен. Соперник Армена Гико расплачивается жизнью за невольное содействие врагу.

Художник Н. Альтман, дирижер П. Фельдт.

Премьера состоялась 9 декабря 1942 года в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр), город Молотов (Пермь).

Действующие лица:

  • Ованес, председатель колхоза
  • Гаянэ, его дочь
  • Армен, чабан
  • Нунэ, колхозница
  • Карен, колхозник
  • Казаков, начальник экспедиции
  • Неизвестный
  • Гико, колхозник
  • Айша, колхозница
  • Агроном, колхозники, геологи, пограничники и начальник пограничной охраны

Действие происходит в Армении в 1930-е годы XX века.

Темная ночь. В густой сетке дождя возникает фигура неизвестного. Настороженно прислушиваясь и озираясь, он освобождается от парашютных строп. Сверившись с картой, он убеждается в том, что находится у цели. Дождь стихает. Далеко в горах мерцают огни селения. Незнакомец сбрасывает комбинезон и остается в гимнастерке с нашивками за ранение. Сильно прихрамывая, он уходит в сторону селения.

1. Солнечное утро. В колхозных садах кипит весенняя работа. Не торопясь, лениво идет на работу Гико. Спешат девушки лучшей бригады колхоза. С ними бригадир - молодая веселая Гаянэ. Гико останавливает ее, говорит о своей любви, хочет обнять. На дороге показывается молодой чабан Армен. Гаянэ радостно бежит ему навстречу. Высоко в горах, у становища чабанов Армен нашел куски руды и показывает их Гаянэ. Гико ревниво наблюдает за ними.

В часы отдыха колхозники затевают пляски. Гико хочет, чтобы Гаянэ танцевала с ним, пытается обнять. Армен ограждает девушку от назойливых ухаживаний. Гико взбешен и ищет повода для ссоры. Схватив корзину с саженцами, Гико с яростью швыряет ее, с кулаками кидается на Армена. Между ними становится Гаянэ и требует, чтобы Гико ушел.

Прибегает молодой колхозник Карен и сообщает о приезде гостей. В сад входит группа геологов во главе с начальником экспедиции Казаковым. За ними следует неизвестный. Он нанялся донести багаж геологов и остался с ними. Колхозники радушно приветствуют приезжих. Неугомонные Нунэ и Карен начинают пляску в честь гостей. Танцует и Гаянэ. С восхищением следят гости за пляской Армена. Раздается сигнал к началу работы. Ованес показывает приезжим сады. Гаянэ остается одна. Она любуется далекими горами и садами родного колхоза.

Возвращаются геологи. Армен показывает им руду. Находка чабана заинтересовала геологов и они собираются в разведку. Армен берется их сопровождать. За ними следит неизвестный. Гаянэ нежно прощается с Арменом. Гико, увидев это, охвачен ревностью. Неизвестный сочувствует Гико и предлагает дружбу и помощь.

2. После работы у Гаянэ собрались друзья. Входит Казаков. Гаянэ и ее подруги показывают Казакову вытканный ими ковер, затевают игру в жмурки. Приходит пьяный Гико. Колхозники советуют ему уйти. Проводив гостей, председатель колхоза пытается поговорить с Гико, но тот не слушает и назойливо пристает к Гаянэ. Девушка в гневе прогоняет Гико.

Из похода возвращаются геологи и Армен. Находка Армена - не случайность. В горах обнаружено месторождение редкого металла. Задержавшийся в комнате Гико, становится свидетелем разговора. Геологи собираются в путь. Армен с нежностью дарит Гаянэ цветок, принесенный с горного склона. Это видит Гико, проходя с неизвестным мимо окон. Вместе с экспедицией отправляются в путь Армен и Ованес. Казаков просит Гаянэ сохранить мешок с образцами руды.

Ночь. В дом Гаянэ входит неизвестный. Он притворяется больным и в изнеможении падает. Гаянэ помогает ему подняться и спешит за водой. Оставшись один, он начинает искать материалы геологической экспедиции. Возвратившаяся Гаянэ понимает, что перед ней враг. Угрожая, неизвестный требует от Гаянэ выдачи материалов. Во время схватки падает ковер, закрывающий нишу. Там мешок с кусками руды. Неизвестный берет мешок, связывает Гаянэ и поджигает дом. Огонь и дым наполняют комнату. В окно вскакивает Гико. На его лице ужас и смятение. Увидев палку, забытую неизвестным Гико понимает, что преступник - его недавний знакомый. Гико выносит Гаянэ из объятого пламенем дома.

3. Звездная ночь. Высоко в горах расположилось становище колхозных чабанов. Проходит наряд пограничников. Чабан Измаил развлекает свою любимую Айшу игрой на свирели. Айша начинает плавный танец. Собираются пастухи. Приходит Армен, он привел геологов. Здесь, у подножия скалы, он нашел руду. Чабаны исполняют народный танец «Хочари». Их сменяет Армен. Горящие факелы в его руках разрезают ночную мглу.

Приходит группа горцев и пограничников. Горцы несут найденный ими парашют. На советскую землю проник враг! Над долиной занялось зарево. В селении пожар! Все устремляются туда.

Бушует пламя. В его отблесках мелькнула фигура неизвестного. Он пытается скрыться, но со всех сторон к горящему дому бегут колхозники. Неизвестный прячет мешок и теряется в толпе. Толпа схлынула. Неизвестный настигает Гико, просит его молчать и за это дает пачку денег. Гико швыряет деньги ему в лицо и хочет задержать преступника. Гико ранен, но продолжает бороться. На помощь прибегает Гаянэ. Гико падает. Враг направляет оружие на Гаянэ. Подоспевший Армен выхватывает револьвер у врага, которого окружают пограничники.

4. Осень. В колхозе собрали обильный урожай. Все сходятся на праздник. Армен спешит к Гаянэ. Армена останавливает детвора и затевает вокруг него танец. Колхозники несут корзины с фруктами, кувшины с вином. Прибывают приглашенные на праздник гости из братских республик - русские, украинцы, грузины. Наконец Армен видит Гаянэ. Радостью и счастьем полна их встреча. На площадь стекается народ. Здесь и старые друзья колхозников - геологи и пограничники. Лучшей бригаде вручают знамя. Казаков просит Ованеса отпустить Армена учиться. Ованес соглашается. Один танец сменяется другим. Ударяя в звонкие бубны, танцуют Нунэ и ее подруги. Гости исполняют свои национальные пляски - русскую, лихой украинский гопак.

Тут же на площади накрыты столы. С поднятыми бокалами все славят свободный труд, нерушимую дружбу советских народов, прекрасную Родину.

В конце 1930-х годов Арам Хачатурян (1903-1978) получил заказ на музыку к балету «Счастье». Спектакль с традиционным для того времени сюжетом о счастливой жизни «под сталинским солнцем» готовился к Декаде армянского искусства в Москве. Хачатурян вспоминал: «Весну и лето 1939 года я провел в Армении, собирая материал для будущего балета „Счастье". Здесь-то и началось глубочайшее изучение мелодий родного края, народного творчества». Через полгода, в сентябре, балет поставили в Армянском театре оперы и балета им. А. А. Спендиарова, а через месяц показали в Москве. Несмотря на большой успех, были отмечены недостатки в сценарной и музыкальной драматургии.

Через несколько лет композитор вернулся к работе над музыкой, ориентируясь на новое либретто, написанное Константином Державиным (1903-1956). Переработанный балет, названный по имени главной героини «Гаянэ», готовился к постановке в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова, но начавшаяся Великая Отечественная война поломала все планы. Театр был эвакуирован в город Молотов (Пермь), куда для продолжения работы приехал композитор.

«Осенью 1941 года я вернулся к работе над балетом,- вспоминал Хачатурян. - Сегодня может показаться странным, что в те дни суровых испытаний могла идти речь о балетном спектакле. Война и балет? Понятия действительно несовместимые. Но как показала жизнь, в моем замысле отобразить тему великого всенародного подъема, единения людей перед лицом грозного нашествия не было ничего странного. Балет был задуман как патриотический спектакль, утверждающий тему любви и верности Родине. По просьбе театра уже после окончания партитуры я дописал „Танец курдов" - тот самый, который стал позднее называться „Танцем с саблями". Я начал сочинять его в три часа дня и, не отрываясь, работал до двух часов ночи. Утром следующего дня были переписаны оркестровые голоса, и состоялась репетиция, а вечером - генеральная репетиция всего балета. „Танец с саблями" сразу же произвел впечатление и на оркестр, и на балет, и на присутствующих в зале».

Первыми исполнителями успешной премьеры в Молотове были Наталья Дудинская (Гаянэ), Константин Сергеев (Армен), Борис Шавров (Гико).

Музыка к балетам «Гаянэ» и «Спартак» относится к числу лучших произведений Хачатуряна. Музыка «Гаянэ» отличается широким симфоническим развитием с использованием лейтмотивов, ярким национальным колоритом, темпераментом и красочностью. Она органично включает в себя подлинные армянские мелодии. Запоминается проникнутая нежным чувством колыбельная Гаянэ. Многие десятилетия настоящим шлягером был полный огня и мужественной силы «Танец с саблями», напоминающий «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Постоянный втаптывающий ритм, острые гармонии, вихревой темп помогают созданию яркого образа сильного, смелого народа.

Музыковед Софья Катонова писала: «Заслугой Хачатуряна явилось как воспроизведение характерных традиций и жанров древнего армянского искусства, так и передача их в специфическом стиле народного исполнения. Композитору важно было, обращаясь в „Гаянэ" к современной теме, запечатлеть не только достоверные черты эпохи, но и облик, и психический склад своей нации, заимствуя ее вдохновенную творческую манеру отражения окружающей жизни».

Балетмейстер спектакля «Гаянэ» Нина Анисимова (1909-1979) была ученицей прославленной Агриппины Вагановой, выдающейся характерной танцовщицей Кировского театра с 1929 по 1958 год. До работы над «Гаянэ» Анисимова имела опыт постановки только нескольких концертных номеров.

«Обращение театра к этому музыкальному произведению, - писала балетовед Мариэтта Франгопуло, - выражало устремления советского хореографического искусства к воплощению героических образов и, в связи с этим, обращение к большим симфоническим формам. Яркая музыка Хачатуряна, полная драматизма и лирических звучаний, изобилует армянскими народными мелодиями, развитыми в приемах широкой симфонической разработки. На сочетании этих двух начал создал свою музыку Хачатурян. Анисимова поставила перед собой аналогичную задачу. „Гаянэ" - спектакль богатого музыкального и хореографического содержания. Некоторые балетные номера - такие, как дуэт Нунэ и Карена, вариация Нунэ, - вошли впоследствии в состав многих концертных программ, точно так же, как и „Танец с саблями", музыка которого часто исполняется по радио. Однако неполноценность драматургии балета в большой мере ослабляла его воздействие на зрителя, что приводило к необходимости несколько раз перерабатывать либретто и в соответствии с этим и сценический облик спектакля».

Первые изменения в сюжетной основе произошли уже в 1945 году, когда Кировский театр, вернувшись в Ленинград, доработал «Гаянэ». В спектакле исчез пролог, число диверсантов увеличилось до трех, Гико стал мужем Гаянэ. Появились новые герои - Нунэ и Карэн, их первыми исполнителями стали Татьяна Вечеслова и Николай Зубковский. Сменилась и сценография, новым художником стал Вадим Рындин. Спектакль перерабатывался в том же театре в 1952 году.

В 1957 году балет «Гаянэ» был поставлен в Большом театре с новым иллюстративно-натуралистическим сценарием Бориса Плетнева (3 акта, 7 картин с прологом). Балетмейстер Василий Вайнонен, режиссер Эмиль Каплан, художник Вадим Рындин, дирижер Юрий Файер. Главные партии на премьере танцевали Раиса Стручкова и Юрий Кондратов.

До конца 1970-х годов балет успешно шел на советских и зарубежных сценах. Из интересных решений следует отметить дипломный спектакль Бориса Эйфмана (1972) в ленинградском Малом театре оперы и балета (позже новые редакции балета хореограф создал в Риге и Варшаве). Балетмейстер, с согласия автора музыки, отказался от шпионов и сцен ревности и предложил зрителю социальную драму. Сюжет повествовал о первых годах становления советской власти в Армении. Муж Гаянэ Гико - сын кулака Мацака - не может предать отца. Гаянэ, выросшая в бедной семье, искренне любит мужа, но поддерживает новую власть, возглавляемую Арменом. Запомнилось, как «красный клин» комсомольцев «исторически обусловленно» давил Мацака. Уступкой старым стереотипам стало убийство отцом-богатеем родного сына. Премьеру танцевали Татьяна Фесенко (Гаянэ), Анатолий Сидоров (Армен), Василий Островский (Гико), Герман Замуэль (Мацак). Спектакль выдержал 173 представления.

В XXI веке балет «Гаянэ» исчез со сцен театров - прежде всего из-за неудачного сценария. Отдельные сцены и номера спектакля Нины Анисимовой продолжают ежегодно исполняться в выпускных спектаклях Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. «Танец с саблями» остается нередким гостем на концертных эстрадах.

А. Деген, И. Ступников

А. Хачатурян балет «Гаянэ»

Балет «Гаянэ» стоит особняком не только в музыкальном наследии А.И. Хачатуряна , но и в истории балетного театра. Это яркий пример произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок. При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь, перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии. Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какую сторону ни менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.

Краткое содержание балета Хачатуряна «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Ованес руководитель колхоза
бригадир лучшей колхозной бригады, дочь Ованеса
Армен возлюбленный Гаянэ
Гико соперник Армена
Нунэ подруга Гаянэ
Карен работник колхоза
Казаков начальник группы геологов
Неизвестный

Краткое содержание «Гаянэ»


Сюжет разворачивается в 30-е годы XX века в Армении, недалеко от границы. Темной ночью недалеко от горного селения появляется Неизвестный, который замышляет диверсию. Утром жители селения отправляются на работу в сад. Среди них бригадир девичьей колхозной бригады красавица Гаянэ, в которую влюблены двое молодых людей - Гико и Армен. Гико пытается рассказать девушке о своих чувствах, но она отвергает его притязания.

В село приезжают геологи во главе с начальником группы Казаковым, среди них мелькает фигура Неизвестного. Армен показывает Казакову и его товарищам кусочки руды, случайно найденные им в предгорьях, и провожает группу к этому месту. Выясняется, что ему удалось обнаружить залежи редкого металла. Когда об этом узнает Неизвестный, он проникает в дом Ованеса, где остановились геологи, желая похитить документы и образцы руды. На месте преступления его застает Гаянэ. Чтобы замести следы, Неизвестный поджигает дом, где находится девушка. Но Гико спасает Гаянэ и разоблачает незнакомца, которого забирают подоспевшие пограничники. Апофеозом балета становится общий праздник, на котором все персонажи восславляют дружбу народов и Родину.



В современной версии балета от первоначального замысла остался только любовный треугольник Гаянэ, Армена и Гико. События происходят в армянской деревне. Среди ее жителей - юная красавица Гаянэ, в которую влюблен Армен. Их любовь хочет разбить неудачливый соперник Армена Гико. Он всеми силами старается завоевать расположение девушки. Это ему не удается, и он решается на месть. Гико устраивает похищение красавицы, но слух о злодеянии быстро расходится по всему селению. Возмущенные жители помогают Армену найти и освободить Гаянэ, а Гико вынужден спасаться бегством от презрения односельчан. Балет заканчивается веселой свадьбой, на которой все танцуют и веселятся.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
35 мин. 35 мин. 25 мин.

Фото :

Интересные факты:

  • Автор признавался, что «Гаянэ» занимает особенное место в его сердце и творчестве, поскольку это «единственный балет на советскую тему, 25 лет не сходивший со сцены».
  • Танцевальный дивертисмент, куда входят «Танец с саблями», «Лезгинка», «Колыбельная» и другие номера из балета, почти 50 лет оставался непременной частью спектаклей выпускников Академии русского балета им. Вагановой.
  • Популярнейшего во всем мире «Танца с саблями» изначально в партитуре «Гаянэ» не было. Но незадолго до премьеры директор театра попросил Хачатуряна добавить в заключительный акт танцевальный номер. Композитор сначала наотрез отказался, но потом передумал и всего за 11 часов смог создать настоящий шедевр. Отдавая хореографу партитуру этого номера, он в сердцах написал на титульном листе: «Черт возьми, в угоду балету!»
  • Современники утверждали, что зажигательный «Танец с саблями » даже Сталина заставлял всякий раз притоптывать в такт ритму - поэтому произведение звучало по радио почти каждый день.
  • Музыка к балету «Гаянэ» принесла ее автору Араму Хачатуряну высокую награду - Сталинскую премию I степени.
  • Всемирную известность музыке «Гаянэ» принесли три симфонические сюиты, которые Хачатурян «выкроил» из балетной партитуры.
  • «Танец с саблями» стал самой узнаваемой музыкой из балета «Гаянэ». В США Хачатуряна стали называть «мистер Сэйбрданс» («мистер Танец-с-саблями»). Его мотив можно услышать в фильмах, мультфильмах, программах фигуристов. С 1948 г. он звучал в американских музыкальных автоматах и стал первой записью Чикагского симфонического оркестра.
  • Два главных создателя первой версии балета «Гаянэ» либреттист Константин Державин и хореограф Нина Анисимова составляли не просто творческий тандем, а были семейной парой.
  • В 1938 году в жизни будущего постановщика «Гаянэ» Нины Анисимовой наступила черная полоса. Ее, танцовщицу с мировым именем, обвинили в том, что она участвовала на театральных банкетах, гостями которых часто становились представители иностранных делегаций, и осудили на 5 лет с отбыванием наказания в Карагандинском трудовом лагере. Ее спас муж - либреттист Константин Державин, не побоявшийся заступиться за танцовщицу.
  • В 40-70-е годы прошлого века балет «Гаянэ» можно было увидеть на зарубежных театральных подмостках. За этот период спектакль неоднократно ставился в ГДР, ФРГ, Чехословакии, Болгарии, Польше.
  • Мотив «Танца с саблями» можно услышать в мультипликационном сериале «Симпсоны», в мультфильме «Мадагаскар 3», шестом выпуске мультфильма «Ну, погоди!», в кинофильмах «Властелин любви», «Бумажные птицы», «Город призраков», «Бестолковая защита», «Простое желание», «Хижина дяди Тома», «Сумеречная зона» и других.

Популярные номера из балета «Гаянэ»

Танец с саблями - слушать

Лезгинка - слушать

Вальс - слушать

Колыбельная - слушать

История создания «Гаянэ»

Впервые увлекся балетной темой в 1939 году. Поводом для этого стала дружеская беседа композитора с советским партийным деятелем Анастасом Микояном, который в преддверии декады армянского искусства высказал мысль о необходимости появления национального армянского балета. Хачатурян с энтузиазмом окунулся в рабочий процесс.

Перед композитором стояла непростая задача - написать музыку, которая стала бы благодатной основой для хореографической постановки и одновременно обладала хорошо узнаваемым национальным своеобразием. Так появился балет «Счастье». Либретто к нему написал Геворк Ованесян. Глубокое погружение в мир национальной музыкальной культуры, ритмы и мелодии армянского народа вкупе с самобытным талантом композитора сделали свое дело: спектакль, поставленный в Армянском театре оперы и балета, привезли в Москву, где он прошел с большим успехом. Однако критики не преминули указать на минусы «Счастья», в первую очередь - драматургию, которая оказалась гораздо слабее музыки. Лучше всех осознавал это сам композитор.


В 1941 году он, по предложению руководства Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, начал работать над обновленной версией балета с другим либретто, написанным известным литературоведом и театральным критиком Константином Державиным. Многие фрагменты партитуры он оставил в неприкосновенности, сохранив все самые интересные находки, отличавшие первую редакцию. Новый балет получил название «Гаянэ» - в честь главной героини, и именно этот спектакль перенял эстафетную палочку «Счастья» в сохранении традиций армянской национальной музыки и культуры на балетной сцене. Работа над «Гаянэ» началась в Ленинграде, а продолжилась уже в Перми, куда с началом войны композитор был отправлен в эвакуацию, как и театральная труппа Кировского театра. Условия, в которых рождалось новое музыкальное детище Хачатуряна, соответствовали суровому военному времени. Композитор работал в холодном гостиничном номере, где из обстановки находились только кровать, стол, табурет и фортепиано. В 1942 году 700 страниц балетной партитуры были готовы.

Постановки


Премьерный показ «Гаянэ» выпал на 9 декабря 1942 года. В эти дни на фронте разворачивалось героическое сражение за Сталинград. Но зал Пермского театра оперы и балета был полон. Действо, разворачивающееся на сцене под жизнеутверждающую музыку Хачатуряна, укрепляло в душах зрителей веру в победу. В качестве постановщика четырехактного спектакля дебютировала Нина Анисимова - одна из ярчайших танцовщиц характерного плана Кировского (ныне -Мариинского) театра, учившаяся у самой Агриппины Вагановой. Блестящая школа, глубокое понимание природы национального танца и безупречное чувство стиля позволили Нине Александровне создать спектакль, который закрепился в репертуаре театра на долгие годы. У Анисимовой с самого начала работы над балетом была мечта «создать свою Армению». Для этой цели она пригласила армянского танцовщика, который показал ей элементы народного армянского танца.

Исполнительский состав премьерного спектакля был поистине звездным. В роли Гаянэ на сцену вышла прима театра и любимица публики Наталия Дудинская, ее партнерами были Константин Сергеев, Николай Зубковский, Татьяна Вечеслова, Борис Шавров. Успех премьеры был обусловлен не только талантом артистов, но и драматургией спектакля, лейтмотивом которого являлась защита родной земли от врагов.

После возвращения в Ленинград в 1945 году Кировский театр показал «Гаянэ» на родной сцене, но уже с некоторыми сюжетными изменениями и обновленной сценографией, созданной художником Вадимом Рындиным. В 1952 году спектакль был еще раз переработан.

22 мая 1957 года премьерный показ балета «Гаянэ» прошел в Большом театре. Постановщик Василий Вайнонен, опирающийся на предложенное либретто Бориса Плетнева, сделал из оригинальной четырехактной версии балет, состоящий из пролога, 3 актов и 7 картин. Для этой редакции балета Хачатурян переработал почти треть написанной до этого музыки. Партии Гаянэ и Армена с блеском исполнили солисты Большого Раиса Стручкова и Юрий Кондратов. Всего на сцене Большого балет «Гаянэ» пережил три редакции. Последняя из них увидела свет в 1984 году.

До начала 1980-х годов балет с неизменным успехом шел на сценах отечественных и зарубежных театров. Одно из самых интересных художественных решений предложил Борис Эйфмана, поставивший «Гаянэ» в качестве своего дипломного спектакля в 1972 г. на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета. Хореограф-постановщик сосредоточил внимание на социальной драме. Историческим фоном для сюжета был выбран период становления советских порядков в Армении. Гико в этой версии превратился в мужа Гаянэ. Будучи сыном кулака Мацака, он не может отречься от отца. Его жена Гаянэ происходит из бедной семьи, и ей приходится выбирать между любовью к мужу и своими убеждениями. Главная героиня делает выбор в пользу новой власти, которую в балете представляет Армен. Спектакль в художественной интерпретации Эйфмана насчитывает 173 показа.

В XXI веке балет «Гаянэ» фактически исчез со сцены. Главной причиной тому стал сценарий, утративший социальную актуальность. Но «Гаянэ» по-прежнему остается одним из главных культурных символов Армении. В репертуаре Армянского академического театра оперы и балета им. Спендиарова балет Хачатуряна занимает почетное место. Спектакль, поставленный народным артистом Армении Виленом Галстяном, имел огромный успех не только в России, но и за рубежом -в Египте, Турции, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах. В 2014 году балет «Гаянэ», почти после полувекового перерыва, был показан в Мариинском театре в Петербурге, откуда 50 с лишним лет назад начался большой путь спектакля по театральным сценам мира. Галстян, выступивший в данном случае еще и в роли сценариста, убрал из либретто все сюжетные линии, связанные с политическими мотивами. От первоначального балета остались только трогающая душу история любви и завораживающая своей энергетикой музыка Арама Хачатуряна.

Отдельные танцевальные номера, написанные композитором для «», - такие, как «Лезгинка», «Вальс», «Колыбельная» и, конечно, непревзойденный «Танец с саблями », - давно перешагнули рамки балета и обрели самостоятельную жизнь. Они являются украшением многих концертов, их танцуют на всех сценических площадках мира, и популярность их с годами только растет. В их самобытной музыке и хореографии есть глубина, искренность, страсть, любовь - все, что близко и понятно каждому человеческому сердцу.

Видео: смотреть балет «Гаянэ» Хачатуряна

Страница 1

Балет «Гаянэ» был написан Хачатуряном в 1942 году. В суровые дни ВОВ музыка «Гаянэ» прозвучала как яркая и жизнеутверждающая повесть. Незадолго до «Гаянэ» Хачатурян написал балет «Счастье». В иной сюжетной линии раскрывающей те же образы, балет явился как бы эскизом к «Гаянэ» по теме и по музыке: лучшие номера из «Счастья» композитор ввел в «Гаянэ».

Создание «Гаянэ», одного из прекрасных сочинений Арама Хачатуряна, было подготовлено не только первым балетом. Тема счастья человека – его живой творческой энергии, полноты его мироощущения раскрывалась Хачатуряном и в произведениях иных жанров. С другой стороны, симфоничность музыкального мышления композитора, яркая красочность и образность его музыки.

Либретто «Гаянэ», написанное К. Державиным, повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает новую, счастливую жизнь.

1 действие.

На хлопковых полях армянского колхоза идет сбор нового урожая. Среди самых лучших, активных работников – колхозница Гаянэ. Муж её, Гико, бросает работу в колхозе и требует этого же от Гаянэ, которая отказывается исполнить его требование. Колхозники изгоняют Гико из своей среды. Свидетелем этой сцены является приехавший в колхоз начальник пограничного отряда Казаков.

2 действие.

Родные и друзья стараются развлечь Гаянэ. Появление Гико в доме заставляет гостей разойтись. К Гико являются 3 незнакомца. Гаянэ узнает о связи мужа с диверсантами и о его намерении поджечь колхоз. Попытки Гаянэ предотвратить преступный замысел тщетны.

3 действие.

Гордое становище курдов. Молодая девушка Айша ждет своего возлюбленного Армена (брат Гаянэ). Свидание Армена и Айши прервано появлением трех незнакомцев, ищущих дорогу к границе. Армен, вызвавшись быть их проводником, посылает за отрядом Казакова. Диверсанты задержаны.

Вдали вспыхивает пламя пожара – это горит подожженный колхоз. Казаков с отрядом и курды спешат на помощь колхозникам.

4 действие.

Возрожденный из пепла колхоз готовится вновь начать свою трудовую жизнь. По этому поводу в колхозе праздник. С новой жизнью колхоза начинается и новая жизнь Гаянэ. В борьбе с мужем-дезертиром она утвердила свое право на самостоятельную трудовую жизнь. Теперь Гаянэ узнала и новое, светлое чувство любви. Праздник заканчивается объявлением о предстоящей свадьбе Гаянэ и Казакова.

Действие балета развивается по двум основным направлениям: драма Гаянэ, картины народной жизни. Как и во всех лучших произведениях Хачатуряна, музыка «Гаянэ» глубоко и органично связана с музыкальной культурой закавказских народов и больше всего – родного ему армянского народа.

Хачатурян вводит в балет несколько подлинных народных мелодий. Они используются композитором не только как яркий и выразительный мелодический материал, а в соответствии с тем значением, какое они имеют в народном быту.

Композиционные и музыкально-драматургические приемы, применяемые Хачатуряном в «Гаянэ», чрезвычайно разнообразны. Преобладающее значение в балете приобретают цельные, обобщенные музыкальные характеристики: портретные зарисовки, народно-бытовые, жанровые картинки, картинки природы. Им соответствуют законченные, замкнутые музыкальные номера, в последовательном изложении которых нередко складываются яркие сюитно-симфонические циклы. Логика развития, объединяющего самостоятельные музыкальные образы в единое целое, в разных случаях различна. Так, в финальной картинке большой цикл танцев объединен происходящим праздником. В некоторых случаях чередование номеров строится на образных, эмоциональных контрастах лирического и веселого, стремительного или энергичного, мужественного, жанрового и драматического.

Четко дифференцированы музыкально-драматургические средства и в характеристиках действующих лиц: цельным портретным зарисовкам эпизодических персонажей противопоставлено сквозное драматическое музыкальное развитие в партии Гаянэ; разнообразным танцевальным ритмам, лежащим в основе музыкальных портретов друзей и родных Гаянэ, противостоит импровизационно-свободная, лирически насыщенная мелодика Гаянэ.

Хачатурян последовательно проводит в отношении каждого из действующих лиц принцип лейтмотивов, что сообщает образам и всему произведению музыкальную ценность и сценическую конкретность. Благодаря многообразию и развитию мелодий Гаянэ музыкальный образ её приобретает гораздо большую гибкость в сравнении с другими персонажами балета. Образ Гаянэ раскрыт композитором в последовательном развитии, по мере эволюции её чувств: от затаенной скорби («Танец Гаянэ», № 6) и первых проблесков нового чувства («Танец Гаянэ», № 8), через полную драматизма борьбу (2 действие) – к новому светлому чувству, новой жизни (вступление к 4 действие, № 26).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса