Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Аргументы по поэзии. Ребенок и поэзия

Когда в самом раннем детстве, родители начинают читать своему малышу маленькие стишки и поэмы, они делают для него одно из самых важных вещей в жизни, которые обязательно пригодятся. Они показывают всю красоту мира поэзии, прививают чувство любви к национальному языку и традициям. Но иногда, не смотря на старания родителей, им не удается задуманное – малыш не любит поэзию. Главное – не паниковать. Нужно понимать, что дети, рожденные в двадцать первом веке, не очень привязаны к стихам и книгам, они мало читают и рассуждают, зато почти все дети, родившиеся в этом периоде, очень хорошо ладят с техникой и компьютером. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок все-таки разбирался в стихах и любил их читать, то придется прибегнуть к некоторым хитростям.

Ни для кого не секрет, что дети в раннем детстве очень любят сочинять всякие истории и небылицы. Можно периодически играть с малышом в игры, типа «Подскажи маме правильное словечко!». Возьмите книжку и начните читать самый простой детский стишок с элементарной рифмой. Прочитав первые несколько рифмованных строчек, остановитесь перед последним словом второй, или третьей строчки и спросите, какое слово нужно добавить, чтобы стишок получился. Скорее всего, когда вы поставите такой вопрос, на который обязательно будете ждать ответ, малыш отреагирует положительно и начнет подбирать варианты. Когда ребенок начнет хорошо подбирать слова к самым простым стихам, используйте более сложные, главное, чтобы этот процесс проходил постепенно и не навязчиво. Игра не должна надоесть – все должно проходить естественно.

Еще одна разновидность игры с рифмой: вы начинаете говорить подряд несколько слогов, например, «Ча-ча-ча. Где мы были?» — «У сыча!» — малыш отреагирует и ответит. Когда игра не напрягает и не требует к себе повышенного внимания, трудно удержать и не подхватить мамину или папину идею. Если один из ваших подходов сработает, и будет давать хорошие результаты, не забывайте хвалить своего ребенка за каждое слово. Не ожидайте, что малыш с самых первых строчек будет говорить все правильно, но, тем не менее, продолжайте говорить, что он молодец и у него все получится, ведь он старается и что-то отвечает – это уже хорошо. Всего можно достичь, возможно, медленно, но вы добьетесь того, что ваш ребенок полюбит стихи и рифму .
Можно предпринять еще один вариант. По дороге в школу или на прогулку, пытайтесь говорить рифмованными предложениями между собой. Это будет очень интересно и увлекательно, скорее всего, вы не заметите, как дойдете до необходимого места. Не исключено, что позднее, такие игры станут семейной традицией, и вы будете устраивать соревнования, узнавая, кто же лучший поэт.
Также можете попробовать и свои силы в рифмовке на любимые темы своего ребенка. Если ваш малыш увлечен каким-то сериалом или фильмом, попробуйте сочинить про главных героев маленькие стишки. Для мальчиков подойдут более серьезные темы, например, стих про любимый компьютер или машину. С помощью таких разнообразных техник, вы поможете ребенку научиться вдумываться в то, что написано в стихотворении – понимать его смысл. Тем более, что вы будете рассказывать о любимых героях и темах, которые обязательно вызовут приятные эмоции.
Есть еще два варианта, которые развивают у малышей чувство рифмы и слаженности. Во-первых, можно с хлопками в ладоши: вы будете говорить рифмованные слова, если они подходят друг к другу, то малыш должен хлопнуть в ладошки, если нет – он воздержится от аплодисментов. Или же поиграйте в мячик: на каждый бросок нужно говорить слово, следующий – слово в рифму.
Самое главное, что должны учитывать родители, приучая ребенка к стихам и поэзии с помощью подобных игр – это то, что они должны учитывать возраст ребенка, его интересы и настроение. Не забывайте хвалить своего малыша максимально часто, чтобы он чувствовал поддержку с вашей стороны и не замыкался в себе, останавливаясь на достигнутых результатах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Верность теме любви в творчестве Ахматовой 20-30 годов. Анализ высказываний литературных критиков о её лирике.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Начало творческого становления А. Ахматовой в мире поэзии. Анализ любовной лирики поэтессы. Отображение женской души в ее стихах. Характерные черты ее поэтической манеры. Любовь – "Пятое время года". Верность теме любви в творчестве поэтессы 20-30 гг.

    реферат , добавлен 11.01.2014

    Жизненный путь Анны Андреевны Ахматовой и загадка популярности ее любовной лирики. Традиции современников в творчестве А. Ахматовой. "Великая земная любовь" в ранней лирике. Ахматовское "я" в поэзии. Анализ любовной лирики. Прототипы лирических героев.

    реферат , добавлен 09.10.2013

    Мотив как структурно-смысловая единица поэтического мира. Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой: обзор творчества. Решение вечных проблем человеческого бытия в лирике А.А. Ахматовой: мотивы памяти, жизни и смерти. Христианские мотивы лирики поэтессы.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2014

    "Незаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой. Трепетное отношение к России и русскому слову в ее поэзии. Темы любви и высокого предназначения поэта в лирике поэтессы. Построение поэзии на контрасте разговорной или фольклорной и усложненной речевой лексики.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Методика изучения лирики. Стиховедческие методические аспекты изучения лирики в школе. Путь индивидуального подхода к лирическому произведению как основной при работе над поэзией Ахматовой. Система уроков по лирике Анны Ахматовой.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Влияние философии культуры акмеизма на создании "вечных" образов в творчестве А. Ахматовой. Система ценностей философии акмеизма, отраженная в поэзии. Тема счастья, любви, поэта, поэзии, гражданина. Образ Петербурга. Содержательное значение ритма.

    реферат , добавлен 08.11.2008

    Оксюморон как эпитет, противоречащий определяемому. Явный и неявный оксюморон. Оксюморон в ранней и поздней лирике. Роль Иннокентия Анненского в становлении Ахматовой как поэтессы. Основные примеры использования оксюморона в творчестве Анны Ахматовой.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2011

Тема поэта и поэзии привлекала многих творцов.

Однако не во все времена значимость поэта в мире искусства была одинакова. Например, в Древней Руси она была очень невелика: человек считался маленьким, смиренным перед Богом (истинным Творцом!) существом, и авторские имена в большинстве случаев не сохранялись.

В эпоху Просвещения поэты начали осознавать себя избранными, Творцами, все значимее для них становилась мысль о бессмертии собственных творений и своем собственном.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве; охватить ее в полном объеме невозможно, остановимся лишь на более значимых именах.

Тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью. В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин по отношению к обывателям допускает такие выражения, как «чернь тупая», «бессмысленный народ» и «червь земли», тем самым еще более возвеличивая образ поэта-творца. Творец как бы отделяется от народа, он одинок по причине своего избранничества.

Другим поэтом, который тоже обращался к теме поэта и поэзии, был М.Ю.Лермонтов. Его «Пророк» является как будто бы продолжением пушкинского «Пророка». Однако если в стихотворении последнего поэт-пророк одинок по причине величия своей мудрости и миссии избранничества, то одиночество лермонтовского пророка объясняется его гордостью и презрением к остальным. Поэт стал не избранным, а изгоем в обществе («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). У Пушкина пророк «в пустыне мрачной влачился», а, обретя дар, пошел вершить волю Бога, у Лермонтова же пророк бежит обратно «через шумный град» в эту пустыню внутреннего мира – мира обиды и презрения.

Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия» (1876) также рассматривает проблему взаимоотношений поэта и народа, но, если у Пушкина и Лермонтова творец противопоставлялся толпе, то Николай Алексеевич пишет о том, что у поэта одна цель – служение народу («Я лиру посвятил народу своему…»). И пока народ не будет счастлив, поэт будет преследовать эту цель. Некрасов утверждает ценности гражданской поэзии, он пишет о союзе народа и поэта, о теме гражданскго служения искусства («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и Гражданин»)).

Еще одним поэтом, в стихах которого раскрывается тема поэта и поэзии, был А.А.Фет. В своем произведении «Одним толчком согнать ладью живую…» он пишет о поэте как об избраннике, обладающем даром, который отличает его от других людей. Однако в стихотворении Фета нет противопоставления поэта толпе, как у Пушкина, нет и слов об объединении поэта и народа, как у Некрасова, и поэт совсем не горд и не одинок из-за своей избранности, как у Лермонтова. Фет пишет лишь о поэзии как о даре, данном свыше, он изображает момент нисхождения этого дара на поэта и описывает то, что чувствует в этот момент сам творец – неслыханную мощь слова, воздействующего на душу человека:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

В произведении Фета поэт наслаждается способностью ощущать жизнь во всей ее полноте благодаря своему дару.

Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

(5,1 Кб, 641 hits)

С4, С5. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Блока и М.И.Цветаевой (эссе)

Осмысляя свое предназначение, поэт размышляет о себе и своей судьбе, о силе и значении слова в контексте не только собственной жизни, но и – как минимум – литературного процесса своего времени или даже культуры в целом.

«Поэта далеко заводит речь…»

Смыслы наполняют сознание, и многие поэты решают для себя, что станет их главенствующей темой, пытаются определить путь своего развития, пресловутую творческую эволюцию.

«Поэта – далеко заводит речь…»

Позиции сходятся – и расходятся, литературная критика развивается вместе с самой литературой, и проблематика взаимоотношений поэта и толпы, поэта и критики обостряется.

ХХ век открыл новое, качественно иное понимание поэзии: некрасовский постулат «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» отвергается, как и многие тенденции XIX века. «Поэт в изгнанье и сомненье на перепутье двух дорог», – пишет Блок. Судьба нового пророка неизвестна – «чего желать, куда идти?». Риторические вопросы и лексический повтор («в изгнанье и в сомненье») подчеркивают напряженность поиска ответа на вопрос о пути поэта, который следует далее: но – «даль привидится ему». Какая же? Творить – ради самого слова, становящегося символом и, следовательно, смыслом, творить, соединяя себя с миром горним, миром великого Творца и его законами – вот новая, а на деле старая идея, имеющая долгую традицию в культуре.

Оппозиция «поэт – толпа» представлена в стихотворении Блока «Поэты» (1908), где речь идет о противопоставлении мира художника, поэта ценностям обывательским. На «горестной земле» тоскливо всем, а «вино и страсть» – реалии обоих миров. Однако – «по крайности, есть у поэта и косы, и тучки, и луг золотой, тебе ж недоступно всё это!»

Саркастичное обращение «милый читатель» позволяет нам провести параллель с «читателем газет» Цветаевой. «Глотатели пустот, читатели газет» – еще одно обращение к толпе.

Цветаева посвятила множество стихотворений взаимоотношениям поэта и толпы. В поэме «Крысолов», основанной на немецкой легенде, раскрывается конфликт между поэтом и мещанством. У нее мы встретим и тему судьбы поэта и его избранности – «поэтовы затменья не предугаданы календарем», . Её отношение к славе заключалось в коротком «За что мне сие?». Однако судьба стихов – важнее, дороже, значимее, и оттого еще в 1913 г. она пишет: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», обращаясь еще к одной традиционной теме – бессмертия поэтического слова.

Цветаева не единожды писала о том, что стихи сбываются – страшными, предвещающими недоброе символами. И все же – «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос».

Вдохновение – «вдох мгновенья душою немой», «не предугаданная календарем» стезя, жажда, «зависимость», как в Нобелевской лекции писал Бродский. Тема вдохновения – таинственного мгновения, иррационально-непостижимого в процессе творчества, привлекала этих поэтов.

Куда в своем «производстве смыслов» заведет речь сегодняшних молодых поэтов, как преломится в понимании поэтов слово – Бог весть…

Поскольку – «Поэта – далеко заводит речь…»

Пашина Ольга 11 класс, 2013

Поэзия обогащает человека, воспитывает духовный мир, влияет на выбор нравственных ориентиров. Стихи и песни – это уникальная возможность развить фантазию и абстрактное мышление, узнать о том, чего дети ещё никогда не видели, а порой и о том, что увидеть вообще невозможно – разве что представить себе.

Чувство ритма

Первые имеют описательный характер и носят элемент игры, забавы. Главное в них – возможность улавливать эмоции и настроение благодаря ритму.

«Чувство ритма очень важно, – отмечает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», Виктория Шиманская. – В основе всех процессов жизнедеятельности человека и мира лежит ритм. Сердцебиение. Дыхание. Время. Минуты, часы, день, ночь. Лунные циклы. Развивая чувство ритма у ребёнка, мы помогаем развитию его осознанности, познания, самоощущения и ощущения мира» .

Даже не понимая смысла стихов, малыш осознаёт их настроение и эмоциональную окраску в зависимости от ритма. Поэтому активные и игривые дети предпочитают более ритмичные стишки, а спокойные и застенчивые – более мелодичные.

Процесс распознавания ритмов начинается с рождения, а порой и раньше. Зная, какие стихи ребёнок слушает с удовольствием, можно даже корректировать его поведение и сглаживать капризы. Достаточно спокойно начать читать знакомые стихи, и малыш вернётся в то состояние, какое обычно бывает у него при прослушивании.

«Стихи-воспитатели»

Почти у каждого детского поэта есть несколько «стихов-воспитателей», на героев которых детям хочется равняться или, наоборот, не хочется походить вовсе. Например, читая или слушая стихотворение Генриха Сапгира, ребёнок удивится, как может быть таким воспитанным и аккуратным большое животное, если даже ему, малышу, это даётся с трудом:

«В нашу квартиру Лошадь пришла.
Воспитанная Лошадь
У двери сняла
Пальто и галоши.

Она по пути не задела стола,
Не опрокинула стула.
Она осторожно ко мне подошла
И копыто свое протянула»

После прочтения поучительных стихов обсудите с малышом, хорошо ли поступает герой или плохо, и почему он это делает? А нравится ли его поведение окружающим? Как надо поступить правильно? Дети сопереживают героям стихотворений и, рассказывая о них, подсознательно говорят о себе, запоминают модель поведения.

Что же касается «Вредных советов» Григория Остера и подобных стихотворений, иронично восхваляющих неблаговидные поступки, то, вопреки мнению многих родителей, они тоже несут воспитательную функцию. Просто читать их нужно не малышам, а детям постарше, уже знакомым с понятием шутки и иронии.

После прочтения весело посмейтесь вместе: ведь в жизни так нелепо и глупо не ведут себя даже хулиганы, а потому это просто смешно!

«Взрослые» стихи и любовь к миру

Дочь знаменитого детского писателя и автора идеи стихового воспитания Корнея Чуковского Лидия в мемуарах вспоминала о морских прогулках, во время которых отец читал им с братьями абсолютно непонятные стихи, о смысле которых они догадывались лишь примерно. В тот раз он читал Баратынского, и даже не попытался объяснить детям смысл поэтического материала.

«Мне шесть лет. Через два года я пойду в гимназию и там, с годами, на уроках географии, я узнаю, где находится город Ливорно, и на уроках истории – что такое Элизиум, - делится впечатлениями Лидия Чуковская. - Но сейчас, из этого голоса, из этих стихов, я узнаю нечто такое, что невозможно узнать ни из какого учебника географии, ни из какой энциклопедии, – могущество волн, могущество воли, огромность мира, заманчивость чужбины и путешествия. Эти познания, кроме как из произведений искусства, нельзя извлечь ниоткуда» .

Непонятные слова и смыслы во «взрослых» стихах заставляют детей более внимательно прислушиваться к говорящему, задавать вопросы, и от пассивного слушания переходить к активному познанию. Кроме того, ребёнок безошибочно распознает, когда родители читают то, что любят сами, поэтому такие опыты со «взрослыми» стихами сработают только при условии этой самой любви. Та же Лидия Чуковская пишет: «Пожалуй, если бы тогда, в лодке, он был наедине с морем, без слушателей, один, он читал бы те же стихи, что и при нас».

Воспитание чувств

Точнее всего передать чувства способны стихи: остро ощущается сила эмоций, которые испытывает поэт. Поэзия создаётся личными переживаниями и отражает лучшее, что есть в человеке.

Поэзия учит любить и помогает увидеть прекрасное и необычное в простой жизни, посмотреть другими глазами на то, что нас окружает.

Многие поэты посвящали свои творения родине, матери, любимой женщине. Они помогают нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

К поэтическим произведениям часто обращаются в , когда полноту чувств не выразишь лучше, чем в зарифмованных строчках. Обычно поэтическая культура сильно отстаёт от желания самовыразиться: подростки выбирают простые формы и ритмы, привычные темы любви, одиночества и непонимания. И самая большая ошибка родителей – высмеивать примитивные, но исполненные чувств подростковые стихи, пытаться указать на недостатки, помочь с подбором рифмы. Но примерно так же вредно желание родителей выставить молодое дарование напоказ. Ведь если подросток захочет быть услышанным, он сам опубликует свои стихи в интернете или отправит в издательство. Относиться к ним стоит скорее как к терапии – стихотерапии, позволяющей полнее осознать новые, взрослые чувства и эмоции.

Проект «Кинопоэзия»

Особняком стоит совершенно уникальный образовательный и просветительский некоммерческий проект «Кинопоэзия». Это цикл мини-фильмов, где в кадре известные актеры, музыкальные исполнители и деятели культуры читают произведения классиков.

Инициатор и художественный руководитель проекта – заслуженный артист России актер Анатолий Белый - надеется, что его аудиторию составят школьники и студенты, которые во время учёбы вряд ли заинтересовались бы стихами. Романтический герой едет по ночному городу и тоскует об ушедшей любви, совсем как современный подросток – чувства и переживания те же, пейзажи знакомы, поступки узнаваемы. Каково же удивление ребёнка, когда он узнаёт, что этот романтический герой – Александр Сергеевич Пушкин, такой «скучный» в школьном учебнике. Анатолий Белый в различных интервью говорит о том, что считает классическую поэзию лекарством от нравственной катастрофы. Главное – заинтересовать ей ребёнка, показать, что классика может быть современна, даже если стихотворение написано три века тому назад.

А. Белый: Да, молодые люди по-другому впитывают информацию, и нам действительно надо это учитывать. Мы, конечно, не должны полностью переформатироваться под их сознание, да это и невозможно. Но делать прививки культуры на современном уровне должны. Собственно, для этого и создана «Кинопоэзия». Мы говорим молодому человеку: «Не хочешь читать - смотри! Тебе это привычнее. Смотри и слушай». Но конечная цель для нас все-таки возврат ребенка к книге. Это первоисточник, проверенный всей цивилизацией.

Мария Степанова

Текст

(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызы­вающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно еще теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» - сложного сочетания знания, умения и интуиции, врожденной талант­ливости.

(З)Прежде всего, необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев - человек с тонко развитым поэтиче­ским чувством - восхищался Бенедиктовым, Чернышев­ский считал Фета - одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого - образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Ло­бачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой - «плохой», на­столько многочисленны, что их следует считать не исклю­чением, а правилом.

(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом ра­зобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рас­сматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке - это значит правильно гово­рить на нем, то есть говорить в соответствии с определен­ными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы пере­стаем его замечать. (Ю)Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе - самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический.

(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую инфор­мацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принци­па сделает текст бессмысленным, второго - тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для нее ин­формативные. (15)А это подразумевает конфликт с чита­тельским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16)Но, побеждая чи­тателя, писатель берет на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теря­ет информативность. (18)Новаторство - не всегда в изобре­тении нового. (19)Новаторство - значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и не­совпадение с нею.

(20)Цель поэзии, конечно, не «приемы», а познание ми­ра и общение между людьми, самопознание, самопострое­ние человеческой личности в процессе познания... (21)Поэтический текст - мощный и глубоко диалектиче­ский механизм поиска истины, истолкования окружающе­го мира и ориентировки в нем. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)

Сочинение

Есть люди, которым понятнее простые, информативные тексты, без вычурности и запутанного сюжета. Но люди с богатым воображением и развитой фантазией не довольст­вуются примитивным искусством, им нужна высокая по­эзия, в которой им самим найдется место для сотворчества. Взгляды на искусство этих двух категорий абсолютно про­тивоположны, но именно из субъективного мнения форми­руется и общественное мнение.

Именно об этом говорит известный литературовед Ю. Лотман в данном тексте. Автор поднимает проблему ис­тинной поэзии, которая не должна быть и слишком простой, и чересчур вычурной. Ю. Лотман считает, что идеальная по­эзия - это та, в которой соблюдается баланс между «ожи­даемым» и «неожиданным».

Позиция автора мне понятна и близка, я разделяю мне­ние известного литературоведа. Действительно, в погоне за простотой и ясностью стиха иногда теряются волшебство, магия поэтического слова. И наоборот, если поэта влечет форма, а не содержание, «хорошей» поэзией такие стихи назвать трудно.

В тексте Ю. Лотмана упоминается фамилия А.А. Фета. Вместе с Ф.И. Тютчевым, А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым его причисляли к идеологически консерва­тивному течению, которое было названо русской критикой 1950-х годов «чистым искусством». Оно воспринималось ре­волюционно настроенным обществом негативно, и этому способствовало мнение Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского. Но поэты этой группы были уверены, что поэзия должна быть выше преходящих идей, она должна говорить о веч­ных ценностях - о любви, о природе, о человеке, его душе, о Боге. И они оказались правы. Прошли революции, войны, социальные и природные катаклизмы, а поэзия Ф.И. Тют­чева, А.А. Фета не потеряла своей актуальности. Возьмем, к примеру, хотя бы знаменитое тютчевское:

Не то, что мните вы, природа... Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Кстати сказать, Алексей Толстой, над которым посмеи­вались из-за того, что он игнорировал идеи социал- демократов, входил в группу литераторов, именовавших се­бя Козьмой Прутковым. А уж как коснулось его сатириче­ское перо чиновников и казнокрадов, знает каждый читаю­щий гражданин России!

В начале XX века «будетляне» сбросили «с парохода со­временности» Пушкина, Достоевского и стали писать стихи по-новому. В погоне за формой потерялась не только магия поэзии, но и вообще всякое содержание. Все помнят стихи экспериментатора в области словотворчества и «зауми» В. Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!

Не хочется говорить о них, что это «плохие» стихи, но ничего для души в них нет. Наверное, поэтому очень скоро они стали всего лишь признаком исторической эпохи, а Пушкин и Достоевский вернулись к читателю. Д. Хармс, иронизируя, написал В. Хлебникову такое посвящение:

Ногу за ногу заложив, Велимир сидит. Он жив. Все.

Мне кажется, это самая яркая оценка футуристической поэзии. А вот В.В. Маяковский остается с нами без натяж­ки, потому что в своей лирике сумел найти баланс между необычной формой, продиктованной новым временем, и ста­рыми, как мир, истинами.

Быть настоящим поэтом - это значит иметь, как говорил М. Волошин, Божью искру и особый талант чувствовать, пе­реживать, видеть так, как и все остальные люди, но чуточку больше, чем они. Вот тогда поэзия будет «хорошей».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса