Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ «Невский проспект» Гоголь. Пересказ произведения "Невский проспект" Гоголя Н.В

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…»

Повесть «Невский проспект» Гоголя входит в цикл повестей, которые Гоголь писал о Петербурге. Каждая из повестей данного цикла, содержит свои особенности и мораль, которую читатель мог постигнуть при анализе произведения.

В повести «Невский проспект» повествование начиналось с того, что однажды два товарища поручик Пирогов и художник Пискарев, прогуливаясь по Невскому проспекту, встречают двух очаровательных девушек – блондинку и брюнетку.

Прежде всего, начать необходимо с того, что после следования за брюнеткой, Пискарев оказывается совершенно не в том месте, где он ожидал оказаться – брюнетка привела его в неприличное заведения.

Испытав разочарование за то, что его спутница оказалась девушкой легкого поведения, расстроенный Пискарев уходит к себе домой. Но, за все время когда он находится в одиночном размышлении – Пискарев понимает, что влюбился. В каждом своем сне он видит прекрасную брюнетку и решает, что ей необходимо дать шанс.

Вернувшись к девушке, Пискарев предлагает ей выйти за него замуж и сменить профессию. Однако, недолго сомневаясь, девушка ему отказывает, так как считает, что ее ремесло достаточно прибыльное и приносит ей удовольствие. Разочарованный Пискарев убегает домой. А спустя 4 дня его находят мертвым в своей квартире.

Одновременно со всеми случившимися событиями, следует за своей незнакомкой и Пирогов. Провожая ее домой, он обнаруживает, что блондинка давно замужем, а ее муж – мастер-жестянщик Шиллер.

Будучи полностью уверенным в том, что своей любви необходимо добиваться, Пирогов решает придумать способ, чтоб заполучить роковую блондинку. Недолго думая, Пирогов решает заказать у Шиллера результаты его труда – шпоры и оправу для кинжала. Итак, получив способ приходить в гости к своей возлюбленной, Пирогов начинает проявлять знаки внимания.

Девушка не охотно идет к нему на контакт, однако Пирогов начинает себя вести все более настойчиво и даже в присутствии ее мужа он абсолютно не смущаясь начинает целовать девушку. Шиллер достаточно негативно реагирует на приставания поручика, но терпит наглого клиента.

Один раз Пирогов застает блондинку дома в одиночестве и начинает проявлять знаки внимания все более вызывающе – пригласив ее на танец, Пирогов начинает целовать ей ноги. Застав эту картину, придя домой, Шиллер вместе со своим приятелем вышвыривают Пирогова из дому. Начав строить планы мести немцу, Пирогов, достаточно скоро забыв свою обиду, решает оставить ситуацию так, как есть.

Гоголь, в заключении своего рассказа, советует своим читателям никогда не доверять Невскому проспекту, ведь все, что там может произойти, лишь мечта и обман.

Анализ повести, позволяет нам прочувствовать одновременную схожесть и различие судьбы персонажей, которые являются полной противоположностью друг другу. Гоголь показал нам то, как может сложиться судьба людей, при схожих обстоятельствах, однако с различным мировосприятием. Ведь и Пирогов, и Пискарев рискуют всем, ради прекрасных незнакомок.

Однако, для Пирогова данная ситуация всего лишь игра, и он не рискует ничем. А вот для Пискарева, который был достаточно восприимчив и романтичен, сложившаяся ситуация являлась краховой.

Анализ «Невского проспекта» показывает противоречивость судеб, которые пересекались в Петербурге. Данная противоречивость лишь усиливается при помощи комических ситуаций и описания Петербурга того времени.

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя . В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам — это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести — молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля — поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата» .

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину» .

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица — знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала — та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру » — вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле.

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» — доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Полезное видео

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем — художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.

Повесть «Невский проспект» Гоголя раскрывает перед читателями картину о жизни двух мужчин, которые прогуливаются по центральной улице города и привлекают внимание молодых девушек. Два молодых человека – художник по фамилии Пискарев и его товарищ, поручик Пирогов увлеченные двумя особами женского пола, каждую из которых они считают по своим меркам идеальными. Для живописца, являющегося натурой тонкой и чувственной, образ увиденной семнадцатилетней девушки кажется прекрасным и чистым. В действительности, она работает в самом «грязном» месте – борделе.

Несмотря на то, что Пискарев в реальности понимает, кем на самом деле является незнакомка, он пытается найти ее образу жизни оправдание. В своем подсознании он никак не хочет смириться с тем, что есть на самом деле. Девушка постоянно снится ему, он бредит идеей жениться на ней. Пискарев делает молодой даме предложение руки и сердца, а она просто насмехается над ним. В конце концов, он совершает самоубийство.

У его товарища Пирогова ситуация более проста – его незнакомка замужем за немцем по фамилии Шиллер. Но молодого человека это никак не смущает, и он продолжает вести свои настойчивые ухаживания за блондинкой. Но в один из дней немец обнаруживает в своем доме поручика и выгоняет его с позором. В порыве злости, чувствуя себя униженным и оскорбленным, Пирогов порывается отправиться к генералу и пожаловаться на Шиллера. Но, впоследствии он от этой идеи отказывается.

Главная идея произведения – это некий контраст, который создает Петербург. С одной стороны город пестрит и блистает разномастными лицами, шиком одежд, людей разных сословий и взглядов на жизнь. Но, реальность значительно отличается от человеческого желания и представления мира на самом деле. Человеку со слабой силой воли и слишком чувствительный, к окружающему миру сложно адаптироваться к реальности. Мир для него кажется слишком жестоким, действительность невыносима. Такая черта характера ярко выражена писателем в образе художника Пискарева. Реальность Петербурга сломала его, и единственным выходом из этой ситуации для живописца оказалось самоубийство.

Пирогов, человек бездушный и трусливый, оказался прямой противоположностью своему другу. Такие люди как он, более реально смотрят на вещи, думают только о себе, своем благосостоянии. Для них важно, как общество смотрит на их социальный статус. У таких личностей как Пирогов нет моральных и нравственных принципов, они эгоистичны и на самом деле глупы.

Суть повести «Невский проспект» в том, что стены большого, величественного города отнюдь не приветливы для таких мечтателей и искателей чистого и прекрасного как художник Пискарев. Наоборот, здесь все пропитано цинизмом, меркантильностью и бездушием. Здесь могут жить только испорченные, черствые и безразличные к чувствам другого человека. А таких, как художник, в этом маленьком мире многочисленных улиц нет места.

Анализ 2

Основными персонажами произведения являются поручик Пирогов и молодой художник Пискарев.

Сюжетная линия повести выстраивается на противопоставлении двух историй, одна из которых представляет собой реальный, пошлый рассказ о жизни поручика Пирогова, наказанного немцами как ловеласа, а вторая изображает романтическую историю художника, лишившего себя жизни.

Кроме персонажей, основной темой произведения является петербургская тематика, поскольку писатель неравнодушно относится к питерской столице, похожей, по мнению автора, на живого великана, который имеет свои характерные черты, привычки, капризы. Главная улица питерской столицы олицетворяет в повести целостность толпы, где у каждого бегущего человека свои дела и жизнь, но именно там они иногда пересекаются, как и главные герои произведения.

Поручик представляется писателем в образе прожженного реалиста, понимающего устройство современного мира и жизнь в большом мегаполисе, где нужно уметь рисковать и выигрывать данную богом возможность в виде исполнения сокровенной мечты. При этом Пирогов предполагает возможность проигрыша, не считая это трагичностью и нелепостью. Именно поэтому он достигает спокойствия через прохладу вечернего питерского проспекта.

Второй герой произведения тоже становится проигравшим в своей жизненной судьбе, но для него неудача становится в качестве рока, поскольку отличается робостью и застенчивостью, доверчиво надеясь на пламя проспекта.

Оба героя готовы поставить собственную жизнь на карту, но при этом поручик воспринимает происходящие с ним события как карточную игру, а художник не имеет в себе силы преодолеть невозможное, потому что не может найти в себе черты грубости и черствости.

Противоречия в характерах героев писатель подчеркивает ненавязчивым фоном Невского проспекта, при помощи которого судьба Пирогова кажется комичной, а жизнь Пискарева несет в себе оттенки драматизма и трагичности. Автор демонстрирует холодность и пустоту столичного проспекта, его лживость, после встречи с которым душа художника Пискарева оказывается опустошенной.

Повествование произведения строится на параллельном изображении жизненных путей героев, противопоставляя социальную и нравственную сферы, раскрывая разность характеров и восприятия действительности, усиливая сюжетный фон описание главной городской улицы.

Суть, смысл и идея произведения

В данном произведении писатель, на примере историй двух людей своего времени показывает изнанку окружающего мира, пошлость и бессмысленность, которые большинство предпочитает не замечать.

В истории, произошедшей с художником, Гоголь сталкивает двух персонажей-антагонистов во всем. Романтически настроенный «служитель муз», принадлежащий к миру грез и идеалов проникается симпатией к проститутке. Попытки художника Пискарева наставить свою избранницу на путь истинный закономерно оканчиваются крахом. Девушка не желает слушать его увещевания о прелестях семейной жизни.

17-летняя девушка красива, что и вызывает симпатию художника, которому в начале неизвестен ее род занятий. Ее род занятий и приземленное мышление настолько не сочетаются между собой, что это разбивает представления Пискарева о реальности. В данном случае Гоголь намеренно выступает против литературных штампом предшествующего времени, согласно которым положительные герои прекрасны во всем, а в отрицательных нет не единого просвета. Писатель стремится показать реальность такой как она есть, без приукрашивания.

Жизнь современного большого города строиться не на идеалах, а на стремлении к деньгам. Проститутка прямо говорит художнику, что ведет такую жизнь, а не выходит за него замуж просто потому, что ему нечего ей предложить. В результате человек искусства убивает себя. Этим Гоголь хотел показать, что возвышенные идеи и повседневность несовместимы. Творческий человек не может вечно прятаться от пошлой реальности. Однажды ему придется сделать выбор: стать таким как все или уйти.

Другой герой произведения – поручик Пирогов не прячется от реальности, напротив, постоянно окунается в нее. Столичная жизнь не разрушает грезы офицер, с ним происходит гораздо худшее (в рукописи муж со своими друзьями выпороли его, в опубликованном варианте дело ограничивается намеками). Однако после нанесенного оскорбления Пирогову достаточно съесть пирожное, почитать газету, потанцевать и произошедшее его больше не волнует.

Поручик оказывается своим в этом, описанном Гоголем, мире. Оскорбление чести офицера, как и позорный род занятий для проститутки, для них всего лишь мелкие недоразумения. Идеалов у них нет вообще, а обиды и оскорбления легко покрываются повышенным уровнем потребления. Недаром Гоголь подчеркивает, что поручика успокоила такая мелочь как пирожные и похвала за хорошо исполненный танец.

  • Твір Характер людини

    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю

  • Сочинение Успешный телеведущий (Дмитрий Нагиев, Андрей Малахов, Максим Галкин)

    Работа, в которой от человека требуется не просто умения общения с людьми, а умение преподнести себя обществу, показать себя с лучшей стороны, и, конечно же, привлечь к своей персоне внимание, довольно сложна

  • Образ и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир Толстого

    Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» славится не только интереснейшей сюжетной линией, подробным описанием жизни общества и в мирное время

  • Над повестью «Невский проспект» Николай Гоголь начал работать в 1831 году, а опубликовал ее в сборнике «Арабески» четыре года спустя. Это произведение относится к циклу петербургских повестей Гоголя, куда вошли также «Шинель» , «Портрет» , «Записки сумасшедшего» , «Нос» , «Коляска» и «Рим». Автор с различных сторон запечатлел особенности и нравы российской столицы. Кроме сатирического разоблачения пороков общества, в каждом произведении петербургского цикла есть «маленький человек» , который отчаянно борется за право на достойную жизнь.

    «Невский проспект» состоит из трех частей. Первая часть – это реальный город, хорошо знакомый каждому жителю столицы. Во второй части перед нами предстает причудливое пространство иллюзий, в котором развиваются две истории. Гоголь как бы случайно выхватывает из толпы двух молодых людей и отправляет их в любовные приключения. Третья часть повести – своеобразный метафизический опыт восприятия Невского проспекта и Петербурга в целом.

    Начинается повесть с описания главной столичной магистрали. Гоголь называет Невский «всеобщей коммуникацией Петербурга» . Здесь в течение дня проходят тысячи людей, за которыми с интересом наблюдает писатель и вовлекает в свои размышления читателей. Для Гоголя этот проспект – главный действующий персонаж: со своим лицом, манерами, привычками, характером.

    Герои повести – поручик Пирогов и художник Пискарев. Они не друзья, поскольку совершенно разные по мировосприятию. И Гоголь умело подчеркивает этот антагонизм: один – комический персонаж, другой – фигура трагическая.

    Пирогов – наглый и самоуверенный карьерист, для которого главное в жизни – выслужиться, достичь обеспеченного положения в обществе. Ради этого он готов выгодно жениться на нелюбимой женщине, переступить через многие моральные препоны. Пирогов высокомерно относится к тем, кто ниже его по чину, и слепо подражает всему, что в моде у избранной публики. Поручик не задумывается над проблемами, от жизни он стремится получать только удовольствия. Наивного Пискарева Пирогов опекает по-барски, приучая того к жизни, наполненной пустотой и праздностью.

    Совсем другой художник Пискарев . Он наивный романтик, тонкий и ранимый. «Застенчивый, робкий, но в душе носивший искры чувства, готового превратиться в пламя» , – так характеризует Гоголь своего героя. В каждой женщине Пискарев видит Музу, потому восхищается ими и боготворит.

    Как-то раз, прогуливаясь по Невскому проспекту, приятели встретили очаровательных незнакомок и пустились в авантюрное приключение: художник последовал за брюнеткой, сразу же влюбившись в нее, а поручик выбрал блондинку, рассчитывая на мимолетную интрижку.

    Избранница художника оказалась девушкой из публичного дома, за «небесным обликом» которой скрывалась пошлая и глупая натура. Но придуманный образ не дает молодому таланту покоя. Чтобы увидеть девушку хотя бы во сне, Пискарев начинает принимать опиум. Следуя велению сердца, художник вновь находит свою красавицу и предлагает ей честную и простую жизнь, но та только смеется в ответ. Пискарев потрясен и раздавлен. Он запирается у себя в комнате, где спустя неделю его и находят с перерезанным горлом. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может, со временем бы вспыхнувшего широко и ярко» , – сокрушается Гоголь.

    Приятель Пирогов не пришел даже на похороны, поскольку в это время переживал свои приключения. Его дама сердца оказалась женой немецкого жестянщика Шиллера. Самоуверенный поручик достаточно долго добивался расположения красавицы. Когда же вожделенная цель была близка, Шиллер с друзьями застукал парочку на горячем. Горе-ловеласа жестоко наказали и вышвырнули на улицу. Пирогов в бешенстве осыпал жестянщика и его приятелей проклятиями и пригрозил Сибирью. Но затем зашел в кондитерскую, съев пирожков и почитав газету, успокоился и просто забыл о неприятном инциденте.

    Вот так по-разному закончилось эти истории: талантливый и многообещающий Пискарев стал жертвой безумной страсти, а циник и карьерист Пирогов отделался легким испугом. Два разных приключения объединяет проигранный финал: герои так и не получили того, «к чему, казалось, были приготовлены все их силы» .

    Невскому проспекту верить нельзя, поскольку там царит сплошной обман. Такой неутешительный вывод делает Николай Гоголь, предупреждая читателя об изнаночной стороне красивой жизни и ее скрытом коварстве. Грустные размышления писателя о несбыточности человеческих надежд завершают эту необычную повесть.

    В «Невском проспекте» Гоголь впервые попытался объединить смешное и трагическое, высокое и низменное, святое и пошлое. В дальнейшем этот выразительный художественный прием станет основным в его творчестве.

    • «Невский проспект», краткое содержание повести Гоголя
    • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

    Анализ концепции красоты в повести «Невский проспект»

    2.1 Петербург как образ прекрасного в повести "Невский проспект"

    Петербург всегда вдохновлял и воодушевлял писателей. Его красотой восхищался Пушкин; «Люблю тебя Петра творенье», а также многие писатели того времени. Образ Петербурга неоднозначен, обычно он предстает величественным, прекрасным, но холодным и порой жестоким. Именно в Петербург желали попасть многие выдающиеся деятели России. Именно Петербург был сосредоточение выдающихся талантов и умов.

    Как же относится к городу Гоголь.

    Повесть начинается с описания Невского проспекта: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, - все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!» [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.3]

    Петербург у Гоголя - это не просто столица, это величественный мегаполис с великолепными дворцами и улицами и Невой.

    Безусловно, красота города зачаровывает, ведь описанию города, а в частности Невского проспекта отведена третья часть повести. Можно согласиться с Фоминым О. [Фомин О. Тайная символика в "Невском проспекте". Традиционный этюд // Бронозовый век электронная версия. http://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23fomin.htm] о том что «композиционное членение», повествовательная ткань "Невского проспекта" распадается на три части. Первая часть представляет собой собственно описание Невского проспекта, вторая - история несчастной любви Пискарёва к прекрасной незнакомке и, наконец, третья - "волочение" поручика Пирогова за глуповатой немкой. Причём первая часть как бы расщепляется на пролог и эпилог, в которых даются "образ автора" и пресловутый пейзаж.

    Говоря "пейзаж" по отношению к описанию жизни Невского проспекта мы всё же допускаем известную неточность. Пейзаж здесь в некотором роде перерастает в "портрет". Невский проспект для Гоголя - живое существо, по сути предмета враждебное человеку, но также и не лишённое определённой амбивалентности. Если у Гёте Мефистофель, желая зла человеку, приносит ему благо (что, кстати, отчасти связано со средневековой смеховой трактовкой чёрта), то у Гоголя мы можем наблюдать противоположное "замещение": Невский проспект при откровенной своей положительности - прикровенно отрицателен. Элементы, на которых зиждется "космопсихологос" Санкт-Петербурга - вода и камень (земля)».

    Да Петербург - это живой персонаж, персонаж величественный, красивый, но обманчивый. Его красота многих сводит с ума, люди, приехавшие в Петербург, сталкиваются не только с его красотой, но и с жестокой сущностью. Им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото лжи, пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета.

    Таким образом, красота Петербурга обманчива, иллюзорна. Вся суета - это мишура, все ненастоящее: «Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, - пестрых, легких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте. Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужеского пола. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским. Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте. Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица и поднимете ее вверх. Здесь вы встретите разговаривающих о концерте или о погоде с необыкновенным благородством и чувством собственного достоинства. Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений». [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.4] В данном описании звучит иронический подтекст. Показана роскошь, фальшь и суета.

    Красота Невского искаженная, можно согласиться с Фоминым, который писал следующее:

    «Водные испарения, туманы искажают, извращают реальность. Стихия воды, как безусловно связанная с лунным символизмом, порождает онирические фантазмы, хранящие своих мертвецов. "Новый левый" (в данном случае под "левым" мы имеем в виду не столько политическую ориентацию, сколько изначальную метафизическую установку) философ Гастон Башляр отмечает: "...литературное самоубийство с поразительной лёгкостью проникается воображением смерти. Оно приводит в порядок образы смерти. Вода - отечество в такой же степени живых нимф, как и мёртвых. Она - подлинная материя смерти в "высшей степени женственной"". Вода - стихия, принимающая и порождающая призраков. Самые известные "города-призраки" - это Лондон и Санкт-Петербург. Вода в "Невском проспекте" - "низшие воды", субстанция низшего астрального мира, мира множественности чувств и иллюзий, тогда как земля - носитель косности рационалистически определённого и скуки ("скучно жить на свете, господа!"). Невский проспект выполняет функцию носителя фантастического. А фантастическое у Гоголя, как правило, враждебно человеку. Позже Гоголь эволюционирует к снятию носителя фантастического (Ю. Манн) и "Невский проспект" как раз запечатлевает промежуточную стадию этого перехода. Фантастическое - это зло, "иллюзорное", ночное, водное и трагическое. Повседневное - это человеческое, "реальное", дневное, земляное и комическое. Эта оппозиция исключает Божественное как таковое. Противопоставляются инфернальные силы и человек.

    В "Невском проспекте" иллюзорное (при всей своей негативной окрашенности) прекрасно. Это проистекает из исходной романтической установки. Но страх перед иллюзорным и торжество Пирогова над Пискарёвым - это прививка от романтизма, его преодоление. Сходные в эвфоническом отношении фамилии героев указывают на их некую взаимосвязь. Пискарёв и Пирогов - "божественные близнецы", бесконечно обменивающиеся элементами традиционных архетипических функций. Это мир, где добра не существует (как в гуманистическом, так и в православном понимании этого слова)». [Фомин О. Тайная символика в "Невском проспекте". Традиционный этюд // Бронозовый век электронная версия. http://www.vekovka.h1.ru/bv/bv23/23fomin.htm]

    Красота обманчива, красота иллюзорна, она притягивает и губит людей, губит главного героя повести. Получается, что выжить в этом величии могут только пройдохи, как Пирогов. В последних строках повести Гоголь говорит, о том, что доверять красоте Невского нельзя: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете. Вы думаете, что эти дамы... но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». [Н.В.Гоголь. Повести. М - 1949. С.3]

    Таким образом, можно сказать, что концепция красоты в изображении Невского проспекта своеобразна. Красота не спасает, а губит. Красота, которая должна нести положительные мотивы, несет ложь и обман. В целом Невский проспект - лишь красивая личина странного, фантастического, полубезумного города.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса