Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александр вампилов - биография, информация, личная жизнь. Жизненный и творческий путь александра вампилова

Александр Валентинович Вампилов Родился 19 августа 1937 года в Черемхово Иркутской области - погиб 17 августа 1972 года на озере Байкал близ посёлков Байкал и Листвянка. Русский советский драматург, сценарист, прозаик.

В некоторых источниках местом рождения Вампилова называется посёлок Кутулик, хотя в реальности он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района.

Семья проживала в поселке Кутулик, до этого они 3 года жили в селе Аларь Аларского района Иркутской области, которое Вампилов называл своей Малой Родиной.

Отец - Валентин Никитич Вампилов (1898-1938), по национальности - бурят, учитель русского языка и литературы, знал пять языков, до революции служил репетитором у сына иркутского генерал-губернатора. Вскоре после рождения сына - 17 января 1938 года - был арестован, а 9 марта 1938 года - расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года был реабилитирован посмертно.

Мать - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), учитель математики, работала в Кутуликской средней школе.

Бабушка - Александра Африкановна.

В семье было четверо детей. Кроме Александра - старший брат Михаил, а также близнецы Галина и Владимир. Брат Михаил впоследствии стал геологом, а сестра Галина - учителем русского языка и литературы.

Оставшись без мужа, Анастасия Прокопьевна воспитывала их вместе с Александрой Африкановной. Дед Вампилова также был репрессирован. Воспитанием детей в основном занималась бабушка, поскольку матери приходилось много работать. Для Александра Вампилова бабушка стала тем же, кем была Арина Родионовна для Пушкина.

Однако известно, что и мать оказала очень большое влияние на формирование личности Вампилова.

В школе учился неважно, однако очень любил литературу, сам он в одном из писем другу отмечал: «Ничего, кроме литературы, я не хочу изучать больше школьной программы... Читать я, например, готов, не жрамши сутки! Но что касается немецкого, физики, химии...».

В Кутулике был школьный драмкружок, где Александр Вампилов впервые окунулся в театральную атмосферу, играл в самодеятельных постановках. Обучился играть на мандолине и гитаре, был редактором школьной газеты, писал стихи.

В 1954 году предпринял попытку поступить в Иркутский университет на историко-филологический факультет, но провалился на вступительном экзамене по иностранному языку (немецкому).

Вторая попытка оказалась успешной и в 1955-1960 годах он учился на филологическом факультете ИГУ.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, он не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

Свой первый рассказ он написал, будучи студентом третьего курса. Рассказ «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

Во время учебы в ИГУ он решил писать пьесы.

Его мать Анастасия Прокопьевна вспоминала, как сын, еще будучт студентом, приехал в Кутулик на каникулы и поделился с ней: задумал написать пьесу. А она засомневалась - по силам ли ему это? И услышала в ответ: «Ты, мама, не веришь в меня...». Она признавала: "И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов - трудно ему приходилось".

В 1962 году Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 году им была написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно.

Уже после его гибели вспоминал: "Пьесы Вампилова в 60-е годы у многих не вызвали интереса. Играли Розова, Володина, мечтали о "Гамлете", а "завтрашнего" драматурга просмотрели. Очень распространено мнение, что пьесам Вампилова мешали только некоторые не в меру ретивые чиновники. К сожалению, мешали и стереотипно устроенные наши собственные мозги".

Сам Вампилов в одном из своих писем так описывал свою ситуацию: "Это вот на что похоже. Шайка головорезов (актеры) с матерым рецидивистом, с вором в законе (режиссером) во главе проигрывают в карты несчастного прохожего (автора). А дальше? Если автор случайно останется жив, за углом его ждет местный Закшевер из управления культуры... Скажите, ради Бога, при чем здесь искусство?". Он говорил своим друзьям, что "устал переделывать пьесы в угоду хамам и чиновникам". Рассказывал, как однажды услышал в одном московском театре: "Этого настырного бурята больше сюда не пускать". Горевал, что предложил переписать «Утиную охоту» под представление в духе Таганки, а тот же Олег Ефремов советовал двигать публикацию этой ныне самой знаменитой пьесы Вампилова как "пьесу национального автора".

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр - Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

В 1965 году Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В том же году Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

В 1971 году Вампилов завершает работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август...». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.

За время литературной работы Александром Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Афоризмы и цитаты Александра Вампилова:

♦ Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди;

♦ Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать;

♦ Счастье - в предчувствии счастья;

♦ Говорите правду, и вы будете оригинальны;

♦ Знаменитым стать сейчас легко, надо просто потерять совесть;

♦ Из него не получилось даже пьяницы;

♦ Жениться надо ездить на бульдозере. Уважение больше, и задний ход хороший...;

♦ В такой международной обстановке детей рожать не хочется;

♦ Богатый - уже не смешной;

♦ Считают деньги. Прислушайтесь: этим занят весь мир;

♦ Пусть думают. Нельзя же им все время петь;

♦ Хорошую вещь браком не назовут;

♦ Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье;

♦ Мечты, которые сбываются, - не мечты, а планы;

♦ Все порядочное - сгоряча, все обдуманное - подлость;

♦ Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить - времени не надо.

Гибель Александра Вампилова

Трагически погиб - утонул в озере Байкал у истока Ангары - 17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия. Вместе с ним в лодке был друг - писатель Глеб Пакулов. Когда от удара бревна-топляка лодка-казанка перевернулась, Пакулов, зацепившись за лодку, смог спастись. Вампилов же поплыл, но не выдержало сердце.

Вдова Глеба Пакулова, искусствовед Тамара Георгиевна Бусаргина, вспоминала о том трагическом дне: "17 августа Вампилов ближе к вечеру все-таки приехал из Иркутска, где у него были срочные дела, в том числе (об этом Глеб знал) и сердечного свойства. До темна время еще оставалось, и Саша предложил съездить в Листвянку, прикупить что-нибудь к своему дню рождения. Мы с Ольгой решительно воспротивились этому вояжу - море еще штормило. Но... Поплыли все вместе. Пока переплывали Ангару, все согласились, что в Листвянку плыть опасно, не стоит. Причалили в Николе (поселок напротив нашего распадка).

Саша, обычно сдержанный, спокойный, явно не находил себе места, был взвинчен, зачем-то опять сел в лодку, стал делать какие-то кульбиты на волнах - таким шалым я его еще не видела. Пока Глеб рыбачил, Вампилов отвез нас с Ольгой на наш берег и поплыл назад в Николу. Мы видели, как уже на середине реки он заметил рейсовый пароход из Иркутска, но вместо того, чтоб отплыть, помчался к нему на всех парах и давай кататься на волнах...

Прибрели домой. Говорить не хотелось. Вдруг Ольга стала припоминать старые обиды. Вспомнила, как упрашивала мужа не ездить в Москву на литературные курсы - дело было вскоре после рождения дочери. Ольга понимала, конечно, не по Вампилову участь провинциального драматурга. Но обида осталась. Много о чем говорили. Будто предчувствуя что-то, Ольга сказала, что ей было бы легче перенести Сашину смерть, чем его измену, разлуку с ним... В полночь, не раздеваясь, уснули.

Я проснулась часа в четыре утра. Ольга сидела на кровати, молчала. Потом, глядя мимо меня куда-то в пустоту, уверенно произнесла: «Саша утонул» Стало жутко. Уже рассвело и, о, радость! - стук в окно. Я выскочила первой и увидела Валентина Распутина. По какому-то чужому, стылому его лицу сразу поняла, что случилась беда. Валентин, не заходя, быстро сказал: «Глеб жив, а Саня утонул»...

На рабочем столе Вампилова осталась неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник - камень с автографом.

Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 - посмертно).

Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230.

В 1977 году улица в посёлке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова. В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова и Центральная библиотека Аларского района его имени. В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыжипова.

В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

В 1987 году в Иркутске на доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь. C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского. С 2001 года утвердилось современное наименование - Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.

В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.

Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.

В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.

В 2007 году к 70-летию драматурга в городе Черемхово на здании роддома была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова.

В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»).

В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову.

В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя.

Личная жизнь Александра Вампилова:

Дважды был женат.

Первая жена - Людмила Добрачёва, на момент их знакомства студентка ИГУ. Поженились в 1960 году, развелись в 1963-м.

Вторая жена - Ольга Ивановская. Поженились в 1963 году. В 1966 году у пары родилась дочь Елена.

Вдова Вампилова о своем супруге говорила: "Воспоминание одно - с этим человеком было безумно весело и интересно. Несмотря ни на что. Даже при самых каких-то тягостных разборках тебе становилось вдруг смешно".

Ольга Ивановская - вторая жена Александра Вампилова

Сценарии Александра Вампилова:

1980 - Несравненный Наконечников (короткометражный)

Экранизации Александра Вампилова:

1975 - Прошлым летом в Чулимске
1976 - Старший сын
1979 - История с метранпажем (по пьесе «Провинциальные анекдоты»)
1979 - Дом окнами в поле
1979 - Отпуск в сентябре (по пьесе «Утиная охота»)
1981 - Несравненный Наконечников
1981 - Валентина (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске»)
1989 - Двадцать минут с ангелом (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
1990 - Провинциальный анекдот (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
2003 - Прощание в июне
2006 - Старший сын (Elder son)
2011 - Свидание (короткометражный)
2014 - Прошлым летом в Чулимске
2015 - Райские кущи (по пьесе «Утиная охота»)

Пьесы Александра Вампилова:

1963 - «Дом окнами в поле»
1965 - «Сто рублей новыми деньгами»
1965 - «Воронья роща»
1966 - «Прощание в июне»
1968 - «Старший сын»
1970 - «Утиная охота»
1970 - «Провинциальные анекдоты» (Трагикомическое представление в двух частях)
1970 - «Успех» (инсценировка одноимённого рассказа)
1972 - «Прошлым летом в Чулимске»
1972 - «Несравненный Наконечников»

Постановки Александра Вампилова:

1976 - «Прощание в июне» (спектакль в Рижском ТЮЗе)

Короткие сцены Александра Вампилова:

«Месяц в деревне, или Гибель одного лирика»
«Цветы и годы»
«Свидание. Сценка из нерыцарских времён»
«Квартирант»
«Кладбище слонов»
«Процесс»
«Рафаэль»

Проза Александра Вампилова:

«Из записных книжек»
«Письма»


Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (19 августа 1937, Черемхово - 17 августа 1972, озеро Байкал у посёлков Байкал и Листвянка) - русский советский прозаик и драматург.

Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик, до этого 3 года жили в селе Аларь Аларского района Иркутской области. Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года. Хотя часто местом рождения А. В. Вампилова называется посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района. Считал своей Малой Родиной село Аларь.

Отец - Валентин Никитич Вампилов (1898-1938) - бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

Мать - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), оставшись после гибели мужа с 4 детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.

В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районномДоме культуры.

В 1955-1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, А. В. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

В 1960 году женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой, в 1963 году развелся с ней. В 1963 году женился на Ольге Ивановской. В 1966 году у них родилась дочь Елена.

Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей А. В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.

Гибель

17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, А. В. Вампилов трагически погиб - утонул в Байкале у истока Ангары (перевернулась моторная лодка).

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник - камень с автографом.

Творчество

Первый рассказ А. Вампилова - тогда студента третьего курса - «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 году написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно.

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр - Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В том же году Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

В 1971 году Вампилов завершает работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август…». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Награды

  • Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 - посмертно ).

Память

Памятник Александру Вампилову, Виктору Розову и Александру Володину. Скульптор А. С. Чаркин, двор театра «Табакерка» (Москва)

  • Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230.
  • В 1977 году улица в посёлке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова.
  • В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.
  • В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова (координаты вверху страницы) и Центральная библиотека Аларского района его имени.
  • В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено новой улице в микрорайоне Первомайский Иркутска, на жилом доме было установлено панно - портрет Александра Вампилова (художник - Квасов Юрий Николаевич), в 2007 году к 70-летию драматурга у дома с панно открыт сквер имени Александра Вампилова.
  • В 1987 году в Иркутске на доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.
  • C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского. С 2001 года утвердилось современное наименование - Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.
  • В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.
  • Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.
  • В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.
  • В 2007 году к 70-летию драматурга в городе Черемхово на здании роддома была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова.
  • В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»).
  • В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову.
  • В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыжипова.
  • В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя.

Произведения

Драматургия

Многоактные пьесы

  • «Прощание в июне» (1966)
  • «Старший сын» (1968)
  • «Утиная охота» (1970)
  • «Прошлым летом в Чулимске» (1972)

Одноактные пьесы

  • «Дом окнами в поле» (1963)
  • «Сто рублей новыми деньгами» (первоначальный вариант пьесы «Двадцать минут с ангелом», сер. 1960-х)
  • «Воронья роща» (первоначальный вариант пьесы «История с метранпажем», сер. 1960-х)
  • «Провинциальные анекдоты» (1970). «Трагикомическое представление в двух частях»: Анекдот первый. «История с метранпажем» Анекдот второй. «Двадцать минут с ангелом»
  • «Успех» (инсценировка одноимённого рассказа)
  • «Несравненный Наконечников» (2 картины из неоконченной пьесы, 1972)

Короткие сцены

  • «Месяц в деревне, или Гибель одного лирика»
  • «Цветы и годы»
  • «Свидание. Сценка из нерыцарских времён»
  • «Квартирант»
  • «Кладбище слонов»
  • «Процесс»
  • «Рафаэль»

Проза

  • «Из записных книжек»
  • «Письма»

Постановки

В 1976 году - по пьесе «Прощание в июне» был поставлен спектакль в Рижском ТЮЗе.

В 2016 году - по пьесе "Старший сын" был поставлен спектакль в Кировском драматическом театре. Режиссер - К. Солдатов.

Фильмография

  • 1975 - Прошлым летом в Чулимске
  • 1976 - Старший сын
  • 1979 - История с метранпажем (по пьесе «Провинциальные анекдоты»)
  • 1979 - Дом окнами в поле (С. Любшин, И. Купченко, реж. Г. Павлов)
  • 1979 - Отпуск в сентябре (по пьесе «Утиная охота»)
  • 1980 - Эндшпиль (короткометражный фильм по одноименному рассказу) Реж. В. Бутурлин.
    В ролях: О. Борисов, М. Рождественская, Е. Баранов.
  • 1981 - Несравненный Наконечников
  • 1981 - Валентина (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске»)
  • 1989 - Двадцать минут с ангелом (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
  • 1990 - Провинциальный анекдот (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
  • 2003 - Прощание в июне
  • 2006 - Старший сын (англ. Elder son)
  • 2011 - Свидание (короткометражный фильм по одноименному произведению)
  • 2014 - Прошлым летом в Чулимске - режиссёр Виктор Демент
  • 2015 - Райские кущи (по пьесе «Утиная охота»)

В музыке

  • 1983 - опера «Старший сын», композитор Геннадий Гладков, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Гениальный драматург, трагично окончивший земной путь, Александр Вампилов не издавался при жизни. Произведения писателя были опубликованы и получили признание только посмертно. За свою короткую жизнь Вампилов выпустил из-под пера пьесы, крупные и состоящие из одного акта, а также короткие прозаические произведения. Темы, поднятые Александром Валентиновичем, вдохновили театральных и кинематографических режиссеров поставить их на сцене. Выпущена даже опера по пьесе, автором которой был Александр Вампилов. Отзывы о творчестве писателя реализуются через многочисленные памятники, музеи в его честь.

Детские годы

Родился писатель-драматург в небольшом городе городе Кутулик. Семья, в которой росло четверо детей, была самой обычной. Отец - директор местной школы, а мать, учитель математики, работала там завучем. Для семьи все изменилось, когда по доносу в 1937 году арестовали отца. Как это водилось в то время, один из «добродетельных» учителей написал на своего руководителя донос, обвинив в антисоветских взглядах. При таких обстоятельствах начинает свою жизнь Александр Вампилов. Фото представлено ниже.

Таким образом, мать осталась одна с четырьмя детьми. Родственники отвернулись от женщины, которая изо всех сил старалась не дать детям умереть голодной смертью. Так начал свой жизненный путь Вампилов Александр Валентинович, биография которого получила клеймо «врага народа».

Во время обучения в школе будущий писатель слыл обычным ребенком, ничем не выдающимся. Талант начал проявляться значительно позже. Скорее всего, это связано с тем, что слишком уж тяжелыми были детские годы. Вампилов Александр Валентинович, семья которого перебивалась порой хлебом и водой, просто не мог думать об искусстве.

Юность

Писательская карьера начинается, когда Вампилов поступает в Иркутский университет на факультет истории и филологии. Постепенно Александр Вампилов начинает пробовать себя в написании коротких рассказов. Первые из них публикуются в студенческой газете. Чуть позднее его заметило руководство газеты «Советская молодежь» - там молодой человек начинает работать с 1961 года.

Как самого талантливого автора, руководство газеты отправляет Вампилова в Москву для повышения квалификации на литературных курсах. Это помогло Александру Валентиновичу продвинуться по карьерной лестнице: теперь он ответственный секретарь. Однако через несколько лет Вампилов завершает карьеру, полностью отдавшись писательской деятельности.

К сожалению, попытки пристроить хоть какое-то произведение для постановки на сцене пока безрезультатны. Значительно позже пьесами Александра Валентиновича заинтересуются и БДТ Петербурга (тогда Ленинграда), и другие крупные театры.

Карьера, да и семейная жизнь стали постепенно налаживаться. И вдруг… трагическая гибель.

Трагическая гибель

Всего несколько дней не дожил до 35-летия Александр Вампилов. Краткая биография его закончилась ужасно нелепо. Решив отдохнуть на Байкале, они с другом отправились на озеро с лодкой.

Так получилось, что судно, зацепившись за нагроможденные под водой деревья, перевернулось. Друг писателя, Глеб Пакулов, стал звать на помощь и его спасли. Вампилов решил сам добраться до берега в ледяной воде. И вот как только он ступил на берег - сердце не выдержало.

Хоронили писателя друзья, знакомые и совсем посторонние люди. С похоронами связаны две поистине сверхъестественные истории. Очевидцы связали это с тем, что не хочет так рано уходить Александр Вампилов. Биография его не закончена до конца. Устроители похорон забыли принести веревки, с помощью которых необходимо опускать гроб в могилу. В суете происходящего друзьям пришлось искать, а потом и ждать кладбищенского сторожа. Пока искали - гроб с телом писателя стоял на краю могилы. Это еще не конец истории. Как только все-таки тело писателя начали опускать - оказалось, что яма слишком мелкая. Опять пришлось ожидать, пока ее выкопают как надо.

Парадоксально и то, что сразу после смерти начинается бурный интерес режиссеров и издателей к наследию, которое успел оставить Вампилов Александр Валентинович.

Творческий путь

Писать Вампилов начинает, будучи студентом первого курса историко-филологического факультета. Первые короткие очерки печатают местные университетские издания. Единственный сборник рассказов, опубликованный при его жизни, выпускается как раз в это время. Это короткие юмористические рассказы, написанные под псевдонимом А. Санина.

По приезде из Москвы (там Александр Валентинович повышал квалификацию литератора), поработав некоторое время в престижной должности ответственного секретаря «Советской молодежи», он пишет две небольшие комедийные пьесы: «Сто рублей новыми деньгами», «Воронья роща».

Постепенно Вампилов приходит к осознанию того, что должен заниматься исключительно творчеством. Поэтому он прощается с работой в газете и начинает активную писательскую деятельность. Вскоре появляется пьеса «Прощание в июне», которую автор предлагает к постановке в московских театрах. К сожалению, попытки эти не увенчались успехом.

Помогает Вампилову случай, когда совершенно случайно на телеграфе он встречает известного тогда драматурга Арбузова, который соглашается взять и прочитать пьесу Александра «Прощание в июне». Вампилов получает положительные отзывы знаменитого драматурга, однако московскую сцену произведение тогда так и не увидело.

В период 1969-1971 годы появляются самые известные пьесы. Их берутся ставить в провинциальных театрах, но вот Москва и Ленинград для Вавилова закрыты. Печально, но интересоваться творчеством драматурга начали незадолго до его смерти, в 1972 году. Сложно сказать, почему столичные театры обратили на него внимание, но пьесы берутся ставить БДТ, театр Станиславского. Даже Ленфильм заключает с Вавиловым договор на написание оригинального сценария. К сожалению, не увидел Александр Вампилов блестящих постановок своих пьес в Москве: жизнь его плачевно оборвалась.

"Прощание в июне": краткое содержание

Написанная в 1965 году комедия «Прощание в июне» характерна для литературы того времени. Вампилов показывает героя, студента, в мировоззрении которого произошли существенные метаморфозы не в лучшую сторону.

Изначально Колесов показан душой компании, его ценят преподаватели и однокурсники. Он принципиален, но отличается некоей взбалмошностью, как все студенты.

Все меняется, когда герой влюбляется в ректорскую дочь Татьяну.
По понятным причинам руководитель факультета против этих отношений, он грозит выгнать Колесова из университета. Студент в растерянности, ведь он искренне любит девушку, однако понимает, что и диплом потерять не может, ведь до выпуска остаются считаные месяцы. После долгих томлений Колесов соглашается на сделку и бросает Таню.

Анализ «Прощание в июне»

Вампилов не сделал из главного героя отрицательный персонаж, он дает ему шанс измениться и намекает на это читателю, ведь Колесов не идет дальше, он раскаивается, в порыве чувств рвет свой диплом и пытается вернуть девушку. Писатель концовкой как бы приоткрывает читателю будущее, дает надежду, что он исправится.

Нельзя сказать, что данная пьеса однозначно о любовных отношениях и предательстве. Плоскость ее намного выше: это сделка с собственной совестью, принципами. И кто выиграет он нее, Вампилов недоговаривает. В этом весь уникальный почерк Александра Викторовича.

"Старший сын": краткое содержание

Работу над «Старшим сыном» Вампилов ведет длительное время. Сначала появляются черновые наброски, заметки в записных книжках, потом публиковались некоторые главы. Окончательный вариант увидел свет в 1970 году, опубликованный в издательстве «Искусство».

Бусыгин, который обманом заходит в семью, - тот, кто спасает всех их от ошибок. Так, Нине, дочери Сарафанова он открывает сущность жениха, мелочного Кудимова. Васенька задумывается над тем, чтобы не ехать в тайгу. Спасает Бусыгин и Сарафанова-старшего, даря ему в своем лице еще одного сына. Он как глоток свежего воздуха для этой семьи. Символично, что в конце герои остаются дома без Сильвы, друга Бусыгина, и без принципиального Кудимова. Они, по мнению Вампилова - две крайние точки, которым не место в жизни.

У пьесы кольцевая композиция: в конце Бусыгин также пропускает свой вечерний поезд.

Анализ произведения "Старший сын"

Казалось бы, какой простой сюжет: плутовство Бусыгина в надежде погреться. Но таит он в себе глубинные вопросы, которые ставит перед читателем Александр Вампилов. Произведения его и отличаются этими смыслами, которые открываются читателю, как невидимая часть айсберга. В пьесе стоит извечная проблема отцов и детей. Трагично звучат слова сына Сарафанова Васеньки о том, что не нужны взрослым детям родители. Весьма философски подходит Вампилов и к теме смысла жизни. Кто такой Сарафанов? Неудачник, уволенный с работы, брошенный женой и вскоре детьми. Однако он не унывает, а верит, что хорошему человеку судьба обязательно преподнесет нечто хорошее. И он оказывается прав.

и анализ

Трагично складывается жизнь людей эпохи «застоя». Полностью лишенные нравственной базы, идейного фундамента, они плывут по течению, разрушая собственную жизнь. Таков и главный герой пьесы «Утиная охота» Зилов. Он находится в глубочайшем душевном кризисе.

Начинается пьеса с того, что около своей двери герой находит похоронный венок со словами скорби в свой адрес. Это очень символично, потому что душевно Зилов мертв уже давно. Далее в пьесе этому Вампилов представляет неопровержимые доказательства.

Герой показан через череду веселий, гулянок, любовниц и вранья.

Жена Галина воспринимается им не больше, чем предмет мебели, ни во что он не ставит и Веру, свою любовницу. Даже родной отец, просящий встречи, отодвигается Зиловым на второй план (старик так и умирает, не встретившись с сыном). Герой же предпочитает мечтать об утиной охоте, на которую вряд ли соберется когда-нибудь. Этот образ очень яркий в пьесе, он символизирует несостоятельность главного героя.

Поразительно, с какой точностью нарисованы Вампиловым женские образы: миниатюрная, нежная Галина, жена Зилова, душевная, порой грубоватая Вера, аристократичная Валерия и молоденькая студентка Ирина, искренне полюбившая главного героя.

Как всегда, вопрос возрождения главного героя автор оставляет открытым, тайно надеясь, что оно произойдет.

"Прошлым летом в Чулимске": краткое содержание

Пьеса повествует о жизни районного центра в глубинке. Главная героиня, Валентина, влюблена в следователя Шаманова, который не сразу, но отвечает ей взаимностью.

Также приглянулась девушка и Павлу, приехавшему к родителям в отпуск. Молодой человек весьма избалован, он привык получать все, о чем пожелает. Валентина в качестве жены нужна ему исключительно как красивое дополнение городской квартиры, как та, которая будет без проблем вести хозяйство.

Не склонив девушку к женитьбе по-хорошему, он применяет к ней насилие. Поруганная, она отвергает предложение руки Шаманова и склоняется к решению выйти замуж за Пашку, как хочет этого отец. Однако в конечном счете отвергает обоих мужчин.

Анализ "Прошлым летом в Чулимске"

Вампилов ставит в пьесе очень серьезные вопросы: жизнь молодежи в глубинке, нравы жителей. Действительно, как можно удержать молодежь, если до ближайшего Дома культуры нужно идти несколько километров, а в кинотеатре показывают давно просмотренные всеми ленты. Вот поэтому и сбегает молодежь или спивается.

Весьма символичен палисадник, который обустраивает Валентина: все, кроме Шаманова ходят прямо по нему и ломают, а девушка безропотно восстанавливает. Вампилов хочет сказать этим, что нравы людей не переделать: одни так и будут рушить, а другие восстанавливать. Есть и другой подтекст: поруганная, истоптанная честь Валентины. Очень символично, что палисадник помогает восстанавливать Шаманов. Может, все-таки он именно тот человек, который в конечном счете спасет девушку? Как и в остальных пьесах Вампилова - об этом приходится только догадываться.

Одноактовые пьесы

Самые известные короткие пьесы Вампилова «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Написаны они в самом начале его писательской деятельности. Значительно позже пьесы объединили в одно издание «Провинциальный анекдот».

Это действительно очень меткое название, ведь, продолжая традиции Пушкина, Вампилов пишет короткие рассказы о неординарном событии, которое действительно происходило. Однако привносит автор и нечто новое в значение этого литературоведческого термина: искрометную, необычную концовку.

Неслучайно в названии и слово «провинциальные». Таким образом Вампилов привлекал внимание читателя к проблемам далеких от столичной жизни поселений, где существуют особые уклады, взгляды и течение жизни.

Эти одноактовые пьесы - своеобразный плацдарм для наиболее серьезных работ автора, ставящих важнейшие философские вопросы нравственности: «Утиной охоты» и «Прошлым летом в Чулимске».

Прозаические произведения

Исследователи творчества Вампилова в один голос говорят о том, что если бы его жизнь не оборвалась так рано, Александр Валентинович бы обязательно выпустил роман, а может, даже и несколько. Зачатки этого были однозначно видны.

В основном проза писалась еще молодым писателем - студентом университета и работником газеты. Тогда из-под его пера выходят всевозможные очерки, записки, фельетоны. Однако два произведения относятся уже к зрелому периоду творчества Вампилова: в 1965 году написан фельетон «Кое-что для известности», а в 1966 - «Витимский эпизод». Кроме того, в это же время Алксандр Валентинович пишет очерки о Кутулике.

Все Вампилова объединяют их сюжеты, проблемы, которые будут развиты в драматических произведениях. Здесь проявляются образы Шаманова, Якова Пашки, события, произошедшие в «Утиной охоте» и «Прощании в июне».

Проза отличается остротой сатиры, меткими характеристиками героев. Ее можно сравнить с работами Зощенко и Олеши.

Не сразу получил признание публики и читателей Александр Вампилов. Рейтинг книг и спектаклей складывался постепенно. Однако факт того, что все его крупные пьесы в итоге были поставлены на сценах ведущих театров, а многие еще и исполнены в кинематографе, говорит о действительно народной любви и актуальной тематике произведений.

Имя: Александр Вампилов (Aleksandr Vampilov)

Возраст: 34 года

Деятельность: писатель, драматург

Семейное положение: был женат

Александр Вампилов: биография

Русский советский прозаик и драматург Александр Вампилов погиб «на взлете», в 35 лет. Он мечтал о признании, но его пьесы на подмостках столичных театров поставили лишь после смерти. Успев при жизни издать две книги, Вампилов произвел революцию в современной русской драматургии и театре. Вампилова называют наших дней. Грустный юмор, выбор и психологический портрет «негероических» героев, отношение к людям у двух классиков – XIX и XX столетий – перекликаются.

Детство и юность

В биографии талантливого драматурга – обилие трагических страниц. Своей малой родиной Вампилов называл село Аларь в Иркутской области, хотя родился спустя 3 года после переезда родителей из Алари в поселок Кутулук (в переводе с бурятского – яма), где прошли его детство и юность. Местом появления на свет стал роддом соседнего с Кутулуком райцентровского городка Черемхово.


Будущее родившегося в августе 1937-го сына предсказал отец Валентин Вампилов. В письме беременной жене он выразил уверенность, что четвертым ребенком будет мальчик. А еще опасался, что его ждет тяжелая писательская судьба, потому что незадолго до рождения Саши Вампилова-старшего во снах преследовали видения писателей-классиков.

Имя новорожденному тоже дали «на злобу дня»: в 1937-м страна отмечала 100-летие со дня гибели .


Отца Александр Вампилов не запомнил: талантливого учителя русского языка и литературы, директора школы, до революции служившего репетитором у сына генерал-губернатора Иркутска и владевшего пятью языками, арестовали в начале 1938 года и расстреляли весной. Причиной ареста и приговора «тройки» областного управления НКВД стал донос коллеги Вампилова и последовавшее обвинение в панмонголизме.

На руках учительницы математики поселковой школы Анастасии Вампиловой-Копыловой осталось четверо детей. Ставить их на ноги помогала ее мать Александра Африкановна. Женщина сыграла в жизни писателя ту же роль, что и няня Арина Родионовна для Пушкина.


В детстве Александр Вампилов мало чем отличался от ровесников: гонял мяч на футбольном поле, с классом бывал в походах, научился играть на мандолине и гитаре. Учился посредственно, не любил точные науки, предпочитая им чтение. Это занятие занимало все свободное время подростка. В письме другу он признался:

«Ничего, кроме литературы, я не хочу изучать больше школьной программы... Читать я, например, готов, не жрамши сутки!».

В мир театра и драматургии Саша окунулся в школе: мальчик выходил на сцену школьного театра, играл в самодеятельных постановках. Писать тоже начал в школе: рифмовал стихи, редактировал стенгазету.


Окончив поселковую школу, Вампилов отправился в Иркутск. Первая попытка стать студентом историко-филологического факультета провалилась: «засыпался» на вступительном по немецкому. Год Александр проработал инструктором кружка струнных инструментов Дома культуры и снова отправился поступать. Вторая попытка удалась. В 1960-м Александру Вампилову вручили диплом о высшем образовании.

Литература

Литсотрудником областной газеты Вампилов стал на выпускном курсе университета. В «Советской молодежи» проработал до 1964-го, дорос до ответственного секретаря. Но писать о комсомольской доблести и партийной дисциплине оказалось выше сил Александра: потомок бурятских лам по линии отца и православных священников вырвался из удушающей атмосферы, где во главе всех углов стояла идеология. Он уволился, но охотно сотрудничал с редакцией, ездил в командировки.


Первая ласточка – рассказ «Персидская сирень» – появился в газете «Иркутский университет» в 1957-м. Александр подписался выдуманной фамилией «Санин», прячась за псевдонимом от, как ему казалось, неизбежной критики. Ее не последовало, и спустя год в той же газете и альманахе «Ангара» появился второй рассказ, название которого – «Стечение обстоятельств» – Вампилов дал сборнику рассказов в 1961 году.

В силы молодого драматурга не верил никто, даже родные. Первые пьесы Александра Вампилова, среди которых комедийная «Прощание в июне», не принесли писателю славы. Попытки автора пробить стену безразличия и заинтересовать столичные театры закончились безуспешно.


После гибели Александра признался, что в 1960-е были «в моде» Розов и , возобновился интерес к шекспировскому «Гамлету». Увидеть гений нового автора, по словам худрука «Современника», мешали «стереотипно устроенные наши собственные мозги».

Александр Вампилов пожаловался друзьям, что «устал переписывать пьесы в угоду хамам и чиновникам». Переделать текст под свое видение и репертуар возглавляемых театров автора просили Ефремов и . Олег Николаевич и вовсе дал совет «продвигать» «Прощание в июне» как «пьесу национального автора». А некоторые главрежи распорядились не пускать в свои владения «этого настырного бурята»: разговор Александр Вампилов услышал случайно.


Постановка комедийной пьесы Вадимом Допкюнасом на сцене драмтеатра Клайпеды в 1966-м стала прорывом. Вскоре вампиловское «Прощание в июне» поставили режиссеры восьми советских театров, но столичные по-прежнему обходили «неформатного» автора.

В 1967-м Александр Вампилов написал комедию в 2-х действиях «Старший сын» и закончил начатую ранее пьесу «Утиная охота». Удивительно талантливые, пронзительные сочинения оценили уже после смерти автора.


Спустя 10 лет пьесу «Старший сын» экранизировал Виталий Мельников. Психологическая драма, главные роли в которой сыграли , и , по праву заняла место в «золотом фонде» советского кинематографа.

В конце 1970-х экранизирована «Утиная охота»: фильм вышел под названием «Отпуск в сентябре», а главных персонажей сыграли звезды кино , и еще десяток актеров, чьи имена знает страна.


За год до смерти Вампилов подарил миру драму «Лето красное – июнь, июль, август...», которая носила первоначальное название «Валентина». В том же году вышел однотомник писателя, в который вошла пьеса «Прошлым летом в Чулимске».


Маятник судьбы начал обратное движение после трагической гибели автора в 1972-м. Пьесы Вампилова взяли в репертуар столичные театры имени Ермоловой и . Они идут на подмостках Большого драмтеатра Ленинграда.

В 2006-м трагикомедию «Старший сын» экранизировал Голливуд, а в 2015-м по мотивам «Утиной охоты» снял драму «Райские кущи» Александр Прошкин. Зилова сыграл , а Галину – . Книги Александра Вампилова переведены на 20 языков, в том числе английский, немецкий, французский.

Личная жизнь

Первой супругой драматурга была Людмила Добрачева, с которой Александр познакомился в университете. Они поженились в 1960-м, а развелись через 3 года. Вампилов встретил Ольгу Ивановскую и повел ее в ЗАГС в том же 1963-м.


В 1966 году Ольга родила мужу единственного ребенка – дочь Лену.

Личную жизнь драматурга трудно называть счастливой и безоблачной. Героя Зилова из «Утиной охоты» с его мучительным любовным треугольником и метаниями Вампилов писал с себя.

Смерть

Писатель погиб в августе 1972 года. Он отправился на моторной лодке с другом и коллегой-литератором Глебом Пакуловым в поселок Листвянка за покупками для празднования дня рождения. На Ангаре, которую переплывали друзья, штормило: причалили в ближайшем поселке – Николе.


По дороге назад бревно ударилось о борт лодки и перевернуло ее. Пакулов успел зацепиться за край лодки и спасся, а Вампилова подхватило течением. По свидетельству главного врача листвянской участковой больницы Виталия Иванова, засвидетельствовавшего смерть, сердце Александра Вампилова не выдержало переохлаждения: вода в Байкале ледяная и в августе.


Место гибели – озеро Байкал, у истока Ангары. Два дня Вампилов не дожил до 35-летия.

Последним приютом писателя стало Радищевское кладбище в Иркутске. У места гибели на берегу Байкала в поселке Листвянка установлен памятный знак.

Библиография (пьесы)

  • 1966 - «Прощание в июне»
  • 1968 - «Старший сын»
  • 1970 - «Утиная охота»
  • 1972 - «Прошлым летом в Чулимске»
  • 1963 - «Дом окнами в поле»
  • 1965 - «Сто рублей новыми деньгами»
  • 1965 - «Воронья роща» («История с метранпажем»)
  • 1970 - «Провинциальные анекдоты»
  • 1972 - «Несравненный Наконечников»

Фильмография

  • 1975 - «Прошлым летом в Чулимске»
  • 1976 - «Старший сын»
  • 1979 - «История с метранпажем»
  • 1979 - «Дом окнами в поле»
  • 1979 - «Отпуск в сентябре»
  • 1980 - «Эндшпиль»
  • 1981 - «Несравненный Наконечников»
  • 1981 - «Валентина»
  • 1989 - «Двадцать минут с ангелом»
  • 2006 - «Старший сын»
  • 2014 - «Прошлым летом в Чулимске»
  • 2015 - «Райские кущи»

Цитаты

Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди
Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать
Говорите правду, и вы будете оригинальны
Знаменитым стать сейчас легко, надо просто потерять совесть
Считают деньги. Прислушайтесь: этим занят весь мир
Все порядочное – сгоряча, все обдуманное – подлость

Память

  • Памятник Александру Вампилову, Виктору Розову и Александру Володину установлен во дворе театра «Табакерка» в Москве
  • Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230
  • В 1977 году улица в поселке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова
  • В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска
  • В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова и Центральная библиотека Аларского района его имени

  • C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского
  • В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь
  • Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд
  • В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову
  • В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя

Александр Вампилов – драматург, который прожил всего 35 лет и написал лишь 4 пьесы, но успел войти в историю русской литературы.

В советское время его имя было широко известно: пьесы ставились в БДТ, театре им. Станиславского, а в Московском театре имени Ермоловой всего за десятилетие (70-е гг.) был показан весь вампиловский репертуар. Сегодня драмы Вампилова идут во многих театрах, но, к сожалению, имя драматурга не является известным каждому.

Местом рождения будущего драматурга стала глухая сибирская периферия. Некоторые указывают поселок Кутулик, но там он не появился на свет, а провел детство. Официально Александр Вампилов родился в роддоме города Черемхово. Однако сам он своей духовной родиной называл далекое село Аларь – здесь жили его родители.

Отец и мать его были школьными учителями. Мама обучала детей физике, а отец русскому языку и литературе. Кроме Александра в семье Вампиловых было ещё трое детей. Вскоре после его рождения отца забрали сотрудники НКВД, обвинили по сфабрикованному делу и репрессировали. Это произошло в 1938 году, лишь через 20 лет с него были официально сняты все обвинения. Но это произошло потом, а в 38-м маленький Саша остался на руках у своей матери вместе с другими детьми.

Саша с детства был расположен к гуманитарным наукам и творчеству. Закончив местную школу, он попытался поступить на филологический факультет Иркутского университета, но его не приняли. Целый год до второго, уже успешного, поступления, он проработал инструктором струнного кружка в районном доме культуры.

В ИГУ Вампилов познакомился и сблизился с другим классиком русской литературы 20-го века – Валентином Распутиным. Их дружба началась с драки: первокурсник Александр, “приняв лишнего”, стал размахивать кулаками, а бывалый второкурсник Валентин принялся разнимать. Дружба, завязавшаяся на филфаке, продлилась всю жизнь, и даже после смерти драматурга Распутин писал: “В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… – кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…”.

Ещё будучи студентом, Александр делает первые шаги на литературном поприще. Под псевдонимом Санин выходят 10 юмористических рассказов, которые позже будут объединены в книгу Стечениеобстоятельств. В дальнейшем случайность будет играть серьезную роль в сюжетах его драм.

На последнем курсе Вампилов устраивается в редакцию иркутской газеты Советская молодежь”. В редакции будущий драматург за несколько лет прошёл путь от простого стенографиста до заведующего отделом, затем стал ответственным секретарем. Продолжал и литературную деятельность: на семинаре в Малеевке он представил первые свои пьесы (Двадцать минут сангелом и “История с метранпажем”), одну из которых отправил в журнал “Театр”. Публикация не состоялась, однако начинающий драматург не сдавался, и через два года в том же журнале появилась его комедия “Дом окнами в поле”.

На ВЛК он учится вместе с Николаем Рубцовым. По свидетельствам, Вампилов предсказывал Рубцову раннюю смерть, как и себе – знал, что не проживет долго. В его записных книжках находим запись: “Знаю – я старый не буду”. А Рубцов посвятил товарищу стихотворение-экспромт, в котором пророчил ему бессмертие:

Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чём-то вроде,
Потом верхо́м, потом пешком
Пройду по во́локу с мешком -
И буду жить в своём народе!

В 1966 году вышла первая большая трехактная пьеса Вампилова “Прощание в июне”. В её основу легли воспоминания о студенческой молодости. На жизненном пути главного героя Коли Колесова, как и на жизненном пути его друзей, волею случая возникают нравственные испытания: не бытовые, но бытийные проблемы. В их ключе разворачивается драма взросления. Именно из-за “системы случайностей” и “нарочитости сюжетных линий” эту драму отказался ставить театр им. Ермоловой. Не удовлетворило цензоров и то, что в драме не было ни одного номенклатурного героя. Персонажи Вампилова всегда отличались огромным жизнеподобием: при чтении часто возникает опасность оказаться обманутым, встретить “переигранный” характер, но этого никогда не происходит.

Вампилов дебютировал с “Прощанием” в Литве, после чего пьесу поставили отечественные провинциальные театры. Но в столичных кругах его имя стало известно лишь через два года, когда второе его произведение, лирическую комедию“Старший сын”, поставил Ленинградский областной драматический театр драмы и комедии. Кроме того, пьеса шла на родине драматурга, в Иркутске. К моменту смерти писателя её поставили в 44 театрах страны.

Пьеса “Старший сын” очень близка предыдущей пьесе по своему настроению и основным мотивам. Главный её герой, студент Бусыгин, опаздывает на электричку, и, чтобы не ночевать на улице, стучится в первый же дом, притворяясь давно пропавшим сыном. По счастливому стечению обстоятельств оказывается, что хозяин дома, Сарафанов, действительно мог быть отцом ребенка. Самозванец входит в мир большой семьи Сарафановых, семьи со своими трудностями и радостями, и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже вскрывшийся обман. Вампилов в пьесе подчеркивает, что любовь отца к сыну, в первую очередь, любовь между людьми, а не формальные родственные связи.

Ю. Квасов. Портрет А. Вампилова. Фото: vampilov-irk.ru

В следующих пьесах автор уходит от светлых лирических комедий, изображая уже драму зрелого человека (“Утиная охота”, “Прошлым летом в Чулимске”). Неоднозначность и противоречивость сюжетов и персонажей затруднили выход пьес на сцену при жизни автора. Трагикомедия 1970 года “Утиная охота”, которую можно признать самой известной работой Вампилова, так и не была поставлена. Поздний выход драмы к зрителю объясняет трудности, которые возникают у режиссеров при постановке. Сегодня часто говорят о том, что на сегодняшний день ещё никто не смог изобразить героев на сцене так, как хотел бы автор.

Если в “Прощании” действуют в основном молодые люди, которые принимают искренние решения, а взрослые предстают скорее как люди закосневшие, предлагающие взятки и толкающие на путь криминала, то в “Охоте” эти молодые люди вырастают и сами становятся такими взрослыми. Главный герой пьесы, Зилов, просыпается после банкета и вспоминает о событиях недавнего времени: на работе он подделал отчет и получил выговор начальника, от него ушла жена, он знакомится с девушкой, к которой его ревнует любовница, умер отец, к которому он отказался приехать, потому что не поверил, что тот смертельно болен. В довершении всего, он устраивает дебош в ресторане, где отмечал с друзьями получение квартиры.

Сцена из спектакля “Утиная охота” в театре М. Ермоловой. Фото: ermolova.ru

От каждой драматической картины, а особенно от финала, веет безысходностью. Друзья, которым Зилов наговорил на вечере гадостей, помогают ему добраться до дома. Утром, когда Зилов остается один и вспоминает свои трудности, он решает выстрелить в себя из ружья, но не может. Зилов бросается на кровать, рыдает, а затем звонит другу и говорит, что готов ехать на охоту, куда отправляется каждый отпуск и куда давно запланировал ехать и теперь. В жизни Зилова ничего не меняется. Жизнь проходит мимо него. Сам Вампилов говорил, что отразил в драме близкую себе тему “потерянного поколения”.

Последняя большая драма, “Прошлым летом в Чулимске”, также не была поставлена при жизни автора и даже не появилась в печати. Вампилов хотел увидеть её в избранном номере альманаха “Сибирь”, но перед печатью текст изъяли. Причина крылась всё в той же неоднозначности героев, жизнеподобия и отсутствия интереса к политическим атрибутам советской драмы. Шаманов, следователь крошечного городка Чулимска, лишился в большом городе семьи и работы потому, что не желал заминать дело сына какого-то чиновника. Как и Зилов, он не удовлетворен своей жизнью, но, в отличие от депрессивного обывателя из “Утиной охоты”, Шаманов попал в нынешнее положение как раз потому, что не смог жить, приспосабливаясь. Способность следовать своим идеалам предопределила в нём возможность возвращения к новой жизни. Он влюбляется в скромную деревенскую девушку Валентину.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса