Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александр рождественский скрипач биография. Владимир Спиваков: биография и личная жизнь. История Саши Романовского

Родился 12 сентября 1944 года в местечке Черниковск Башкирской АССР, в текущий момент вошедшем в состав города Уфы. Мать – Екатерина Осиповна Вайнтрауб, пианистка, окончила Ленинградскую консерваторию и всю существование концертировала. Отец, Теодор Владимирович Спиваков, по специальности инженер-технолог, ушел добровольцем на фронт и был тяжко ранен. От родителей – отца-фронтовика и матери-блокадницы – Спиваков с детства воспринял дух жертвования и помощи страждущим. Супруга – Спивакова Сати (урожд. Саакянц Сатеник), драматическая актриса, выпускница ГИТИСа, автор и ведущая программ на телевидении. Сын от брака с Викторией Постниковой – Рождественский Александр. Дочери: Екатерина, Татьяна, Анна.

После окончания войны семейство переехала в Ленинград. Первыми музыкальными впечатлениями мальчика была развлекуха матери на фортепиано. С шести лет Володя начал обучаться на скрипке у Б.Э.Крюгера. Поступил поначалу в районную музыкальную школу, после этого, в 1955 году, – в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Крепкую подготовку ему дали Л.М.Сигал и В.И.Шер. Вольнослушателем Спиваков посещал кроме того школу живописи при Ленинградской академии художеств. В целях самозащиты начал заниматься боксом, получив в дальнейшем 2-й разряд.

В 1957 году 13-летний скрипач впервой принял участие в конкурсе, на ленинградском фестивале «Белые ночи», где получил первую премию. Далее, ещё учась в музыкальной школе при консерватории, Спиваков выступил на Всероссийском конкурсе юных исполнителей. Его способности были замечены, и ему предложили перевестись для продолжения учебы в Москву. Не закончив школы при Ленинградской консерватории, в 1961 году Спиваков зачисляется как скрипач в Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории, в класс Ю.И.Янкелевича (до 1963). В 1962 присутствует в Ленинграде на памятной встрече с 80-летним И.Стравинским, во время его приезда в СССР. Живя в Москве в интернате, организует для младших школьников экскурсии в Третьяковскую галерею с собственными пояснениями. Сам продолжает заниматься жи-вописью под руководством А.В.Буторова.

В 1963 году Владимир Спиваков поступает в Москов-скую государственную консерва-торию им. П.И.Чайковского по скрипке в класс Ю.И.Янкелевича, своего прежнего педагога. Из класса этого профессора кроме Спивакова вышел весь строй известных в мире скрипачей: И.Бочкова, Т.Гринденко, Г.Жислин, П. Коган, Л.Маркиз, В.Третьяков, Н. Школьникова, Е.Алиханова и др.

Диапазон произведений, изучаемых в классе Янкелевича, простирался от старых итальянцев – Тартини, Локателли, Джеминиани, Вивальди – до импрессионизма Дебюсси и более того экспрессионизма Берга. Как вольнослушатель Спиваков посещает класс выдающегося Давида Ойстраха. Занятия живописью отнимают несть числа времени, и Янкелевичу пришлось настоять на том, чтобы Спиваков оставил живопись и совершенно избрал своей профессией музыку.

1965 год. Студент 3-го курса Владимир Спиваков выступает на первом зарубежном состязании – Между-народном конкурсе скрипачей и пианистов имени М.Лонг и Ж. Тпотому что в Париже и занимает третье местоположение, получив звание лауреата. В условиях тогдашнего «железного занавеса» это был величавый период в жизни советского музыканта. Спиваков получает позволение на поездку в Венгрию, с делегацией ЦК ВЛКСМ.

В 1967-м его направляют на труднейший зарубежный конкурс скрипачей – имени Н. Паганини в Генуе – там он, студент 5-го курса, получает вторую премию.

В 1968 году Спиваков как скрипач оканчивает Московскую консерваторию. Далее два года, с 1 сентября 1968 по

1 сентября 1970 года, проходит ассистентуру-стажировку при Московской консерватории, неизменно у того же Янкелевича. В 1969-м он едет на следующий Международный конкурс – в Монреаль (Канада) и возвращается с победоносным результатом – первой премией.

К этому времени он уже немного лет женат на пианистке, ещё с большим будущим, – Виктории Постниковой, лауреатке нескольких международных конкурсов. В 1970 году Спиваков становится лауреатом труднейшего в мире музыкального конкурса – имени П.И.Чайковского в Москве (вторая премия и серебряная медаль). Получает премию и его благоверная. За три месяца до конкурса у них рождается отпрыск Александр, в дальнейшем определившийся по специальности отца – скрипке. Постникова выходит замуж вторично, за дирижера

Г. Рождественского, тот, что усыновляет Александра и дает ему свою фамилию – Рож-дественский.

По окончании ассистен-туры-стажировки Спиваков получает ориентация в Московскую филармонию. Янкелевич, побывав на концерте своего ученика, сказал ему знаменательные слова: «Ты знаешь, я почувствовал себя на концерте счастливым, оттого что я увидел: ты больше во мне не нуждаешься». Высок был авторитетный отзыв Д.Ойстраха: «Владимир Спиваков принадлежит к числу лучших молодых представителей советского исполнительского искусства, снискавших себе популярность и влюбленность посреди любителей музыки многих стран. Его игру характеризует тонкое и глубокое разумение стиля исполняемых произведений, аристократичный привкус, безупречное виртуозное мастерство, ослепительный художественный темперамент».

1975-й стал годом блестящего дебюта Спивакова в США. Его выход с камерной программой в зале Линкольн-центра в Нью-Йорке произвел таковый фурор, что более того позже первого отделения (Соната до минор Бетховена) зал встал. Но в 1977 году, как раз в знаменитом нью-йоркском концертном зале Карнеги-холл произошел политический инцидент: в скрипача была брошена банка с краской и взрывным устройством – это американская Лига защиты евреев пыталась сдернуть концерт советского музыканта. Зал аплодировал стоя, а на следующий день в американской прессе были опубликованы извинения официальных лиц США. Советские газеты писали о «стойкости и мужестве» советского артиста. В 1978-м скрипач был удостоен почетного звания – Заслуженный артист РСФСР.

Став признанным скрипачом-солистом, в 70-е годы Владимир Спиваков начал участвовать в различных камерных составах: струнном квартете, трио, дуэтах. Работой на большую перспективу стало его участие как солиста в выступлениях с Государственным камерным оркестром, основанным Р.Баршаем: он освоил в этом месте десятки произведений Моцарта, Вивальди, Корелли, Альбинони, Боккерини.

Еще одной сферой деятельности стало для Спивакова преподавание. Известный хоровой дирижер В. Минин, будучи ректором РАМ (тогда Музыкально-педагогического института) имени Гнесиных, пригласил его на работу в тот самый вуз.

С октября 1972 до мая 1990 года – Владимир Теодорович преподавал там, получив ученое звания профессора. Ученики его рассеялись по городам СССР: Мурманску, Курску, Кишиневу, Одессе, Москве и др. Некоторые стали победителями между-народных конкурсов, к примеру, К. Мак-Дермотт (США) получил диплом на конкурсе имени П.И.Чайковского, Б. Гарлицкий (Москва) – премию на конкурсе имени Н.Паганини, немного вторых премий на междуна-родных конкурсах, где не присуждались первые.

Владимир Спиваков серьезно задумывается о специаль-ности дирижера. Как многие скрипачи, он не мог не видать недостаточность скрипичного репертуара. Внутреннюю надобность такого поворота сравнивал с тем, как артист В.Шукшин стал писателем. В качестве педагога он выбирает И.Б.Гусмана и занимается у него примерно пяти лет, в Нижнем Новгороде (Горьком), и в Москве. В дальнейшем при случае берет отдельные консультации у известнейших зарубежных дирижеров – Л. Маазеля, Л. Бернстайна. Огромную профессиональную школу Владимир прошел, выступая как солист под руководством К. Аббадо, С. Озавы, Р. Шайи, Б. Хайтинка.

В 1979 году он опять делает триумфальные гастроли по США: как скрипач выступает в Питтсбурге, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Кливленде, Вашингтоне (зал Библиотеки конгресса) и Далласе. В камерных программах его сопровождает пианист Б. Бехтерев. В Кливленде Л. Маазель дарит солисту фото с надписью: «Неописуемый гений скрипки». Хорошо запомнившие Спивакова с прошлых лет публика и сми принимают его восторженно. «Виртуозность Спивакова ни в жизнь не вызывала сомнений со времени его первого концерта в Нью-Йорке в 1975 году, но такая развлекуха, как в Карнеги-холл, не может покинуть равнодушным», – писала «Нью-Йорк пост».

Поворотным пунктом в музыкальной жизни 35-летнего артиста становится его дирижерско-симфонический дебют в США со всемирно известным Чикагским симфоническим оркестром на летнем фестивале в Равинии (1979). Перед тем он давал концерты в Испании, Англии – гастроли приняли важный нрав. Американская печать писала: «Молодой совдеповский мастер В.Спиваков является представителем русской скрипичной школы. Для его игры характерны отличный звук, ничем не скованная виртуозность, величественность, элегантность, достоинство» («Нью-Йорк Таймс»). Также и в связи с чикагским дирижерским дебютом: «Спиваков заставляет Моцарта напевать и как скрипач, и как дирижер»; «Спиваков – действительный дирижер» («Чикаго Сан-таймс»). Хвалебные отзывы дала и советская пресса: «Успешные гастроли» («Труд» 2 февр. 1979), «Аплодирует Карнеги-холл», «Это потрясающий скрипач» (О. Поляковский, «Советская культура» 16 февр. и

1979 год вошел в творческую судьбу Спивакова как особенно знаменательный и вследствие того что, что аккурат тогда происходило создание его собственного коллектива, руководство которым принесло ему самую широкую вмемирную славу в течение десятков лет, – камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Наглядными образцами для Спивакова были столичный камерный оркестр Р. Баршая, итальянские «Виртуозы Рима», Пражский и Лондонский камерные оркестры (в финальный его более того пригласили руководить). Начинающий дирижер замыслил свой оркестр как состав баснословных виртуозов и отбирал только лауреатов конкурсов, учеников Янкелевича, Ойстраха, Ростроповича. Не менее важным считал и существование хороших человеческих качеств. Кроме того, оркестр составлялся только мужским, не привязанным к дому и детям. Концертмейстерами стали участники Квартета имени Бородина, Ю. Башмет.

Датой дебюта «Виртуозов Москвы» считается выступление в Нижнем Новгороде (Горьком) 20 июня 1979 года.

15 июня 1982 года оркестр приобрел официозный статус: Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы».

Среди творческих установок руководителя «Виртуозов» – и серьезность, благородство камерной музыки, и ее доступность, и стремление подсоблять молодым талантам, предоставляя первоклассный аккомпанемент для их сольных выступлений. Естественно, влекла вероятность испробовать свои музыкальные силы в новом репертуаре. Диапазон музыкальных стилей охватил эпохи от ХVII до ХХ веков, страны – Европы и Америки, жанры – от церковного до развлекательного.

В сценическом поведении были отработаны определенные повадки, вносящие налет театрализации. Спецификой репертуара «Виртуозов» являлось то, что Спиваков в качестве «бисов» стал вводить нечто остроумно-развлекательное, заставляющее публику радостно оживляться (будь то Полька И. Штрауса или Прелюдия Д. Шостаковича).

Профессионально новоиспеченный камерный оркестр одним духом растет и приобретает признание. Его отличительные качества – необычайная слитность ансамбля и неотразимая выразительность. Позднее об этом писали следующим образом: «Замечательный ансамбль солистов, которые понимают дружбан друга с одного вздоха, а играют как единственный голос» («Нью-Йорк пост»).

Пресса восторженно принимает, в свое время всего, интерпретацию «спиваковцами» великих музыкальных классиков. В Австрии, на родине Моцарта, пишут: «В мгновенье ока первоклассный столичный ансамбль показал нам, как раскованно и без проблем, а значит, и предельно убедительно не возбраняется исполнять Моцарта. Каждая мысль произносится с наслаждением, любой звук – ощутимое блаженство и для музыкантов, и для слушателей. Здесь нет никаких “проходных” или пустых фраз, и это усилие, эту естественность дыхания вы ощущаете так, вроде бы она исходит от вас самих» («Ди Прессе»).

В Испании – о воплощении Баха с участием хора басков «Орфеон Доностиарра»: «Вместе с “Виртуозами Москвы” они исполнили Мессу И.С. Баха. Этот концерт явился выдающимся памятником Баху и стал незабываемым событием, сравнимым только с лучшими концертами Западно-Берлинской филармонии, возглавляемой Караяном, Филадельфийского симфонического оркестра под управлением Орманди и Парижского оркестра во главе с Маазелем. Браво!» (В зеркале прессы //Музыкальная существование, 1985 № 18, с.7).

Чрезвычайная выразительность исполнения высококлассных музыкантов, остроумные «бисы», элементы театрализации создали классическому оркестру популярность, которую начали сравнивать с успехом у публики звезд эстрады. Тем самым оркестр выполнял мощную образ в культуре: приобщал к классической музыке сотни тысяч людей, до того с ней не соприкасавшихся.

«Виртуозы Москвы» поражали количеством выступлений – до 120 в год, в разных странах мира, больше всего в своей стране. Например, концертный период 1984/85. Осень: фестивали в Эдинбурге, Лондоне, Уэльсе, свой фестиваль в Ереване (12 концертов – в лучших залах, а кроме того совхозе, на погранзаставе), Детский театр в Москве, Братиславские музыкальные торжества, другие города Словакии, Ленинград – взаимные мастер-классы с БДТ под руководством Товстоногова, фестиваль в Кишиневе, 25 концертов в ФРГ и Австрии. Зима: фестиваль «Русская зима» в Москве, Дом-музей Чайковского в Клину, конец дня памяти Высоцкого в театре на Таганке, концерты в Мадриде, вновь Москва. Весна: Ростов, Донецк, «Флорентийский май», Милан, Челябинск, Одесса, заново Москва – конец дня памяти Янкелевича. Лето: Стамбульский фестиваль искусств, Алма-Ата, Ташкент, Баку, Будапешт. (Е.Баранкин. «Виртуозы Москвы»: Четыре времени года. Музыкальная бытие, 1985, № 18, с.6-7).

Важным творческим контактом стало знакомство В.Т. Спивакова со знаменитым американским композитором и дирижером Л. Бернстайном. Впервые они встретились в середине 80-х годов на выступлении в Зальцбурге в день рождения Моцарта, когда основополагающий солировал, а второй дирижировал. Бернстайн подарил тут Спивакову свою дирижерскую палочку.

Руководитель «Виртуозов Москвы», у которого «в начале было сердце», кто готов был «рыдать с плачущими», всю дорогу обладал повышенной чувствительностью к людским бедам и сразу же являлся на содействие.

Актом самопожертвования и грандиозного мужества стал выезд В. Спивакова и его оркестра в Киев сквозь немного дней затем взрыва атомного реактора в Чернобыле. Масштаб личного мужества музыканта оказывается тождественным масштабу его художественного творчества. «Виртуозы Москвы» оказались единственным составом, приехавшим на «Киевскую весну» 1986 года. «Когда мы вышли на сцену зала филармонии, – вспоминал Спиваков, – эти минуты насовсем останутся в моей памяти. В зале стояли люди и плакали. Половина из них – ликвидаторы, больные, по сути, люди. Музыканты на сцене также плакали. После концерта к нам подходили люди, многие из которых впервой в жизни слушали живьем классическую музыку, и со слезами на глазах благодарили. Вот это то, что связывает всех нас больше, чем любые речи, тосты, застолье». (И. Лапинский. «Виртуозы Москвы» в Киеве. Зал аплодировал стоя. Финансовая Украина, 17.12.1996, с.1).

К 10-летию трагедии Спиваков организовал международную благотворительную акцию «Эхо Чернобыля» (в Киеве и Днепропетровске): присоединив к своему оркестру хоровой коллектив Академии Санта-Чечилия из Рима и солистов из Германии, Польши, США, он реализовал Реквием Моцарта и «Прощальную симфонию» Гайдна.

После катастрофического землетрясения 1988 года в Спитаке для поездки в Ленинакан (через три месяца) Спиваков составил композицию Реквиема из стихов А.Ахматовой с исполнении А. Демидовой и музыки Д. Шостаковича – Камерной симфонии (переложение Квартета № 8). Участвовал Спиваков и в днях поминовения жертв спитакского землетрясения: в концертах Армянской филармонии в Ереване, далее во Франции, в парижском зале Гаво (2001).

1987 год ознаменовался 500-м концертом «Виртуозов Москвы». В 1989 году за музыкальные программы 1986–1988 годов Владимиру Спивакову присуждается Государственная премия СССР. В 1990-м – почетное звание «Народный артист СССР». В 1992 году отмечается 1000-й концерт «Виртуозов Москвы».

С упомянутой Камерной симфонией Д. Шостаковича Владимир Спиваков производил глубокое ощущение и за рубежом. Так, в 1988 году в Хиросиме позже ее звучания две с половиной тысячи джентльмен поднялись и стояли немного минут в полном молчании. На концерте в Дахау, где был именитый концлагерь, в зале более того мужчины плакали, и музыканты сидели со слезами на глазах.

К концу 1980-х годов в коллективе «Виртуозов Москвы» наступил кризис.

В стране возникли серьезные экономические проблемы, острота житейских проблем ставила под угрозу само наличие коллектива. В то же время вируозы из Москвы пользовались успехом за рубежом. В этих условиях музыканты обратились к Спивакову с просьбой нарыть схема сберечь оркестр где-нибудь за рубежом. Следуя их настояниям, дирижер обратился к королевской семье Испании, с которой был дружен, и получил согласие на переезд оркестра сообща с семьями. Осенью 1990 года 150 джентльмен прибыли на Север Испании, в район Хихона и Овьедо. Финансировал артистов Фонд принца Астурийского Филиппа, сына испанского короля: под его покро-вительством состоял хоровой коллектив, в настоящее время добавили ещё и оркестр. «Виртуозы Москвы» пробыли в этом месте до весны 1997 года.

По контракту оркестр был обязан одаривать по 10 концертов в год для Испании, а в остальном мог располагать собой по своему усмотрению. Эту вероятность глава коллектива обширно использовал.

В 1991 году он провел в Петербурге памятное претворение в жизнь своей композиции по «Мессии» Генделя с участием Астурийского хора и с чтением текстов Цвейга актером Большого драматического театра В. Стржельчиком. С супераншлагами шли концерты в Большом зале Московской консерватории, к примеру в 1994 году при исполнении «Stabat mater» Вивальди и концерта для скрипки Альбинони. В середине 90-х годов «Виртуозы Москвы» провели 13 концертов в США (глава оркестра дирижировал ещё и симфоническими оркестрами Хьюстона и Сан-Франциско).

В качестве «звезды» Вла-димира Спивакова стали все чаще звать на элитные акции в столице России.

Высоко ценя мастерство российских музыкантов, деятели Испании старались их как позволительно крепче при себе удер-жать. Поступило предложение от Барселоны, с высочайшей оплатой, но при одном условии: вместо «Виртуозов Москвы» оркестр стал бы «Виртуозами Барселоны». Спиваков наотрез отказался. Благодаря «спиваков-цам», в Астурии возник другой цивилизованный климат: появилось два новых симфонических оркестра, немного камерных, открылись музыкальные школы, был отстроен изрядный нынешний концертный зал. Новый оркестр при оперном театре в Хихоне предусмотри-тельные испанцы создали как раз в расчете на участие «Виртуо-зов». Но все это стало угрозой существования московского коллектива, в оркестре шло брожение.

Спиваков не намеревался закрепляться в Испании. По истечении первого срока контракта Спиваков нашел квартиру для себя в Париже - на культурном перекрестке Европы и не так неблизко от Овьедо. К этому времени у него уже была вторая семейство, родились дети, начавшие существовать в столице Франции. В 1984 году он женился на армянской актрисе Сатеник Саакянц, ставшей Сати Спива-ковой. Ее папа был скрипачом, учеником Янкеле-вича, она сама окончила школу по фортепиано. В 20-летнем возрасте Сати стала известной благодаря главной роли в фильме-опере «Ануш». Эпизодически выступала на сцене с чтением стихов, вела собственную программу на Центральном телевидении в Москве, выпустила биографическую книгу о Спивакове «Не вс?» (М.: Вагриус, 2003). В книге представлены выдающиеся люди, с которыми встречался музыкант: королева Испании София, С.Параджанов, Б.Окуджава, Г.Товстоногов, В.Стржельчик, А.Собчак, И.Менухин, Л.Бернстайн, М.Плисецкая, М.Ростропович, Г.Вишневская, Ю.Башмет, Е.Светланов, Т.Квастхоф, Дж.Норман и др. В 2004 году под ее редакцией вышел фотоальбом «Мимолетности» (к 60-летию Спивакова, с его текстами – М.: Музыка). В жизни она – верный товарищ и помощник своему мужу. У них трое детей – Екатерина, Татьяна и Анна (последняя родилась в Париже). После кончины сестры Спивакова Елизаветы Владимир Теодорович взял к себе ее дочка.

В отрезок времени организационных трудностей с его оркестром Спиваков совершил немного масштабных организаторских акций. В 1989 году он стал артистическим директором музыкального фестиваля в г. Кольмаре (Франция) – и быстро сделал тот самый фестиваль одним из виднейших в Европе. В 1994-м создал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова в Москве, приобретший с течением времени общероссийское и мировое важность (дата основания – 20 мая, исполнительный управляющий – Е. Ширман). В том же 1994 году артист дал согласие на новую педагогическую работу – мастер-классы в Цюрихе (до 2005 года).

Глава «Виртуозов Москвы» ясно постиг, что полноценная существование его оркестра будет только в Москве. Он что надо видел позитивные изменения в жизни страны – свободу высказывания и волеизъявления, лучшее материальное состояние. Спиваков стал настойчиво известия переговоры о судьбе оркестра с главой администрации города Москвы Юрием Лужковым и в 1997 получил позволение на патронат коллектива со стороны мэрии Москвы со статусом – Государственный камерный оркестр.

В России он к этому времени уже установил традицию дарить с «Виртуозами» предновогодние концерты. Их ждали, на них настраивались, это вечно был ослепительный, ликующий торжество.

Именно в тот самый отрезок времени Спиваков, ставший человеком мира, в особенности сильно осозна?т ценность для него России: память о детстве, первые, самые яркие открытия молодого сознания, ментальность россий-ских музыкантов, слушатели, часто всю темное время суток стоящие за билетом на его концерт.

Владимир Спиваков не прижился на Западе. Он и больше половины состава «Вир-туозов» вернулись в Москву. Ряд отличных музыкантов, входивших в оркестр, остался за рубежом.

Спиваков начал докомплектацию «Виртуозов» на российской основе. Совершился сдвиг по спирали: перед маэстро сидели музыканты другого поколения, годившиеся ему в сыновья, но заново – полные способностей и энтузиазма.

И только с закладкой камня нового концертного комплекса на Красных Холмах у «Виртуозов Москвы» появилась надежда располагать близкое пристанище в столице.

С 1997 года «Виртуозы» стали наращивать численность выступлений и резво довели численность до 100 концертов в год. При этом Спиваков стал звать в страну знаме-нитейших певцов, которых в России ни при каких обстоятельствах не слышали. Огромный резонанс имели его выступления в 1997 году с немецким басом-баритоном Т.Квастхоффом (ещё – в Киеве).В том же году прошла российская премьера «Российских фотографий» Р.Щедри-на, посвященных «Виртуозам Москвы» и их руководителю.

Неизменный счастливый момент сопутствовал омоложенным «Виртуозам» за границей: в 2000 году они играли в престижном лондонском Барбикане, в «Старой опере» Франкфурта-на-Майне. По последнему случаю сми сообщала: «Интерес любителей музыки к концертам оркестра “Виртуозы Москвы” традиционно высок. Вечером

16 апреля в «Старой опере» благодарные слушатели семь раз вызывали “Виртуозов Москвы” на “бис”. В ключевой программе концерта прозвучали произведения Моцарта, Шостаковича, Чайковского». (16 апреля в «Старой опере» (Alte Oper) в центре Франкфурта-на-Майне состоялся концерт «Виртуозов Москвы» (РИА Ореанда 18.04.2000. Rambler-Media).

1999-й – год 55-летия Спивакова – оказался урожайным в отношении официальных наград и предложений. Указом Президента России Ельцина он был удостоен одной из самых высоких наград – ордена «За заслуги перед Отечеством»

III степени. Правительство Франции возвело его в ранг “Офицера искусств и изящной словесности”, а Президент Армении лично вручил орден Святого Месропа Маштоца.

В том же 1999-м наступил важнейший разворот в творческой судьбе Спивакова: он стал постоянным дирижером не только камерного оркестра, но и симфонического. Руководитель «Виртуозов» принял предложение М.Плетнева сделаться главным дирижером Российского национального оркестра (РНО), независимого негосударственного коллектива. К этому моменту маэстро В.Спиваков накопил громадный навык – 20-летнее руководство камерным оркестром «Виртуозы Москвы», симфоническое дирижирование в качестве приглашенного дирижера с виднейшими коллективами: Лондонский симфонический, Сан-Францисский, Лос-Анджелесский филармонический, оркестр Академии «Санта Чечилия» в Риме, оркестр миланского театра «Ла Скала», Национальный оркестр французского Радио, Национальный симфонический Венгрии и др. Однако вывод Спивакову далось непросто, он чувствовал, что нуждается в расширении своих профессиональных горизонтов.

Для Спивакова открывался дорога музыки самой сложной по мысли и самой богатой по звуковому содержанию – симфоний Бетховена, Чайковского, Малера, Шостаковича, оркестра Вагнера, Рихарда Штрауса, Равеля, Прокофьева. Налицо была и огромная ответственность: РНО имел славу одного из самых престижных оркестров мира, имелись несметные спонсоры, по большей части американские. В независимости оркестра Спиваков видел величавый символ новой, демократической России.

Работа с Российским национальным оркестром направляла мысли Спивакова к русскому репертуару, в то время как у «Виртуозов» изначально культивировалась западная классика. Он сберег самую раннюю свою установку: аккомпанировать солистам, выводя на эстраду талантливую молодая поросль. И перенес в серьезнейший оркестр свои очаровательно-легкие «бисы». Премьера Спивакова с РНО прошла в Большом зале Московской консерватории на открытии сезона в 1999 году с символической программой: «Инаугурация (освящение) Дома» Бетховена, Первый концерт Бетховена с М. Плетневым в качестве солиста (как бы передача эстафеты) и Пятая симфония Чайковского (русская классика).

Хорошо зная народную музыкальную бытие, Спиваков думал о необходимости для Москвы современного концертного комплекса, подобного Линкольн-центру в Нью-Йорке, Кеннеди-центру в Вашингтоне, центрам в Лондоне, Амстердаме, Риме. Убедив в этом главы администрации города Москвы Ю. Лужкова, он сообща с ним заложил начальный булыжник такого здания на Красных Холмах (7 сентября 2000 г.).

Испытал свои силы Спиваков и в качестве дирижера оперы. По приглашению генуэзского театра «Карло Феличе» он провел спектакль «Пуритане» В. Беллини, к 200-летию композитора (2001). Важным элементом мастерства стало умение маэстро вкалывать с исполнительницами сложнейших колоратурных партий.

В 2001 году Спиваков положил начало новой акции на родине: по образцу руководимого им фестиваля в Кольмаре он организовал Московский международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», с периодичностью в два года (второй состоялся в 2003 г., третий – в 2005 г.).

Инициатор отечествен-ного фестиваля стремился вознести художественный порядок концертов в Москве, в России (в эти годы был очевиден кризис во всех областях) до самого высокого мирового. На фестиваль 2001 года Спиваков выдвинул и доверенный ему симфони-ческий оркестр: РНО его празднично открыл и закрыл. На открытии дирижер продемонстрировал необыч-ную трактовку Пятой симфонии Д.Шостаковича. Пригласил ярчайших оте-чественных исполнителей, в том числе Ю.Башмета, игравшего с его ансамблем «Солисты Москвы». Поставил свою литературно-музыкаль-ную композицию по «Мессии» Генделя с участием народного артиста СССР О.Табакова. Исполнил оперу «Моцарт и Сальери» Н.Рим-ского-Корсакова с участием С.Лейферкуса и Д.Корчака. Сам выступил в сольной программе (в том числе с Сонатой Ц.Франка), подтвердив свой имидж скрипача мирового класса. Открытием и потрясением для российских слушателей стало участие американской «певицы тысячелетия», негритянки Дж. Норман. Исполнение «Смерти Изольды» Р. Вагнера стало кульминацией фестиваля.

Пресса, уделявшая неизменное чуткость всем видам творческой деятельности артиста, сделала вывод, что Спиваков успевает работать больше, чем способна обычная психофизика. А сам артист сослался на фразу дирижера З.Меты: «Я отдыхаю в Adagio Восьмой симфонии Брукнера…».

Крупная немецкая предприятие звукозаписи «Capriccio» выпустила в течение 2001–2004 годов восемь компакт-дисков, представляющих Спивакова во всех его ролях: солиста с фортепиано, солиста с оркестром, дирижера оркестра. “Suddeutsche Zeitung” назвала «диском года» запись сонат Ц. Франка, М. Равеля и Р. Штрауса в исполнении В. Спивакова с С. Безродным (2001). Большая доля дисков содержит музыку ХХ века. Отдельного внимания заслуживает запись «Ночи просветления» А. Шенберга в исполнении «Виртуозов Москвы» (2004). Звуковая выразительность и слаженность исполнения достигают совершенства прежних «Виртуозов», но в музыке не Вивальди, а значительно больше трудного Шенберга.

Глубоко прочувствовал Спиваков американскую катастрофу 11 сентября 2001 года, когда два самолета, управляемые исламскими экстремистами, врезались в высотные башни нью-йоркского Всемирного торгового центра. Множество раз он выступал в Америке, у него образовалась там своя обширная публика. И в тот миг, когда разразилась беда, он в Париже репетировал с Дж. Норманн. РНО одним из первых коллективов отозвался на потрясшее весь мир событие: концерт в Большом зале консерватории из музыки американских композиторов – Гершвина и Бернстайна – получил мемориальную окраску.

Гражданской, более того политической акцией стал концерт памяти жертв этих терактов в Киеве (сентябрь 2002 г.). Присутствовали Президент Украины Л. Кучма, государственные деятели, посол США. Спиваков с РНО исполнили скорбный «Реквием» Моцарта с участием Академического хора Национальной оперы Украины и солистов из США, Франции, Южной Кореи и Канады и сюиту из «Щелкунчика» Чайковского, как добрую сказку с хорошим концом. Для американской стороны прозвучал марш Дж. Ф. Соуза «Звезды и полосы», следом чего Спиваков сыграл на скрипке «Молитву» Альбинони.

Крупной концертной акцией РНО под руководством Спивакова стало волжское турне 2002 года с девизом «Большая музыка – в сердце России»: Нижний Новгород, Казань, Тольятти, Самара, Саратов. «Праздник сердец» (слова прессы) был обоюдным для публики и артистов.

Неожиданно руководство этим оркестром для Спивакова прекратилось: с ним не продлили контракт, и он вынужден был в 2002 году досрочно оставить пост главного дирижера РНО. Тем важнее оказалась помощь Спивакову, оказанная лично Президентом России В. Путиным: глава государства считал необходимым, чтобы дирижер остался существовать и трудиться в России.

Авторитет Спивакова в мире способствовал постоянным приглашениям его в жюри международных конкурсов разных стран, в частности тех, где некогда он сам завоевывал премии, – Генуя, Монреаль, Париж, конкурс им. Чайковского в Москве. Несколько раз он работал на конкурсе имени К. Флеша в Лондоне, стал президентом конкурса имени Сарасате в Испании. Вошел в жюри негосударственной российской премии «Триумф» с момента ее учреждения, в ряду виднейших отечественных деятелей искусства (В. Аксенов, Ю. Башмет, А. Битов, А. Вознесенский, Э. Неизвестный, О. Табаков и др.). Как член жюри он упрямо боролся за правильность оценок конкурсантов, будь то Италия, Франция, Испания или Москва.

В 2002 году Владимир Теодорович возглавлял жюри скрипачей на Х11 Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, где поставил мишень – отдать этому состязанию его важный авторитет. Ввел немного существенных новаций, в частности запрет на голосование членов жюри за своих учеников. На московском конкурсе 2002 года первая премия не была присуждена, вторую поделили участники родом из Японии и Китая.

Оставшемуся без большого оркестра Спивакову была предоставлена исключительная творческая возможность: составить свой симфонический оркестр и его возглавить. Новому коллективу было дано наименование – Национальный филармонический оркестр России (НФОР) с государственным финансированием. В 2003 году Спиваков лично провел отборочный конкурс, и 27 сентября 2003 года НФОР дал свой основополагающий концерт. Коллектив изначально мог претендовать на имидж одного из лучших оркестров России и мира. Считая опасной для коллектива безраздельную монополию одного руководителя, Спиваков наметил перспективу работы с его оркестром многих дирижеров из разных стран. Так, вскоре следом дебюта НФОР им дирижировали именитый польский композитор К.Пендерецкий и первейший дирижер Национальной оперы Франции Дж. Конлон.

В Москве Владимиру Спивакову был предложен ещё единственный значительнейший пост: весной 2003 года он становится президентом Московского международного дома музыки (ММДМ) – нового концертного комплекса, воздвигнутого в Москве на Красных Холмах. Спиваков, патриот и радетель России, в 59 лет получил необозримые возможности для реализации своих выдающихся музыкальных и деловых талантов. В ММДМ нашли в конце концов приют три его кровных детища: камерный оркестр «Виртуозы Москвы», симфонический Национальный филармонический оркестр России и Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. Ни единственный прочий изрядный музыкант России не имел таких богатых «владений».

По ходатайству Спивакова Большому залу ММДМ было присвоено имя выдающегося русского дирижера ХХ века Евгения Светланова. И праздничный день открытия этого первого концертного зала в Доме музыки 27 сентября 2003 стал посвящением памяти старшего коллеги. Раньше Светланов неоднократно выступал на фестивале в Кольмаре, поручал Спивакову работу с Госоркестром. А когда Светланов был лишен своего оркестра, Спиваков предложил ему концертировать с РНО. На вечере памяти Светланова Спиваков сделал его «Арию» для оркестра, позже которой выдержал символическую «минуту молчания»; закончил же концерт не ликованием и шутками, а грозным «Dies irae» из «Реквиема» Моцарта.

Вскоре направив свежий оркестр в Петербург, Спиваков дал концерт в пользу несладко больных детей. «Утро Петербурга» сообщило: «Тринадцать тысяч долларов переданы отделению химиотерапии острых лейкозов Детской городской больницы №1. Эти монеты были собраны на благотворительном концерте Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова. Концерт состоялся 11 октября в Большом зале Петербургской филармонии. На эти средства уже закуплены лекарства и медикаменты для 28 пациентов, которые проходят врачевание в отделении» (Лекарства с концерта // Утро Петербурга. 24 октября 2003 г.).

Продолжением дебютных концертов стало участие НФОР во втором московском фестивале «Владимир Спиваков пригла-шает…» в ноябре-декабре 2003 года. Новый оркестр открыл и закрыл тот самый изрядный форум, еще раз с участием уникальной певицы Дж. Норман.

В мае 2004 года подмечалось десятилетие образования Международного благотворитель-ного фонда Вла-димира Спивакова, по случаю которого прошел фестиваль «Москва встречает друзей», куда съехалось 947 джентльмен. Идеей фестиваля было единение детей разных народов сквозь искусство. Ф

Онд к этому времени приобрел размах, не имеющий равных: 3500 детей получили содействие, организовано 2500 концертов, проведено 300 художественных экспозиций, 625 джентльмен стали стипендиатами фонда, 90 из которых – лауреатами международных конкурсов и фестивалей, подарен 221 музы-кальный инструмент, оказано содействие в проведении 44 хирургических операций. Некоторые стипендиаты фонда приобрели народную известность – раньше всего, Евгений Кисин.

Летом 2004 года Спиваков провел 16-й фестиваль в Кольмаре, кульминационный по значимости: выступали и НФОР, и «Виртуозы», и стипендиаты Фонда.

Каждый фестиваль Спиваков посвящал выдающимся музыкантам: Л.Бернстайну, И.Менухину, Й.Сигети, К.Пендерецкому и др. Символом этого стала Дж.Норман. О значении деятельности выдающегося российского музыканта во Франции свидетельствует выпущенная там книжка Г.Бройнера «Годы Спивакова» (хроника фестивалей в Кольмаре).

Этапным периодом для Спивакова как музыканта стала осень 2004 года, штурмование 60-летия. Концерты со всей ясностью по

Сати Спивакова - известная актриса Советского Союза и России, успешная телеведущая, а также жена знаменитого и талантливого скрипача и дирижера Владимира Спивакова. Пример жизни с гармоничным сосуществованием в роли матери, жены и успешной женщины демонстрирует Сати Спивакова. Биография, фото даны в статье.

Детство

Сати Спивакова (Саакянц), биография которой будет описана в этой статье, родилась в Ереване, в творческой и музыкальной семье. Ее бабушка жила в Ростове, хоть и была армянкой. Она имела удивительной красоты голос и часто пела на Собственно, там в нее и влюбился дедушка девушки. Во время войны они уехали в Армению, где было спокойнее. Отец ереванской красавицы родился там.

Зарэ Саакянц, папа Сати, - известный в Армении скрипач. Мать, Аида Аветисова - пианистка. Детство Спиваковой было наполнено музыкой и любовью. В своих мемуарах телеведущая отметила, что детские годы ассоциируются у нее со звуком скрипки, с подготовкой к празднованию Нового года, с красивейшим городом Ереваном и камерным оркестром Зарэ.

А вот праздновать свой день рождения Сати не любит. Все из-за того, что в 1986 году накануне этого дня умер ее отец, и похороны пришлись на 7 января, когда и родилась Сати Спивакова (биография год рождения указывает как 1962).

Юность

Учитывая то, что Сати родом из музыкальной семьи, избежать соответствующего образования ей не удалось. Параллельно с учебой в обычной средней школе девочка занималась в специализированной музыкальной. Играла на рояле. По свидетельству самой телеведущей, эти занятия не доставляли ей особого удовольствия. Она мечтала стать актрисой. Ее привлекала поэзия, и зачастую в доме проводились стихотворные вечера.

Именно в это время зародились в душе Спиваковой две мечты о работе с гениальными режиссерами: Г. А. Товстоноговым и Р. Г. Виктюком. Первой сбыться было не дано, а вторая исполнилась совсем недавно на сцене одного из московских театров, где Виктюк поставил моноспектакль "Нежность" с участием Сати Спиваковой.

После окончания школы, в 1979 году, юная Сати сказала родителям, что уезжает в Москву поступать в театральный институт. Документы она подавала во все вузы, но прошла только в ГИТИС.

Образование

Из-за своей ярко выраженной армянской внешности Сати не смогла поступить в Щукинское училище, а вот в ГИТИС ее взяли сразу (были квоты для союзных республик).

Сати Спивакова, биография которой поведает о разных этапах ее жизни, попала в ГИТИСе на курс к Туманову. Руководитель с пониманием отнесся к девушке, которой предложили первую роль в кино, и сразу главную. Обычно студентам запрещали сниматься, но она успевала сходить и на занятия, и слетать в Армению на съемки. Такой сумасшедший график был у девушки более двух месяцев. Зато после завершения работы над фильмом, по воспоминаниям Сати, Туманов проникся к ней уважением.

К сожалению, вскоре И. М. Туманов умер, Сати ушла в академический отпуск ради еще одного фильма, а вернулась уже на курс к руководителю О. Я. Ремезу, который не доверял ей роли даже во втором составе. Интерес к учебе у девушки совсем пропал.

В это время она знакомится со своим будущим мужем Владимиром Спиваковым. По Москве ползут нелепые слухи о их связи, а руководитель курса отказывается дать роль Сати в дипломном спектакле, мотивируя это тем, что Спиваков сможет устроить ее куда угодно и без диплома ГИТИСа.

Все же роль Сати дали. Практически безмолвную, с репликой из четырех слов. Сати Саакянц была жутко разочарована таким поворотом событий, но ей удалось сдать все выпускные экзамены и получить диплом. А потом у нее началась совсем другая жизнь, жизнь мамы, жены, хозяйки дома.

Через несколько лет после рождения первой дочери актриса училась в Сорбонне в течение шести месяцев.

Карьера

Свою карьеру актрисы Сати начала в 1980 году с роли Мириам в фильме "Лирический марш". Армянский режиссер Агаси Айвазян пригласил студентку ГИТИСа для исполнения драматической роли девушки, которая жертвует жизнью своего мужа, арестованного за нарушение закона, ради политического заключенного большевика. Все происходит в 1918 году. В титрах Сати указана под девичьей фамилией Саакянц.

Через некоторое время Спивакова успешно прошла пробы в фильм режиссера Марата Варжапетяна. И снова главная роль. Фильм-опера "Ануш" вышел в 1983 году и принес Сати известность в родной Армении и других республиках Советского Союза.

Сати Спивакова, биография которой богата на работы с армянскими режиссерами, свою третью роль получила также в фильме производства своей родной страны. Это была семейная комедия 1986 года "Чужие игры".

После этого фильма карьера актрисы отошла у Сати на второй план. Теперь в первую очередь она была мамой и женой. После смерти отца она некоторое время жила в Ереване вместе с матерью. Там ее вновь пригласили на съемки, однако супруг Спиваковой оказался против этой затеи, ей пришлось забыть о своих амбициях.

Биография Сати Спиваковой уникальна в том плане, что после колоссального перерыва в карьере ей все-таки удалось реализовать свой актерский и ораторский талант. Она снялась в полнометражном фильме, режиссером которого стала Рената Литвинова. Роль в "Последней сказке Риты" стала четвертой по счету в кинокарьере актрисы.

Помимо этого, Сати оказалась прекрасной телеведущей. Ее первая программа выходила под названием "Сати". Гостями становились известные люди из мира искусства, а целью этого ток-шоу было изображение героя с неизвестной стороны.

Сати Спивакова, биография которой рассказывает о ее блистательной работе на ведущих телеканалах страны, начинала снимать свою передачу прямо у себя в квартире. Сначала ее транслировали по каналу "Культура", затем ОРТ выделил Сати студию и пустил программу в свой эфир. По свидетельству самой ведущей, на телевидение ее взяли из-за громкой фамилии мужа. Несмотря на это, среди героев ее шоу были Людмила Гурченко, Татьяна Тарасова, Геннадий Хазанов, Элтон Джон и многие другие.

Сати Спивакова очень гордится еще одной программой в формате интервью. Она выходила на канале "Культура" под названием "Камертон". Было отснято более 60 выпусков. В гостях у Сати побывали даже те, кто до этого никогда не давал интервью Евгений Кисин, Хосе Каррерас). После многочисленных месяцев работы Спивакова поняла, что ничего нового в этой передаче уже не будет. Ее пришлось закрыть.

Следующая ее работа проходила в совершенно новом формате - музыкальном. Также на канале "Культура" вышла программа "Нескучная классика" с Сати Спиваковой. Там ведущая обсуждала злободневные темы с музыкантами, композиторами и исполнителями классической музыки. Причем разговоры зачастую велись не на профессиональном языке, чтобы простой зритель, не имеющий музыкального образования, понял и проникся поднятыми темами.

Семья

Биография Сати Спиваковой удивляет длительным и нерушимым замужеством, длящимся уже более тридцати лет. Тем удивительнее история их знакомства и развития отношений. Надо отметить, что у Владимира Спивакова брак с Сати не был первым, да и по возрасту он старше своей нынешней жены почти на двадцать лет. Наверное, поэтому, увидев девушку впервые, Владимир понял, что перед ним - его будущая жена, Сати Спивакова. Биография, личная жизнь у Владимира Спивакова на тот момент уже были бурными, но ради Сати он отказался от своего звания казановы.

История знакомства

Познакомились Сати и Владимир друг с другом заочно. Она впервые увидела его в на телевидении, где он выступал в составе "Виртуозов Москвы". Через некоторое время коллектив посетил с гастролями Армению, и поскольку среди "виртуозов" было много друзей отца Сати, компания собралась дома у Саакянц.

Владимир именно в тот момент увидел девушку своей мечты. Правда, не вживую, а на фотографии. Это была небольшая выставка снимков из фильма "Ануш", где Сати сыграла национальную героиню. Спиваков признается, что глядя на эту девушку с красивыми глазами и длинными косами, почувствовал, что это его будущая жена.

Сати Спивакова и Владимир Спиваков встретились впервые после концерта "Виртуозов" в Москве. Все произошло за кулисами, и романтичным это знакомство было не назвать. Сати поблагодарила за чудесный концерт, Владимир дал ей автограф, а вокруг суетились администраторы, директор, гример. Поговорить толком им не удалось. Однако Спиваков предложил встретиться после его возвращения с гастролей.

Их вторая встреча произошла примерно через месяц в гостях у общего знакомого. И тоже никакой романтики не было. После чаепития Владимир вызвался подвезти Сати до дома, и они заблудились. Так полночи и проездили на машине, практически ни словом не обмолвившись. Выйдя из машины, девушка попросила обязательно ей позвонить, как только Владимир доберется до дома. Он так и сделал. В ту ночь они проговорили по телефону почти пять часов. Болтали обо всем и ни о чем, читали друг другу стихи, Спиваков много рассказывал о себе.

На следующий день он вновь уезжал на гастроли практически на месяц и клятвенно обещал позвонить 18 апреля, когда вернется домой. Сати чувствовала непреодолимую тягу к этому мужчине, но не хотела ошибиться. Поэтому 18 числа она ждала, как судного дня. Если бы Спиваков не позвонил, истории любви не случилось бы. Но поздним вечером телефонный звонок раздался. Они договорились встретиться на следующий день у памятника Пушкину. Сати поняла, что Владимир - это тот мужчина, с которым она проведет всю свою жизнь.

Свадьба

Долгое время окружение Владимира Спивакова не принимало девушку в свое общество, на нее смотрели свысока и снисходительно кивали при встрече. Однако армянская девушка выиграла в этом противостоянии и доказала, что достойна быть женой этого талантливого человека. С достоинством, которому можно позавидовать, она носила имя Сати Спивакова. Биография, дети в которой занимают главенствующее место, открыла новую главу.

В течение года после знакомства влюбленные жили в маленькой квартире Владимира на проспекте Вернадского. Сати долго ждала от Спивакова предложения руки и сердца, но он не торопился. В прошлом уже обжигался на этом, да и его родные не сразу приняли Сати в свой дом.

Однако помолвка состоялась. Это решение было принято Владимиром Спиваковым из-за того, что девушка могла уехать по распределению в Ереванский театр. Свадьба была крайне скромной, без толпы гостей. После регистрации в ЗАГСе молодые съездили на фотосессию в парк, а после вернулись домой, где за праздничным столом их ждали немногочисленные родственники. Отец Сати не смог приехать на бракосочетание дочери, у него были гастроли в Германии. Собственно, и Владимир Спиваков уехал на концерты спустя пару дней, оставив свою супругу одну.

Дети

Вскоре после свадьбы недавняя невеста поняла, что беременна. Счастью не было границ, ведь скоро станет матерью она, Сати Спивакова. Биография, дети в которой имеют огромное значение, обрела новые краски. В 1985 году у пары родилась дочь Екатерина.

Через несколько лет семья переезжает во Францию из-за работы Спивакова. С тех пор они так и живут на два дома: один - в Москве, другой - в Париже.

В 1989 году родилась вторая дочь четы Спиваковых - Татьяна.

Спустя почти шесть лет у них появился третий ребенок - дочка Анна.

Кроме того, в семье воспитывалась племянница Владимира, дочь его погибшей сестры - Александра.

Сати Спивакова, дети которой проводили не так много времени с матерью, признается, что на первом месте для нее всегда был муж и его мнение. Во время их поездок с детьми оставалась мама Спиваковой, которая привнесла многое в их воспитание. По признанию самой телеведущей, такой образ жизни научил ее девочек самостоятельности, они с легкостью преодолевают жизненные трудности.

Сати Спивакова, дочери которой уже давно взрослые, всегда была либеральной мамой. Она никогда ничего не запрещала детям, считая, что таким образом они сами смогут найти верный ответ, правильное решение. Даже когда старшая дочка Катя сменила свои длинные красивые волосы на черные дреды, мать отнеслась к этому философски. И в самом деле вскоре девочка поняла, что подобный стиль не для нее, и все вернулось на свои места.

Сати спокойно относится к кавалерам дочерей, считая, что вмешиваться в отношения детей нельзя ни в коем случае. Главное для нее, чтобы девочки были счастливы.

Хорошими родителями считают себя Сати Спивакова и Владимир Спиваков. Дети их также пошли по творческому пути. Старшая Екатерина стала кинорежиссером-сценаристом, средняя Татьяна - актрисой, младшая дочка тоже видит себя в мире искусства.

Сейчас все дочери Спиваковых живут во Франции. Родители навещают их во время перерывов в своей работе. Теперь, когда дети выросли, армянская красавица может снова заниматься своей карьерой, что и делает Сати Спивакова. Биография, семья, дети в которой были на первом месте, опять может пополниться весомыми работами в кино и на телевидении.

Награды и звания

В 2012 году Спивакова была удостоена престижнейшей премии "ТЭФИ" в номинации "Музыкальные программы. Классика" за работу в передаче "Нескучная классика" на телеканале "Культура".

В 2013 году Сати была награждена Орденом Дружбы. Это высокая оценка ее профессиональной деятельности, плодотворного труда на телевидении и кинематографе.

  1. Модельер Филиппин А. Алонсо сшил для невесты Владимира Спивакова свадебное платье черно-серого цвета. Однако к алтарю она пошла в белом брючном костюме, который ей купил жених.
  2. У Сати есть в коллекции автограф от Джона Гальяно, который принимал участие в одной из ее передач. Дизайнер купил футболку специально для Спиваковой и оставил на ней дружеское пожелание.
  3. Владимир Спиваков гордится женой. Несмотря на наличие трех детей, отличную фигуру сохранила Сати Спивакова. Рост, вес она скрывает.
  4. Сати Спивакова - натуральная брюнетка, но уже много лет окрашивает волосы в светлые тона. По признанию телеведущей, ее нынешний цвет волос не имеет никакого отношения к состоянию души.
  5. Сати находится в дружеских отношениях с сыном Владимира Спивакова от первого брака.
  6. Свободно говорит на французском языке. В детстве родители привезли Сати из Франции много сувениров, в том числе пластинки с песнями Ш. Азнавура. Девушка влюбилась в эту культуру и пообещала себе, что побывает в Париже и овладеет языком в совершенстве. Так и случилось. Также знает английский и итальянский языки на среднем уровне.
  7. Хобби Сати Спиваковой - чтение. Среди любимых жанров - поэзия, очерки, мемуары знаменитых людей. Читает Сати параллельно на двух языках - русском и французском.
  8. Не любит много времени проводить в салонах красоты. Среди любимых процедур первое место отдает обертыванию.
  9. Не признает пластических операций.
  10. Сати Спивакова не называет себя вегетарианкой, но уже много лет не употребляет в пищу мясо.
  11. Сати не считает себя спортивным человеком. Она не умеет кататься на велосипеде, никогда не вставала на коньки и лыжи, зато умеет неплохо плавать.

Художественный руководитель Национального филармонического оркестра России

Художественный руководитель Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы»

Президент Международного Благотворительного Фонда

Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни. Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние оказал на него выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах.

В 1960–1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. В 1979 году с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству Спиваков обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова-дирижера подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), художественным руководителем которого он является до настоящего времени. С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в других городах России и СНГ. Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе.

Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на поиск и всемерную поддержку юных талантов. В 2010 году за создание фонда Владимиру Спивакову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Современные композиторы неоднократно посвящали музыканту свои произведения, в их числе А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Пярт, И. Шварц, В. Артёмов.

В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. С 2011 года Владимир Спиваков – член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Обширная дискография музыканта включает более 50 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or («Золотой камертон»). В 2014 году маэстро начал выпускать записи с НФОР под собственным лейблом Spivakov Sound.

Владимир Спиваков – народный артист СССР, России, Армении, Украины, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Республики Башкортостан. Маэстро удостоен Государственной премии СССР, ордена Дружбы народов, ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени, высших орденов Киргизии, Украины, Армении, Италии, Франции (в том числе ордена Почетного Легиона), а также многих других почетных наград и званий. В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад в мировое искусство, деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО.

В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).

Родился Владимир 14 сентября 1944 года в Башкирской АССР, в городе Черниковск. Его мать была пианисткой, так что впервые Владимир почувствовал тягу к музыке уже в детстве. В шесть лет он начал учиться играть на скрипке. После окончания войны в биографии Владимира Спивакова состоялся переезд вместе с семьей в Ленинград. Там он стал посещать музыкальную школу при консерватории. А также занимался боксом (даже получил второй разряд), посещал школу живописи при художественной академии.

Дальнейшее образование в биографии Спивакова было получено в Московской консерватории, где он проучился с 1962 по 1967. Впервые участие в музыкальном конкурсе Владимир принял в 1957 году (фестиваль «Белые ночи»), а в международном конкурсе – в 1965. В 1959 получил первую премию международного конкурса, проходившего в Канаде. А еще через год стал лауреатом конкурса имени Чайковского.

Пройдя два года ассистентуры после окончания обучения, Спиваков был приглашен работать в филармонию Москвы. Также Владимир успешно выступал за границей. А в 1978 году ему было присуждено звание заслуженного артиста.

Затем Спиваков выступал с Государственным оркестром, а с 1972 года преподавал в Музыкально-педагогическом институте. Будучи признанным скрипачом, гастролирует по США. А в 1979 году дебютирует в качестве дирижера. В том же году началось формирование его оркестра. Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова дебютировал в июне 1979.

А спустя несколько лет статус оркестра стал государственным. Популярность «Виртуозов» со временем все больше и больше возрастает, ими восхищаются в Европе и Америке. В 1987 году количество концертов, данных оркестром, достигло пятисот, а в 1992 – тысячи.

В 1990 году, когда в стране было сложное экономическое положение, оркестр (все участники вместе с семьями) выехали в Испанию. Когда первый контракт закончился, Спиваков поселился во Франции. В 1997 году, после того, как «Виртуозы Москвы» Спивакова стали государственным камерным оркестром, состоялось их возвращение на родину. С того времени каждый раз выступлению «Виртуозов» сопутствует неизменный успех, как за границей, так и в России.

В 1990 году Владимир Спиваков был удостоен звания народного артиста СССР. А в 1994 году был создан фонд Владимира Спивакова, занимающийся благотворительностью. В 1999 в биографии Владимира Спивакова была получена высочайшая награда – орден «За заслуги перед Отечеством». В том же году он стал дирижером Российского национального оркестра (по контракту до 2002). По его инициативе был основан Московский международный фестиваль.

За свою биографию Владимир Спиваков успешно проявил себя как солист с оркестром, солист с фортепиано, дирижер с оркестром. Вышло несколько компакт-дисков с его музыкой. Неоднократно выступал в качестве члена жюри, а также президента на международных конкурсах.

В 2003 году основал Национальный филармонический оркестр. В том же году Спиваков стал президентом музыкального комплекса на Красных Холмах (международного дома музыки), за строительство которого так боролся.

Спиваков награжден множеством орденов, удостоен премий в известнейших международных конкурсах, а также титулов, званий.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Владимир Теодорович Спиваков — знаменитый музыкант, известный как своим гениальным исполнительским, так и виртуозным дирижерским искусством, лауреат многочисленных премий и наград, обладатель всевозможных титулов и званий, основатель и художественный руководитель оркестров, кумир любителей игры на скрипке, общественный деятель.

Появился на свет 12 сентября 1944 года в Сталинском районе административного центра Башкирской автономной республики города Уфы.

Детство

Он родился в еврейской семье выходцев из Одессы. Отец, Теодор Владимирович, инженер по специальности, успел повоевать, призвавшись в ряды Вооруженных Сил из Южной Пальмиры, был тяжело ранен и после лечения демобилизовался, устроился технологом на одном из уфимских заводов.

Мама, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, женщина с нелегкой судьбой, родом из Кишинева, жила в Одессе, училась в консерватории Ленинграда, где пережила блокаду, а после возвращения мужа с фронта эвакуировалась с ним вглубь России.

Владимир в детстве

После Победы семья снова возвратилась в город на Неве, где мальчик учился в общеобразовательной и музыкальной школах. К слову, мать приучала сына к музыке еще в младенчестве. Девятимесячного ребенка она садила к себе на руки и начинала музицировать на фортепиано — Володя радостно подпрыгивал в такт веселой музыке или качался влево-вправо под грустную мелодию.

В шестилетнем возрасте мальчик поступает учиться в музыкальную школу по классу виолончель, но он растет слабым и хилым, поэтому этот инструмент для него оказался неподъемным, и родители решают перевести его на скрипку, о чем впоследствии ни разу не пожалели. Часто детей, идущих на занятия или с них, в подворотне встречала толпа хулиганов, избивала, ломала скрипки.

Поэтому Вова решает пойти в секцию бокса, и уже через два месяца он смог постоять за себя и своих товарищей, после чего к ним уже никто не приставал. Немного позже он даже получил второй разряд в этом виде спорта.

Дважды это ему помогало в жизни, когда он давал достойный отпор — сначала пьяному пассажиру в самолете на Рио-де-Жанейро, а затем на улице Парижа, когда к нему с Растроповичем подошли вооруженные ножом преступники.

Начало музыкальной карьеры

С 11 лет мальчик учится в спецшколе при Ленинградской консерватории, а уже через два года становится лауреатом конкурса «Белые ночи» и получает приглашение в столицу. В Москве, кроме музыкальной школы при государственной консерватории, Владимир учится и живописи, демонстрируя талант в обоих направлениях. Но все-таки ему пришлось делать выбор — он остановился на музыке.

С первых же лет обучения в Москве Спиваков начинает выступать на сценах международных конкурсов, и везде члены жюри с восхищением отмечают игру молодого скрипача. Париж и Генуя аплодируют ему стоя. Музыкальные критики отмечают вдохновенную натуру молодого человека, интеллигентность и эмоциональность, богатство звучания инструмента и артистизм.

Известный профессор Янкелевич лично дарит юному таланту скрипку работы Франческо Гобетти. Кстати, на ней Спиваков играл до 1997 года, пока поклонники его таланта, посчитавшие нужным остаться неизвестными, не ангажировали ему инструмент работы знаменитого Антонио Страдивари.

Апофеозом признания достижений музыканта стало его приглашение для выступления в нью-йоркском Линкольн-центре, а также на других сценах США. После этого к нему навсегда прикрепилась репутация звезды классической сцены. Хотя в те годы «железный занавес» был крепок, музыканта все же выпускают за границу, где его гастроли приносят ему ошеломляющий успех.

На сольной карьере Спиваков не останавливается, участвует в разнообразных камерных коллективах — струнных дуэтах, трио или квартетах, где с таким маэстро считают за честь выступить мировые звезды.

Кроме концертной деятельности Владимир Теодорович занимается преподаванием, получив звание профессора музыкально-педагогического института имена Гнесиных. В 1979 году он впервые становится за дирижерский пульт, с чего начинается новая веха в его жизни.

Дирижерская деятельность

Его дебют на этом поприще состоялся, когда он дирижировал Чикагским симфоническим оркестром. Восторженная пресса отмечала, что Спиваков так же бесподобен в качестве дирижера, как и скрипача. Вдохновленный своим успехом, в этом же году маэстро создает свой коллектив, который получает название «Виртуозы Москвы».

Первое его выступление датируется 20 июня 1979 года и проходит в городе Горький. В составе оркестра выдающиеся исполнители, лауреаты международных конкурсов, которые вместе создали прекрасный ансамбль. Стоит отметить, что в его составе только представители сильного пола.

Изначально Спиваков так это и задумывал, чтобы никогда репетициям и гастролям не мешали домашние дела, дети и т.п., то есть все, что касается женских проблем.

Профессионализм «Виртуозов» стремительно возрастает, и их приглашают дать концерты на многих сценах мира и везде их ждет успех. Молодые таланты в сочетании с уже известными исполнителями создали необычно слитный коллектив, обладающий присущей только ему выразительностью.

Все концерты оркестра превращаются в театрализованное представление, не дающее скучать даже самым отъявленным скептикам. В 1982 году за все признанные заслуги коллектив получает официальный статус Государственного камерного оркестра.

Спиваков и его детище постоянно занимаются благотворительностью. На третий день после Чернобыльской катастрофы «Виртуозы Москвы» в полном составе дают бесплатный концерт для ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

В 1988 году после ужасного землетрясения в Спитаке оркестр участвует в днях поминовения его жертв. Были также организованы выступления, все гонорары от которых передаются в больницы для лечения детей, больных раком.

В 1990 году, когда в родной стране возникают экономические проблемы, и угроза развала коллектива становится необратимой, Спиваков при поддержке испанской королевской семьи переезжает вместе с музыкантами оркестра и их семьями в Овьедо.

Все финансирование проживания берет на себя принц Астурийский Филипп, единственным условием которого является 10 концертов на территории Испании в год. Всего же «Виртуозы» дают до 100 концертов во всех уголках Земли.

Но Спивакова тянет домой, и вскоре оркестр, хотя и не в полном составе, возвращается в Россию. Происходит набор новых исполнителей, и «Виртуозы Москвы» продолжают дарить радость истинным ценителям камерной музыки, что делают и по сей день.

Личная жизнь

Первой супругой маэстро стала Светла Борисовна Безродная (Левина), дочь личного врача И.В.Сталина, которая была старше Владимира на 10 лет. Она — его «коллега по цеху», скрипачка и дирижер, помогала мужу создавать оркестр. Совместная жизнь не сложилась, и союз оказался непрочным.

Второй женой была Виктория Валентиновна Постникова, лауреат международных конкурсов пианистов. Казалось, что молодожены были безумно влюблены друг в друга, и вскоре у них родился сын Александр. Но, увы, влюбленность развеялась, и паре также пришлось расстаться.

Виктория вышла замуж во второй раз за Геннадия Рождественского, и тот усыновил мальчика, который взял его фамилию. Александр — талантливый музыкант, скрипач.

После второго развода Спиваков долго не мог найти свою половинку. Однажды после концерта к нему за кулисы зашел его армянский друг Зарэ Саакянц со своей дочерью Сатеник. Несмотря на разницу в возрасте в 17 лет, девушка очень понравилась маэстро, они полночи бродили по городу, затем, расставшись, еще полночи говорили по телефону, и очень скоро Владимир Теодорович предложил своей возлюбленной руку и сердце.

С женой Сати

Сати Спивакова снимается в фильмах, ведет телепередачи, пишет книги, всегда выглядит стильной и импозантной. Музыкант называет свою жену самым большим везением в жизни. У них трое родных дочерей. Старшая, Екатерина, поэт, пишет стихи и песни, играет на фортепиано, хотя по профессии режиссер. Татьяна, средняя, флейтистка, актриса, служит в театре.

Любимица Спивакова Аня — также творческая личность, и в интернете можно найти ее клип Big Scenes, который она сама сняла под псевдонимом Анна Кова. Кроме того, на воспитании у Спиваковых была и приемная дочь Саша, ребенок его умершей сестры. Сейчас она живет за рубежом, работает в отельном бизнесе.

С женой и дочерьми

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса